Научная статья на тему 'Пейзаж в шпалерном ткачестве'

Пейзаж в шпалерном ткачестве Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
966
227
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шпалера / пейзаж / вердюра / сцены охоты / «гигантские листья» / парк диких животных / мильфлер / tapestry / paysage / verdure / hunting scenes / giant leaf / game park tapestry / greenery / millefleur

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Марина Торшина

Данная статья представляет обзор основных тенденций в отображении природного мира в классической шпалере с привлечением материалов из Большого собрания изящных искусств ASG.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article presents an overview of the major trends in the mapping of the nature in a classic tapestry involving materials from the Grand Assembly of Fine Arts ASG.

Текст научной работы на тему «Пейзаж в шпалерном ткачестве»

ПЕЙЗАЖ В ШПАЛЕРНОМ ТКАЧЕСТВЕ

Марина Торшина, искусствовед МИА ASG

АННОТАЦИЯ: данная статья представляет обзор основных тенденций в отображении природного мира в классической шпалере с привлечением материалов из Большого собрания изящных искусств ASG.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: шпалера, пейзаж, вердюра, сцены охоты, «гигантские листья», парк диких животных, мильфлер.

SUMMARY ABSTRACT : The article presents an overview of the major trends in the mapping of the nature in a classic tapestry involving materials from the Grand Assembly of Fine Arts ASG.

KEYWORDS: tapestry, paysage, verdure, hunting scenes, giant leaf, game park tapestry, greenery, millefleur.

Пейзажные композиции - одна из наименее изученных тематических ниш шпалерного искусства. Эта область художественного ковроткачества редко становится предметом специального исследования, несмотря на то, что вердюры (именно такое название закрепилась за шпалерами, главным героем которых стала природа) составляют значительную часть дошедших до нашего времени безворсовых ковров. Слабый интерес исследователей во многом объясняется тем, что для вердюр редко создавали эскизы знаменитые художники и использовались дорогие материалы. Однако спрос на них был чрезвычайно высок. Пейзажные шпалеры ценили за впечатление пребывания на природе, создаваемое набором ковров, покрывающих стены комнаты.

РАННИЕ ОБРАЗЦЫ ТКАНОГО ПЕЙЗАЖА

ШПАЛЕРА «ЗРЕНИЕ» ИЗ ЦИКЛА «ДАМА С ЕДИНОРОГОМ» (ДЕТАЛЬ)

ФРАНЦИЯ, ПАРИЖ, КОНЕЦ XV - ПЕР. ЧЕТВ. XVI ВВ. ШЕРСТЬ, ШЕЛК, 310x330 СМ МУЗЕЙ

СРЕДНЕВЕКОВЬЯ, ПАРИЖ

В рамках традиций шпалерного ткачества в период ХУ-ХУШ вв. выделяется ряд устойчивых форм отображения природного мира, которые сменяют друг друга и состоят в отношениях взаимовлияния с живописью. Уникальный пример условного пейзажа можно наблюдать

в мильфлерах - необычайно самобытной группе шпалер, известной под поэтическим названием «тысяча цветов» (фр. «mille fleures»). Шпалерам-мильфлерам в значительной степени свойственны черты готического стиля. Время производства мильфлеров исследователи ограничивают концом XV - серединой XVI в. [3]. Для шпалер-мильфлеров характерно помещение сюжетной части композиции на глухой фон, который от края до края сплошь равномерно усыпан мелкими ветвями, листьями, цветами и органично дополнен изображениями птиц и мелких зверей. Изображения растений и животных несли символический смысл и прорисовывались как миниатюры. В мильфлерах отразился и по сей день существующий во Франции обычай укра-

ШПАЛЕРА «ГИГАНТСКИЕ ЛИСТЬЯ» С ПТИЦАМИ И УЛИТКАМИ ФЛАНДРИЯ, МЕЖДУ 1550 И 1575 ГГ. ШЕРСТЬ, ШЕЛК, 281x270 СМ РЕЙКСМУЗЕУМ, АМСТЕРДАМ

154

Пир искусств

шать улицы во время праздника Тела Христова занавесями, к которым прикалывают множество букетиков живых цветов. В них нетрудно найти и элементы традиционной вышивки. Также среди непосредственных изобразительных источников мильфлеров - готическая фреска, витражи и книжная миниатюра. Особое место среди мильфлеров занимает цикл «Дама с единорогом», хранящаяся ныне в Музее Клюни.

Переплетения крупных листьев стали основным содержанием большой категории шпалер, выпускаемых в период с конца XV века и до последних десятилетий следующего столетия. В основной массе они производились в мастерских Фландрии - в Брюгге, Ауденарде, Ангьене, Грамо-не. Эти растительные композиции, называемые «feuilles de choux» (букв. «капустные листья»), были вдохновлены экзотической фауной Нового света, и их появление совпало с событиями Великих географических открытий [8]. Основой для наиболее популярного растительного мотива «гигантских листьев» (второе название таких полотен) стал род трав и лиан семейства Кирка-зоновые - аристолохия (Aristolochia L.). Узоры из крупных листьев чаще всего соседствовали с дикими животными и мифическими существами; они также хорошо дополняли геральдические символы.

И мильфлеры, и «капустные листья» так же, как и великолепные растительные бордюры шпалер XVI-XVII вв., восходят к одной из основных традиций интерпретации природы в художественном ковроткачестве, которую можно обозначить как «узорная зелень». Природное окружение человека органично включается в композицию шпалеры с максимальным использованием его декоративного потенциала. Реалистический пейзаж появляется в шпалерах позднее, чем в живописи, и развивается относительно самостоятельно вплоть до XVIII столетия, когда шпалера превращается в имитацию картины.

Пейзаж в шпалере «Плач по Селадону» из коллекции ASG представляет собой интересный образец трактовки пространства. Характер такого пейзажа Анна Депрешен, исследователь репрезентации романа в предметах декора, называет топографическим [6]. Имея под рукой текст, мы сможем идентифицировать практически каждый объект, слева направо: храм, сикомор, под которым прекрасная Дорида слушает признания в любви из уст Адраста, быстрый поток Линьона, замок Марсийи, где правит королева Амасис, на противоположном берегу. География Форе, подробно описанная автором романа, в соответствии с ожиданиями заказчиков перенесена на полотно максимально точно, пусть в упрощенной и несколько схематичной манере.

ШПАЛЕРА «ПЛАЧ ПО СЕЛАДОНУ»

Франция, Обюссон, XVII в.

Шерсть, шелк

330x215 см

БСИИ А8С

Инв. № 05-1091

СЦЕНЫ ОХОТЫ

Ранний пейзаж шпалеры - это символический пейзаж со стилизованными цветочными коврами, рощами, фантастическими скалами. Часто используется формула райского сада - цветущего и изобильного огороженного пространства. Кеннет Кларк, посвятивший пейзажу в живописи цикл лекций, отмечает, что самые ранние изображения, где всё внимание сосредоточено на наблюдении природы, мы встречаем в рукописях об охоте и рыбной ловле. Парадоксально, замечает исследователь, что человек приобщается к жизни природы главным образом благодаря инстинкту убивать [1]. Охотничьи сцены часто появляются в ряду календарных изображений сезонных занятий аристократии наряду с пикниками (которые можно трактовать как «отдых на охоте») в шпалерах ХШ-ХШП вв. Нередко они совмещаются с изображениями труда крестьян, соответствующего времени года. Самой знаменитой серией на эту тему является набор из двенадцати шпалер «Охота императора Максимилиана» (в известности ей на порядок уступает серия «Охота Людовика XV» по эскизам Жана-Батиста Удри).

К седьмой части этой серии, обозначенной «Месяц июль (Весы)», восходит фламандская шпалера из Большого собрания изящных искусств АБС, изображающая псовую охоту на оленя на берегу реки. Запечатлен момент, когда олень настигнут двумя охотниками и гончими в воде, остальные участники охоты ждут на берегу. Первый выпуск «Охоты императора Максимилиана» был осуществлен мануфактурщиками Виллемом и

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1р ИСКУССТВ

ШПАЛЕРА «МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ (ВЕСЫ)» ФЛАНДРИЯ, XVIII В. 210x259 СМ

БСИИ ASG, ИНВ. № 05-1521

ШПАЛЕРА «МЕСЯЦ СЕНТЯБРЬ (ВЕСЫ)» ИЗ СЕРИИ «ОХОТА ИМПЕРАТОРА МАКСИМИЛИАНА» ФЛАНДРИЯ, БРЮССЕЛЬ, 1531-1533 ГГ ШЕРСТЬ, ШЕЛК, ЗОЛОТЫЕ И СЕРЕБРЯНЫЕ НИТИ, 440x563 СМ, ЛУВР, ПАРИЖ

Яном Дермойен (Dermoyen) в Брюсселе в 15311533 гг. и сейчас хранится в Лувре.

Сцены с соколиной охотой, с преследованием оленя и дикого вепря связаны с годичным циклом через изображение знаков зодиака на верхнем бордюре каждого изделия. Общеизвестно, что Мария Австрийская была страстной охотницей, её увлечение разделял ее брат Фердинанд. Портрет последнего узнаваем на шпалере «Декабрь», прежде неверно принимавшийся за изображение его деда Максимилиана. Выявлены две серии эскизов, и авторство одной из них точно принадлежит Бернарду ван Орлею (Bernart van Orley; 1488/14921541/1542). Автор картонов испытал на себе влияние творчества Рафаэля, это видно по гармоничности пропорций человеческих фигур и глубине пространства на полотне. Важным элементом является вода, она придает плавность переходам, а ее зеркальная гладь увеличивает пространство. Отражение зелени и замка в воде демонстрирует достижения шпалерной техники. Ушла в прошлое декоративная «ботаническая традиция» предыдущей эпохи в манере передачи растений. Серия «Охота императора Максимилиана» способствовала обновлению жанра пейзажа в XVI в. не только в области художественного ковроткачества, но и в живописи. Действие происходит в королевских охотничьих угодьях - в лесу Суань под Брюсселем, и впервые картоны были выполнены с натуры. Согласно Карелу ван Мандеру, автором пейзажей был Ян Тонс (Jan Tons, 1467-1533), специалист этого жанра [5].

Людей во время охоты дополнили декорации парка и звери в ситуации боя в жанре шпа-

лер «парк диких животных» (англ. «game park tapestry»). Наиболее характерные образцы выпускались в XVI в. Обычно изображались экзотические и мифологические животные: львы и другие хищные кошки, носороги, жирафы, страусы, грифоны, драконы [7]. Звери и люди беспорядочно разбросаны по полотну и, кажется, находятся в состоянии «войны всех против всех». Самыми знаменитыми образцами этого типа стали шпалеры из набора, заказанного польским королем Си-гизмундом Августом в Брюсселе для Вавельского замка в 20-е гг. XVI в. по картонам Виллема Тонса и Михаэля Кокси.

ШПАЛЕРА «ПАРК ДИКИХ

ЖИВОТНЫХ»

ФЛАНДРИЯ, СЕР. XVI В.

ШЕРСТЬ, 244x290 СМ

21-22 ОКТЯБРЯ 2010 Г, НЬЮ-ЙОРК,

АУКЦИОН CHRISTIE'S, ЛОТ 389

156

Шар искусств

ШПАЛЕРА «ВСТРЕЧА ВЛЮБЛЕННЫХ» Франция, Обюссон, к. XVII в. 277x334 см

БСИИ ASG, инв. № 05-1095

РАСЦВЕТ И УПАДОК ВЕРДЮРЫ

Можно сказать, что в классической вердюре (фр. verdure - зелень, трава, листва) мы имеем дело с развитием пейзажа «парк диких животных», который оставляет агрессивные сюжеты и становится все более нейтральным. Во второй половине XVI в. стали набирать популярность шпалеры, основной составляющей которых стал тканый «вечно зеленый сад», который гармонично дополняли изображения птиц, зверей, водоемов, парковых архитектурных сооружений, гуляющих персонажей. Одним из первых начал работать в этом жанре главный мастер брюссельских мастерских Виллем Паннемакер (Willem de Pannemaker; 1512-1581). Фламандские вердюры середины XVI в. отличают безупречное мастерство композиции, изысканность колорита, тщательность проработки деталей. В ранних пейзажных шпалерах изображение развертывается не столько в глубину, сколько вверх полотна за счет предельно схематизированной подачи партеров, уходящих к высоко поднятой линии горизонта. Впечатление глубины пространства достигалось последовательной сменой коричневого цвета (обозначающего землю) и темной зелени ближнего первого плана, светлой зеленью второго и светлой голубизной дальнего плана. Идеальная архитектура в подобных вердюрах, как правило, имела прототипом строения, выполненные в стиле художника и графика Ганса Вредемана де Вриса (Hans Vredeman de Vries; 1527-1607). В XVII в. на производстве вердюр стал специализироваться один из центров фламандского шпалерного ткачества (известный уже с середины XV в.) - Ауде-

ШПАЛЕРА «СЦЕНА УХАЖИВАНИЯ»

Франция, XVIII в. 193x183 см

БСИИ А8С, инв. № 05-1650

нарде. Изделия ауденардских ткачей отличала ко-лористика, выдержанная в зеленых, коричневых, сине-зеленых и желтовато-кремовых тонах. Среди наиболее часто встречающихся изображений животных - фазаны, павлины, цапли, петухи, олени, среди растений - дубы, клены, маки [2]. Именно вердюры из Ауденарде чаще всего становились образцом для копирования обюссонскими ткачами.

В широком смысле «вердюрой» можно обозначить шпалеру практически с любым смысловым наполнением при условии, что действие происходит на фоне природы, и пейзаж занимает значительную часть полотна. Вердюры «Встреча влюбленных» и «Сцена ухаживания» из коллекции АБС демонстрируют такой прием механического введения группы фигур в пейзажную композицию, где на природное окружение не возлагается функция передачи настроения и характера всей сцены. Зелено-голубые оттенки и незаметные переходы от зеленого к синему в изображении листвы, создающие игру с тенью и светом, были переняты французскими ткачами из фламандских образцов [3].

Термин «вердюра» долгое время использовался и для обозначения аналогичных по содержанию живописных полотен. Перенесенное на холст панно «Охота на оленя» круга фламандского мастера Людовика Тоепута (Lodewyk Тоери!:;

VUV ВеСШИКЛ®КдаН№ОДНОГОИНСТ»ПУТААНТОКВАРИА!А

kMLlip искусств

ПОИСК. ВЕРСИЯ. АТРИБУЦИЯ

ЛЮДОВИК ТОЕПУТ, КРУГ ОХОТА НА ОЛЕНЯ В ПЕЙЗАЖЕ Фландрия, ок. 1600 г. Холст, масло, 66,5x85 см БСИИ А8С, инв. №04-2265

ВЕРДЮРА С ЦАПЛЯМИ (ФРАГМЕНТ) Франция, Обюссон, к. XVII - начало XVIII вв. 255x485 см БСИИ ASG Инв. № 05-0785

ВЕРДЮРА

ФРАНЦИЯ, ОБЮССОН, К XVII - НАЧ. XVIII ВВ.

ШЕРСТЬ, 250x396 СМ ПАРИЖ, 25-26 ЯНВАРЯ 2012 Г, АУКЦИОН CHRISTIE'S, ЛОТ 330

ШПАЛЕРА «СЦЕНА УХАЖИВАНИЯ»

Франция, XVIII в.

193x183 см

БСИИ ASG, инв. № 05-1650

1550-1603) из Большого собрания изящных искусств ASG вполне могло стать основой для классической шпалеры-вердюры.

Ко второй половине XVII столетия лесной или парковый пейзаж становится шаблонным фоном для изображения фауны или персонажей мифологических, галантных или жанровых сценок. Его наиболее общее описание сводится к кулисам из деревьев, нескольким растениям на ближнем плане и архитектурным постройкам вдали. Клишированному ландшафту можно привести параллель из литературных топосов описаний природы. Уже к XVI столетию сформировался общий поэтический канон в описании природы, который предполагал работу автора с шестью «прелестями пейзажа»: лужайка, тенистые деревья, источник или ручей, цветы, пение птиц и ветерок [4]. Чаще всего на вердюре можно найти именно такой вытканный locus amoenus (лат. «приятное место»), идеализированное природное пространство безопасности и комфорта. Этот пейзаж не соотносится с временем года. Кажется, что на шпалере всегда лето, даже если предмет изображения - аллегория зимы. Деревья - правильной формы, щедро усыпанные листьями, цветами и плодами (в пейзажах шпалеры практически не встречаются хвойные породы), а небо - ясное: это поверхностный, но приятный глазу вид.

158

Шар искусств

ВЕРДЮРА С ДРОФОЙ

Франция (?), ХИНХИП вв. 345x267 см

БСИИ А8С, инв. № 05-0057

В Большом собрании изящных искусств АБС представлены пять вердюр, сочетающих пышную растительность с изображениями птиц различных видов. Обюссонскую шпалеру с цаплями можно рассматривать как типичный образец: здесь есть и деревья-кулисы, и парные изображения птиц, и неоклассические замки, фонтан и пышные цветочные кусты. Животные - не просто дополнительный цветной штрих к пейзажу, но его доминанта, поэтому обычно они располагаются в центре композиции. Рисунок несколько наивен, фигуры статичны, что указывает на принадлежность изделия производству обюссонских мастерских. На «Вердюре с дрофой» функцию кулис выполняют два пышно поросших зеленью берега реки, которые будто расступаются перед взглядом зрителя. Мастер попытался передать течение воды и даже белую пену в местах, где оно наиболее сильно. Композиционную пару крупной птице составил фонтан, украшенный колоннами и фигурами морских обитателей. Те же обычные составляющие вердюры мы обнаружим во фламандской шпалере XVII в., населенной множеством птиц: фазаном, перепелами, цаплей, удодом и совой. Однако ее выгодно отличает более свободная композиция, тщательная проработка деталей, богатая палитра цветовых решений.

Особенности материала и техники изготовления шпалеры не благоволили развитию реалистического пейзажа, который на ковре, как правило, проигрывал живописному аналогу. Возвращение

УИЛЬЯМ МОРРИС

ШПАЛЕРА «ДЯТЕЛ» (ДЕТАЛЬ)

АНГЛИЯ, 1885 Г

ГАЛЕРЕЯ УИЛЬЯМА МОРРИСА, ЛОНДОН

к традициям декоративной подачи природного мира в шпалере было осуществлено в творчестве художественной группы под руководством Уильяма Морриса (William Morris; 1834-1896). В его мастерских возрождалось искусство художественного ткачества, находившееся в конце XIX в. в упадке из-за повсеместного распространения механического производства. Он сам был художником, ткачом, но также владел и приёмами окраски пряжи - это существенно расширяло его возможности как создателя шпалеры. Высшим художественным достижением он считал искусство готики и, умело применяя средневековое открытие - принцип непрерывного роста искривленных линий, создавал сложные растительные композиции, производящие впечатление природной естественности. Пышные розы и пионы, лилии и тюльпаны, ветки ивы и жимолости сплетаются в его работах в соответствии с двумя вариантами построения орнаментальной композиции - диагональная ветвь и ромбическая сетка. Среди великолепных образцов художественного ковроткачества, созданных по его картонам: «Лес» (1887), «Фруктовый сад», «Менестрель», «Поклонение волхвов» (1890), «Поющие ангелы» (1894). Моррис и его соавторы - Эдвард Берн-Джонс, Филипп Уэбб и Джон Дирл - стояли у истоков обновленной таписерии ХХ столетия.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Кларк К. Пейзаж в искусстве / пер. с англ. Н. Н. Тихонова. - СПб.: Азбука-классика, 2004. - 304с.

2.Савицкая В. Превращение шпалеры. - М.: Галарт, 1995. -86с.

3.Boccara J., Reyre S., Hayot M. Ames de laine et de soie. - Saint-Just-en-Chausee: Editions d'art Monelle Hayot, 1988. - p. 228-238.

4.Curtius E.R. European Literature and the Latin Middle Ages. NY: Bolingen Foundation Inc., 1953. - 659p.

5.Delmarcel G. Flemish Tapestry: From the 15th to the 18th Century. Translated by Alastair Weir. Tielt: Lannoo, 1999. - 387p.

6.Deprechins A. Images de «LAstree» : etude de la reception du texte a travers les tapisseries // Revue d'Histoire litteraire de la France. -1981. - №3. p. 355-366.

7.Game parks Gardens Architecture [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.franses.com/tapestries/game-parks-gardens-architecture/ [Проверено 10 ноября 2014].

8.Giant Leaf [Электронный ресурс] .-Режим доступа: http://www.franses.com/tapestries/giant-leaf/ [Проверено 10 ноября 2014].

VUV ВЕСТНИК МЭКфНАРОДНОГО ИНСТИТУТА АНТИКВАРИАТА

4Ш1Р ИСКУССТВ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.