Научная статья на тему '«Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» – популярный сюжет в шпалерном искусстве XVII века'

«Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» – популярный сюжет в шпалерном искусстве XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
382
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шпалера / Обюссон / Готфрид Бульонский / гравюра / Антонио Темпеста / картон / бордюр / tapestry / Aubusson / Godfrey of Bouillon / engraving of Antonio Tempesta / cardboard / border

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бернацкая Кристина

Статья посвящена шпалерам, созданным на сюжет «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» из музея «Замковый комплекс «Мир» и Большого собрания изящных искусств ASG. В статье описывается сюжет из пьесы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», послуживший основой для создания гравюры Антонио Темпеста, с которой был исполнен картон для шпалер. Кроме того, здесь же анализируются особенности художественного оформления шпалер, изготовленных на мануфактурах Обюссона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the tapestries created based on the story «The Triumph of Godfrey of Bouillon and delivery Altamora» of the Museum «Castle Complex» Mir «and a large collection of fine arts ASG. This article describes the plot of the play Torquato Tasso’s «Jerusalem Delivered», which served as the basis for creating prints Antonio Tempesta, which was filled with cardboard for tapestries. In addition, it also explores the particular decoration tapestries made in the manufactories of Aubusson.

Текст научной работы на тему ««Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» – популярный сюжет в шпалерном искусстве XVII века»

«ТРИУМФ ГОТФРИДА БУЛЬОНСКОГО И СДАЧА АЛЬТАМОРА» - ПОПУЛЯРНЫЙ СЮЖЕТ В ШПАЛЕРНОМ ИСКУССТВЕ XVII ВЕКА

БЕРНАЦКАЯ Кристина, младший научный сотрудник музея «Замковый комплекс «Мир»

Аннотация: статья посвящена шпалерам, созданным на сюжет «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» из музея «Замковый комплекс «Мир» и Большого собрания изящных искусств ASG. В статье описывается сюжет из пьесы Торквато Тассо «Освобожденный Иерусалим», послуживший основой для создания гравюры Антонио Темпеста, с которой был исполнен картон для шпалер. Кроме того, здесь же анализируются особенности художественного оформления шпалер, изготовленных на мануфактурах Обюссона.

Ключевые слова: шпалера, Обюссон, Готфрид Бульонский, гравюра, Антонио Темпеста, картон, бордюр.

Abstract: The article is devoted to the tapestries created based on the story «The Triumph of Godfrey of Bouillon and delivery Altamora» of the Museum «Castle Complex» Mir «and a large collection of fine arts ASG. This article describes the plot of the play Torquato Tasso's «Jerusalem Delivered», which served as the basis for creating prints Antonio Tempesta, which was filled with cardboard for tapestries. In addition, it also explores the particular decoration tapestries made in the manufactories of Aubusson.

Keywords: tapestry, Aubusson, Godfrey of Bouillon, engraving of Antonio Tempesta, cardboard, border.

нии в полном объеме, некоторые знаменитые циклы представлены лишь единичными сюжетами. Несмотря на это, многие произведения могут составить гордость любой коллекции данного вида прикладного искусства.

Особый интерес представляет шпалера «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» [8], приобретенная осенью 2013 года у частного лица.

Сюжет данной шпалеры долгое время оставался неизвестным. В ходе изучения удалось выяснить, что в центральном поле шпалеры изображен Готфрид Бульонский в парадном доспехе на вздыбленном коне. Лезвие его меча лежит на правом плече. Справа на фоне пейзажа стоят три фигуры, в восточных одеждах король Самарканда -Альтамор. Он держит в поднятых руках меч в ножнах, обращенный

Шпалера «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» из экспозиции музея «Замковый комплекс «Мир»

Самая большая коллекция запад- безворсовых ковров. Основную

ноевропейских шпалер в Беларуси часть составляют французские и

находится в музее «Замковый ком- фламандские шпалеры XVII века.

плекс «Мир». В настоящее время К сожалению, ни одна из серий

экспонируются десять сюжетных шпалер не представлена в собра-

рукоятью к Готфриду, что можно трактовать как предложение мира. По обе стороны от короля - мальчики-прислужники, поддерживающие его плащ. За спинами персонажей развевается знамя белого цвета, что можно трактовать как знак перемирия или предложения переговоров. Также это символ безоговорочной сдачи на милость противоборствующей стороне. На заднем плане - культовые сооружения, увенчанные мусульманским полумесяцем.

Рассматриваемый сюжет был достаточно популярен и неоднократно повторялся, о чем свидетельствует наличие аналогичных шпалер в Большом собрании изящных искусств ASG [2] и на сайте он-лайн-магазина «1stdibs» [7].

При сравнении трёх шпалер, становится очевидным, что они созданы по одному картону, на изготовление которого художника вдохновила поэма Торквато Тассо (1544 - 1595) «Освобожденный Иерусалим» (1575 год), которая воспе-

вает героизм Готфрида Бульонско-го в его борьбе против мусульман во время первого крестового похода. По сюжету Архангел Гавриил возвещает рыцарю Готфриду Бу-льонскому волю Бога, разгневанного тем, что Гроб Господень до сих пор пребывает в руках «неверных»: Готфрид должен возглавить войско и освободить Иерусалим. Это известие поначалу вызывает у крестоносцев возмущение, ибо многие превосходят Готфрида знатностью рода и храбростью на поле боя. Но Пётр Пустынник, чтимый воинами за великую мудрость, призывает их признать нового вождя, и на следующий день воинство, состоящее из лучших рыцарей христианского мира, отправляется в поход к стенам Иерусалима.

Известие о приближении войска вызывает ужас у правителей Востока. Иерусалимом в ту пору правил царь Аладин (прототипом которого является Саладин, живший столетием позже). Когда крестоносцы пошли на приступ, войско Аладина

встретило их у городских стен. После нескольких неудачных попыток крестоносцам удалось войти в Святой Град, а Аладин с остатками войска укрылся в Давидовой башне, когда на горизонте поднялись тучи пыли - это шло к Иерусалиму египетское войско. Однако Готфриду вновь удалось одержать победу. Альтамор, король Самарканда, воевавший на стороне египтян, стал пленником Готфрида, но тот отпустил его, не желая слышать о богатом выкупе, ибо не торговать он пришёл с Востоком, а воевать [5]. Сцена, в которой Готфрид дарует свободу Альтамору, описана в XX песне поэмы.

Сразу же после выхода в свет произведение Торквато Тассо стало крайне популярным, тем более что его издание совпало с реальным вторжением Османской империи в Европу. Для иллюстрации произведения было создано немало рисунков и гравюр. Одна из таких гравюр (в зеркальном отображении и с незначительными изменениями)

Шпалера «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» Франция, Обюссон, конец XVII в. Шерсть, шелк; шпалерное ткачество 287x225 см

БСИИ ASG, инв. № 05-0776

Фламандская шпалера XVII - XVIII вв. Экспонируется на сайте онлайн-магазина «^stdibs», располагающегося в Нью-Йорке

Пир ыекуеетБ

№4 (16) 2016

Гравюра Антонио Темпеста

Иллюстрация к «Освобожденному Иерусалиму» Торквато Тассо

Британский музей, Лондон Инвентарный номер 2006,и.381

и стала отправной точкой при создании картона к шпалере, а именно «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора», автором которой является знаменитый итальянский художник и гравёр Антонио Темпеста (1555 - 1630).

Лошади были любимой темой художника, также он преуспел в изображении охоты, боев, шествий и кавалькад. Как правило, художник создавал произведения небольшого формата, но иногда А. Темпеста готовил большие картоны для шпалер [6].

Гравюра «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» была исполнена около 1597 года и сегодня хранится в Британском музее [4].

В ходе исследования шпалеры из музея «Замкового комплекса «Мир» мы обратились за консультацией к г-же Харткамп-Джонксис (ЕЬе^'е Haгtkamp-Jonxis) - бывшему куратору текстиля в Рейксмю-сеуме (Амстердам), которая предположила, что картон шпалеры «Триумф Готфрида Бульонского и

сдача Альтамора» был разработан Исааком Муайоном (1614 - 1673) или же мастерами из его окружения. Ее ответ основан на совместных наблюдениях с коллегой Хилли Смит (Hillie Smit), с которой она опубликовала в 2004 году книгу «European Tapestries in the Rijksmuseum» («Европейские шпалеры в Рейксмюсеуме»).

Несмотря на то, что все три шпалеры изготовлены по одному картону, между ними очевидна разница в цветовой гамме, в оформлении бордюров, в деталях композиции, а также манере изображения персонажей и пейзажа. Это означает, что ткачи сами могли подбирать оттенки нитей и вносить некоторые изменения в детали композиции. В отличие от шпалеры из коллекции музея «Замковый комплекс «Мир», в левой части шпалеры из Большого собрания изящных искусств ASG отсутствует большая часть архитектурных сооружений. Это можно объяснить тем, что левая часть шпалеры могла быть обрезана

из-за обветшания, либо шпалера изначально ткалась под конкретное помещение по уменьшенному картону, в котором отсутствовала часть с изображением архитектурных сооружений.

Шпалера собрания ASG обрамлена бордюром с изображением гирлянды из цветов и листьев, перевитых лентой. По углам бордюр украшен завитками листьев аканта, а венчает их крин (лилия) - символ королевской мануфактуры. Изображение королевских лилий свидетельствуют о французском происхождении тканого полотна. В 1665 году почти одновременно с Королевской мануфактурой Гобеленов и мануфактурой в Бове, получают привилегию и наименование Королевской мануфактуры также мастерские городов Обюс-сона и Феллетена, где издавна существовало шпалерное производство. С этого времени знак мастерской размещался на каждом изделии [1]. Однако на шпалере «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» из собрания ASG он отсутствует.

Для исследования шпалеры из музея «Замковый комплекс «Мир» в реставрационный центр им. П. Гу-динаса были предоставлены пробы зеленых и красных утков из аутентичной ткани шпалеры. В результате технологических исследований было установлено, что зеленые и красные нити шпалеры окрашены натуральными красителями. В экстракте из зеленых нитей присутствует синий краситель - индиго, известный с глубокой древности. Его добывали из листьев тропического растения индигоферы (In-digofera tinctoria), а также из растения средней Европейской зоны - вайды (Isatis tinctoria). Краситель красных ниток - марена -относится к классу антрахиноновых красителей и состоит главным образом из ализарина и пурпурина. Краситель получают экстрагированием из корней марены красильной (Rubia tinctorium).

Все вышесказанное позволяет утверждать, что шпалера создана в Обюссоне или Феллетене в пе-

Фрагмент бордюра шпалеры «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора» БСИИ ASG, инв. № 05-0776

риод с 1665 по 1685 годы. В 1685 году отмена Нантского эдикта о свободе вероисповедания вынудила многие протестантские семьи ткачей и ремесленников покинуть Францию, чтобы найти убежище за

границей. Отсутствие квалифицированного персонала стало достаточно серьезным ударом по шпалерному производству [1].

М а л е н ь -кий городок Обюссон в области Марше, вместе с находящимся рядом Фелле-теном, - старинный центр ткачества. Шпалеры этих мастерских отличаются своеобразным колоритом и несколько наивной трактовкой фигур и пейзажа. Ковры, производившиеся на мануфактуре в Обюссоне, были значительно дешевле и имели распространение преимуществен-

но в провинции. Несмотря на то, что нередко ткачи использовали замечательные картоны знаменитых живописцев, с успехом ткавшиеся на мануфактурах Гобеленов и в Бове, в ткачестве Обюссона они значительно упрощались. Тем не менее, они нравились большинству местного населения, которое, покупая их, могло создать нечто напоминающее роскошь убранства дворцов «Короля-Солнце» в собственных домах [3]. Следует отметить, что многие исследователи шпалерного ткачества не разграничивают ковры Обюссона и Фел-летена.

Таким образом, мы ответили лишь на некоторые вопросы, касающиеся атрибуции шпалер «Триумф Готфрида Бульонского и сдача Альтамора». По материалу, цветовому решению, типу бордюров шпалеры являются работой мастерских Обюссона или Феллетена второй половины XVII века. Если сюжет шпалер не вызывает сомнений, то вопрос об авторстве картона остается открытым, поэтому ставить точку в их изучении пока рано.

Список использованной литературы:

1. Бирюкова Н.Ю. Французские шпалеры конца XV-XX века в собрании Эрмитажа. - Л.: Аврора, 1974. - С. 20.

2. Большое собрание изящных искусств ASG. Коллекция шпалер // Информационный портал «Мир искусств» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://int-ant.ru/about-institute/assembly/ shpalery/?PAGEN_1=2. - Дата доступа: 31.10.2016.

3. Голованова М.П. Западноевропейские шпалеры XVI—XIX веков в собрании Оружейной палаты // Декоративно-прикладное искусство Западной Европы: материалы и исслед. / Гос. ист.-культур. музей-заповедник «Моск. Кремль»; отв. ред. А.К. Левыкин. — М. 2006. — С. 280-305.

4. Illustrations to Tasso's 'Gerusalemme liberata' // The British Museum [Electronic resource]. - Mode of access: http://www.britishmuseum.org/research/collection_online/collection_object_details.aspx?objectId=1613 730&partId=1&searchText=Antonio+Tempesta&page=7. - Date of access: 31.10.2016.

5. Новиков В. Все шедевры мировой литературы в кратком изложении // Электронная библиотека RoyalLib [Электронный ресурс]. - 1997. - Режим доступа: http://royallib.com/read/novikov_v/vse_shedevri_ mirovoy_literaturi_v_kratkom_izlogenii.html#1970353 - Дата доступа: 13.04.2016.

6. The Penny Cyclopaedia of the Society for the Diffusion of Useful Knowledge, Volume 24, Tai-Wan - Titlarks // INTERNET ARCHIVE [Electronic resource]. - 1833. - Mode of access: https://archive.org/stream/ThePennyCycl opaediaOfTheSocietyForTheDiffusionOfUse-fulKnowledge/ThePennyCyclopaediaOfTheSocietyForTheDiffusionO fUsefulKnowledgeVolume24Tai-wan-Titlarks#page/n185/mode/2up//. - Date of access: 13.04.2016.

7. Flemish Tapestry from 17th-18th Century // 1stdibs [Electronic re-source]. - Mode of access: https:// www.1stdibs.com/furniture/wall-decorations/tapestry/flemish-tapestry-from-17th-18th-century/id-f_1236156/#. - Date of access: 31.10.2016.

8. Фонды // Замковый комплекс «Мир» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://mirzamak.by/o-komplekse/fondy. - Дата доступа: 31.10.2016.

Пир искусств

№4 (16) 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.