Научная статья на тему 'Я слушал Великого асмуса. . . '

Я слушал Великого асмуса. . . Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
169
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.Ф. АСМУС / АНТИЧНАЯ И КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ / ЛОГИКА / ЭСТЕТИКА / ЧЕЛОВЕК ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКОЙ ШИРОТЫ ПОЗНАНИЯ И КУЛЬТУРЫ / ФИЛОСОФ ОТ БОГА / V.F. ASMUS / ANTIQUE AND CLASSICAL GERMAN PHILOSOPHY / LOGICS / AESTHETICS / MAN OF ENCYCLOPEDIA RANGE OF KNOWLEDGE AND CULTURE / PHILOSOPHER FROM GOD

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Антонов Владимир Иосифович

В статье представлены авторские воспоминания о выдающемся философе ХХ столетия, докторе философских наук, профессоре Московского университета В.Ф. Асмусе. В ней говорится о высочайшем профессионализме, многогранном таланте ученого и прекрасном педагогическом даре, присущем В.Ф. Асмусу как классическому университетскому профессору. В статье прослеживаются не только интересные, содержательно насыщенные, но и драматические моменты в жизни и творчестве философа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

I was lucky to attend lectures of great Asmus

The article presents the author's recollections on V.F. Asmus, a prominent philosopher of the twentieth century, professor of Moscow State University. The author tells about highest professionalism and multifaceted talent of the scholar, about his outstanding gift inherent in a classical university teacher. The article traces not only interesting, meaningful, but dramatic moments in professor V.F. Asmus's personal and professional life.

Текст научной работы на тему «Я слушал Великого асмуса. . . »

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 7. ФИЛОСОФИЯ. 2010. № 2

ИЗ ИСТОРИИ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

В.И. Антонов*

Я СЛУШАЛ ВЕЛИКОГО АСМУСА...

В статье представлены авторские воспоминания о выдающемся философе ХХ столетия, докторе философских наук, профессоре Московского университета В.Ф. Асмусе. В ней говорится о высочайшем профессионализме, многогранном таланте ученого и прекрасном педагогическом даре, присущем В.Ф. Асмусу как классическому университетскому профессору В статье прослеживаются не только интересные, содержательно насыщенные, но и драматические моменты в жизни и творчестве философа.

Ключевые слова: В.Ф. Асмус, античная и классическая немецкая философия, логика, эстетика, человек энциклопедической широты познания и культуры, философ от Бога.

V.I. Antonov. I was lucky to attend lectures of great Asmus

The article presents the author's recollections on V.F Asmus, a prominent philosopher of the twentieth century, professor of Moscow State University. The author tells about highest professionalism and multifaceted talent of the scholar, about his outstanding gift inherent in a classical university teacher. The article traces not only interesting, meaningful, but dramatic moments in professor V.F Asmus's personal and professional life.

Key words: VF. Asmus, antique and classical German philosophy, logics, aesthetics, man of encyclopedia range of knowledge and culture, philosopher from God.

30 декабря 2009 г. исполнилось 115 лет со дня рождения, а 5 июня 2010 г. исполняется 35 лет со дня смерти выдающегося философа-мыслителя ХХ столетия, крупнейшего специалиста в области истории философии, логики, эстетики, теории культуры, профессора Московского университета Валентина Фердинандовича Асмуса. Воспоминания автора продиктованы желанием отдать дань высокого уважения к имени философа — человека широчайших научных, литературных и художественных интересов, истинного знатока философии во всем многообразии и многосложности ее исторических этапов и направлений. Он был подлинным профессионалом, достигшим необыкновенной глубины понимания сущности, природы и специфики историко-философского знания.

* Антонов Владимир Иосифович — доктор философских наук, профессор Восточно-Сибирского государственного технологического университета, заслуженный деятель науки РФ, советник Президента Республики Бурятия, тел.: 8 (301-2)-416-288; e-mail: wlanto@rambler.ru

Мне и моему курсу когда-то несказанно повезло: в 1969/70 учебном году последний год античную философию нам читал сам Валентин Фердинандович Асмус. Кстати, студенты последующих курсов из-за этого нас нередко называли «счастливчиками». Но, как бывает в жизни, ощущение такого счастья проявилось многими годами позднее, даже по прошествии десятилетий.

Мне хорошо запомнился тот пасмурный октябрьский день 1969 г., когда я впервые увидел Валентина Фердинандовича Асмуса в лекционной аудитории старого корпуса философского факультета на Моховой. Кто-то из наших сокурсников тогда сказал перед его лекцией, что сейчас к нам придет ее читать живой классик. И информация мгновенно стала распространяться по аудитории, вызывая у одних удивленные возгласы, у других молчаливое изумление на лицах. Многие в тот момент с нескрываемым любопытством устремили свои взоры на двери лекционного зала, откуда должен был с минуты на минуту появиться профессор Асмус.

Когда в аудиторию немного замедленным шагом вошел почтенного возраста старец в темно-сером, слегка выцветшем костюме, с изрядно потрепанным, видавшим виды, но крепким кожаным портфелем, то сразу же прекратился естественный (предлекцион-ный) гул и установилась тишина. В этой тишине нетрудно было почувствовать наше затаенное дыхание и ожидание чего-то нового, необычного.

Валентин Фердинандович свой авторский лекционный курс начал не сразу с античной философии. Его первые лекции были посвящены философии Древнего Востока. На них мы, будучи еще неотесанными студентами, узнали много интересного и неизвестного из древнекитайской и древнеиндийской философии. При всей его академической выдержанности профессор В.Ф. Асмус о множестве философских учений и школ времен Древнего Востока всегда говорил увлеченно, с каким-то упоением. Сочетание этих стилей — строгого, беспристрастно-логичного и живого, личностного — невольно втягивало нас в непростой процесс восприятия и понимания излагаемого материала.

Градус интереса к философии пошел на заметное повышение, когда В.Ф. Асмус начал лекцию об античных мыслителях. Тогда всем нам стало видно и понятно, что Валентин Фердинандович и вовсе окончательно вошел в свою стихию. Поэтому ощущение получалось такое, что временами на его лекциях мы как бы оказывались в мире античных образов, в мире Демокрита, Платона или же Аристотеля. Наше воображение усиливало и то обстоятельство, что профессор В.Ф. Асмус на лекциях время от времени легким и аккуратным движением ладони отмахивал назад падавшую на лицо седую прядь. От этого казалось, что к нам спустился и перед нами глаголет сам античный философ.

А с какой любовью, с какой нежностью и бережностью выговаривал он тогда еще малознакомые нам философские понятия и термины, называл имена, труды и диалоги античных философов! До сих пор мы помним интонацию, с какой В.Ф. Асмус произносил имена древнегреческих мыслителей: Фалес, Анаксимандр, Анакси-мен, Ксенофан, Гераклит Эфесский, Парменид, Зенон из Элеи, Эмпе-докл, Анаксагор, Левкипп, Сократ и т.д. Валентин Фердинандович любил на лекциях обращаться к самим сочинениям античных философов, написанным в большей степени в форме диалогов, которые в его устах звучали как-то необычно и удивительно выразительно, например диалоги Платона «Протагор», «Пир», «Федон», «Кратил», «Федр», «Теэтэт», «Парменид», «Тимей», «Критий», «Государство», «Политик», «Законы». То же самое, к примеру, наблюдалось, когда он говорил о знаменитых трактатах «Аналитики», «Топика», «Метафизика», «О душе», «Политика» Аристотеля. В этой связи хотел бы отметить, что не без влияния профессора В.Ф. Асмуса и прочитанного им курса античной философии летом 1970 г. студенческий строительный отряд, образованный из наших однокурсников, получил название «Апейрон» (т.е. «беспредельное», считавшееся первоначалом всего сущего в учении милетского философа Анакси-мандра, жившего в конце VII — первой половине VI в. до н.э.).

Итак, В.Ф. Асмус ассоциировался у нас зачастую с образом человека как бы трансцендентного по отношению к нашему времени, он воспринимался нами как живой символ какого-то другого ци-вилизационного измерения. Метафорически говоря, он воплощал в себе дух инобытия времени, отстоявшего от нас более чем на двадцать веков. Но это нами, разумеется, понималось не в мистическом значении, а в смысле обладания профессором Асмусом особой способностью и талантом сдвинуть «плиты» сегодняшнего времени, заглянуть и открыть далекие, малодоступные для его современников глубины. Даже листы, в которые он заглядывал при чтении лекций и многие из которых были не один раз перечеркнуты и дополнены рукою Валентина Фердинандовича, отражали налет давно минувших лет. Но вместе с тем Асмус был нашим современником, которого отличало то, что он был ученым-мыслителем, глубоко проникшим в суть философии античной эпохи.

Мне на всю жизнь запомнились те лекции, где Валентин Фер-динандович проникновенно говорил нам об апориях Зенона, о диалектике Сократа, атомистике Демокрита, идеях Платона, об аристотелевской силлогистике. Но и многое другое из того, что нам прочитал профессор В.Ф. Асмус, вспомнится, стоит только поглубже покопаться в «кладовой» памяти.

И так действительно происходит. Вспоминается, как Валентин Фердинандович постепенно нагружал нас новыми терминами и по-110

нятиями, формируя наш научно-познавательный интерес. Большое впечатление на нас, как мне сейчас ясно представляется, производила интонация, с которой он произносил эти термины. А делал он это с каким-то внутренним трепетом, лелеющим голосом, словно имел дело не с сухими философскими понятиями, а с маленькими и нежными детьми. Между тем, если иметь в виду, к примеру, философское учение Аристотеля, речь шла о ключевых терминах, отражавших сущностные основы его взглядов на мир, его онтологию, теорию познания и логику. И как тут не вспомнить в первый раз услышанные из уст профессора В.Ф. Асмуса понятия из аристотелевской философии и логики: аподейктика, архе, нус, материя, форма, эйдос, энергия, энтелехия, энтимема, эпагоге и т.д. На лекциях Валентина Фердинандовича мы не только впервые услышали, но и усвоили, что аподейктика, в отличие от диалектики, представляющей разновидность мнения, образует область достоверного знания, что энтелехия — это то, что окончательно состоялось, осуществилось как актуальная действительность предмета, явления, то, что выражает в яви единство материальной, формальной, действующей и целевой причины. Поэтому, в отличие от энергии, означающей, по Аристотелю, действие, переход от возможности к действительности, энтелехия есть конечный результат этого перехода. Также нами было понято, что материя, согласно Аристотелю, является чистой возможностью, а к понятию формы ее приближает именно энтелехия как противоположность потенциальности. На лекциях профессора мы уяснили и то, что архе как сущностные начала, как высшие принципы научно-философского знания недоказуемы и постигаются в большей мере благодаря интеллектуальной интуиции — нусу (особый мыслящий ум) либо частично с помощью эпагоге — индукции. Разумеется, большой интерес на лекциях Валентина Фердинандовича у нас вызывало понятие эйдоса, которое Платоном трактовалось как синоним (особая разновидность) идеи, как нечто трансцендентное, умопостигаемое, существующее отдельно от единичных вещей и которому Аристотель в полемике с платоновскими эйдосами-идеями дает новое понимание и значение как имманентной формы, неотделимой от материального субстрата, а также как чистого эйдоса — первой сущности.

Конечно же профессор В.Ф. Асмус говорил о «хрестоматийных» вещах из античной философии. Но все дело заключалось не только в том, что он давал в своем лекционном курсе, а в том, как он преподносил эти вещи. Его голос, адекватно настраиваясь на первичную основу излагаемого материала, в том числе на язык оригинала, всегда насыщался разнообразием тончайших модуляций. Поэтому за сказанным ощущался какой-то необычный урок красоты и гармонии, овеянный духом Античности. Это невольно способствовало

обострению коллективного слуха аудитории, что происходит, например, я не побоюсь такого сравнения, на концерте классической музыки. И неудивительно, что Валентин Фердинандович покорил нас с первых же лекций.

Профессор В.Ф. Асмус запомнился своей манерой держаться перед аудиторией. Эта манера напоминала о старинной учтивости и особом чувстве спокойного достоинства.

По мере дальнейшего изучения истории философии на последующих курсах нам стало ясно, что профессор Асмус — мэтр не только в кругу отечественных исследователей античной мысли. Во время изучения европейской философии ХУП—ХУШ вв. нам в числе рекомендованной литературы были названы его труды, посвященные философии Ф. Бэкона, Р. Декарта, Б. Спинозы. А когда на третьем курсе мы приступили к постижению немецкой классической философии, то опять удостоверились, какой же философский гигант этот Асмус! Кстати, еще в наши студенческие годы издательством «Наука» был выпущен его фундаментальный труд «Иммануил Кант» (1973), подтвердивший, что В.Ф. Асмус обладает неписаным статусом главного кантоведа страны.

Сказанного, однако, совершенно недостаточно для полноценной характеристики научно-философского универсализма профессора В.Ф. Асмуса. Поэтому вновь прибегну к некоторым фактам из студенческих лет, из времен учебы на философском факультете МГУ. Я хорошо помню, как осенью 1971 г. заведующий кафедрой исторического материализма профессор И.Д. Панцхава на одной из своих лекций настоятельно рекомендовал нам ознакомиться с работой В.Ф. Асмуса «Маркс и буржуазный историзм», которая была издана в Москве—Ленинграде еще в 1933 г., затем включена во второй том «Избранных философских трудов», выпущенных в Москве в 1971 г. Также я отчетливо припоминаю другие факты. Так, заведующий кафедрой логики доцент А.А. Старченко во время чтения курса формальной логики во втором семестре (1970) назвал классическим логическим трудом работу В.Ф. Асмуса «Учение логики о доказательстве и опровержении», изданную в 1954 г. Весной 1972 г. доцент кафедры диалектического материализма (ныне профессор) Е.И. Кукушкина, давая задание на следующее семинарское занятие по теме «Формы и методы научного познания», посоветовала студентам нашей группы проштудировать соответствующие разделы книги В.Ф. Асмуса «Проблемы интуиции в философии и математике» (М., 1965). В этой связи не премину напомнить вот о чем. В 1968 г. девятый чемпион мира по шахматам (1963—1969) Т.В. Петросян защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата философских наук. Она посвящалась проблеме интуиции в шахматной игре. В качестве первого оппонента на защиту 112

диссертации пригласили не кого-нибудь, а именно профессора В.Ф. Асмуса, что было вполне закономерно. И он квалифицированно, как подобает высококлассному специалисту, выступил на ней, вызвав особое уважение со стороны соискателя.

Будучи человеком энциклопедической широты познания и культуры, Валентин Фердинандович Асмус развернул и исследовал мощные пласты и в области историко-культурных, эстетических и литературоведческих исследований. Как пишет профессор А.П. Алексеев, «нельзя не отметить гуманистическую направленность его философских, культурологических, литературоведческих трудов, утверждавших право человека на духовность, на творческую жизнь и индивидуальную свободу. В этом отношении характерна, например, его статья "Шиллер об отчуждении в культуре XVIII в.", где Асмус дает глубокий анализ сущности и причин отрицательного воздействия на человека и на развитие культуры разделения труда, специализации в различных общественных формациях, особенно при капитализме. Он утверждал, что узкий профессионализм труда ведет к "искалечению личности", обусловливает "трагизм личности, разорванной между естественным... и законным стремлением к всесторонности, гармоничности... всех потребностей, запросов, всех сторон духовной жизни и между вынужденным чрезмерным развитием какой-нибудь... одной узкой способности в ущерб всему остальному, живому... но подавленному и неудовлетворенному..."» [А.П. Алексеев, 2002, с. 69].

Поражает глубина профессионального понимания профессором Асмусом творчества великих поэтов, писателей, музыкантов, театральных деятелей, о чем мы в студенческие годы не то что не знали, но просто даже не догадывались. Об этом многим из нас стало известно значительно позднее, по мере нашего профессионального и научно-творческого роста. Например, настоящее удивление и восхищение мы испытали, когда узнали о том, что целый ряд его работ был посвящен И.Ф. Гёте, А.С. Пушкину, П.Я. Чаадаеву,

A.С. Грибоедову, М.Ю. Лермонтову, Л.Н. Толстому, Н.Г. Чернышевскому, русским символистам, М.П. Мусоргскому, К.С. Станиславскому, А.Н. Скрябину.

Еще в студенческие годы нам стало известно, что профессор

B.Ф. Асмус как один из авторов многотомной «Истории философии» в годы Великой Отечественной войны удостоился Сталинской премии. Но фактически вышло в свет три тома (1940—1943). Эти книги в студенчески-аспирантской среде получили устойчивое рабочее название «Серая лошадь». Выход последующих томов запретили, так как опубликованный третий том идеологами ЦК КПСС был признан политически зловредным. При этом острие идеологического «разоблачения» в контексте шедшей тогда войны

8 ВМУ, философия, № 2 113

с фашистской Германией направлялось против того раздела, который посвящался классикам немецкой философии, т.е. в «содеянном», по сути, обвинялись его авторы. В их числе был назван и В.Ф. Асмус. Но об этом в наши студенческие 70-е гг. как-то не принято было говорить вслух, во всеуслышание, с трибуны или же с кафедры. Все-таки время, несмотря на определенные брежневские послабления, оставалось по-прежнему идеологизированным. Поэтому эту тему обсуждали, как правило, кулуарно, неофициально, в неформальных и доверительных кругах.

Как нам рассказал на семинарских занятиях по истории философии доцент (ныне профессор) В.С. Костюченко, Валентин Фер-динандович Асмус защитил докторскую диссертацию еще за год до начала Великой Отечественной войны. Посвятил ее эстетике Древней Греции. По словам Владислава Сергеевича, это была первая публичная защита в Институте философии АН СССР.

Но сколь трудно профессору Асмусу было по жизни, что пришлось ему испытать при этом, какие драматические моменты разыгрывались вокруг его творческой деятельности, нам в студенческие годы было абсолютно неведомо, как, впрочем, и в последующие два десятилетия.

Между тем ему в своем философском творчестве пришлось выдержать, пережить такие сложности, такие перипетии, что мало не покажется даже человеку с очень крепкой натурой. Об этом убедительно, с предельной правдивостью и точностью сказано в статье профессора кафедры истории зарубежной философии МГУ В.В. Соколова, хорошо запомнившегося нам, студентам 70-х гг., своими яркими и эмоциональными лекциями по средневековой философии. Статья так и называется: «В.Ф. Асмус и драматические моменты его философского творчества и философской жизни». Опубликована она в журнале «Вопросы философии» [см.: В.В. Соколов, 2009, № 2].

Внимательно вчитываясь в замечательную статью профессора В.В. Соколова, все время задавался вопросом: как В.Ф. Асмусу удалось уцелеть даже физически, если иметь в виду его многочисленные «связи» и прямое отношение к врагам советской системы, в особенности в сталинскую эпоху, ведь расправиться с ним могли еще в 1919 г., когда он закончил философское отделение Киевского университета? Его учителями по университету были А.Н. Гиляров, В.В. Зеньковский, Е.В. Спекторский (Зеньковский и Спекторский стали белоэмигрантами еще до отплытия в 1922 г. знаменитого философского парохода). Только за одно это молодого Валентина Асмуса могли расстрелять. Имелось «полное основание» (с учетом времени) приговорить его к высшей мере наказания или же к длительному тюремному заключению и за то, что на его «Очерки 114

истории диалектики в новой философии» (1930) одобрительный отзыв написал идейный враг советской власти Н.А. Бердяев, который был одним из главных пассажиров на философском пароходе в 1922 г. После высылки из страны он организовал в Париже свой журнал «Путь».

Как пишет профессор В.В. Соколов, «книга В.Ф. Асмуса (имеется в виду его работа "Маркс и буржуазный историзм". — В.А.) была единственной философской книгой, вышедшей в год 50-летия со дня смерти Маркса, что не удержало М.Б. Митина от публикации в "Правде" погромной рецензии на нее. В рецензии доказывалось, что автор игнорирует основной вопрос философии! В последующие годы непродолжительное литературное сотрудничество с Н.И. Бухариным снова подвело В.Ф. Асмуса к опасной черте (в стенной газете Института философии после известного политического процесса марта 1938 г. появилась статья Кеменова, видного тогда литературно-политического деятеля, утверждавшего, что Асмус был "тенью" Бухарина)» [там же, с. 100].

Даже в годы так называемой «оттепели» не обходилось без агрессивных нападок на В.Ф. Асмуса, без попыток идеологического осуждения его за какой-нибудь конкретный «проступок». Так, «появилась, — отмечает профессор В.В. Соколов, — одна тучка, когда в 1960 г. на похоронах Б.Л. Пастернака, травля которого за публикацию "Доктора Живаго" продолжалась и посмертно, его близкий друг (т.е. В.Ф. Асмус. — В.А.) построил свою надгробную речь вокруг идеи, согласно которой конфликт большого поэта и писателя не был конфликтом только с советской эпохой, но и со всеми эпохами. Руководящие профессора философского факультета МГУ на заседании Ученого совета устроили агрессивную проработку недавнему оратору за то, что он в своей речи не осудил покойного "клеветника" на советскую действительность. В процессе проработки один из профессоров убежденно доказывал, что не обязательно читать "Доктора Живаго", ибо антисоветская суть автора сформулирована во многих его стихах. Прорабатываемый не посыпал свою голову пеплом, умело защищался, но, имея богатый опыт прошлых проработок, решил было покинуть философский факультет МГУ и перейти в сектор эстетики Института мировой литературы (где он работал по совместительству). Однако времена все же изменились, "высшие инстанции" не поддержали прора-ботчиков и все сделали вид, что Асмуса никто не трогал» [там же, с. 101].

После разного рода нападок В.Ф. Асмус имел необыкновенную способность возрождаться как бы заново, но уже на новой ниве творчества. Это происходило благодаря его необъятному и многостороннему дару, профессиональной широте и масштабности.

Когда В.Ф. Асмуса в 30-е гг. обвинили в игнорировании основного вопроса философии, в «бухаринизме», он переключился на вопросы истории и теории эстетики. После запрета специальным постановлением ЦК ВКП(б) в 1944 г. издания четвертого и последующих томов «Истории философии» и крайне политизированной и идеологизированной дискуссии, развернувшейся в 1947 г. по книге Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии», сводившей к минимуму преподавание истории домарксистской философии и, по существу, приостановившей исследовательскую работу в этой области, профессор В.Ф. Асмус опять творчески перестроился и стал интенсивно заниматься логикой. Уже в том же 1947 г. он выпустил солидное учебное пособие, где представил систематически разработанный курс традиционной (формальной) логики. Логическая проблематика увлекала его вплоть до 1956 г., когда вышла в свет коллективная монография «Логика». Одним из ведущих авторов в ней был В.Ф. Асмус.

Наступившая после ХХ съезда КПСС «оттепель» и в общественных, в том числе в философских, науках «дала проф. Асмусу возможность перейти с кафедры логики на кафедру истории зарубежной философии, на которой он и проработал последующие двадцать лет. История философии оставалась главной научной любовью В.Ф. Асмуса. Он читал общие и специальные курсы по истории античной, новой и новейшей истории философии в студенческой, аспирантской, преподавательской аудиториях. Как всегда эти лекции отличали ясность, содержательность, непринужденная и изящная стилистика» [там же, с. 100].

Вот такого в высшей степени неординарного, многогранно талантливого, нравственно чистого, глубоко порядочного профессора мне посчастливилось послушать когда-то. Да, я слушал великого Асмуса, философа от Бога. И этим всегда горжусь.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев А.П. Асмус Валентин Фердинандович // Философы России Х1Х—ХХ столетий. М., 2002.

2. Соколов В.В. В.Ф. Асмус и драматические моменты его философского творчества и философской жизни // Вопросы философии. 2009. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.