Научная статья на тему '«я покоряюсь воле Божией и Начальства»'

«я покоряюсь воле Божией и Начальства» Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
115
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кривошеева Н. А.

Рецензия: Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского / Сост. А. В. Попов. СПб., Сатисъ, 2010. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я покоряюсь воле Божией и Начальства»»

Вестник ПСТГУ

II: История. История Русской Православной Церкви.

2011. Вып. 3 (40). С. 135-137

«Я покоряюсь воле Божией и Начальства»

Рец.: Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского / Сост. А. В. Попов. СПб., Сатисъ, 2010. 272 с.

Данное издание является частью большого проекта, посвященного американскому служению святителя Тихона (1898—1907), будущего Патриарха Московского и всея России. Проект должен быть представлен сборником из введения, четырех частей, заключительной главы, библиографии и приложения. Часть І(хронологическая) и часть II (гомилетическая, содержащая речи, беседы, слова, поучения, наставления, размышления и статьи святителя Тихона), напечатанные ранее и хорошо известные исследователям жизни и деятельности святителя. Часть III — главная часть сборника. Она должна включать отчеты, рапорты и другие документы, хранящиеся в архивах и еще не введенные в научный оборот. Частью IV и является рецензируемое издание.

Отметим, что в 2008 г. составитель выпустил небольшим тиражом (100 экз.) в Санкт-Петербурге книгу «Американский период жизни и деятельности святителя Тихона (Первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки)» (под общим заголовком «Материалы к житию святителя Тихона Московского»), где буквально по дням пишется летопись пребывания епископа Тихона в Америке. Заключение этого небольшого сборника полностью совпадает и с заключением сборника писем. В обоих сборниках нумерация частей проекта отсутствует. К сожалению, данное издание стало библиографической редкостью.

В настоящее время Санкт-Петербургским издательством «Сатисъ» выпущена четвертая часть проекта, составленная по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира священником А. В. Поповым. В данном издании собраны более 147 писем и телеграмм Патриарха Тихона, написанные в так называемый американский период служения сначала епископа, а затем и архиепископа Тихона в 1898—1907 гг. к разным лицам: преосвященному архиепископу, затем митрополиту Флавиану (Городецкому), обер-прокурору Святейшего Синода К. П. Победоносцеву (1827-1907), товарищу обер-прокурора В. К. Саблеру (1845-1929), директору хозяйственного управления при Святейшем Синоде П. И. Остроумову (1839-1913), управляющему канцелярией Святейшего Синода С. В. Керскому (1831-1946), ректору Холмской духовной

семинарии архимандриту Евлогию (Георгиевскому) (1868—1946), ректору Одесской духовной семинарии архимандриту Анатолию (Каменскому) (1863—1925), священнику Венедикту Туркевичу (1873—1928), выпускнику Таврической духовной семинарии П. Ю. Коханику (1880—1969), российским послам в Вашингтоне А. П. Кассиани (1835—1919) и Р. Р. Розену (1847—1921), а также епископам Американской Епископальной Церкви Ч. Ч. Графтону (1830—1912) и Д. С. Таттлу (1837—1923), пресвитерианскому миссионеру и чиновнику Ш. Джексону (1834— 1909) и другим.

Письма к данным лица в основном хранятся в Российском государственном историческом архиве (РГИА) в Санкт-Петербурге. Составитель дополнил архивные материалы уже опубликованными в печати письмами святителя Тихона.

Большинство писем (75) предназначены владыке Флавиану (Городецкому) (в 1898—1901 гг. архиепископ Карталинский и Кахетинский, Экзарх Грузии, в 1901—1904 гг. архиепископ Харьковский и Ахтырский, 1903—1915 гг. митрополит Киевский и Галицкий), с которым, несмотря на разницу в возрасте, происхождения и образования, святитель Тихон был связан настоящей дружбой. Как замечает составитель, эта «переписка началась в 1898 году, когда архиепископа Холмско-Варшавского Флавиана перевели в Грузию, а епископ Люблинский Тихон остался в епархии, и закончилась в 1915 году», в эту переписку вошло 135 писем, большинство из которых относилось к американскому периоду служения будущего Патриарха. В своем кратком предисловии составителю можно было более подробно осветить отношения молодого епископа и его более умудренного житейским опытом наставника. Владыка Флавиан одним из первых обратил свое внимание на выдающиеся способности и человеческие качества будущего Патриарха. Именно он рекомендовал архимандрита Тихона на должность своего викария, а когда по недостаточному возрасту молодого кандидата Святейший Синод отказал в хиротонии, то архиепископ Флавиан целый год оставался без викария, и когда через год он снова обратился с той просьбой в Синод, его просьба была удовлетворена. В 1907 г., когда к митрополиту Киевскому Флавиану обратились с вопросом о том, что представляет собой назначенный на Ярославскую кафедру архиепископ Тихон, то он сказал, что если когда-либо в Российской Церкви восстановят Патриаршество, то лучшего кандидата на Патриарший Престол, чем архиепископ Тихон, не смогут найти. Это пророчество сбылось через 10 лет. К сожалению, формат издания не позволил опубликовать все письма святителя Тихона к владыке Флавиану (желательно, чтобы полный корпус всех писем святого Тихона к митрополиту Флавиану, был издан позднее).

Помещенные в одном сборнике письма к различным лицам дают возможность читателю сравнить описание одних и тех же событий с разных точек зрения одного и того же автора. Письма к владыке Флавиану более личные, раскрывающие внутренний мир святителя Тихона, его переживания и отношения к происходящим событиям, а письма к государственным и церковным деятелям более сдержанные, отражающие только фактическую сторону дела. Но и в тех, и в других мы ясно видим искреннее желание автора как можно лучше выполнить

«Я покоряюсь воле Божией и Начальства». Письма святителя Тихона: Американский период жизни...

порученное ему дело, принести как можно больше пользы родной Церкви, искреннюю любовь к пастве. Во всех письмах прослеживается любовь святителя Тихона к своей родине, желание поскорее оказаться дома, но при этом полное послушание церковной власти, выраженное в словах святителя: «Я покоряюсь воле Божией и Начальства».

Надо поставить в заслугу составителю приведенный список источников, представляющий отсылку к архивным делам Российского государственного исторического архива, и довольно обширный список литературы, относящейся к жизни и деятельности периода американского служения святителя Тихона.

К каждому письму, вошедшему в сборник, сделаны небольшие примечания, в основном касающиеся сведений об упоминаемых в письме лицах. Как пишет составитель сборника, «настоящая публикация не является научной», и «сведения об упомянутых в письмах лицах приводятся выборочно». К сожалению, этот принцип выдержан не до конца. Сведения о лицах, часто встречающихся в письмах, даются при первом упоминании в сборнике, что затрудняет понимание текста в последующем, чему бы помог именной указатель к книге. Но он отсутствует в данном издании. О некоторых упоминаемых лицах даются достаточно подробные сведения, например, лжеепископу Серафиму (Уствольскому) посвящено интересное научное исследование со ссылками на архивные документы, дается даже его домашний адрес, но, к сожалению, в ссылке на имена соработников святителя Тихона протопресвитера Александра Хотовицкого и протоиерея Иоанна Кочурова даже не упоминается, что они причислены к лику святых, делается только отсылка на биографии, опубликованные в некоторых малодоступных изданиях. Для широкого круга читателей достаточно было бы сделать небольшой комментарий — годы жизни, основные места служения, если речь идет об архиереях — занимаемые ими кафедры. Отметим, что в текстах писем не раскрыты сокращения, что необходимо сделать для облегчения понимания текста.

Данное издание, несмотря на указанные замечания, несомненно, кроме простого читательского интереса к личности святителя, внесет и вклад в изучение истории Русской Православной Церкви.

Н. А. Кривошеева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.