Научная статья на тему 'XXI ВЕК: ИНТЕНЦИЯ КАК ДУХОВНАЯ СУДЬБА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ'

XXI ВЕК: ИНТЕНЦИЯ КАК ДУХОВНАЯ СУДЬБА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цивилизация / интенция / Бытие / Россия / Украина / западная цивилизация / Великая Отечественная война / civilization / intention / Being / Russia / Ukraine / Western civilization / the Great Patriotic War

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Лев Владимирович

Проблема интенции, как проблема цивилизаци-онного смысла Бытия современного человечества, отчетливо осо-знается в ситуации той очевидной угрозы термоядерной войны, которая нависла сейчас над миром. Интенция – это обостренное видение человеком истины пути, а значит правильности его прак-тической жизни и понимания того духа, которой является гаранти-ей этой правильности. Исторически интенция обретает различное содержание и различные цивилизационные формы – от формы ре-лигиозного иконостаса до образа ритмичной работы гильотины и погружения в рефлексию современной философии. Интенция ста-ла общечеловеческим пониманием порога жизни и попытки опре-делить путь, позволяющий человеку переступить этот порог.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

XXI century: Intention as the spiritual destiny of civilizational self-determination

The problems of intention, as a problem of the civilizational meaning of the Existence of modern humanity, are clearly realized in the situation of the obvious threat of thermonuclear war that is now hanging over the world. Intention is a person's sharpened vision of the truth of the path, which means the correctness of his practical life and understanding of the spirit, which is a guarantee of this correctness. Historically, the intention acquires different content and various civilizational forms – from the form of a religious iconostasis to the image of the rhythmic work of the guillotine and immersion in the reflection of modern philosophy. The intention has become a universal understanding of the threshold of life and an attempt to determine the path that allows a person to cross this threshold.

Текст научной работы на тему «XXI ВЕК: ИНТЕНЦИЯ КАК ДУХОВНАЯ СУДЬБА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ»

СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

УДК 378.1 DOI: 10.31249/rphil/2023.04.12

СКВОРЦОВ Л.В.г XXI ВЕК: ИНТЕНЦИЯ КАК ДУХОВНАЯ

СУДЬБА ЦИВИЛИЗАЦИОННОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ

Аннотация. Проблема интенции, как проблема цивилизаци-онного смысла Бытия современного человечества, отчетливо осознается в ситуации той очевидной угрозы термоядерной войны, которая нависла сейчас над миром. Интенция - это обостренное видение человеком истины пути, а значит правильности его практической жизни и понимания того духа, которой является гарантией этой правильности. Исторически интенция обретает различное содержание и различные цивилизационные формы - от формы религиозного иконостаса до образа ритмичной работы гильотины и погружения в рефлексию современной философии. Интенция стала общечеловеческим пониманием порога жизни и попытки определить путь, позволяющий человеку переступить этот порог.

Ключевые слова: цивилизация; интенция; Бытие; Россия; Украина; западная цивилизация; Великая Отечественная война.

SKVORTSOV L.V.I XXI century: Intention as the spiritual destiny of

civilizational self-determination

Annotation. The problems of intention, as a problem of the civilizational meaning of the Existence of modern humanity, are clearly realized in the situation of the obvious threat of thermonuclear war that is now hanging over the world. Intention is a person's sharpened vision

* ¡Скворцов Лев Владимирович! - доктор философских наук, руководитель Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН; skvortsovcgsir@mail.ru

of the truth of the path, which means the correctness of his practical life and understanding of the spirit, which is a guarantee of this correctness. Historically, the intention acquires different content and various civilization^ forms - from the form of a religious iconostasis to the image of the rhythmic work of the guillotine and immersion in the reflection of modern philosophy. The intention has become a universal understanding of the threshold of life and an attempt to determine the path that allows a person to cross this threshold.

Keywords: civilization; intention; Being; Russia; Ukraine; Western civilization; the Great Patriotic War.

Для цитирования: Скворцов Л.В. Интенция как духовная судьба цивилизационного самоопределения // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. -2023. - № 4. - С. 106-144. - DOI: 10.31249/rphil/2023.04.12

Часть I

Смысловая специфика видов интенции 1. Плюрализм персональных интенций

Вхождение человечества в историческую ситуацию XXI в. со всей определенностью выявила реальность цивилизационного перелома, определяющего необходимость качественно новых подходов к формированию смысла современной геополитики ведущих держав современного мира. Сложившаяся инерция геополитики современного глобального гегемона, роль которого играют США, ставит человечество на грань катастрофы, чреватой термоядерной войной.

Америка установила во всех основных регионах мира свои военные базы и набросила на суверенные страны долларовую финансовую сеть, реальная материальная основа которой обеспечена не золотом, а стоимостью той бумаги, на которой она напечатана. Эта ситуация содержит в себе наряду с термоядерной глобальную экономическую угрозу.

Исторически возник цивилизационный вулкан, извержение которого может произойти в любое критическое время.

Его предотвращение начинает зависеть от состояния мен-тальности тех лиц, которые получают право держать свои руки на кнопках, нажатие которых означает наступление судного дня для современного человечества.

Надежда на то, что такое событие просто невозможно, поскольку оно противоречит здравому смыслу нормального человека, слаба. Это - суждение, соответствующее здравому смыслу, однако оно не учитывает своеобразия политического мышления в возникающих драматических ситуациях. История доказывает, что в драматических ситуациях люди начинают вести себя, казалось бы, странным и даже невозможным образом. Таким было поведение греков, которые, попадая в безнадежную ситуацию в войне с персами, принимали решение о прекращении жизни своих семей и кончали свои жизни в последней схватке в военном противоборстве с врагом. В России церковный раскол сопровождался феноменом добровольного решения о массовом самоубийстве старообрядцев.

Безумное решение может быть принято в бредовом состоянии; оно чем-то напоминает феномен самоубийства. Возникновение бредового состояния с возможными катастрофическими формами поведения можно предвидеть и по возможности предотвращать, нейтрализовать его выход за пределы нормы. Сложнее обстоит дело, когда выход из нормального состояния происходит под влиянием подготовленного приказа, в результате взвешенного решения. Как это возможно? Это состояние достигается под воздействием осмысления пути жизни и его оценки, на основе которой принимаются определенные судьбоносные решения. Такие формы поведения человека привлекали к себе внимание исследователей и писателей и находили свое выражение в классической русской художественной литературе. Можно даже фиксировать описание определенных типов такого поведения.

Так, например, в литературном произведении М.П. Погодина «Черная немочь» дается описание судьбы Гани - приказчика, который, размышляя над своей судьбой, осознает ее путь, что он не в состоянии изменить. Всю свою жизнь до гроба должен он будет проводить одинаково: покупать, продавать, покупать, продавать. В нем зарождается мысль: «Я не должен быть на пятидеся-

том году тем, чем есть теперь». Это - интенция, тот образ мыслимого бытия своей жизни, который он внутренне отвергает: человек должен работать над собой, изменить свою судьбу.

Отец Гани Семен Авдеевич решил помочь сыну в формировании нового смысла его жизни и женить его. Невестой оказалась девочка низенькая, но толстая-претолстая с одутловатыми щеками. Ганя решил, что он никогда не согласится с такой ужасной судьбой и принял решение броситься с моста в реку, оставив записку: «Меня хотят убить тысячью смертей - я выбираю одну». То есть он выбирал для себя лучшую судьбу. Это - парадоксальный выбор лучшего.

М.П. Погодин уловил своеобразие феномена интенции как выявления смысла личной судьбы, который воспринимается как решение, казалось бы, неразрешимой проблемы. Это решение находится в подмене реального мечтательным смыслом. Интенция, как слияние мечтательного начала с реальным, становится видимым соединением несоединимых противоположных начал.

На публичных чтениях А.С. Пушкин хвалил эту повесть. Интенция Гани представила всю его жизнь как неприемлемое для него целое. Он отвергает ее как действительность и выбирает ее антипод, т.е. смерть: интенция несет в себе судьбоносный смысл. Интенция обнажает абсолютный смысл бытия индивида, и индивид открывает реальность себя как потенциальную абсолютность, несовместимую с примитивностью действительной жизни. Индивид оказывается перед необходимостью открытия для себя той реальности, которая определяет высокий смысл, превращающий жизнь в желанную реальность. Индивид оказывается перед проблемой выбора - что составляет высокий смысл продолжения жизни: статус, богатство, любовь? Чего следует достигнуть в жизни, чтобы продолжать жить? Интенция дает ответ на этот вопрос. Если индивид не способен дать ответ на этот вопрос, он оказывается в состоянии нравственного кризиса. Это постоянное состояние становится невыносимым, и индивид пытается найти выход из кризиса духа в состоянии искусственного блаженства. Средство такого выхода - это алкоголь и наркотические вещества.

Возникает критическая ситуация. Феномен интенции, т.е. внутреннего состояния индивида, превращается в постоянное яв-

ление, как реальность и истинная цель, определяющие смысл и путь его жизни. Единство смысла и пути жизни - это та внутренняя картина, которая раскрывает характер и основное направление бытия личности как индивидуальности с ее специфическим смыслом.

Индивидуальность, ее глобальная смысловая расшифровка становятся уникальным предметом классической литературы. Характерен в этом отношении образ Алексея Ивановича, героя романа Ф.М. Достоевского «Игрок». Расшифровка его интенции раскрывает его принципиальное отличие от индивидов, стремящихся просто к обогащению. Игра в рулетку может раскрывать смысл бытия игрока. Игра в рулетку настолько завладевает Алексеем Ивановичем, что он начинает рассматривать весь мир как рулетку, как игру закономерных случайностей.

Бытие человека в этом мире воспринимается как путь, на котором он находится независимо от его возможных различных субъективных индивидуальных представлений. Картина интенции воспринимается как та действительность, которой надо обладать, с тем чтобы одержать победу на жизненном пути.

Реальность, определяющая сущность бытия человека как особенность интенции, содержит в себе возможность фатального заблуждения. Это происходит в том случае, если за истину интенции принимается фатальное желание человека. В повести А. Погорельского «Пагубные последствия необузданного воображения» русский граф Алцест, завершивший образование в Лейпцигском университете, но страдающий излишней впечатлительностью, влюбляется в девушку небесной красоты и женится на ней. Тем самым он повторяет историю «песочного человека» Э.Т.А. Гофмана. Алцест, став жертвой интриги, уходит из жизни. Батистовый платок с монограммой Алцеста находят на берегу реки.

Таким образом, феномен интенции потенциально содержит внутреннее противоречие - может быть как ориентиром истинного решения, так и фатального заблуждения. Вместе с тем феномен интенции представляет собой специфический интерес как реальность, открывающую плюрализм истины личностной самореализации. Этот плюрализм со всей очевидностью открывается в гениальных творениях классиков литературы. В качестве очевидной

иллюстрации этой истины можно обратиться к творению гения русской литературы, произведению Л.Н. Толстого «Война и мир», в котором отражена самореализация героев романа в соответствии с их пониманием истины своего личного самоосуществления, т.е. проживания своей жизни в соответствии с их действительным открытием ее смысла.

Так, князь Андрей Николаевич Болконский осмысленно относится к пониманию самого главного, что соответствует его чести, оправдывающей его жизнь и его поступки в этой жизни. Князь Андрей живет напряженной умственной жизнью. Он рационален, самое главное для него - утверждение себя, ощущение своей силы и власти. «Что же мне делать, ежели я ничего не люблю, как только славу, любовь людскую. Смерть, раны, потеря семьи -ничего мне не страшно. И как ни дороги, ни милы мне многие люди - отец, сестры, жена - самые дорогие мне люди - но, как ни странно, и ни неестественно это кажется, я всех их отдам сейчас за минуту славы, торжества над людьми», - размышляет о себе князь.

Князь открывает смысл истины своего бытия и реализует этот смысл в своей жизни. Но является ли эта истина истиной для всех людей, независимо от их социального состояния? Реальность этой истины, чувствует князь, находится на границе с вечностью и бесконечностью. Это то, что невозможно увидеть и понять так, как видится конечная реальность во всем ее многообразии. Л.Н. Толстой показывает в своем романе, как его герой Пьер Без-ухов мечется по полям Бородинского сражения, по горящей Москве, среди вырванных из нормальной жизни россиян и пытается понять смысл всего происходящего в этом хаосе бессмыслицы. Он поражается внутреннему спокойствию Платона Каратаева, который при всей своей видимой простоте находит контакт со сверхъестественной реальностью, которая несет в себе действительную истину смысла.

Все это вместе взятое представляет собой картину смыслового отчаяния, отсутствия понимания действительного смысла Бытия, который делает доступным истинный смысл каждого человека в его жизни и деятельности.

Проблема смыслового отчаяния и его преодоления способна вызвать массовое психологическое безжизненное состояние лю-

дей, теряющих способность исполнения своих рабочих и семейных обязанностей. Это состояние может быть нейтрализовано интенцией, позволяющей сохранять относительно нормальное самочувствие в критической ситуации, создающей смертельную угрозу. С этой ситуацией связан повышенный интерес к литературному и философскому описанию психологических ситуаций, связанных с приближением смерти отдельных индивидов. Их литературное и философское опасение в генерализованном виде может восприниматься как возможная интенция, позволяющая воссоздать психологические последствия термоядерной катастрофы. Это, конечно, не полное описание возможной реальности, но все же попытка приблизиться к ней через толкование интенции человека, через описание его бытия к смерти. Процесс психологического переживания движения к приближению смерти был внимательно описан Л.Н. Толстым в его известном произведении «Смерть Ивана Ильича». Это было воспроизведение внутреннего переживания интеллектуального процесса эволюции движения к смерти и его психологического восприятия и реакции на него человеческого окружения. В результате возникает осмысленная интенция процесса умирания. Уникальное по замыслу и смыслу произведение Л.Н. Толстого - это прикосновение к закрытой теме и политике ее сущностного анализа, самого абсолютного по своему смыслу процесса, имеющего самое фундаментальное значение для бытия человека. Исчезновение человека из жизни воспринимается для него самого как нечто невероятное, поскольку это означает исчезновение для человека всего мира. Это кажется невероятным и даже невозможным.

Л.Н. Толстой дает описание этого процесса как реального психологического события, не выходя за его доступные для воспроизведения пределы. Может ли это быть реальным эмпирическим основанием интенции, схватывания процесса в его целостности? Проблема интенции заключается в том, что человек хочет разгадать свою загадку, прояснить для себя, как и почему он оказался заброшенным в этот мир и для чего он был заброшен в него. В чем заключается смысл его бытия? Или смысла нет? Прояснить эти вопросы - значит познать самого себя. Интенция и раскрывает тайну человека, а значит, и смысл его бытия. В итоге оказывается,

что на эмпирическом основании образовать целостное отношение к феномену человеческой смерти невозможно, нельзя дать однозначную оценку, что такое смерть данного конкретного человека, как личности. Человек несет себя как индивидуальность. Окружающая человеческая среда знает свою индивидуальность, но это знание не совпадает с личным знанием о себе данного конкретного индивида.

Данный конкретный индивид знает не только свою телесность, но и свою идеальную сущность. Телесность подвержена ослаблению и разрушению, т.е. умиранию. А идеальная сущность человека может обладать специфическим бессмертием, она физически неуничтожима Эмпирическое свидетельство смерти человека воспринимается как результат физического заболевания. Свидетельство смерти может выступать как результат заболевания. Соответственно, смерть воспринимается как итог болезни, которую можно было вылечить. Этим определяется отношение окружения к процессу умирания, не как фатальному, а как случайному. В этом заключен ключевой вопрос: существует ли возможность бессмертия, если смертельная болезнь излечима и человек может выздороветь? Этот вопрос остается без окончательного научного ответа. Религия дает свой ответ.

Между религией и наукой находится философия. Философия видит реальность возможности как действительность, а не как ложный продукт фантазии. Философия способна к реальному рассмотрению явления, вокруг которого исторически развертывается дискуссия pro et contra. Так, например, Сократ, приговоренный к казни, в диалоге со своими собеседниками доказывает явление бессмертия души, невозможности ее физического уничтожения. Действительно, если попробовать уничтожить идеальную реальность с помощью использования каких-либо физических орудий, то это окажется невозможным. Простая математическая истина, изображенная на бумаге чернилами 2*2=4, может быть физически уничтожена разными способами - сжечь огнем, растворить в воде, порвать бумагу в клочья и т.д. Но смысл истины не исчезнет, он сохранится - дважды два будет равно четырем.

Это дает основания допускать феномен бессмертия души, а значит, сохранности сущности человека. Это доказательство мо-

жет быть исходной отправной точкой интенции, т.е. представления о целостности построения смысла бытия человека, отталкиваясь от исходного представления о бессмертии или, во всяком случае, от невозможности физического уничтожения духовного начала смысла, определяющего сущность человечности, заложенной в персоналии. Это может быть исходным началом философских размышлений, которые сохраняют свою претензию как истину знания вплоть до нашего времени.

Л.Н. Толстой отчетливо сформулировал истину той интенции, которая открывается в анализе бытия-к-смерти. «Это не было методическое исследование богословия и текстов Евангелий, - это было мгновенное устранение всего того, что скрывало смысл учения, и мгновенное озарение светом истины. Это было событие, подобное тому, которое случилось бы с человеком, тщетно отыскивающим по ложному рисунку значение кучи мелких перемешанных кусков мрамора, когда бы вдруг по одному наибольшему куску он догадался, что это совсем другая статуя, и, начав восстанавливать новую, вместо прежней бессвязности... увидал бы подтверждение своей мысли. Это самое случилось со мной». В своих размышлениях о бытии-к-смерти Ивана Ильича он «находит реальность духовной общности героя с простыми людьми, с народом, с детством, когда и то и другое - не увязано еще в социальных условиях и сохранило простоту, способность к сопереживанию, что практически утратили или не обрели еще остальные герои».

С Л.Н. Толстым случилось рождение в его сущности интенции. Он увидел собственную жизнь в интенции, в общем смысле социальной структуры, как ее неотделимой части. И тогда все бедствия народа, все унижающие достоинство человека формы его бытия предстали перед ним не как чуждая, находящаяся вне его персональной жизни часть, а как и его жизнь в данном обществе, которое он невольно создает и за которую он несет ответственность. Так приходит понимание истины самого себя. Ты узнаешь, кто ты на самом деле.

Общество может закрывать глаза на формирование интенции и пребывать в своем счастливом состоянии благодаря особенностям сословного статуса его элиты. Л.Н. Толстой вышел за пределы своего статуса в своей нравственной интенции и увидел

этот мир, каков он есть на самом деле, был за это подвергнут социальному остракизму и превратился в духовный ориентир грядущих поколений.

2. Цивилизационная интенция: функция истины духовной свободы

Персональные интенции образуют духовную внутреннюю сущность личности, определяющую направление и цель ее жизненного пути. Выявление смысла персональной интенции означает раскрытие осознанного смысла бытия. Вместе с тем такое выявление означает постижение внутренней сущности личности, духовного детерминизма ее поведения, ее поступков в критических обстоятельствах, принятия решений.

Постижение форм персональных интенций - это работа мышления над спецификой внутренней сущности личности, наличия ее идеальной целостности или ее отсутствия. Вместе с тем это мышление может быть предпосылкой постановки вопроса: обладает ли цивилизация, в которой родился, живет и трудится данный конкретный индивид, своей свободой, специфической интенцией или она у нее отсутствует.

Встреча с любой сложившейся цивилизацией поражает ее смысловым тождеством. При всем индивидуальном разнообразии личностей, юношей и девушек, мужчин и женщин, земледельцев и купцов, государственных слуг и воинов, нельзя не видеть и не слышать этого духовного тождества массы населения данной цивилизации. Духовное тождество - это предпосылка общности характера повседневного поведения, участия в важных событиях цивилизации, ее празднествах и совместных действиях, значимых для общественной жизни и судьбы цивилизации.

Как возможна общность свободного поведения и общность реакции на события жизни цивилизации при реальности индивидуальных различий людей? Это не только возможно, но и необходимо для нормальной цивилизационной жизни и даже спасения цивилизации в ситуации внешней угрозы.

Общность поведения и общность цивилизационных реакций на события жизни свидетельствуют о том, что присутствует ключевой фактор, который определяет эту общность цивилизацион-

115

ных реакций массового поведения. Очевидно, что в различных цивилизациях роль ключевого фактора могут играть различные явления. В утвердившемся исторически и повсеместно христианстве роль такого фактора цивилизационной интенции стал играть иконостас. Иконостас, имеющий свое объединяющее начало в образах Бога-отца, Бога-сына и Бога святого Духа, несет в себе многообразие ликов святых, имеющих различные религиозные и светские заслуги, известные для народной массы и имеющие заслуженное уважение.

Мы можем видеть, что они представляют из себя определенные целостности, имеющие цельную форму и специфическое духовное содержание. Внешняя форма - это продукт архитектуры и планового построения городов и населенных пунктов. Это - красота. Внутренняя форма - образ жизни, свершение жизненного подвига, имеющего ключевое значение для самосохранения цивилизации.

Существует ли общность бытия, эмпиризма жизни и если да, то в чем она может состоять? Нужна ли эта общность цивилизации, и если нужна, то кто может быть ее носителем? И в чем она может выражаться? Сама постановка этих вопросов раскрывает фундаментальное отличие цивилизационной интенции от интенции персональной.

Интенция персональная - это открытие своей персональной нравственной линии. Это - открытие своего сверхъестественного смысла бытия. Персональная сущность раскрывает сущность индивидуальности, специфику понимания ею особенностей своего жизненного пути, который ведет к самореализации, конечному смыслу своего бытия. Это та фундаментальная, конечная цель, достижение которой, успех в этом достижении подчиняет себе частные, временные цели на жизненном пути. Это текущие цели индивидуального субъекта, существующие либо параллельно, либо вне контекста цивилизационной интенции; индивид воспринимает ее как трансцендентную высшую цель. Проблема взаимодействия и взаимосвязи индивидуальной и социальной интенции - это особая проблема, проблема цивилизационной теории. Например, становление Советского Союза, революционный переход к новому общественному строю столкнулись с проблемой взаимоотношения ин-

дивидуальной и формирующейся качественно новой социальной интенций. Партийные органы и органы государственной безопасности внимательно следили за поведением граждан, их идейными убеждениями. Так возникал поток информации в партийные и государственные органы о подозрительности множества индивидуальных, несоциальных, несоответствующих новым требованиям высказываний и поведения, затрагивающих проблемы безгласности страны. На основе такой информации, не подобающей требованиям достоверности, работал репрессивный аппарат с соответствующим результатом своей деятельности.

В итоге даже, казалось бы, теоретически вооруженные институты, такие как Институт философии РАН, претерпели персональные бедствия. В нем было подвергнуто различным видам репрессий 116 сотрудников. В конечном счете многие из них были реабилитированы. Массовая реабилитация свидетельствовала о том, что их наказание не имело под собой достаточных оснований. Можно допустить, что массовые ошибки в определении наказаний могут быть связаны с теоретической неопределенностью толкования различия смыслов персональной и социальной интенций.

Те или иные формы радикальной персональной интенции могли расцениваться как специфические формы социальных интенций, представляющих государственную опасность со всеми вытекающими последствиями.

Социальная интенция играет роль духовного первоначала формирования национальной и международной цивилизаций. Она определяет те реальные основания, которые представляют индивидам очевидные духовные свидетельства, по которым они должны идентично относиться к определенным явлениям, затрагивающим фундаментальные отношения общественной и государственной жизни.

Формирование персональных интенций, как закономерных обобщающих реакций на обстоятельства действительной жизни, является выражением общего знания сакральной истины жизни. Эти истины могут передаваться в истории из поколения в поколение. Множество традиций, их плюрализм создают единство исторически возникшего народа; они необходимы для рождения цивилизации, образуя ее целостность. Эта целостность кажется чудом,

возникающим из действия сверхъестественного единого источника, имеющего божественное основание.

Если рождение цивилизации это чудо, то должна существовать его причина. Этой единой причиной может быть Бог. Иудейская интерпретация данного явления такова: «Бог-лидер, вождь избранного им народа, избрание которого базируется на договоре». Такого рода избранность, основанная на договоре, совершенно неизвестный элемент в других цивилизациях и является феноменом еврейской религии.

Ведущие религии мира исходят из бессмертия человека и его воскресения в инобытии в зависимости от его грехов или безгрешного существования, с точки зрения религиозных представлений. Ожидается высший суд, который и вынесет окончательную оценку, определяющую характер его инобытия. Это значит, что конец жизни на земле для человека означает начало его инобытия. Человек с этой точки зрения должен испытывать страх не перед смертью, а перед высшим судом.

Таким образом, религия определяет интенции бытия человека как на Земле, так и за ее пределами. Проблема заключается в наличии веры в эту интенцию как безусловную истину. Вместе с тем очевидно, что признание реальности договора с Богом дисциплинирует массовое поведение, рождает ощущение обязательства, невозможности нарушения договора высшего уровня. В любых ситуациях индивид должен подчиняться требованиям договора. Этим требованиям следует и Бог. Значит, спасение человека, его победа над злом неизбежна.

Эта интенция также предлагает путь Христа как путь спасения человечества. Этот путь смыслового самосохранения, восхождения к истинной вере как истинному знанию учения христианства, применительно к современности обретает кардинальный жизненный смысл. Но его отвергает бандеровец. Таким образом, мы подходим к пониманию того, что интенция - это технология научения человека, научения специфическому знанию и бытию через соприкосновение самосознания с реальностью высших смыслов.

Все мы, с нашей человеческой мудростью, оказались в ситуации Христа перед Голгофой. Христос прошел свой путь. И он

пережил свое воскресенье, которое мы отмечаем в своем праздновании Пасхи.

Но мы еще не имеем своего будущего. Мы его выбираем.

В ситуации, когда человечество подошло к практической возможности своего собственного самоуничтожения, путь Христа превращается в образную картину возможной судьбы всего человечества. И чтобы сделать сознательно свой выбор, народы должны определить для себя: «Кто мы?». Если мы духовно не тождественны Христу, то тогда мы не можем утверждать, что воскреснем после своей смерти, как воскрес Иисус Христос. Но мы можем верить в то, что настанет день суда - новый Нюрнберг. Это то духовное единство, когда все индивиды объединяются духовно, т.е. они начинают говорить на общем языке смысла бытия. И это единство духовного смысла может быть подкреплено единой силой государства. Государство обретает единую духовную интенцию, которая определяет общий единый смысл бытия, охватывающий весь процесс жизни и даже за пределами времени жизни.

Так открывается потенциальное противоречие цивилизаци-онной интенции: единство смысла бытия оказывается в противоречии с фундаментальным выбором пути расового убийства всего русского, тотального искоренения русской культуры как пути истребления истины православия, истины Христа. Нас предлагают убить. Кто мы? Какова истина нашего пути? Мы слушаем голос Зеленского, который произносит свои речи от имени украинцев и обещает победу над русскими. Запад снабжает ракетами и танками, финансирует «победу» над всеми русскими. Истина пути открывается через антагонизм отношений. Этот антагонизм заключает в себе потенции внутреннего саморазрушения цивилизации. Все возвращается на круги своя. Этим обстоятельством определяется поиск такой интенции цивилизаций, которая потенциально снимает возможность ее саморазрушения. Примером нахождения интенции цивилизации, освобождающей человека от антагонизма отношений, можно считать сложный духовный путь, который предлагает человеку путь культуры. Он позволяет превратить идеальную предпосылку в реальный образ жизни, новый тип поведения людей, восхождения человека к своей подлинной сущности,

преодолевающей возможность константной реанимации саморазрушения человеческой цивилизации.

Эту задачу могут решить руководители народов, отличные от обычных людей, подчиняющихся своим суждениям. Это «мир самостоятельно идущих к просветлению», сознательно жертвующих собственным благополучием ради спасения человечества, и мир, в котором открываются законы бытия.

Стихии людей под духовным воздействием единых цивили-зационных интенций образовывали целостную субстанцию, знающую истину своего бытия и в повседневной жизни следующую этой истине. Их вели по жизни религиозные субъекты и лидеры государственные, представители высоких сословий. Это был общий, сверху установленный порядок, порядок духовного становления человека. Человек достигал такого духовного состояния, которое спасало его от стихийно складывающихся массовых цивилизационных противоречий. Истина пути оказывалась так сложна, что она была доступна только единицам, и цивилизация двигалась своим путем гибельных противоречий.

Часть II

Кризис интенции - надлом цивилизации

3. Преодоление смысловой эрозии цивилизационной интенции

Кризис всемирно-исторических религий совпадает со смысловой эрозией их цивилизационной интенции. Влияние цивилиза-ционной интенции, основанной на духовном влиянии всемирно-исторической религии, шаг за шагом вытесняется из общественного сознания возникающей новой картиной истины цивилизацион-ного бытия. Эта новая картина возникает из исторической суммы духовных тенденций, нарушающих смысловое единство цивили-зационной жизни. Нарушение рождает сомнение в безусловности духовной истины Иконостаса как единой суммы святых индивидуальностей, образующих вселенское единство - истину мира.

Истина мира - это фактическое условие цивилизационного спокойствия основных сословий феодального общества. Иконостас представлял собой грандиозную картину образцовых смыслов жизни персон. Многообразие персональных путей и, в то же вре-

120

мя, их смысловое единство раскрывало перед массой прихожан истину их бытия, смысл жизни во всем ее единстве и многообразии общего пути цивилизации. Эта та основная функция, которую исполняет интенция. Она играет роль общего цивилизационного мотива. Фундаментальные цивилизационные истины предстают в интенции как понятные, доступные и исполнимые, если человек не вступает по отношению к ним в оппозицию. Оппозиция к истинам интенции означает первый шаг к распаду цивилизации.

Характерно различие отношений церкви и государственной власти на Западе и в России. Это различие повлияло на неуклонное сползание православия к краху на Западе.

Византийские императоры превратили церковь в государственное ведомство, а верховного патриарха - в министра по церковным делам, стремясь выполнить программу по восстановлению Римской империи.

Арнольд Тойнби, анализируя историю христианства в Римской Империи, отмечал, что «почвой, на которой взрастало первоначальное христианство, была Малая Азия, и, играя свою историческую роль, азиатский полуостров дал щедрый урожай. Одним из первых плодов азиатского наследия стало иконоборческое движение, подавленное после затянувшего на сто лет конфликта (726843)».

Религиозный дух перекочевавших павликианцев родил воинственную республику на ничейной земле. Павликианцы предложили новый вдохновенный лозунг, отличный от идеи иконоборцев, способный спасти жизнь православного христианства.

Изменение интенции трансформирует смысл религиозных движений, а вместе с тем - и направленность цивилизационной эволюции.

Разгром павликианцев не уберег христианство от дуализма. Павликианцы расселились во Фракии на границе с Болгарией; между тем в Болгарии появился Богомол, новый ересиарх, который учил, что миром правит не только Добро.

Дуализм Богомола стал началом новой интенции, которая получила распространение в Западной Европе как движение катаров. Политика Василия I против павликианцев была повторена 350 лет спустя папой Иннокентием III, начавшим крестовый поход

против альбигойцев. Современная интенция так или иначе несет на себе печать истории. Цивилизационная интенция находит себя и теряет себя в образах, имеющих сакральный смысл. Но она может обрести и другие, светские государственные формы. Цивили-зационная структура самосознания народа, независимо от различий статуса его национальных групп, обретает характер высшей ценности. От силы и стабильности ее структуры, в которой находит свою практическую реализацию смысл ее интенции, зависит жизнь рода, рождение и сохранение семейной жизни, если она возможна.

Создание и практическая реализация цивилизационной интенции определяется двумя типами власти - духовной и государственной, между которыми формируется либо взаимодействие равных, либо доминирование одного или другого.

Конкуренция типов власти наглядно проявлялась в цивили-зационных структурах Египта и Западной Европы. Руководство смыслом формирования цивилизационной интенции оказывало влияние на рождение монополии цивилизационной власти. Монополия силы государственной власти диктовала требование своей сакрализации в той или иной исторической форме. Так достигалась безусловная сверхъестественная интенция, подчиняющая народные массы себе, своим требованиям трудовой и военной жертвы. Но и религиозная власть, достигающая уровня монопольного влияния на массы, могла заставить императора ходить в Каноссу на поклон. Монопольное духовное влияние исторически превращалось в ключевой фактор цивилизационного самосохранения государственной системы управления жизнью. Вера в сверхъестественное присутствие величия - условие реальности верховной власти.

Религиозная власть с момента рождения определяла себя как служение Богу. Государственная власть, так или иначе, видела в себе и в принимаемых государственных решениях действие помазанника Божия.

Масса понимала и определяла свою жизнь как исполнение воли Бога. Это и была внутренняя духовная сила цивилизации, знающей истину своего пути.

Ситуация радикально изменяется под воздействием Великой Французской революции. Цивилизационная интенция Французского государства начинает формироваться под воздействием автономного самосознания полководческого гения представителя народа. Воля народа допускала отсечение головы королю. Возможность этого акта свидетельствовала о том, что воля Бога переходит к новому субъекту, носителю новой интенции.

Автономность новой интенции стала выражаться в европейских революционных процессах XIXвека. Эти процессы стали той реальностью, которая превращалась в почву, а на ней, в свою очередь, произрастали другие смыслы, возможности рождения качественно нового миропорядка, новой организации жизни человечества. Это было рождение новой интенции. Новая интенция формируется под воздействием фундаментальных революционных событий, оказывающих фундаментальное воздействие на ход истории.

Эти революционные события привели к фундаментальному изменению качества цивилизационных явлений. Ход истории обрел новый смысл. Религиозный иконостас уже не выражал сущность и смысл происходящих событий. Происходящий революционный процесс привел к рычагам исторических событий представителей третьего сословия, интересы и позиция которых определяла характер происходящего исторического сдвига. Его адекватное выражение давали революционеры, такие как Робеспьер и Марат.

Фундаментальный смысл новой интенции, ее радикальных идей получил в конечном счете свою реализацию в методичной работе гильотины. Гильотина обнажила реальность новой исторической истины, ее исходную составную часть. Другая ее составная часть открывалась с рождением новой французской революционной армии, во главе которой встал ее новый гениальный руководитель Наполеон Бонапарт, создатель не только новой армии, но и нового французского государства. Такова реальность интенций и новых реальностей жизни Европы. Под воздействием качественно новой интенции определяется сущность Европы и мира. Но на что можно опереться, от чего можно оттолкнуться, к чему нужно вести новый смысл цивилизации?

Проблема обострилась, когда Великая армия потерпела крах, напав на Россию, а ее гений, великий Наполеон, оказался в смертоносной ссылке на острове Св. Елены.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Новый смысл истории, рожденный Великой Французской революцией, не выводился непосредственным образом из эмпирических событий, несмотря на их очевидный драматизм.

Новый смысл витал над событиями как их действительная истина. И эту истину следовало понять. И понять ее можно было только путем философского, проникающего в сущность исторических событий мышления. И это мышление предложил великий немецкий философ Гегель. Он увидел его в реальности свободы Духа.

Гегель писал: «Свобода, т.е. развитие, определенное самим понятием духа, является определяющим началом, и только понятие о духе является для него конечной целью, т.е. истиной, так как дух есть сознание, или, другими словами, то, что в истории существует разум, - с одной стороны, следует считать по крайней мере убедительным предположением, с другой же стороны, это есть философское познание» [Гегель, 1977, с. 369].

Философское познание обнаруживает разум в истории как теоретическую почву допущения качественно новой интенции, раскрывающей смысловую реальность новой исторической эпохи, рожденной Великой Французской революцией. Философское познание фиксирует возможность разумного формирования жизни, так что все действительное становится разумным, а все разумное -действительным. Стало быть, философское познание становится интенцией, сознанием как реальностью духа, определяющей позитивное качество реальности жизни.

Можно сказать, что такова оптимистическая позиция Гегеля, его вера в разум и его разумное самоосуществление по законам диалектической логики.

Что открыл XIX век? Он открыл реальное эмпирическое действие разума в шествии Великой армии Наполеона по европейским странам и во вторжении ее в Россию.

Судьба Великой армии сложилась трагически: она потерпела жесткое поражение в противоборстве с русской армией и русским

народом. Русский казак появился в Париже, а великий Наполеон оказался на острове св. Елены в ссылке.

Наполеон - это эмпирическая концентрация исторического Разума, и разум потерпел поражение. Но этого мало.

Россия, освободившая страны Европы от диктата императора Наполеона, стала объектом агрессии Франции, Англии, Сардинии, начавших Крымскую войну.

Открылась великая историческая истина: Великая Французская революция положила начало новой глобальной эпохе, эпохе утверждения власти новой социальной силы с ее претензией на безусловное превосходство и господство во всем мире. Эта объединенная сила решила поставить Россию на место, удалить ее из Европы и из новой истории.

Эта властная претензия обрела философское знание приоритета воли. Воля - это та реальность, которая определяет содержание интенции, претендующей на приоритет. Это уже не приоритет разума, а значит, и не приоритет истины. Это приоритет субъекта, его власти в этом мире. Субъективность интенции Запада была угадана в качестве его основного закона Фридрихом Ницше. Нигилизм - это обесценение высших ценностей и путь к возрастанию мощи безнравственного духа. Это - коренное изменение сущности миропонимания. Ценности мира утрачивают свой универсальный смысл. Реальности действительного мира обретают свой действительный смысл только в их отношении к возрастанию власти. В этом контексте истина понимается как запрос на власть, а ценностное мышление принадлежит к той действительности, которая определяется как воля к власти. Это сущность интенции Запада, сохраняющая свой ведущий смысл в рождающейся цивилизационной перспективе XX и XXI веков.

Специфический парадокс XIX в. заключается в том, что наряду с «великим открытием» цивилизационной ценности приоритета воли к власти, он раскрывает цивилизационную судьбоносную истину высшего смысла цивилизационного бытия пролетариата как спасителя человечества. Лозунг «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!» - это лозунг истины самосохранения человечества.

Глобальная власть финансового капитала - это становление исторической власти доллара, в которой человек играет роль слу-

ги, роль материала, не знающего истины самосознания.. Он обречен на незнание истины и поэтому может свободно исчезнуть, утратить смысл своего бытия, ради сохранения смысла власти доллара. Это край мощи безнравственного духа. И это открытие конечной цели бытия как глобальной истины самосохранения человечества. Открытие этой цели совпадает с открытием той человеческой силы, которая способна к превращению себя в того цивилизационного субъекта, который способен открытую истину превратить в историческую действительность.

Процесс превращения истины цивилизационной интенции в действительность охватывает становление теории в XIX в., творчество К. Маркса и Ф. Энгельса, их соратников, подъем рабочего движения, рождение Парижской Коммуны. Феномен В.И. Ленина и прорыв блокады безнравственного духа - три русских революции, гражданская война с международной мощью безнравственного духа. Начало реализации истины высшей нравственности. Истина человеческого строя: Советский Союз и И.В. Сталин. Решающая схватка с безнравственной мощью военизированной нацистской орды. Триумф великой победы высшей человеческой нравственности, триумф истины ее смысла. Самоубийство Адольфа Гитлера.

Исторический надлом европейского фашизма произошел под влиянием новой интенции, видимой реальностью которой стал И.В. Сталин, как носитель и выразитель новой цивилизационной истины, теоретической реальности, представленной в докладах, публикациях, в текстах газет, в пропаганде, в фотографиях и фильмах, в оформлении демонстраций. Рождался образ нравственного величия, выполнявшего роль духовной интенции. Реальность образа требовала от советского человека верности великой истине социализма - СССР как интенции нового бытия. Эта интенция сыграла ключевую роль в разгроме фашистского нашествия. Советский народ увидел самого себя в своем внутреннем величии создателя нового мира, носителя интенции разгрома гитлеровского нацизма как глобального зла. Этот разгром означал рождение цивилизационного процесса денацификации. Мир вступал в формирование новой эры. Это эра противостояния мира, образуемого победой советского народа в Отечественной войне, поз-

волила начать образование народных демократий новых государств в Западной Европе, союзников СССР.

Таким образом формировалась новая государственная сила, содействующая глобальному антиколониальному процессу в мире. Открывалась качественно новая перспектива глобальной эволюции, взявшей ориентацию на цивилизационное влияние Советского Союза, которое превратилось в цивилизационную интенцию, предупредившую рождение перспективы формирования нового глобального интернационального миропорядка.

Запад отчетливо осознал возникающую для себя глобальную опасность. Уже в последние месяцы Второй мировой войны он отчетливо проявил свою глобальную цель. Это цель решительного противостояния СССР. Во главе реализации этой глобальной цели и встал американский гегемон.

Экономически обогатившийся и не испытавший военных действий на территории своей страны, достигший нового качества вооружений, создавший атомное оружие и даже применивший его, сбросив атомные бомбы на два японских города - Хиросиму и Нагасаки. Это была демонстративная заявка на глобальную гегемонию, опирающуюся на экономическое и военное превосходство. На этой основе возникает цивилизационная интенция, которая позволяет «убрать» со своего пути основное препятствие на пути к мировому господству. Декларативное размежевание с германским нацизмом сочеталось с осознанием того факта, что он оказывается потенциальным союзником Вашингтона в его предстоящем противоборстве с Советской Россией.

4. Интенциальные парадоксы

1945 г. ознаменовался рождением глобальной цивилизации, свободной от господствующего влияния германского нацизма и его сателлитов. Начались процедуры денацификации.

Глобальная информационная поверхность теперь представляла собой два взаимоисключающие полушария. В этой ситуации человеческая масса Запада и Востока ориентировалась на внешние картины действительности, чем-то напоминающие масштабные полотна искусства, несущие свои красоту и уродство, добро и зло, свободу и порабощение. Эти картины создавались философско-

127

идеологическими истолкованиями социальной действительности Востока и Запада.

Вопреки геббельсовской пропаганде, Красная армия воспринималась народами Европы как та действительная сила, которая сметает с лица земли диктатуру нацизма, освобождает узников концлагерей, устанавливает нормальный человеческий порядок жизни на освобожденных территориях, не дает умереть от голода мирному населению Германии. Позитивное восприятие Красной армии - это заявка на перспективу человеческих отношений на освобожденной территории Германии.

Западные союзники Красной армии также стремились к установлению позитивных отношений с местным населением. Это был неопределенный взгляд в будущее с двух сторон. Он мог казаться во многом совпадающим по своему смыслу, но в то же время потенциально различным и даже концептуально противоположным.

Концептуальное советское отношение исходило из тезиса, согласно которому гитлеры приходят и уходят, а немецкий народ остается. Это был трезвый взгляд на перспективу послевоенной Германии. Союз с послевоенной Германией открывал возможности Советского Союза на закрепление своих цивилизационных позиций в Западной Европе. Вместе с тем он ограничивал свободу действий западных союзников в ситуации достигнутого мира в Европе.

Успех внешней политики в послевоенной Европе во многом зависел от отношения местного населения к Советскому Союзу, к его политическому руководству, следующему курсу укрепления мирового сотрудничества народов и вместе с тем - международных позиций социалистической демократии. Этот курс получал все более широкую международную поддержку, расширяя влияние в мире коммунистических и рабочих партий.

Эти процессы роста международного влияния политики Советского Союза порождали на Западе растущую тревогу. Общество Джона Бёрча внимательно следило за фантастическим расширением влияния коммунистических партий, влияния Советского Союза. Влияние Запада сужалось как шагреневая кожа. Интенция социализма обрела глобальный смысл. Это была феноменальная

духовная победа. Проблема глобальной судьбы капитализма приобретала все более животрепещущий смысл. Она упиралась в незабываемые феноменальные победы Советской армии, совершенные под руководством Верховного главнокомандующего и его маршалов. Они подняли на недосягаемую высоту советское социалистическое государство - СССР, авторитет коммунистического движения в мире. Сложилась и утвердилась новая победоносная интенция ХХ века. Казалось, что ничто не может изменить эту ситуацию. Цивилизационная интенция ХХ века обретала ясную перспективу, которая определялась великой победой над нацизмом.

Случилось самое неожиданное. Это был доклад Н.С. Хрущева на ХХ съезде КПСС. В этом докладе Верховный главнокомандующий советскими войсками в годы Великой Отечественной войны был представлен как преступный виновник в организации массовых репрессий в стране победившего социализма. Возможность организации и осуществления массовых репрессий объяснялась формированием «культа личности», т.е. псевдорелигии.

Всесилие «культа личности» И.В. Сталина не имело никакого рационального объяснения. Оно было подхвачено и голословно утверждалось как некое ложное сознание. Этот политический ход нового руководителя имел одно рациональное объяснение. Это была политика встать «выше» авторитета И.В. Сталина, представить себя как морального спасителя России, способного создать новое общество без антагонизмов и противоречий, избегая неизбежности военного столкновения с капиталистическим окружением. Желание «подпрыгнуть» выше политического авторитета И.В. Сталина и свести его к ложному «культу личности» дало начальный, живительный толчок для тотального духовного наступления объединенных сил западного антикоммунизма на авторитет Советского Союза, на величие его исторического опыта, вытеснения его из глобального самосознания победоносной коммунистической интенции и ее замещения интенцией американской мечты, идеей личной индивидуальной свободы в достижении успеха жизни.

Речь идет об оживлении интенции эпохи. Становление капитализма Великой французской революции и XIX в., как свободного предпринимательства, расценивалось как действие эпохи разума. Но XXI в. - это век глобального господства финансового

капитала, это век размещения военных баз США во всех основных регионах современного мира. Это век военного союза основных западных государств, век глобального информационного контроля в современном мире. Это эпоха современного империализма, его уверенности в том, что он способен управлять современным миром в соответствии со своими глобальными интересами. Глобальная империя уже создана, и она применяет действие своих вооруженных сил в различных регионах современного мира, не считаясь с международным правом. Диктатура империализма хочет господствовать, диктовать свои интересы, применять свои вооруженные силы безнаказанно и при этом хочет, чтобы его любили, хвалили, считали разумным и благородным гегемоном.

И на наших глазах этот глобальный гегемон стал разрушаться. Перед ним встал фундаментальный вопрос, каким образом превратить реальную картину диктата имперского господства в желанную для народов мира картину глобальной сияющей свободы, картину всеобщей радостной политической поддержки имперской власти глобального гегемона?

Для этого было необходимо решить две фундаментальные политические задачи, которые имели одну глобальную цель: убрать с карты мира главное препятствие на пути окончательного утверждения господства над миром имперского американского гегемона. Решение этой задачи открывало константную нерушимую задачу мирового господства на вечные времена. Решение этой задачи создает ситуацию, при которой весь мир будет должен работать на Америку. Считалось, что окончательная победа над теорией социализма и коммунизма - это победа теории капитализма. Но причем здесь социализм и капитализм? Теоретические основания политической и экономической практики социализма и капитализма были открыты и сформулированы К. Марксом уже в XIX в. и реализовывались практически. Социализм в СССР строился на основе теоретических разработок, открывших путь к индустриализации страны, коренному преобразованию сельского хозяйства, созданию административного советского аппарата, обеспечившего осуществление планового ведения народного хозяйства. Это было основание новой державы, экономического, технологического, со-

циального скачка страны, обеспечившего готовность военной победы над гитлеровским вермахтом.

Советский Союз как великая держава был ликвидирован руководителями новой неолиберальной власти. Можно ли будучи в здравом уме представить те теоретические идеи, которые лежали в основе возврата страны на 100 лет назад, т.е. в конец XIX в.? Мы знаем лишь декларативные заявления о разрушении СССР, но не знаем теории, лежащей в основании этого разрушения. Мы знаем факт принятия решения о распаде Советского Союза, но не знаем его юридического основания. Этим основанием считается общественное настроение, т.е. интенция неолиберализма. В конце ХХ в. мы открываем для себя могущественную силу интенции, способной разрушить великую державу. Интенция стала той реальностью, которая обусловила осуществление ваучеризации всей страны, приведшей к эрозии индустриальной базы социализма, социальных отношений нового типа, новой структуры государства, новой культуры. Все это позволил сделать ваучер - орудие превращения социалистической собственности в частную собственность. Возникла интенция, согласно которой все или большинство станут богатыми субъектами частной собственности. Социализм сокрушен.

Запад - противник Советского Союза, гений свободы рыночных отношений, одержал в холодной войне победу; теперь же мы узнаем на собственном опыте, что Вашингтон, этот «оплот свободы», настойчиво и методично вводит санкции против изменившейся России, разрушает свободу рынка, с тем, чтобы задушить и разорвать в клочья экономику Российской Федерации. Мы имеем дело с явными парадоксами: советский человек возвращен в мир свободного рынка, а американец закрывает ему путь в этот мир, идет твердо путем социализма, чтобы спасти капитализм.

Что бы ни говорил человек в этом мире, он попадает на дорогу парадоксов: советский человек на путь реставрации капитализма, а американец на путь административного догматизма как оперативной технологии социализма.

В каком направлении движется глобальный мир? Перед парадоксами интенции оказался уже Адольф Гитлер, так и не получивший ответа на вставший перед ним вопрос теории, которой он

руководствовался в своей политике. Адольф Гитлер совершил самоубийство, признав тем самым превосходство неарийской расы, а значит, несостоятельность доктрины, открывшей путь к мировой войне и практике геноцида.

В складывающейся глобальной ситуации союз западных стран оказывается неоднородным по своему цивилизационному состоянию. Если состояние Запада в целом можно условно характеризовать как привилегированное положение «золотого миллиарда», то внутри этого «золотого миллиарда» складываются специфические отношения конкуренции, жизни за счет своих союзников. Это состояние ущемленного господина испытала на себе Франция, когда гегемон ограничивал ее возможности продажи «Мистралей» России, и когда ей отказали в реализации построения подводных лодок для Австралии. Это те унизительные состояния, которые приходится терпеть, особенно в ситуации, когда индустриальная Европа начинает кочевать в Америку. Возникает вопрос, как можно относиться к политике санкций гегемона, если он ставит перед собой открыто цель разрушения России, ее разделения, превращения в клочья. И эта политика касается не только России. Это потенциальное состояние, создаваемое в случае необходимости для любого народа, для любой страны. Это наглый произвол ощущения своего исключительного расового превосходства.

И это государство-гегемон хочет представить себя в качестве объекта всеобщего преклонения, не просто уважения между равными, а преклонения перед совершенными, следующими требованиям своей мечты. Американская мечта рекламируется как безусловная истина жизни для всех, для бедных и богатых, для свободных и зависимых. Ведь это мечта для каждого, а не научная идея. Вместе с тем американская мечта рассматривалась как идейный путь разрушения влияния победоносной интенции сталинского создания - СССР.

Американская мечта была подхвачена переориентировавшимися идеологически неолибералами. Власть переменилась без какого-либо видимого сопротивления. Американцы эту перемену власти назвали своей победой в холодной войне, но это было преждевременное торжество. Обман раскрылся быстро.

Американская мечта, подкрепленная кинематографией Голливуда и музыкой джаза, разбилась о «ножки Буша» и наглядный опыт эмиграции, о так называемое вхождение в мировую цивилизацию, в которой великой России была отведена унизительная роль слуги. Духовный мир Вашингтона сформировался как мир господина, настроения и желания которого угадываются и исполняются повсюду в мире. Эта возвышающаяся над всеми глобальная ситуация становится привычной и кажется необъяснимой, присущей Вашингтону с момента его суверенного рождения. Любое покушение на дух суверена воспринимается в Вашингтоне как нравственное преступление, нетерпимое и заслуживающее наказания.

Когда Россия устами своего президента позволила заявить о своем самостоятельном и равном достоинстве, это вызвало в душе Вашингтона взрыв негодования - как покушение на самое дорогое, на святость глобальной иерархии, на вершине которой расположился на вечные времена непоколебимый, самый богатый и самый великий субъект. Судьба России была предопределена: быть жертвой нарастающих санкций, разорванной в клочья экономики, глобальной изоляции и духовного удушения с помощью ядовитой русофобии.

Добивать Россию в военном отношении поручалось банде-ровской Украине, превращенной в вооруженную объединенным Западом анти-Россию, выступающую под организованный пропагандистский хор западной регаты.

Русофобия превратилась в интенцию западной политической стратегии. И это была фатальная стратегическая ошибка Вашингтона. Она раскрыла тайну реанимации стратегии расизма, стремления узаконить безусловную жизнеспособность «золотого миллиарда» как своеобразного маскхалата расового племени англосаксов. Об этом состоянии современного глобального бытия можно думать и можно мечтать, но эти мечтания не делают их истиной... Явление истины расизма было всесторонне проверено в горниле Второй мировой войны, ее драматического финала.

Когда воины Красной армии вступили в Берлин, Адольф Гитлер сделал свой окончательный вывод. Он пришел к пониманию, что его убеждение в том, что арийская раса, к которой и относятся немцы, является высшей расой человечества и предназна-

чена судьбой быть расой господ, определяющей судьбу всех народов мира, их жизнь и смерть, в действительности оказалась иллюзией, субъективным суждением, трагической ошибкой, приведшей политику германского нацизма к трагедии и европейской катастрофе.

По внутренней логике Гитлера получалось, что высшей расой, предопределенной для управления миром, является победоносная раса россиян, интернационального соединения народов, образующих несокрушимое единство, поставившее арийцев на колени военного поражения. Эта фактическая истина стала определять перспективу мирового цивилизационного развития. Такова фундаментальная истина, подтвержденная самоубийством Адольфа Гитлера.

5. Истина бытия глобальной цивилизации.

Запад выбрал путь Гитлера

Самоубийство Адольфа Гитлера оказалось смертельным ударом не только по арийцам, но и по англосаксам, историческим соперникам немцев.

Вместе с арийским миром рухнула и драгоценная вера в то, что колониальное мировое господство британцев - явление не случайное и не иллюзорное, что это действительно глобальная, постоянно воспроизводящая себя цивилизационная истина. И теперь эту истину нужно было заново воспроизвести, развеять то впечатление, которое оказало на мировое общественное мнение самоубийство Адольфа Гитлера.

В этой ситуации Черчилль был готов вступить в союз с разбитыми армейскими соединениями вермахта, чтобы начать совместные военные действия против Красной армии. Это были такие острые чувства, что даже трезвомыслящий Черчилль был готов начать безумные действия. Тот факт, что Черчилль не рискнул осуществить свою идею союза с остатками разбитого вермахта, вовсе не означал отказа и от англосаксонского расизма. Для этой цели нужно было подготовить и осуществить военную победу над армией интернациональных военизированных россиян. Насколько сложной оказалась эта задача? Прошло уже 78 лет, но она все еще не получила своего решения.

134

Но нельзя не признать, что для укрепления позиции англосаксонского расизма проведена фундаментальная, скрытая деятельность по идеологическому разоружению Советского Союза, возрождению расизма в форме бандеровской идеологии в среде украинских эмигрантов в Канаде и других западных странах и активизации бандеровского влияния в Западной Украине.

Наступление бандеровского нацизма на Украине отчетливо проявилось после разоружения Советского Союза в Беловежской пуще пришедшей к власти неолиберальной группировкой, взявшей в свои руки процессы перестройки.

Перестройка из процесса совершенствования социализма была превращена в открытый процесс контрреволюции, позволившей превратить Украину в не-Россию, а затем и в анти-Россию. В этом процессе отчетливо выявился реваншистский замысел англосаксонского расизма: самоубийство Гитлера не было очевидным свидетельством ничтожности претензий арийского расизма на свое глобальное превосходство.

Дух англосаксонского расизма воспрянул. Его интеллект превзошел все препятствия, созданные победами Советского Союза. Его парадоксальная истина позволила столкнуть между собой те расовые силы России, которые разгромили германский нацизм. Теперь расовые силы украинских славян будут убивать интернациональные силы россиян. Это и есть скрытая тайна бандеровской Украины как анти-России. Это также скрытое расистское торжество, предчувствие желанной глобальной надежды возрождения Британской империи. Но это была иллюзорная мечта, поскольку о реанимации Британской империи можно было только мечтать. Она же искусственно соединялась с процессом утверждения американской исключительности. Это был новый тип смешанного расизма, в котором англосаксы составляли только часть, живущую своим историческим прошлым, связанным с насильственным очищением американской территории от местного населения, которое состояло из индейских племен. Продолжением этого «чистого» расизма было рабовладение, наличие черного, привезенного из африканских стран, населения. От рабства Америка освободилась только в XIX в., а от духа расизма пытается освободиться только сейчас. Для России готовятся планы ее «освобождения». Речь идет о ее

государственном раздроблении, с тем чтобы вывести из под централизованной защиты все многообразие ее племенных и расовых составляющих, которые будут подчинены западному имперскому правлению, отделены от владения естественными ресурсами территории, которая будет подчинена имперским составляющим Запада. Неолиберальные идеологии видят в этом процессе торжество сияющего мира свободы.

Россия, освобожденная от своих многочисленных племен и народностей, превращалась бы в весьма полезную и долговременную ресурсную базу процветания «золотого миллиарда». Вот где находился исток безграничного энтузиазма в утверждении бредовых «открытий» русофобии. Это была та дверь, через которую стратеги Запада стремятся запустить в современный мир воздушные шары новоявленного нацизма. Этот новый миропорядок отступает от традиционного представления, происходящего из безусловной веры в исходную истину интенции Создателя мироздания, определяющего абсолютный исходный смысл действующего цивилиза-ционного порядка.

Сущность действующего человеческого порядка открывает философия. Она формировала то новое мировоззрение, которое определило свободу мышления, позволившую реализовать смысловую возможность, созданную великой Французской революцией.

Эта реализованная свобода родила дух великой классической немецкой философии Канта, Гегеля, Шопенгауэра, определившей характер той идеи, которая открывала исходную истину пути как интенцию построения универсального мира, соответствующего сущности бытия, как истина идеи разума (абсолютного исходного начала). Это то, что замещает Бога.

Исходная истина интенции - это универсальный человек, а значит, человечество. Расшифровка исходной философской интенции - ключевая задача миропонимания, открывающего истину пути, движения человеческой мысли к всемирному прогрессу, реализации универсальной точки свободы. Разум - это Новый Бог, определяющий интенцию бытия, это сам человек в своей универсальной сущности. Открытие этой универсальной сущности -ключ к философской истине, определяющей судьбу человечества.

XIX век - век великой иллюзии философии, иллюзорной интуиции, видения того идеального человека, который оценивался как самоосуществление Разума, совпадения разумного с действительностью человека.

Как оказалось, совпадение разума с действительностью - это революционный процесс преодоления сопротивления универсального человека. Носитель разума претерпевает раздвоение. Возникает реальная идея освобождения человечества, несущая в себе новую универсальную интенцию, рождает свою противоположность как истину диктатуры силы власти, интенцию мирового господства .

Человечество вступило в ХХ век с внутренней потенцией катастрофы, эта потенция переходит в XXI век. Перед нами возник бандеровец. Мы думаем, что мы имеем дело с такими же людьми, как и мы, думающими и принимающими решения, как и мы, по отношению к другому человеку. Но это не так. Он - твой убийца.

Мы продолжаем мыслить о бандеровцах как нормальных людях, подверженных воздействию идеи цивилизационной справедливости. Они не могут переступить величие общечеловеческой великой истины, которой не может не следовать нормальный ци-вилизационный субъект.

Однако проблема состоит в том, что нам сегодня противостоит не нормальный западный человек, а сформированный в ХХ в. его антипод, сохраняющий внешний облик нормального человека. Это человек, замещающий традиционного Бога, исключающего его в качестве смысла воли и мотива принятия решения о судьбе народов современного мира.

Этот потенциальный смысл интенции подкреплялся структурой государственного устройства, не допускающего свободы иного типа политического поведения.

Нюрнбергский процесс, этот международный военный трибунал, признал преступными и привлекал к ответственности высших военных и государственных деятелей фашистской Германии, признал преступным и руководящий состав национал-социалистической партии (СС), службы безопасности (СД), государственную тайную полицию (гестапо). Это созданные государственные

структуры, которые следили за населением и контролировали его поведение, его соответствие смыслу власти нацистской идеологии.

Нацистская идеология оправдывала глобальное убийство «неполноценных» народов, представляя это как научно обоснованную необходимость, вытекающую из результатов научных опытов. Противостояние идеологии нацизма считалось «духовным невежеством», в которое зачислялись достижения мировой культуры, подлежащие уничтожению в пламени костров. Создание и приведение в действие всеохватывающей службы государственного нацистского контроля за взглядами и поведением граждан и соединение ее с экспериментальной системой изучения и организации, формирование массового сознания превратились в методичный процесс самоидеализации. Формирование национального самосознания в процессе создания всеохватывающего тоталитарного организма, идола, обладающего силой тоталитарной диктатуры, способной подвергать процедурам очищения и наказания всех, отклоняющихся от установленного толкования истины глобального бытия. Феномен самоидеализации, создание идола поклонения, образа власти нацизма как демонического всемогущества стало основанием глобальных победоносных решений.

Самоидеализация превратилась в фактор массовой интенции, веры в то, что арийской расе уготована судьба господства в современном мире. Этот дух вселял уверенность в победу блицкрига, не понимая сущности своего противника, отождествляя его с «колоссом на глиняных ногах».

Стратегическая слепота стала сменяться видением реальности, начиная с битвы под Москвой, а затем с гигантскими сражениями под Сталинградом и на Курской дуге. Десять сталинских ударов открыли дорогу к Берлину. Красный флаг над Рейхстагом свидетельствовал о безоговорочной капитуляции нацистского зверя.

Саморазрушение Советского Союза вселило в правящие круги Запада надежду на возможность успеха в наступлении на Востоке. Имелась в виду разработка совершения нацеленной на верный успех стратегии.

Ключевая составляющая этой стратегии - стратегия саморазрушения славянства как условие победы над Россией. Этот расчет в конце концов открыл внутреннее стремление Запада реани-

мировать и принять для себя, для своей цивилизационной стратегии создание блока западных государств для их движения на Восток с целью реанимировать идею стратегической победы над Россией. Идеологическое оформление этого движения требовало принятия глобальной радикальной русофобии, которая включала целенаправленную политику превращения Украины в бандеров-скую анти-Россию.

Распад Украины, одной из наиболее развитых союзных республик, воспринимался Вашингтоном как составная часть процесса стратегического ослабления СССР, главного противника Запада.

Стратегия Вашингтона, нацеленная на ослабление и глобальную изоляцию России, влекла за собой фундаментальное экономическое и политическое ослабление западноевропейских государств. Фундаментальный разрыв с Россией фактически означал цивилизационный раскол человечества.

Потенция взаимоисключающего раскола цивилизационной интенции несет в себе константу повторения мировой войны, т.е. истину своего самоистребления. Раскол цивилизационной интенции рождается как дуализм глобального цивилизационного субъекта, как его превращение в смысловой дуализм цивилизационных антиподов, как расколотое человечество. Раскол человечества превращается в потенциал своего самоуничтожения. Но Вашингтон при этом хотел бы остаться живым, найдя тот путь, который превращает в реальность это желание при уничтожении противников исключительного мирового господства Соединенных Штатов Америки. Для решения этой проблемы вырабатывается глобальная стратегия, включающая создание запрещенных видов биологического оружия, предполагающее заражение смертельными заболеваниями специфических расовых групп населения, предназначенных Вашингтоном для глобального истребления. Для решения этой задачи в различных странах, окружающих Россию, созданы специальные биологические лаборатории, работающие под контролем Пентагона.

Ключевым направлением глобальной стратегии Соединенных Штатов является создание враждебного России государственного субъекта, его идеологическое формирование в качестве анти-России, военное обучение, организационное оформление и финан-

сирование, техническое снабжение для ведения наступательных военных действий против России на ее границах. Для решения этой стратегической задачи Вашингтон мобилизовал внутренние и зарубежные ресурсы для превращения украинского национализма в реального бандеровского цивилизационного субъекта - анти-Россию. Для этой цели в 2014 г. в Украине был осуществлен государственный переворот. Бандеровец пришел к власти. Бандеров-ский нацист на Украине провозглашает свою волю убивать русских в младенческом возрасте. Как известно, Степан Бандера объявлен после государственного переворота героем Украины. Президент Украины и его политика направляются Вашингтоном, поддерживаются долларом и военной техникой. Россия имеет перед собой массового убийцу своего народа - даже младенцев. Убийца лишь ждет подходящего времени, чтобы исполнить свой замысел. У них уже все решено.

Вашингтон организовал финансовые и технические ресурсы Запада для вооружения бандеровской анти-России с надеждой на ее победу. Но эта надежда увядает на глазах всего мира. Это воспринимается как явная угроза для западного мирового господства. Задуманная стратегия теряет своего главного исполнителя, силы Украины как анти-России. Сохранение надежды на нового славянского субъекта анти-России все более отчетливо связывается с Польшей. Ведение войны с Россией до последнего украинца приносит все более невосполнимые жертвы, кладбище украинских бандеровцев достигает своих максимальных размеров.

Вашингтон оказался перед проблемой крушения реализации своей хитроумной стратегии. Истощение бандеровской анти-России открывает американское пространство для ответного ядерного удара. Но как можно заменить готовую к самоуничтожению бандеровскую анти-Россию в ее украинском обличии? Складывается впечатление, что стратегическая обработка Польши уже развернулась по многим направлениям американской глобальной стратегии.

Американская политическая стратегия влечет за собой ограничения государственного суверенитета таких ведущих стран Европы, как Франция и Германия. И вместе с тем наблюдается растущее европейское влияние Польши, укрепившей свою военную

силу, установившей особые отношения с президентом Украины Зеленским, позволившим оживить вопрос о Западной Украине. Фактически речь идет о расширении польских границ «от моря и до моря» и превращении Польши в американское копье, направленное на Россию. Это значит, что финансовая и военно-техническая поддержка, которая шла из Америки и стран Запада на Украину теперь будет переадресована на Польшу.

Польша становится кандидатом на самый влиятельный центр Западной Европы, руководящий орган, идейный центр всестороннего наступления на Россию. Заявка на эту роль делается в речах современных государственных руководителей Польши, которые не акцентируют внимание на существовавший союз Польши с гитлеровской Германией, своем участии и разделе Чехословакии, о предложениях поставить памятник в центре Варшавы Адольфу Гитлеру, лидеру политики антисемитизма. Решающая роль Красной армии в освобождении Польши от фашистской оккупации стала трактоваться как «советская оккупация» Польши. Новые руководители Польши, получив восточные земли Германии, стали требовать от Германии дополнительных вложений в свою страну как компенсации за свои страдания в годы фашистской оккупации. Они решили требовать контрибуции и от России, объявляя «оккупацией» советскую помощь в восстановлении Варшавы и других польских территорий. Эта претензия объясняется тем, что Польшу активно поддерживает Вашингтон как свою марионетку в Европе, позволяющую держать в унизительной зависимости Германию, Францию и другие западноевропейские государства. Польша играет роль послушного орудия Вашингтона. Через Польшу идет военная техника Запада; наемники в войсках бандеровцев говорят на польском языке. Польша уже сейчас превращает себя в анти-Россию, в то копье, которое может встать на место бандеровской украинской анти-России. Стратегия анти-России нацелена тотальное освобождение планеты от русских, от их культурного влияния, от того духа, который заключен в их православной традиции.

Бандеровская власть пыталась лишить их своего языка, своей культуры, своей духовной сущности, создать придуманную историю, придуманное исключительное величие украинцев, рассчитывая сблизить их придуманные фальшивые сверхчеловеческие

качества с качествами «золотого миллиарда». Так рождается дух фальши, который выдается за истину ради «блага» сверхчеловеков. Ради этого «блага» требуют убивать русских, обещают устроить на Красной площади победоносный парад бандеровского войска. Эта победоносная ложь раскрывает свою сущность в происходящем на глазах всего мира экономическом и человеческом самораспаде когда-то цветущей Украинской Советской социалистической республики, входившей в состав СССР.

Бандеровская власть, действующая под руководством и при финансовом обеспечении Вашингтона, подвела Украину к краю цивилизационной пропасти. Таково же очевидное для всего мира следствие Майдана, который породил политическую трагедию государственного переворота.

Трагическая судьба Украины - это лишь составная часть глобального процесса силового, насильственного утверждения в современном мире американской гегемонии, позволяющей создать и сохранить глобальный финансовый процесс, высасывающий из народов современного мира их живительные соки. Это - таинственная власть печатного станка, превращающая бумагу в мифический золотой песок. За этим на поверхности находящимся и кажущимся объективным естественным процессом находится глубинный духовный процесс, означающий утверждение новой духовной власти, вытесняющей и разрушающей традиционные религиозные, духовные представления народов, утверждающие истину человеческих понятий о справедливости и самосохранении человека и человечества как абсолютном условии истины цивили-зационного Бытия.

Незыблемость этой истины Бытия поставлена под вопрос вместе с разрушением Советского Союза, СССР как цивилизаци-онной реальности освобождения и спасения человечества, гарантии его самосохранения.

Эта гарантия вытесняется новой глобальной религией мирового порядка, гарантией которого утверждается не человек и человечество, а цивилизационная система господства отношений, определяемых сохранением господства религии власти доллара и его финансовых отношений. Человек - это не господин, а слуга

доллара и его финансовых отношений, как отношений вечного самосохранения.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Носитель абсолютной истины вечного сохранения безусловной власти доллара обретает безграничную абсолютную власть над человеком и человечеством. Индивиды, причастные к этой власти, образуют глубинную государственную власть, обретающую господство над человеком и человечеством, правом распоряжаться их судьбой. Это право формирует особую психологию -психологию самоотождествления своей власти с властью Бога, но это не власть Бога, а произвол власти. Произвол власти представляет особую угрозу в современной глобальной ситуации - реальную возможность гибели глобальной цивилизации. Реальность такой возможности отчетливо проявилась в убийстве президента Соединенных Штатов Америки Джона Фицджеральда Кеннеди, который встал на путь договоренности с советским руководством об избежании опасности военного столкновения, грозящего глобальной термоядерной катастрофой.

Современная глобальная ситуация чревата термоядерной катастрофой. Эта опасность отчетливо проявляется в той политике, стратегия которой определяется Вашингтоном, создавшим банде-ровскую власть на территории Украины. Запад превратил банде-ровскую неофашистскую идеологию в духовное средство антироссийской милитаризации населения Украины, в пушечное мясо безнадежной бесперспективной бойни, в средство ослабления России в борьбе за сохранение своего мирового господства.

Крах санкционной политики оказал свое влияние и на ход специальной военной операции, разрушившей планы победного марша бандеровской военщины. Прекрасная Украина погрузилась в темноту, а красавец Киев превратил свой метрополитен из средства удобного массового скоростного передвижения в бомбоубежище. Бандеровская идеология получает свое закономерное материальное воплощение. И это одно из реальных воплощений стратегии американского гегемона.

Бандеровская Украина, объединившая под эгидой англосаксов, является тем классическим образцом, который предлагается в качестве политического ориентира современному миру.

Бандеровцы втягивают современный мир в сферу безумного использования любых средств ради своей мнимой «победы». Они тянут свои руки к атомной бомбе, в расчете на поддержку кукловодов Запада. Народный Запад начинает просыпаться, освобождаться от фальшивых пропагандистских иллюзий. Народ должен взять в свои руки свою судьбу.

XXI век превращается в век цивилизационного прорыва, свободного от неофеодальной диктатуры американского гегемона и его вассалов, в свободу многополярного мира, путь к которому открыт цивилизационным прорывом России совместно с ее союзниками. Эта родившаяся в XXI веке интенция - дорога в бесконечные возможности цивилизационного прогресса во благо народов современного мира.

Список литературы

1. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Философия духа. Том 3. - Москва : Мысль, 1977. - 471 с.

2. Лев Толстой: философская перспектива. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 308 с.

3. Наш философский дом. - Москва : Прогресс-Традиция, 2009. - 528 с.

4. Персонажи русской литературы. Вторая половина XVIII - XIX в. Энциклопедический словарь. Том I. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2022. - 768 с.

5. Скворцов Л.В. Цивилизационные опасности: философская интерпретация. -Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 384 с.

6. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - Москва : Прогресс, 1991. - 736 с.

7. Хлебников Г.В. Концепция Бога в иудаизме. (Обзор) // Отечественная и зарубежная литература. Серия 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 115-146.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.