Научная статья на тему 'ВЕРА В ИСТИНУ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ КАК ПУТЬ В МИР СНОВИДЕНИЙ И ФАНТАЗИЙ'

ВЕРА В ИСТИНУ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ КАК ПУТЬ В МИР СНОВИДЕНИЙ И ФАНТАЗИЙ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
135
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИВИЛИЗАЦИЯ / АБСОЛЮТНАЯ ИДЕЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / ГЕОПОЛИТИКА / МИРОВОЙ ПОРЯДОК

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Лев Владимирович

В статье анализируется качественное изменение цивилизационной ситуации, происшедшей в современном мире, в толковании истины в геополитике, понимании истины, ее абсолютной идеи. Истина абсолютной идеи в геополитике исторически связывалась с победой над цивилизационным противником и использовании плодов победы для достижения нового уровня развития своей страны. Военная победа полагалась путем к новому процветанию своего государства. В статье доказывается, что опыт XX-XXI вв. создает качественно новые условия, опровергающие веру в истину этой казавшейся абсолютной идеи. Человечество погружается в мир сновидений и фантазий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BELIEF IN THE TRUTH OF AN ABSOLUTE IDEA AS A WAY INTO THE WORLD OF DREAMS AND FANTASIES

The article is analysis of changes global situation in interpretation of truth the absolute idea in global politics. Traditionaly this truth was connected with the victory, on the traditional enemy, and use the results of this victory fen the new level of state progress. The reality of XX and XXI wears shows quait new conditions for realization this idea. Now the humanity lives in the world of sleepings and fantasies.

Текст научной работы на тему «ВЕРА В ИСТИНУ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ КАК ПУТЬ В МИР СНОВИДЕНИЙ И ФАНТАЗИЙ»

ЛОГИКА И ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ

УДК 02.41.21, 32 DOI: 10.31249/rphil/2022.02.03

СКВОРЦОВ Л.В.* ВЕРА В ИСТИНУ АБСОЛЮТНОЙ ИДЕИ КАК ПУТЬ В МИР СНОВИДЕНИЙ И ФАНТАЗИЙ. (Научная статья).

Аннотация. В статье анализируется качественное изменение цивилизационной ситуации, происшедшей в современном мире, в толковании истины в геополитике, понимании истины, ее абсолютной идеи. Истина абсолютной идеи в геополитике исторически связывалась с победой над цивилизационным противником и использовании плодов победы для достижения нового уровня развития своей страны. Военная победа полагалась путем к новому процветанию своего государства. В статье доказывается, что опыт XX-XXI вв. создает качественно новые условия, опровергающие веру в истину этой казавшейся абсолютной идеи. Человечество погружается в мир сновидений и фантазий.

Ключевые слова: цивилизация; абсолютная идея; современность; геополитика; мировой порядок.

Для цитирования: Скворцов Л.В. Вера в истину абсолютной идеи как путь в мир сновидений и фантазий (научная статья) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2022. - № 2. DOI: 10.31249/rphil/2022.02.03

SKVORTSOV L.V. Belief in the truth of an absolute idea as a way into the world of dreams and fantasies. (Analytical review).

Abstract. The article is analysis of changes global situation in interpretation of truth the absolute idea in global politics. Traditionaly

* Скворцов Лев Владимирович - доктор философских наук, руководитель Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: skvortsovcgsir@mail.ru

this truth was connected with the victory, on the traditional enemy, and use the results of this victory fen the new level of state progress. The reality of XX and XXI wears shows quait new conditions for realization this idea. Now the humanity lives in the world of sleepings and fantasies.

Keywords: civilization; absolute idea; modernity; geopolitics; world order.

XXI век знаменуется вступлением в исключительную эпоху веры в возможность достижения абсолютной победы над геополитическим противником и достижения единоличного геополитического господства в современном мире, мире наличия оружия и средств ведения войны, которые неизбежно приведут к гибели человечества.

Ситуация современного мира - это ситуация, требующая следовать принципам разума, что означает решительное отречение от исторической традиции, в соответствии с которой конечное разрешение геополитического спора великих держав завершалось путем войны, т.е. достижения победы над геополитическим противником и достижения права установления в мире своего мирового порядка. После окончания Второй мировой войны великие державы: США, Великобритания и Советский Союз - именно так и утверждали создание нового мирового порядка после безоговорочной капитуляции фашистской Германии. Тем самым была подтверждена истина веры в абсолютную победу над фашизмом как пути утверждения нового мирового порядка.

С созданием ракетно-ядерного оружия произошло качественное изменение глобальной ситуации в современном мире. Использование в современной войне ракетно-ядерного оружия влечет за собой гибель глобальной цивилизации: гибнут все. Жизнь убедительно доказывает, что современные геополитики сохраняют веру в то, что путь войны может вести к осуществлению абсолютной идеи к победе над противником и реализации нового мирового порядка в соответствии с геополитическими интересами победителя.

Гносеологическая проблема абсолютной идеи заключает в себе фатальный геополитический смысл. Эта ситуация диктует необходимость анализа внутреннего смысла цивилизационной истины.

1. Противоречия цивилизованной истины

Человек, обретая сознание как понимание тех событий, в которые он включается, считает, что он понимает их смысл и занимает по отношению к ним определенную позицию, в которой выражено его понимание самого себя и понимание цивилизационного смысла событий, куда он включен. И вместе с тем его настигают разочарования, когда он осознает ошибочность своих казавшихся очевидными представлений и когда он предстает перед смысловой загадкой, которую хочет разгадать, чтобы не находиться в ситуации идиота, жертвы собственного невежества: а как же ему быть со смыслом своей жизни, если эта жизнь ему дается всего один раз. И тогда он обретает цену знания, открытия своей загадки. Он обращается за знанием к мудрецам и поэтам, рисующим картину смысла жизни. От них он получает представления о смысле своей жизни, которые ставят перед ним новые более сложные вопросы.

Вот как поэт отвечает на этот ключевой вопрос смысла жизни человека:

«В душе всегда, во сне и наяву, Идет борьба между ничем и всем. Стрелой ложатся на раздумий тетиву Внезапные решения проблем. Непредсказуем этих стрел полет, И все же они свою находят цель, И вертится свершений карусель, Хоть и по кругу, все-таки вперед. Течет поток людей, событий, стран, Явлений, знаков, тем, альтернатив, Как бурных рек бесчисленный извив. Нежданные извивы бытия. Вам смыслом жизнь обязана моя» [1, а 47-48] Смысл - это связующее звено конечности человеческой жизни с бесконечностью движения мироздания. Смысл определяется между ничем и всем. Смысл великий Сократ определил как душу.

Душа должна находить точку опоры бытия человека в жизни. Это абсолютная истина самосохранения человека в исторической эволюции.

XXI век становится временем решающего самоопределения человечества. И в этой решающей точке постижения абсолютного смысла бытия крайне важно сохранять настроение здравого смысла: что может сохранить человека?

Это наступление объединяет всех: гения, гегемона и простого гражданина. Это настроение позволяет переносить неожиданные злоключения. Умение владеть собой, сохранять душевное равновесие при неожиданных поворотах судьбы, можно воспринимать как абсолютную ценность личного самосознания. Однако факт конечности жизни не позволяет разуму человека игнорировать трагизм самого факта прерывания жизни. Все попытки организовать коллективное веселье на похоронах воспринимаются как неуместная шутка.

Конечность жизни человека образует пустоту за ее пределами и тем самым лишает смысла жизненный путь. Этим объясняется феномен пустоты, который кажется бессмысленным. Преодоление этого представления возможно в том случае, если обнаруживается связь жизни человека с неуничтожимой реальностью, т.е. с вечностью.

Современный человек оказался в той точке эволюции глобальной цивилизации, в которой от его воли зависит сохранение или исчезновение возможности жизни человеческой цивилизации. Смертный человек реально соприкасается с вечностью исторической жизни. В этом соприкосновении открывается возможность достижения абсолютного смысла бытия человека через его поступок, соединяющий его жизнь с вечностью. Готов ли современный человек к осознанию абсолютного смысла поступка, перед которым поставит его судьба? Чтобы изменить фатальную судьбу цивилизации, необходимо ревизовать представление, которое составляет абсолютный смысл бытия. Имея при этом в виду, что приверженность этому смыслу воспринимается как приверженность к счастью жизни. Достижение устойчивого самосохранения человека представляется возможным при формировании константного ощущения счастья жизни. Для этого предлагается сохранять веселость и здоровый образ жизни, избегать эксцессов и излишеств, использовать движения на свежем воздухе и купание в холодной воде. Главное - сохранение здоровья.

Современный человек оказывается перед плюрализмом вызовов, не имея четкого представления о том, какой вызов заключает в себе истину самосознания. Безусловное самосохранение, а значит и соприкосновение с вечностью вне соприкосновения с абсолютным смыслом истины бытия представляется невозможным.

Соприкосновение человека с абсолютным смыслом оказывается возможным, если человек достигает понимания того, что представляет собой создание цивилизации как субстанции и как субъекта. Через процессы создания цивилизации постигается ее абсолютный смысл как соприкосновение с потенциальной вечностью Родины, места жизни рода.

Такое соприкосновение происходит через открытие тайны миссии, которую человек узнает для себя самым странным образом. Принятие этой миссии придает смысл всему течению жизни.

Проблема жизни - это проблема заполнения смысловой пустоты цивилизационного пространства. Характер заполнения определяет сущность жизни человека и его рода как времени прошлого и будущего. Динамика цивилизационной эволюции приводит к тому, что субъект видит смысл своей жизни в том, чтобы любыми средствами обеспечить выживание исходной цели. Он вступает в большую игру.

Смысл большой игры - это утверждение философского разума над цивилизационным окружением.

Смысл философского разума есть чистая достоверность. Совершая поступки, моральное сознание выставляет себя как чистое знание самости о себе [3, а 424].

Процесс формирования начала философского знания самости о самой себе есть открытие начала. Оно открывает тот смысл, который превращается в исходное начало становления цивилизации, успех ее формирования. Цивилизация обретает абсолютный смысл в начале бытия человека.

Определение этого абсолютного смысла и принятие его как истины новой реальности жизни - это и есть начало становления бытия, отход от ничто, начало цивилизационного процесса жизни, превращения цивилизации в субъекта, обретающего единство це-леполагающей активности и государственной структуры, поддер-

живаемой специальными военными и гражданскими образованиями и их руководителями.

Вместе с тем возникает вопрос, возможно ли постоянное счастье, основанное на тотальном обмане, как абсолютном смысле новой жизни? Это знание прекрасного бытия цивилизации как единой условности, которой должны служить все. Эта система пронизывается единой дисциплиной, основанной на общности абсолютного смысла. Система формирует единство народа и страны. Она исторически подчиняется возникающей традиции, превращаясь таким образом в субстанцию, т.е. цивилизационное целое, идеальный образ которого - это монолит, однозначно реагирующий на возникающие опасности. Живой организм, принявший начало бытия и его продолжение как безусловный абсолютный смысл, обретает специфическую сущность. Это сущность единого субъекта, который становится творцом феноменов, превращающих относительно слабый организм во все более могущественную силу, способную автономно создавать цивилизационную среду и управлять ею.

Превращение цивилизационного организма в создателя видоизменяет его внутреннюю сущность. Это сущность творца ци-вилизационного бытия во всем его многообразии, с одной стороны, а с другой - это сущность мастера, подчиняющего жизнь цивилизационных создателей задачам формирования цивилизаци-онного целого, как его понимает мастер. Возникающая цивилиза-ционная структура - это институция, целостность, с которой сливается человек, становясь частью реальности, которая может нести в себе коллективный потенциал вечности, как конечного смысла жизни. Но точно так же эта институция может заключать в себе потенциал самодеструкции.

Человек находится перед этим противоречием. Это та созданная человеком реальность, которая превращает бытие цивилизации в загадочный феномен, в двусмысленную реальность. Таким образом, рождение человека - творца цивилизации превращается в эволюционное фатальное противоречие: с одной стороны, человек -создатель и носитель вечного смысла, находящегося в цивилиза-ционных творениях, но с другой - человек также создает и использует орудия разрушения вечных смыслов, заключенных в цивили-зационных творениях.

Перед исследованием сущности цивилизационного процесса возникает вопрос: существует ли однозначный абсолютный смысл самореализации человека в его цивилизационном созидании?

Отвечая на вопрос, существует ли абсолютный смысл истины самореализации, исследователь ищет то основание, которое придает безусловный смысл его исследованию. Исследователь первоначально мог быть уверен в том, что он ищет основание истины, находит это основание и действует в соответствии с ним. В итоге он может сказать, что он человек чести: он не обманывает себя и не обманывает своих читателей. Он вещает истину. Но когда он начинает видеть историю человеческой активности, то оказывается перед взаимоисключающими частями цивилизационной истины: это истина цивилизационного созидания и истина цивили-зационного саморазрушения. В итоге может возникнуть такой образ хода цивилизационной эволюции, который опрокидывает то, что он считал безусловной истиной. Перед ним встает вопрос: принимает ли он за истину свои ошибочные представления, или он был прав, тогда как ход событий двинулся вполне логичным путем.

Наука, рожденная эпохой Просвещения, верит фактам, и только фактам, факты содержат в себе истину. Истина есть отражение фактической реальности. Это - абсолютная истина, исправляющая ошибки исследователя. Исследователь должен подчиняться фактам. В контексте постижения научной истины факт обретает абсолютный смысл.

2. Постижение единства цивилизационной истины

Исторически цивилизации противостоят друг другу как носители своей очевидной истины. Их противостояние есть вместе с тем очевидное взаимное отрицание. Само их фактическое существование ставит очевидный вопрос: как возможна и возможна ли вообще единая цивилизационная истина? Процессы социализации и глобализации создают специфические условия самореализации индивида в структуре человеческих отношений и зависимостей. Индивид должен приспосабливать себя к окружающей его социальной реальности путем ограничения собственной свободы, становясь составной частью окружающего социального мира и его действующей институции.

Эпоха глобализации обнажает фундаментальную слабость абсолютизации индивидуальной свободы. Индивидуальная свобода, как самосохранение, совпадает со свободой самоотождествления, с институцией, отражающей глобальную перспективу своего бытия. В этом процессе человек изменяет свою естественную сущность, становится носителем цивилизационного процесса, индивидуальность становится социализированной и обретает социализированную сущность становящегося глобального субъекта. Истина бытия индивида рождается как составной элемент глобальной социализации и вместе с тем как сохраняющаяся внутренняя личная свобода.

Эмпирически данным фактом является реальность истины самосознания, воспринимаемого в качестве абсолютной ценности, как предпосылки и мотива абсолютного поступка, от которого зависит самосохранение или самодеструкция глобальной цивилизации. Это потенция гармонии продуктивного взаимодействия, содержащего в себе возможность вечного и бесконечного бытия. Стало быть, «это некое присущее человеку идеальное состояние, достижение которого в жизни может полагаться философией в качестве постоянной цели цивилизационной эволюции. Если эта цель не достигается, то глобальная цивилизация будет всегда находиться в зоне смертельного режима» [4, с. 162].

Выход из зоны смертельного риска можно считать специфической задачей когнитологии, гуманитарной дисциплины, которая дает расшифровку тех загадок, которые несет с собой XXI век.

Поскольку XXI век со всей очевидностью поставил проблему тотальной самодеструкции глобальной цивилизации, он сделал очевидной и проблему единства цивилизационной истины. Возможность тотальной одновременной гибели глобальной цивилизации сделала очевидной ее единство как одновременной жертвы термоядерной глобальной катастрофы. Это - единство в одновременном самоуничтожении. Таким образом, многообразие различных цивилизаций содержит в себе потенциальное единство судьбы. Это значит, что многообразие в действительности является потенциальным единым целым. Эта истина глобальной цивилизации открывается в критической ситуации. И не дай Бог, чтобы она открылась таким образом: лучше сохранить темноту незнания.

Идея единства глобальной цивилизации давно имела свое практическое хождение в современном мире.

Америка культивировала эту концепцию установления общего мирового порядка применительно к современному миру. США, исходя из своего военного и финансового влияния, считали правомерным принимать на себя функцию мирового жандарма, следящего за порядком в мире. Мир - это единый мировой порядок, следующий единым курсом под общим контролем. Страны современного мира должны были следовать построенному для них порядку в соответствии с «общим послушанием».

Результаты общего послушания оказались ужасными: неспровоцированные акты агрессии, массовые жертвы бомбардировок, разрушение исторических культурных центров, расцвет терроризма, колониальные миграционные волны. Мировой порядок, установленный мировым жандармом, обернулся общей глобальной катастрофой.

Те цивилизации, которые отказывались следовать общему порядку, установленному мировым жандармом, объявлялись «изгоями», «ревизионистами» и врагами. Проблема самосохранения человечества сегодня - это проблема формирования единой глобальной цивилизации.

XXI век - это рождение эры когнитологии, философской дисциплины, определяющей зоны риска принимаемых фундаментальных цивилизационных решений. Сложность этой проблемы иллюстрируется последствиями индустриального прогресса как безусловного движения, не имеющего фундаментальных негативных последствий для существования человека на Земле.

Происходящий климатический сдвиг и его последствия заставляют человечество вернуться к вопросу о тех границах, в которых может дальше осуществляться научно-технический и индустриальных прогресс.

Глобальной проблемой становится отношение человека к растительному и животному миру. Ничем не ограниченное истребление ресурсов растительного и животного мира создает угрозу их существования со всеми вытекающими катастрофическими последствиями. Возникает проблема глобального воспроизводства растительного и животного мира планеты Земля. Самосознание народов мира формируется под воздействием цивилизационных

процессов, обретающих все более широкие эмпирические формы, в которых находят свою видимую реализацию принципы свободы и равенства [4, с. 172].

Вместе с тем самосознание народов современного мира невольно возвращается к цивилизационному опыту Советского Союза, в котором была реализована фундаментальная работа по сохранению и развитию языка и культуры народов, позволившая установить отношения взаимоуважения и сотрудничества, свободного культурного взаимодействия, которое могло бы объединить всех.

Проблема, решенная в Советском Союзе, сегодня становится проблемой современного мира. Глобальной проблемой новой эпохи становится формирование общей универсальной общечеловеческой морали, нравственных порядков поведения современного человечества. Универсальные нравственные правила поведения и жизни, принятие решений должны стать преградой на пути возможного морального краха, влекущего за собой применение средств, которые приведут к гибели человеческой цивилизации.

В оценке сущности современной цивилизационной эволюции исследователь сталкивается с очевидным парадоксом: создание предпосылок самосохранения цивилизации вступает в противоречие с процессом самоутверждения истины своего величия, стремления быть выше всех. Цивилизационный субъект создает для себя феномены, которые образуют истину его бытия. Историческая дифференциация цивилизованных субъектов определяет сущностное различие истины их бытия.

Цивилизационный субъект, как только он получает историческую возможность выразить себя как цивилизационную субстанцию, формирует реальность, которая должна «фактически» свидетельствовать о превосходящем цивилизационном величии. Создание этой реальности сознательно предполагает унижение субъектов, которые знают о своем моральном превосходстве, но не утверждают его. Оно утверждается определением диапазона возможных кажущихся верными решений, влекущих за собой трагические последствия, являющиеся следствием отсутствия истины цивилизационного самосознания.

Цивилизованная гармония возникает в отношениях между субъектами в двух случаях. Во-первых, когда один из субъектов

подчиняет свою сущность сущности другого субъекта, принимает его величие как свое собственное и служит ему. Это - следствие открытия истины цивилизационного самосознания. Во-вторых, когда два субъекта открывают для себя чувство дружбы и подчиняют свою активность формированию величия своих личных моральных отношений. Это те формы, которые формируют возможность гармонии межсубъектных цивилизационных отношений.

Вне этих отношений возникают отношения конкуренции, противоречий и антагонизма, завершающегося той или иной формой войны. Субъект познает истину своего бытия, ее уникальность. Осмысление этой уникальности превращает субъекта в действующую реальность, знающую истину не только своего бытия, но истину бытия потенциального единства глобального субъекта человечества как единого целого. Это значит, что для него открывается высший абсолютный смысл бытия. Смысл самосохранения человечества.

Как обстоит дело с истиной абсолютного смысла бытия, когда «цивилизационный субъект позиционирует себя как уникальное явление, единственное в своем роде, наделенное единственным временем бытия, принадлежащим ему одному» [5, а 288]? В этой ситуации «невероятное знание возникает внутри субъекта как непосредственное знание истины, определяющее главный тренд его жизни» [там же]. Свою абсолютную истину субъект несет в себе, и ее критерий заключается в способности ее реализации, в бесконечности счастья жизни.

Как скоро цивилизационная эволюция, расширяя поле индивидуальной свободы, создает ситуацию, при которой массы индивидов несут в себе свою абсолютную истину бытия, то это значит, что наступает эпоха массового духовного восприятия истины индивидуальной самореализации, как достижения высшего смысла. В этом смысл идеи, ставшей доступной субъекту. Это значит, что субъект потенциально несет в себе идею, реализация которой подтверждает ее абсолютный смысл. Идея - это не отражение эмпирической реальности, а исходная предпосылка ее понимания. В этом состоит абсолютный смысл идеи. Гегель в свое время упрекал философию Канта, Якоби и Фихте в том, что она поднялась только до понятия, но не до идеи. Понятие могло толковаться как фиксация эмпирической реальности, конечного бытия. «Ко-

нечное есть в себе и для себя и абсолютно единственная реальность. На одной стороне стоит, таким образом, конечное и отдельное в форме многообразия, и с него сбрасывается все религиозное, нравственное и прекрасное, потому что его можно схватить с помощью рассудка как разрозненное единичное; на другой стороне -та же абсолютная конечность в форме бесконечного, как понятие счастья» [2, с. 15].

Счастье достигается с помощью потребления эмпирического многообразия желанных вещей. Потребление этого многообразия достигается с помощью денег. Погоня за деньгами - это противоречивая погоня за счастьем. Стремление к реализации идеи превращается в процесс становления смысла, который заключает в себе его бесконечность, стоящую над ограниченностью эмпирической реальности. Вместе с тем реализация бесконечности истины смысла в реальности эмпирии жизни сталкивается с неразрешимыми противоречиями.

3. Кризис истины абсолютной идеи

Поскольку человеку открывается высший, абсолютный смысл бытия как смысл самосохранения человечества, ему становится доступной и истина абсолютного смысла.

Всякое действие, а тем более политика, направленная на убийство человека, попадают в поле нарушения абсолютного смысла бытия и истины абсолютного смысла. Когда вашингтонский обком принимает решение о вооружении украинских нацио-налистов-бандеровцев джевелинами и другими видами вооружения, тем самым санкционируется убийство, т.е. нарушение абсолютного смысла бытия.

Возникает реальная возможность оценивать политику с точки зрения истины абсолютного смысла бытия.

Исторически сложившиеся цивилизации столкнулись с абсолютизацией смысла индивидуальной свободы как абсолютной истиной жизни. Это есть предоставление индивиду права реализации идеи как реализации абсолютного смысла. Но реализация любой идеи как исходного основания абсолютной истины человеческих отношений может заключать в себе очевидное противоречие. Так, например, идея равенства представляется выражением исти-

ны человеческих отношений. Но ее действительное осуществление представляется невозможным. Характерно в этом отношении положение личного и социального равенства мужчины и женщины.

Утверждение принципа равенства позволяет женщине вести себя так же, как это делают мужчины. Понятие половой чести меняет свой характер и смысл. И этот процесс оказывает влияние на эволюцию современных отношений между мужчиной и женщиной, на толкование половой чести, характера внутрисемейных отношений. Возникает процесс давления на сознание мужчин и женщин через признание свободы самопревращения мужчины в женщину и женщины в мужчину, на создание однополых браков. Происходит деструкция абсолютного смысла человеческих отношений, идентичности их истины, их верности.

XXI век утверждает глобальную свободу реализации идеи как концентрации истины традиционных представлений. Наступает эпоха абсолютного доверия свободе индивидуального самосознания. Эти современные цивилизационные процессы влекут за собой кардинальные глобальные следствия, порождая тенденцию глубинной эрозии цивилизационного субъекта и цивилизационной субстанции. В действительности возникают тенденции самораспада традиционных порядков и отношений, исторически сложившихся цивилизаций.

Эти процессы приобретают массовый характер полной индивидуальной свободой самореализации, воплощения личного успеха в этой жизни. Личный индивидуальный успех в любой форме должен принести не только популярность, но и материальное благополучие. Достижение этой цели не связано с представлениями о чести и моральных границах личной славы. Особое значение приобретает идея личной чести.

Честь - это идея, определяющая уважение к себе, знание себя как персоны, сохраняющей в себе открытую истину, предательство которой означает духовную смерть как личности, ее превращение в моральное ничтожество. В современную эпоху, эпоху угрозы самодеструкции человечества, нарастает осознание ценности и сохранения личной жизни.

Идея, как абсолютная истина, может оказывать огромное воздействие на поведение личности. Россия неоднократно испытывала на себе такое воздействие. Абсолютный смысл личности

проявляется в том, что она рождает смертельные переживания истины жизни.

Значение сохранения и защиты ценности истины жизни в новую эпоху стало возрастать и вместе с тем уходить с общественной поверхности в глубины тайной жизни. В наши дни истину чести стал восстанавливать наемный убийца; бесчестие восстанавливает личную честь. Личность, сохраняющая в себе свою открытую истину, познает себя как абсолютную ценность. Происходит повсеместно интенсификация процесса утверждения циви-лизационного субъекта как хранителя абсолютной истины жизни.

Происходит осознание абсолютной ценности личного достоинства, отличного от традиционного.

Личность как индивидуальное бытие - это исключительный дар сам по себе. Выделение аристократии как особого высшего сословия требовало своего подтверждения, формирования личного достоинства, совершения благородных поступков, создания своего безупречного образа.

Характерны причины, по которым оскорбление личности в аристократической середе воспринималось как смертельная обида, как причина вызова обидчика на дуэль. Смертельная схватка рассматривалась как путь, ведущий к восстановлению попранной чести.

Древним народам был незнаком кодекс рыцарской чести. В Средние века судебное решение мог выносить Божий суд и поединок, демократизация жизни общества же привела к отмене защиты чести с помощью рыцарского поединка и дуэли. Для защиты чести как мести теперь обращаются к государству для самозащиты через суд.

Государство определяет достоинство индивида как личности гражданина. Усложнение механизма защиты чести влечет за собой осложнение семейных и дружеских отношений. Возникает проблема интриги, скрытого противостояния. Противостояние - это отношение личностей в их противоположной целостности. Но что составляет эту целостность? Может ли она проявляться в уличных или ресторанных драках? Позволяет ли современная ситуация создавать человеку самого себя в качестве целостной личности? Позволяет ли неустойчивость современной жизни быть доступной

человеку в качестве устойчивой целостности? Или это редкое явление?

Существует ли ответ философии на эти вопросы? Кант приходит к философскому выводу, что человеческий опыт не может возвыситься до точки зрения целого. Он имел в виду отношение конечности человека и его знания к бесконечности Вселенной. Реальность трансценденции, непреодолимость преграды для знания человека перед бесконечностью универсума делает невозможной целостность абсолютного знания.

Радикальные изменения жизни формируют приспособленца к конкретной ситуации. Человек не может обладать абсолютной истиной, поскольку он не владеет целостностью того мира, в котором он существует и действует.

Гегель оспаривает эту позицию. Для субъекта, как его понимает Гегель, мир вещей обладает реальностью только в контексте их полезности для субъекта, и поэтому между субъектом и миром вещей не существует непреодолимой границы. Мир «Я» - это мир его универсума. Если для человека в силу его ограниченности недоступна исходная предпосылка абсолютного знания, то это означает неизбежную относительность всех его представлений, которым он придает статус Истины. Эту точку зрения отвергал в своих философских трудах Артур Шопенгауэр, решительный оппонент Гегеля.

Если человек осознает свою способность придавать своим представлениям статус абсолютной истины, то тогда в качестве демиурга абсолютной истины начинает выступать его воля. Человек наделяет себя особым качеством - способностью определять себя как субъекта, обладающего способностью определять себя как обладателя представления, имеющего статус абсолютной истины. Коль скоро рождается такой субъект, наделяющий себя способностью создавать абсолютную истину, то для него «существование и воспреемлемость - понятия равнозначные» [5, а 47].

Из этого представления Артур Шопенгауэр делает свой окончательный вывод: «трудная абстракция, различение неодинакового и соединение тождественного, - с помощью истины, которая очень серьезна и у всякого должна вызывать если не страх, то раздумье, - истины, что он также может сказать и должен сказать: "Мир - моя воля" [там же]. Каждый из существующих на земле

имеет свою волю, так что реально существуют миллионы миров, в форме представлений одного. Вместе с тем "если бы исчезло и это единственное существо», то мир как представление перестал бы существовать» [6, с. 48].

Абсолютное может быть производным от представлений воли. Таково философское представление, согласно которому человек своей волей определяет реальность абсолютных явлений.

Миллионы вновь рождающихся и миллионы умирающих создают подвижную картину рождения и исчезновения абсолютных миров. Это значит, что вместе с ними исчезает и абсолютная истина, поскольку абсолютная истина предполагает свое относительное постоянство и свою универсальность. Это - повседневная картина человеческих отношений. Таков субъективный мир с его претензией на абсолютное знание.

Философское представление о мире как моей воле получило свою массовую реализацию в XXI в. в практических формах абсолютизации индивидуализма и в доктрине нового мирового порядка, основанного на утверждении глобальной диктатуры. Для утверждения этого представления как безусловной истины необходимо признать в качестве истины философский постулат, в соответствии с которым «Весь мир объектов есть и останется представлением, и именно поэтому он вполне и во веки веков обусловлен субъектом, т.е. имеет трансцендентальную идеальность» [6, с. 58].

Поскольку индивид является создателем трансцендентальной идеальности, он воспринимает себя в качестве цивилизацион-ного демиурга.

Философ XIX в. угадывает, на каком языке будут мыслить и создавать мир геополитики XXI в. Геополитика XXI в. отождествляет мир со своим информационным представлением и поэтому считает возможным обусловить его собой как субъектом, т.е. своими интересами, волей и своими представлениями, формирующими трансцендентальный смысл мира. Этот геополитический субъект превращается в субстанцию, обусловленную характером созданного образа, который воспринимается как реальность. Начала трансцендентальной идеальности образа мира - это картина превосходства цивилизационного целого, позволяющего управлять жизнью, извлекая из этого управления материальные, куль-

турные и моральные выгоды. Соответственно этому формируется образ цивилизационного субъекта, претендующего на роль победоносного гегемона. Это образ идеализированной действительности, образ безусловного величия, претендующего на подчинение всех. Действительная трагичность современной глобальной ситуации заключается в том, что западные лидеры, которым выпала роль принимающих решение о судьбе современного человечества, принимают информацию, формирующую идеализированную действительность, за объективную реальность.

Это идеализированное видение глобальной реальности является возможностью современной глобальной катастрофы. Судя по поведению, принятию политических решений, лидеры Запада готовят начало Третьей мировой войны. Процессы, происходящие в самосознании западных политических лидеров, свидетельствуют о том, что они проявляют особую заботу о своей личной чести и популярности и принимают решение использовать свои возможности для служения величию Америки. «Общее благо» понимается как способность сделать Америку снова великой - путь к величию понимается как способность снова бомбить и вешать, оттеснять всех от присвоения доллара. В их головах существует уверенность в том, что они способны одержать безусловную военную победу над существующим реально противником.

Профессиональная честь подтверждается посредством владения технологией превращения идеализированного цивилизаци-онного образа в реальность цивилизационной субстанции. Для этого идеализированный образ жизни связывается с кинематографическими, литературными, поэтическими, архитектурными, а также информационными построениями, представляющими новый порядок, который включает в себя свободу выбора половых мужских и женских признаков и однополой семьи. Построение нового мира, оригинального в своей нелепости, представляется процессом ухода от бессмысленности жизни, насаждения новых смыслов, заполняющих ту пустоту, которая возникла в результате эрозии «нового порядка», построенного на основе оживления толчеи у долларовой кормушки. Историческое поражение нацизма, охватившего Западную Европу, создало духовный вакуум, который стал заполняться псевдоцивилизационными построениями, придающими новые смыслы чуждой человечности жизни.

Народы мира входили в ХХ век с идеализированными образами самих себя, будучи готовыми утверждать их смыслы, и с тем, чтобы утвердить в мире свой порядок. Так произошло формирование и столкновение мировых духовных структур. Последствия оказались неожиданными для организаторов глобальных сражений за новый мир. Перед их глазами предстали развалины того мира, которому предрекали тысячелетнее господство. Но вера в перспективу пути сохраняется. Она оказывается беспочвенной, поскольку современная война с применением ракетно-ядерного оружия влечет за собой неизбежную гибель победителя.

4. Жизнь в мире сновидений и фантазий

В XXI в. на поверхность цивилизационной жизни всплывает мир фантазий геополитических сновидений и реальных движений, руководствующихся смесью исторического прошлого и утопического будущего. Философ XIX в. предсказал возникновение ситуации, в которой видение действительности вне жизни и сна рождает фантастическое видение как правильное понимание жизни. И если встать на точку зрения вне жизни и сна, то мы не найдем в их существе определенного различия и должны будем вместе с поэтами признать, что «жизнь - долгое сновидение» [6, с. 61]. Коль скоро жизнь обретает характер долгого сновидения, возникает возможность обретения абсолютного смысла самосознания как специфической реальности жизни в мире фантазии. Протрезвление оказывается попаданием в реальность суровой истины жизни. Так случилось с фантазиями российских неолибералов, мечтавших о триумфальном вхождении России в «мировую цивилизацию».

Между тем мировая цивилизация была потрясена событиями осени 2021 г., ознаменовавшимся «триумфальным» выходом американских вооруженных сил и их союзников по НАТО из Афганистана.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Гегемон на словах сохранял веру в свою победоносность, когда весь мир наблюдал массовое бегство победителей. Гегемон впал в сновидение. Он поверил в картину сакральной победы, как в икону, которой должны преклониться все. Но реальность этой картины обнажил ее очередной крах. Разрушение картины воспри-

нимается гегемоном как явная ересь, отступление от сакральной истины.

Вместе с тем поведение современного цивилизационного субъекта отличается очевидным своеобразием. Особенность этой реакции состоит в том, что она отрицает отношения чести. Это влечет за собой абсолютную потерю смысла истины. Утверждение истины обретает двойственный смысл.

Вывод американских войск и войск НАТО из Афганистана -это фактическое признание провала 20-летней военной операции. Это поражение армии США и их союзников. Но сам факт вывода войск из Афганистана признается союзниками Америкой как успех, как прекращение дорогого финансирования американской военной операции. Таким образом, с одной стороны, вывод войск из Афганистана - это успех, а с другой - это военное поражение и признание его. Америка не может дать однозначный ответ на вопрос, является ли вывод войск из Афганистана поражением Америки или ее победой. Иными словами, Америка уже не владеет истиной.

Эта гносеологическая ситуация заключает в себе принятие неверных стратегических решений, касающихся военных действий и возможности их неверной оценки со всеми вытекающими последствиями. Провал представляется как победа, как успешное прекращение военной операции, длившейся 20 лет.

Истина политической воли обретает взаимоисключающий смысл, так что цивилизационный субъект заявляет о своей правоте при взаимоисключающем течении событий. Современное человечество оказывается в зависимости от настроений, от моральных реакций на действия оппонента. Оппонент же использует провоцирующие действия, чтобы вывести из себя геополитического противника. Эти измерения геополитического поведения разрушают разумную логику принятия цивилизационных решений. Это - картина современного цивилизационного бытия и мышления людей, утративших логику разума. Цена этой глобальной картины открывается в результате инспирации, абстрактного воодушевления, воспринимаемого как наступательная ненормальность. Это состояние представляется особенно опасным для субъекта, владеющего термоядерным оружием.

Такое построение видения современной реальности и открытия путей практических действий в ней ставит человечество на грань самодеструкции. Это - путь самосохранения своей «чести», «чести» глобального субъекта, управляющего современным миром. Воля защиты чести требует того последнего радикального решения, которое сохраняет достоинство чести, но при этом влечет провокатора в пропасть.

Проблема состоит в том, что псевдоборец сам смертельно связан с провокатором. Истина действия в такой ситуации может состоять в бездействии (события происходят так, как они происходят). Превосходство в современной глобальной ситуации достигается в сфере построения информационной реальности, в которой глобальный противник превращается в образ, совершающий различные преступные действия, за которые он должен нести моральную и правовую ответственность. Так формируются моральные псевдогерои, носители неправовой истины и носители несовершаемых преступлений.

Эта информационная картина создается для того, чтобы набросить информационную маскировку на действительно преступные деяния. Так рождается глобальный мир самообмана, презрения и ненависти, который сознательно формируется как путь самосохранения морального щита и лжи, фальшивых обвинений. Достигаемая таким образом «моральная чистота» проникнута сознательно построенной информационной фальшью. Создаваемый таким образом информационный мыльный пузырь нацелен на дезориентацию глобального общественного мнения.

Это та создаваемая псевдоинформационная реальность, которая ставит весь мир на край глобальной катастрофы. Лжец должен быть наказан самым суровым образом. Этот путь восстановления истины и справедливости таит в себе опасность саморазрушения человечества. Но без такого самоочищения мир обречен на постоянное существование в атмосфере сознательно создаваемой неправды, распространяемой во всем мире. Ложь в самоспасение кажется необходимой и оправданной в современной ситуации глобальной раздробленности цивилизационных субъектов.

Самосохранение современного человечества закономерно требует его самоформирования в качестве общей глобальной субстанции. Только этот процесс может создать условия для превра-

щения человечества как субстанции в глобального субъекта, т.е. осознания и осмысления общих целей самосохранения человечества, осуществления совместных глобальных мероприятий, направленных на практическое решение ключевых проблем очищения атмосферы, ликвидации мусорных свалок, очищения вод Мирового океана, предотвращения уничтожения растительной среды и животного мира.

Практическое решение этих ключевых экологических проблем создает условия для развития глобального сотрудничества, для создания реальных условий предотвращения военных действий, представляющих глобальную угрозу для человечества, преодоления взаимного недоверия. Такое превращение может состояться, если будет создан тот «цемент», который превращает отдельные части мировой цивилизационной реальности в сцементированное целое.

Что играет роль цемента, который соединяет в единое целое отдельные составные части цивилизаций? Это глобальная идея, которая пронизывает различные материальные образования, в результате чего те под воздействием идеальной реальности начинают образовывать смысловые научно-технические, духовные, архитектурные, скульптурные, литературные, музыкальные конструкты, скрепляющие сознание и образы поведения людей, становящихся культурными народами, способными к цивилизационному творчеству единого человеческого мира.

Трансформация народов в человечество, как единое цивили-зационное целое, требует рождения великой идеи, действующей на сознание людей подобно грациозному магниту.

5. Бытие в сфере самообмана

Нарастающие глобальные проблемы ставят в повестку дня проблему пандемий, угрожающих существованию человечества. Они обнаруживают потенциал общности его судьбы. Вместе с тем они способствуют размыванию строгих порядков цивилизацион-ного поведения, усилению тенденций хаотизации.

Разделенные и противостоящие друг другу народы мира начинают испытывать великое глобальное притяжение, которое формирует целостность самосознания и цели глобальной субстан-

ции, а те, в свою очередь, образуют единую линию горизонта бытия, которая становится истоком активности глобального созидания.

Эта единая сила и эффект ее исторического творчества призваны рассеять то недоверие, которое является результатом ведения межцивилизационных войн и результатом исторического духовного расслоения, превращающего народы в противоборствующие силы, стремящиеся к утверждению своего безусловного превосходства.

Таким магнитом становится открытие единства самосохранения, жизненной взаимозависимости бытия народов современного мира.

Эфир захватила война нового типа, война между влиятельными идеями, новыми образами культуры и духовной свободы. Война внесла новое содержание в деятельность противоборцев (мода, напитки, жевательная резинка, джинсы), к которым не всегда была готова советская реальность.

Новые масштабы и новые направления возникли на полях информационных сражений.

Открытие локальных воздействий на целостность земной среды оказывает влияние на сознание всех народов.

Нарастающее воздействие на цивилизационное самосознание народов вызывает обострение отношений взаимозависимости в энергетической и продовольственной сферах.

Внутренние процессы обострения межцивилизационной взаимозависимости дополняются нарастанием международного туризма и культурного отдыха.

Эти глобальные процессы в своей сумме формируют общемировую сеть волнообразной реальности, которая существует и вместе с тем не имеет ясного оформления, обладающего единым языком, духовно объединяющим народы мира. Создание этого языка будет завершением процесса формирования общечеловеческой субстанции и общечеловеческого цивилизационного субъекта. Вместе с тем это будет началом становления новой эпохи ци-вилизационной эволюции на Земле.

Глобальные миграционные процессы позволяют народам видеть и понимать друг друга в непосредственной близости, открывают глаза и на существующие духовные барьеры, препятствующие объединению усилий в достижении общих целей в эко-

номическом и духовном прогрессе. Эти процессы могут вести и к усилению взаимного отчуждения.

Примитивное игнорирование и отбрасывание советского опыта порождают негативные следствия межнациональных взаимодействий. Стороны нередко стремятся лишь к достижению одностороннего выигрыша от межнациональных коммуникаций.

Доминирующая традиция формировать стратегию цивилиза-ционной эволюции на основе стремления к достижению превосходящего величия и создания экономических, политических и информационных препятствий на пути цивилизационного восхождения потенциальных и реальных соперников создает нравственную ситуацию, способствующую торможению цивилизационного прогресса.

Изменение этой сковывающей цивилизационный процесс ситуации связано с созданием международного теоретического центра, в котором должны быть созданы условия выработки и распространения ключевых принципов, открывающих возможности утверждения новой доктрины цивилизационной эволюции. Теоретический центр должен обладать современной системой международной информации, позволяющей эффективно формировать международное общественное мнение, обеспечивающее активную поддержку передовых устремлений цивилизационного прогресса, обеспечивающего самосохранение человечества и преодоления традиционного недоверия между народами современного мира.

Это недоверие - продукт исторического опыта. Между тем мир вступает в новую эпоху под воздействием объективных технологических изменений, тогда как человек нравственно не готов к восприятию этих изменений. Он ведет себя замкнуто и закрыто, зная, что его окружают геополитические противники. Это знание не позволяет народам мира превращаться в «человечество». Современное глобальное цивилизационное состояние становится основой нравственной и психологической готовности к нажатию заветной кнопки, которое открывает начало тотального саморазрушения человечества.

Самосохранение человечества - это глубинный процесс одновременной моральной переформатизации народов современного мира, переформатизации, не допускающей обмана и самообмана народов.

Человечество - это результат глубинных нравственных изменений народов мира, осознавших, что без этих изменений они обречены на исчезновение, на превращение в НИЧТО.

Но что означают эти изменения и каким образом они могут быть осуществлены? Осуществление этих изменений кажется невозможным, в силу тех исторически сложившихся духовных барьеров, которые возможно устранить только по общему требованию мировой ситуации и духовных авторитетов, ставящих на общий суд народы, отклоняющиеся от правил.

И это лишь одна сторона глобальной проблемы. Другая сторона заключается в том, что духовное единение народов мира -это процесс соединения в новую всемирную духовную общность, превращающую существующее многообразие в духовное единство всех, образующее новую реальность, которая должна быть осознана как нравственное единство и трансформирована в общую внутреннюю сущность, сводящую многообразие в единую субстанцию. Это превращение, которое образует из многообразия духа его единство, совершенно не соответствует современной рационалистической ментальности, индивидуализма. Преодоление этой трудности, похожее на действие «чуда», оказывается перед не менее сложной проблемой формирования способности открывать единое целевое направление ее активности, т.е. превращаться в субъекта. Превращение человечества в единого субъекта, знающего целевое направление своей активности открывает возможность нормальной цивилизационной эволюции, избегающей угрозы самодеструкции.

Таким образом человечество может избежать своей самодеструкции. Это грандиозная и кажущаяся нерешаемой задача. Однако стоит потрудиться, не жалея сил ради того, чтобы избежать самодеструкции. Ради решения этой грандиозной задачи человек будет готов отдать все свои силы. И дело здесь не только в запрете на использование физических усилий. Главное - это открыть те интеллектуальные формы, которые обеспечат конечный успех в достижении абсолютной цели человеческого бытия. И тогда взлет останется за великим философом, а мы сможем повторить заветные слова Фридриха Шиллера: «из чаши этого царства духов пенится для него его бесконечность» [3, с. 434].

Список литературы

1. Арутюнов С.А. Жизнь как текст. Автобиблиография. - Москва ; Хельсинки : ARC, 2012. - 86 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Вера и Знание, или Рефлексивная философия субъективности в полноте ее формы : философия Канта, Якоби и Фихте. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2021. - 288 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Сочинения. - Москва : Издательство социально-экономической литературы (Соцэкгиз), 1959. - Т. 4 : Система наук, часть первая : Феноменология духа. - 488 с.

4. Скворцов Л.В. Истина самосознания: гетеротопия Смысла. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2020. - 496 с.

5. Скворцов Л.В. Цивилизационные размышления: концепции и категории постцивилизационной эволюции. - Москва ; Санкт-Петербург : Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 381 с.

6. Шопенгауэр А. Афоризмы житейской мудрости. - Москва : ЭКСМО, 2015. -640 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.