Научная статья на тему 'Искусство текстиля XXI В. : направления развития'

Искусство текстиля XXI В. : направления развития Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
6932
778
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРТ-ОБЪЕКТ / «ВЕСНА ШПАЛЕРЫ» / ИСКУССТВО ТЕКСТИЛЯ / ИСКУССТВО ВОЛОКНА / «МЯГКАЯ СКУЛЬПТУРА» / «ПЛАСТИЧЕСКИЙ ВЗРЫВ» / ЭНВАЙРОНМЕНТ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Цветкова Наталия Николаевна

Искусство текстиля XXI в. тесно связано с творческими находками художников ХХ в. В настоящее время выделяется два направления развития этого вида творчества «декоративное» и «концептуальное». Анализируются особенности объектов текстильного искусства обоих направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Искусство текстиля XXI В. : направления развития»

Terra Humana

168 УДК 74 ББК 85.1

H.H. Цветкова

искусство ТЕКСТИЛЯ XXI в.: НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ

Искусство текстиля XXI в. тесно связано с творческими находками художников ХХ в. В настоящее время выделяется два направления развития этого вида творчества - «декоративное» и «концептуальное». Анализируются особенности объектов текстильного искусства обоих направлений.

Ключевые слова:

арт-объект, «весна шпалеры», искусство текстиля, искусство волокна, «мягкая скульптура», «пластический взрыв», энвайронмент.

Искусство современного текстиля - это интересное и многогранное явление. На наш взгляд, в настоящее время в этой области декоративного творчества существует два выраженных направления, которые можно обозначить как «декоративное» и «концептуальное». Оба формируются на базе открытий, которые были сделаны художниками ХХ в., а, кроме того, актуализируют многие исторические традиции искусства текстиля.

«Декоративное» направление развития текстиля проявляется, прежде всего, в использовании изобразительных элементов в современном искусстве. Этот вид искусства связан с созданием традиционных шпалер. Текстиль «концептуального» направления представляет собой эксперименты с текстильными волокнами, трансформации текстильной поверхности из двухмерной плоскости в трёхмерную.

Говоря о ХХ в., исследователи выделяют две так называемых «весны шпалеры», первую из которых связывают с именем французского художника Жана Люрса, а вторую называют «пластическим взрывом».

Жан Люрса с 1916 г. занимался экспериментами в области искусства текстиля. Живя во Франции, стране с богатейшими традициями шпалерного ткачества, он столкнулся с тем, что здесь в начале ХХ в. «не существовало ни вертикального, ни горизонтального ткацкого станка, об оплате труда профессионального ткача не было никакого понятия...» [1, с. 24, Цит. по: Great Tapestries. Lausanne, 1965, p. 148]. Таким образом, искусство ручного ткачества было как бы заново «открыто» и вызвало интерес. Многие художники - Рауль Дюфи, Фернан Леже, Жорж Брак, Пабло Пикассо, Жаон Миро и сам Люрса создавали картоны будущих шпалер.

В основе работ Ж. Люрса, несомненно, лежит принцип декоративности, изобразительности. Создавая свои работы,

художник обратился к средневековым шпалерам и выявил основные принципы ручного ткачества:

1. В тканой работе должно использоваться ограниченное количество цветов.

2. Шпалера должна создаваться для стены, т.е. быть плоскостной и предназначаться для конкретного помещения.

3. Шпалера должна выполняться по картону, созданному в натуральную величину.

4. Соотношение плотности основы и утка должно вызывать впечатление равновесия. Так, Ж. Люрса считал, что оптимальной будет плотность основных нитей - 5 нитей на 1 см. [1, с. 25-26].

Выведенные Ж. Люрса принципы ткачества, можно считать своеобразной «формулой декоративности» в текстиле ХХ в., блестяще реализованной на практике как самим мастером, так и его многочисленными последователями. Именно на базе открытий Ж. Люрса в настоящее время развивается искусство гобелена.

Говоря о современных работах «декоративного направления», следует отметить работы японского художника Харуми Исобе «Мисса Флора 2» и «Кардиограмма Земли» [10, с. 68-72]. Первая из них выполнена из традиционных текстильных материалов - льна и шёлка. Она интересна тем, что в поверхность тканого полотна введён шрифт - названия редких и исчезающих растений. На отдельных фрагментах работы шрифт ткётся дополнительным утком, на других - это не затканные нити основы. Вся работа, мягкая по колориту, полупрозрачная по фактуре, производит впечатление нежной хрупкости. В противоположность ей «Кардиограмма Земли» - плотная, насыщенная по цвету, привлекает внимание зрителя к проблемам современной мировой экологии. В обеих работах можно видеть именно то, что характерно для текстиля «декоративного направления» - идея и образ

передаются художником через изображение конкретных объектов.

Что касается текстиля «концептуального направления», то здесь мы имеем дело с трёхмерными объектами, выходящими в пространство и получившими название «мягкая скульптура». Истоки этого явления следует искать, несомненно, в «пластическом взрыве» 1960-1970 гг., охватившем декоративное искусство. В это время такие художники, как Элзи Жиак и Франсуаз Гроссен (Швейцария), Клер Цайслер и Ленор Тауни (США), Магдалена Абака-нович (Польша) и Ягода Буич (Югославия) создавали текстильные пространственные конструкции, отрывая ткань от стены и заставляя её жить самостоятельной жизнью. В основе текстиля, созданного в период «пластического взрыва», заложены принципы, прямо противоположные «декоративным»:

1. Текстиль перестал быть двухмерным, он вышел в пространство.

2. Картон перестал являться необходимой составляющей процесса создания текстильного объекта.

3. Вопросы цвета, качества материала и плотности основы и утка решались теперь автором самостоятельно в соответствии с творческим замыслом и без каких-либо ограничений [1, с. 33-37].

В связи с отменой основных принципов шпалерного ткачества в работах этого направления исчезла изобразительность. Появление трёхмерных арт объектов перевело текстиль из категории живописных плоскостных произведений в категорию объемных скульптура. В новых формах текстиля часто отсутствует изобразительное начало, работа выражает идею художника иными способами - масштабом, материалами, цветом, расположением в пространстве и т.д.

Известный исследователь ручного ткачества Андре Кензи, выделил три вида новых текстильных форм: висящие на стене; пространственные, которые можно обойти вокруг; представляющие собой среду (энвайронмент), можно не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь неё [1, с. 36, Цит. по A. Kuenzi. La Nouvelle Tapisserie. Paris - Lausanne, 1981. P. 144].

Много тканых объектов первого вида было создано в 1960-1970-х гг. Среди них «Пресс конференция с Н. Армстронгом» (1970 г.) Богдана Мразека, «Трансильва-ния» (1973 г.) Руфь и Петера Якуби, «Алжир» (1975 г.) Ренаты Бонфанти, и др. Для всех этих работ характерно использование

различных фактур и отсутствие сюжетного изобразительного начала. Это не «тканые картины», как нередко называют гобелены, а некие символы.

В современном текстиле всё чаще находят применение не текстильные материалы: полиэтилен, металл, в поверхность работы могут органично включаться керамика, дерево, камень и т.д. Современные дизайнеры и художники по текстилю активно вводят в поверхность ткани металлические нити и различные плёнки. Так, например, американка Шейла Хикс и японец Джаниши Арай использовали негорючую плёнку для создания монументального занавеса; компания Bridgestone Metalpha Corporation in Tochigi создала ткань из волокон, содержащих нержавеющую сталь. Интересно, что волокна из нержавеющей стали могут быть очень тонкими и эластичными, придавая ткани шелковистый эффект [5, с. 13]. С 1950-х годов японский дизайнер Джаниши Арай начал активно использовать в текстиле металлизированную плёнку. Процесс работы с материалом получил название «melt off» в том случае, когда плёнка растворялась в волокнах создаваемой ткани. Если же плёнка наплавлялась на ткань в виде «решётки», то процесс создания ткани получил название «burn-out» [5, с. 22, 50, 51].

На международной выставке «Premio Valcellina Award» в мае 2010 г. был представлен трехмерный текстильный объект «Fun cube», автор Харука Коджима (рис. 1) [8, с. 39]. Работа состоит из большого количества одинаковых кубических модулей. Ткань каждой части сначала ткалась вручную, а затем с помощью клея им придавалась трёхмерная форма.

Текстильные объекты второй категории наиболее отвечают названию «мягкая скульптура», так как они расположены в пространстве и предполагается, что зритель может обойти их вокруг. Такие произведения объединяются популярным сегодня термином «арт-объект».

Среди работ, ставших классикой текстильного арт-объекта, является «Абакан-69» Магдалены Абаканович. Это произведение может быть расположено в любом помещении и даже вне помещения. Строго говоря, такое произведение искусства можно не только обойти вокруг, но и посмотреть на него сверху и снизу. Работа Шигео Кубота «Тканый коридор - из Италии» представляет собой замкнутые трёхмерные структуры сложной формы, расположенные в пространстве. Она была

Общество

Terra Humana

17G

представлена в 2001 г. на выставке «Textural Space» [10, с. 87].

Работая как художник, автор статьи также создает арт-объекты. Например, в 2010 г. появился объект «Лист», сотканный из полиэтиленовой плёнки и предназначенный для экспонирования в природной среде. Эта работа была представлена на «VI Международной Биеннале современного искусства текстиля» в Мехико в 2011 г. [4, с. 117] (рис. 2).

Третий вид современного текстиля -«энвайронмент» - предполагает всестороннее воздействие на зрителя. Энвай-ронмент подразделяется американскими исследователями художественного текстиля Милдредом Константин и Джеком Ларсен на три подвида: «энвайронмент, находящий применение в архитектурной практике, костюмный и экспериментальный, носящий чисто исследовательский характер» [1, с. 36. Цит. по Constantin M., Larsen J.L. Beyond Craft: The Art Fabric. New York, 1973]. На наш взгляд, сюда можно добавить также энвайронмент, располагающийся в природе.

К первой разновидности можно отнести работу Софи Паттинсон «Текстильный модуль», расположенную в атриуме офисного здания и имеющую высоту около 8,5 м [9, с. 145]. Работы исследовательского энвай-ронмента - это различные выставочные пространственные текстильные композиции: работа Акио Хаматами «Белая Арка 3» [6, с. 150] (рис. 3.) и Шихоко Фукумото «Морской пейзаж» [10 с. 55].

Говоря об энвайронменте в природной среде, хотелось бы представить собственную инсталляцию «Зимний лес», которая экспонировалась на выставке «Premio Val-cellina Award» в 2010 г. [8, с. 58]. Целью работы было привлечь внимание к проблеме вмешательства человека в природную среду. При создании этой работы были созданы модули-тубы, символизирующие деревья. Каждый модуль одним концом закреплялся на металлическом каркасе и свободно висел в пространстве. Между деревьями располагались ткани, символизирующие иней и падающий снег. Инсталляция позволяет зрителю зайти внутрь текстильной композиции и рассмотреть её с различных точек, как извне, так и изнутри (рис. 4).

В современном текстильном искусстве существует такое понятие, как «костюмный энвайронмент», «костюмная среда». В рамках данного термина можно предположить, что костюм здесь рассматривается не как объект современной моды, а скорее

как произведение текстильного искусства, или, понимая более узко, «wearable art», т.е. объект современного искусства, который может быть надет на тело человека. В настоящее время в моде существует много экстравагантных форм одежды, которые, не будучи утилитарными, также могут считаться объектами искусства, но не являться при этом «костюмным энвайрон-ментом». Поэтому необходимо определить основные особенности именно «костюмной среды» в отличие от объектов моды.

На наш взгляд, «костюмным энвайрон-ментом» следует считать арт-объект, обычно выполненный в единственном числе и имеющий определённую концепцию. Причём этот объект, с одной стороны, оказывается направленным на человека, а с другой - на то, что человека окружает, с целью изменения этого окружения. Объект «костюмного энвайронмента» можно надевать на тело человека, но, в большинстве случаев, его нельзя использовать как одежду. «Костюмный энвайронмент» предназначен для использования в выставках, перформансах, различных акциях (экологических, социальных и т.д.). Однако «костюмный энвайронмент» не является театральным костюмом и, следовательно, не может быть частью театральных постановок.

Говоря о «костюмном энвайронмен-те» хотелось бы обозначить его основные типы. На наш взгляд, в современном текстильном искусстве можно выделить шесть типов «костюмного энвайронмента», условно названных следующим образом: нетрадиционный; экологический; конструктивный; связующий; декоративный; независимый.

Нетрадиционным «костюмным энвай-ронментом» следует считать «одежду», изготовленную из нетекстильных материалов: дерева, металла, бумаги, пластиковых отходов и т.д. В настоящее время создаётся довольно много подобных работ. Это связано с тем, что в современном искусстве по-прежнему остаются актуальными темы экологии и вторичного использования материалов. «Костюмный энвайронмент» этого типа был широко представлен на конкурсе «Wearable Art Awards», который ежегодно проводится в Ванкувере, Канада.

Победителем конкурса в категории «Recycled» 2009 г. стала работа дизайнера Миа Челли «Сумки для богатых». В ней использовались продуктовые бумажные мешки коричневого цвета, часть которых фигурно вырезалась в виде кружев. Таким

образом, в работе решалось сразу две задачи: с одной стороны - нетрадиционное использование традиционных дешёвых материалов для создания «гламурного» результата, с другой - вторичное использование уже использованного материала, т.е. сохранение окружающей среды. В 2007 г. в этой же категории была отмечена работа Анжелы Брайт «Позвольте им попить чайку», в состав которой были включены использованные чайные пакетики и кофейные фильтры. Победитель 2006 г. Рошель Даль создала работу «Память», состоящую из использованной фотографической плёнки [11].

Интересной темой для развития «костюмного энвайронмента» стало приспособление человека к условиям окружающей среды. Например, Джоанна Москосо, говоря о концепции своей работы «Mary Kay Protection Device», отмечает, что животные способны приспосабливаться к условиям окружающей среды за счёт различных изменений своего организма - маскирующей окраски, наличия клыков, панцирей и т.д. Современный человек способен самостоятельно создавать объекты, которые работают как физическая адаптация, даже если они не является частью его тела. Например, в качестве таких объектов автор применяет сумки Mary Kay, пытаясь адаптировать тело таким образом, чтобы человек мог почувствовать себя защищенными в новой среде [11]. Работу Джоанны Москосо можно считать объектом, направленным на взаимодействие человека с внешним миром.

Другое направление работы дизайнеров - это взаимодействие с внутренним миром человека, т.е. со своим личным внутренним «энвайронметом». Здесь хотелось бы отметить работу Джеффри Сканлан «Спасательный жилет», получившую приз 2009 г. в номинации «Концепция». Работа посвящена акту самоубийства. «Спасательный жилет», состоящий из подушек, деревянных и резиновых деталей, должен оградить человека от саморазрушительных мыслей, сгладить противоречия между внешним миром и внутренним психологическим состоянием человекам [11].

Экологический «костюмный энвайрон-мент» представляет собой использование в костюме элементов, также направленных на сохранение окружающей среды. Однако в этом типе «костюмного энвай-ронмента» эстетические задачи решаются в большей степени за счёт художественного образа костюма. Арт-объектом, ярко представляющим этот тип, является рабо-

та Ксении Барага «Земной шар», представляющая собой платье, связанное крючком. Юбка платья натянута на кринолин и имеет округлую форму, имитируя земной шар. К этой же категории относится и объект Сюзан Холмс «Жар-птица», победитель конкурса «WOW 2009» (Международный конкурс «The Montana Words of Wearable», Новая Зеландия) в категории «Нетронутый мир», а также костюмы Лиз Лач-Нель-сон «Скорпион» и Рози Хорси «Женщина-птица». Все эти работы воплощают образы живых или вымышленных существ и природных явлений [12].

Конструктивным типом «костюмного энвайронмента» являются объекты, напоминающие одежду, но которые не могут быть использованы как одежда из-за своей конструкции. Примером такого произведения может служить серия работ американской художницы Мариан Шо-еттл «Clothing Enigma», представляющих собой «статичный перформанс» [6, с. 155]. Одна из работ серии называется «Внутри и вне традиционного платья». Человек, надевший такое платье, не может в нём свободно двигаться, т.к. оно является как бы двухсторонним: верхняя часть может быть надета, но юбка не заканчивается, а переходит в другое платье. Человек оказывается пленником такой одежды, выступая не как самостоятельная личность, а как инструмент для выявления идей художника.

Связующий тип «костюмного энвай-ронмента» - это соединение при помощи костюма нескольких людей в единое целое. Например, в работе немецкого дизайнера А. Квентин-Штоль «Плацента» мать и ребёнок оказываются соединёнными через удлинённую верхнюю часть головных уборов [7, с. 2] (рис. 5). Возможно соединение людей через общие рукава, карманы и другие детали одежды. Так, дизайнер Симон Хеймс создал работу «Little Doodle», ставшую призёром конкурса «WOW 2006» в детской секции. Здесь представлен «костюм», имеющий соединённые рукава и предназначенный для ношения двумя детьми сразу [12].

Широко представлен в современном текстильном искусстве декоративный «костюмный энвайронмент». Его отличительная особенность заключается в использовании изображений различных частей человеческого тела или внутренних органов. Человеческое тело как бы видится насквозь, перестаёт быть тайной. И если рассматривать кожу человека как защитную оболочку, а одежду как «вторую кожу», то можно сказать, что «костюмный

Общество

Terra Humana

Рис. 1. Харука Коджима Fun cube. 2010.

Рис. 4. Наталия Цветкова. Инсталляция «Зимний лес». 2010.

Рис. 2. Наталия Цветкова. Арт-объект «Лист». 2010.

НPf./.,

!' Шж

гд " /Щт w \яЁш

; // fffjj 7

W

Рис. 3. Акио Хаматами Белая Арка-3. 2001.

Рис. 5. А. Квентин-Штоль. «Плацента».

энваиронмент» декоративного типа проецирует эти оболочки в обратном порядке: тело-одежда-тело. В этоИ связи интересной представляется арт-объект Сильи Пуранен «Сердце». Работа выполнена в технике трансферной печати с применением вышивки. Здесь на белой рубашке реалистично изображено тело человека, а в центральной части вышиты контуры рук, держащие эфемерное полупрозрачное сердце [3, с. 31].

Наконец, независимым «костюмным энайронментом» следует считать произведения, имеющие форму одежды, но экспонируемые висящими на стене или в пространстве, без участия человека. Например, работа «Кимоно» Марийке Арп представляет собой плоскостной объект, выполненный из волокон современного материала тайвек (высокотехнологичный нетканый мембранный материал, производимый компанией Дюпон, состоящий из тонких непрерывных волокон высокой плотности), сшитых в единое полотно. Название работы и её форма говорят об использовании автором идеи традиционной японской одежды, однако в результате зритель видит авторское восприятие темы - не одежду, а настенное текстильное панно в форме одежды. Аналогично данный тип «костюмного энвайронмента» выражается в тканых работах Барбары Брандель. Художница создаёт их в форме

одежды, например, панно «В её чашках» выполнено в виде удлинённого жакета, декорированного изображениями чашек различной формы [2].

Среди трёхмерных работ «костюмного энвайронмента» независимого типа хотелось бы отметить инсталляцию турецкого дизайнера Нитикул Нимкулрат. Его работы представляют собой текстильные скульптуры в форме платьев. Их размер соотносится с человеческим ростом, форма похожа на форму традиционных платьев, но они сшиты таким образом, что человек не может их надеть [3, с. 31].

Объекты «костюмного энвайронмен-та» являются самостоятельной областью современного текстильного искусства, и должны быть чётко отделены от объектов моды и театрального костюма. Интересно, что именно на «костюмный энвайронмент» в настоящее время обращается пристальное внимание художников, работающих в области «wearable art». Возможно, это происходит потому, что именно здесь творческий поиск новых идей и решений не связан ни с развитием модных брендов, ни с производством.

Можно сказать, что в настоящее время само понятие «ткань», «текстиль» стало значительно шире, чем раньше. Не случайно в мировой практике вместо термина «искусство текстиля» всё чаще встречается наименование «fiber art» - искусство волокна.

Список литературы:

[1] Савицкая В. И. Превращения шпалеры. - М.: Галарт., 1995. - 88 с.

[2] Barbara Brandel a multi-media artist. - Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.barbarabrandelartist. com./html/fiberart_wearable.html.(10.05.2011).

[3] Sterk B. Wearable - Unwearable: An Artists’ Gallery // Textile Forum. - 2005, № 4. - P. 26-31.

[4] VI Bienal Internacional de Arte Textil Contemporaneo. Aire. Mexico 2011: Catalog of exhibition. - Mexico, 2011.

[5] McCarty С., McQuaid M. Structure and Surface. Contemporary Japanese Textile. The Museum of Modern Art, New York. - N-Y., 1998.

[6] Colchester Ch. The new textiles. Trends and traditions. - UK. 1990

[7] ETN (European Textile Network.). Newsletter 1/2010. - Интернет ресурс. Режим доступа - http://www. culture-routes.lu (13.10.2011).

[8] Premio Valcellina Award. 2009. Seventh edition // Catalog of exhibition. Museo Dell’Arte Fabrille e Delle Coltellerie Maniago. - Pordenone - Italia, 2010.

[9] Schoeser M. International Textile Design. - N-Y.: Calman & King LTD, 1995. - 192 p.

[10] Textural Space: Catalog of exhibition. The Surrey Institute of Art and Design. - University College, 2001.

[11] Wearable Art Awards - Интернет ресурс. Режим доступа - http://www.wearableartawards.com (3.04.2009)

[12] WOW. World of Wearable Art. - Интернет ресурс. Режим доступа: http://www.worldofwearableart.com (17.09.2011)

Общество

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.