Научная статья на тему 'СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА ПРЕП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ'

СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА ПРЕП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
202
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВ МОНАСТЫРЬ / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ СЛУЖЕНИЕ / СОБОРНОСТЬ / ДЕРЖАВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / ПАТРИОТИЗМ / РОССИЙСКОЕ ЦИВИЛИЗАЦИОННОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Терентьев Александр Александрович, Семикопов Даниил Викторович

Великий святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский - основатель Троице-Сергиева монастыря (ныне всемирно известной Лавры) - является одним из духовных вождей нашего народа, творцом русской цивилизационной идентичности, заложившим ее принципы соборности, духовности, державности и патриотизма. Большое социокультурное значение имеет пример служения Св. Сергия Русской Православной Церкви, обществу и русскому государству, его духовно-нравственный облик, его воспитательная «учительная» деятельность, его идеи, оказавшие глубокое воздействие на монастырское строительство, на русское общество XIV века и имеющие большую важность и в наши дни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOCIAL ASPECT OF THE IMAGE OF ST. SERGIUS OF RADONEZH IN RUSSIAN NATIONAL MEMORY

The great saint of the Russian Orthodox Church, Sergius of Radonezh, the founder of the Trinity-Sergius Monastery (now the world famous Lavra), is one of the spiritual leaders of our people, the creator of Russian civilizational identity, who laid down its principles of conciliarity, spirituality, statehood and patriotism. Of great sociocultural significance is the example of St. Sergius’s service to the Russian Orthodox Church, society and the Russian state, his spiritual and moral image, his educational “teaching” activities, his ideas, which had a profound impact on monastery construction, on Russian society in the 14th century and are of great importance in our days.

Текст научной работы на тему «СОЦИАЛЬНЫЙ АСПЕКТ ОБРАЗА ПРЕП. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПАМЯТИ»

Философия

УДК 130.3

Александр Александрович Терентьев, доктор философских наук, профессор Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина

Даниил Викторович Семикопов, кандидат философских

наук, доцент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина

Социальный аспект образа преп. Сергия Радонежского в русской национальной памяти

Аннотация: Великий святой Русской Православной Церкви Сергий Радонежский — основатель Троице-Сергиева монастыря (ныне всемирно известной Лавры) — является одним из духовных вождей нашего народа, творцом русской цивилизационной идентичности, заложившим ее принципы

соборности, духовности, державности и патриотизма. Большое социокультурное значение имеет пример служения Св. Сергия Русской Православной Церкви, обществу и русскому государству, его духовно-нравственный облик, его воспитательная «учительная» деятельность, его идеи, оказавшие глубокое воздействие на монастырское строительство, на русское общество XIV века и имеющие большую важность и в наши дни.

Ключевые слова: Святой Сергий Радонежский, Троице-Сергиев монастырь, духовно-нравственное служение, соборность, державность, нравственность, патриотизм. Российское цивилизационное самосознание.

Alexander Alexandrovich Terentyev, Doctor of Philosophy, Professor of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, named after Kozma Minin

Daniil Viktorovich Semikopov, PhD in Philosophy, Associate Professor of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University, named after Kozma Minin

The social Aspect of the Image of St. Sergius of Radonezh in Russian national Memory

Abñract: The great saint of the Russian Orthodox Church, Sergius of Radonezh, the founder of the Trinity-Sergius Monaftery (now the world-famous Lavra), is one of the spiritual leaders of our people, the creator of Russian civilizational identity, who laid down its principles of conciliarity, spirituality, ftatehood and patriotism. Of great socio-cultural significance is the example of St. Sergius's service to the Russian Orthodox Church, society and the Russian ftate, his spiritual and moral image, his educational "teaching" activities, his ideas, which had a profound impact on monaftery contraction, on Russian society in the 14th century and are of great importance in our days.

Key words: St. Sergius of Radonezh, Trinity-Sergius Monaftery, spiritual and moral Miniftry, Conciliarity, Statehood, Morality, Patriotism, Russian civilizational Self-awareness.

Россия, Русская Православная Церковь и русский народ помнят великого русского православного святого, «Игумена земли русской» Сергия Радонежского, жившего в переломном для истории России XIV столетии. Прошедшие века и исторические события не затмили имени и деяний святого Сергия в памяти русского народа, более того, его социокультурная роль, его духовно-нравственный подвиг, великое служение интересам родины становятся все яснее и значимее с высоты прошедших лет, служат примером для людей XXI века. Внимание к образу святого Сергия связано с тем, что сегодня, в первые десятилетия XXI века, перед нашим народом, как и в сложнейший XIV век, снова выдвигаются задачи социокультурной самоидентификации, исторического самоосмысления и духовно-нравственного самоопределения. И особенно важно ответить на вопрос, кто мы, что составляет нашу суть, суть нашей цивилизации, так как от ответа на него зависит и ответ на вопрос о путях развития страны, о нашем историческом выборе. По словам известного исследователя русской духовности В. Н. Топорова, «зрелость каждой конкретной культуры проверяется тем, когда в ней самой и из ее собственных условий возникает этот вопрос, и тем, какой ответ дается на этот вопрос»1.

Для этого следует обратиться к исторической социокультурной традиции, к деятельности великих духовных вождей нашего народа, к русским святым, заложившим основы народной духовной жизни, которые во многом определили пути развития российской цивилизации и национального самосознания на многие годы и века. Как писал Г. П. Федотов: «В русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России, в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути. Их идеал веками питал народную жизнь: у их огня вся Русь зажигала свои лампадки. Если мы не обманываемся в убеждении, что вся культура народа в последнем счете определяется

его религией, то в русской святости найдем ключ, объясняющий многое в явлениях современной, секуляризированной русской культуры»2.

Святой Сергий Радонежский и является одним из таких основоположников русской духовной культуры, русской цивилизационной идентичности. Поэтому обращение к его образу, к содержанию его духовно-нравственного и социокультурного подвига создает, по нашему мнению, предпосылки для правильного ответа на поставленные вопросы. Для этого следует рассмотреть мировоззрение и идеи преподобного Сергия, его практическую деятельность, связанную с социальным служением миру, людям, его духовно-нравственный облик и воспитательную, «учительную» деятельность, оказавшие глубокое влияние и на современников, и на последующие поколения русских людей. Но сначала остановимся на жизненном пути преподобного Сергия.

Будущий великий русский святой родился в семье ростовского боярина Кирилла и его жены Марии и получил при крещении имя Варфоломей3. Он рос и воспитывался в атмосфере глубокой христианской веры, почитания Святого Евангелия, канонов православия и образа Иисуса Христа. Весь уклад жизни семьи был связан с православной обрядностью и христианской символикой. Варфоломей с детства интересовался церковной службой, Священным Писанием, житиями святых и особенно образом Святой Живоначальной Троицы. Важно отметить, что XIV век — время, когда родился и жил будущий святой Сергий, — это трагичная и суровая страница в истории русского народа, эпоха владычества на Руси кочевников монголо-татарской Орды и кровавой княжеской розни, и вместе с тем это время начала борьбы русского народа за национальное освобождение, формирования великорусского этноса, складывания единого централизованного государства вокруг Москвы.

Варфоломей-Сергий был свидетелем и участником значительных исторических событий эпохи, острейших социальных и политических конфликтов, видел страдания родного народа, сам пережил вместе с близкими беды разорения и вынужденного переселения. Его семья, впав в результате различных политических потрясений в бедность,

вынуждена была оставить родные места и переехать в 1328 году, при княжении Ивана Калиты, в Московское княжество, в городок Радонеж, находящийся примерно в 70 верстах от Москвы.

Варфоломей с отрочества говорил родителям о своем желании стать монахом, посвятить себя служению Богу. Но и повзрослев, он вынужден был оставаться по просьбе отца вместе с родителями, помогать им до их кончины, так как два других брата женились и жили с семьями отдельно. Только когда ему было более двадцати лет от роду он встает на избранную им стезю монашеского подвига.

К XIV веку образцом богоугодного человека и идеалом христианина стал на Руси инок, отшельник — молитвенник, живущий вдали от людей, отрекшийся от всех земных благ, и именно этот путь и избирает Варфоломей — путь самого трудного пустынножительного монашества. Он поселяется вместе со старшим братом Стефаном, ставшим после смерти жены монахом монастыря в Хотьково, в глухом лесу на холме Маковец. Здесь они строят небольшую церковь и келью. Церковь была освящена приглашенным священником во имя Святой Живоначальной Троицы. Примерно через год молодой отшельник остается в дремучем лесу один, так как брат Стефан не вынес трудностей пустынножительства и ушел в Москву, в Богоявленский монастырь. В 1341 году Варфоломей принял монашеский постриг и получил новое имя — Сергий. Спустя некоторое время, узнав о его подвижничестве, к Сергию начинают приходить и селиться рядом другие монахи, желающие разделить с ним подвиг пустынножительства. Так, к 1344 году возникает монашеская община из двенадцати человек. После упорных отказов в 1354 году по настоянию братии епископом Афанасием Сергий был поставлен в священники и игумены основанного им Свято-Троицкого монастыря.

Новооснованный монастырь был первые годы крайне беден. Богослужение часто велось при свете лучины. Все жили только от своего труда и милостыней мирян-богомольцев, посещавших монастырь. Но молва о Троицком монастыре, о праведной жизни Сергия Радонежского росла, расходилась по земле, и монастырь постепенно

креп, развивался и стал с годами одним из важнейших духовных центров русского православия.

Преставился Сергий в сентябре 1392 года и погребен был в основанном им монастыре.

Более пятидесяти лет преподобный Сергий Радонежский жил в лесной обители, вел смиренную, подвижническую жизнь монаха, размышляя, трудясь и молясь о родной земле, и стал глубоко почитаемым всеми великим святым, общепризнанным защитником и игуменом земли Русской. В чем же причины такого глубокого уважения, любви и почитания народом преподобного Сергия, чем он заслужил столь долгую и добрую память? Дело в том, и это важно отметить, что, по словам В. Н. Топорова, «в лице Сергия Радонежского на Руси осуществился акт общественного самопознания. Сергий и в своем духовном деянии, и в размышлении, и в молитве, и в интуитивных прозрениях попытался взглянуть на историческую ситуацию и на ее главного участника — русский народ — не только в контексте сего дня, но и вечности, более того, в перспективе божественного видения русского народа, его предназначения и призвания...»4.

Как же Варфоломей-Сергий пришел к такому акту общественного самопознания, к такому глубокому пониманию и прозорливому видению судьбы русского народа, Русской земли? Каким образом из молодого инока-пустынножителя вырос великий святой, духовный вождь и учитель народа? Отвечая на эти вопросы, следует обратить внимание на мировоззренческие позиции св. Сергия, на комплекс идей, выдвинутых им и оказавших глубочайшее влияние на русский мир XIV века и последующих веков.

Великие бедствия и разорения, обрушившиеся на Русь в результате монголо-татарского нашествия, вызвали, по свидетельствам современников, глубокое духовно-нравственное потрясение в народной душе, негативно отразились на моральном состоянии общества.

Русский народ был поставлен ордынским игом на грань физического выживания. Историк этой эпохи В. В. Каргалов пишет: «Летописи

рисуют картину непрерывных татарских «ратей» в течение всей последней четверти XIII века. За двадцать пять лет татары пятнадцать раз предпринимали значительные походы на Северо-Восточную Русь... Из этих походов три имели характер настоящих нашествий... Владимирские и суздальские земли опустошались татарами пять раз, семь раз — княжества на южной окраине (Курск, Рязань, Муром), два раза тверские земли...»5.

Кочевники разрушали и сжигали русские города и села. «Множество мертвых лежаша, и град разорен, земля пуста, церкви позжены. Люди избиши от старца до сущего младенца»6. Многих оставшихся в живых обращали в рабство и гнали в Орду. Постоянные набеги и грабежи степняков, насилия и поборы со стороны своих князей и страх за собственную жизнь и жизнь близких вызывали в народе ответное массовое озлобление и жестокость. В обществе сложилась атмосфера душевного смятения, всеобщей ненависти и злобы, нравственного упадка, распада социальных связей.

Такое социально-политическое и духовно-нравственное положение общества не могло не сказаться негативно и на состоянии русской Церкви. Г. П. Федотов писал об этой эпохе: «Первое столетие монгольского завоевания было не только разгромом государственной и культурной жизни Древней Руси: оно заглушило надолго и ее духовную жизнь. Так велики были материальное разорение и тяжесть борьбы за существование, что всеобщее огрубение и одичание были естественным следствием. Около столетия русская Церковь не знала новых святых иноков — преподобных»7.

В то же время несчастья, связанные с ордынским погромом и установившимся игом, стали осмысливаться русскими людьми как наказание за грехи междоусобия, раздора и вражды в предшествующее время. Постепенно возникает потребность найти выход из этого положения, вызревает понимание, что дальше жить так — в розни, вражде, злобе и ненависти — это продолжать жить греховно, не по правде, навлекать на себя гнев Божий. Нужно очиститься от этого зла, найти путь к согласию и спасению. В этой обстановке поиска обществом выхода из этого

состояния, пути преодоления политического и нравственного распада и явилось воздвижение молодым монахом Варфоломеем, будущим святым Сергием, видевшим все происходящее, церкви во имя Пресвятой Живоначальной Троицы — символа Божественного единства, согласия и любви.

Боярский сын Варфоломей стал подвижником православия хотя и молодым, но уже достаточно зрелым, многое узнавшим и осмыслившим человеком. Можно полагать, что он знал не только Священное Писание, но и читал сочинения Отцов Церкви IV века и другую христианскую литературу. На Руси, как отмечал И. В. Киреевский, «все святые отцы греческие, не исключая самых глубоких писателей, были переведены и читаны, и переписываемы, и изучаемы...»8.

Очевидно, и Варфоломей был знаком с работами Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Иоанна Лествичника, Григория Нисского и Василия Великого. Григорий Богослов и Василий Великий были проповедниками и учителями монашества. Василий Великий разработал монашеский устав, известный на Руси, в котором, безусловно, был сведущ и которым руководствовался Варфоломей-Сергий. Григорий Богослов выдвигал богопознание, «обожение» как важнейшую задачу человека, при этом смирение и аскетическое поведение должны были помочь выявить богоподобие человеческой сущности. Он обосновал и христианский догмат Троицы. В сочинениях Иоанна Златоуста громко звучали проблемы морали, осуждались стяжательство, злоба и алчность; монашество понималось им как служение Божественному началу, внесение заповедей Бога в реальную жизнь общества.

Идеи духовной сосредоточенности на богомыслии, «умного делания» как призыва быть живым примером того, чему учишь других, были восприняты русским православием. Они стали принципами жизни и Сергия. Сергий вместе с тем руководствовался в своей иноческой деятельности образами и опытом монашеской жизни основателей русского монашества — святых Антония и Феодосия Печерских — и явился тем самым продолжателем русской православной духовной традиции.

Любимым чтением и предметом размышления Сергия было Святое Евангелие. Он рассматривал заповеди Иисуса Христа, его учение прежде всего как основное начало, правила жизни для себя. Принося обеты послушания, целомудрия и нестяжательства, христианский монах идет по пути Христа. Стать христоподобным — это главная цель инока, и потому наиболее приблизившиеся к Нему и получают после преставления имя «преподобный», то есть в высокой степени подобный Христу. Огромное желание следовать Иисусу, его завету: «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от меня, ибо я кроток и смиренен сердцем» (Мф. 11: 29), — составило суть духовного горения Сергия. Такое видение мира и человека через Евангелие, через учение Отцов Церкви и стало основой христианского мировоззрения святого Сергия. Свое монашество он воспринимал как активное служение Богу, все его мысли были сосредоточены на образе Христа, на его жизни и учении, на стремлении самому жить по правилам Евангелия и на внесении этих правил в жизнь других, в человеческий мир, помочь ему очиститься от скверны зла.

Среди мотивов и целей монашеского подвига Сергия и было, видимо, стремление показать другим, что можно жить так, как заповедовал Спаситель, показать это на примере своей жизни и, убедив, научить и других жить по любви и согласию и тем самым помочь родному народу постепенно изживать рознь, ненависть, зависть, предательство, вероломство и алчность, отравляющие мир. Другой мотив иноческого подвига Сергия состоял, вероятно, в том, что увеличение числа праведников, молящихся о прощении и спасении Руси, искупающих ее грехи покаянием и праведной жизнью, может помочь отвести гнев Божий от любимой страны и родного народа. И третий мотив, также прослеживающийся в деятельности Сергия, связан с его стремлением к воцерковлению власти, подлинной христианизации русских князей, всей властной верхушки общества, то есть одухотворению их деятельности христианским сознанием, православной моралью, нравственными нормами Евангелия, принципами любви и соборного единения. Сергий упорно и настойчиво убеждал своих высоких собеседников, общавшихся

с ним, что успешной и достойной политикой может быть только политика, основанная на морали, на ценностях и нравственных заповедях Спасителя, на сотрудничестве и единении.

Таким образом, главными целями своей деятельности св. Сергий ставил цели духовно-нравственные, цели духовного и социального спасения Руси. Духовно-нравственное очищение и возрождение русского общества должно было стать предпосылкой возрождения социального и политического.

Идея соборного единения Руси, выдвигаемая Сергием, отражала насущные потребности русского общества в преодолении вражды и междоусобицы, в утверждении духовного и политического единства и освобождении от ордынского ига. Во имя достижения этих целей, вместе с духовно-личностными, он принимает на себя подвиг пустынножительства, строит церковь и освящает ее во имя Святой Живоначальной Троицы. Образ Пресвятой Троицы — как пример любви, согласия и единения — был любимым образом св. Сергия с детства. О различных событиях его жизни, связанных с троичным началом, говорили его близкие. Троица являлась для Сергия символом победы любви и духовного единения над ненавистной разделенностью мира, знаком духовного объединения людей в их общей любви и служении Богу. Сергий верил, что соборное единение людей способно победить существующий хаос, вражду и разделен-ность, царившие на Руси. Это был великий призыв эпохи, выразивший общий интерес русского общества, осознанную им потребность в единстве. «Великое, — писал П. А. Флоренский, — не возникает случайно... Великое есть синтез того, что по частям фосфорически мерцало во всем народе; оно не было бы великим, если бы не разрешало собой творческое томление всего народа... Таковым и было слово преподобного Сергия, выразившего самую суть исканий и стремлений русского народа, и это слово... сознательно и полновесно было произнесено впервые им... По творческому замыслу основателя Троичный храм, гениально им, можно сказать, открытый, есть прототип собирания Руси в духовном единстве, в братской любви»9.

Воздвигнутый преподобным Сергием Свято-Троицкий храм, его неустанная проповедь ценностей, любви и взаимотерпимости, доброты и понимания, призывы к соборному единению дали толчок народному самоосознанию, формированию в обществе духа исторического единения... Постепенно он выработал у себя огромную духовную силу, позволявшую ему провидеть и исцелять, внушать и убеждать людей, вести их за собой. Миряне, приходившие в монастырь, — а это были люди разного социальной положения, в том числе и знать — князья и бояре, — получали от Сергия пастырское наставление, определенное направление мысли. Святым Сергием укреплялась их вера, просветлялась душа, воспитывался, как говорил И. А. Ильин, необходимый в борьбе за свободу «дух жертвенности, то есть согласие во имя общего национально-государственного дела отдавать свое и не добиваться во что бы то ни стало справедливости для себя...»10.

Постепенно шло одухотворение русского общества и оцерков-ление власти, преодоление ее аморализма, внесение в ее деятельность нравственных норм Евангелия. Смиренные иноки, такие, как Сергий и его ученики, давали людям ощущение истины, ободряли, настраивали на борение со злом, на высокое патриотическое служение Руси. Они вносили в сознание людей понимание необходимости борьбы против Орды, воспитывали не рабов, склоняющихся перед ханской властью, а сильных духом борцов за избавление от иноземного ига, поднимали из уныния и упадка духовно-нравственные силы народа, будили совесть, внушали людям веру в свои силы, твердость духа, звали к единству.

Сергий и другие наши национальные святые, пишет профессор Л. Е. Шапошников, «уже на земле смогли стать „соработниками" Богу, реальными свидетелями „жизни в духе". А поскольку индивидуальное совершенствование оказывает влияние и на развитие социума, то синтез личностного и социального идеалов приводит к появлению образа Святой Руси»11.

Многолетняя деятельность св. Сергия и его учеников, построенная на ценностях и мировоззренческих принципах учения Иисуса Христа,

наставлениях Отцов Церкви и идей Святой Троицы, послужила духовно-нравственному пробуждению, очищению и единению русского народа, и формированию на этой основе нравственного самосознания, движения к политическому единению и культурному возрождению Руси. «Лишь с вершины второго тысячелетия, — пишет В. Н. Топоров, — можно по достоинству оценить роль троичной идеи в том виде, как понимал ее и выразил Сергий, и уловить во всех тонкостях тот контекст, в котором эта идея возникла... Сергий почувствовал тайный нерв троичной идеи и сумел связать ее со злобой дня тогдашней Руси.... Троичная идея в понимании Сергия Радонежского в исторически короткий отрезок времени стала — без широковещательных заявлений, без нажима и принуждения — величайшей духовной силой, своевременно почувствованной Русью — и народом и властью, объединенными этой силой именно тогда, когда это было всего важнее, более того, когда это было исторической и духовной необходимостью...»12.

Другим важным основанием большого религиозного и духовно-православного авторитета св. Сергия у русского народа стало его социальное служение. Находясь в глухом лесу и совершая свой монашеский подвиг, он не замкнулся в монастырской ограде, не обособился от людей, от человеческого мира, не отказался от служения ему. Наоборот, само иночество его было связано со стремлением помочь родному народу, показать ему путь к спасению и возрождению. Соединяя духовное и социальное служение, св. Сергий продолжил и развил важную традицию русского православия, состоящую в единении слова и дела, веры и деятельности, заложенную еще предшествующими подвижниками православного монашества.

Стремление к активному служению людям было у Сергия весьма велико. Всей своей жизнью и деятельностью он показывал, что целью Церкви как духовной организации является не только спасение отдельного человека, живущего в мире, но и очищение и спасение самого этого мира, всего общества. Не изоляция и отстранение, а установление более тесной связи Церкви с миром, с народом, с властью

должно способствовать усилению влияния, воздействия Церкви, ее идей и на власть, и на социальный мир и очищению их тем самым от скверны аморализма и вражды, порока и розни. Особенно важно это было для русского общества XIV века, в эпоху княжеской междоусобицы и вместе с тем начала борьбы за освобождение от ордынского ига, бывшего для Руси несчастьем, разорявшим ее в материальном и растлевавшем в нравственном отношении13.

Эпоха Сергия — это время становления русского национального самосознания, российской цивилизации, тесно связанных с решением исторической задачи формирования единого русского централизованного государства. Сергий, понимая и принимая объединительную роль Москвы, активно поддерживал политику московских властей, политику единения Руси, создания сильного централизованного государства. Большой пастырский авторитет, тесные связи с семьей великого князя Дмитрия Ивановича, с боярами и высшими церковными иерархами (у Сергия была глубокая духовная дружба с митрополитом Московским Алексием) позволяли Сергию оказывать влияние на политические и церковные события в стране. Смирение и кротость при этом уживались в нем с мудрой прозорливостью, с настойчивостью и мужеством, с умением убеждать, с твердостью характера и бесстрашием. Он выступал в процессе «собирания русских земель» в качестве миротворца и наставника, ободрителя и дипломата, прикладывал к нему свои огромные духовные силы, призывал следовать путем любви и добротолюбия, соборного согласия и единения. Собеседники Сергия видели при этом, за его плечами величественную фигуру Христа.

В 1358 и 1363 годах преподобный Сергий ходил в Ростов, где смог убедить воинственно настроенного ростовского князя Константина признать власть великого князя Московского и не выступать против Москвы. В 1365 году по поручению митрополита и московского великого князя Сергий совершает «поход» в Нижний Новгород, где старается примирить враждующих князей братьев Бориса и Дмитрия, призывает Бориса признать права Дмитрия, сторонника Москвы, помириться с ним.

В 1385 году он направляется в Рязань и склоняет сурового и агрессивного Олега Ивановича, князя Рязанского, к союзу с московским великим князем Дмитрием. С. М. Соловьев пишет об этом: «Дмитрий стал хлопотать о мире, отправлял к рязанскому князю послов, но никто не мог умолить Олега; наконец по просьбе великого князя отправился в Рязань троицкий игумен св. Сергий. Летописец говорит, что этот чудный старец тихими и кроткими речами много беседовал с Олегом о душевной пользе, о мире и любви; князь Олег переменил свирепость свою на кротость, утих и умилился душою, устыдясь такого святого мужа, и заключил с московским князем вечный мир. Этот мир был скреплен даже семейным союзом: сын Олега женился на дочери Дмитрия»14.

Выполняя трудную миссию миротворца, преподобный Сергий всегда действовал как проповедник христианского единомыслия, братства и любви, выступал против злобности и коварства, лицемерия и алчности, насилия и жестокости, обмана и клеветы; он усиленно старался ввести политику в рамки христианской нравственности, утвердить церковное влияние на власть. Троицкий игумен напоминал о необходимости соблюдения евангельских заповедей, убеждал в необходимости милосердия и любви к ближнему. Основой его огромной убеждающей силы были его великая вера в Христа, вера в торжество добра над злом, его могучий духовно-нравственный авторитет.

В 1374 году св. Сергий присутствовал на большом съезде русских князей в Переяславле-Залесском и снова настоятельно призывал их к единению, к совместной борьбе за национальное освобождение, к поддержке политики Москвы. Москва все более становилась общенациональным политическим и духовным центром Руси, центром Русской православной церкви, православного просветительства и культуры. Убеждая своих собеседников в необходимости соборного единения, св. Сергий, как пишет В. Н. Топоров, «умел встать на позицию другого, понять ее и как-то учесть, не изменяя, однако, избранного им пути. Дух согласия, взаимности, благоволения был свойственен ему, и именно этот дух руководил им в тех случаях, в которых другие видели конфликтную

ситуацию, чреватую борьбой, ссорой, разрывом. Истина (правда, Сергий, вероятно, предпочел бы говорить проще — выход из положения) рождается не в споре, а в согласии — так мог бы сказать он, имея в виду то, что спор всегда предполагает ту ненавистную рознь (или склоняет к ней), в которой он видел главную угрозу подлинно христианской жизни»15.

Настойчиво проповедуя идею соборного единения и освобождения Руси, св. Сергий поднимал и укреплял национальное самосознание князей, бояр и простых людей, вселял в них дух любви и служения Русской земле, доказывал, что Русь может и должна быть свободной. И эти идеи троицкого игумена, его патриотические призывы к русскому единству были услышаны и восприняты разными слоями общества, они подготовили русских людей к великому подвигу на Куликовом поле. Тем самым св. Сергий заложил духовно-нравственные основы победы Руси во главе с Москвой в борьбе за свободу и единение. Битва 1380 года с ордой Мамая стала, по признанию всех русских историков, важнейшей вехой в русской истории. Стала она знаменательным событием и в жизни св. Сергия.

Святой Сергий, проповедник кротости и миролюбия, с глубоким убеждением правоты и святости борьбы с ордой благословил приехавшего к нему в монастырь великого князя Московского Дмитрия Ивановича на битву с Мамаем, на защиту родной земли. Он предрек победу русского воинства в этом смертном бою, сказав: «Иди против врагов смело, Бог тебе поможет. Ты победишь!» Благословение преподобного Сергия и его предсказание воодушевило русских воинов, пробудило отвагу в их сердцах. Победа Руси во главе с Москвой на Куликовом поле еще более укрепила и подняла священнический авторитет троицкого игумена.

Патриотическое служение Отечеству, подвиг и жертву во имя родного народа св. Сергий возвел в степень религиозной добродетели. Русское национальное самосознание стало включать в себя патриотизм — сыновнюю любовь и верное служение родине — в качестве важнейшей ценности русской духовной культуры. Готовность отдать жизнь за родину, «за други своя» вошла в русское понимание христианской святости как

следование принципу любви к ближнему, исполнение заповеди Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан. 15: 13).

Сама линия политического поведения Сергия была не местнической, не узко московской, а общерусской, общенациональной, служила интересам всей Руси. Как отмечал Г. П. Федотов: «На Куликовом поле оборона христианства сливалась с национальным делом Руси и политическим делом Москвы. В неразрывной этой связи дано и благословение преподобного Сергия Москве, собирательнице государства русского»16. Сражаясь на Куликовом поле за общее дело избавления Руси от ордынского ига, воины разных княжеств соединились духом и пролитой кровью, бились за общую веру и общую землю. «Куликово поле, — по словам П. А. Флоренского, — вдохновленное и подготовленное у Троицы... было пробуждением Руси как народа исторического; преподобным Сергием начинается история»17. И хотя Куликовская битва и не принесла Руси окончательного освобождения от тягостного ига, она показала русскому народу путь к избавлению от него, пробудила его веру в свои силы, в одоление орды и свое возрождение. «Куликовская битва (1380 г.), — пишет профессор М. А. Маслин, — вызвала новый подъем национального самосознания в XIV-XV веках, а затем и возрождение русской средневековой культуры...»18. Вокруг Московского княжества — наиболее крупного и сильного княжества Северо-Восточной Руси — формируется центр политической и духовной жизни Руси, постепенно складывается ядро русского этноса, выросшего в дальнейшем в русскую (великорусскую) народность, вырабатываются качества и компоненты русской национальной духовной культуры, отечественные, духовные и социокультурные традиции.

Огромен вклад Сергия и в монашеское подвижничество, в монастырское строительство на Руси. Он стал одним из первых монахов-пустынножителей, иноком, преодолевшим трудности и страх одинокой жизни в диком лесу, первым на Руси возвел церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы, создал монастырь, отдаленный от населенных

мест, ставший позднее святыней православия, великим духовным центром России — Троице-Сергиевой лаврой. Около 1355 года в Свято-Троицком монастыре св. Сергием вместо особножительства, преобладающего в русских монастырях той эпохи, было введено в монастырский уклад общежительство монахов, или киновия. Новый устав запрещал монахам иметь личное имущество и предполагал общее ведение хозяйства и владение всем имуществом, общую трапезу и молитву. Члены общины проводили жизнь в постоянном труде и питались его плодами, в молитве, в исповедании принципа братской любви друг к другу. Введение киновии, общежительного устава, позволило укрепить монастыри в духовном и хозяйственном отношении, облегчило освоение земли, повысило авторитет иноков в обществе. Внедренный св. Сергием новый монастырский уклад стал своеобразным образцом для вновь возникающих русских православных обителей.

Вместе с тем Сергий Радонежский является и родоначальником целой духовной школы. Его ученики и последователи создали множество новых монастырей по его благословению и на основе его духовно-нравственных принципов. Воспитанниками св. Сергия были основаны: Андроником — Спасский монастырь на Яузе, Феодором — Симонов монастырь на Москве-реке, Савва Сторожевский создал под Звенигородом обитель Рождества Богородицы, Николо-Пешношский монастырь основал Мефодий Пешношский, Зачатьевский Серпуховской монастырь построил Афанасий Высоцкий. «Всего Сергиевыми учениками было основано около двух с половиной десятков монастырей, в основном к северу, северо-востоку и северо-западу от Москвы, а потом число их выросло до семидесяти. Согласно В. О. Ключевскому, ориентировавшемуся на более крупные «столетние» отрезки, с 1240 по 1340 г. на Руси возникло около трех десятков монастырей, тогда как между 1340 и 1440 г. было основано до полутораста монастырей, возникновение которых обязано по преимуществу деятельности Сергия Радонежского, его сподвижников, его учеников. Это не просто много, даже очень много. Это великий прорыв в деле христианизации и цивилизации Севера

Руси, одно из выдающихся, длительного действия событий в русской истории, и осуществлен этот прорыв был в исторически кратчайшие сроки. Никогда позднее ничего подобного на Руси не было, хотя иррадиация подобных импульсов из этого же центра продолжалась веками вплоть до начала XX века»19.

Сподвижниками св. Сергия в деле христианизации Руси были Кирилл и Ферапонт Белозерские, Павел Обнорский, Пахомий Нерехотский, Сергий Нуромский, Стефан Махрищский, Дмитрий Прилуцкий, Стефан Пермский и многие другие иноки — подвижники православия.

«Преподобный Сергий со своей обителью и своими учениками был, — как пишет В. О. Ключевский, — образцом и начинателем в этом оживлении монастырской жизни, «начальником и учителем всем монастырем, иже в Руси», как называет его летописец. Колонии Сергиевой обители, монастыри, основанные учениками преподобного или учениками его учеников, считались десятками, составляли почти четвертую часть всего числа новых монастырей во втором веке татарского ига, и почти все эти колонии были пустынные монастыри, подобно своей митрополии. Но, убегая от соблазнов мира, основатели этих монастырей служили его насущным нуждам»20.

Иноческие обители, устраивавшиеся обычно в необитаемых пустынных местах, в лесной глуши, со временем превращались в центры духовной, экономической и просветительской деятельности, хозяйственного освоения земли. Монастыри оказывали большое духовно-нравственное влияние на народ, христианизировали его, содействовали развитию православия, русского национального самосознания. Многие из новых монастырей, основанных воспитанниками и сподвижниками св. Сергия, сами стали мощными светоносными источниками веры, любви и духовной силы, очагами милосердия и добра, рассадниками просвещения и культуры. И, конечно, не порывалась связь новых центров православия со своим родовым гнездом — Свято-Троицким монастырем. Троице-Сергиев монастырь, позднее Свято-Троице-Сергиева лавра,

ставший религиозным духовно-нравственным и культурным центром Руси, вобрал в себя лучшие духовные и культурные достижения русского народа, всего православного мира, оказал огромное влияние на историческое развитие страны. Труды монахов-переписчиков Свято-Троицкого монастыря сохранили на века многие памятники отечественной письменности. В нем созрел талант Андрея Рублева, «творчество которого составило эпоху в истории древнерусского искусства». Благодаря трудам св. Сергия, был преодолен упадок в монастырской жизни на Руси, наблюдавшийся в первой половине XIV века. Обновившись и возродившись, русское монашество смогло выполнить историческую задачу внесения и утверждения христианских духовно-нравственных идеалов в жизнь общества, в народную массу, в сознание людей.

Великой заслугой св. Сергия является и его могучее воспитательное воздействие на русское общество, его учительское влияние и наставничество по отношению к монашескому сообществу, своим сподвижникам по иноческому подвигу. Духовно-нравственный и поведенческий пример св. Сергия как наставника и учителя стал для его воспитанников ориентиром и определенным правилом их собственной жизни и деятельности. Пройдя суровую школу монашеского самовоспитания и самоконтроля, постоянного богомыслия и «умного делания», св. Сергий отличался естественностью и простотой поведения, скромностью и миролюбием, сердечностью, добротой и милосердием, трудолюбием и благочестием. Ему были свойственны вместе с тем твердость духа и смелость, мужественная способность спокойно выносить невзгоды и преодолевать трудности, бесстрашие перед властью, любовь и сострадание к людям. Он был приветлив и гостеприимен ко всем приходящим в монастырь, не впадал в уныние в бедах, смиренно и кротко выполнял взятый на себя иноческий и пасторский долг. Как отмечал Г. П. Федотов: «Смиренная кротость — основная духовная ткань его личности»21. Смирение — это путь любви, это отсутствие гордыни самолюбования, это способность стоять выше индивидуального «я» ради общего начала. Поэтому кроткое терпеливое смирение Сергия, отражающее качества русского

народа, не имеет ничего общего с раболепием. Как пишет В. Н. Топоров: «Смирение обозначает не только соответствие мере, соразмерность... но и сознательное помещение себя ниже меры, что, естественно, является заданием высокой, очень высокой меры, никогда не достигаемой, но всегда целесообразующей и путеводной»22.

Такой очень высокой мерой для Сергия был образ Иисуса Христа. По его заповедям и образу жизни он строил свою жизнь и потому получил позднее после преставления имя преподобного Сергия Радонежского. Отсюда и смирение Сергия в его сознательном следовании столь высокому идеалу23.

Святой Сергий отвергал и сурово осуждал коварство и алчность, корыстолюбие и зависть, лживость и рознь, злобность и мстительность, существующие в мире. Христианские заповеди и моральные нормы являлись для Сергия нравственным долгом, который он призван был выполнять и с душевной радостью выполнял. Поэтому он вселял во всех беседующих с ним душевную бодрость и надежду, дух мужества и стойкости, веру в преодолимость зла и спасение. Огромную одухотворяющую силу, «духоподъемность» святого Сергия отмечали его современники. Вместе с тем, следуя наставлениям Отцов Церкви, традиции и опыту святых иноков, преподобный Сергий учил не столько словами, сколько личным примером: «Пример подавал братии своими делами». Он вел за собой других примером своей любви к благочестию и миру, примером личного духовного горения и глубочайшей веры, примером истового служения родному народу и Церкви. Общежительный устав, введенный Сергием в монастыре, требовал равного участия всех монахов в монастырских работах. И «преподобный Сергий работал не только наравне со всеми, но и более всех, притом в работах, требовавших физической силы, так как был он от природы человек очень сильный, работал по крайней мере за двоих и притом не стыдился никакой работы — ни поварства, ни плотничества, ни кроения и шитья одежды и обуви на братию»24.

Жизнеописатель преподобного Сергия Епифаний Премудрый, сам живший в монашеском братстве, воспитанном Сергием, свидетельствует,

что воспитывалось оно с уважением и любовью к человеку, с терпением и знанием души человеческой. Каждому монаху Сергий давал дело по силам. Это была практическая школа подвижничества и благонравия, мудрая школа умения с радостью отдавать всего себя на общее дело, навыка к усиленному труду, привычки к богомыслию и высокому духовному настрою.

Личное подвижническое следование св. Сергия по пути Иисуса, служение Богу и людям стало живым образцом его ученикам. Его мирскими собеседниками, приходившими в монастырь, были крестьяне и князья, бояре и купцы, ремесленники и воеводы, — всех он принимал независимо от социального положения и всем оказывал доброжелательное внимание... Со всеми он был одинаково ровен, терпелив, приветлив и отзывчив. Его отличало мудрое спокойствие, духовная возвышенность, доброжелательность, терпимость и выдержка. В нем — иноке «высокого жития» — воплотилась «гармония негромких слов и святых дел».

Святой Сергий терпеливо и мудро учил окружающих всем своим обликом, всем своим поведением скромности и миролюбию, смелости и стойкости, гостеприимству и любви к ближнему, смирению и патриотизму. Тем самым преподобный Сергий вносил в человеческий мир Руси определенную систему духовно-нравственных ценностей и позитивных норм, становящихся постепенно критериями и регуляторами человеческого поведения. Эти ценности были восприняты современниками и были переданы другим поколениям как принципы, как традиции, необходимые сообществу для нормальной совместной жизни. Все общавшиеся со св. Сергием испытали на себе его глубокое духовно-нравственное воздействие, его огромное вдохновляющее и воодушевляющее влияние. Преподобный Сергий показал людям своей жизнью реальность и достижимость христианских идеалов и в первую очередь любви к ближнему и единомыслия с другими, возможность жить по нравственным нормам христианской веры. «Примером своей жизни, высотой своего духа преподобный Сергий поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к своим силам, вдохновил

веру в свое будущее. Он вышел из нас, был плоть от плоти нашей и кость от костей наших, а поднялся на такую высоту, о которой мы и не чаяли, чтобы она кому-нибудь из наших была доступна. Так думали тогда все на Руси...», — пишет В. О. Ключевский25.

И иноческие общины, подобные Сергиевой, десятками возникавшие на Руси, образом своего жития подавали обществу пример евангельских отношений между людьми, единения и братства, взаимного уважения и любви. В. О. Ключевский отмечает глубокое воспитательное воздействие монашеской общины на мирян: «Мир приходил к монастырю с пытливым взглядом, каким он привык смотреть на монашество... и то, что он видел, быт и обстановка пустынного братства поучали его самым простым правилам, которыми крепко людское христианское общежитие... Все дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем следы порядка и размышления... каждый работает с молитвой... во всех чуялся скрытый огонь, который без искр и вспышек обнаруживался живительной теплотой, обдававшей всякого, кто вступал в эту атмосферу труда, мысли и молитвы. Мир видел все это и уходил ободренный и освеженный...»26.

Ученики и последователи преподобного Сергия сохранили и развили принципы и традиции праведной жизни и деятельности, заложенные троицким игуменом, которые он утвердил своей святой жизнью. Он остался жить в народной памяти, в мыслях и делах тех, кого он мог бы назвать своими духовными наследниками. Поэтому, очевидно, большинство русских православных святых XIV и начала XV века являются учениками преподобного Сергия или его «собеседниками», то есть людьми, испытавшими его могучее духовное влияние27.

Главным результатом религиозной, наставнической, воспитательной деятельности преподобного Сергия стало позитивное изменение духовно-нравственной атмосферы в русском обществе, подъем церковной и монашеской жизни, укрепление духовных сил народа, внесение в его жизнь христианских идеалов и норм. Св. Сергий смог огромным напряжением всех своих сил выполнить великий подвиг

духовно-нравственного очищения и социокультурного единения народа, взятый им на свои плечи. «Народ, — пишет В. Н. Топоров, — был для Сергия актуальной и конкретной реальностью как народ христианский... как народ, сделавший свой выбор»28. И свой долг учителя, воспитателя родного народа игумен земли Русской никогда не забывал и свято выполнял. Но и народ признал в св. Сергии, смиренном подвижнике, живущем в Боге, призывающем к соборному единению, к следованию христианской вере и нравственным основам Евангелия, к патриотическому служению родной земле, государству, своего великого учителя, наставника и духовного вождя.

Подводя итог рассмотрению содержания духовно-нравственного и социокультурного служения Сергия Радонежского, его многогранной деятельности, можно сказать, что св. Сергий смог уловить, понять и выразить потребность времени, той переломной эпохи, в которую он жил, смог понять интересы родного народа, его стремление к соборному единению и освобождению от иноземного ига, к избавлению от двуликого зла — междоусобицы, вражды и розни, ведущих к разорению народа изнутри, и угнетению со стороны Орды, разоряющего Русь извне. Сергий ответил на вызов эпохи выдвижением идеала соборного единства — образа Святой Живоначальной Троицы, духовного ориентира объединения всех православных вокруг нравственных идеалов Христа, ответил патриотическим благословением великого Московского князя Дмитрия на битву с Ордой, ответил всей своей жизнью святого подвижника, неустанно более полувека молившегося о спасении Русской земли. Поэтому П. А. Флоренский и писал: «<Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань русской культуры, мы не найдем ни одной нити, которая не приводила бы к этому первоузлу: нравственная идея, государственность, живопись, зодчество, литература, русская школа, русская наука — все эти линии русской культуры сходятся к преподобному. В лице его русский народ сознал себя, свое культурно-историческое место, свою культурную задачу...»29.

Жизнь и деятельность св. Сергия — важная часть духовного наследия русского народа. Заветы троицкого игумена — христианской

любви и служения людям, постоянного духовно-нравственного совершенствования и самоочищения, соборного единения и патриотизма, сострадания и милосердия, терпимости и гостеприимства, совестливости, державного служения, готовности лечь костьми за родину и свой народ, «за други своя» — вошли в русское и национальное самосознание, стали нравственными нормами русского народа, ценностями русской цивилизации.

Образ Сергия Радонежского обрел значение национально-религиозного символа русского народа, святого покровителя и защитника Русской земли. В Смутное время начала XVII века, то есть более чем через двести лет после преставления преподобного, как доверительно рассказывал троицкому архимандриту Дионисию предводитель народного ополчения, спасшего Москву, нижегородец Кузьма Минин, именно святой Сергий Радонежский трижды являлся ему во сне, повелевая собирать казну, вооружать ополчение и идти на спасение Московского государства.

Особое значение имеет образ св. Сергия, опыт его служения Руси для русского общества в наши дни — в период глубокого духовно-нравственного кризиса, утраты многих духовно-нравственных традиций и ценностей. Идеалы святого Сергия — соборное единение, православная духовность, христианская нравственность и патриотическое служение родине — это вековая животворящая основа русской цивилизации, жизни русского народа. Они должны быть сохранены и широко привнесены в жизнь современного российского общества, должны стать основой воспитания нашего молодого поколения, стать основой возрождения Отечества.

Библиография

1. Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991.

2. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М., 1992.

3. Kаргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967.

4. Аргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. М., 1966.

5. Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993.

6. Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1951.

7. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998.

8. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону, 1999.

9. Русская идея / Сост. и авт. вступ. ст. М. А. Маслин. М., 1992.

10. Русская культура в условиях иноземных нашествий. X — начало XX в.: Сб. науч. трудов. М., 1990.

11. Соловьев С. М. Соч.: В 18 кн. Кн. 2. Т. 3-4. История России с древнейших времен. М., 1988.

12. Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: X Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2001.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Черепнин А. В. Образование русского централизованного государства в XIV-XV веках. М., 1960.

Примечания и библиографические ссылки

1. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. М., 1998. Т. 2. С. 207.

2. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. Ростов-на-Дону, 1999. С. 3.

3. Основные факты и события жизни и деятельности преподобного Сергия широко освещены в посвященной ему обширной литературе. Приводимые нами данные о жизненном пути св. Сергия опираются на труды российских историков С. М. Соловьева, В. О. Ключевского, Н. С. Тихонравова и др., а также на фундаментальную работу современного историка России Н. С. Борисова «Сергий Радонежский» (М., 2001). Его монография, как и работы других исследователей деятельности св. Сергия, базируется на основном источнике воссоздания его жизненного пути и деятельности — обширном «Житии преподобного Сергия», написанном в 1417-1418 годах учеником св. Сергия Епифанием Премудрым и переработанном во второй четверти XV века Пахомием Логофетом (См.: Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991), а также на летописных сводах и ряде других исторических материалов.

4. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. С. 207.

5. Каргалов В. В. Внешнеполитические факторы развития феодальной Руси. М., 1967. С. 171.

6. Каргалов В. В. Монголо-татарское нашествие на Русь. М., i966. С. iii.

7. Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский // Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991. С. 71.

8. Киреевский И. В. В ответ В. С. Хомякову // Русская идея / Сост. и авт. вступ. ст. М. А. Маслин. М., i992. С. 7i.

9. Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия // Жизнь и житие Сергия Радонежского. С. 281-282.

10. Ильин И. А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России: В 2 т. М., 1992. Т. 1. С. 190.

11. Шапошников Л. Е. Роль православия в формировании духовных качеств русского народа // Церковь и общество на пороге третьего тысячелетия: X Рождественские православно-философские чтения. Н. Новгород, 2001. С. 51.

12. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. С. 681.

13. См.: Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1951; Черепнин А. В. Образование русского централизованного государства в Х1У-ХУ веках. М., 1960; Русская культура в условиях иноземных нашествий. X — начало XX в.: Сб. науч. трудов. М., 1990; и др.

14. Соловьев С. М. Соч.: В 18 кн. Кн. 2. Т. 3-4. История России с древнейших времен. М., 1988. С. 282.

15. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. С. 403-404.

16. Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский. С. 258.

17. Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия. С. 277.

18. Маслин М. А. «Велико незнание России...» // Русская идея. С. 15.

19. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. С. 476.

20. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства // Ключевский В. О. Афоризмы. Исторические портреты и этюды. Дневники. М., 1993. С. 103.

21. Федотов Г. П. Преподобный Сергий Радонежский. С. 252.

22. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. С. 551.

23. Шапошников Л. Е. Роль православия в формировании духовных качеств русского народа. С. 53-54.

24. Голубинский Е. Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им лавра // Жизнь и житие Сергия Радонежского. С. 169.

25. Ключевский В. О. Значение преподобного Сергия для русского народа и государства. С. 104.

26. Там же. С.100.

27. Федотов Г. П. Святые Древней Руси. С. 168.

28. Топоров В. Н. Святость и святые в русской духовной культуре. С. 535.

29. Флоренский П. А. Троице-Сергиева лавра и Россия. С. 277.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.