Я • 7universum.com
vEL UNIVERSUM:
//л филология и искусствоведение
ИСКУССТВО ГОБЕЛЕНА — ВАЖНЕИШИИ КОМПОНЕНТ В ФОРМИРОВАНИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА ИНТЕРЬЕРА
Бойко Оксана Валентиновна
искусствовед, галерея «Глобус», Украина, г. Киев Е-mail: boyk-oksana10@yandex.ru
TAPESTRY ART AS AN IMPORTANT ELEMENT IN THE FORMATION OF INTERIOR IMAGERY
Boyko Oksana
Fine art expert, Gallery "the Globe "
Ukraine, Kiev
АННОТАЦИЯ
В статье проведен анализ взаимосвязи гобелена с предметно-пространственной средой, где шпалера рассматривается как доминирующее произведение декоративно-прикладного искусства, влияющее на формирование художественного и эстетического образ интерьера. Рассмотрены два вида гобеленов по принципу композиционной взаимосвязи и внутренним убранством помещений.
ABSTRACT
In the article the analysis of tapestry correlation with objective-spatial environment is carried out where an espalier is viewed as a dominant piece of arts and crafts having influence on the formation of an art and esthetic interior imagery. Two types of tapestry are distinguished according to the principle of compositional interrelation and interior design of rooms.
Бойко О.В. Искусство гобелена - важнейший компонент в формировании художественного образа интерьера // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 10 (12) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1660
Ключевые слова: искусство, ковроткачество, шпалера, гобелен, интерьер, декоративное искусство, монументальная живопись, дизайн интерьера.
Keywords: art, carpet weaving, espaliers, tapestry, interior, decorative art, monumental painting, interior design.
Актуальность темы исследования продиктована недостаточным изучением гобелена как важнейшего компонента формирования предметно -пространственной среды современного интерьера, что влечет за собой необходимость анализа возможных перспектив развития этого вида искусства.
Цель статьи — более глубокое и всестороннее исследование искусства гобелена как самостоятельного произведения и как средства формирования художественного образа в пространстве интерьера.
Анализ литературных источников показал, что проблема важности гобелена как доминирующей составляющей предметно-пространственной среды интерьера существовала всегда.
С 60-х годов ХХ века стали появляться работы об особой роли гобелена в формировании общего восприятия интерьера.
Современные представления о синтезе искусств базируются на исследованиях М.В. Алпатова, А.К. Бурова, Б.Р. Виппера, А.Г. Полянского, В.А. Фаворского и др., но в них уделяется мало внимания, или не уделяется вообще, шпалере как важнейшему компоненту декора интерьера.
В работах М.А. Некрасовой, И. Прониной, Н.К. Соловьёва и других освещались вопросы формирования целостности, гармонии в искусстве, дизайне, архитектуре.
Одной из первых проблему психологического восприятия взаимодействия гобелена и другого наполнения помещений затронула в своих работах Н.В. Мельникова. Впоследствии проблеме синтеза гобелена и внутреннего убранства архитектуры были посвящены работы Н.Я. Зись, Г.П. Степанова, Е.Б. Муриной, О.А. Швидковского и др.
Основной материал
Искусство изготовления гобелена имеет многовековую историю и является одним из наиболее древних в декоре интерьера. Нет точной даты и места, где была создана первая шпалера, но сам принцип ткачества был известен еще в Древнем Египте. В Египетском музее Каира хранится найденная в гробнице Тутмоса IV и датируемая 1400 годом до н. э. льняная пелена, вытканная разноцветными узорами с изображением лотосов и скарабеев.
Древнейшими сохранившимися до нашего времени шпалерами являются коптские ткани (одежда, фрагменты мебельной обивки или обоев из египетских захоронений III—XII веков), связывающие античность и средние века. Коптские ткачи развили технику шпалер, введя в употребление некоторые приемы, использующиеся и сегодня. Это были маленькие панно, чаще всего двусторонние, вытканные цветной шерстью по льняной основе. Они использовались и как драпировка, и как украшение одежды [10, с. 240].
Приемы шпалерного ткачества были хорошо известны в доколумбовой Америке.
Однако лучше всего образцы этого вида искусства сохранились в сухом климате Перу (самые ранние из них восходят к 2500 году до н. э.). Археологические данные позволяют говорить о высоком уровне технического мастерства ткачей.
В Азии, на Дальнем Востоке, в технике, сходной со шпалерным ткачеством работали китайские мастера, а к началу III века и японцы, познакомившись с китайскими шелками, также научились изготавливать шпалерные ткани.
Родиной шпалерного искусства считается Франция. Однако история предоставляет материальные артефакты в доказательство того, что зародилось искусство гобелена в Северной Европе, на территориях нынешней Германии.
Холодный и влажный северный климат препятствовал широкому распространению стенописи, популярной в южных европейских странах, но способствовал развитию ковроткачества.
Гобеленами украшали стены кафедральных соборов, замков и дворцов. Чтобы защититься от холода и сквозняков, создать уют, каменные жилища завешивали шпалерами. Богатые люди даже в путешествия брали с собой такое оформление, иногда больших размеров, которое могло использоваться в качестве передвижных ширм, занавесок, балдахинов, брали даже в военные походы — это была частичка дома — привычной среды обитания [10, с. 245].
С конца XIV века шпалерное ткачество и текстильный дизайн превратилось в одну из наиболее развитых отраслей европейского художественного ремесла и стали неотъемлемой частью декора интерьеров. Повышение спроса привело к созданию крупных мануфактур, а отдельные мастерские стали выполнять индивидуальные, эксклюзивные заказы. Над изготовлением шпалер вместе с художниками работали картоньеры. Картоньер, глядя на эскиз, рисовал и раскрашивал картон (клеевыми красками на бумаге или масляными на холсте) в натуральную величину будущего изделия. Ткачи работали по картону-образцу, воплощая в материале замысел художника. Большие по размеру ткани выполнялись целыми бригадами рабочих, где каждый мастер в совершенстве владел определенными операциями, что привело к узкой специализации.
Гобелен выполнялся по традиционной композиции. Основной сюжет располагался в центре, по краям — широкая кайма, составленная из декоративных элементов: цветочные букеты, гирлянды, вазы, медальоны. Основным содержанием служили библейские мотивы, исторические события, жанровые сцены, пейзажи, натюрморты, цветочный орнамент, античная мифология, архитектурные зарисовки, геральдика [13, с. 370—371].
Со временем совершенствовалась технология изготовления, менялась художественная концепция, обогащался цветовой спектр. Расширялось функциональное применение гобеленов.
Вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер коллекциями, ансамблями, объединенными одной темой. Такой подбор изделий позволял стилизовать украшения, умножая разнообразие дизайна помещений.
Количество художественных работ, выполненных в ансамбле, зависело от размеров помещений, которые предполагалось украсить. Шпалеры задавали стиль формы и цвета остальному наполнению пространства.
Первоисточником дизайна интерьеров было стремление людей к внутреннему украшению помещений. Это стремление к эстетике и привело к возникновению утонченной профессии дизайнера, недооцененной обществом того времени. В наши дни традиционный и модернизированный гобелен стал модным и актуальным элементом интерьеров [6, с. 74].
Сегодня настоящие дизайнеры должны работать совместно с искусствоведами, архитекторами, заказчиками, подрядчиками, строителями и поставщиками, принимать решения о габаритах и структуре пространств, оборудования, типов меблировки и отделочных материалов.
Талантливо спроектированное и продуманное для функционального использования помещение создает здоровое духовное пространство, способствующее комфортному отдыху и работе, в зависимости от его предназначения.
Считается, что гобелен является атрибутом классического стиля, однако он может прекрасно вписаться в большинство интерьеров от модерна и барокко до кантри и хай-тек. Главное — это правильно определить место, подобрать сюжет и цветовую гамму, чтобы позволить произведению звучать. Тематика современных гобеленов очень разнообразна — пейзажи, декоративные цветы и букеты, животные, памятники истории и архитектуры, жанровые сценки, авангардные и сюрреалистические темы и многое другое. Современные гобелены выполняются из чистого хлопка или с незначительным добавлением синтетических нитей, которые придают устойчивость краскам. Готовое изделие подвергают противопылевой и антистатической обработке [2, с. 83].
При формировании образа интерьера учитывается композиционная (цвет, свет, ритм, форма, масштаб), тематическая и функциональная взаимосвязь гобелена с предметно-пространственной средой.
По принципу композиционной взаимосвязи гобелена и предметно-пространственной среды интерьера выделяются два вида гобелена: гобелен, изготовленный с учетом конкретного интерьера, и гобелен как выставочный экспонат. В настоящее время большинство гобеленов проектируется с учетом требований конкретного интерьера. Часто произведение создается в сотрудничестве с архитекторами. Создание выставочного экспоната становится главной целью работы, а связь с архитектурой, являющейся одним из критериев ценности гобелена, оказывается потерянной. С другой стороны, при таком виде творчества для художника существует большая свобода для выражения своих идей, замыслов, что приводит к наиболее интересным решениям.
Образцом гобеленов, изначально созданных для выставки, но успешно участвующих в синтезе искусств, являются произведения, которые не теряют своих декоративно-художественных качеств при оформлении интерьера.
Достоинство шпалеры в том, что она подходит практически для любого пространства и является частью архитектурного ансамбля. Все зависит от задачи дизайнера и от предпочтений заказчика [13, с. 361—362].
Преимущественно гобелен используется в интерьере загородного дома, что обусловлено, в первую очередь, большим объемом помещений, высотой потолков. Нет определенного правила соотношения размера стены и размера гобелена. Все зависит от цвета, рисунка, освещения самого помещения.
Современные художники пытаются создать нейтральные изображения, способные вписаться в любой интерьер. История гобелена продолжает жить и становится одной из самых модных тенденций домашнего интерьера.
Выводы
В современном мире у человека возникает потребность окружить себя рукотворными вещами. Они могут служить знаковой, культовой величиной, которая психологически воспринимается человеком как стабилизирующий фактор в быстро меняющемся мире. Гуманистические начала гобеленов ручной
работы трудно переоценить, незаменима их роль в создании комфортной среды для жизни человека.
Проведенный анализ позволил определить роль гобелена в декоре интерьера, выявить основные тенденции и направления развития этого вида искусства и предположить некоторые перспективы его развития.
В искусстве гобелена происходят изменения, это живой, развивающийся вид. Несмотря на долгую историю, он имеет колоссальные возможности для развития, и дальнейшие исследования автора предполагают рассмотрение синтеза различных видов искусства в гармонии с гобеленом.
Список литературы:
1. Абидин Д. Ж. Люрса // Декоративное искусство СССР. — 1966. — № 7. — С. 39—48.
2. Воронов Н. Интерьер и декоративное искусство // Современное декоративное искусство. — 1973—1974. — М.: Сов. худ., 1975. — С. 81—98.
3. Габриэль Г. Мини- и макси-текстиль // Декоративное искусство СССР. — 1989. — № 10. — С. 46—47.
4. Гассанова Н. Бердников К. Текстиль в дизайне интерьера // Декоративное искусство СССР. — 1979. —№ 10. — С. 7—8.
5. Гобелен «Натюрморт» / Гобелены. — Каталог СПВХПУ им. В.И. Мухиной. — СПб., 1994. — 90 а
6. Жоголь Л.Е. Декоративное искусство в интерьерах общественных зданий. — Киев, 1978. — 104 с.
7. Заславская С. Гобелен. Тема и структура // Декоративное искусство СССР. — 1977. — № 2. — С. 4—6.
8. Иконников А. Самоценность — первооснова синтеза // Декоративное искусство СССР. — 1979. — № 8. — С. 10—13.
9. Мельникова Н. О масштабности в интерьере // Декоративное искусство СССР. — 1963. — № 8. — С. 11—14.
10. Прокофьев В.Н. Шесть веков французской шпалеры. Об искусстве и искусствознании. — М.: Сов. худ., 1985. — С. 244—251.
11. Пронина И. Декоративное искусство в ансамбле общественного интерьера 70-х — начала 80-х годов // Современное дек. иск. — М.: Сов. худ.,1984. — С. 155—169.
12. Савицкая В. Гобелен и пространство // Декоративное искусство СССР. — 1975. — № 3. — С. 6—9.
13. Савицкая В.И. Гобелен в системе пластических искусств XX века // Искусство ансамбля. — М.: Изобр. иск-во, 1988. — С. 363—387.
14. Gabriel G. Russian Tapestry, Itnet Inc. Anchorage Alaska USA, Itnet S the Anchorage Museum,1992,USA. — Р. 18—19.