Научная статья на тему '«я горжусь тем, что являюсь выпускником этого великого Университета»: выпускники РУДН из стран Африки'

«я горжусь тем, что являюсь выпускником этого великого Университета»: выпускники РУДН из стран Африки Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
440
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««я горжусь тем, что являюсь выпускником этого великого Университета»: выпускники РУДН из стран Африки»

К 50-ЛЕТИЮ РУДН

«Я ГОРЖУСЬ ТЕМ, ЧТО ЯВЛЯЮСЬ ВЫПУСКНИКОМ ЭТОГО ВЕЛИКОГО УНИВЕРСИТЕТА»: ВЫПУСКНИКИ РУДН ИЗ СТРАН АФРИКИ

Л.В. Пономаренко, Е.Г. Зуева

Кафедра всеобщей истории Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

В большинстве африканских стран, начиная от арабского Севера, через Экваториальную Африку и до самого Юга, работают ныне выпускники Российского университета дружбы народов в государственной, экономической, социально-культурной и научно-образовательной сферах.

Из 15 иностранных Почетных докторов РУДН — пятеро африканцев: президенты Республики Намибия — Сэм Нуйома (1998 г.), Республики Ангола — Жозе Эдуарду Душ Сантуш (1998 г.), ЮАР — Табо Мвуйелву Мбеки (1998 г.), Федеративной Республики Нигерия — Олусегун Обасанджо (2001 г.), Республики Габон — Эль-Хадж Омар Бонго Ондимба (2001 г.) Все эти известные люди — высшие представители власти своих стран — в выступлениях на церемониях вручения им дипломов Почетного доктора РУДН неизменно подчеркивали выдающуюся роль Университета в подготовке национальных технических, гуманитарных и образовательных кадров для их государств и Африки в целом и выражали свою глубокую и искреннюю благодарность за эту благородную международную миссию Университета.

За пределами России работает более 25 тыс. иностранных выпускников Университета, из них более 7 тыс. — выпускники-африканцы.

В ряде африканских стран выпускники нашего Университета занимают важные государственные и партийные посты, являются известными общественными деятелями и успешно работают в международных организациях. Они стали высококлассными специалистами в различных областях деятельности, руководителями компаний, работниками средств массовой информации, видными учеными, заведующими кафедр в вузах своих стран.

Любое сотрудничество — это, прежде всего, люди. Наши выпускники — это живой мост передачи наших образовательных и научных традиций, залог успеш-

ного развития разнообразных связей Университета с высшими учебными заведениями в африканских странах. Это наше прошлое, настоящее и будущее.

До начала 1990-х гг. в структуре Университета было 6 основных факультетов, на сегодняшний день их 10: инженерный, медицинский, физико-математических и естественных наук, юридический, экономический, филологический, гуманитарных и социальных наук, аграрный, экологический, иностранных языков и общеобразовательных дисциплин (подготовительный факультет). Студенты из африканских стран учатся на всех факультетах.

До начала 1990-х гг. большая часть выпускников-иностранцев заканчивала инженерный факультет, дальше в порядке убывания количества выпускников шли медицинский, экономики и права, сельскохозяйственный, физико-математических и естественных наук, историко-филологический.

Среди выпускников-африканцев число по факультетам распределялись следующим образом (в порядке убывания): инженерный (число специалистов-строи-телей и механиков более чем вдвое превышало выпуск геологов и разработчиков), экономики и права (юристов было больше, чем экономистов), медицинский, сельскохозяйственный (агрономов было больше, чем инженеров), историко-филологический (по мере убывания — историки, филологи, журналисты), физико-математических и естественных наук (по мере убывания — химики, физики, математики).

Со второй половины 1990-х — 2000-х гг. ситуация несколько изменилась. На первом месте по количеству выпускников-африканцев теперь стоит медицинский факультет. Далее идут инженерный, гуманитарных и социальных наук, филологический, экономический, аграрный, юридический, физико-математических и естественных наук, экологический факультеты.

Исходя из данных, собранных в Управлении набора иностранных студентов и Управлении по связям с выпускниками (информация охватывает не всех африканских выпускников), можно констатировать, что большинство из них выехали на родину и работают в своих странах по полученной специальности.

Выпускники-африканцы занимают различное положение в общественной структуре своих стран. Некоторые из них занимают высокое положение у себя на родине, но основная масса выпускников составляет так называемое «среднее звено» в государственно-административных органах, в области экономики, образования и здравоохранения. Около 20% выпускников не нашли работу на родине и эмигрировали в соседние африканские или в западные страны.

Трудоустройство африканских выпускников Университета на родине зависит от социально-экономической и внутриполитической обстановки в стране, наличия межгосударственных соглашений о взаимном признании дипломов, реальных потребностей страны в квалифицированных кадрах определенной специализации, а также от того, насколько успешно успели зарекомендовать себя на родине выпускники Университета прежних лет. До начала 1990-х гг. важным фактором трудоустройства являлась ориентация африканской страны на СССР или на западные страны (так, в ряде стран Юга Африки выпускники Университета до начала

1990-х гг. по политическим соображениям не могли найти работу и мигрировали). Ряд выпускников, благодаря своему профессионализму, организаторским способностям, таланту добились важных государственных, партийных, общественных позиций и вносили и вносят свой вклад в укрепление позиций СССР/России в странах Африки, оказывают реальное содействие расширению взаимовыгодных экономических, политических, научно-образовательных связей между нашими странами.

Были также и трудности. В 1960—80-е гг. в странах с явно выраженным прозападным курсом наблюдалось недоверие к советской высшей школе и к советским дипломам, бытовало мнение о том, что специалисты, обучавшиеся в СССР, менее компетентны, чем специалисты, подготовленные на Западе, и предпочтение отдавалось английским, французским и американским дипломам (так было в ЦАР, Кении, Камеруне, Заире, Сенегале, Руанде, Мавритании). У выпускников советских вузов существовала необходимость сдавать квалификационные экзамены для того, чтобы устроиться на работу.

В целом Университету пришлось преодолевать в 1960—70-е гг. нежелание ряда африканских и западных стран признавать равноценность советских, и в частности университетских, дипломов, мнение о том, что студенты УДН получают, прежде всего, политическую и идеологическую, а не профессиональную подготовку, что уровень требований и объем учебных программ в УДН ниже, чем в других советских вузах, и даже приравнивание дипломов Университета к дипломам техникумов.

С 1980-х гг. в африканских странах в связи с обострявшимися социальноэкономическими трудностями стали возникать проблемы, связанные с трудоустройством на работу, которые приводили и приводят к росту безработицы среди специалистов с высшим образованием и к их эмиграции в другие страны. В ряде стран рост безработицы среди дипломированных специалистов и их отъезд за рубеж объясняется, в частности, даже некоторым перепроизводством кадров с высшим образованием (по гуманитарным, естественным, некоторым инженерным специальностям), что, в свою очередь, свидетельствует о недостаточной продуманности в кадровой политике и нерациональном использовании уже имеющихся специалистов. Также в странах Африки наблюдается острая нехватка специалистов со средним образованием.

Часть выпускников мигрирует из своих стран. Существует три основных направления эмиграции: в поисках работы в страны Запада, часто с последующей натурализацией («утечка умов»); постуниверситетская учеба в странах Запада; из беднейших стран в поисках работы в другие, более развитые, африканские страны.

Если до начала 1990-х гг. среди причин эмиграции наряду с экономическими существовали и политические, то теперь основной причиной является поиск более высокой заработной платы, лучших условий работы по специальности и перспектив профессионального роста.

Широко распространяется миграция внутри африканского континента из бедных стран в более богатые страны Южной и Тропической Африки и в нефтедо-

бывающие страны Северной Африки. Выпускники из англофонных стран, преимущественно, выезжают в Нигерию, а выпускники из франкофонных стран — в Кот-д’Ивуар. Из крупнейшей страны Африки — Нигерии, для которой Университет подготовил кадры по всем специальностям, выпускники выезжают в страны Европы и США в поисках более высокого заработка.

И все же большинство выпускников-африканцев находило и находит работу по специальности у себя на родине. Если судить по данным на середину 1980-х гг., можно сделать такие выводы. В целом, 80% выпускников-африканцев Университета работало в своих странах, эмиграция в среднем в регионе составляла 20%. В непроизводственной сфере (государственный аппарат, наука и образование, здравоохранение и т.д.) было занято подавляющее большинство специалистов — выпускников УДН — 79%, в промышленности — 15%, в сельском хозяйстве — 6% (1).

Подобное распределение специалистов в социально-экономической структуре стран Африки имело свои причины. В 1960-е гг., сразу после достижения независимости, началось создание национальных государств, поэтому, в первую очередь, возникла острая нехватка высококвалифицированных национальных кадров для самостоятельного управления молодыми государствами. Около половины всех выпускников, занятых в непроизводственной сфере, работало в различных звеньях государственного аппарата. Здесь были заняты квалифицированные кадры практически всех специальностей, представленных в Университете: юристы, экономисты, инженеры, историки, агрономы и т.д. При этом из них по специальности работало примерно 80%, а не по специальности — около 20% выпуск-ников-африканцев. Выпускники выезжали в другие страны именно для того, чтобы найти работу по специальности. Большую часть эмигрирующих составляли инженеры и медики.

В 1990—2000-е гг. ситуация несколько изменилась. Как в России, так и в африканских странах пошли процессы либерализации, и большая часть государственного сектора экономики попала в частные руки. Это привело к тому, что, если в предыдущий период подавляющее большинство выпускников работало в государственном секторе, то теперь значительная их часть занимается, например, частным предпринимательством. В связи с увеличившимися социально-экономическими трудностями, в том числе ростом безработицы, в этот период увеличилось количество выпускников-африканцев, работающих не по специальности, а также мигрирующих в страны Европы и Америки.

Итак, за 50 лет наш Университет выпустил более 7 тыс. высококвалифицированных специалистов для 48 стран Африки. За этот период наиболее широко представленными в подготовке кадров были Нигерия, Эфиопия, Танзания, Бенин, Мали, Кот-д’Ивуар, Кения, Ангола, Судан, Гана. Для каждой из этих стран Университет подготовил более 200 специалистов.

В 1960 г. Совет Университета зачислил в состав студентов подготовительного факультета 64 африканских студента из 9 стран континента (2). Тогда самые большие группы приехали из Сьерра-Леоне и Нигерии. В 2008 г. в Университет было

зачислено 262 африканца. В 2000-е гг. на учебу в РУДН наибольшее количество студентов приезжает из Танзании, Анголы, Нигерии, Гвинеи-Бисау (3).

Старожилы Университета помнят наиболее ярких африканских студентов первого набора, талантливых в обучении и ярких организаторов: Конго Фодие из Мавритании, Траоре Мамаду из Мали, Шегун Одунуга из Нигерии, Сандаси Латуси из Туниса.

Среди отличников последних двух лет (2006—2007 гг.) можно назвать некоторые имена: Окох Эмека (Нигерия), Камара Сиди (Мали), Ротич Дороти (Кения), Килоке М. Каран (Конго), Матури Деша Деви (Маврикий), Рамхогон Кушанд (Маврикий), Гомеш Оленка Минкел Берзелио (Гвинея-Бисау). Безусловно, Африка может гордиться своими отличниками. Из поколения в поколение они создают положительный образ континента, не только в Университете, но и в России.

Наши выпускники не теряют связей со своей «альма-матер», тепло вспоминают годы учебы в Университете. Вот выдержки из приветствия Чарльза Аладе из Нигерии, выпускника историко-филологического факультета УДН им. П. Лу-мумбы 1974 г., кандидата исторических наук, профессора Лагосского государственного университета.

«По случаю празднования 50-летнего юбилея Российского университета дружбы народов я шлю мои самые сердечные поздравления!

Я горжусь тем, что являюсь выпускником этого великого Университета — цитадели образования и науки. 2 октября 2008 года я отметил 40 лет с того самого дня, когда вступил на землю Советского Союза со стремлением добиться знаний и преуспеть в науке. Годы учебы в Москве стали самыми лучшими и, безусловно, самыми запоминающимися годами моей жизни. Чем бы я не занимался, кем бы я не был, я всегда вспоминаю и ценю то чудесное время... Все преподаватели и профессора, которые учили нас, были высокопрофессиональными преподавателями и просто замечательными людьми, которые дали нам глубокие фундаментальные знания, и их пример является для нас образцом для подражания и восхищения, в каких бы сферах деятельности мы не работали».

Каждому Университет дал возможность самореализации не только в учебе. Воспоминания о времени, проведенном в стенах Университета, — это воспоминания о своей молодости. Это художественная самодеятельность и поэтические кружки, студенческое самоуправление и стройотряды, спортивные состязания и конкурсы красоты, поездки по стране и незабываемые встречи, отдых на Черном море и в Молдавии, КВН и Всемирные фестивали молодежи и студентов и еще многое-многое другое.

Вот выдержки из воспоминаний Ныгусие Кассае Вольде Микаэля из Эфиопии, выпускника РУДН 1991 г., доктора исторических наук, профессора кафедры политических наук РУДН.

«Вспоминая сейчас свою жизнь, связанную с 1985 года с Университетом, я понимаю, что многое в ней происходило типично для студентов моего поколения...

Учась в Университете, я участвовал во многих мероприятиях. Летом 1987 года я поехал в Сибирь в составе интернационального строительного отряда. Мы прибыли в Усть-Кут. Красота мест нас просто заворожила: вековой лес, ягоды, чис-

тейшие воздух и вода. По прибытии нам выдали все необходимое, в том числе одежду. Нас — иностранцев — больше всего поразили кирзовые сапоги и портянки, с которыми мы сначала не знали, что делать, и прошло какое-то время, пока мы научились их правильно наматывать. Мы должны были работать на ремонте железнодорожной станции, а главным орудием труда была лопата. До этого я никогда не держал в руках лопату, мне она казалась тяжелой, неудобной, тупой, и я боялся, что у меня ничего не получится. Тогда ко мне подошел командир нашей бригады и сказал, что лопату надо «чувствовать», и она должна быть как бы «продолжением моей руки». Вняв его словам, через несколько дней я научился лопатой бросать щебенку дальше всех. Кстати, в эту поездку я попал на Байкал, и эти переживания, связанные со сказочной первозданной красотой местной природы, я никогда не забуду. В 1989 году моя стройотрядовская деятельность продолжилась в Казахстане — в г. Целинограде мы отремонтировали школу и построили несколько жилых домов. Отношения с местным населением были просто прекрасные, мы организовывали совместные вечера и дискотеки. Я подружился с одной семьей, глава которой подарил мне кролика, и к концу сезона у меня их было уже целых восемь штук.

Летом 1989 года в составе университетской делегации я ездил в Пхеньян (Северная Корея) на XIII Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Наша делегация была одной из самых активных, участвовала почти во всех секциях. Лично я выступал с докладом об экономических проблемах Африки.

Зимой 1990 года я поехал во Владивосток и там познакомился с знаменитым русским путешественником Федором Конюховым. От имени студентов УДН я отдал ему эмблему нашего Университета, чтобы он закрепил ее на Северном полюсе. Когда я вернулся в Москву, я почувствовал, что стал настоящей узнаваемой «звездой» в Университете, так как эту встречу показывали по центральному телевидению...

Эти детали моей биографии — лишь короткие наброски. Но они заставили меня еще раз оглянуться назад и убедиться в том, что благодаря моей учебе в Университете я объездил почти весь Советский Союз и побывал за его пределами, приобрел большое количество друзей и знакомых. Я знаю точно, что моих впечатлений хватит на целую книгу, которую я, может быть, когда-нибудь напишу».

А вот несколько слов из обращения Жульдаса Окие Етумби из Габона, выпускника кафедры теории и истории международных отношений 2005 г., кандидата исторических наук, в 2006—2007 гг. — Президента Ассоциации африканских студентов РУДН (АССАФСТУ).

«Качество подготовки специалистов и в этой связи высокий авторитет РУДН хорошо известны во всем мире. Поэтому много молодых африканцев ежегодно стремятся поступить в Университет, чтобы получить хорошее образование, и мы Вам благодарны за эту предоставленную возможность.

Что принесет молодой человек в свой дом, кроме диплома о высшем образовании, полученного в РУДН, возвращаясь из России? Прежде всего, знание языка, культуры и жизни страны, в которой он учился, а главное — память о друзьях

и желание вернуть свой долг, создавая высокий имидж «альма-матер». Университетская система образования и воспитания призвана готовить «друзей РУДН» на основе общечеловеческих ценностей и взаимоуважения людей разных рас, конфессий и этносов».

К сожалению, в 1990-е гг. Россия утратила свои достаточно сильные позиции в странах Африки, но она не прочь их восстановить. Однако произошедшие изменения в самой России, в государствах Африканского континента, на международной арене в целом требуют новых подходов в области межгосударственных отношений. В каждой стране африканского континента в активной политической, экономической, научно-образовательной жизни заняты где-то десяток, а где-то тысячи специалистов, окончивших советские и российские вузы. В 48 странах континента работают на благо своих государств выпускники Российского университета дружбы народов. Россия обязательно должна использовать, в первую очередь, этот человеческий ресурс в разработке и реализации российско-африканских связей в новых взаимовыгодных условиях. Наши выпускники являются главными источниками знаний и информации о России. Необходимо, чтобы эта информация носила позитивный характер.

ПРИМЕЧАНИЯ

(1) Материалы Управления набора иностранных студентов РУДН (Г.Г. Соколов).

(2) 10 лет Университету дружбы народов. — М.: Изд-во УДН, 1970. — С. 5.

(3) Материалы Международного отдела РУДН (В.И. Калыгин).

«I’M PROUD TO BE THE GRADUATE OF THIS GREAT UNIVERSITY»: GRADUATE STUDENTS OF PEOPLES’ FRIENDSHIP UNIVERSITY OF RUSSIA FROM AFRICA

L.V. Ponomarenko, E.G. Zueva

World History Chair Peoples’ Friendship University of Russia

Miklukho-Maklaya St., 6, Moscow, Russia, 117198

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.