216
УДК 745.521
М. В. Асалханова
Современные направления развития текстильного искусства (выставка датских шпалер в Санкт-Петербурге)
В статье обозначены основные направления в современном текстильном искусстве. Приводится информация по истории тканых ковров и терминология для их обозначения. Полемически исследуя работы, представленные на выставке «Современные датские шпалеры» в Государственном Эрмитаже, автор определяет характерный для них синтез традиционных и современных технологий. Существенное внимание уделено нескольким выставочным работам.
Basic trends of contemporary textile art are presented in the article, the author providing information on the history of woven carpets and the necessary terminology. Analyzing works presented at the exhibition «Modern Danish Tapestries» in the State Hermitage, the author describes the synthesis of traditional and modern technologies as their characteristic feature, giving considerable attention to several exhibits.
Ключевые слова: текстиль, тканый ковер, гобелен, датские шпалеры, современные направления.
Key words: textile, woven carpet, tapestry, Danish tapestry, modern trends.
Искусство ручного ткачества - один из древнейших видов деятельности человека, тесно связанный с особенностями традиционной культуры различных народов. Текстильные традиции представляют собой огромную историческую, этнографическую и художественную ценность, являясь интереснейшим источником для развития современного текстильного искусства. В статье исследуются направления развития современного текстильного искусства (на примере тканых ковров), выявляются их особенности.
В период с 10 апреля по 7 июля 2015 г. в Государственном Эрмитаже состоялась выставка современного датского декоративноприкладного искусства и дизайна. Выставка под названием «Современные датские шпалеры» ознакомила россиян с работами двадцати трех ведущих датских авторов (большинство из них - члены творческой группы «Датская шпалера»). В рамках представленного выставочного проекта прошли также мастер-классы и лекции. Известно, что группа «Датская шпалера» была создана в 1994 г. и уже в 1998 г. организовала первую творческую выставку в Датском музее дизайна.
© Асалханова М. В., 2015
217
Интерес к художественному текстилю прошедших эпох и современным авторским работам способствует все более внимательному изучению искусства тканых ковров. Ручное ткачество появилось еще в эпоху неолита. В разные времена и в разных странах для определения тканого ковра использовались различные термины: гобелен, шпалера, таписсерия). Советский энциклопедический словарь предлагает следующее определение:
гобелен - «вытканный вручную ковер-картина (шпалера). В узком смысле -изделие парижской мануфактуры, основанной в 1662 году и названной по имени красильщиков Гобеленов. Гобелены ткутся из цветных шелковых и шерстяных нитей отдельными частями, которые затем сшиваются» [3, с. 319].
Продукция парижской мануфактуры была настолько популярна, что в некоторых странах гобеленами назывались все изделия, выполненные в технике шпалерного ткачества. По мнению специалистов, термином «гобелен» следует обозначать только лишь произведения мануфактуры Г обеленов, все же прочие называть шпалерами.
Шпалеры (от немецкого слова spalier) - «настенные безворсовые ковры-картины, вытканные ручным способом (главным образом из цветных шерстяных, а также шелковых нитей) по красочным картонам, созданным живописцами» [3, с. 1533].
В отечественной исследовательской литературе принято использовать термин «шпалера», тогда как в широком обиходе чаще используется слово «гобелен». Так же могут называться и современные авторские тканые ковры [7].
В латинском языке слово тапетум (tapetum) означало как ковёр, так и покрывало, скатерть. Позднее в разных языках оно стало основой для обозначения работ шпалерного ткачества. Таписсерия — изделия, представляющие некий синтез ткацкого ремесла и пластики. Чаще всего они выступают в роли монументальных и театральнодекорационных произведений [8]. В настоящее время термином таписсерия (от англ. tapestry) часто обозначается весь художественный текстиль. В. Д. Уваров, исследователь искусства таписсерии, вводит в научный обиход международное понятие таписсерии, включающее в себя
«как плоскостные, так и объемно-пространственные ковры, выполненные не только различными способами ткачества, но и вязанием, вышивкой, макраме, кружевоплетением, аппликацией, всевозможными авторскими техниками» [5, с. 292].
218
Искусство настенного ковра было известно еще в Древнем Египте (XVI-XI вв. до н. э.) и в Древней Греции. Известны ранние образцы ткачества, найденные в Перу и датированные 2500 г. до н. э. [6]. Во второй половине ХХ - начале ХХ1 в. искусство текстиля обогатилось новыми средствами выражения, нетрадиционными приемами формообразования, новаторским художественно-образным содержанием. Особое внимание стало уделяться не только традиционным технологиям, но и разработкам инновационных методов работы с материалами.
В настоящее время следует отметить развитие двух основных направлений текстильного искусства: «декоративное» и «концептуальное». Оба направления находят применение в современном дизайн-проектировании, изобразительном и декоративно-прикладном искусстве (костюм, интерьер, арт-объекты).
Основные принципы «декоративного» направления, которые можно считать «основой декоративности» в текстильном искусстве ХХ - начала ХХ1 в., в свое время обозначил Жан Люрса, обратившись к шпалерам средневековья: 1) шпалера должна создаваться для стены, т. е. быть плоскостной и предназначаться для конкретного интерьера; 2) в тканой работе должно использоваться ограниченное количество цветов; 3) шпалера должна выполняться по картону, созданному в натуральную величину; 4) соотношение плотности основы и утка должно соответствовать, вызывая впечатление равновесия [2, с. 2526]. Изобразительность в данном направлении является важнейшей отличительной чертой текстильных композиций. Как известно, сам Ж. Люрса в своих работах блестяще продемонстрировал практическое применение этих принципов. Большое количество работ декоративного направления (среди которых гобелены Б. Мигаля, А. Давыдовой, Э. Вигнере, Р. Хеймрата) было создано в 1960-1980 гг. в СССР. Среди современных авторов, успешно работающих в области декоративного направления, можно назвать М. Нечепорук, И. Колесникову, Ф. Яку-баускаса.
В основе «концептуального» направления заложены принципы, диаметрально противоположные «декоративным»: здесь текстиль необязательно двухмерен, может выходить в пространство и переходить в качество трехмерного арт-объекта. Картон перестает быть необходимой составляющей процесса создания работы. Вопросы, связанные с выбором цветовой палитры, материалов, плотности основы и утка решаются автором самостоятельно в соответствии с собственным творческим замыслом и без каких-либо ограничений. Исследователь текстильного искусства Андре Кензи выделяет три вида новых концептуальных текстильных форм: 1) висящие на стене; 2) простран-
219
ственные, которые можно обойти вокруг; 3) определенная среда, которая позволяет не только обойти вокруг объемной формы, но и проникнуть внутрь нее [2, с. 36].
Интересно, что еще в 1970-80-е гг. были отечественные художники, работавшие в традиционном «декоративном» ткачестве и вместе с тем осуществившие ряд экспериментов в области «концептуального». К таким авторам относится ленинградский художник Борис Мигаль. Его работы «Завод», «Магистраль», «Мост», «В белую ночь» являются яркими примерами концептуального текстиля первого вида. В них художник применил виртуозные вариации различных видов ткачества с различным ритмом, использованием гладких и фактурных фрагментов, разнообразных материалов (лен, сизаль, синтетика).
«Художника не привлекал шаблонный набор, орнаментальные изыски, простая фиксация жизненных наблюдений. Если изображался мост, то это мост между землей и водой - место, где сходятся стихии; если магистраль, то лучом, рассекающая пополам землю; пашня - Вселенная, где человеком распахано все - и земля, и небо» [1].
Композиции художника отличались умением «мыслить в материале», способностью придать простой теме мощное символическое звучание. «Реальная» идея выражалась абстрактными средствами. И, решая заданные «советские» темы, Борис Мигаль оставлял зрителю возможность различных толкований созданных им образов [1].
Представленная в Государственном Эрмитаже выставочная экспозиция демонстрирует и «декоративное», и «концептуальное» в современном датском текстиле. Часть представленных работ можно рассматривать как текстиль для интерьера. Другая значительная часть (и на нее следует обратить особое внимание) - это текстиль-концепция.
Обратимся к некоторым работам художников выставки. Прежде всего, представляется важным обозначить глубину подхода участников к созданию своих произведений и их интерес к различным жанрам и темам. Темы представленных работ разнообразны: «Природа -культура» (Анне Бьерн, Йенни Хансен, Ханна Скюум, Анн Слот), «Передавая традицию» (Кари Гуддаль), «Воспоминания» (Анетте Блесбьерг Эром), «Свет» (Грете Серенсен), «Старинный пейзаж», «Конструктивизм» (Элизабет Рюде), «Мир искусства» (Аннетте Бен-диксен, Ранди Стутсгарт).
Все работы отличает высочайший уровень исполнения и превосходное владение ручной и машинной технологией. В полной мере использованы как традиционные, так и современные технологии с
220
привлечением современного оборудования с компьютерным управлением. Сложнейшие задачи по передаче цвета, света, глубины пространства потребовали от каждого из авторов больших и длительных усилий по поиску технических способов их решений.
Впечатляет разнообразие используемых материалов (шерстяные, льняные, хлопковые, шелковые, нейлоновые, золотые и серебряные нити; бумага, пенька, пластик, синтетическая мононить и даже так называемое вторичное сырье - полосы, нарезанные из изношенного постельного белья для толстого утка основы). Большое значение в представленных работах приобретает использование различной степени светопоглощения и светоотражения отдельных текстильных волокон и фактур. Благодаря пониманию особенностей, которые заложены в самих материалах, авторы добиваются удивительных оптических эффектов - выявляется глубина изображения, а также создается внутреннее свечение отдельных фрагментов произведения. Подобный подход позволяет исключительно средствами текстиля передавать не только природные состояния (северное сияние у Анетте Грое в «Небе надо мной», изменчивость облаков и журчащий поток воды у Маргрете Аггер «За голубыми горами», блеск солнца и свет луны у Йенни Хансен в «Доки II», изгибы листьев и древесных корней у Ханне Скюум в «Корнях», свежесть растений у Анетте Блесбь-ерг Эром в «Зеленой миле», полет птиц у Нанны Хертофт в «Соляных болотах»), но и отдать дань мировой культуре и истории искусств («Подвешенные ритмы II» Хелле Баслунд, «Замковые клетки» Санне Рансбю, «Белая ночь» Элизабет Рюде, «Возвращение в Дамаск» Шарлотте Шредер); и даже визуализировать философские мысли и передать психологические состояние души («Либра» Рут Малиновски, «Сhahar-bagh - Четырехчастный сад» Анн Слот, «Состояние души» Ане Хенриксен).
Современные датские художники демонстрируют бережное отношение к текстильным традициям, знание традиционных технологий, создавая при этом собственный творческий метод и качественно новый, самостоятельный изобразительный язык, в котором практически каждый мотив имеет свое символическое значение и является импульсом к возникновению целого ряда ассоциаций.
Своеобразная дань истории культуры, органичный синтез истории и современности - шпалеры «Арабеск» Анет Брусгаард (хлопок, шерсть, золотые и серебряные нити; 200 х 250 см; 2009 г.) и «Носорог Альбрехта Дюрера 1515» Ранди Стутсгарт (автора трилогии «Носороги», на выставке представлена шпалера № 1; шерсть, шелк, японская бумага; 145 х 140 см; 2010 г.). В первом варианте на создание работы
221
декоративного направления автора вдохновила увиденная в Италии коллекция исторических и более современных шелковых и велюровых тканей. Обучившись в свое время мастерству в Копенгагене и в Обюссоне (центр шпалерного ткачества Франции), на выставке А. Брусгаард представляет композицию с трансформированными в сложный узор плодами и листьями граната. В работе есть определенное напряжение, игра, столкновение, конфликт пространств, живописность. Все находится в сложном соотношении: и линии, и пятна.
Как отмечает сама Р. Стутсгарт, автор второй шпалеры, ее работа создана под впечатлением гравюры Альбрехта Дюрера «Носорог». Другое название шпалеры, выполненной в традиционной технологии, - «Подарок Римскому Папе». Известна подлинная история носорога, отправленного в 1515 г. в Рим в качестве подарка Папе. Путешествие носорога из Индии закончилось печально. Он утонул около Рима, и Папа не получил свой подарок. Произведение в большей степени декоративно, одновременно изобразительно и символично, отличается оригинальностью художественного замысла, продуманностью композиционного и колористического решения с тонкой проработкой многочисленных деталей. Здесь вспоминаются средневековые шпалеры, выполняющие практически ту же функцию, что и настенная живопись.
Несмотря на то, что все произведения экспонируются висящими на стене и их нельзя обойти, некоторые из них являются трехмерным за счет применения эффекта многослойности и разряженной основы. Среди подобных вариантов можно отметить текстильную композицию «Природа - культура» Анне Бьерн (180х400 см, 2008-2009 гг.). Автор шпалеры училась в школе декоративно-прикладного искусства в Колдинге. Ажурная почти прозрачная белая работа выполнена из бумаги и пластика в авторской технике и, несомненно, представляет «концептуальный» вариант.
«Для моей работы главное - простота, использование простоты, чтобы выразить ее внутреннюю силу, и в то же время соответствовать - на всех уровнях современного восприятия. Простота, однако, может быть сложной» [4, с. 28]. Тень на стене при этом работает как дополнительный мощный визуальный инструмент: «Это вопрос создания пространства и настроения, активация материального и нематериального» [4, там же]. Датский фонд искусств высоко оценил «деликатный подход к классической ткацкой технике» и «элегантную разновидность шпалеры, которая обычно характеризуется гораздо большей плотностью и весом» [4, там же].
222
В свою очередь Аннетте Бендиксен, также исключая традиционную ткацкую структуру, предлагает технику «вышитой» основы в репродукции-шпалере «Завтрак на траве» (по картине Эдуарда Мане 1863 г. 208х265 см, 2013-2014 гг.). Легкая, тонкая и прозрачная основа композиции, выполненная из окрашенных льняных нитей, идентична оригиналу. А. Бендиксен училась у В. Клинт в Копенгагене, там же закончила Школу декоративно-прикладного искусства и известна как художник-экспериментатор.
«Как странно репродуцировать чью-то картину... Но это было весело и увлекательно. В результате я почувствовала, что стала думать как Мане, буквально прокралась в его голову» [4, с. 26].
Содержание концептуальной работы Ане Хенриксен «Состояние души» (хлопок, вискозный шелк, джерси; 256x238 см; 2012) - это метафора бытия, философско-символическая картина мира, которая отражает проблемы общества, историческое прошлое, судьбы человека и природы. В представленной на выставочной экспозиции работе для толстого утка использована ткань изношенного постельного белья, что позволило создать плотную выразительную фактуру всей композиции.
«Большая часть выразительности в моих шпалерах заключается в материалах, которые я использую. С постельным бельем мы имеем дело от колыбели до могилы, у него есть способность накапливать физическую память, которая пропитывает ткань ковра, придавая ей особую уязвимость» [4, с. 42].
Композиция, цвет, грамотно подобранные материалы, их фактуры, - все это создает столь необходимую многорядность пространственных планов работы.
Искусство современных цифровых технологий, синтез природы и технологии в своих плоскостных, но тем не менее «концептуальных» композициях демонстрируют Берте Форкхаммер и Грете Серенсен. Эти работы могут располагаться практически в любом помещении и даже вне помещения.
У Б. Форкхаммер в текстильной композиции под названием «VUE» (лен, шерсть, синтетическая мононить, 150 х 300 см, 2008) морской пейзаж разложен на пиксели. Притягательность работы кроется в ее ритмическом строе и тщательно выстроенной колористической гамме. Рассматривая композицию на расстоянии, зритель видит общую цельную картину пейзажа. Вместе с тем вблизи зрителю позволяется даже «проникнуть» внутрь работы, в само переплетение нитей, когда видны многочисленные квадраты. Этот эффект у автора достигается за счет многократного увеличения нитей основы и утка.
«Для меня пикселирование обозначает неопределенность, неясность, так как процесс ткачества является практически синонимом работы с пикселями.» [4, с. 34].
223
Как отмечает Г. Серенсен, её работа «Час пик 10» (из серии «Следы света», хлопок, 162 х 280 см, 2013) основана на записи движения света ночью в крупных городах-мегаполисах (в данном случае в Шанхае). Авторская технология перевода рисунка пикселей в структуру ткани позволяет открыть «совершенно новый потенциал новаторской экспрессии в тканях» [4, с. 62]. Композиция из слившихся прозрачных и полупрозрачных разноцветных фрагментов усиливает впечатление «клеточной» структуры всего мегаполисного окружения. И таким образом композиция представляет собой путешествие от макромира к микромиру (и наоборот), выраженное художественными средствами ткачества.
В заключение хотелось бы отметить, что текстильные традиции, истоки которых насчитывают тысячелетия, не только сохранились, но и органично вплелись в структуру современного текстильного искусства и художественного текстиля. И представленная в Эрмитаже выставка является ярким тому подтверждением.
Сегодня оба направления, и «декоративное», и «концептуальное», существуют и развиваются как самостоятельные области текстильного искусства. Детальное изучение и анализ текстильных исторических, современных образцов и технологий, творческое использование технических особенностей ручного и машинного ткачества открывают широкие перспективы для современных дизайнеров и художников.
Список литературы 1
1. Мигаль Б. Г. Каталог выставки в Елагиноостровском дворце-музее. -СПб., 2012.
2. Савицкая В. Превращение шпалеры. - М.: Галарт, 1995.
3. Советский энциклопедический словарь. - М.: Сов. энцикл., 1980.
4. Современные датские шпалеры. Каталог выставки. - СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2015.
5. Уваров В. Д. Знаки и символы в искусстве таписсерии // Мода и дизайн: исторический опыт - новые технологии. Материалы 12-й междунар. науч. конф. - СПб., 2009. - С. 291-298.
6. Harris J. 5000 years of textiles / J. Harris. - London: The British Museum Press, 2012. - 320 p.
7. [Электронный ресурс]. - URL:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%93%D0%BE%D0%B1%D0%B5%D0%BB%D0 %B5%D0%BD (дата обращения: 20.08.2015).
8. [Электронный ресурс] URL: http://ask-domus.ru/sovety/dizayn-i-
arkhitektura/gobeleny.html (дата обращения: 20.08.2015).