освистан), владыка Питирим 2 марта сам просил Святейший Синод об отставке и получил ее. Публично против митрополита был настроен и новый обер-прокурор В. Н. Львов, внесший свою лепту в его развенчание (он выступил за церковный суд над митрополитом Питиримом (с. 203), который, впрочем, не состоялся). Синод тогда уволил владыку Питирима на покой, назначив приличную пенсию. Пребывал митрополит в Пятигорске, выехав откуда, нашел приют у митрополита Антония (Храповицкого) (с которым ранее конфликтовал) в Екатеринодаре. По свидетельству митрополита Антония, покинутый всеми приспешниками, включая и Осипенко, обобранный сопровождавшим его в поездке Н. Д. Жеваховым, он искренне раскаялся. 21 февраля 1920 г. в муках закончился сложный и противоречивый жизненный путь митрополита Питирима, отразивший все драматичные перипетии революционной эпохи. Тяготы последнего времени, по свидетельствам современников, изменили характер и поведение митрополита, что еще раз подтверждает закономерный вывод первой научной биографии архипастыря о том, что путь к вершинам церковной власти и участие в политической жизни двора были искушением, против которого Питирим не устоял.
В заключении, оставаясь на почве объективного анализа и последовательной критики исторических источников, автор монографии предостерегает об опасности полярной смены оценок в трактовке деятельности исторических личностей, в том числе своего героя. С. Л. Фирсов справедливо признает ошибочность любых оценок, данных в угоду современной конъюнктуре, но не нашедших подтверждения в сообщаемых источниками фактах. Продуктивность такого подхода не вызывает сомнений. Поэтому монографию С. Л. Фирсова должно признать ценным научным трудом, значимым как для практической биографики, так и для поиска соответствующих духу истинности подходов к изучению жизни церковных деятелей прошлого.
М. В. Каиль
«Господь уже в не малой мере явил Свою милость
в Америке»
Рец.: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского 1898—1904 гг. / Сост. А. В. Попов. СПб.: Сатисъ, 2011. 384 с.
В издательстве Сатисъ в серии «Русская Церковь в XX столетии. Документы. Воспоминания. Свидетельства» вышло интересное исследование санкт-петербургского священника А. В. Попова, о котором сам автор говорит: «Настоящая книга представляет половину первой части неопубликованного сборника, посвященного американскому периоду святителя Тихона (1898-1907)... Часть I (хронологическая)... напечатанная ранее в журналах (также в книгах)». Ранее мы
уже рецензировали заключительную часть проекта, в которой было представлено эпистолярное наследие святителя Тихона1.
Отметим, что в 2008 г. составитель выпустил небольшим тиражом (100 экз.) в Санкт-Петербурге книгу: «Американский период жизни и деятельности святителя Тихона (Первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки)» (под общим заголовком «Материалы к житию святителя Тихона Московского»)2, где буквально по дням прослежена летопись пребывания епископа Тихона в Америке за первый год его служения на Американской кафедре. Рецензируемое издание является расширением и продолжением этой работы.
Изучение жизни великого святителя всегда важно для любого православного читателя, каждый почитатель святого стремится узнать как можно больше о его жизни, поэтому каждый день подвижника представляет для читателя несомненный интерес. Именно такую цель и поставил перед собой составитель данного издания, он попытался описать буквально каждый день служения святителя Тихона в Америке со дня его назначения епископом Алеутским и Аляскинским 14/26 сентября 1898 г. и до 3/16 мая 1904 г.
Рецензируемая книга состоит из Введения, шести глав, трех приложений, заключения, списка использованных источников и литературы. В своей работе составитель использовал 37 дел из Российского государственного исторического архива (Федеральное государственное учреждение (ФГУ) РГИА. Фонды 796, 707, 799, 1284), а также журналы «Американский православный вестник», «Свет. Часопись для Православных Руссинов в Соединенных Штатах, Канаде и Южной Америке и орган Православного Общества Взаимопомощи в С. Ш. С. А. [Соединенные Штаты Северной Америки])», русские и американские издания, в которых упоминается служение святителя Тихона в Америке. В приложении I дан обширный список книг и брошюр о Северной Америке на русском языке, изданных к 1898 г. В приложении II и III приведены отчеты о состоянии Алеутской епархии за 1902 и 1903 гг., представленные епископом Алеутским и СевероАмериканским Тихоном в Святейший Синод. В конце книги приведены списки используемых составителем в издании источников и используемой литературы.
Каждая глава посвящена отдельным годам архипастырского служения святителя в Америке, исключение представляет первая глава, посвященная первым годам служения святителя Тихона на американской земле (1898-1900 гг.). Далее каждая глава освещает последовательно каждый год служения: 1901, 1902, 1903, 1904 гг. Если первая дата исследования вполне обоснованна, то вторая дата, к сожалению, у читателя вызывает недоумение. Продолжение летописи, как следует из заключения издания, должно быть продолжено. Вероятно, летопись могла быть разделена на части, обусловленные событиями жизни святителя. Логич-
1 См.: «Я покоряюсь воле Божией и Начальства». Рец.: Письма святителя Тихона: Американский период жизни и деятельности святителя Тихона Московского / Сост. А. В. Попов. СПб., Сатисъ, 2010. С. 135-138.
2 Попов А. В. Американский период жизни и деятельности святителя Тихона (Первые годы служения епископа Тихона в Соединенных Штатах Северной Америки): Материалы к житию святителя Тихона Московского. СПб., 2008.
нее было бы первую часть окончить периодом его отбытия в отпуск в 1903 г. в Россию.
Летопись составлена на основе выписок из архивных документов и литературных источников, каждый такой отрывок снабжен сноской, в которой указывается источник цитаты, но иногда в сноске приводятся важные дополнения к самой цитате, что делает издание еще более ценным.
Перед взором читателя предстоит картина бесконечных просторов необъятной епархии, которая была вверена одному из самых молодых епископов Православной Российской Церкви. И, как показано в книге, будущий Патриарх блестяще справился с поставленной задачей. Уже в начале его епископского служения проявились такие черты святителя, как необыкновенный такт, умение объединять и сплачивать различные слои общества, брать всю ответственность за происходящее в епархии на себя, кротость и смирение, непритязательность в личной жизни. Перед нами встает не блестящий администратор, а прежде всего истинный служитель Божий, просветитель и, как его позднее назовут, апостол Америки. Составитель смог представить все эти качества святителя Тихона в своем труде.
К сожалению, в тексте есть ряд погрешностей, появляющихся уже на первых страницах. Обращение в великому святителю (да и вообще к священнослужителям и монашествующим) без указания сана только по имени говорит о некоторой небрежности автора, на что должен был бы указать на этапе подготовки рукописи к печати ответственный редактор издания. Не всегда ссылки на архивные документы и литературные источники соответствуют нормам современного описания.
Работа весьма велика по объему и в значительной своей части содержит богатую историческую канву событий, которые автор разбирает весьма обстоятельно и подробно. Однако для читателя это представляет определенные трудности. Чтобы разобраться в сложнейших нагромождениях фактов и событий, необходимы какие-то вспомогательные инструменты — карты, наглядные схемы, хронологические таблицы, особенно именные и географические указатели, которые помогли бы более широко использовать книгу в своей научной работе церковным историкам. Издание от этого только бы выиграло.
Несмотря на отмеченные недостатки, читатели и церковные историки получили ценный труд, который поможет еще более глубоко ознакомиться со служением святителя Тихона, и будут с нетерпением ждать продолжения задуманного проекта.
Н. А. Кривошеева