Секция «Промышленная безопасность »
тельство двух новых микрорайонов Утиный плес и Белые росы, на территории которых постоянно работает тяжелая техника.
Суммарное содержание нефтепродуктов в исследуемых
почвах (мг/кг почвы): 1 - ЦПКО; 2 - о. Отдыха; 3 - о. Татышева; 4 - Стрелка;
5 - район Нефтебазы; 6 - ул. Крайняя; 7 - ДК 1 Мая; контроль - ГПЗ «Столбы»
На участках ЦПКО, о. Татышев, Стрелка и Нефтебаза были определены содержания нефтепродуктов в почве 53,54 мг/кг почвы, 32,43 мг/кг почвы, 56,67 мг/кг почвы, 48,2 мг/кг почвы, соответственно. Такие
показатели обусловлены тем, что рядом находятся крупные транспортные развязки, места несанкционированного мытья машин. На некоторых участках реки Енисей (возле ЦПКО и Стрелка) скорость течения гораздо ниже, чем по всей ее протяженности, что обуславливает застой воды.
Стоит отметить, что даже на территории заповедника «Столбы» выявлена суммарная концентрация нефтепродуктов, равная 9,6 мг/кг почвы. Это можно объяснить тем, что заповедник находится в черте города, а так же рядом с заповедником проходит федеральная трасса.
Наши исследования показали, что почвы береговой линии, подвергающиеся периодическому затоплению, загрязнены нефтепродуктами.
В почвах исследуемых участков суммарная концентрация нефтепродуктов варьирует от 32 до 105 мг/ кг почвы.
Степень вторичного загрязнения данных участков нефтепродуктами связаны с такими факторами, как близкая расположенность к большим транспортным развязкам и предприятиям, использующим и транспортирующим ГСМ, несанкционированная мойка машин в р. Енисей, разовые утечки с мест хранения нефтепродуктов, застойность вод.
© Копытов И. В., Полещук А. А., Бойкова Я. В., 2012
мг/кг ПОЧВЫ
120
Суммарное содержание нефтепродуктов
в исследуемых почвах
97,17
ъь.ь/ / 3,1 1
I 4 н, 1
1 <!,й 1
3 4 5 6
Участки исследований
7 КОНТРОЛЬ
УДК 658/562:621.396:681.5
В. В. Курчавов, Ю. С. Коннова, Д. И. Кузьминов Научный руководитель - В. М. Ильин Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Ульяновск
ЯДЕРНО-ФИЗИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ВЗРЫВЧАТЫХ ВЕЩЕСТВ
Рассмотрены ядерно-физические методы обнаружения взрывчатых веществ, используемые в современных рентгенотелевизионных установках. Определены положительные и отрицательные стороны данных методов. Предложена комплексная система выявления взрывчатых веществ.
Противодействие современному терроризму невозможно без оснащения соответствующих служб эффективными техническими средствами дистанционного обнаружения скрытых в различных объектах взрывных устройств.
Идея использования методов ядерной физики для обнаружения взрывчатых веществ (ВВ) была предложена в начале 60-х годов. Она базируется на том, что анализируя ядерные излучения можно дистанционно определить элементный состав исследуемого объекта. Уникальность такого анализа определена тем, что все ВВ имеют сочетание высоких концентраций атомов азота и кислорода [1-2].
Современные рентгенотелевизионные установки (РТУ), оснащенные соответствующими аппаратными и программными средствами обработки информации, рассматриваются в качестве доступного для пользователей оборудования и самых быстрых средств обнаружения ВВ. Привлекательность РТУ также связана с
тем, что кроме ВВ они могут обнаружить другие материалы и предметы, являющиеся объектом интереса служб безопасности, это холодное и огнестрельное оружие, наркотики и другие материалы и предметы, запрещенные к свободному перемещению через контролируемые зоны.
Мировыми лидерами в производстве РТУ являются американские компании EG&G Astrophysics Research Corp., American Science & Engineering Inc., Imatron Inc., Vivid Technologies Inc., Rapiscan Security Products, германская фирма Heimann. В России данные технические средства производят завод НПП «Дельта», НИЦ «Охрана», СНПО «Элерон», «Гро-тек», НИИИН МНПО «Спектр», НПО «Код Безопасности», ООО «Диагностика-М» [1-2]. Ими используются различные подходы к решению проблемы обнаружения ВВ.
В настоящее время в РТУ в основном использует шесть ядерно-физических методов выявления ВВ [3]:
Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Технические науки
- рентгеновский контроль;
- обратное гамма-излучение;
- метод активации тепловыми нейтронами США);
- использование пульсирующего пучка быстрых нейтронов (РБМА);
- ядерный квадрупольный резонанс С^Я, ОЯА);
- ядерный магнитный резонанс (ЯРМ).
Анализируя вышеперечисленные методы можно
придти к выводу, что ни один из них не может обеспечить полностью автоматизированного обнаружения ВВ со 100 % вероятностью и минимальным количеством ложных тревог. Поэтому, необходимо применять комплексную систему контроля багажа и ручной клади авиапассажиров на наличие ВВ, состоящую из нескольких последовательных барьеров.
1. Первый барьер оснащен РТУ, позволяющими с вероятностью 95 % обнаружить скрытые ВВ за время 6-10 с при допустимой вероятности ложных тревог не более 30 %.
2. Второй барьер предусматривает контроль лишь тех объектов, которые вызвали подозрение на наличие ВВ на первом барьере. Продолжительность контроля на втором барьере допускается до 20 с при вероятности ложных тревог не более 5 % и вероятности правильного обнаружения скрытых ВВ не менее
95 %. К таким установкам относятся, например, компьютерная томографическая системы СТХ-5000, разработанная компанией 1пу1бюп, США.
3. Третий барьер включает в себя технические средства, способные при участии оператора, за 1-2 мин выявлять наличие ВВ с эффективностью не менее 99 % при вероятности ложных тревог не более 1 %. К таким средствам относятся газоаналитические приборы, способные обнаруживать пары или микрочастицы ВВ в пробах воздуха, отбираемых с помощью специальных приспособлений.
Библиографические ссылки
1. Ольшанский Ю. И. Методы выявления взрывчатых веществ // Системы безопасности, связи и коммуникаций. 1998. Июль-август. С. 49-54.
2. Ольшанский Ю. И. Ядерно-физические методы обнаружения ВВ // Системы безопасности, связи и коммуникаций. 1998. Май-июнь. С. 82-87.
3. Волынский-Басманов Ю. М. Авиационная безопасность : учеб. пособие. М. : НУЦ «АБИНТЕХ», 2009. С. 572-576.
© Курчавов В. В., Коннова Ю. С., Кузьминов Д. И., 2012
УДК 504.062.4
М. В. Мельников, К. В. Терещенко, Н. А. Неделин Научные руководители - М. В. Чижевская, В. А. Миронова, Н. В. Фомина Сибирский государственный аэрокосмический университет им. академика М. Ф. Решетнева, Красноярск
БИОРЕМЕДИАЦИЯ ПОЧВ, ЗАГРЯЗНЕННЫХ НЕФТЕПРОДУКТАМИ
Работа освещает вопросы, касающиеся биологической очистки почв. Проведены исследования, определяющие возможность использования биомассы почвенных водорослей и биопрепарата «Тамир» для биоремедиации (биологической очистки) почв, загрязненных нефтепродуктами.
Почвы вокруг больших городов и крупных предприятий на расстоянии в несколько десятков километров загрязнены многочисленными токсичными веществами. Нефть и нефтепродукты входят в список основных поллютантов почвы. Загрязнение почв нефтью в местах ее добычи, переработки, транспортировки и распределения превышает фоновое в десятки раз.
Одним из методов очистки почв от загрязнений нефтепродуктов является биоремедиация - комплекс методов очистки вод, грунтов и атмосферы с использованием метаболического потенциала биологических объектов - растений, грибов, насекомых, червей и других организмов.
Целью наших исследований стало определение ремедиационных свойств биомассы почвенных водорослей и биопрепарата «Тамир».
Почвенные водоросли, являясь неотъемлемой частью эдафона (сообщества почвенных организмов), активно влияет на состав и свойства почв, способность почвы к самовосстановлению в результате антропогенных загрязнений.
Препарат «Тамир» - это живое сообщество 86 полезных почвенных микроорганизмов, известных в
мире как «ЕМ» (effective microorganisms), с усиленной способностью к переработке и ферментации органических отходов. Сфера применения препаратов этой серии весьма широка: от возрождения плодородия почвы и утилизации органических отходов до снижения падежа молодняка на животноводческих фермах. Однако, в качестве препарата для утилизации нефте-загрязнений в почве, «Тамир» применялся впервые.
В качестве участка исследований был выбран участок, используемый на протяжении 20 лет, для захоронения отработанного мазута (пос. Кедровый).
Для определения концентрации нефтепродуктов в почвах использовался флуориметрический метод измерения массовой доли нефтепродуктов в почве с помощью «Флюората - 02м» [ПНД Ф 16.1:2.21-98].
Исследования проводили на изолированных почвенных субстратах. Почву, загрязненную нефтепродуктами помещали в стерильные чашки Петри. В первой повторности почвенные образцы (I, II, III) не подвергались никаким воздействиям. Во второй повтор-ности почвенные образцы обрабатывались смешанной культурой почвенных водорослей («I + биомасса», «II+ биомасса», «III+ биомасса»). Почвенные образцы