ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 12. ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ. 2014. № 2
К 700-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО
С.В. Перевезенцев
ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ В ИСТОРИИ РОССИИ
Преподобный Сергий Радонежский — один из самых почитаемых святых всего православного Русского мира. Причины его почитания имели как рациональный, так и иррациональный характер. К первым следует отнести подвижнический образ жизни Сергия Радонежского, по Правде (справедливости), в труде, скромности и терпении. В основанном им Троицком монастыре он стремился подвигнуть монахов к достижению нравственной чистоты и «высокому житию», направленному на внутреннее духовное преображение. Понимая свободу и единомыслие для отдельного человека как единство души, полностью посвященной служению Богу, Сергий Радонежский придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться и русское общество, и все живущие на земле люди. К иррациональным причинам почитания Сергия Радонежского относятся прежде всего его прижизненные и посмертные чудеса. Для религиозного сознания чудо — вполне реалистический фактор исторического развития, поэтому даже после кончины Сергий Радонежский продолжал оказывать влияние на ход российской истории, а его современники потомки верили в его чудесную помощь, в молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.
Ключевые слова: Сергий Радонежский, Троицкий монастырь, Правда, единомыслие, идея Святой Троицы, чудеса.
Вот уже почти семьсот лет преподобный Сергий Радонежский (1314-1392) — самый любимый и почитаемый святой всего православного русского мира. Именно преп. Сергий во все последующие за XIV столетием века считался не только небесным покровителем московских государей, но и главным небесным молитвенником за Русское государство и русский православный народ. И сегодня к раке с мощами преподобного, стоящей в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры, ежедневно выстраивается очередь из нескольких десятков, а может, и сотен паломников, в праздничные дни вырастающая до многотысячной. Значит, не только наши предки, но и многие наши современники продолжают искать помощь и утешение у Радонежского Чудотворца, как его именует церковное предание.
Уже только поэтому стоит попытаться понять причины столь великой и искренней любви православных к преп. Сергию, осознать тот идейный и практический вклад, который он внес в русскую жизнь, а вместе с этим увидеть место и роль троицкого старца в отечественной истории. При этом стоит помнить, что говорить определенно о каких-то духовно-политических предпочтениях и воззрениях Сергия Радонежского не так просто, как кажется, ведь он не оставил после себя ни единой строчки, более того, всегда сторонился откровенного учительства. Поэтому, можно сказать, что учение преп. Сергия Радонежского — это его жизнь. Следовательно, необходимо осуществить некую реконструкцию его взглядов и предпочтений на основе существующих русских средневековых текстов. И главный из них — «Житие Сергия Радонежского», которое в 1406-1419 гг. составил его ученик Епифаний Премудрый, а во второй четверти XV в. переработал Пахомий Логофет1.
Житие преп. Сергия создает в первую очередь образ подвижника, живущего по Правде2, скромного, терпеливого, неприхотливого: «.. .Одежда новая никогда не прикрывала тело его, ни сукно немецкое нарядное, разукрашенное, <.> но только из сукна простого, то есть из сермяги. одежду носил, ветхую, не раз перешитую, <.> многим
1 Тексту Жития Сергия Радонежского и самому подвижнику в отечественной историографии посвящен большой корпус литературы: Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871; Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-восточной России со времен преп. Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881; Житие преподобного и богоносного отца нашего Сергия Чудотворца и Похвальное Слово ему // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 58. СПб., 1885; СлучевскийК. Государственное значение св. Сергия и Троице-Сергиевой лавры. М., 1889; ТихонравовН.С. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908; Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Ч. I: Жизнеописание преподобного Сергия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1909. Кн. 2. Разд. III; Просвирин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу // Богословские труды. Т. 11. М., 1973; Памятники литературы Древней Руси. XIV — середина XV века. М., 1981; ДробленковаН.Ф. Житие Сергия Радонежского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988; Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... М., 1990; Клосс Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV-XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Вып. 3. Ч. 2. М., 1990; Жизнь и житие Сергия Радонежского. М., 1991; Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10; Преподобный Сергий Радонежский. М., 1992; Петров А.Е. Сергий Радонежский // Великие духовные пастыри России. М., 1999; Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2001; и др.
2 В русской духовно-политической мысли XI-XVII вв. «правда» — это прежде всего «справедливость», установленная Самим Господом, ибо источником справедливости был Иисус Христос (Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв.: Основные идеи и тенденции развития. М., 1999. С. 238-240).
потом пропитанную, а иногда даже и с заплатами»3. Отчего вдруг одежда монаха оказывается пропитанной «многим потом»? А оттого, что Сергий основой жизни считал труд и только собственным трудом добывал себе пропитание. Житие сообщает: как-то в голодный год Сергий предложил некому монаху Даниилу соорудить сени перед его кельей, а в качестве платы за труды попросил гнилого хлеба. Даниил тут же вынес Сергию целое решето хлеба и был готов отдать его даром, но преподобный ответил: «Прибереги хлеб до девяти часов, потому что я прежде, чем руки мои не потрудились, и до работы, платы не беру»4. И вообще, рассказывает Житие, Сергий «братии как купленный раб служил: и дрова для всех... колол, и толок зерно, и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил, и остальную пищу, нужную братии, готовил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил»5.
Не сразу, но пережив множество испытаний, братия Троицкого монастыря все же приняла принципы жизни своего игумена: «Монахи, — сообщает Житие, — привыкли больше не роптать в печали и в лишениях, если когда-нибудь случались лишения, или скудость, или недостаток в необходимых вещах. Но все терпели с усердием и с верой, надеясь на Господа Бога, залогом имея преподобного отца нашего Сергия»6. Еще более строгой, но справедливой стала жизнь в монастыре после того, как Троицкая обитель приняла общежительный устав, в основе которого лежало несколько главных принципов — равенство всей братии (включая игумена), запрет на частную собственность, совместный стол и молитва, послушание и четкое распределение обязанностей, наконец, ежедневный неустанный труд.
Таким образом, Троицкий монастырь стал первой в Московской Руси общежительной обителью, а Сергий Радонежский был поставлен в его первые игумены. По примеру Троицкого монастыря сам Сергий и его ученики основали общежительные монастыри по всей Руси, ставшие везде центрами притяжения для местного населения. Почему? Прежде всего потому, что иноки в этих обителях жили так же, как и окрестные крестьяне, — в труде и скромности, а правила монастырского бытия оказались схожи с принципами жизни сельской общины. И крестьяне увидели в монахах самих себя — таких же тружеников, живущих столь же скудно и скромно. Таким образом Троицкий монастырь и другие общежительные обители уже в XIV
3 Житие Сергия Радонежского / Пер. М.Ф. Антоновой и Д.М. Буланина // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. СПб., 1999. С. 339, 341.
4 Там же. С. 335.
5 Там же. С. 315.
6 Там же. С. 341.
столетии превращаются в русском народном сознании в символ Правды, русской Правды — справедливости.
Но Правда общежительных монастырей состояла не только в том, что иноки жили как крестьяне, но и в том, что они соблюдали еще один завет преп. Сергия — «чистоту душевную и телесную и любовь нелицемерную»1, т.е. нравственную чистоту. Иноческое трудолюбие, скромность и воздержание не были вынужденными, не были вызваны, как для большинства современников, лишь жестокими условиями окружающей жизни, но стали результатом свободного выбора каждого из монашествующих. Поэтому монахи общежительных обителей трудились втройне — и физически, и нравственно, и духовно. И снова первым здесь был преподобный Сергий. Его Житие повествует о том, что после дневных трудов, ночью, Сергий «в молитвах без сна проводил время; хлебом и водой только питался. И что бы он ни делал, псалом на устах его всегда был. Так пребывал он в молитвах и в трудах, плоть измучил свою и иссушил, желая быть небесного города гражданином и вышнего Иерусалима жителем»8.
Став игуменом, преп. Сергий заботился о духовной жизни братии своего монастыря. Поэтому вечером он обходил братские кельи: «Если слышал он, что кто-то молится, или поклоны совершает, или работой своей в безмолвии с молитвой занимается, или святые книги читает, или о грехах своих плачется и сетует, за этих монахов он радовался, и Бога благодарил, и молился за них Богу, чтобы они до конца довели добрые свои начинания. Если же Сергий слышал, что кто-то беседует, собравшись вдвоем или втроем, или смеется, — негодовал он об этом, и, не терпя такого дела, рукой своей ударял в дверь или в окошко стучал и отходил. Таким образом он давал знать им о своем приходе и посещении и невидимым посещением праздные беседы их пресекал. Затем утром на следующий день призывал он к себе провинившихся; но и здесь не сразу запрещал им беседы, и с яростью не обличал их, и не наказывал их, но издалека, тихо и кротко, как будто притчи рассказывая, говорил с ними, желая узнать их прилежание и усердие к Богу.»9
Но Правда в русском понимании все же не только справедливость. «Христос есть истинная Правда.», — написал позднее, уже в XVI в., один русский книжник10. Вот в чем было главное чудо общежительных монастырей: монахи трудились и жили похожим на крестьян образом, но по-другому — в чистоте души и с верой во
7 Там же. С. 389.
8 Там же. С. 315.
9 Там же. С. 331.
10 Пересветов И.С. Большая челобитная / Пер. А.А. Алексеева // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 9. М., 2000. С. 441.
Христа. Именно уподобление Самому Спасителю Христу придавало монастырским насельникам физические и нравственные силы, которые они направляли не столько на преодоление каких-то внешних трудностей, но главное — на внутреннее духовное преображение.
И вновь это происходит благодаря преп. Сергию, который, живя во Христе, направлял к тому же монастырскую братию. Так в русскую жизнь пришла идея и практика «высокого жития» как реальный пример возможности достижения в обычных жизненных обстоятельствах духовного совершенства. Прежде всего преп. Сергий призывал иноческую братию отказаться от мирских соблазнов — богатства, власти, ненависти, насилия, но хранить «чистоту души», смирение и любовь. Тогда братия сможет обрести «внутреннюю» духовную свободу и единомыслие, без которых невозможна жизнь, будь то одного человека или всего человеческого сообщества11. В понимании преп. Сергия, свобода и единомыслие для отдельного человека — это единство души, полностью посвященной служению Господу. Для обители — это единство помыслов и действий всех иноков, которые своим подвигом умножают Христову любовь на земле и подают пример остальным людям. Для русского общества — это духовное единство всего народа как основополагающий принцип идеи единства Руси, благодаря которому Русь только и может спастись.
И совсем неслучайно обитель, основанная преп. Сергием, была посвящена Святой Троице. Сергий Радонежский видел в Троице высший христианский образ Единства и Любви12. Но Святая Троица — это еще и прообраз того, как должно строиться человеческое общежитие вообще и русское общество в частности. Следовательно, Святая Троица становилась и символом единства Руси. Впервые в русской истории преп. Сергий придал идее Святой Троицы реальное, конкретное звучание, преобразовал христианский догмат в символ живого единства — того единства, к которому должны стремиться все живущие на земле люди. Как показала дальнейшая история, именно из Троицкой обители русские люди и в XIV в., и позднее ждали импульсов к возрождению единства в Русском государстве, ибо эти импульсы исходили как бы от Самого Господа. А икона «Святая Троица», написанная Андреем Рублевым, духовным учеником преп. Сергия, почиталась не как произведение искусства, но как воплощенный символ божественного единения.
Но ведь преп. Сергий Радонежский не только проповедовал духовное единство, но и много потрудился во славу единства Русской
11 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 389.
12 См. об этом более подробно: Перевезенцев С.В. Указ. соч. С. 158-159, 163-167.
земли. Именно он не раз, в наиболее драматичные моменты истории, убеждал князей прекратить кровопролитные усобицы и помогал им услышать друг друга, соединить силы: ходил мирить князей в Нижний Новгород и Рязань, в 1374 г. участвовал в съезде князей, на котором был составлен княжеский союз, подготовивший победу на Куликовом поле, а в канун Куликовского сражения, как сообщает «Сказание о Мамаевом побоище», благословил московского великого князя Дмитрия Ивановича и все русское воинство на битву с полчищами Мамая13.
Все перечисленные выше причины почитания преп. Сергия Радонежского носят скорее рациональный характер, они вычислены позднейшими исследователями жизни и творческого наследия троицкого старца. А были и другие причины, которые сделали образ преп. Сергия неотъемлемой частью русского национального сознания, — иррационального свойства, а именно — чудеса, которые народная молва связывала с преп. Сергием, совсем неслучайно прославленного Русской православной церковью как Радонежского Чудотворца.
Казалось бы, чудеса лежат за пределами науки, но понять сущность и специфику религиозного сознания вообще и русского религиозного сознания в частности без обращения к понятию чуда невозможно, ведь религиозный человек повседневно пребывает в состоянии чудесного. В понимании православного человека, Господняя воля могла проявляться в реальном мире только в виде чуда, и как следствие именно чудесами Господь учил человека. Поэтому чудо — вполне реалистический фактор исторического развития. Чем больше с именем того или иного подвижника связано чудес (прижизненных и посмертных), тем более значимо присутствие этого человека в истории, ибо, во-первых, чудеса, творимые им, являются свидетельствами особой Божией благодати, и, во-вторых, посредством этих чудес Господь помогает людям, живущим вокруг подвижника или верящим в его духовную силу после его кончины, решить некие их проблемы, а главное — найти путь ко спасению.
Вот и вера в благодать, дарованную Господом преп. Сергию Радонежскому, стала, наверное, самой главной причиной особого почитания этого подвижника и особой любви к нему православного народа. Как свидетельствует «Житие Сергия Радонежского», в жизни троицкого игумена было множество чудес. Наиболее яркое и значимое из них — явление Божией Матери, которая, в ответ на молитву преп. Сергия, обещала свое покровительство устроенной
13 Сказание о Мамаевом побоище // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6. С. 150-153.
им обители14. Важно, что сам факт видения преп. Сергию Божией Матери — это первое свидетельство явления Богородицы русскому иноку. Позднее в этом видели явный божественный знак того, что Господь стал уделять Руси свое особое покровительство. Важно в данном случае и то, что явление Богородицы было уникальным в монашеской практике той поры.
Если проанализировать посмертные чудеса, связанные с именем преп. Сергия, то сразу видно, что он приходил на помощь своему народу в самые трудные, переломные моменты отечественной истории. Так, спасение Москвы от нашествия Мухаммад-Гирея в 1521 г. вскоре связали не только с заступничеством Божией Матери по молитвам перед ее Владимирской иконой, но и с преп. Сергием, который, согласно записанным тогда же видениям, вместе с преп. Варлаамом Хутынским остановил исхождение святых с Владимирским образом из столичного града и тем, по вере людей того времени, сохранил Покров Богородицы над Москвой15. О многих чудесах преп. Сергия во время Казанского похода 1552 г. рассказывают «Казанская история» и «Троицкая повесть о взятии Казани», в которых Радонежский Чудотворец представлен одним из главных (наряду со свят. Николаем Чудотворцем) творцов великой Казанской победы16. Сергий Радонежский — один из важнейших участников Смутного времени: именно он, если верить «Сказанию» Авраамия Палицына, основной вдохновитель обороны Троице-Сергиева монастыря во время его осады в сентябре 1608 — январе 1610 г., неоднократно являвшийся в чудесных видениях игумену и защитникам обители17; кроме того, по уверениям Кузьмы Минина, преп. Сергий воодушевил его на собирание народного ополчения для спасения Москвы18.
Такого рода примеров можно найти еще немало. В данном случае совершенно не важно, происходили ли все эти чудеса на самом деле, главное в другом — люди искренне верили и продолжают верить в реальность чудес преп. Сергия, в то, что по молитвенному обращению к его имени они смогут получить не только духовную, но и вполне осязаемую помощь, а значит — выстраивали свое реальное поведение в зависимости от тех чудес, в которые они верили. Таким
14 Житие Сергия Радонежского // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 6.
С. 380.
15 Полное собрание русских летописей. Т. 21: Книга Степенная царского родословия. Ч. 1. СПб., 1908. С. 634.
16 Казанская история; Троицкая повесть о взятии Казани // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 10. М., 2000. С. 252-509, 510-555.
17 Сказание Авраамия Палицына об осаде Троице-Сергиева монастыря // Библиотека литературы Древней Руси. Т. 14. М., 2006. С. 238-355.
18 Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время // Отечественные записки. 1843. Т. 29. Отд. 2. С. 31-32 (цитируется «Ельнинский хронограф»); Азарьин Симон. Книга о чудесах преподобного Сергия // Памятники древней письменности и искусства. Вып. 70. СПб., 1888. С. 33-34.
образом, чудеса, связанные с именем преп. Сергия оказываются немаловажным фактором развития истории России.
В заключение можно еще раз напомнить причины, благодаря которым преп. Сергий Радонежский был и продолжает оставаться столь значимым и деятельным участником отечественной истории: идея и практика справедливости; нравственная чистота; проповедь духовного единства на основе православной веры; неустанные труды во имя Христа, ближних своих и своей Родины и, главное — вера современников и потомков в чудесную помощь преп. Сергия Радонежского, в его молитвенное заступничество перед Господом за весь православный народ, за Русскую православную церковь, за Россию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Борисов Н.С. И свеча бы не угасла... М., 1990. [BorisovN.S. I svecha by ne ugasla... M., 1990.]
Борисов Н.С. Сергий Радонежский. М., 2001. [Borisov N.S. Sergii Radon-ezhskii. M., 2001.]
Голубинский Е.Е. Преподобный Сергий Радонежский и созданная им Троицкая лавра. Ч. I: Жизнеописание преподобного Сергия // Чтения в Обществе истории и древностей российских. 1909. Кн. 2. Разд. III. [Golubinskii E.E. Prepodobnyi Sergii Radonezhskii i sozdannaya im Troitskaya lavra. Ch. I: Zhiz-neopisanie prepodobnogo Sergiya // Chteniya v Obshchestve istorii i drevnostei rossiiskikh. 1909. Kn. 2. Razd. III.]
Дробленкова Н.Ф. Житие Сергия Радонежского // Словарь книжников и книжности Древней Руси. Вып. 2. Ч. 1. Л., 1988. [Droblenkova N.F. Zhitie Sergiya Radonezhskogo // Slovar' knizhnikov i knizhnosti Drevnei Rusi. Vyp. 2. Ch. 1. L., 1988.]
Клосс Б.М. Жития Сергия и Никона Радонежских в русской письменности XV-XVII вв. // Методические рекомендации по описанию славяно-русских рукописных книг. Вып. 3. Ч. 2. М., 1990. [Kloss B.M. Zhitiya Sergiya i Nikona Radonezhskikh v russkoi pis'mennosti XV-XVII vv. // Metodicheskie rekomendatsii po opisaniyu slavyano-russkikh rukopisnykh knig. Vyp. 3. Ch. 2. M., 1990.]
Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. [Klyuchevskii V.O. Drevnerusskie zhitiya svyatykh kak istoricheskii istochnik. M., 1871.]
Кудрявцев М. История православного монашества в Северо-восточной России со времен преп. Сергия Радонежского. Ч. 1. М., 1881. [Kudryavtsev M. Istoriya pravoslavnogo monashestva v Severo-vostochnoi Rossii so vremen prep. Sergiya Radonezhskogo. Ch. 1. M., 1881.]
Кучкин В.А. Сергий Радонежский // Вопросы истории. 1992. № 10. [Kuch-kin V.A. Sergii Radonezhskii // Voprosy istorii. 1992. № 10.]
Мельников П. Нижний Новгород и нижегородцы в Смутное время // Отечественные записки. 1843. Т. 29. Отд. 2. [Mel'nikov P. Nizhnii Novgorod i nizhegorodtsy v Smutnoe vremya // Otechestvennye zapiski. 1843. T. 29. Otd. 2.]
Перевезенцев С.В. Русская религиозно-философская мысль X-XVII вв.: Основные идеи и тенденции развития. М., 1999. [Perevezentsev S.V. Russkaya
religiozno-filosofskaya mysl' X-XVII vv.: Osnovnye idei i tendentsii razvitiya. M., 1999.]
Петров А.Е. Сергий Радонежский // Великие духовные пастыри России. М., 1999. [Petrov A.E. Sergii Radonezhskii // Velikie dukhovnye pastyri Rossii. M., 1999.]
Просвирин А. В похвалу преподобному Сергию, игумену Радонежскому, всея России чудотворцу // Богословские труды. Т. 11. М., 1973. [Prosvirin A. V pokhvalu prepodobnomu Sergiyu, igumenu Radonezhskomu, vseya Rossii chudotvortsu // Bogoslovskie trudy. T. 11. M., 1973.]
Случевский К. Государственное значение св. Сергия и Троице-Сергиевой лавры. М., 1889. [Sluchevskii K. Gosudarstvennoe znachenie sv. Sergiya i Troitse-Sergievoi lavry. M., 1889.]
ТихонравовН.С. Древние Жития преподобного Сергия Радонежского. М., 1892. [Tikhonravov N.S. Drevnie Zhitiya prepodobnogo Sergiya Radonezhskogo. M., 1892.]
Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908. [Yablonskii V. Pakhomii Serb i ego agiograficheskie pisaniya. SPb., 1908.]