Научная статья на тему '«Я позвал вас на подвиг»: Рерих о развитии духовно-культурных традиций русской общины'

«Я позвал вас на подвиг»: Рерих о развитии духовно-культурных традиций русской общины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
община / соборность / Преподобный Сергий / Николай Рерих / русский космизм / В.С. Соловьев / Н.Ф. Федоров / А.С. Хомяков / community / conciliarity / St. Sergius / Nicholas Roerich / Russian cosmism / Vladimir Soloviev / Nikolai Fedorov / Aleksey Khomyakov

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Янковская Лидия Валентиновна

Воплощение идей соборности и всеединства в духовной христианской общине, заложенной Преподобным Сергием. Монастырские обители как уникальное место охранения культуры и просвещения. Точки соприкосновения в пространстве Российской культуры жизненных устоев Преподобного Сергия и художника Николая Рериха. Понятие и принципы жизни общины и соборности в философии русского космизма (В.С. Соловьев, Н.Ф. Федоров, А.С. Хомяков и др.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I Called You To a Great Deed": Roerich on the Development of Spiritual and Cultural Traditions of the Russian Community

The embodiment of the ideas of conciliarity and all-unity in the spiritual Christian community, founded by St. Sergius of Radonezh. Monasteries as a unique place for the preservation of culture and education. Touchpoints in the space of Russian culture of the life foundations of St. Sergius and the artist Nicholas Roerich. The concept and principles of community life and conciliarity in the philosophy of Russian cosmism (Vladimir Soloviev, Nikolai Fedorov, Aleksey Khomyakov, etc.).

Текст научной работы на тему ««Я позвал вас на подвиг»: Рерих о развитии духовно-культурных традиций русской общины»

Л.В.ЯНКОВСКАЯ,

член Союза композиторов России, руководитель историко-краеведческого музея, Ярославль

«Я ПОЗВАЛ ВАС НА ПОДВИГ»: РАЗВИТИЕ ДУХОВНО-КУЛЬТУРНЫХ ТРАДИЦИЙ РУССКОЙ ОБЩИНЫ

Я вас позвал не на мирное житие, но на подвиг. Жить в тех условиях, в которых живете вы, и устоять — уже подвиг. И не только устоять, но и свет свой пространству давая, этот подвиг утверждать в действии.

Грани Агни Йоги, 1957, 121

Чем дальше во времени отступают великие облики, тем насущнее, актуальнее становится задача развития завещанного ими, нахождения новых граней их деятельности. Обратимся к тем жизненным принципам Преподобного Сергия, которые в ХХ веке получили развитие в творчестве выдающегося мыслителя и художника Н.К.Рериха; отметим точки соприкосновения и несомненного сотворчества, ставшие вехами в судьбе России и мира.

В первом томе трилогии «Великое путешествие» Л.В.Шапошникова, отмечая общее в направлении деятельности инока Сергия и художника Рериха, подчеркивает, что «оба они были людьми необычной судьбы» [1, с. 79]. Можно проследить, как «мысль о всеобщем благе», столь дорогая создателю Троицкой общины, мощно звучала в обликах Вестников иной Общины, воссозданных гением Мастера. О том, что создателей общины необходимо и знать, и помнить, не раз писал Николай Константинович, способствуя этому узнаванию великолепными сериями «Санкта», «Знамена Востока» и другими. «Прекрасно изучать жизнеописания этих великих Искателей и Подвижников и находить в них укрепление нашего мужества, неисчерпаемой

энергии и терпимости, — пишет Н.К.Рерих. — Прекрасно <...> понимать великие движения утонченных душ, в которых соединяется высшее знание с высшим устремлением» [2, с. 227—228]. Отчетливо слышна в словах Николая Рериха живая, искренняя сердечность. Его глубоко трогает эта тема. Такое понимание духовных высот и глубин возможно лишь при родственном уровне сознания и восприятия мира.

Многие века община играла важную роль в укреплении характера личностей, именуемых культурными героями, подвижниками; особая среда, насыщенная духовной работой, питала этот всемирный духовный Посад или Посев, данный человечеству в поддержку и спасение. Преподобный Сергий Радонежский следовал заветам подвижников первых веков христианства — преподобных Антония и Макария Великих, Иоанна Лествичника, Аввы Дорофея. Так, в первохристианских общинах существовало полное равенство ее членов и общее имущество. Христиане стремились жить просто и оказывать помощь всем нуждающимся, следуя завету своего Учителя: «Кто хочет между вами быть первым, да будет всем слугою» [Мк. 10:43]. В России именно Преподобный Сергий заложил основу духовной христианской общины, которая видится сейчас живым воплощением идей соборности и всеединства. Древнерусская община, в полном согласии с принципом соборности, была призвана объединить членов братства, по слову А.С.Хомякова, «в нравственном законе взаимной любви» [3, с. 200]. Индивидуально-личное начало допускалось исключительно в рамках служения общине. «Человеку <...> должно принести в жертву самолюбие своей личности для того, чтобы проникнуть в тайну жизни общей и соединиться с нею живым органическим соединением», — пишет философ [4, с. 94]. Соборный характер русского этноса во многом предопределил возникновение этих идей, представляющих грани философии русского космизма.

Как и понятие общины, термин «соборность» в течение веков наполнялся различным содержанием. Оригинальность русских мыслителей проявилась в том, что они придали этому учению всеобъемлющий смысл, указывающий на неразрывную связь человека с миром, а всего сущего — с космической

беспредельностью. По мнению философа Владимира Соловьева, развившего идею соборности в своем учении о всеединстве, живым его осуществлением, «новым духовным человеком», стал сам великий Основоположник христианства. Стать христианином — значит отказаться от себя в пользу ближнего. Но достижение этого уровня духовности требует от последователей предельных усилий и неустанного самосовершенствования, а также бескомпромиссной борьбы со своим эгоизмом и другими низшими качествами. «Искреннее самоусовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя», — подчеркивает Н.К.Рерих в очерке «Богатая бедность» [5, с. 226—227].

Дальнейшее развитие русской мысли конца XIX — начала XX века открывает новые грани в идее соборности, которая упоминается на страницах «Философии общего дела» Н.Ф.Федорова, в концепции «симфонической личности» Л.П.Карсавина и ряде научных теорий, например в учении о ноосфере В.И.Вернадского.

Первые документальные сведения об учреждении в Египте «киновии», т.е. строгого монастырского общежития, относятся к началу IV века н.э. Ее создателем считается преп. Пахомий Великий. Община привлекает прежде всего тех, кто ищет духовного руководства и внутренне настроен на глубокое молитвенное смирение; он проявляет настойчивость в преодолении самолюбия и эгоизма и способен к искренней и сострадательной любви. Со временем братская любовь обретает новые формы, переходя в симпатию, благоволение, приязнь, лояльность и толерантное отношение к другим.

Характер «игумена земли русской» формировался в парадигме житейских и нравственных испытаний человека, идущего путем непрерывного духовного устремления. Суровый уклад монастырской общины закалил характер Преподобного. «Прохлада, выдержка и кроткое спокойствие, гармония негромких слов и святых дел создали единственный образ русского святого», — писал Борис Зайцев [6, с. 65]. Историческая наука располагает многими свидетельствами созидательной, миротворческой и объединительной деятельности Преподобно-

го. Стойкость его духа убедительно проявилась при общении с русскими князьями и церковными иерархами, а особенно — в ситуациях, связанных с борьбой Руси за свою независимость.

До сих пор идея соборности как органического союза свободных личностей, объединенных любовью к Высшему, не утеряла ценности; современное общество продолжает поиск новых форм всеединства при сохранении полноты и многообразия своих частей. Обращение к летописям знакомит с укладом древнерусской обители, органично сочетавшим труд физический с напряженной духовной деятельностью. Каждый из общинников, живших «по слову Сергия», постоянно был занят: переписывал редкие книги или вскапывал и засевал поле, готовил скромную еду, чистил двор или наставлял страждущих. Оказывая помощь бедным, монахи уделяли им значительную часть своего урожая, призывали богатых на благотворение в пользу бедных. Вместе с тем внешние дела милосердия не закрывали для иноков главного — непрестанного сердечного моления о мире и людях, о процветании духовном и помощи скорбящим.

Как подчеркивала Е.И.Рерих, «лишь при неуклонном стремлении, при строжайшей дисциплине духа, с годами устанавливается внутреннее равновесие, и каждый подвижник находит свою меру постоянного горения, иначе говоря, устанавливается непрестанный ток общения с Силами Высшими» [7, с. 35]. Именно «слово сердца», сказанное Преподобным в утешение, укрепляло духовную силу тех, кто приходил в обитель. «может быть, главная сила его кратких убеждений заключалась в той незримой, но ощутимой благодати, которая излучалась из всего его обаятельного облика <...>. Присущее ему огненное проникновение помогало ему безошибочно разбираться в способностях и душевном складе учеников и поручать каждому задачу по силам его, а также проникать в намерения приближавшихся к нему» [7, с. 49]. Так формировался и укреплялся характер общинников и тех, кто следовал трудным путем самосовершенствования, в согласии с древнейшим укладом обители, созданной Преподобным и названной позднее Троице-Сер-гиевой лаврой. Невольно приходит на память индийский

ашрам-усадьба супругов Рерихов в долине Кулу; место уединенное, насыщенное высокими духовными энергиями; место, где завершился земной путь Николая Константиновича. «Там он создал полотна, которые принесли ему мировую славу, — пишет Л.В.Шапошникова. — В них, в формах и цвете, обрели свою вторую жизнь идеи Живой Этики» [8, с. 753].

Долгие века монастырские обители были уникальным местом охранения культуры и просвещения. В Троице-Сергиевой лавре также были свои иконописцы и книжники. В ризнице осталось немало книг и оплетенных в кожу рукописей того времени: «Поучения Аввы Дорофея», «Лествица», «Евангелие». Летописи свидетельствуют о пристальном внимании монахов к «небесной механике» и ее связи с земными процессами. В своих книгах иноки отмечают, как воздействует на жизнь природы и человека циклическая ритмика Луны, следят за влиянием на здоровье смены солнечных циклов и расположения созвездий. Современные исследователи указывают на необычное содержание средневекового трактата «Галеново на Гиппократа» (XV в.), который был найден в древней монастырской библиотеке. В основе его текста лежит принцип структурной аналогии. Так, по четверичной классификации воздух, вода, огонь, земля рассматриваются как базовые космические первоэлементы, а основные жидкости в организме человека, находясь в соответствии с первоэлементами, «отвечают» за его здоровье и нравственность [см.: 9, с. 597]. Можно сопоставить подобные идеи с метким выражением А.Л.Чижевского: «Жить — это значит пропускать через себя поток космической энергии в кинетической ее форме» [10, с. 26].

Благодаря подвигу жизни Сергия Радонежского и его учеников — строителей множества русских монастырей, «сильно поднялась нравственность народа, — пишет Елена Ивановна Рерих. — Возникшие вокруг таких монастырей-школ целые селения и посады постоянно имели перед собою <...> школу высокого самоотречения и бескорыстного служения ближнему» [7, с. 23]. Древние соборные традиции русского монашества проходят «испытание временем». Интересно, что среди важных качеств человека о. Павел, нынешний настоятель Троице-Сергиевой

лавры, особо выделяет ответственность: «Ответственность — это осознание человеком того, что второй раз он этот день уже не проживет. Другого такого дня просто не будет. Если монах живет пред Богом каждый день, час, минуту, то в первую очередь он несет ответственность перед Господом. И конечно, как ученики Сергия, мы в ответе перед Преподобным» [11].

Сила духовного устремления по-прежнему является одним из важнейших качеств внутренних возможностей современного человека. В мучительные и одинокие для академика А.А.Ухтомского (1875—1942) тридцатые годы, размышляя о жизни и научном творчестве, ученый обращается к древнерусской духовной традиции: «По мысли отцов, молитва есть наука, трудная наука <...>, а путь Божий есть ежедневный крест» [12, с. 464]. Как свидетельствует предание, лишь чистота сердца и подлинная высота духа позволяли русским подвижникам осуществить подобную «связь миров». Такого рода единение, как отмечается в записях Б.Н.Абрамова, «и будет состоянием непрерывного пребывания в созвучии с Космосом, то есть ступенью сознания космического» [13, § 275]. Интересно, что в память о знаменательном факте «духовного общения» Преподобного с епископом Стефаном Пермским в Троицкой лавре среди общинников существует обычай вставать во время трапезы и склонять голову, чтя память своих великих наставников.

Великое сердце познается столь же чутким и утонченным сердцем, и не случайно члены семьи Рерихов глубоко почитали владыку Сергия и его заветы. Николай Константинович нарекает Преподобного строителем русской духовной культуры. В свою очередь именно Н.К.Рерих, выдающийся мастер и культурный подвижник, стал создателем уникального Пакта защиты культурных ценностей и автором охранительного Знамени Мира, доведя до общечеловеческого уровня высокие заветы и подтвердив, что «все великие акты Русской истории совершались под Знаменем Преподобного» [14, с. 90].

Выдающийся художник, подобно Воеводе земли русской, «в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил» [15, с. 238], поражая умением каждую минуту

заполнить трудом во благо. «Воет страшный ветер, поднимает тучи желтого песка... Николай Константинович под вой ветра диктует статью о чем-то высоком, прекрасном, добром...» [14, с. 14]. Подобно иноку, вставал он до восхода и приступал к работе над картинами. Продолжая дело Преподобного, Н.К.Рерих посвящает себя нравственному воспитанию народа, его духовному окормлению. Каждое удивительное полотно Рериха дает нам возможность лицезреть Красоту. В своих глубоких статьях и поэтических произведениях выдающийся мастер открывает глубинные пласты незримой Реальности. Как искренне звучат слова художника о том, «сколько прекраснейших и глубочайших образов дает Россия. Сказанное и несказанное, писанное и непи-санное, как в старинных синодиках, остаются неизреченными образы величественные» [14, с. 379]. Истинно, подвигу подобны особая степень спокойствия и достоинство духа, которыми обладал Николай Константинович. В Учении называются эти качества венцом духа. Высшим напряжением духа Рериха, «духовным сверканием» рождаются великие творения, создаются уникальные учреждения культуры и, как подлинная вершина Служения, — Пакт защиты мировых духовных ценностей под Знаменем Мира. Так смыкаются в пространстве Российской культуры пути великого творчества двух ее сыновей — святого инока Сергия и художника Николая Рериха.

Действительно, достижение уровня «нового духовного человека» требует предельных усилий и неустанного самосовершенствования. И в помощь России приходят великие наставники, среди которых и «Он — Воевода ведущий. Он ведет неутомимо и непрестанно. Маловеры, неужели подумаете, что остановитесь? Неужели помыслите об отступлении? Он со знаменем, с утверждением ведет. Он доведет. Он построит. Он уже несет град сложенный» [14, с. 620].

Литература

1. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. Книга первая: Мастер.

М.: МЦР, 1998.

2. Рерих Н.К. Семь Святых // О вечном. М.: Изд-во «Республика», 1994.

3. Хомяков А.С. По поводу Гумбольдта // О старом и новом. Статьи и очерки. М.: Современник, 1988.

4. Хомяков А.С. О возможности русской художественной школы // Полн. собр. соч. В 8 т. Т. 1. М.: Университетская типография, 1900.

5. Рерих Н.К. Богатая бедность // Рерих Н.К. Твердыня пламенная. Рига: Виеда, 1991.

6. Зайцев Б.К. Преподобный Сергий Радонежский // Сочинения. В 3 т. Т. 2. М.: Худож. лит.; Терра, 1993.

7. Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Сб. Новосибирск: Сибирское Рериховское Общество, Издат. центр РОССАЗИЯ, 2005.

8. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Книга третья: Вселенная Мастера. М.: МЦР, 2005.

9. Космологические произведения в книжности Древней Руси. В 2 ч. Ч. 1. Тексты геоцентрической традиции. СПб.: ИД «М1ръ», 2008.

10. Чижевский А.Л. Земное эхо солнечных бурь. М.: Мысль, 1976.

11. Келейники Преподобного Сергия. Разговор у Преподобного Сергия с благочинным Троице-Сергиевой Лавры архимандритом Павлом (Кри-воноговым) // Духовно-просветительский центр Троице-Сергиевой Лавры (офиц. сайт). Режим доступа: http://lavra.tv/news/700-let/?id=23290 (дата обращения: 11.02.2013).

12. Ухтомский А.А. Заслуженный собеседник. Рыбинск: Рыбинское подворье, 1997.

13. Грани Агни Йоги, 1957 г. Новосибирск: Предприятие «Алгим», 2008.

14. Рерих Н.К. Листы дневника. [В 3 т.] Т 1. М.: МЦР, 1995.

15. Рерих Н.К. Слово на освящение часовни преп. Сергия // О вечном... М.: Изд-во «Республика», 1994.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.