Научная статья на тему 'Из истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных мастерских в большом собрании изящных искусств ASG'

Из истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных мастерских в большом собрании изящных искусств ASG Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
787
129
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шпалера / фрагмент / простеночный ковер / провинциальные мануфактуры / французское искусство XVIII века / галантная сцена / пастораль / tapestry / fragment / entre-fenêtre / provincial manufactories / French art of the XVIII century / galant scene / pastoral

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Торшина

Статья является опытом анализа и атрибуции нескольких шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG, объединенных небольшим размером полотна и неопределенностью сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Tapestries from Provincial manufacturers in Grand Assembly of Fine Arts ASG

The article is an experiment of analysis and attribution of several tapestries, which united by small size and vague plot, from the Grand Assembly of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Из истории производства и бытования шпалер. Шпалеры производства провинциальных мастерских в большом собрании изящных искусств ASG»

ИЗ ИСТОРИИ ПРОИЗВОДСТВА И БЫТОВАНИЯ ШПАЛЕР

ШПАЛЕРЫ ПРОИЗВОДСТВА ПРОВИНЦИАЛЬНЫХ МАСТЕРСКИХ В БОЛЬШОМ СОБРАНИИ ИЗЯЩНЫХ ИСКУССТВ ASG

Марина Торшина, искусствовед МИА ASG

АННОТАЦИЯ : статья является опытом анализа и атрибуции нескольких шпалер из Большого собрания изящных искусств ASG, объединенных небольшим размером полотна и неопределенностью сюжета.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: шпалера, фрагмент, простеночный ковер, провинциальные мануфактуры, французское искусство XVIII века, галантная сцена, пастораль.

SUMMARY ABSTRACT: The article is an experiment of analysis and attribution of several tapestries, which united by small size and vague plot, from the Grand Assembly of Fine Arts ASG.

KEYWORDS: tapestry, fragment, entre-fenêtre, provincial manufactories, French art of the XVIII century, galant scene, pastoral.

ШПАЛЕРА «БИТВА ГЕДЕОНА С МАДИАНИТЯНАМИ» Фландрия, Ауденарде, 1578 г. Шерсть, шёлк, 575x850 см Хардвик-холл, Дербишир

Шпалера (от итал. БраШега, из БраПа - «опора, плечо») - тканый стенной безворсовый ковер с сюжетной или орнаментальной композицией, вытканный вручную перекрестным переплетением нитей. Ткач пропускает уточную нить через основу, создавая одновременно и изображение, и саму ткань. Термин «шпалера» пришел из паркового искусства, где он означал прямой ряд подстриженных садовых деревьев или кустарников (более распространенное название «гобелен» корректно использовать в отношении продукции Королевской мануфактуры Гобеленов в Париже). Шпалеры известны в Европе с XI в., они были предметом роскоши, утепляя помещение и украшая стены. В ХУ1-ХУ11 столетиях искусство художественного ковроткачества достигает своего наивысшего расцвета в изделиях ведущих центров Франции и Фландрии. Шпалеры выполнялись из шерсти, шёлка, иногда в них вводились золотые или серебряные нити. Техника ручного ткачества трудоёмка, один мастер может выполнить в год около 1-1,5 м2 шпалеры, что определяет высокую стоимость изделия.

Со средних веков и вплоть до XIX века практиковался выпуск шпалер циклами, в которые объединялись изделия, связанные одной темой. Такой набор шпалер предназначался для укра-

шения помещения в едином стиле. Количество шпалер в ансамбле зависело от размеров помещений, в которых предполагалось их размещать. В таком же стиле, как шпалеры для стен, выполнялись пологи, занавеси, чехлы для подушек, также составлявшие комплект [7].

Место в помещении, для которого предназначалась шпалера, как правило, определяло форму ее полотна. Шпалера, длина и ширина которой были примерно равны, закрывала участок стены соответствующей формы. Вертикальные шпалеры (прямоугольной, вытянутой формы, ориентированные вертикально) предназначались для того, чтобы покрывать пространство между окнами (простеночный ковер, entre-fenêtre). Вне ориентации на пространственную привязку подавляющее большинство шпалер создавалось в прямоугольном, горизонтально ориентированном, формате. Такая форма предоставляет мастеру наиболее широкие возможности для реализации художественного замысла, подходя как для сюжетных сцен, так и для пейзажных композиций. Единственной тематической нишей, для которой прямоугольной формой традиционно пренебрегали для квадратной и вертикальной, вытянутой, были геральдические шпалеры с фамильными гербами [6]. Кроме того, изначально прямоугольная шпалера могла приобрести иную форму в результате повреждений или целенаправленных изменений (например, владелец мог разрезать ее, чтобы подогнать ее к иной планировке помещения). Фрагменты шпалер, как правило, заново обрамлялись бордюрами.

Во второй половине XVIII в. в изменившихся условиях жизни шпалеры из интерьеров богатых домов вытесняются полотнами старых

142

Пир искусств

ШПАЛЕРА «СЦЕНА ОХОТЫ»

(ФРАГМЕНТ)

Фландрия, ок. 1580-1600 гг.

Шерсть, шёлк, 200x416 см

Кэнонс Эшби Хаус (Canons Ashby House),

Нортгемптоншир

ШПАЛЕРА «ЯСОН И МЕДЕЯ» (ФРАГМЕНТ) Фландрия, Ауденарде, XVI-XVII вв. Шерсть, шёлк

Фонд Томса Паули (Fondation Toms Pauli), Лозанна

мастеров, деревянными панелями, шелковыми драпировками, обоями и стенными коврами нового образца - утратившими монументальность и максимально стремившимися походить на живописный оригинал. Старинные шпалеры не вписывались в интерьеры рококо и, оставаясь важной частью декора дворцов и фамильных замков, в конце XVIII - начале XIX вв. были в большинстве случаев низведены в специальные «шпалерные» комнаты, завешены картинами и зеркалами, выброшены или сожжены для добычи драгоценных нитей [4]. «Падение» шпалеры как элемента интерьера во второй половине XVIII в. во многом повлияло на то, что большое количество изделий дошло до нашего времени в виде фрагментов.

Шпалеры «усечённой», вертикально вытянутой или квадратной, формы часто представляют собой сокращенные варианты больших сюжетных полотен. На примере шпалер из Боль-

ШПАЛЕРА Франция, XVIII в. Шерсть, шёлк

БСИИ ASG, инв. №05-1650

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

ШПАЛЕРА «СЦЕНА ОХОТЫ»

Зап. Европа, ХУП-ХУШ вв. Шерсть, шёлк, 365x234 см

БСИИ А8С, инв. №05-0781

Шпалера из собрания, изображающая сцену охоты на оленя, исходя из своего рисунка и размеров, может представлять сохранившуюся часть более крупного полотна.

ШПАЛЕРА «ПРОЩАНИЕ» Фландрия, Антверпен (?), ок. 1660-1700 гг. Шерсть, шёлк, 208x214 см Поместье Вествуд, Уилтшир

ШПАЛЕРА « ДИАНА И АКТЕОН»

Фландрия, Брюгге, ок. 1625 г.

Шерсть, шелк, 335x492 см

Музей Грютхузе (СгииЛшетшеит), Брюгге

ШПАЛЕРА «СЦЕНА УХАЖИВАНИЯ» Франция, Обюссон, XVIII в. Шерсть, шёлк 223x122 см БСИИ, инв. №05-0783

шого собрания изящных искусств ASG можно рассмотреть варианты заимствования и переработки композиционных элементов, изменяющих первоначальный смысл изображенных сцен.

Содержание шпалеры, на которой изображена пара влюбленных в антики-зированных (подражающих античным) одеяниях на лоне природы, по-видимому, восходит к композиции шпалеры из поместья Вествуд (Англия), условно названной «Прощание». По музейной атрибуции, на шпалере предположительно изображен Эней, покидающий Дидону. История несчастной любви легендарного троянского героя и карфагенской царицы изложена в четвертой книге «Энеиды» Вергилия: бежавший из Трои Эней был вынужден по велению богов покинуть Дидону, приютившую его, чтобы основать новое царство в италийских землях [3]. Сходство парных

ФРАНСУА-ЮБЕР ДРУЭ ШАРЛЬ-ФИЛИПП ФРАНЦУЗСКИЙ, ГРАФ ДАРТУА, И ЕГО СЕСТРА, МАДАМ КЛОТИЛЬДА (ФРАГМЕНТ) Франция, Париж, 1763 г. Холст, масло 29,5x97,5 см Лувр, Париж

фигур, их облика и расположения тел в пространстве очевидно. Третья фигура задает направление жестов и взглядов персонажей, обращенных на шпалере из собрания в пустоту, что обыграно мастером и производит впечатление галантной игры, флирта. Композиция вествудской шпалеры несколько смещена в центральной части вследствие того, что ее полотно в этом месте было разрезано, а затем снова сшито.

Шпалера из Большого собрания изящных искусств ASG, приобретенная на аукционе как «Сцена ухаживания», заимствует рисунок персонажей из полотна, представляющего мифологическую сцену. Сопоставление с источником изображения позволяет убедиться, что на шпалере изображена не влюбленная пара, а богиня-охотница Диана и ее спутница-нимфа, ведущие на поводках гончих. Даже в случае если данная шпалера - фрагмент, видно, что это не полное повторение сюжета, а воспроизведение центральной части его переднего плана, помещенное на пейзажный фон. Другой фон и другое исполнение меняют изображенную ситуацию: фигуры на шпалере можно трактовать

ФРАНСУА БУШЕ ОЧАРОВАНИЕ СЕЛЬСКОЙ ЖИЗНИ (ФРАГМЕНТ) Франция, 1737 г. Холст, масло 100x145 см Лувр, Париж

144

Пир ШЖуССТБ

ШПАЛЕРА «АЛЛЕГОРИЯ ЛЕТА» (ФРАГМЕНТ)

Фландрия, Брюссель, ок. 1690-1720 гг.

Шерсть, шелк, 277x279 см

Музей Виктории и Альберта, Лондон

ШПАЛЕРА Франция, XVIII вв. Шерсть, шелк, 221x123 см БСИИ ASG, инв. №05-0784

Основной композиционный элемент - фигура прекрасной женщины, одетой по моде XVIII столетия, восходит к изображению из шпалеры на аллегорический сюжет. Без символических атрибутов персонаж превращается в героиню галантной истории, о которой зрителю известно лишь то, что она безмятежно отдыхает в окружении прекрасного пейзажа.

как прекрасных пастушек, выгуливающих безрогих козочек или стриженных овец (в пасторальных сюжетах можно встретить и тех, и других, ведомых на поводках из разноцветных лент). Жест женской фигуры, прижимающей ладонь к груди, и участливо обращенное к ней лицо ее спутницы создают впечатление беседы, предмет которой составляет «увлечение сердца».

Мода на галантные сцены и пасторали возникла во Франции в конце 1710-х-начале 1720-х годов, что связывают с изменением образа жизни и психологии аристократии после смерти Людовика XIV (1715). Сдержанность и отказ от светских удовольствий (охоты, балов, пикников) в последние годы жизни короля сменяются культом удовольствия, легкости и роскоши с воцарением регента Филиппа Орлеанского. Галантная сцена стала отображением представления об идеальном досуге, предполагающим непринужденное общение: беседу, прогулку, игру, танец на фоне прекрасного пейзажа [2]. Классическими образцами жанра в художественном ковроткачестве стали серии шпалер, вытканные по картонам Франсуа Буше (François Boucher, 1703-1770). Буше сотрудничал с мануфактурой Бове в 30-40-е гг. XVIII столетия, а в 1755 году возглавил Королевскую мануфак-

туру Гобеленов в Париже. Среди созданных по его эскизам шпалер - серии «Итальянские деревенские праздники», «Благородная пастораль», «Любовь богов» [5].

Три шпалеры из собрания, рассмотренные выше, относятся к продукции французских провинциальных мастерских и изготовлены в XVIII в. Источниками эскизов для картонов (рисунков в натуральную величину шпалеры) для них стали изделия мануфактур Фландрии XVII - начала XVIII вв. Картоньеры мелких кустарных производств нередко брали за образец доступные им гравюры и произведения художественного ковроткачества фламандских и крупных французских мануфактур [1]. Копирование сопровождалось сокращением композиционных элементов, рисунок упрощался.

Все три шпалеры демонстрируют приём «оживления» вердюры (пейзажной сцены) включением фигурной группы, заменяющей традиционные для вердюры изображения птиц и зверей. Несмотря на присутствие изображений людей на шпалерах, они в некоторой степени остаются бессюжетными. Лишенные мифологического или аллегорического контекста, они превращаются в эпизоды галантных историй - наиболее популярного жанра XVIII в.

ССЫЛКИ:

1 Бирюкова, Н.Ю. Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа/Н.Ю.Бирюкова. - Л.: Аврора, 1974. -172с.

2. Вергилий. Энеида. Книга IV [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://ancientrome. ru/antlitr/vergily/eneida/eneida4.htm. Проверено 19 августа 2014.

3. Галантная сцена [Электронный ресурс].-Режим доступа: https://ru.wikipedia. о^/"тк1/Галантная_сцена. Проверено 19 августа 2014.

4. European Tapestry Production and Patronage, 1600-1800 [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.metmuseum.org/toah/hd/tapb/hd_tapb.htm .Проверено 19 августа 2014.

5. François Boucher [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.metmuseum. org/toah/hd/bouc/hd_bouc.htm. Проверено 19 августа 2014.

6. Tapestries: Square [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www. franses.com/tapestries/square-3/. Проверено 19 августа 2014.

7. Tapestry [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://global.britannica.com/ EBchecked/topic/583114/tapestry. Проверено 19 августа 2014.

ШПАЛЕРА «ДЕВУШКИ С ВИНОГРАДНЫМИ ГРОЗДЬЯМИ» из серии «Итальянские деревенские праздники» (по эскизам Франсуа Буше)

Франция, Бове, 1762 г. Шерсть, шелк 282x83 см

Метрополитен-музей, Нью-Йорк

VUV ВЕСТНИК МЭКДОНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.