Научная статья на тему '"я бескорыстно посвятил всю свою жизнь служению истине и Отечеству": к 210-летию со дня рождения Н. И. Пирогова (обзор сборника педагогических и публицистических статей "Избранное")'

"я бескорыстно посвятил всю свою жизнь служению истине и Отечеству": к 210-летию со дня рождения Н. И. Пирогова (обзор сборника педагогических и публицистических статей "Избранное") Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
154
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Человек и образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
Н.И. ПИРОГОВ / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / УЧИТЕЛЬ / N.I. PIROGOV / EDUCATION / UPBRINGING / TEACHER

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сенченков Николай Петрович

В обзоре сборника педагогических и публицистических статей Н.И. Пирогова «Избранное» подчёркивается, что данное издание, вышедшее в 2019 году, представляет собой наиболее полное собрание педагогических статей, общепедагогических трудов о высшей школе и публицистики великого учёного, одного из первых поставившего в центр воспитания самого человека как личность, представляющую собой самостоятельную и самодостаточную ценность, а не средство для достижения других целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

"I DEVOTED MY LIFE TO SERVICE TO TRUTH AND MOTHERLAND SELFLESSLY": ON 210TH ANNIVERSARY OF N.I. PIROGOV’S BIRTH (REVIEW OF PEDAGOGICAL AND PUBLICISTIC ARTICLES COLLECTION “FAVORITES”)

In the review of «Favorites», the pedagogical and publicistic articles collection of N.I. Pirogov, it is emphasized that this publication of 2019 is the most complete collection of pedagogical articles, general pedagogical works about higher education by N.I. Pirogov, a great scientist, one of the first scientists who put the person in the center of education and emphasized his independent and self-sufficient value

Текст научной работы на тему «"я бескорыстно посвятил всю свою жизнь служению истине и Отечеству": к 210-летию со дня рождения Н. И. Пирогова (обзор сборника педагогических и публицистических статей "Избранное")»

Видные деятели педагогической науки. исторический опыт

Н.П. Сенченков

(г. Смоленск)

«Я БЕСКОРЫСТНО ПОСВЯТИЛ ВСЮ СВОЮ ЖИЗНЬ

СЛУЖЕНИЮ ИСТИНЕ И ОТЕЧЕСТВУ»: К 210-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ Н.И. ПИРОГОВА

(ОБЗОР СБОРНИКА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИХ СТАТЕЙ «ИЗБРАННОЕ»)

«I DEVOTED MY LIFE TO SERVICE TO TRUTH AND

MOTHERLAND SELFLESSLY»: ON 210TH ANNIVERSARY OF N.I. PIROGOV'S BIRTH (REVIEW OF PEDAGOGICAL AND PUBLICISTIC ARTICLES COLLECTION "FAVORITES")

В обзоре сборника педагогических и публицистических статей Н.И. Пирогова «Избранное» подчёркивается, что данное издание, вышедшее в 2019 году, представляет собой наиболее полное собрание педагогических статей, общепедагогических трудов о высшей школе и публицистики великого учёного, одного из первых поставившего в центр воспитания самого человека как личность, представляющую собой самостоятельную и самодостаточную ценность, а не средство для достижения других целей.

Ключевые слова: Н.И. Пирогов, образование, воспитание, учитель.

In the review of «Favorites», the pedagogical and publicistic articles collection of N.I. Pirogov, it is emphasized that this publication of 2019 is the most complete collection of pedagogical articles, general pedagogical works about higher education by N.I. Pirogov, a great scientist, one of the first scientists who put the person in the center of education and emphasized his independent and self-sufficient value. Key words: N.I. Pirogov, education, upbringing, teacher.

В издательстве международного историко-литературного журнала «Странникъ» в начале 2019 года вышел в свет сборник педагогических и публицистических сочинений великого врача и гуманиста Николая Ивановича Пирогова «Избранное». Автором идеи издания сборника стал основатель и президент Национального медико-хирургического центра им. Н.И. Пирогова, академик РАН Ю.А. Шевченко. Безусловно, данная книга будет интересна не только специалистам, занимающимся проблемами истории педагогики, но и студентам, методистам, учителям, всем тем, кто считает, что современный учитель - это не набор неких компетенций и педагогических технологий, а

Личность, на вопрос: «К чему вы готовите ребёнка?» отвечающая: «Быть человеком». Данный сборник поможет сформировать определённый взгляд на интереснейшую жизнь и высоконаучные труды Н.И. Пирого-ва, вся деятельность которого, как отмечает Ю.А. Шевченко, была посвящена служению высоким человеческим идеалам. Данная книга ещё раз подтверждает, что огромное наследие, оставленное выдающимся учёным в области практической медицины, научных исследований, в сфере воспитания и обучения, общественной деятельности, велико и многогранно.

Составители Ю.А. Шевченко и К.В. Забелин (главный редактор «Странника»,

выпускник СмолГУ) очень интересно выстроили содержание сборника, представив в самом начале «Автобиографию Н.И. Пи-рогова», а затем четыре отдела: 1. Статьи общепедагогические. 2. Статьи о высшей школе. 3. Статьи публицистические и речи. 4. Приложение («Вопросы жизни». Вторая редакция).

Нужно отметить, что издававшиеся несколько раз до революции собрания сочинений Н.И. Пирогова всегда включали в себя специальный том, посвящённый педагогическим и публицистическим статьям, написанным великим учёным в основном в 1856-1864 гг. во время его наиболее интенсивной деятельности на педагогическом поприще. Также в послереволюционные годы неоднократно публиковались избранные педагогические труды учёного-гения. Но, к большому сожалению, эти издания были подвергнуты жёсткой цензуре. Особо цензура коснулась проблем духовности, еврейского образования и прогрессивных вопросов воспитания.

Обратимся теперь к анализу представленных составителями «Автобиографии Н.И. Пирогова» и разделов.

«Автобиография» была написана Н.И. Пироговым в сентябре 1880 г. в селе Вишня и представляет собой несколько писем его к лейб-медику И.В. Бертенсону, сопровождавшему его в поездке на театр франко-прусской войны в 1870 г. и бывшему вместе с Н.И. Пироговым в 1877-1878 гг. на театре русско-турецкой войны. Вот ключевые точки биографии Н.И. Пирогова.

Н.И. Пирогов родился 13 ноября 1810 г. в Москве в семье казначея провиантского депо. В 11 лет он был отдан в пансион выдающегося московского педагога В.С. Кряжева, а в 14 лет поступил в Московский университет. Интересен тот факт, что в университет не допускались лица моложе 16 лет. Но в связи с тем, что юный Пирогов представил вместо метрики свидетельство из комиссариатского депо, удостоверявшее, что он имеет от роду «шестнадцать лет», был зачислен на медицинский факультет. В 1828 г. Пирогов закончил медицинский факультет со степенью лекаря и поступил

в профессорский институт при Дерптском университете для подготовки к учёному званию; в 1836 г. был избран профессором в Дерпте, в 1841 г. перешёл в Медико-хирургическую академию, в 1854 г. поехал на фронт в Севастополь, в 1856 г. вышел в отставку по военно-медицинскому ведомству. В июле 1856 г. Н.И. Пирогов был назначен попечителем Одесского учебного округа, в 1858 г. - Киевского, в 1861 г. был командирован за границу для руководства молодыми людьми, подготовлявшимися там к профессорству в России, в 1866 г. был освобождён министром народного просвещения графом Д.А. Толстым от «возложенных на него поручений, как по исполнению разных трудов по учебной и педагогической части, так и по руководству лиц, отправленных за границу для приготовления к званию профессоров и преподавателей». В 1870 г. по приглашению Красного Креста Н.И. Пирогов объехал театр франко-прусской войны, в 1877-1878 гг. - русско-турецкой. В мае 1881 г. Московский университет чествовал 50-летие научно-общественной деятельности своего выдающегося выпускника. Скончался Н.И. Пирогов 23 ноября 1881 года в селе Вишня Винницкого уезда Подольской губернии от ползучей раковой язвы слизистой оболочки рта.

Особое место в «Автобиографии» занимает описание Н.И. Пироговым своей педагогической деятельности. В частности, учёный подчёркивал, что в этой деятельности «преимущественно заботился о соглашении школы с жизнью, о свободе научного расследования, о возбуждении в учащих и учащихся уважения к человеческому достоинству и истине ... Я обратил главное внимание наставников на различную индивидуальность учеников ... Я твёрдо был убеждён, что уважение и любовь к святому, высокому и прекрасному не могут быть иначе развиты в душе ребёнка, как следя за развитием его индивидуального быта, его восприимчивости и склонности к этим чувствам». Безусловно, данные положения, высказанные гениальным учёным, не потеряли своей актуальности и в наши дни.

И вот ещё один замечательный фрагмент «Автобиографии», раскрывающий зна-

чение учителя в воспитании высоконравственного образованного ученика: «Наука в руках дельного учителя есть единственное мощное средство в школах и к нравственному образованию. Дельный учитель в классе и при уроках всего лучше может узнать индивидуальные склонности ученика, его восприимчивость, - развить которую есть главная задача учителя, - и его склонность». По-моему, лучше не скажешь, особенно на фоне того, когда современный учитель просто «зашорен» немыслимым количеством отчётов, отписок, заполнением электронных журналов, забывая о самом главном: «Быть счастливым счастьем других - вот настоящее счастье...».

В первый отдел «Статьи общепедагогические» вошло 46 статей и опубликованных речей Н.И. Пирогова, написанных и произнесённых им, когда он был попечителем сначала Одесского, а затем Киевского учебных округов, и 11 циркуляров, касавшихся ключевых проблем обучения и воспитания (о наглядном обучении, о наказаниях учеников, о преподавании географии и др.).

Безусловно, ключевое место в этом разделе занимает статья «Вопросы жизни» (первая редакция), в которой Н.И. Пирогов, будучи сторонником индивидуального подхода к воспитанию, рассматривает фундаментальные проблемы воспитания. Учёный жёстко критикует существующую в его время систему воспитания и образования и потому предлагает новую, заключающую в себе четыре этапа: 1. Начальная школа (2 года) - математика, грамматика. 2. Неполная средняя школа (4 года) - общеобразовательная программа. 3. Средняя школа (3 года) - общеобразовательная программа + языки + прикладные предметы. 4. Высшая школа - высшее учебное заведение.

Н.И. Пирогов отмечал важность образования на началах гуманизма, настаивал на воспитании и обучении на родном языке, говоря: «Презрение к родному языку позорит национальное чувство».

«Вопросы жизни» произвели поистине огромное впечатление на всех мыслящих людей своего времени. Все журналы и газеты в лице своих лучших сотрудников

отмечали появление этой статьи обширными извлечениями, сопровождаемыми вполне сочувственными примечаниями. В сентябрьском номере «Журнала» (1856 г.) Министерства народного просвещения данная статья была целиком опубликована со следующим примечанием редакции: «Эта прекрасная статья, известная уже публике из «Морского сборника», помещается здесь по воле г. министра народного просвещения как соответствующая цели и назначению журнала, обязанного между прочим заботиться о распространении в обществе и в кругу наших воспитателей здравых и верных идей о воспитании».

В сборнике (отдел IV) помещен текст «Вопросов жизни» (вторая редакция). Этот текст существенно отличается от первоначального, трижды напечатанного при жизни автора. Статья получилась почти вдвое большего размера: начало и конец её были изменены, главным образом в части смягчения отдельных выражений.

Если бы «Вопросы жизни» появились после смерти автора только в расширенном размере, но сохранили бы ту же яркость и красочность, которым эта статья обязана своей историко-литературной славой, то явно в сборник вошла бы статья позднейшей редакции. Но, к сожалению, здесь наблюдается обратное явление. Вот почему составители сборника поместили обе редакции «Вопросов жизни» - первоначальную и позднейшую, чтобы читатели имели возможность сопоставить оба этих текста.

При этом нужно отметить, что на протяжении последних почти 30 лет «Вопросы жизни. Дневник старого врача... » переиздавались пять раз, в том числе на русском (2008, 2009, 2010), английском (1992) и немецком (2010) языках. Это свидетельствует о том, что наследие «первого хирурга» продолжает привлекать внимание и остаётся востребованным во многих странах мира.

Во втором отделе «Статьи о высшей школе» представлено 12 статей и писем, затрагивающих проблемы образования в российских университетах и подготовку русских учёных за границей. Среди представленных статей наибольший интерес вызывает

статья «Взгляд на общий устав наших университетов», написанная Н.И. Пироговым в марте 1861 г., когда в российском обществе заговорили о необходимости университетской реформы. Для Н.И. Пирогова первым и главным условием прогресса была твёрдая вера в образовательную, творческую силу человеческой личности. Учёный был глубоко убеждён, что государство и общество должны «помогать достижению этого всецелого, всестороннего развития способностей и добрых склонностей человека». Отсюда и стремление изменить к лучшему (но не революционно поломать) высшее образование в Российской империи.

Третий отдел «Статьи публицистические и речи» включил в себя 25 писем и речей, в которых затрагивались различные проблемы общественной жизни (о христианской любви, о женском вопросе, о крестьянском деле), а также дискуссию, касаемую журналистской цензуры.

Особое восхищение в данном отделе вызывают трогательные «речи», сказанные Н.И. Пироговым при прощании с Одессой и Киевом, а также на юбилейных мероприятиях в Москве по случаю 50-летия своей научно-общественной деятельности.

Подводя итоги, отметим, что данное издание представляет наиболее полное собрание педагогических статей, общепедагогических трудов, статей о высшей школе и публицистики великого учёного-естествоиспытателя, хирурга, педагога, основоположника русской военно-полевой хирургии. Имя Н.И. Пирогова составляет гордость и славу не только отечественной, но и мировой педагогической науки, народного просвещения и образования. Он один из первых поставил в центр воспитания самого человека и показал, что человек - это личность, представляющая собой самостоятельную и самодостаточную ценность, а не средство для достижения других целей. Необходимость научить человека решать вопросы о смысле и цели своей жизни Н.И. Пирогов рассматривал как «самый существенный атрибут духовной натуры человека». Поэтому неслучайно К.Д. Ушинский особо подчёркивал, что «Н.И. Пирогов первый у нас взглянул на дело воспитания с философской точки зрения и увидел в ней не вопрос школьной дисциплины, дидактики или правил физического воспитания, но глубочайший вопрос человеческого духа - вопрос жизни».

Литература

1. Брежнев А.П. Пирогов. - М.: Молодая гвардия, 1990. -476 с. ил. - (Жизнь замечательных людей, Сер. биогр.; Вып. 711).

2. ЗеньковскийВ. Пирогов Николай Иванович/ Русское мировоззрение. - М., 2003. - С. 559561. - (Сер. книг "Светлая Русь").

3. Пирогов Н.И. Автобиография (Письма к И.В. Бертенсону)/ Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное»/ Составление и литературное редактирование: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. -М.: Историко-литературный журнал «Стран-никъ», 2019. -560 с.

4. Пирогов Н.И. Вопросы жизни (первая редакция)/ Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное»/ Составление и литературное редактирование: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. -М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2019. -560 с.

5. Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное». Примечания/ Пирогов Н. И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное»/ Составление и литературное редактирование: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. -М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2019. -560 с.

6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические сочинения. -М.: Учпедгиз, 1939. Т. 1. -300 с.

7. Шевченко Ю.Л. Слово к читателю/ Пирогов Н. И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное»/ Составление и литературное редактирование: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. - М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2019. -560 с.

8. Шевченко Ю.Л. Духовное наследие Николая Ивановича Пирогова/ Пирогов Н.И. Педагогические и публицистические сочинения. «Избранное»/ Составление и литературное редактирование: Ю.Л. Шевченко, К.В. Забелин. - М.: Историко-литературный журнал «Странникъ», 2019. -560 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.