Научная статья на тему 'СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА'

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
384
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Область наук
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ / РУССКОЕ ПРАВОСЛАВИЕ / ПУСТЫННОЖИТЕЛЬ / ОБЩЕЖИТЕЛЬНАЯ ОБИТЕЛЬ / ПЕРВООБРАЗ ДУХА РУССКОГО НАРОДА / СВЯТОЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ / ВОЗРОЖДЕНИЕ РУСИ / ТРОИЦЕ-СЕРГИЕВА ЛАВРА / ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА / ARCHITECTURAL AND CULTURAL HERITAGE / RUSSIAN ORTHODOXY / WILDERNESS-DWELLER / CENOBITIC MONASTERY / THE FIRST IMAGE OF THE SPIRIT OF THE RUSSIAN PEOPLE / ST. SERGIUS OF RADONEZH / THE REVIVAL OF RUSSIA / THE TRINITY-SERGIUS LAVRA / THE HISTORY OF THE FATHERLAND

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова А.А.

Данная статья посвящена величайшему памятнику культуры, архитектуры, истории России и духовной сокровищнице Русской Православной Церкви. Исследование раскрывает значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского, основателя великой обители во имя Святой Троицы, для народа и Русского государства XIV в. Как дань памяти великому праведнику, спасителю Отечества, посвятившему свою жизнь тому, чтобы поднять и укрепить духовно-нравственные силы русского народа, приниженные «вековым порабощением и унынием» татаро-монгольского ига - эпохи тяжелейшего разорения русских земель. Внимание к изучению жизненного пути исторической личности, от отшельника до самого почитаемого из святых всего православного мира, позволяет узнать судьбу русской святыни от малой церкви до архитектурного ансамбля Великой лавры - шедевра храмового зодчества, художественного портрета России. Особенностью темы является отражение регионального аспекта исследуемой проблематики. Целеполагание статьи направлено на освещение высокого предназначения прославленной Троице-Сергиевой Лавры в рамках живого музея как историко-культурного наследия нашей страны. Архитектурное достояние русского православия составляет важную часть базовых национальных ценностей России, знакомство с которыми играет значимую роль в формировании духовно-нравственных ценностей личности и сохранении исторической памяти русского народа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HOLY TRINITY ST. SERGIUS LAVRA IN CONTEXT HISTORY OF OUR FATHERLAND

The article is devoted to the greatest monument of culture, architecture, history of Russia and the spiritual Treasury of the Russian Orthodox Church. The author reveals the significance of the spiritual feat of St. Sergius of Radonezh, the founder of the great monastery in the name of the Holy Trinity, for the people and The Russian state of the XIV century. As a tribute to the great righteous one, the Savior of the Fatherland, who devoted his life to raise and strengthen the moral and spiritual strength of the Russian people, primigenia "centuries of enslavement and despondency" Tatar-Mongol yoke - era dire ruin of the Russian lands. Attention to the study of life ways of historical figures, from the hermit to the most revered saints of the Orthodox world, allows you to learn the fate of the Russian shrines from small churches to the great architectural ensemble of the monastery - masterpiece of Church architecture, an artistic portrait of Russia. A special feature of the topic is the reflection of the regional aspect of the problem under study. The purpose of the article is to highlight the high purpose of the Trinity-Sergius Lavra as a living Museum as a historical and cultural heritage of our country. The architectural heritage of Russian Orthodoxy is an important part of the basic national values of Russia, acquaintance with which plays a significant role in the formation of the spiritual and moral values of the individual and the preservation of the historical memory of the Russian people.

Текст научной работы на тему «СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА»

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-

НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»

Федотова А.А.

студент художественно-графического факультета, ФГБОУВПОМПГУ,

Институт изящных искусств Nastasii.F@yandex.ru

СВЯТО-ТРОИЦКАЯ СЕРГИЕВА ЛАВРА В КОНТЕКСТЕ ИСТОРИИ НАШЕГО ОТЕЧЕСТВА

Аннотация: данная статья посвящена величайшему памятнику культуры, архитектуры, истории России и духовной сокровищнице Русской Православной Церкви.

Исследование раскрывает значение духовного подвига преподобного Сергия Радонежского, основателя великой обители во имя Святой Троицы, для народа и Русского государства XIV в. Как дань памяти великому праведнику, спасителю Отечества, посвятившему свою жизнь тому, чтобы поднять и укрепить духовно-нравственные силы русского народа, приниженные «вековым порабощением и унынием» татаро-монгольского ига - эпохи тяжелейшего разорения русских земель.

Внимание к изучению жизненного пути исторической личности, от отшельника до самого почитаемого из святых всего православного мира, позволяет узнать судьбу русской святыни от малой церкви до архитектурного ансамбля Великой лавры - шедевра храмового зодчества, художественного портрета России. Особенностью темы является отражение регионального аспекта исследуемой проблематики.

Целеполагание статьи направлено на освещение высокого предназначения прославленной Троице-Сергиевой Лавры в рамках живого музея как историко-культурного наследия нашей страны. Архитектурное достояние русского православия составляет важную часть базовых национальных ценностей России, знакомство с которыми играет значимую роль в формировании духовно-нравственных ценностей личности и сохранении исторической памяти русского народа.

Ключевые слова: архитектурно-культурное наследие, русское православие, пустынножитель, общежительная обитель, первообраз духа русского народа, святой Сергий Радонежский, возрождение Руси, Троице-Сергиева лавра, история Отечества

Общеизвестно, что Свято-Троицкая Сергиева лавра, или обитель Живоначальной Троицы, как она первоначально называлась, была основана преподобным Сергием Радонежским (1314-1392 гг.) и его старшим братом Стефаном в 1337 г. неподалеку от Москвы, на сегодняшний день её местонахождение в центре города Сергиева Посада Московской области, на реке Кончуре.

Впрочем, звание лавры, полученное Троице-Сергиевой обителью в 1744 г. указом Елизаветы Петровны, никоим образом не указывало на лаврский уклад жизни монастыря, а отражало его особый статус среди всех русских монастырей. Лавра - это непременно большой,

мужской, выдающийся монастырь. Выдающийся, прежде всего, своим значением в истории и духовной жизни страны.

XIV в. отмечается периодом повышенного интереса, так как происходит упадок во многих областях Древней Руси. Культура этого времени представляет собой многогранное явление, в котором закрепился глубокий кризис мировоззренческого фундамента на основе внедрения чуждых духовно-культурных компонентов. Это была эпоха монголо-татарского ига -эпоха тяжелейшего разорения русских земель.

Первое столетие монгольского завоевания, отмеченным в XIII в., поспособствовало не только разгрому государственной и культурной жизни русской земли, но и оказало решающее влияние на христианскую веру. Основной проблемой стало не порабощение русского народа, а утрата им веры в себя.

Нравственному воспитанию народа всецело посвятил свою жизнь преподобный Сергий Радонежский, получивший с рождения имя Варфоломей.

Он начал с самого себя и продолжительным уединением, исполненным трудов и лишений среди лесной глуши местности Радонеж в построенной им церкви на горе Маковец1, достиг при жизни святости творя чудеса именем Божиим: исцелял приходивших к нему больных, утешал обездоленных, дарил надежду страждущим и веру сомневающимся, помогал советом.

Житие монаха - подвижнический образ жизни в труде, скромности и терпении, служило живым примером правил нравственности для приходящих людей.

Как писал русский историк В.О. Ключевский: «Пятьдесят лет делал свое тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыни; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыни утешение и ободрение и, воротясь в свой круг, по каплям делились им с другими»2.

Слава о святом начала распространяться по всей Руси и к нему стали стекаться как монахи, так и миряне, жаждавшие духовного спасения, селились рядом с этим святым местом зарождая будущий город Сергиев Посад.

Поначалу вокруг отшельнического жилья Сергия выросли двенадцать свободно расположенных келий по количеству равных его сопустынников, при этом хозяйство и имущество было общим, каждый монах должен был трудиться. Новый порядок бытия, а также увеличение числа иноков вызвали перестройку всей обители, возник чётко распланированный деревянный городок, который теперь не зависел от внешнего мира и подаяний прихожан.

Так Радонежская обитель приняв общежитийный устав, регламентировавший все стороны монашеской жизни, стала первой в Московской Руси общежительной обителью именуемая Троицкой.

При Сергии Радонежском основанный им монастырь был именно лаврой в традиционном понимании устройства. Территория монастыря была разделена на три части - жилую, общественную и оборонительную. Подобное устройство монастыря определило его будущие архитектурные особенности в виде маленького деревянного городка: 13 отдельных изб-келий, церковь, несколько отдельных хозяйственных построек обнесённых деревянным забором.

1 Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. / В.О. Ключевский. Православие в России. - М., 2000. - 321 с.

2 Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского. - М.: Директ-Медиа, 2017. - 369 с.

В возрасте тридцати лет блаженный Сергий, после настоятельных принуждений братии и по благословению епископа Афанасия, воспринимает на себя игуменство монастыря. Установленные им правила монастырского бытия оказались схожи с принципами жизни сельской общины, что производило глубокое назидательное впечатление на окрестных крестьян, тем самым подкрепляло религиозный дух и оптимистические настроения в народном сознании, превращая монастырь в символ русской Правды - справедливости1.

Основополагающим смыслом подвижничества преподобного Сергия Радонежского была идея единодушия и единения соотечественников по образу и подобию Святой Троицы, что противоречило духу того времени.

Только объединение русских земель под властью одного князя, а русского народа - верой в единую идею могло спасти наше Отечество и сохранить нацию.

Будучи чтителем Пресвятой Троицы, он неслучайно храм освящает во имя Живоначальной Троицы, стремясь укрепить осознание идеи нераздельного единства Триипостасного Господа - Отца, Сына и Святого Духа, как символа «единения», «собирания», к которому должен стремиться русский народ.

Первообразом единства становится он сам, избирая путь иноческого жития в пустыни собирает воедино силы своей души - ум, чувства, волю, затем вокруг себя устраивает жизнь по образу Божественного Триединства: собирает учеников, возрождает древнее монастырское общежитие и наконец собирает воедино Святую Русь.

Начиная со второй четверти XIV в. начинает складываться иное духовное движение, а именно монашеское - это подвижничество пустынножителей.

Следуя примеру Сергия Радонежского, большая часть святых этой эпохи уходит из городов в лесную пустынь, то есть своим пристанищем монахи выбирали огромные просторы лесов, где «жители леса» возрождали духовную жизнь на Руси, привлекали к себе мирян и создавали всё новые монастырские обители с общежительным уставом. Трудами и подвигами братства монастырей, основанных учениками и воспитанниками «школы» Преподобного, создавалась богатейшая письменная культура Средневековой Руси, распространялось христианское просвещение во вновь освоенных землях. Так на православной основе формировалось национальное единство, крепло и ширилось русское государство.

Новое стремление к иночеству возглавляет преподобный Сергий, один из самых почитаемых и величайший из святых всего православного мира, тем самым возрождая иноческую традицию, угасшую в Русской Церкви.

Святой Сергий избрал новый путь объединения разрозненной Руси - по примеру Троицкого монастыря воплотил идею общежитийного монастыря по всей русской земле, что привело к образованию влиятельной монашеской общины и распространению на русской земле монастырей-общежитий, которые опирались на собственную хозяйственную деятельность, служили укреплению христианства и распространению просвещения, а также защите пограничных рубежей Московского государства.

По словам историка К.К. Случевского: «Троицкий монастырь стал символом чести Родины в глазах народа, превратился в общерусский центр отпора захватчикам»2.

1 Житие Сергия Радонежского. / Пер. М.Ф. Антоновой, Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. - Т. 6: XIV - середина XV века. - СПб.: Наука, 1999. - С. 254-411.

2 Случевский К.К. Троице-Сергиева лавра / К.К. Случевский. - М.: Унив. тип., 1891. - 52 с.

На протяжении своей истории главная обитель Руси в периоды Смутного времени пережила много нашествий: татарского хана Едигея в XV в., поляков в XVII в., в Октябрьскую революцию 1917 г., в годы Великой Отечественной войны 1941-45 гг., монастырь-крепость прекрасно выполняла свою оборонительную функцию от неприятелей показывая подлинный пример мужества её защитников. Каждый раз после нападения она возрождалась, укрепляя крепостные стены по ширине и высоте, вместе с тем строя новые храмы и украшая уже существовавшие.

К XVIII в. тихая в прошлом обитель стала Великой лаврой - богатейшим российским монастырем с многочисленными земельными вотчинами, городскими подворьями, хозяйственными дворами, оказывающая влияние на все сферы жизни общества. Много было воздвигнуто в Лавре храмов и каждый из них имел свою историю. Сама лавра была подобна большому красочному городу в кольце мощных крепостных стен. Архитекторы того времени блестяще решили задачу подчинения высоких и крупных построек историческому и духовному центру ансамбля - усыпальнице преподобного Сергия.

Сейчас колокольня первой встречает гостей Троице-Сергиевой лавры, приближающихся к монастырю. Прекрасные здания почтительно расступаются, чтобы бережно подвести путника к наидревнейшему и главному храму лавры - Троицкому собору, самому первому каменному зданию монастырского ансамбля. Собор был воздвигнут в 1422-23 гг. «в память и похваление» основателю монастыря, первоигумену Радонежскому, на месте первой деревянной Троицкой церкви. Данный факт знаменует историческое признании великого значения личности Преподобного Сергия.

Здание относится к традиционному типу крестово-купольных церквей. Четырёхстолпный храм возведен из белых каменных тесаных кубов на высоком подклете и имеет три апсиды. Венчает собор высокий световой барабан с одной шлемовидной главой. Вертикальное членение фасада исполнено лопатками, образующими прясла, которые завершаются килевидными закомарами. Единственным элементом внешнего декора стал резной орнаментальный пояс с повторяющимися мотивами вплетенных крестов и цветов, украшающий фасады основного объёма, апсиды и барабан.

Сегодня Троицкий собор - один из немногих существующих образцов белокаменного церковного зодчества Древней Руси. Его иконостас уникален: это единственный комплекс из 40 икон начала XV в. сохранившиеся в храме, в том числе знаменитая «Троица», выполненные искусными иконописцами Андреем Рублевым и Даниилом Чёрным, и представляет собой памятник отечественной иконописи.

Вокруг Троицкого собора постепенно сформировался архитектурный ансамбль Троице-Сергиевой лавры из многочисленных сооружений, выстроенных лучшими зодчими и каменщиками своего времени эпохи XV-IX вв. Неповторимый ансамбль монастыря, состоящий из более 10 храмов и 50 зданий различного назначения, включен в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что подчеркивает его историческую и культурную значимость.

В настоящее время архитектурный ансамбль Лавры, складывавшийся на протяжении четырех столетий, - своеобразный учебник по истории русского храмового зодчества и объект историко-культурного наследия.

Много веков спустя священник и ученый Павел Флоренский в своей книге «Троице-Сергиева Лавра и Россия» назвал Сергия Радонежского «первоузлом» нравственных идей, государственности и культуры России. Его заслуга перед Отечеством и русскими людьми несоизмерима.

Тихий отшельник, скромный игумен, наставник и утешитель преподобный Сергий -уникальный образ святой Руси, идеал настоящей русской души. Его жизненный путь -олицетворение святости и веры. Великое не возникает случайно, так историк К.К. Случевский пишет: «Сергий, избранный богом подвижник, предвидел ещё несуществующую Россию»1.

Его заслуга перед Отечеством несоизмерима. Ведь он дал русским людям главное: национальную идею, вокруг которой дано было им объединиться на прочной, духовной основе, обрести внутреннюю опору и не просто выжить, но победить. Россия на протяжении многих веков оставалась по духу русской и православной - это и есть великое духовное наследие Сергия Радонежского. Поэтому XIV в. можно назвать эпохой в честь имени преподобного Сергия.

В заключении, мы приходим к выводу, что Троице-Сергиева Лавра для образования Русского государства стала столь же значимым символом, как княжеская Москва. И если последняя была головой централизации земель, то монастырь святого Сергия - её духовным сердцем. В течение многих веков этот монастырь был одним из самых почитаемых на Руси, привлекавшим тысячи и тысячи паломников. Таковой обитель остается до сих пор.

Литература:

1. Балдин В.И. Троице-Сергиева Лавра. Архитектурный ансамбль и художественные коллекции древнерусского искусства XIV-XVII вв. - М.: Наука, 1996. - 549 с.

2. Борисов Н.С. И свеча бы не угасла...: Исторический портрет Сергия Радонежского. - М.: Молодая гвардия, 1990. - 304 с.

3. Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Жизнеописание Преподобного Сергия и путеводитель по лавре. - 3-е изд., доп. - Сергиев Посад: Свято-Троиц. Сергиева лавра; СПб.: Воскресение, 2007. - 465 с., ил.

4. Епифаний Премудрый. Путь на Маковец.: Читаем Житие Сергия Радонежского Епифания Премудрого.: Уч. пособие. - М., 1993. - 176 с.

5. Житие Сергия Радонежского. / Пер. М.Ф. Антоновой, Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. - Т. 6: XIV - середина XV века. - СПб.: Наука, 1999. - С. 254-411.

6. Историческое описание Святотроицкой Сергиевой Лавры. - М.: Унив. тип., 1852. - 170 с.

7. Клосс Б.М. Житие Сергия Радонежского. - М.: Языки русской культуры, 1998. - 566 с.

8. Ключевский В.О. Значение Преподобного Сергия для русского народа и государства. / В.О. Ключевский. Православие в России. - М., 2000. - 321 с.

9. Молитва о России: 700 лет со дня рождения преподобного Сергия Радонежского (13141392). / сост. Е. М. Андреева - М.: ЦУНБ им. Н. А. Некрасова, 2014. - 292 с.: ил.

10. Нефедов А.Н. На древнем Маковце: Троице-Сергиева лавра: легенды и реальность. - М.: Московский рабочий, 1987. -108 с.

11. Случевский К.К. Государственное значение св. Сергия и Троице-Сергиевой лавры. - М.: Унив. тип., 1889. - 101 с.

12. СлучевскийК.К. Троице-Сергиева лавра / К.К. Случевский. - М.: Унив. тип., 1891. - 52 с.

13. Спаситель Отечества. Духовный подвиг Сергия Радонежского. - М.: Директ-Медиа, 2017. - 369 с.

1 Случевский К.К. Государственное значение св. Сергия и Троице-Сергиевой лавры. - М.: Унив. тип., 1889. - 101 с.

97

14. Троице-Сергиева Лавра в русской культуре XX века: сборник материалов / сост. Е. В. Суровцева. - Казань: Бук, 2018. - 196 с.

15. Федотов Г.П. Святые древней Руси. - М.: Мартис, 2000. - 267 с.

16. Флоренский П.А. Троице-Сергиева Лавра и Россия// Развитие личности, 2014. № 4. С. 81100.

References:

1. Baldin V.I. Troice-Sergieva Lavra. Arhitekturnyj ansambl' i hudozhestvennye kollekcii drevnerusskogo iskusstva XIV-XVII vv. [Trinity-Sergius Lavra. Architectural ensemble and art collections of ancient Russian art of the XIV-XVII centuries] - M.: Nauka, 1996. - 549 s.

2. Borisov N.S. I svecha by ne ugasla...: Istoricheskij portret Sergija Radonezhskogo. [And the candle would not have gone out...: Historical portrait of Sergius of Radonezh.] / N.S. Borisov. - M.: Molodaja gvardija, 1990. - 304 s.

3. Golubinskij E.E. Prepodobnyj Sergij Radonezhskij i sozdannaja im Troickaja lavra. Zhizneopisanie Prepodobnogo Sergija i putevoditel' po lavre. [Sergius of Radonezh and the Trinity Lavra created by him. The life of St. Sergius and a guide to the Lavra.] / E.E. Golubinskij. - 3-e izd., dop. - Sergiev Posad: Svjato-Troic. Sergieva lavra; SPb.: Voskresenie, 2007. - 465 s., il.

4. Epifanij Premudryj. Put' na Makovec.: Chitaem Zhitie Sergija Radonezhskogo Epifanija Premudrogo. [The path to Makovets: Reading the Life of Sergius of Radonezh Epiphanius the Wise.]: Uch. posobie. - M., 1993. - 176 s.

5. Zhitie Sergija Radonezhskogo. / Per. M.F. Antonovoj, D.M. Bulanina // Biblioteka literatury Drevnej Rusi. [The Life Of Sergius Of Radonezh. / Per. M. F. Antonova, D. M. Bulanina / / Library of literature of Ancient Russia] - T. 6: XIV - seredina XV veka. - SPb.: Nauka, 1999. - S. 254-411.

6. Istoricheskoe opisanie Svjatotroickoj Sergievoj Lavry. [Historical description of the St. Sergius Lavra.] - M.: Univ. tip., 1852. - 170 s.

7. Kloss B.M. Zhitie Sergija Radonezhskogo. [The Life of Sergius of Radonezh.]- M.: Jazyki russkoj kul'tury, 1998. - 566 s.

8. Kljuchevskij V.O. Znachenie Prepodobnogo Sergija dlja russkogo naroda i gosudarstva. [the Significance of St. Sergius for the Russian people and state. Orthodoxy in Russia.] / V.O. Kljuchevskij. Pravoslavie v Rossii. - M., 2000. - 321 s.

9. Molitva o Rossii: 700 let so dnja rozhdenija prepodobnogo Sergija Radonezhskogo (13141392). [Prayer for Russia: 700 years since the birth of St. Sergius of Radonezh] / sost. E. M. Andreeva - M.: CUNB im. N. A. Nekrasova, 2014. - 292 s.: il.

10. Nefedov A.N. Na drevnem Makovce: Troice-Sergieva lavra: legendy i real'nost'. [On the ancient Makovets: Trinity-Sergius Lavra: legends and reality.] / A. N. Nefedov. - M.: Moskovskij rabochij, 1987. -108 s.

11. Sluchevskij K.K. Gosudarstvennoe znachenie sv. Sergija i Troice-Sergievoj lavry. [State significance of St. St. Sergius and the Trinity-Sergius Lavra.] / K.K. Sluchevskij. - M.: Univ. tip., 1889. - 101 s.

12. Sluchevskij K.K. Troice-Sergieva lavra [Trinity-Sergiev Lavra ] / K.K. Sluchevskij. - M.: Univ. tip., 1891. - 52 s.

13. Spasitel' Otechestva. Duhovnyj podvig Sergija Radonezhskogo. [Saviour of the Fatherland. Spiritual feat of Sergius of Radonezh.] - M.: Direkt-Media, 2017. - 369 s.

14. Troice-Sergieva Lavra v russkoj kul'ture XX veka: sbornik materialov / [Trinity-Sergius Lavra in Russian culture of the XX century: collection of materials] / sost. E. V. Surovceva. - Kazan': Buk, 2018. - 196 s.

15. Fedotov G.P. Svjatye drevnej Rusi. [Saints of ancient Russia.] - M.: Martis, 2000. - 267 s.

16. Florenskij P.A. Troice-Sergieva Lavra i Rossija. // Razvitie lichnosti. [Trinity-Sergius Lavra and Russia. // Personal development.] - 2014. - N 4. - S. 81-100.

HOLY TRINITY ST. SERGIUS LAVRA IN CONTEXT HISTORY OF OUR FATHERLAND

Fedotova Anastasiya, student faculty of Drawing and Graphics, MPGU, Beaux-Arts Institute (109052, Moscow, Russia). E-mail: Nastasii .F@yandex.ru

The article is devoted to the greatest monument of culture, architecture, history of Russia and the spiritual Treasury of the Russian Orthodox Church.

The author reveals the significance of the spiritual feat of St. Sergius of Radonezh, the founder of the great monastery in the name of the Holy Trinity, for the people and The Russian state of the XIV century. As a tribute to the great righteous one, the Savior of the Fatherland, who devoted his life to raise and strengthen the moral and spiritual strength of the Russian people, primigenia "centuries of enslavement and despondency" Tatar-Mongol yoke - era dire ruin of the Russian lands.

Attention to the study of life ways of historical figures, from the hermit to the most revered saints of the Orthodox world, allows you to learn the fate of the Russian shrines from small churches to the great architectural ensemble of the monastery - masterpiece of Church architecture, an artistic portrait of Russia. A special feature of the topic is the reflection of the regional aspect of the problem under study.

The purpose of the article is to highlight the high purpose of the Trinity-Sergius Lavra as a living Museum as a historical and cultural heritage of our country. The architectural heritage of Russian Orthodoxy is an important part of the basic national values of Russia, acquaintance with which plays a significant role in the formation of the spiritual and moral values of the individual and the preservation of the historical memory of the Russian people.

Keywords: architectural and cultural heritage, Russian Orthodoxy, wilderness-dweller, cenobitic monastery, the first image of the spirit of the Russian people, St. Sergius of Radonezh, the revival of Russia, the Trinity-Sergius Lavra, the history of the Fatherland

Для цитирования: Федотова А.А. Свято-Троицкая Сергиева Лавра в контексте истории нашего Отечества// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 93-99.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.