Л.В.ЯНКОВСКАЯ,
член Союза композиторов России, руководитель историко-краеведческого музея, Ярославль
«Я ПОЗВАЛ ВАС НА ПОДВИГ»: РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ОБЩИНЫ
Я вас позвал не на мирное житие, но на подвиг. Жить в тех условиях, в которых живете вы, и устоять — уже подвиг. И не только устоять, но и свет свой пространству давая, этот подвиг утверждать в действии.
Грани Агни Йоги, 1957, 121
Чем дальше во времени отступают великие облики, тем насущнее, актуальнее становится задача развития завещанного ими, нахождения новых граней их деятельности. Обратимся к тем жизненным принципам Преподобного Сергия, которые в ХХ веке получили развитие в творчестве выдающегося мыслителя и художника Н.К.Рериха; отметим точки соприкосновения и несомненного сотворчества, ставшие вехами в судьбе России и мира.
В первом томе трилогии «Великое путешествие» Л.В.Шапошникова, отмечая общее в направлении деятельности инока Сергия и художника Рериха, подчеркивает, что «оба они были людьми необычной судьбы» [1, с. 79]. Можно проследить, как «мысль о всеобщем благе», столь дорогая создателю Троицкой общины, мощно звучала в обликах Вестников иной Общины, воссозданных гением Мастера. О том, что создателей общины необходимо и знать, и помнить, не раз писал Николай Константинович, способствуя этому узнаванию великолепными сериями «Санкта», «Знамена Востока» и другими. «Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой
энергии и терпимости, — пишет Н.К.Рерих. — Прекрасно <...> понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением» [2, с. 227—228]. Отчетливо слышна в словах Николая Рериха живая, искренняя сердечность. Его глубоко трогает эта тема. Такое понимание духовных высот и глубин возможно лишь при родственном уровне сознания и восприятия мира.
Многие века община играла важную роль в укреплении характера личностей, именуемых культурными героями, подвижниками; особая среда, насыщенная духовной работой, питала этот всемирный духовный Посад или Посев, данный человечеству в поддержку и спасение. Преподобный Сергий Радонежский следовал заветам подвижников первых веков христианства — преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея. Так, в первохристианских общинах существовало полное равенство ее членов и общее имущество. Христиане стремились жить просто и оказывать помощь всем нуждающимся, следуя завету своего Учителя: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою» [Мк. 10:43]. В России именно Преподобный Сергий заложил основу духовной христианской общины, которая видится сейчас живым воплощением идей соборности и всеединства. Древнерусская община, в полном согласии с принципом соборности, была призвана объединить членов братства, по слову А.С.Хомякова, «в нравственном законе взаимной любви» [3, с. 200]. Индивидуально-личное начало допускалось исключительно в рамках служения общине. «Человеку <...> должно принести в жертву самолюбие своей личности для того, чтобы проникнуть в тайну жизни общей и соединиться с нею живым органическим соединением», — пишет философ [4, с. 94]. Соборный характер русского этноса во многом предопределил возникновение этих идей, представляющих грани философии русского космизма.
Как и понятие общины, термин «соборность» в течение веков наполнялся различным содержанием. Оригинальность русских мыслителей проявилась в том, что они придали этому учению всеобъемлющий смысл, указывающий на неразрывную связь человека с миром, а всего сущего — с космической
беспредельностью. По мнению философа Владимира Соловьева, развившего идею соборности в своем учении о всеединстве, живым его осуществлением, «новым духовным человеком», стал сам великий Основоположник христианства. Стать христианином — значит отказаться от себя в пользу ближнего. Но достижение этого уровня духовности требует от последователей предельных усилий и неустанного самосовершенствования, а также бескомпромиссной борьбы со своим эгоизмом и другими низшими качествами. «Искреннее самоусовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя», — подчеркивает Н.К.Рерих в очерке «Богатая бедность» [5, с. 226—227].
Дальнейшее развитие русской мысли конца XIX — начала XX века открывает новые грани в идее соборности, которая упоминается на страницах «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова, в концепции «симфонической личности» Л.П.Карсавина и ряде научных теорий, например в учении о ноосфере В.И.Вернадского.
Первые документальные сведения об учреждении в Египте «киновии», т.е. строгого монастырского общежития, относятся к началу IV века н.э. Ее создателем считается преп. Пахомий Великий. Община привлекает прежде всего тех, кто ищет духовного руководства и внутренне настроен на глубокое молитвенное смирение; он проявляет настойчивость в преодолении самолюбия и эгоизма и способен к искренней и сострадательной любви. Со временем братская любовь обретает новые формы, переходя в симпатию, благоволение, приязнь, лояльность и толерантное отношение к другим.
Характер «игумена земли русской» формировался в парадигме житейских и нравственных испытаний человека, идущего путем непрерывного духовного устремления. Суровый уклад монастырской общины закалил характер Преподобного. «Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого», — писал Борис Зайцев [6, с. 65]. Историческая наука располагает многими свидетельствами созидательной, миротворческой и объединительной деятельности Преподобно-
го. Стойкость его духа убедительно проявилась при общении с русскими князьями и церковными иерархами, а особенно — в ситуациях, связанных с борьбой Руси за свою независимость.
До сих пор идея соборности как органического союза свободных личностей, объединенных любовью к Высшему, не утеряла ценности; современное общество продолжает поиск новых форм всеединства при сохранении полноты и многообразия своих частей. Обращение к летописям знакомит с укладом древнерусской обители, органично сочетавшим труд физический с напряженной духовной деятельностью. Каждый из общинников, живших «по слову Сергия», постоянно был занят: переписывал редкие книги или вскапывал и засевал поле, готовил скромную еду, чистил двор или наставлял страждущих. Оказывая помощь бедным, монахи уделяли им значительную часть своего урожая, призывали богатых на благотворение в пользу бедных. Вместе с тем внешние дела милосердия не закрывали для иноков главного — непрестанного сердечного моления о мире и людях, о процветании духовном и помощи скорбящим.
Как подчеркивала Е.И.Рерих, «лишь при неуклонном стремлении, при строжайшей дисциплине духа, с годами устанавливается внутреннее равновесие, и каждый подвижник находит свою меру постоянного горения, иначе говоря, устанавливается непрестанный ток общения с Силами Высшими» [7, с. 35]. Именно «слово сердца», сказанное Преподобным в утешение, укрепляло духовную силу тех, кто приходил в обитель. «может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика <...>. Присущее ему огненное проникновение помогало ему безошибочно разбираться в способностях и душевном складе учеников и поручать каждому задачу по силам его, а также проникать в намерения приближавшихся к нему» [7, с. 49]. Так формировался и укреплялся характер общинников и тех, кто следовал трудным путем самосовершенствования, в согласии с древнейшим укладом обители, созданной Преподобным и названной позднее Троице-Сер-гиевой лаврой. Невольно приходит на память индийский
ашрам-усадьба супругов Рерихов в долине Кулу; место уединенное, насыщенное высокими духовными энергиями; место, где завершился земной путь Николая Константиновича. «Там он создал полотна, которые принесли ему мировую славу, — пишет Л.В.Шапошникова. — В них, в формах и цвете, обрели свою вторую жизнь идеи Живой Этики» [8, с. 753].
Долгие века монастырские обители были уникальным местом охранения культуры и просвещения. В Троице-Сергиевой лавре также были свои иконописцы и книжники. В ризнице осталось немало книг и оплетенных в кожу рукописей того времени: «Поучения Аввы Дорофея», «Лествица», «Евангелие». Летописи свидетельствуют о пристальном внимании монахов к «небесной механике» и ее связи с земными процессами. В своих книгах иноки отмечают, как воздействует на жизнь природы и человека циклическая ритмика Луны, следят за влиянием на здоровье смены солнечных циклов и расположения созвездий. Современные исследователи указывают на необычное содержание средневекового трактата «Галеново на Гиппократа» (XV в.), который был найден в древней монастырской библиотеке. В основе его текста лежит принцип структурной аналогии. Так, по четверичной классификации воздух, вода, огонь, земля рассматриваются как базовые космические первоэлементы, а основные жидкости в организме человека, находясь в соответствии с первоэлементами, «отвечают» за его здоровье и нравственность [см.: 9, с. 597]. Можно сопоставить подобные идеи с метким выражением А.Л.Чижевского: «Жить — это значит пропускать через себя поток космической энергии в кинетической ее форме» [10, с. 26].
Благодаря подвигу жизни Сергия Радонежского и его учеников — строителей множества русских монастырей, «сильно поднялась нравственность народа, — пишет Елена Ивановна Рерих. — Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою <...> школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему» [7, с. 23]. Древние соборные традиции русского монашества проходят «испытание временем». Интересно, что среди важных качеств человека о. Павел, нынешний настоятель Троице-Сергиевой
лавры, особо выделяет ответственность: «Ответственность — это осознание человеком того, что второй раз он этот день уже не проживет. Другого такого дня просто не будет. Если монах живет пред Богом каждый день, час, минуту, то в первую очередь он несет ответственность перед Господом. И конечно, как ученики Сергия, мы в ответе перед Преподобным» [11].
Сила духовного устремления по-прежнему является одним из важнейших качеств внутренних возможностей современного человека. В мучительные и одинокие для академика А.А.Ухтомского (1875—1942) тридцатые годы, размышляя о жизни и научном творчестве, ученый обращается к древнерусской духовной традиции: «По мысли отцов, молитва есть наука, трудная наука <...>, а путь Божий есть ежедневный крест» [12, с. 464]. Как свидетельствует предание, лишь чистота сердца и подлинная высота духа позволяли русским подвижникам осуществить подобную «связь миров». Такого рода единение, как отмечается в записях Б.Н.Абрамова, «и будет состоянием непрерывного пребывания в созвучии с Космосом, то есть ступенью сознания космического» [13, § 275]. Интересно, что в память о знаменательном факте «духовного общения» Преподобного с епископом Стефаном Пермским в Троицкой лавре среди общинников существует обычай вставать во время трапезы и склонять голову, чтя память своих великих наставников.
Великое сердце познается столь же чутким и утонченным сердцем, и не случайно члены семьи Рерихов глубоко почитали владыку Сергия и его заветы. Николай Константинович нарекает Преподобного строителем русской духовной культуры. В свою очередь именно Н.К.Рерих, выдающийся мастер и культурный подвижник, стал создателем уникального Пакта защиты культурных ценностей и автором охранительного Знамени Мира, доведя до общечеловеческого уровня высокие заветы и подтвердив, что «все великие акты Русской истории совершались под Знаменем Преподобного» [14, с. 90].
Выдающийся художник, подобно Воеводе земли русской, «в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил» [15, с. 238], поражая умением каждую минуту
заполнить трудом во благо. «Воет страшный ветер, поднимает тучи желтого песка... Николай Константинович под вой ветра диктует статью о чем-то высоком, прекрасном, добром...» [14, с. 14]. Подобно иноку, вставал он до восхода и приступал к работе над картинами. Продолжая дело Преподобного, Н.К.Рерих посвящает себя нравственному воспитанию народа, его духовному окормлению. Каждое удивительное полотно Рериха дает нам возможность лицезреть Красоту. В своих глубоких статьях и поэтических произведениях выдающийся мастер открывает глубинные пласты незримой Реальности. Как искренне звучат слова художника о том, «сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писанное и непи-санное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные» [14, с. 379]. Истинно, подвигу подобны особая степень спокойствия и достоинство духа, которыми обладал Николай Константинович. В Учении называются эти качества венцом духа. Высшим напряжением духа Рериха, «духовным сверканием» рождаются великие творения, создаются уникальные учреждения культуры и, как подлинная вершина Служения, — Пакт защиты мировых духовных ценностей под Знаменем Мира. Так смыкаются в пространстве Российской культуры пути великого творчества двух ее сыновей — святого инока Сергия и художника Николая Рериха.
Действительно, достижение уровня «нового духовного человека» требует предельных усилий и неустанного самосовершенствования. И в помощь России приходят великие наставники, среди которых и «Он — Воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Маловеры, неужели подумаете, что остановитесь? Неужели помыслите об отступлении? Он со знаменем, с утверждением ведет. Он доведет. Он построит. Он уже несет град сложенный» [14, с. 620].
Литература
1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая: Мастер.
М.: МЦР, 1998.
2. Рерих Н.К. Семь Святых // О вечном. М.: Изд-во «Республика», 1994.
3. Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988.
4. Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Полн. собр. соч. В 8 т. Т. 1. М.: Университетская типография, 1900.
5. Рерих Н.К. Богатая бедность // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.
6. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский // Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Худож. лит.; Терра, 1993.
7. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Сб. Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, Издат. центр РОССАЗИЯ, 2005.
8. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Книга третья: Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005.
9. Космологические произведения в книжности Древней Руси. В 2 ч. Ч. 1. Тексты геоцентрической традиции. СПб.: ИД «М1ръ», 2008.
10. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.
11. Келейники Преподобного Сергия. Разговор у Преподобного Сергия с благочинным Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кри-воноговым) // Духовно-просветительский центр Троице-Сергиевой Лавры (офиц. сайт). Режим доступа: http://lavra.tv/news/700-let/?id=23290 (дата обращения: 11.02.2013).
12. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.
13. Грани Агни Йоги, 1957 г. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2008.
14. Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т 1. М.: МЦР, 1995.
15. Рерих Н.К. Слово на освящение часовни преп. Сергия // О вечном... М.: Изд-во «Республика», 1994.