Научная статья на тему 'Текстильная скульптура. Новые возможности «Старого» материала'

Текстильная скульптура. Новые возможности «Старого» материала Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1355
237
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
современная скульптура / текстильное искусство / файбер-арт / стринг-арт / текстильные техники / ткачество / войлок / вышивка / плетение / вязание. / contemporary sculpture / textile art / fiber art / string art / textile technology / weaving / felt / embroidery / weaving / knitting.

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы —

В 2017 г. на Венецианской Биеннале художник по текстилю Вальтер Эрхард получил Золотого Льва. Это не просто итог творчества одного художника, но закономерный результат художественного бытования текстиля в мире. Текстиль осваивает новые пространства для творчества: концептуальное искусство, стрит-арт, ресайклинг арт (recycling art), умный текстиль (smart textile). Но кроме этого, текстиль совершает творческую интервенцию на территорию классических видов искусства и дарит им иную степень свободы. Цель данного исследования: проанализировав разнообразие типов и форм современной текстильной скульптуры, выявить причины актуальности «нового» материала. Широко представлена сегодня текстильная скульптура во всех видах и в разных материалах. Текстиль расширяет возможности жанра благодаря разнообразию состава материала, неограниченности цветовой палитры, широкому спектру текстильных техник. Художники используют характерную для текстиля фактуру, мягкость, упругость и создают в скульптуре яркие портретные образы (Роза Верлуп (Голландия), Анна Ботуон, Ан-Валери Дюпон (Франция), Стефани Эренфрид (Германия)), абстрактные объекты (Рос Лавгроув (Англия), Эрнесто Нэто (Бразилия)) или вдохновляются природой. Одни используют для этих целей традиционные техники ткачества (Ванесса Бараджо (Португалия), Каарина Хейкинхеймо (Финляндия)), другие — непривычные приемы (текстильные драпировки Симоны Фюльпен, Мелани Ниттинг (Франция)). Благодаря текстилю появляются новые разновидности скульптуры: «стринг арт» (string art) (Ленор Тоуни), Френд Сэндбек (США), Чихару Шиота (Япония), «файбер арт» (fiber art) (Клэр Цайслер, Шейла Хикс (США)). Текстильные объекты выходят на уровень скульптурно-архитектурных решений и пространственных инсталляций. Показательны в этом смысле масштабные работы Эрнесто Нето. Секрет популярности текстиля в скульптуре скрыт в особенностях самого материала, а также заключается в его связи с техническими и технологическими новшествами. Он быстро реагирует на социальный запрос, находясь на стыке художественного творчества и научных разработок, традиции и новации. Все эти качества обогащают образ и создают новый смысловой подтекст, расширяет специфику традиционных жанров искусства и неожиданно претворяются в скульптуре.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TEXTILE SCULPTURE. NEW FEATURES OF THE “OLD” MATERIAL

In 2017 a textile artist, Walter Erhard received the Golden Lion (Venice Biennale). This is not just the result of the work of one artist, but also the result of the creative incarnation of textile in the world. Textile develops new spaces for creativity: conceptual art, street art, recycling art... However, beyond that, it intervenes creatively in the territory of classical art forms and gives them a different degree of freedom. The purpose of this study is to analyze the diversity of types and forms of modern textile sculpture, as well as to identify the causes of the relevance of the “new” material. Today textile sculpture represents all forms and various materials. Textiles expand the possibilities of the genre due to the diversity of the material composition, unlimited color palette, and a wide range of textile techniques. Artists use the characteristic texture of textiles, softness, elasticity and create in sculpture, for example, bright portrait images (Rosa Verloop (Holland), Anna Bothuon, Anne-Valérie Dupond (France), Stephanie Ehrenfried (Germany), abstract objects (Ross Lovegrove (England), Ernesto Neto (Brazil)) or nature-inspired forms. For this purpose, some of them use traditional weaving techniques (Vanessa Barragão (Portugal), Kaarina Heikinheimo (Finland)), others use non-standard techniques (textile draperies by Simone Pheulpin, Mélanie Nitting (France)). Due to textiles, new varieties of sculpture have appeared: “string art” (Lenore Tawney (USA), Chiharu Shiota (Japan), Fred Sandback (USA)), “fiber art” (Claire Zeisler, Sheila Hicks (USA). Textile objects operate in the realms of sculpture, architecture, and spatial installations. The largescale works of Ernesto Neto are indicative here. The secret of the popularity of textiles in sculpture is in the features of the material itself. The popularity reflects the sensitivity of textiles to technical and technological innovations and social demands. All these qualities enrich the image, create new semantic overtones, expand the traditional art forms, and unexpectedly embody into sculpture.

Текст научной работы на тему «Текстильная скульптура. Новые возможности «Старого» материала»

УДК 73.023.7

DOI:10.2441I/2658-3437-2019-13012

Митрофанова Наталья Юрьевна, кандидат искусствоведения, доцент. Санкт-Петербургский государственный университет, Россия, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9. 199034. [email protected]

Mitrofanova, Natalia Yurievna, PhD in Art History, assistant professor. Saint Petersburg State University, Universitetskaia nab., 7-9, 199034 Saint Petersburg, Russian Federation. [email protected]

ТЕКСТИЛЬНАЯ СКУЛЬПТУРА. НОВЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ «СТАРОГО» МАТЕРИАЛА

TEXTILE SCULPTURE. NEW FEATURES OF THE "OLD" MATERIAL

Аннотация. В 2017 г. на Венецианской Биеннале художник по текстилю Вальтер Эрхард получил Золотого Льва. Это не просто итог творчества одного художника, но закономерный результат художественного бытования текстиля в мире. Текстиль осваивает новые пространства для творчества: концептуальное искусство, стрит-арт, ресайклинг арт (recycling art), умный текстиль (smart textile). Но кроме этого, текстиль совершает творческую интервенцию на территорию классических видов искусства и дарит им иную степень свободы. Цель данного исследования: проанализировав разнообразие типов и форм современной текстильной скульптуры, выявить причины актуальности «нового» материала. Широко представлена сегодня текстильная скульптура во всех видах и в разных материалах. Текстиль расширяет возможности жанра благодаря разнообразию состава материала, неограниченности цветовой палитры, широкому спектру текстильных техник. Художники используют характерную для текстиля фактуру, мягкость, упругость и создают в скульптуре яркие портретные образы (Роза Верлуп (Голландия), Анна Ботуон, Ан-Валери Дюпон (Франция), Стефани Эренфрид (Германия)), абстрактные объекты (Рос Лавгроув (Англия), Эрнесто Нэто (Бразилия)) или вдохновляются природой. Одни используют для этих целей традиционные техники ткачества (Ванесса Бараджо (Португалия), Каарина Хейкинхеймо (Финляндия)), другие — непривычные приемы (текстильные драпировки Симоны Фюльпен, Мелани Ниттинг (Франция)). Благодаря текстилю появляются новые разновидности скульптуры: «стринг арт» (string art) (Ленор Тоуни), Френд Сэндбек (США), Чихару Шиота (Япония), «файбер арт» (fiber art) (Клэр Цайслер, Шейла Хикс (США)). Текстильные объекты выходят на уровень скульптурно-архитектурных решений и пространственных инсталляций. Показательны в этом смысле масштабные работы Эрнесто Нето. Секрет популярности текстиля в скульптуре скрыт в особенностях самого материала, а также заключается в его связи с техническими и технологическими новшествами. Он быстро реагирует на социальный запрос, находясь на стыке художественного творчества и научных разработок, традиции и новации. Все эти качества обогащают образ и создают новый смысловой подтекст, расширяет специфику традиционных жанров искусства и неожиданно претворяются в скульптуре.

Ключевые слова: современная скульптура; текстильное искусство; файбер-арт; стринг-арт; текстильные техники; ткачество; войлок; вышивка; плетение; вязание.

Abstract. In 2017 a textile artist, Walter Erhard received the Golden Lion (Venice Biennale). This is not just the result of the work of one artist, but also the result of the creative incarnation of textile in the world. Textile develops new spaces for creativity: conceptual art, street art, recycling art... However, beyond that, it intervenes creatively in the territory of classical art forms and gives them a different degree of freedom. The purpose of this study is to analyze the diversity of types and forms of modern textile sculpture, as well as to identify the causes of the relevance of the "new" material. Today textile sculpture represents all forms and various materials. Textiles expand the possibilities of the genre due to the diversity of the material composition, unlimited color palette, and a wide range of textile techniques. Artists use the characteristic texture of textiles, softness, elasticity and create in sculpture, for example, bright portrait images (Rosa Verloop (Holland), Anna Bothuon, Anne-Valérie Dupond (France), Stephanie Ehrenfried (Germany), abstract objects (Ross Lovegrove (England), Ernesto Neto (Brazil)) or nature-inspired forms. For this purpose, some of them use traditional weaving techniques (Vanessa Barragâo (Portugal), Kaarina Heikinheimo (Finland)), others use non-standard techniques (textile draperies by Simone Pheulpin, Mélanie Nitting (France)). Due to textiles, new varieties of sculpture have appeared: "string art" (Lenore Tawney (USA), Chiharu Shiota (Japan), Fred Sandback (USA)), "fiber art" (Claire Zeisler, Sheila Hicks (USA). Textile objects operate in the realms of sculpture, architecture, and spatial installations. The large-scale works of Ernesto Neto are indicative here. The secret of the popularity of textiles in sculpture is in the features of the material itself. The popularity reflects the sensitivity of textiles to technical and technological innovations and social demands. All these qualities enrich the image, create new semantic overtones, expand the traditional art forms, and unexpectedly embody into sculpture.

Keywords: contemporary sculpture; textile art; fiber art; string art; textile technology; weaving; felt; embroidery; weaving; knitting.

В 2017 г. на 57-ой Венецианской Биеннале современного искусства художник по текстилю Вальтер Эрхард получил Золотого Льва. Во время вручения награды прозвучала следующая формулировка жюри: «За работу, которая объединяет формы, цвет, ткани, скульптуру, за перформанс и вовлечение зрителя, за радикальную и многосоставную природу его творчества, которое оказало влияние на современное искусство и предложило способ выживания в переходное время» [6]. Это не просто итог

творчества одного художника, но закономерный результат художественного бытования текстиля в мире. Текстиль сегодня выходит за рамки ареала традиционного применения и осваивает новые пространства для творчества. Это и концептуальное искусство, и стрит-арт (где существует несколько самостоятельных текстильных направлений), ресайклинг-арт или эко-арт, лэнд-арт, огромна область применения «умного текстиля», перспективны направления файбертроники и нанотектиля. Ряд

Илл. 1. Рос Лавгроув. Скульптура "Transmission". 2018. Alcantara. Музей Виктории и Альберта, Лондон. https://www.facebook.com/Alcantara. Company/posts/transmission-by-ross-loveqrove-is-an-installation-presented-at-the-london-desiqn/1672452699492939/

можно продолжать далее. Но кроме этого, текстиль совершает творческую интервенцию в сферу классических видов искусства. В данном случае речь пойдет о скульптуре.

Импульсом к появлению текстильной скульптуры стало рождение концептуального искусства, которое оформилось как движение в 6о-е годы XX в. Девиз концептуалистов был провозглашен Джозефом Кошутом в 1969 г.: «Все искусство... — концептуально по своей природе, потому что искусство вообще существует только концептуально. любой физический предмет может превратиться в objets d'art, т.е. может считаться соответствующим [хорошему] вкусу, доставляющим эстетическое наслаждение.» [2, с. 4-5]. Концептуалисты заявляли, что искусство заключается в силе идеи. Они открыли эру концептов и арт-объектов, которые могли быть выполнены из различных материалов. Текстильная скульптура появляется и утверждается в это время благодаря творчеству Магдалены Абаканович, польского художника и лидера концептуального текстиля. Скульптурные формы, названные в ее честь «абаканами», впервые были представлены на международной Биеннале в Лозанне в 1962 г. Абаканович в полной мере использовала органику материала, его фактуру, пластику, экспрессию цвета. Объемные скульптурные «Абаканы» Магдалены вызвали недоумение и восторг одновременно [4, с. 201]. Для истории искусства это событие стало критической «точкой невозврата», после которой уже невозможно было вернуться к исходной роли текстиля, трактуя его назначение с традиционных позиций прошлого. Объемные объекты Магдалены оказались для текстильного искусства, с одной стороны, пропуском в интеллектуальный художественный мир, с другой — в мир скульптуры.

Итак, концептуальное искусство сделало текстиль равноправным участником художественных событий. Порог между представлениями о текстиле как «декоративном ремесле» и «высоком искусстве» был преодолен. При этом не только текстиль, но и скульптура получила новую степень свободы благодаря свойствам и качествам обретенного материала. Это связано со следующими особенностями текстиля:

• широкий спектр форм и видов существования: от сырьевой массы, волокна, пряжи до ткани;

• разнообразие текстильных техник и новых фактур: плетение, вязание, ткачество, валяние, шитье, набойка, жаккардовое ткачество;

• широкая колористическая палитра;

• новые качества материала: мягкость, гибкость, упругость, растяжимость, тепло;

• связь с развитием науки и техники, появление инновационных материалов и новых технологий создания ткани.

Прекрасным примером использования всех этих свойств является скульптура "Transmission" («Переход») Роса Лавгроува, представленная на Лондонском фестивале дизайна в 2018 г. Лавгроув, вдохновленный мильфлерами XV-XVI вв., в залах музея Виктории и Альберта продемонстрировал абстрактную скульптуру. Масштабные, мягкие волнообразные складки, выполненные из нового материала alcantara (полиуретан и полиэстер с фактурой замши), коррелируют с ниспадающими фалдами одежды изображенных на шпалерах персонажей, соответствуя им в цвете и рисунке драпировок. Для этого были использованы современные методы программного обеспечения и цифрового сканирования. Кроме мягкости и гибкости, материал проекта обладает свойствами звукопоглощения, идеально подходит для графической печати и цифровой вышивки. Рос Лавгроув, таким образом, соединил традицию с новацией, побуждая посетителей взглянуть на произведения искусства эпохи Возрождения с нового ракурса (Илл. 1).

Текстильная скульптура сегодня представлена во всех видах: от рельефа до круглой объемной пластики; во всех жанрах: от портретного до анималистического и бытового. Кроме того, возникли новые виды скульптуры: «стринг-арт» (string art) — струнная или нитяная, «файбер-арт» (fiber art) — волоконная скульптура. В области монументальной пластики текстиль обнаруживает новые смыслы и выходит на уровень скульптурно-архитектурных решений и масштабных пространственных инсталляций.

Илл. 2. Роза Верлуп. Текстильная скульптура. 2012. Нейлон. https:// www.rosaverloop.com/

Остановимся лишь на самых показательных примерах современной текстильной скульптуры: круглая пластика, во-локонно-нитяная скульптура, архитектурно-скульптурные пространственные объекты.

Самым распространенным жанром круглой фигуративной скульптуры изначально являлось изображение человека. «Осмысливать портретный жанр через призму декоративно-прикладного искусства может показаться странной идеей, особенно, если речь идет о текстиле; ибо задачи, которые стоят перед такими разными видами художественного творчества существенно отличаются. Тем не менее, портрет встречается в текстиле, и особый интерес представляет то, как он эволюцио-

нирует, как меняется и расширяется спектр его возможностей. Сегодня появилось поколение художников, которое бросает вызов устоявшимся представлениям о специфике и роли текстиля. Они используют современные материалы и цифровые технологии, занимаются текстильными инсталляциями и пер-формативным искусством. При этом они чтят традицию, но расширяют ее возможности; используют устоявшиеся приемы и техники, но при этом наделяют их концептуальным звучанием. Текстиль обретает собственный художественный язык, средства выразительности которого оказываются безграничными» [3, с. 46]. Текстильная скульптура наследует традиционные принципы, однако, через новый материал предлагает иное наполнение образа.

Роза Верлуп — голландский скульптор, создающий антропоморфные изображения. Она использует синтетическую сетку в качестве «второй кожи», заполняя ее мягкой рухлядью. Роза создает объем, скалывает форму с помощью булавок, фиксирует ее, прошивая иглой с нитью. Подобная плоти текстура и цвет материала придают скульптуре особую экспрессивность, которая тревожит зрителя. Этот физиологически ощутимый органический эффект уязвимости, свойственной телу человека, позволяет создать в скульптуре именно текстиль [11] (Илл. 2).

Анна Ботуон — французский художник, который моделирует текстильный объект из ваты и марли на проволочном остове. Ее тема — тело человека. Она выбирает сомасштабный зрителю размер фигур, лишает их постамента или базы. Скульптура стоит на земле, равная человеку словно его зеркальное отражение. Пронзительного эффекта Анна Ботуон добивается через тонирование, вышивку и использование сугубо текстильных особенностей материала: прозрачность, упругость и мягкость. Если Роза Верлуп и Анна Ботуон апеллируют к органике и экспрессивному натурализму, то мексиканский скульптор Мириам Медрез говорит языком символов. Для нее тело человека — оболочка или саркофаг для хранения страхов и предрассудков. Она осмысливает проблемы, связанные с психоанализом через шитье по белому и черному хлопку [10].

Интересно работает в портретном жанре французский скульптор Ан-Валери Дюпон. Из плотного белого хлопка она, иронизируя, создает галерею великих: Вирджиния Вульф, Камилла Клодель, Луиз Буржуа... Ее средствами выразительности являются фактура строчки, стежки вышивки, нарочито грубые черные швы-шрамы по белой материи, пуговицы - глаза... Серия мужских портретов Дюпон — это своеобразный протест и попытка восстановить гендерное равенство в искусстве [9].

Нельзя не отметить войлочные скульптуры немецкого художника Стефани Эренфрид. Ее интересуют размышления о человеке. В работах мы видим интимную камерную историю, апелляцию к тишине внутренней жизни человека, которая так созвучна «звукоизоляционной» плотности войлока. А его нату-

Илл. 3. Симона Фюльпен. Фрагмент складчатой фактуры. Текстильная скульптура. 2017. Хлопок. http://spheulpin.free.fr/

Илл. 4. Каарина Хэйкинхэймо. Текстильная скульптура. 2016. Смешанная техника. https://www.facebook.com/profile.php?id = 100004 643385916&lst = 100000068494185%3A100004643385916%3A15680 53636&sk=photos

ральный цвет, «запыленность» ассоциируется с патиной времени, которая рано или поздно касается всего [13].

Большой интерес представляет творчество художников-адептов природной темы. Здесь текстиль также дарит большие возможности скульптуре. Помимо прозрачности, фактуры швов, стежков, плетений, узлов исключительную роль играет «скульптурность» текстиля — его способность драпироваться, складываться, мяться, литься, держать форму. Среди скульпторов, отражающих природные темы — француженка Симона Фюльпен. Прием, используемый художником, неожиданный и основывается на многократном складывании неотбеленных грубых хлопковых полос. Очень деликатная, тонкая работа с драпировками, плиссировкой приводит к удивительным результатам. В ее проектах раскрывается вселенная природного мира: то минерального, то растительного (Илл. 3). Очень близка Фюльпен по художественной манере и способам осмысления текстильной формы французский художник Мелани Ниттинг. Работая со складками, она подчеркивает идею использования подержанных простыней для своих объектов. Актуальное сегодня направление «ресайклинг-арт» или «переработанное искусство» остро ставит вопросы экологии, культуры потребления и старается изменить наш взгляд на привычные вещи.

Вместе с использованием нетрадиционных техник широко востребованы привычные текстильные приемы. Джуди Тэдман — скульптор, которая создает крупномасштабные абстрактные работы методом вязания крючком. Известны ее гигантские «Семенные коробочки», в которых мягкость, пластика, органика, присущая материалу, работают на создаваемый ею образ. Португальский художник по текстилю Ванесса Бараджо применяет приемы ручного тафтинга, вышивания, валяния и вязания крючком. В своих работах «Кораловый риф» или «Карта мира» она использует исключительно отходы коврового производства, стремясь к тому, чтобы ее методы были экологически чистыми. Работы финского художника Каарина Хейкин-хеймо известны жизнерадостным колоритом, масштабностью форм, выразительностью пластического языка. Они выполнены в смешанной технике с применением традиционных приемов ткачества, вязания и плетения (Илл. 4).

До сих пор разговор шел о привычных формах круглой скульптуры. Интересную историю, достойную отдельного повествования, демонстрирует новое пластическое ответвление под названием «стринг-арт» (искусство струны или нити). Начало направлению положил в первые десятилетия XX в. Наум Габо. Будучи теоретиком искусства, в 1920 г. он выступает с «Реалистическим манифестом», в котором определяет пять непреложных принципов творчества. «.Мы отвергаем в скульптуре массу как скульптурный элемент. мы возвращаем скульптуре похищенную у ней вековым предрассудком линию как направление. Этим путем Мы утверждаем в ней ГЛУБИНУ как единственную форму пространства. Мы утверждаем в изобразительном искусстве новый элемент — КИНЕТИЧЕСКИЕ РИТМЫ как основные формы наших ощущений реального времени» [1]. Наум Габо предпочитал «поэтику проемов и пустот», прозрачные и «легкие» структуры, применяя широкий спектр материалов, в том числе и нейлоновую нить.

Искусством нити вслед за Габо увлеклась Ленор Тоуни. Она превратила стринг-арт в «высокое искусство скульптуры». Классикой жанра стало ее произведение 1976 г. «Облака» (или «Облачный лабиринт»), в котором сотни падающих льняных нитей были уподоблены дождю, а в 1990-х гг. появилась серия абстрактных работ «Рисунки в воздухе», реализованных на основе ее графики 1960-х - 1970-х гг. [14] (Илл. 5, 6).

Это направление очень полюбилось японскими художниками. В 70-80 гг. XX в. историю подхватывает Казуко Миямо-то. Она переводит объекты стринг-арта в формы инсталляции, закладывая в них концептуальные идеи. Для Миямото скульптура соединяется с архитектурой, лишенной остова, обладающей одновременно воздушной и плотной структурой, которой свойственны прочность и эфемерность, сила и уязвимость, жесткость и деликатность. Частью произведения становятся и окружающий его свет, и отбрасываемые им мягкие тени. Японский художник Чихару Шиота продолжает линию нитяной скульптуры сегодня. Ее работы выходят за рамки отдельного объекта,

Илл. 5. Ленор Тоуни и ее скульптура «XV» (Перекресток) из серии «Рисунки в воздухе». 1998. Фото: Джордж Эрмл. http:// lenoretawney.org/

окончательно превращаясь в инсталляцию-медитацию, являя собой одновременно пример процесс-арта (искусства действия) [7] (Илл. 7).

Стилистика произведений стринг-арта очень разнообразна: от обилия опутывающих нитей Чихару Шиота к предельному минимализму Фрэда Сэндбэка. Его обманчиво простые лаконичные формы из нитей превращаются в сложные и захватывающие фигуры, когда мы начинаем их рассматривать в пространстве выставочного зала. Неудивительно, что работы

Илл. 6. Ленор Тоуни. Рисунок «Крылья ветра». 1964. Миллиметровая бумага, чернила. http://lenoretawney.org/

Илл. 7. Чихару Шиота. Инсталляция «После мечты». 2016. Белые платья, черная шерсть. Городской музей искусств Тойота. Фото: Казу Фу-кунага. https://www.chiharu-shiota.com/

Илл. 8. Чихару Шиота. Инсталляция «Дождь воспоминаний». 2016. Музейный центр Ференцы. Венгрия. Фото Деим Балац. https://www. chiharu-shiota.com/

Илл. 9. Шейла Хикс. Текстильная инсталляция «Защитная конструкция в хроматической зоне». 2017. Цветная шерсть. Венецианская Биеннале (2017). http://www.sheilahicks.com/

Сэндбэка часто называют «скульптурой ума». На современном небосклоне стринг-арта «умные», сдержанные объекты Сэндбэка соседствуют с яркой декоративной стринг-арт скульптурой мексиканского художника Габриэля Доу, для которого важен цвет. Через него Доу передает идеи гендерного равенства.

В контексте данной статьи имеет смысл кратко остановиться на разнице трактовок двух понятий — «стринг-арта» и «файбер-арта». Определение «стринг-арт» (от англ. string art

— искусство нити/струны) предполагает использование нити. Нить, как известно, —конечный продукт процесса прядения, а именно — результата скручивания продольно и последовательно расположенных волокон. Главная характеристика нити

— ее большая протяженность, это и становится определяющим в создании объектов стринг-арта. Именно поэтому дефиниция «стринг-арт» не вызывает вопросов, в отличие от определения «файбер-арт», трактуемое как искусство волокна (от англ. fiber art — искусство волокна или художественное волокно). Понятие волокна более широкое и емкое, чем нить, которая из него выполнена. Волокно является структурным компонентом и основой всех текстильных материалов. Поэтому и понятие «фай-бер-арт» более емкое и универсальное. Его используют для обозначения широкого спектра текстильных произведений, выполненных с использованием волокон разного происхождения. Широко о файбер-арте стали говорить после знаковой выставки "Woven Forms" («Тканые формы») 1963 г., на которой были представлены трехмерные волоконные скульптуры пяти художников: Ленор Тоуни, Дориан Захай, Клэр Цайслер, Шейлы Хикс и Алисы Адамс [8]. Каждая из них создала трехмерные предметы "Woven Forms", ставшими революционными в то время. Участница выставки Клэр Цайслер назвала их странными объектами, открывшими новые возможности для текстильного искусства. Клэр Цайслер — американский художник. На протяжении своей карьеры она выполняла большие, одиночные скульптуры из джута, сизаля, рафии, конопли, шерсти с использованием традиционных ткацких технологий. Тогда же французский художник Франсуаза Гроссен отказывается от ткацкого станка и нарушает традиционную иерархию, подчиняющую ремесло искусству. Она известна своими революционными крупномасштабными подвесными веревочными конструкциями из узлов, петель, оплеток. Участница "Woven Forms" 1963 г. Шейла Хикс

трудится и сегодня. Ее впечатляющие красочные текстильные скульптуры, появляясь в разных концах мира, рождают чувство защищенности у зрителя и пробуждают тактильные детские воспоминания и размышления о доме. Один из ее проектов был представлен на Венецианской Биеннале в 2017 г. [12] (Илл. 8).

Монументальная скульптура предполагает связь с архитектурной средой, масштабность форм и значительность идеи. Все эти классические требования вполне способны продемонстрировать текстильные скульптурно-пространственные композиции. Виртуозно справляется с монументальными задачами бразильский художник Эрнесто Нето. Он известен тем, что заполняет общественные интерьеры масштабными, захватывающими скульптурно-архитектурными объектами. Они не только исполняют свое предназначение, но и создают дополнительные

Илл. 10. Шейла Хикс. Фрагмент текстильной скульптуры «Высокая линия». (алюминиевые трубы и цветная шерсть). 2017. Нью-Йорк. http://www.sheilahicks.com/

Илл. 11. Эрнесто Нето. Материнское древо. 2018. Хлопок, солома, сезаль, техника вязания. Цюрих. http://www.tanvabonakdargallerv.com/ artists/ernesto-neto

возможности для зрителя. Большие, мягкие, биоморфные тактильные скульптурные формы выполнены из белого эластичного материала. В противовес своим колоссальным размерам, они практически невесомы, так как наполнены гранулами пенопо-листирола (иногда ароматическими специями), с этими объемами легко и приятно контактировать. Активное взаимодействие с человеком нивелирует границы между художественным произведением и публикой. Способ восприятия искусства через погружение в новую созданную реальность сегодня широко внедряется в сферу культуры. Текстильные работы Эрнесто Нето предоставляют такую возможность зрителю. «Материнское древо» выполнено им в 2018 г. для вокзала Цюриха в традиционной текстильной технике вязания крючком. Основной «ствол» уравновешен «ветвями», закрепленными вокруг потолочных балок, через которые перекинуты мешки с ароматическими специями. 1300 фунтов куркумы, гвоздики, тмина ароматизируют выставочное пространство, усиливая еще и сенсорные ощущения. Нето объясняет: «Идея состоит в том, чтобы замедлить наше время, чтобы у нас появилась возможность дышать и чувствовать жизнь» [5] (Илл. 9).

Итак, мы видим, насколько активно, разнообразно и плодотворно текстильное искусство выступает на современной

художественной арене. Свойства материала предоставляют художнику широкие возможности для творчества. Мягкость, эластичность, гибкость, разнообразие фактуры, плотности и состава материала, неограниченность цветовой палитры, широкий спектр традиционных текстильных техник — вот набор новых средств выразительности современного скульптора. Но этим не ограничиваются возможности материала. Благодаря его легкости изменилось отношение к принципам и способам размещения объектов: подвешивание, парение в пространстве, создание иллюзии движения и взаимодействия с потоками воздуха. Трансформировалось отношение к масштабу произведений, к скорости их создания и длительности существования. Широко востребована возможность взаимодействия с объектами, использования внутреннего пространства скульптурных композиций... Но самое важное: текстильное искусство — благотворная область для интегративного междисциплинарного сотрудничества. Текстиль быстро откликается на технические и технологические новшества, реагирует на социальный запрос, находясь на стыке художественного творчества и научных разработок. Все эти качества текстиля обогащают образный ряд произведений, создают новый смысловой подтекст, расширяют назначение, меняют специфику художественного объекта.

Список литературы:

1. Габо Н. Реалистический манифест. 1920 // Арт-критика. URL: http://azbuka.gif.ru/critics/manifest/ (дата обращения: 26.07.2019)

2. Кошут Дж. Искусство после философии. URL: http://vcsi.ru/files/art after philosophy.pdf (дата обращения: 25.07.2019)

3. Митрофанова Н. Ю. Портрет и текстиль. Раздвигая границы жанра // Материалы научно-практической конференции МОСХ России «Портрет в эпоху селфи. Проблемы идентичности в изобразительном искусстве». М., 2018. С.46-64.

4. Митрофанова Н. Ю. Современное текстильное искусство в поисках новых форм, смыслов и средств выразительности // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 1. С. 176-190.

5. Ernesto Neto // The official website of Tanya Bonak Gallery. URL: http://www.tanyabonakdargallery.com/artists/ernesto-neto (дата обращения: 26.07.2019)

6. Awards of the Biennale Arte 2017 // La Biennale di Venezia. Official website. URL: https://www.labiennale.org/en/art/2017/awards-biennale-arte-2017 (дата обращения: 19.07.2019)

7. Chiharu Shiota's official website. URL: https://www.chiharu-shiota.com/ (дата обращения: 26.07.2019)

8. HibbardP. Woven Forms. Lenore Tawney // American Craft Council. URL: https://craftcouncil.org/post/woven-forms (дата обращения: 26.07.2019)

9. Interview Anne-Valérie Dupond sculpteur textile // Tricotin.com. URL: https://www.tricotine.com/interview-anne-valerie-dupond-sculpteur-textile/(дата обращения: 26.07.2019)

10. Miriam Medrez's official website. URL: https://www.miriammedrez.com/index.html (дата обращения: 26.07.2019)

11. Rosa Verloop's official website. URL: https://www.rosaverloop.com/ (дата обращения: 26.07.2019)

12. Sheila Hicks's official website. URL: http://www.sheilahicks.com/ (дата обращения: 26.07.2019)

13. Stefanie Ehrenfried's official website URL: http://www.stefanie-ehrenfried.de/ (дата обращения: 26.07.2019)

14. The official website of Lenore G. Tawney Foundation. URL: http://lenoretawney.org/ (дата обращения: 26.07.2019)

References:

Awards of the Biennale Arte 2017. La Biennale di Venezia. Official website. Available at: https://www.labiennale.org/en/art/2017/awards-biennale-arte-2017 (accessed: 19.07.2019)

Chiharu Shiota's official website. Available at: https://www.chiharu-shiota.com/ (accessed:: 26.07.2019)

Ernesto Neto. The official website of Tanya Bonak Gallery. Available at: http://www.tanyabonakdargallery.com/artists/ernesto-neto (accessed: 26.07.2019)

Gabo N. Realisticheskii manifest (Realist Manifest). 1920. Art-kritika (Art Critique). Available at: http://azbuka.gif.ru/critics/manifest/ (accessed: 26.07.2019) (in Russian)

Hibbard P. Woven Forms. Lenore Tawney. American Craft Council. Available at: https://craftcouncil.org/post/woven-forms (accessed: 26.07.2019)

Interview Anne-Valérie Dupond sculpteur textile. Tricotin.com. Available at: https://www.tricotine.com/interview-anne-valerie-dupond-sculpteur-textile/(accessed: 26.07.2019)

Kosuth J. Art After Philosophy. Ubu web. Available at: http://www.ubu.com/papers/kosuth philosophy.html (accessed: 25.07.2019) Miriam Medrez's official website. Available at: https://www.miriammedrez.com/index.html (accessed: 26.07.2019)

Mitrofanova N. Yu. Portret i tekstil'. Razdvigaia granitsy zhanra (Portrait and Textile. Moving Apart the Genre Bondaries). Materialy nauchno-prakticheskoi konferencii MOSH Rossii "Portret v ehpokhu selfi. Problemy identichnosti v izobrazitel'nom iskusstve" (Portrait in the Epoch of the Selfy. Issues of Identity in Art. Conference materials). Moscow, 2018, pp.46-64 (in Russian)

Mitrofanova N. Yu. Tekstil'noe iskusstvo v sovremennom mire. V poiskakh novykh form, smyslov i sredstv vyrazitel'nosti (Textile Art in

Modern World. In Search of New Forms, Meanings and Means of Expressions). Vestnik Akademii Russkogo baleta imeni A. Ia.Vaganovoi

(Bulletin of Vaganova Ballet Academy), 2019, no. 1, pp. 176-190. (in Russian)

Rosa Verloop's official website. Available at: https://www.rosaverloop.com/ (accessed:26.07.2019)

Sheila Hicks's official website. Available at: http://www.sheilahicks.com/ (accessed: 26.07.2019)

Stefanie Ehrenfried's official website. Available at: http://www.stefanie-ehrenfried.de/( accessed: 26.07.2019)

The official website of Lenore G. Tawney Foundation. Available at: http://lenoretawney.org/ (accessed: 26.07.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.