| ТЕМА НОМЕРА | ISSUE SUBJECT
EDN: WXYTCC УДК 75.03.04
“ГМ WALKING AROUND KRASNOYARSK” THE EXPERIENCE OF CREATING A SMALL-FORMAT BOOK BY DESIGN STUDENTS
Valeria A. Ivanova Alena P. Egarmina Maria A. Ratynskaya
Siberian Federal University Krasnoyarsk, Russian Federation
Abstract: The article discusses the main stages of work on the assignment “I am walking around Krasnoyarsk”, carried out as part of educational practice by Siberian Federal University design students majoring in “Graphic Design” at the end of thefirst year of study. The specifics of this practice are indicated, as well as its connection with design and propaedeutic disciplines. The features of working with architectural objects, the transformation of a threedimensional image into a two-dimensional one, the possibilities of graphic materials and the algorithm for forming the figurative content of the image are considered.
Keywords: student designers; creative practice; Krasnoyarsk; architectural monuments of the city; artistic image.
Citation: Ivanova U A., Egarmina, A. P, Ratynskaya, M. A. (2023). “I’M WALKING AROUND KRASNOYARSK”. THE EXPERIENCE OF CREATING A SMALL-FORMAT BOOK BY DESIGN STUDENTS. Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. Izobrazitel'noe iskusstvo Urala, Sibiri i Dal'nego Vostoka.Fine art of the Urals, Siberia and the Far East. T. 2, № 4 (17), pp. 94-103.
В. А. Иванова А. П. Егармина M. А. Ратынская
Сибирский федеральный университет Красноярск, Российская Федерация
«Я ШАГАЮ ПО КРАСНОЯРСКУ». ОПЫТ СОЗДАНИЯ МАЛОФОРМАТНОЙ КНИГИ СТУДЕНТАМИДИЗАЙНЕРАМИ
В статье рассмотрены основные этапы задания «Я шагаю по Красноярску», выполняемого в рамках учебной практики студентами-дизайнерами СФУ, обучающимися по специальности «Графический дизайн», по окончании первого курса. Обозначены особенности данного вида деятельности, а также выявлена взаимосвязь со специальными дисциплинами, пропедевтическими и проектными. Рассматриваются особенности работы с архитектурными объектами, трансформация объемного изображения в двухмерное, возможности художественных материалов и алгоритм формирования образного содержания малоформатной книги.
Ключевые слова: студенты-дизайнеры; малоформатная книга; творческая практика; Красноярск; архитектурные памятники города; художественный образ.
Я шагаю no городу, В сердце радость поет. Все здесь близко и дорого, Все здесь наше, мое. «Песня о Красноярске». Слова: П. Чижова.
Музыка: А. Масленникова1
В Красноярске достаточно зданий, вызывающих восхищение. Это место, где хочется жить и творить, а прогулки по его улицам одновременно успокаивают и вдохновляют на создание графических или живописных произведений, посвященных ему. Наш мегаполис живой и постоянно меняющийся, памятники архитектуры переносят нас в разные исторические эпохи и позволяют погрузиться в атмосферу дореволюционного города или почувствовать энтузиазм, свойственный 1960-1970-м гг., когда он особенно активно развивался и застраивался.
Необходимо отметить, что сохранившиеся исторические постройки (храмы, музеи и мемориальные здания) порождают интерес к прошлому краевого центра, позволяют представить, как привычные глазу улицы и площади выглядели прежде. Также в этом помогают творения красноярских живописцев и графиков (Д. И. Каратано-ва2, А. П. Лекаренко3, А. Г. Поздеева4 и Б. Я. Ряузо-ва5), которые писаны с глубоким чувством любви к столице нашего края, с уважением к ее истории.
Изучая пейзажи, выполненные нашими земляками, можно понять, как изменялся город, как рос и развивался, как в его облике отражались перемены в жизни общества. Красноярск в произведениях наших мастеров воспринимается каждый раз иначе. Он может казаться совсем чужим, а в другой раз легко узнается, хотя и предстает в неожиданном ракурсе. Он может быть пафосным, официальным или лирическим, поэтичным, но всегда он неизменно прекрасен. Приведем в качестве примера натурный этюд А. Г. Поздеева «Набережная. Речной вокзал» [1], написанный в 1960 г.
В 2028 г. краевой столице исполнится 400 лет. На базе СФУ был создан Институт города6, позволяющий сообща действовать дизайнерам и архитекторам, а также всем заинтересованным гражданам, занимающимся урбанистикой на городском и краевом уровнях, а также российским и зарубежным специалистам. В 2021-2022 гг. в программу прохождения учебной практики для студентов кафедры «Дизайн» СФУ7 было внесено по рекомендации доцента кафедры Н. М. Зими-
ной8 задание, которое получило условное название «Я шагаю по Красноярску». Оно заключалось в том, чтобы выполнить в материале малоформатную книгу, состоящую из 16 видов архитектурных объектов, расположенных на территории города. Допускалось включение текста, но особо приветствовалась работа по наполнению графических листов изображениями, в основе которых знаки и символы, определяющие образное содержание. Поощрялось усиление выразительности через использование фактур стен здания и трансформации деталей выбранного объекта.
Далее обозначим, что виделось нам под понятием «город», которое определяется развитием как технических, так гуманитарных наук. В разные исторические периоды данный концепт мог наполняться диаметрально противоположными смыслами. Иными словами, для художников мегаполис мог определяться как положительное
явление, так и отрицательное. Он мог символизировать прогресс человеческой цивилизации, а также, наоборот, считаться виновником ее «кризиса и гибели» [2, с. 175]. Несмотря на это, необходимо признать, что он демонстрирует технологические достижения, являясь сосредоточением как инженерных, так и архитектурных сооружений. Ученые-урбанисты, рассуждая об его характерных особенностях, упоминают, что «современный город - это не только уникальное архитектурное образование, имеющее свое историческое прошлое, настоящее и будущее, это еще и культурно-психологическая система» [5, с. 654], которая определяет особые условия существования ее жителей. При этом заметим, что в городской среде зарождаются мысленные образы, формирующие представления горожан о месте своего проживания. Вся городская среда несет на себе следы культурной деятельности людей,
которые ярко отражены в архитектуре. Отметим также, что Красноярску свойственен свой особый, характерный только для него внешний вид и ментальный образ.
Многие исследователи склонны полагать, что современный город обрел для человека универсальный статус, став многоликим. Можно сказать, что сколько сумеет увидеть образов города художник, столько у него и обликов. Мы склоны конструкт «город» понимать как пространство, заполненное строениями из бетона и стекла, в котором человек имеет больше возможностей для работы и творчества. Для мегаполисов характерны многополосные автодороги и проспекты, по которым движение не прекращается и в ночное время. Все эти размышления по поводу города вообще и Красноярска в частности легли в основу образного содержания малоформатной книги, которая должна была состоять из 16 изображений или 8 разворотов и иметь размер, не превышающий размера формата А5.
Среди образовательных задач данного задания была подготовка к нашей будущей дизайнерской деятельности, а также формирование соответствующих профессиональных компетенций в области графического дизайна вообще и в частности работы с макетированием полиграфической продукции. Нам предстояло углубить свои знания в профессии, получить весьма полезный опыт. Городское пространство стало для нас источником познания окружающего мира, анализа происходящих событий, их осмысления, источником идей, которые мы можем использовать в дальнейшем. Мы понимаем теперь, почему данному этапу в учебном процессе придается такое большое значение [3].
В ходе учебной практики нам удалось также приобрести новые и закрепить уже полученные навыки по рисунку и живописи, а собранный этюдный материал оказался полезным в нашей дальнейшей деятельности. Процесс работы над малоформатной книгой способствовал развитию умения находить адекватный образный язык для решения текущих учебных задач. Также отметим, что все это помогало развитию образного мышления и чувственно-эмоционального восприятия.
Анализируя в ходе своей работы архитектурные объекты города, мы рассматривали их с разных точек зрения. Сопоставляли крупные планы и подробные, очень детализированные изображения. Выполненные зарисовки архитектурных форм стали основой для итоговых постраничных
разворотов книги. Нам важно было найти оптимальный графический язык и сформировать образное содержание для создания стилизованных изображений частей одного из архитектурных сооружений города Красноярска, выбранного нами. В результате удалось создать указанные в задании 16 изображений избранного архитектурного объекта, которые имели общее содержание и пластическое решение. Они были собраны, обработаны на компьютере, распечатаны. Так появились наши малоформатные книги, состоящие из стилизованных изображений одного из знаковых зданий города Красноярска.
Необходимо также сказать, что книгу, которую мы сделали, можно отнести к разряду так называемых «виммельбухов», или «мельтешащих книг». В таких изданиях практически отсутствует текст, но есть большое количество различных изображений. Это могут быть фотографии или рисунки. Али Митгуша9 принято считать изобретателем таких книг. За 17 лет он совершил несколько кругосветных путешествий, а затем стал заниматься созданием иллюстраций для книг. В истории искусства есть примеры прообразов таких сильно детализированных изображений, например, картины Питера Брейгеля и Иеронима Босха. Наша книга отличается от таких книг лаконичностью изображения и самым необходимым набором деталей без излишней дробности.
В ходе работы мы руководствовались тем, что книга должна соответствовать всем требованиям, предъявляемым к произведениям искусства. Иллюстрация понималась нами как основной конструктивный элемент книги, взаимосвязанный и взаимозависимый от образного содержания издания, которому подчиняются также параметры ее оформления.
Мария Ратынская выбрала для своей книги здание библиотеки СФУ Она впервые оказалась в Красноярске на дне открытых дверей, который проходил в здании библиотеки. Оно показалось ей невероятно красивым и необычным. Такого здания в ее родном Абакане не было. За время учебы она привыкла к его виду, оно перестало казаться ей интересным, но она все-таки решила выбрать его для выполнения задания по практике. Уже в процессе работы, изучая здание библиотеки досконально, она вспомнила, чем же оно ей так понравилось. Ровная поверхность стен, изобилующих окнами, и четкие линии перекрытий создают, по ее мнению, простую и понятную структуру, которую легко разбить на части.
Вообще эта практика стала для нее новым этапам в развитии. В течение пяти лет обучения в художественной школе Абакана она привыкла ходить по городу с этюдником и зарисовывать все, что увидит на своем пути. К концу обучения Мария устала от этого. Работа по созданию малоформатной книги, содержащей рисунки только одного здания, стала для ее новым занятием. Возможно, поэтому она с большим воодушевлением выполняла задание. Укажем также, что Валерия Иванова взяла для работы здание Речного вокзала, а Алена Егармина выбрала здание Красноярской филармонии.
Далее кратко охарактеризуем каждый из этапов выполнения задания. В самом начале работы над малоформатной книгой, посвященной одному из архитектурных объектов города Красноярска, например историческому зданию Речного вокзала10, необходимо было сделать натурные зарисовки, направленные на выявление его расположения в пространстве и особенностей формы при помощи конструктивного построения и светотени. Требовалось достичь соединения линейно-конструктивного и тонального рисунка, чтобы показать характерные черты избранно-
го объекта, особенности строения, сопряжение форм. На данном этапе нужно было продемонстрировать все умения и навыки, приобретенные в течение учебного года на занятиях по академиче скому рисунку. Здесь мы выражаем благодарность нашему преподавателю, профессору А. В. Сорокину11. Мы стремились к тому, чтобы зарисовки с натуры были пластически выразительными и соответствовали эстетическим требованиям, а также точно передавали пространственное расположение и форму изображаемого объекта архитектуры.
Отметим также, что поиск верного пластического решения для создания книги дался нам не легко, только благодаря пристальному изучению объекта и анализу множества возможных вариантов решения образа здания мы достигли положительного результата. Если попытаться дать совет будущим практикантам, то скажем, что каждый рисунок должен быть сделан с пониманием поставленной задачи, а моделирование формы должно соответствовать принципам изобразительного искусства.
Задание «Я шагаю по Красноярску» помогло нам в работе с объектами архитектуры в следующем учебном году: нам было проще и понятнее работать над их стилизацией, преобразовывать реальное изображение здания до знака или символа. Скажем и том, что в этом задании переплетаются как узкоспециальные дизайнерские дисциплины, так и академические, например, рисунок или живопись. Очень важно при этом, чтобы работа осуществлялась системно и поэтапно.
После первого, натурного этапа можно начинать работу над поиском пластической выразительности объекта, выделения его характерных особенностей. Наполнение образного содержания предполагает насыщение изображения скрытыми, неявно выраженными дополнительными смыслами. Здесь может быть использовано такое средство композиции, как трансформация формы, выявляющее уникальные образные характеристики избранного нами архитектурного объекта. Мы также использовали стилизацию формы: уплощение, упрощение конструкции, изменение контура объекта, уменьшение деталировки, обобщение или усложнение, добавление отсутствующих в натуре деталей.
Очень нам помогало то, что мы шли по пути поиска метафор, подключали к работе свое образное мышление. Нам было рекомендовано руководителем практики, Сериковой Татьяной Юрьевной12, в самом начале работы дать своему произведению название. Например, книге о здании библиотеки СФУ подойдет - «Летними короткими ночами», архитектурный комплекс Красноярской краевой филармонии может называться «Музыка, застывшая в камне». Речной вокзал будет изображен под девизом «Провожают пароходы совсем не так, как поезда». Тема работы помогла нам сориентироваться в многообразии путей развития содержания, определить среди них нужный. После этого мы достаточно легко выбрали технику исполнения и подобрали к ней подходящий материал в соответствии с поставленной задачей. Мария Ратынская, помимо основного названия «Здание библиотеки СФУ», дала еще такое название своей книжке - «Ночной университет. Здание библиотеки. Пока весь город спит».
Исходя из собственного опыта создания малоформатной книги, отметим, что со скучным, маловыразительным зданием практиканту будет трудно работать из-за отсутствия интереса. Лишь только будет обозначена тема, например, «Сверкающие стены Красноярской краевой филармонии», сразу изменится отношение к выполняемому заданию, появится желание работать, придать привычному изображению новый смысл. Можно будет сравнивать гладкие стены и зеркальные окна филармонии с клавишами огромного рояля или уходящими вверх грифами виолончелей. Можно также специально добавить в изображение элементы, отсутствующие в реальном облике объекта. Эти привнесенные части станут смысловыми центрами композиции. К примеру, такими ключевыми узлами могут стать фактуры стен, солнечные пятна или падающие на здание тени от стоящих рядом объектов, придающие рисунку танцующие, музыкальные ритмы.
Также скажем, что сами архитектурные объекты могут помочь найти варианты решения задания «Я шагаю по Красноярску». Среди домов нашего города есть и пафосные, официальные строения, и скромные здания без «архитектурных излишеств»; исторические здания, частные, одноэтажные дома и новостройки, которые отличаются просторностью и симметрией. Здания советского периода поражают многочисленными украшениями на крышах, колоннами, множеством больших окон, часто с лепниной. На таких домах иногда присутствуют шпили. Коттеджные поселки наполнены домами, демонстрирующие успешную жизнь их хозяев. Есть в городе Красноярске и ничем непримечательные архитектурные объекты, но имеющие интересную историю, например, дом, где жил Д. А. Хворостовский на проспекте имени азеты «Красноярский рабочий». Мы старались увидеть в выбранных нами объектах за окнами, крышей и стенами иной, незримый план, образ, чтобы добиться в работе предельной выразительности. Помимо этого, для «усиления» возможно совмещать в рамках одного изображения микромир (крупный план архитектурного объекта), макромир (фактуры стен, детали отделки) и окружающее здание пространство.
Используя такие средства композиции, как масштаб, ритм, нюанс, контраст и силуэт, мы попытались показать настоящее и прошлое, предсказать будущее архитектурного объекта, выбранного нами. Найденное в эскизах решение позволило нам сформировать образное содержание и создать макет малоформатной книги. Композиция ее может быть построена на основе перестановки базовых элементов или игры с масштабами и фактурами. Объекты композиции
способны создавать иллюзии временных и пространственных изменений. Чтобы работа состоялась, важно создать единство и соподчинение всех ее частей на каждом развороте книги, а также всех страниц книги в целом [4].
Поставленная на учебной практике дизайнерская задача по созданию малоформатной книги, посвященной одному из архитектурных сооружений города, приковала наше внимание своей новизной и сложностью, необходимостью создать неординарное, интересное оформление, которое должно визуально привлекать потенциального читателя и быть не только носителем информации, но и предметом искусства. В процессе работы были изучены и проанализированы известные в настоящее время виды типографской продукции. Также был рассмотрены типы изданий, история их появления. Кроме того, мы проанализировали новейшие тенденции в оформлении книг, собрали материал для выполнения практической части задания, разработали образную концепцию книги, сформировали базу иконических изображений, знаково-символьную базу, способную донести смысл созданной нами книги до потенциального зрителя. Мы стремились сделать нашу книгу максимально удобной для восприятия. Идеальная, на наш взгляд, книга должна обладать конструктивно логичной, целесообразной и эмоционально выразительной формой. В работе нам помогла выстроенная иерархическая шкала средств и методов композиции. Конечным итогом учебной практики стала малоформатная книга.
Отличительная особенность задания заключается в оригинальной новизне и современности идеи. Созданная книга «Я шагаю по Красноярску» обрела у каждого свой стиль, привлекающий внимание и запоминающийся.
Выбор архитектурного объекта для книги определялся только нашими личными предпочтениями. Мы сами решали, какое образное содержание вложим в свои работы, но при этом старались не навязывать свою интерпретацию темы книги зрителю. Мы видели свою задачу в том, чтобы организовать на плоской поверхности некое пространство, по которому взгляд смотрящего совершит экскурс согласно законам визуального восприятия. Если эта «прогулка» человека заинтересовала, то он сам спроецирует свой собственный визуальный и эмоциональный опыт на увиденное.
Кроме того, в ходе работы над малоформатной книгой мы смогли выработать свое представление о городе как о духовном объекте, сгустке представлений различных людей о нем. Проанализировав его основные характеристики, мы смогли понять особенности восприятия города людьми. Также нами были выделены основные характеристики, входящие в понятие «город», позволяющие выявить особенности восприятия избранного объекта реальности посредством художественных образов, используемых в произведениях графического искусства.
Примечания
1. «Песня о Красноярске» Слова: П. Чижова, Музыка: А. Масленникова. - URL: https://songspro.pro/15/Pesni-o-Krasnoyarske/tekst-pesni-Ya-shagayu-po-gorodu (дата обращения 12.11.2023).
2. Каратанов Дмитрий Иннокентьевич (1874-1952) -российский, советский художник, заслуженный деятель искусств РСФСР.
3. Лекаренко Андрей Прокофьевич (1895-1978) - педагог и художник. Образование: Красноярская художественная школа (1910-1912), Петербургская школа Общества поощрения художеств (1912-1916), ВХУТЕМАС (1922-1925). Заслуженный художник РСФСР. Жил и работал в Красноярске.
4. Поздссв Андрей Геннадьевич (1926-1998) - живописец и график. Образование: Красноярская художественная школа им. В. И. Сурикова (1950-1952). Член СХ СССР (1961). Жил и работал в Красноярске.
5. Ряузов Борис Яковлевич (1919-1994) - советский и российский художник-пейзажист; заслуженный деятель искусств РСФСР (1958), член-корреспондент Академии художеств СССР (1970), лауреат Государственной премии РСФСР им. И. Е. Репина (1973), народный художник РСФСР (1978), действительный член Академии художеств СССР (1987).
6. Институт города создан в 2020 г. как региональный институт развития по вопросам планирования пространственного (архитектурно-градостроительного) развития территорий муниципальных образований Красноярского края. Учредителями Института выступают ФГАОУ ВО «Сибирский федеральный университет», Красноярский край в лице министерства строительства Красноярского края и Муниципальное образование городской округ город Красноярск Красноярского края.
7. Кафедра «Дизайн» СФУ организована в 2013 г. В настоящее время кафедра осуществляет подготовку по направлению 54.03.01 «Дизайн». В рамках направления реализуются две образовательные программы: промышленный дизайн и графический дизайн.
8. Зимина Наталья Михайловна - доцент кафедры «Дизайн» (секция «Графический дизайн») Институ та архитектуры и дизайна СФУ.
9. Митгуш Али (1935-2022) - специалист по литографскому делу, образование получил в Академии графического мастерства в Мюнхене. Известность ему принесли книжки-картинки, в которых практически нет текста -виммельбухи. В 1959 г. вышла его первая книжка-картинка «Шляпа Пепе»; как и многие другие его произведения, она была номинирована на знаменитую Немецкую молодежную литературную премию, которую в итоге в 1969 г. получил его виммельбух «По моему городу».
10. Красноярский речной вокзал открыт 27 июля 1952 г., построен по проекту красноярского архитектора А. М. Голубева. В 1958 г. проект здания вокзала был отмечен серебряной медалью и почетной грамотой на Всемирной выставке в Брюсселе. Вскоре речной вокзал вошел в структуру Красноярского речного порта. В 1986 г. здание стало памятником архитектуры регионального значения и было взято под государственную охрану.
11. Сорокин Александр Викторович - профессор кафедры «Дизайн» (секция «Графический дизайн») Института архитектуры и дизайна СФУ
12. Серикова Татьяна Юрьевна - кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Дизайн» (секция «Графический дизайн») Института архитектуры и дизайна СФУ
Литература
1. Андрей Поздеев: 100 картин художника А. Г. По-здеева: живопись / сост. [А. Ф. Ефимовский; авт. ст.: А. М. Кантор, А. Ф. Ефимовский, В. И. Жуковский]. -Москва : Siti, 1992. - 144 с.
2. Ванслов, В. В. Многоликость образа города в искусстве // Города мира - мир города: [коллективная монография] / [Аронов В. Р. и др.; редкол.: В. И. Толстой - гл. ред. и др.]; Российская акад. художеств, НИИ теории и истории изобразительных искусств. - Москва : ННИ РАХ: Северный паломник, 2009. - 303. - С. 174-177.
3. Говердовская, Е. В. Летняя пленэрная практика и ее значение для студентов специальности «графический дизайн» // Архитектон: известия вузов. -2012. - № 4 (40). - URL: https://archvuz.ru/2012_4/16 (дата обращения 12.11.2023).
4. Горелова, Ю. Р. Город как концепт и визуально-художественный образ // Урбанистика. - 2018. - № 1. -С. 74-89. - DOI: 10.7256/2310-8673.2018.1.24086.
5. Сидорова, Г. П. Образы российской столицы в массовом искусстве как код культуры // Культура и искусство. - 2014. - № 6. - С. 653-659.
References
1. Andrej Pozdeev: lOOkartinhudozhnikaA. G. Pozdeeva: zhivopis'. [Andrey Pozdeev: 100 paintings by the artist A. G. Pozdeev: painting]. Compiler A. E Efimovsky; article authors A. M. Kantor, A. F. Efimovsky, V. I. Zhukovsky. Moscow, Siti, 1992, 144 p.
2. Vansalov, V. V. Mnogolikosf obraza goroda v iskusstve [The diversity of the city's image in art]. Cities of the world - the world of a city: a collective monograph. Authors: Aronov V. R., and others; editorial board: chief ed.V. P. Tolstoy, and others. Russian Academy of Arts, Research Center of Theory and History of Fine Arts. Moscow, Research Center of the Russian Academy of Arts, Severnyj palomnik, 2009, pp. 174-177.
3. Goverdovskaya, E. V. Letnjaja plenjernaja praktika i ejo znachenie dlja studentov special'nosti «graficheskij dizajn» [Summer plein air practice and its importance for students majoring in “Graphic Design”]. Arhitekton: izvestija vuzov, no. 4 (40), available at: https://archvuz. ru/2012 4/16 (accessed 12.11.2023).
4. Gorelova, Yu. R. Gorod kak koncept i vizual'no-hudozhestvennyj obraz [The city as a concept and visual and artistic image], Urbanistika, 2018, no. 1, pp. 74-89, DOI: 10.7256/2310-8673.2018.1.24086.
5. Sidorova, G. P. Obrazy rossijskoj stolicy v massovom iskusstve kak kod kul'tury [Images of the Russian capital in mass art as a code of culture]. Kul'tura i iskusstvo, 2014, no. 6,pp. 653-659.
Об авторах
Егармина Алена Павловна - студентка 3 курса Института архитектуры и дизайна СФУ
E-mail: [email protected]
Иванова Валерия Александровна - студентка 3 курса группы Института архитектуры и дизайна СФУ
E-mail: [email protected]
Ратынская Мария Алексеевна - студентка 2 курса группы Института архитектуры и дизайна СФУ
E-mail: [email protected]
Научный руководитель - Татьяна Юрьевна Серикова, кандидат искусствоведения, доцент
Egarmina Alena Pavlovna
The student of the Institute of Architecture and Design at the Siberian Federal University
Ivanova Valeria Aleksandrovna
The student of the Institute of Architecture and Design at the Siberian Federal University
Ratynskaya Maria Alekseevna
The student of the Institute of Architecture and Design at the Siberian Federal University
Scientific supervisor - Tatyana Yurievna Serikova, Candidate of Arts, Associate Professor