Научная статья на тему '«я узнал об Ивановском семинаре через Интернет»'

«я узнал об Ивановском семинаре через Интернет» Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
32
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я узнал об Ивановском семинаре через Интернет»»

гиозных мыслителей, нет чёткого разделения философии и теологии, а сама его теология иногда носит гностический характер, который дискредитирует ее в православных и католических кругах.

Одним из главных почитателей Соловьёва является Папа Иоанн Павел II, который много раз проявлял свой интерес к его мысли.

Вл. Словьёв - это христианский мыслитель. Но он, названный М. Д'Эрбиньи «Новым русским человеком», никогда, вероятно, не будет канонизирован, как это произойдет с английским кардиналом, хотя, вероятнее всего, он уже пребывает на небе. Его труды, а именно его стихи, не являются трудами доктора церкви!

Ивановский Соловьёвский семинар - это замечательный центр соловьёвских исследований, и подобных не существует не только в России, но тем более в Западной Европе.

Желательно было бы собрать многочисленные исследования в одной или нескольких книгах и издать их на английском или французском языке, чтобы они были доступны западному читателю.

DANIELE SERRETTI

д-р филологии, профессор, доцент кафедры литературных дисциплин Istituto Tecnico Commerciale C.Battisti (Fano Italia)

Я УЗНАЛ ОБ ИВАНОВСКОМ СЕМИНАРЕ ЧЕРЕЗ ИНТЕРНЕТ

(Проф. Д. Серретти отвечает на вопросы проф. М. Максимова)

М. Максимов: Была ли случайной Ваша встреча с Владимиром Соловьёвым, и при каких обстоятельствах она произошла?

Д. Серретти: С именем Соловьёва я познакомился, когда, будучи лицеистом, читал Достоевского и по биографии его узнал о дружбе между ними, и о том, что русский философ был прототипом для Алеши (или может быть Ивана) Карамазова.

М. Максимов: Какие идеи Соловьёва, и по каким причинам Вы цените более всего? Менялись ли Ваши предпочтения на протяжении Вашей творческой жизни?

Д. Серретти: Понятие всеединства призывает нас к потребности единства между нашими идеалами и нашей жизнью, а наша жизнь сегодня отрывочная, поэтому с особенным интересом мы обращаемся к философии Соловьёва. Самая постановка проблемы, выдвигаемой Соловьёвым, об отношении между разумом и верой, имеет для нас большое значение.

На мой взгляд, кроме этого, не вторичную роль играет развитая им идея христианского единства, из-за чего у нас его имя особенно известно. Хотя мне всегда были интересны метафизические аспекты его философии, в последнее время с большим вниманием обращаюсь к его историософии.

М. Максимов: Какие проблемы Вы исследуете в наследии Владимира Соловьева?

Д. Серретти: В моей последней работе я проанализировал метафизику и эстетику русского философа. В первой части я особенно обратил внимание на проблему свободы и онтологии человека как личности. Во второй части я перевел несколько стихотворений и проанализировал их значение; наконец высказал свои соображения о влиянии Соловьёва на русских символистов.

М. Максимов: Как Вы можете охарактеризовать эволюцию рецепции философии Соловьёва на Западе?

Д. Серретти: В течении XX века появились на Западе важные издания сочинений русского философа. Во время советской России они давали возможность европейским ученым заниматься его наследием. Вообще принятие Соловьёва в Европе было положительное и на его творчество смотрели с одобрением.

Все-таки в недавнее время, оказалось как будто многие «за пиджак его тянули»: для католиков он был католиком, для протестантов как будто он был протестантом, а для русских всегда остался православным. А он, кажется, выше разделений, универсалист, как будто мост между Востоком и Западом.

М. Максимов: Как Вы оцениваете сегодняшнее отношение к Соловьёву в западной мысли?

Д. Серретти: Имя Соловьёва известно многим учёным, но немногие знают его произведения. Смотрят на него, прежде всего, как на пророка соединения Церквей. Несомненно, с этой точки зрения его личность и идеи остаются основательными в развитии диалога между католической и православной Церквами. В этом отношении, мне кажется, что многие западные учёные, с удовольствием принимая его философию из-за положительности его экуменической идеи, не обратили должного внимания на его теософскую систему взятую в комплексе.

М. Максимов: На Ваш взгляд, принят ли Соловьёв в постсоветской России и соответствуют ли его идеи сегодняшним потребностям российского общества?

Д. Серретти: На мой взгляд, замечательный факт - выпуск в постсоветской России его произведений и важных публикаций о нем. Настоящий интерес в России к Соловьёву свидетельствует, очевидно, о желании перерождения русской жизни и культуры. О том, насколько он принят, не могу судить, но самый факт, что уже несколько лет предпринимается издание его полного собрания сочинений, сам по себе значителен. Соловьёв глубоко выражает русский дух, и, вместе с тем, он - универсалист. Думаю, что широта его горизонтов и подчеркивание фундаментальной роли веры в жизни человека могут быть очень полезными факторами воспитания молодых русских поколений.

М. Максимов: Каковы, на Ваш взгляд, перспективы присутствия Соловьёва в духовной жизни человечества?

Д. Серретти: Особенно в то время, когда у нас, на Западе, доминирует этический релятивизм, и тем временем продолжается разделение между западными и восточными христианами, творчество Соловьёва представляет собой мощный ориентир в направлении диалога и единства. И для неверующих оно остается постоянным намеком о потребности восстановления христианских ценностей в обществе и в личной жизни.

М. Максимов: Как Вы узнали о деятельности Соловьёвского семинара в Иванове? Как Вы ее оцениваете? Каковы сильные и слабые стороны «Соловьёвских исследований»? Что бы Вы пожелали Семинару?

Д. Серретти: Я узнал об ивановском Соловьёвском семинаре через Интернет. Несомненно, он представляет учным уникальную возможностью заниматься таким важным автором для всей русской и европейской культуры, каким является Соловьёв. Открытие журнала «Соловьёвские исследования», вмещащего самые разные голоса настоящего философского мышления, - это большой плюс в работе Семинара. Можно улучшить полиграфию, но это - совсем вторичный аспект. Желаю Семинару, чтобы он стал серьёзным ориентиром во всем научном мире: для тех русских учёных, которые занимаются Соловьёвым и для тех иностранцев, которые намерены установить с ними настоящий диалог.

Н. Г.МОЗГОВАЯ

д-р филос. наук, профессор кафедры философии Национального педагогического университета им. М.П. Драгоманова, г. Киев, Украина

РАЗМЫШЛЕНИЯ О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЛОВЬЁВСКОГО СЕМИНАРА И ЕГО ИЗДАНИЯХ

Постоянно действующий научный семинар по изучению философского, литературного и публицистического наследия Вл. Соловьёва, как известно, осуществляет свою деятельность на базе Ивановского государственного энергетического университета с 1999 г. Учредитель семинара - кафедра философии ИГЭУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.