Научная статья на тему '«Я - ЛЕС». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ МАРИИ ЛАМЗИНОЙ'

«Я - ЛЕС». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ МАРИИ ЛАМЗИНОЙ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
М. ЛАМЗИНА / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ / ВСЕЛЕННАЯ ИНДИВИДУУМА / ПЛАСТИЧЕСКИЙ ОБЪЕМ / АРТ-ОБЪЕКТ / ИНСТАЛЛЯЦИЯ / ХУДОЖНИК-ДИЗАЙНЕР

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Перфильева Ирина Юрьевна

Произведения художника по текстилю Марии Ламзиной представляют пример уникального творческого эксперимента на стыке функциональной предметной формы и концептуального объекта. Бытовая вещь преодолевает видовые рамки утилитарного изделия и становится полноценным арт-объектом в контексте арт-практик актуального искусства. Поэтому работы М. Ламзиной следует рассматривать как художественные инсталляции на базе декоративного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I AM A FOREST". ARTISTIC TEXTILES OF MARIA LAMZINA

The works of textile artist Maria Lamzina are examples of the unique creative experiment at the intersection of a functional substantive form and a conceptual object. A household item overcomes the specific framework of a utilitarian product and becomes a full-fledged art object in the context of contemporary art practices. Therefore, the works of M. Lamzina should be considered as artistic installations based on decorative art.

Текст научной работы на тему ««Я - ЛЕС». ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ МАРИИ ЛАМЗИНОЙ»

УДК 745.522.2 И. Ю. Перфильева

Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств Москва, Россия

«Я - ЛЕС».

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ТЕКСТИЛЬ МАРИИ ЛАМЗИНОЙ

Произведения художника по текстилю Марии Ламзиной представляют пример уникального творческого эксперимента на стыке функциональной предметной формы и концептуального объекта. Бытовая вещь преодолевает видовые рамки утилитарного изделия и становится полноценным арт-объектом в контексте арт-практик актуального искусства. Поэтому работы М. Ламзиной следует рассматривать как художественные инсталляции на базе декоративного искусства.

Ключевые слова: М. Ламзина; художественный текстиль; вселенная индивидуума; пластический объем; арт-объект; инсталляция; художник-дизайнер.

М. С. Ламзина. Богиня весеннего леса. 2017. Отбеливание хлором по текстилю, ручная вышивка. 80x95

Собственность автора

Искусствоведческая формулировка «творческий мир художника» - популярное словосочетание, используемое для подчеркивания особенности мировидения того или иного мастера. Но для художественного текстиля Марии Ламзиной она имеет буквальное значение: молодая владивостокская художница буквально соткала свой творческий мир из множества разнородных элементов - детских воспоминаний о богатстве природы родных мест, впечатлений, полученных в путешествиях... Плюс абсолютное владение различными техниками художественной обработки текстиля и навыками дизайна одежды. Но главным стимулом к стремительной эволюции ее творчества является неудовлетворенность

достигнутым, постоянное беспокойство в поиске новых «неразрешимых» задач. Поэтому ее произведения уникальны не только в масштабах Владивостока и Дальневосточного региона, но современного российского декоративного искусства в целом.

Мария Ламзина родилась в одной из деревень Приморского края, где, по ее словам, впервые ощутила красоту местной природы и почувствовала свое абсолютное единение с ней. Затем была учеба во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса (ВГУЭС) на кафедре дизайна и прикладного искусства (2000-2005) [1]. Классическое образование способствовало приобретению необходимых профессиональных навыков в области дизайна одежды,

М. С. Ламзина. Рыба. Триптих. Из серии «Слияние с природой». 2015. Отбеливание хлором по текстилю. 300x160

Частное собрание

что обеспечило полную творческую свободу в исполнении собственных проектов. Но главное, что поняла М. Ламзина: современный костюм - это больше, чем просто удобная одежда. В реальном или воображаемом пластическом диалоге с фигурой человека он становится настоящим арт-объектом -концептуальным воплощением нарратива о мироощущении современного человека, осознании своего места в пространстве мироздания.

Произведения М. Ламзиной условно можно разделить на два взаимосвязанных направления: «экспериментально-лабораторное» и собственно дизайн одежды, где она соединяет современные приемы формообразования с традиционным кроем одежды автохтонных культур Приморского края.

Основным принципом художественно-образной системы М. Ламзиной является антропоморфизм - очеловечивание природы во всем многообразии ее форм и видов. В действительности мир М. Ламзиной «населен» образами листьев экзотических растений, создающих определенную пространственную среду, в которой органично существует человек. Причем если фрактальная геометрия листьев строит систему координат этой пространственной среды,

то человек в ней задает эмоциональный тон, влияет на формирование художественного образа.

Мария Ламзина работает в разных техниках оформления текстиля. В середине 2000-х гг. роль стилеобразующего фактора играло ручное трафаретное отбеливание. Другим важным элементом выразительных средств дизайнера представляется опора на принципы композиционного построения, восходящие к художественным традициям местных - «малых» - народов Приморского края и шире - к элементам искусства древнего мира. Использование метода ортогональных проекций и разномасштабность их отсылают зрителя к искусству Древнего мира. Важное значение для прочтения художественных образов произведений М. Ламзиной имеет переход от реалистичного изображения структурирующих элементов композиций -растений и животных - к очень условным и даже фантасмагоричным фигурам людей.

Автор чаще ограничивается общим названием серии или коллекции, тем самым обозначая направление своих тематических поисков.

Незаконченность, вернее незавершенность как конечный результат творческого размышления, предлагаемого для осмысле-

М. С. Ламзина.

Готье.

Из серии

«Я - Лес». 2020.

Цианотипия.

хлопок, кружево,

вышивка,

ткачество.

95x150

Собственность

автора

ния и переживания, - еще одна важнейшая особенность работ М. Ламзиной. Характерным примером может служить триптих с изображением рыбы (2015). Три части намеренно раздвинуты: зазор между головой, туловом и хвостом рыбы делает ее длину условно вариативной. Рыба - главный персонаж, что подчеркивается ее размером, доминирующим над другими элементами композиции. Следующие по ранжиру - животные: гепард, зебра. Затем идут насекомые и растения, имеющие небольшую разницу в размерах. Причем все структурообразующие растительные элементы изображены

полностью и ориентированы по вертикали композиции. Живые существа ориентированы по-разному: то по вертикали, то по горизонтали. В углах их изображения даже обрезаны, что зрительно разрушает строгость прямоугольного формата полотнищ.

Обращает на себя внимание также соединение в композиции персонажей и изобразительных мотивов, принадлежащих разным сферам. Одни - рыба, ракообразные - живут в воде. Другие - гепард, зебра, насекомые -населяют саванну. Травы и цветы - обильно орошаемую землю. Поэтому соединение их в одной композиции прочитывается как символический знак жизненного пространства вообще, мира всего живого, зародившегося в воде. Здесь явно прослеживается эзотерическая составляющая мироощущения художника М. Ламзиной, глубоко погруженного в индийскую философию, не чуждого анимизма коренных народов Приморья и синтоизма, которые обожествляют силы природы и поклоняются им [2]. Таким образом, рассматриваемую композицию с изображением рыбы можно считать символическим знаком вселенной, олицетворением основных стихий: воды, земли и воздуха.

Если придерживаться этой философской концепции, то в других композициях художника изображения следует рассматривать как символы стихий: мотыльки и жуки (2015) - воздух, растения и листья (2015) -земля. А их единение в гротесках - растения, мотыльки, ракообразные - как знаки союза земли, воды и воздуха.

В контексте символической трактовки этих сюжетов необходимо также подчеркнуть, что при общей монохромности работ М. Ламзиной несколько цветов представляются основными и символичными. В очевидном приоритете синий цвет (в различных его оттенках от кубового до сине-зеленого, «морской волны») - символ воздуха и воды. Но также художник использует натуральные цвета земли: желтую, зеленоватую и красную охру.

К экспериментально-лабораторным произведениям можно отнести и работы М.

Ламзиной, выполненные в последние годы, когда художник обратилась к цианотипии на текстиле. Эта техника основана на принципах фотопечати: интенсивность цвета достигается контактом солнечного света с реагентами, которыми покрывается ткань с предварительно размещенными на ней трафаретами или природными элементами -листьями.

В конце 2010-х годов художник особенно внимательно присматривается к фигуре человека в «плоскостной» проекции полотна. Плоскостность как квинтэссенция условного изображения является ключевым моментом для этой группы художественных текстильных арт-объектов М. Ламзиной. Фигура человека, безусловно, - главное в них. Но при этом она отсутствует в композиции как самостоятельный элемент, проявляясь через детали костюма.

В широком контексте современного художественного текстиля - от поп-арта, процессуального и концептуального искусства XX в. - М. Ламзина нашла свой уникальный язык, позволивший ей успешно преодолеть устоявшиеся представления об этом виде художественного творчества как формате традиционного ремесла или самодеятельного женского рукоделия, хобби [3]. Это не удивительно, учитывая особенности самодостаточной яркой творческой индивидуальности и целостности характера художника М. Ламзиной. Развиваясь в сторону «истинного» искусства, она не только сохранила генетическую связь с функциональностью костюма, но и поставила ее во главу своего авторского стиля. Конечно, ее концептуальные произведения нельзя надеть - они плоскостны подобно картине или панно. Художник трактует их как символические знаки фигуры человека, контуры и пропорции которой рождаются из конфигурации различных элементов одежды - блузы, штанов, трусов, бюстгальтеров и их фрагментов.

Что же касается характера художественного образа, то его специфические черты передаются посредством широкого диапазона изобразительных мотивов, расположенных на поверхности «одежды». Это могут быть

как местные травы, цветы, листья и плоды растений, собранные во Владивостоке или родной деревне художника, так и экзотические, собранные в путешествиях по разным странам Тихоокеанского бассейна от Японии до Австралии. А могут быть личины, созданные по мотивам орнаментальных раскрасок масок и татуировок местных народов Приморского края или аборигенов Австралии.

Весь спектр авторских приемов формирования образа был представлен художником в 2020 г. в проекте «Я - лес», показанном в

М. С. Ламзина.

Дух леса.

Из серии

«Я - Лес». 2020.

Цианотипия,

хлопок, кружево.

90x175

Собственности автора

галерее «Арка» во Владивостоке. Эту экспозицию невозможно определить как традиционную выставку. Правильнее назвать ее многослойной экспозиционной инсталляцией, так как отличительной чертой авторского стиля М. Ламзиной является концептуальная незавершенность конкретного арт-объекта. Художник просто не желает фиксировать завершенность какого-либо этапа ее творческой деятельности. Поэтому ее работы не имеют ни жесткой фиксации, как это принято при традиционном экспонировании текстильных изделий, ни регулярного обрамления. Напротив, полотнища с принтом развешиваются свободно, что вводит в композицию новый художественно-выразительный прием - складки, придающие изображению объемность и усиливающие динамику. Автор намеренно подчеркивает незавершенность через асимметрию обработки периметра изделия, вводя «распущенный» край или вставляя фрагмент шитья. Такой прием позволяет отдельным изделиям «перекликаться», складываться в сложные структуры, образующие образно и эмоционально насыщенную среду. Все элементы ее взаимосвя-

М. С. Ламзина.

Близнецы.

Из серии

«Я - Лес». 2020.

Цианотипия,

хлопок, кружево.

95x135

Собственность автора

заны, органично перетекают одно в другое, находятся в динамике, отражающей постоянное движение мысли. Экспозиционные инсталляции позволяют глубже раскрыться стремлению М. Ламзиной к отображению синтеза различных культур, философских воззрений и религиозных представлений. Важен процесс, а не результат - вот главный посыл художника М. Ламзиной, связанного с принципами постмодернизма. Опираясь на широкий круг художественных традиций, она достигает полноценного диалога, из которого рождается полифония ее образной системы. Игровое начало, которое активно использует художник, погружает зрителя в фантастическую атмосферу созданного ею мира, перенося его из сферы растений в мир животных и фантастических существ, рожденных воображением человека, генетически связанного с культурой своего края. Нарочитая эпатажность конкретных художественных решений, поданных в игровых формах, заставляет зрителя остановиться, изменить направление и дальше углубиться в игру со смыслами, предлагаемую художником, имеющим ответы на кризисные вопросы современности на границе станкового и прикладного искусства. М. Ламзина не отказывается от генетически обусловленной функциональности декоративно-прикладного искусства, а ставит ее в центр своей авторской художественно-образной системы как главную компоненту современной модификации этого вида искусства.

Убедительным подтверждением этому служит ее успешная работа в области авторского дизайна одежды. Бренд М. Ламзиной хорошо известен и во Владивостоке и за пределами Дальневосточного региона. Ей удается почти невозможное: успешно соединить свободное творчество с практикой дизайна.

Каждая коллекция дизайнерской одежды продумана до мелочей: от подбора материала и рисунка принта до кроя и строчки, выполняющей роль резца, с помощью которого моделируется форма и объем той или иной детали костюма. В основе лежит крой тради-

ционной одежды народов Дальневосточной Азии.

Так, коллекция «Гигантские мотыльки'19» (Giant Moths) создана на основе кроя крестьянских курток и шляп, декорированных принтами с изображениями мотыльков. Термическая обработка тканей придала им мягкость и уютность, а белый цвет создал впечатление легкости и нарядности.

Не все коллекции М. Ламзиной отличаются «легким» характером. Например, «Городской алфавит» (Urban Alphabet) - собрание символических знаков и жестов, взятых из современной уличной и эзотерических культур. Они откровенно провокационны, так как, в отличие от воздушной коллекции «Гигантские мотыльки'19», предназначены исключительно для психологически раскованного слоя населения городов. Для того же молодежного контингента предназначена коллекция «Осень 2017» (Fall 17). Стилистику пижамного кроя унисекс дополняют размещенные в строго определенном порядке мотивы бабочек «Мертвая голова», отсылающие зрителя/потребителя к изобразительным мотивам, особенно популярным у подростков.

Побудительным мотивом для создания коллекции «Сотрудничество с МОРЕ+» (Море + Collaboration) стали натурные впечатления от расположенного в пригороде Владивостока пляжа «Стеклянный», усыпанного аккуратно отшлифованными осколками стекла, керамики и глиняных кирпичей, выброшенных на берег Японским морем. На темно-синем фоне хлопка эти следы цивилизации создают многообразие декоративных мотивов: от растительной орнаментики до геометрики, от изображения к преображению.

Живописное расположение портового города Владивостока в бухте Золотой Рог вдохновило М. Ламзину на создание коллекции «Флора и фауна 2016» (SS 16 Flora&Fauna). В формах и силуэтах использован крой традиционной одежды айнов (штаны, халаты, куртки). В принтах отражены художественные мотивы религиозных убеждений народа,

живущего в духовной гармонии с природой. Три среды обитания разных представителей флоры и фауны Приморского края мастерски подчеркнуты цветовым решением: воздушная сфера, где обитают насекомые, - светло-голубая, морская стихия, где живут рыбы, - темно-синяя. Но иногда обе сферы колористически сливаются с оттенками коричневого - цвета земли, расположенной на границе воды и воздуха. Так своеобразно и глубоко личностно художник передает свои представления об особой духовной сущности и единстве «объекта, места и существа».

М. Ламзина еще молодой художник. Но она уже сформулировала стратегию своего творчества, ставит конкретные задачи и находит неординарные способы их решения. Его невозможно разделить на этапы, хотя художник уже давно в профессии. Ее творчество можно определить как «неуклонное стремление к постоянному поиску и эксперименту, когда остановка равносильна концу».

За последние годы она активно экспонирует свои уникальные художественные текстильные композиции и дизайнерские работы на многих выставках в Дальневосточном регионе России: в галерее «Арка» (Владивосток, 2015, 2017), в Приморском отделении ВТОО «Союз художников России» (Владиво-

М. С. Ламзина.

Блузка.

Из серии

«Я - Лес». 2020.

Циаиотипия,

хлопок.

150x120

Коллекция галереи «Арка» (Владивосток)

М. С. Ламзина.

Близнецы

тропического

леса. Из серии

«Я - Лес». 2020.

Цианотипия,

хлопок,

полиэстер

( наполнитель).

62x92

Собственность автора

сток, 2017, 2018), в рамках Владивостокской международной биеннале визуальных искусств (2017) и Всероссийского выставочного проекта «Соединение» в галерее «Енисей» в г. Красноярске (2018). Она также активный участник групповых выставок, таких как III квартирная выставка ВШСИ «Вместе» в мастерской «Бардак» в г. Владивостоке (2018). Ее работы успешно экспонировались за рубежом: VI и VII Kyoto Art Exhibition (Киото, Япония, 2017, 2018).

Текстиль как художественный материал, как своеобразный вид искусства давно известен в мире по творчеству многих американских, европейских и азиатских художников, работающих в различных актуальных стилистических направлениях искусства XX - начала XXI вв. Но до сих пор, по крайней мере в России, не утихают дискуссии о его принадлежности к «высокому» искусству или к художественному ремеслу. Думается, что творческая деятельность таких художников текстиля, как М. Ламзина, в произведениях которой гармонично и успешно сочетаются оба направления, убедительно доказывает, что споры чаще всего возникают от неготовности критики и публики принять данность. М. Ламзина не открывала современный художественный текстиль как новое направление. Но она, безусловно, создала свой ав-

торский стиль, отличающийся от работ ее коллег по цеху и ставящий ее в ряд ведущих мастеров этого вида современного декоративного искусства как в отечественном, так и в международном контексте.

Творчество М. Ламзиной со всей очевидностью доказывает, как важны философские размышления художника в таком традиционном виде декоративного искусства, как текстиль, и что именно они позволяют широко раздвигать границы жанра, придавая ему статус высокого искусства.

Литература

1. Маша Ламзина. - URL: https://arkagallery.ru/ art_lamzina.htm (дата обращения 15.04.2021).

2. Климко, Ю. Маша Ламзина. «Начало». Текстиль, ручное трафаретное отбеливание. - URL: https: / / arkagallery.ru/exhib/exhib_ 15_Nachalo. htm (дата обращения 15.04.2021)

3. Ким, А. Маша Ламзина. «Я - лес», лес». Цианотипия на текстиле. - URL: https://arkagallery. ru/exhib/exhib_20_Lamzina.htm (дата обращения 15.04.2020).

Об авторе

Перфильева Ирина Юрьевна - доктор искусствоведения, доцент, ведущий научный сотрудник отдела декоративного и народного искусства НИИ теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств, член Союза художников России, член Ассоциации искусствоведов E-mail: perfileva-irina@yandex.ru

"I AM A FOREST".

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ARTISTIC TEXTILES OF MARIA LAMZINA

Perfileva Irina Yurievna

Doctor of Arts, Associate Professor, leading researcher of the Department of Decorative and Folk Art at the Research Institute of Theory and History of Fine Arts of the Russian Academy of Arts, member of the Union of Artists of Russia, member of the All Russian Association of Art Historians and Art Critics

Abstract: The works of textile artist Maria Lamzina are examples of the unique creative experiment at the intersection of a functional substantive form and a conceptual object. A household item overcomes the specific framework of a utilitarian product and becomes a full-fledged art object in the context of contemporary art practices. Therefore, the works of M. Lamzina should be considered as artistic installations based on decorative art.

Keywords: artistic textiles; the universe of the individual; plastic volume; art object; installation; artistdesigner.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.