Научная статья на тему 'ЧЕЛОВЕК В ГЛОБАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И МЕТАФИЗИКА МОРАЛЬНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА'

ЧЕЛОВЕК В ГЛОБАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И МЕТАФИЗИКА МОРАЛЬНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
46
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАПАДНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / КУЛЬТУРА / РОССИЯ / СОВРЕМЕННОСТЬ / МОРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСАЛИЗМ / ГЛОБАЛЬНАЯ ВОЙНА / МЕТАФИЗИКА

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Скворцов Лев Владимирович

Данная статья посвящена проблемам цивилизационного развития России и стран Запада.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAN IN THE GLOBAL SITUATION AND THE METAPHYSICS OF MORAL UNIVERSALISM

This article is devoted to the problems of civilizational development of Russia and Western countries.

Текст научной работы на тему «ЧЕЛОВЕК В ГЛОБАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И МЕТАФИЗИКА МОРАЛЬНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА»

УДК 008 DOI: 10.31249/rphil/2023.02.06

СКВОРЦОВ Л.В.* ЧЕЛОВЕК В ГЛОБАЛЬНОЙ СИТУАЦИИ И МЕТАФИЗИКА МОРАЛЬНОГО УНИВЕРСАЛИЗМА

Аннотация. Данная статья посвящена проблемам цивилиза-ционного развития России и стран Запада.

Ключевые слова: западная цивилизация; культура; Россия; современность; моральный универсализм; глобальная война; метафизика.

SKVORTSOV L.V. Man in the global situation and the metaphysics of moral universalism

Annotation. This article is devoted to the problems of civiliza-tional development of Russia and Western countries.

Keywords: Western civilization; culture; Russia; modernity; moral universalism; global war; metaphysics.

Для цитирования: Скворцов Л.В. Человек в глобальной ситуации и метафизика морального универсализма // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. -2023. - № 2. - С. 85-102. DOI: 10.31249/rphil/2023.02.06

1. Норма в ненормальной ситуации

Современный мир вступил в эпоху, которая в силу своей специфики порождает алогичные структуры цивилизационного мышления. Особенность этих структур заключается в том, что, казалось бы, логичные формы мышления порождают алогичные

* Скворцов Лев Владимирович - доктор философских наук, руководитель Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: skvortsovcgsir@mail.ru

результаты. Так, если брандспойты пожарников наполнить бензином или какими-либо другими горючими жидкостями, то их использование приведет к разрастанию пожара, а не его ликвидации.

Достижение победы над противником - это цель военного действия, а победа - это конечный результат. И поэтому от атомного оружия отказываться невозможно, поскольку именно оно приносит конечный результат, как смысл военного действия, т.е. победу. Логически построенное таким образом рассуждение кажется безупречным и так, видимо, мыслит американская армия.

Американцы знают свою силу, которая заключена в ракетно-ядерном оружии. Две атомные бомбы, сброшенные на Хиросиму и Нагасаки, оставили от этих цветущих городов одни развалины, не говоря уже о массовых человеческих жертвах. Если принять во внимание современное ракетно-ядерное массовое оружие, то простые математические исчисления покажут, что его применение в современной глобальной войне превратит человеческую цивилизацию в общечеловеческие руины.

С учетом мышления современного американского командного состава новая мировая война превратит глобальную цивилизацию в НИЧТО. НИЧТО превращается в центральное цивилиза-ционное понятие, вывод и смысл метафизики, дающей описание реального будущего, в которое превратится глобальная цивилизация в итоге мировой войны. Таким образом, современный мир находится перед потенциальной реальностью бытия, в котором отсутствует бытие человека. В новой исторической ситуации поступок, ведущий к военной победе над противостоящим противником, может означать одновременное самоубийство.

Итак, человечество исторически оказывается в парадоксальной реальности, в которой военная победа заключает в себе возможность самоуничтожения. Как в этой ситуации должен вести себя цивилизационный субъект? Какое решение в этой ситуации можно считать соответствующим цивилизационной истине?

Если цивилизационный субъект не находит ответа на этот вопрос, то значит, он выходит из цивилизационной игры, перестает выполнять роль цивилизационного субъекта, превращается в раба исторических обстоятельств. Если хотя бы один из цивили-зационных субъектов находит истину ответа на этот вопрос, то именно он может считать себя хозяином нового мира. Все другие

субъекты перестают быть субъектами, принимающими решения, соответствующие истине, и становятся рабами обстоятельств ци-вилизационной жизни.

Эта качественно новая цивилизационная ситуация определяет новый тип цивилизационного мышления и новый тип цивили-зационного поведения, которые можно признать как отвечающие требованиям истины, т.е. отвечающие требованиям победы как сокрушения противника и своего самосохранения. Историческое прошлое превращало это требование двойственной истины в истину однозначную, тождественную победе и самосохранению.

Наступающая в XXI веке новая цивилизационная эпоха еще теоретически не осмыслена и не понята до конца. Она формально продолжает верить в традиционные ценности и принципы, в благородство элиты, в ее уважение истины, отвержение откровенной лжи и обмана. Но вместе с тем формирующаяся жизненная ситуация требует на словах утверждать традиционные ценности культуры, а на деле следовать ее антиподам. Субъект несет внутри себя расщепленную культуру. Он - самоотрицающаяся личность. Это -нарождающийся скрытый образец, не-герой, но успешно выживающая в новой цивилизационной реальности особь.

Запад вступает в эру XXI века, квалифицируя себя в качестве «золотого миллиарда», т.е. людей высшего сорта, бытие которых не может подвергаться сомнению. Они составляют ту соль земли, которая имеет право определять судьбу людей, бытие которых не соответствует критериям «золотого миллиарда»! Именно поэтому Запад не исключает возможности практического использования термоядерного оружия в возможных военных столкновениях нового века. Для массы человечества, не входящей в состав «золотого миллиарда», может быть уготовано «бытие» в реальности НИЧТО. Это метафизическое представление, по мнению автора, определяет глобальную стратегию Запада применительно к XXI веку.

В новой ситуации жизни понимающий человек должен ответить для себя на вопрос: существует ли содержание НИЧТО?

Масса людей, усвоившая ключевую для нравственности истину что «Бог мертв», обращается к своему разуму, чтобы ответить на вопрос, как вести себя правильно, чтобы занять нужное место в этом обществе. Нужно занять «место под солнцем», и это-

го места не хватает для всех. Масса окажется в тени, если не будет вести себя «правильно». А вести себя «правильно» - значит вести себя по правилам индивидуализма. Картина массового нравственного поведения меняется радикально, начиная с юного возраста.

Фраза «Бог мертв» выступает как образец для человека этого мира и формирует нравственное открытие духа, к которому относится человек как к высшему требованию истины жизни. Человек берет на себя самую высокую ответственность. Сложные психологические процессы происходят в сфере Духа современного человека. Они не видны, но они реально влияют на самосознание людей, так что люди становятся действующим фактором создания образца для себя в жизни нового мира.

Люди живут и действуют в ситуации становящейся новой цивилизационной реальности. Ее как бы нет, но она как бы и есть. Это то, что должно быть. Она как бы есть как возможность, но ее пока и нет. Чтобы она стала действительностью должен появиться человек как субъект, обладающий качествами, превращающими возможность в действительность. Это значит, что человек стоит перед возможностью своей волей заполнить пустоту, превратить ее в НЕЧТО. Характер нечто зависит от содержания воли субъекта.

ХХ век с цивилизационной точки зрения заключал в себе скрытую возможность, которая формировала отдельные народы не только как замкнутые в себе социально-культурные духовные образования, но как образования потенциально глобальные, как истины этого земного мира, призванные организовывать его и управлять им. Это была та потенция, которая несла в себе истину. Самосознание господствующего цивилизационного субъекта с его спецификой как истиной его бытия.

Эта истина возникала как возможность на основе неравномерности социального, культурного и технического развития стран. Возникали авангардные страны, обладающие техническими и социоструктурными возможностями для того, чтобы стать нациями-авангардами глобальной цивилизационной эволюции. Ключевую роль в осмыслении господствующей роли в мире и идей этой роли играла философия. Проблема состояла в том, чтобы политическая элита страны увидела свои возможности в положении глобального авангарда и стала шаг за шагом формировать

свою нацию в качестве того потенциала, который должен реально стать глобальным авангардом, занять это место как свое и только свое в этом человеческом мире.

ХХ век стал тем временем, когда происходил процесс формирования нового человека, осознающего себя как демиурга создания нового глобального мира.

Во-первых, это тип человека, который овладевает новым духом, духом господина этого мира, обладающего смыслом господства над миром людей, не способных к господству над другими людьми, которым уготована судьба исчезновения из этого мира в силу своей человеческой готовности превращения в прислугу господ, несущих в себе идею истины и способность глобальной власти. Это метафизика века.

Во-вторых, это тип человека, несовместимого с миром нового глобального рабовладения как миром преступной несправедливости, требующей глобального суда народов и искоренения тех духовных и иных реальностей, порождающих всходы преступного глобального самосознания. Это создатель глобального мира справедливости и содружества народов. Это те исходные потенции, которые определили основные тенденции рождения смысла бытия человека ХХ века. Дух этой метафизики переходит в XXI век.

Осмысленной цели как человеческого создания раньше не могло быть, поскольку смысл бытия определялся Богом, как его понимал и как трактовал его жизненную цель тот или иной вариант религиозного сознания. Теперь эту жизненную цель должен определить сам человек, руководитель своего народа и претендент на руководство человечеством. Если такой общечеловеческой доктрины нет или ее не признает народ, то тогда нужно определить ту исходную цель, которую следует реализовать в новом руководстве человечеством.

Если исходной идеи руководства миром у человека нет, то ее нужно открыть. Как ее можно открыть, если ее нет? Человек оказывается перед смысловым вакуумом. Цивилизационная реальность имеет целесообразную структуру и позитивный смысл, представляет собой структурный смысл целого. В целом действуют упорядоченные потоки, благодаря которым все составные части целого живут своей жизнью. Каждая часть получает свой смысл от других составных частей целого и становится той смыс-

ловой частью, которая имеет отношение ко всем детальным частям целого. Пустота - это продукт разрушения структуры отношений частей целого, так что внутри ничто отсутствуют эти связи в силу изменения сущности части целого. Отсутствие этих связей, распадение структуры, возникновение хаоса отношений есть пустота как отсутствие смысла. Ничто это нечто абсолютно хаотичное.

НИЧТО это пустота, но это не отсутствие всего, а это отсутствие структуры смысла. Это хаос бессмысленности. НИЧТО - это развалины цивилизации. Это антибытие, хаотичное состояние.

Очевидно, что позитивное отношение к НИЧТО - это нигилизм как фиксация реальности бессмыслицы. Бессмыслица не рождает позитивные смыслы из себя и поэтому она не может быть почвой рождения смысла. Исходной категорией философии поэтому является Бытие, как та реальность, почва, на которой возникают смыслы. Это - предмет метафизики.

2. Новая реальность метафизической идеи

Рождение реальности века воспринималось эмпирически как процесс изменения социальной реальности в разных цивилизаци-онных регионах, под влиянием разных политических сил и разных явлений культуры и философии. Возникает и разное, даже противоположное отношение к формированию субъектов цивилизации, претендовавших на создание нового мира. Старый мир обретал метафизическое качество как нечто, уходящее в прошлое, которое замещается цивилизационной истиной, новым бытием, носителем которого становится новый человек, обладающий новой сущностью. Это может быть сущность новой породы, новой расы или сущность нового человека, нового цивилизационного субъекта, создателя реального базиса и новой культуры, как базиса, на котором происходило становление новой цивилизации. Создание этой цивилизации осуществлялось новым человеком. Так возникла ситуация потенциального грандиозного цивилизационного столкновения. Символом этого становления стало противоречие двух типов dasein М. Хайдеггера: нациста и гуманиста.

Нацист видит основание своей претензии на мировое господство в истине превосходства своей расы, которая служит основанием улучшения человеческой породы, освобождения человече-

ского рода от рас «недочеловеков». Эта исходная предпосылка становится основанием политики геноцида. Нацист берет на себя функцию судьбы человечества. И это становится основанием смертельного приговора самому себе.

Гуманист видит основание истины своей цивилизационной позиции в освобождении человечества, в создании справедливого общественного пути всеобщей цивилизационной эволюции.

Столкновение двух толкований истины становления глобального цивилизационного бытия лежало в основании грандиозных военных сражений, закончившихся падением Берлина и установлением красного знамени на крыше Рейхстага.

Исторический опыт сделал очевидной основу универсальной истины духа. Это истина самосохранения человечества, а значит, универсальной истины. Это истина Бытия человечества в его своеобразии, но вместе с тем единства его Бытия.

При всем эмпирическом своеобразии хода цивилизационных событий военного противостояния Запада и России внутренняя логика их метафизики идентична. Эта логика исчезнуть не может, если даже ход событий сохранит жизнь только «золотого миллиарда». Мир был свидетелем того, как истина великой победы исторически была превращена в цивилизационное поражение. Возникает вопрос, как очевидные истины победы и поражения могут меняться своими местами. Значит ли это, что может быть сосуществование двух исключающих друг друга истин? Возможна ли действительная третья истина?

Философская мысль Востока предсказала особенность циви-лизационной эволюции, поставив в центр анализа происходящего глобального цивилизационного сдвига категорию НИЧТО как возможности овладеть истинным смыслом жизни, превратить себя в камикадзе как субъекта реализующего истину закона дао, а значит, доминирования в этом мире. Камикадзе может принести третью истину: личная гибель несет победу с нашей точки зрения.

НИЧТО идентично понятию Пустоты, того, чего нет. С точки зрения восточного философского мышления Бытие это нечто осязаемое, что можно иметь под рукой. Вместе с тем НИЧТО с точки зрения японской философии это что-то присутствующее, но не осязаемое. Неявленное есть истинно сущее. Военные действия Японии в регионе Тихого океана как раз и включали в себя заго-

товленное неявленное, которое проявило себя как уничтожение американского Тихоокеанского флота или как создание лабораторий в Манчжурии, в которых осуществлялись бесчеловечные эксперименты на американских и других военнопленных. Неявленное проявляло себя как истинно сущее.

Когда современное мышление обращается к расшифровке ключевых понятий, относящейся к прояснению вечных истин, то оно имеет перед собой три феномена - это Бог, мир и человек, реальность которых становится основанием признания реальности истины, обязательной для человеческих существ. Значит, в универсальной сфере духа существует универсальная третья истина, нарушение которой чревато цивилизационной катастрофой.

Существуют нестареющие истины, постижение которых является условием истинности философского мышления. Эта истинность является исходной для осознания смысла любого времени, любой эпохи, а значит, и любого столкновения исходных смыслов, без владения которыми вы не можете претендовать на владение истиной, а значит, вы не можете претендовать и на возможную победу в возможной концептуальной дискуссии со своим возможным оппонентом. Это можно считать универсальным требованием применительно к мышлению любого времени, любой эпохи. Вне человека, вне мира, вне Бога возникает смысловая пустота, невозможна и какая-либо имеющая смысл и стремящаяся к истине дискуссия. Философский разговор обретает смысл, когда он опирается на знание абсолютной истины, на знание того, что является абсолютным.

На этот ключевой аспект философского знания обратил внимание великий Гегель: «Обвинение в атеизме, которое прежде так часто предъявлялось философии, - именно что она слишком мало содержит Бога, стало редким, но тем распространеннее стало обвинение ее в пантеизме, - именно что она содержит в себе слишком много Бога» \

«В особенности это требование предъявляют обыкновенно к истории философии, в которой не должны, как думают, проявляться никакие пристрастия в пользу того или иного представления

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Москва : Мысль, 1977. -Т. 3 : Философия духа. - С. 295.

или мнения»1. «Так точно и здесь истина должна была бы быть тем предметом, к которому могли бы быть отнесены деяния и события в области духа. Между тем обычно устанавливается, что упомянутые истории должны иметь своим содержанием только субъективные цели, т.е. лишь мнения и представления, а не в-себе-и-для себя сущий предмет, истину, и притом на том простом основании, что никакой истины не существует»2. Гегель, в противовес утверждениям агностицизма об отсутствии истины, считал, что «философия определяется как познание необходимости содержания абсолютного представления, а также необходимости обеих его форм, - с одной стороны, непосредственного созерцания, в его поэзии как равным образом и объективного и внешнего откровения, которое предполагается представлением»3.

Гегель предвидел утверждение и распространение представлений, соответствующих не истине, которой якобы не существует, а субъективным интересам. Но он не предвидел массовости и технической оснащенности процессов, не отвечающих критерию истины. На этом основании родилась система информации, созданная Геббельсом и получившая свое развитие в наши дни. Это тип нового мышления, признающего, что ложь - это истина, если она ведет к победе.

Формирование нацистских движений связано с рождением сверхчеловека, готового убивать людей в массовых масштабах. Это люди особых свойств с бесчеловечной нравственностью. Они не знают третьей истины.

Третья истина - это истина рождения народа, прошедшего исторический путь поражений на грани гибели и путь исторической победы, основания бессмертной славы. Слияние этих истин открывает путь знания исторического бессмертия. Третья истина переформатизируется в цивилизационный тип поведения народа на основе цивилизационного Разума. Цивилизационный разум -это метафизическая идея, но это идея истины как сущности исто-

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Москва : Мысль, 1977. -Т. 3 : Философия духа. - С. 367.

2 Там же. С. 369.

3 Там же. С. 393.

рического опыта в его духовном выражении внутреннего мира народа.

Закрытие пути к истине обрело смысл утверждения реальной истины глобальной геополитики как утверждения воли к власти в качестве исходной абсолютной истины. Это было следствием признания смерти Бога как потока не-истины метафизической идеи.

Философия ХХ века предупредила человечество о катастрофе, следующей из «разрушения разума». Однако часть человечества воспринимала процесс разрушения разума как торжество самосознания, утверждающего победу нового понимания цивилизацион-ной истины как торжества самосознания расового превосходства. Оно открывает жизнь новой истории. Оказалось, эта раса несет в себе и с собой человеческую смерть. Опыт двадцатого века, опыт, открывший путь к истине нового мышления. Вступая в двадцать первый век, человечество может мнить себя вооруженным глобально новым мышлением.

Разрыв между идеями философии и действительным поведением человека в его конкретности может казаться непреодолимым, и эта видимость явления корректируется философией поступка. С этой точки зрения требует признания философия Гегеля, указавшая путь трансформации исторической реальности через посредство нравственного абсолютизма единства цивилизацион-ного субъекта.

Гегель указал тот путь, на котором человечество могло избежать диктатуры нацизма и мировых войн. Грех человеческого саморазрушения лежит не на философии, а на узости цивилизаци-онного мышления и антагонизма политики, которая взяла на свое вооружение установку Фр. Ницше, приведшую мир к глобальной катастрофе. Политик перестал философски мыслить с позиций универсалий разума. Он усвоил истину своего самосознания, ее утверждения как восхождения к сияющей вершине субъекта власти над территориями Земли. Он поднимается к новой жизни, к сознанию фундаментальной истины власти, соответствующей истине самосознания, лучи восходящего солнца новой жизни обогревают не всех, а единственного, который может осуществлять свой выбор помимо философского разума. Он может следовать логике своего самосознания, как призванный своей природой быть господствующим в этом мире, устанавливающим общий порядок

жизни. Этот новый порядок не признают только изгои и враги. Они не понимают, что это порядок сияющего мира свободы. Это и есть сущность нового мышления.

В XXI век философия вошла с проблемой кризиса единой истины: истина стала обретать диалогический характер. Открытие духовной реальности, в которой истина самосознания требует и качественности сознаний, ибо она невместима в пределы одного сознания. Она событийна и рождается в точке соприкосновения разных сознаний1. Но если разные сознания требуют признания своих специфических истин, то тогда диалогичность истины должна заключать в себя их противоречивую совместимость со всеми вытекающими последствиями, т.е. столкновениями взаимного отрицания как цивилизационной неизбежности. Концептуальная проблема заключается в способности такого сочетания взаимного отрицания истин самосознания, которое образует самосознание глобального составного субъекта. Диалогичная философия, допускающая сосуществование многообразия истины, самосознания, в действительности допускает отступление от природы истины. Если истина легализует существование своего антипода в качестве другой истины, то она молчаливо признает, что не является истиной, или допускает существование претензий на истинность взаимоисключающих утверждений, умалчивая при этом, что такое допущение нарушает требование логики знания. Значит ли это, что единая истина самосознания в мире различных субъектов существовать не может?

Третья истина, относящаяся к метафизической идее, и является ответом на этот фундаментальный вопрос. Но если она недостижима здесь и сейчас, то тогда следует обращаться к различению истины сознания и истины самосознания. Истина сознания совпадает с истиной объективного знания. Истина самосознания включает в себя истину знания в соединении с истиной коренных интересов (субъекта), как истины бытия. Истина самосознания -это знание себя и своих интересов, знание своей цели и знание того пути, который ведет к ее осуществлению. Но что означает вступление человечества в XXI век с точки зрения толкования истины

1 Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Москва : Мысль, 1977. -Т. 3 : Философия духа. - С. 435.

цивилизационного знания? Если это сумма специфических истин цивилизационных субъектов, то тогда историческая судьба человечества при возникшем принципиальном разнообразии будет выглядеть как расходящиеся из общего источника пути, уводящие в разные стороны. Пути уходят от источника и отличаются от него. Но источник существует как исходная реальность, и она не исчезает.

Духовное раздробление человечества должно привести к взаимному отчуждению и отталкиванию каждым другого, как заблудившихся субъектов. Всеобщее духовное недоверие означает доминирование процессов взаимного отталкивания и стремления утвердить в качестве всеобщей свою цивилизационную истину. Это означает реализацию предсказания Гоббса о неизбежности превращения человечества в войну всех против всех. Всеобщее неприятие ситуации тотальной и перманентной угрозы военного состояния породит доминирующую тенденцию выделения из общей массы суверенных цивилизационных субъектов того, который обладает доминирующей силой, экономической и военной, и честолюбием, толкующим верховный смысл своего бытия как достижения превосходства над всеми, дающего ему право господства над миром.

Доминирующее в обществе понимание перспективы выживания человечества оказывает прямое воздействие на формирование доминирующего общественного настроения и мышления, обеспечивающего рождение наиболее эффективного типа геополитического поведения. Эта глобальная ситуация создает предпосылки образования метафизической идеи самосохранения человечества как очевидной истины Бытия. Конечным источником самосохранения оказывается потенциальная универсальная объективная истина. Она в потенции существует всегда.

Она являет себя через становление личности человека как носителя истины универсальной цивилизационной реальности человечества. Процесс становления этой духовной тенденции рождает необычные, неожиданные типы героического поведения.

Во время Второй мировой войны, в которой ключевое место заняла Великая Отечественная война, выявились три духовных типа личности, их действительная истина. В первом случае это истина духовной сущности патриотов, таких как Олег Кошевой и другие молодогвардейцы, летчик Гастелло, Зоя Космодемьянская,

ставшая партизанкой, и другие герои, жизнь которых на коротком участке времени проходила между жизнью и смертью, проверяя действительность их патриотизма как высшей ценности для них. Война выявила абсолютную ценность, следование которой превратилось в условие великой победы самосохранения человечества.

Ситуация Великой Отечественной войны создала массовую угрозу гибели человека. Вермахт считался самой сильной армией Европы и самой жесткой, самой беспощадной. Сохранение своей жизни как абсолютной ценности кажется возможным при переходе на сторону врага. И такое решение принимает генерал Власов. Он сохраняет свою жизнь, но затем кончает ее на виселице как предатель.

Спасение человечества лежит на путях осмысления и освоения третьей истины, соединяющей кажущееся несоединимым. Смерть соединяется с вечной жизнью в памяти народа, одержавшего великую победу. Эта вечная жизнь принадлежит герою.

Россия отвечает требованию возникающего и развивающегося характерного решительного духа, определяющего патриотическое настроение и бесстрашие. Это настроение героических личностей. Вокруг таких личностей возникает ореол славы.

На Востоке очевидным образцом духовного ориентира стал образ камикадзе в японской армии. Имя «камикадзе» (божественный ветер) носили военные летчики, всегда готовые к самопожертвованию ради победы. Это - образ победителя в символической форме, несущего победу национального самосознания. Это самосознание милитаризма Японии. Но какой камикадзе может существовать сегодня для победы в борьбе за третью истину? Он невозможен.

Государственная власть современной Европы разрушила связь России с европейскими странами, исходя из антироссийской геополитической стратегии, нацеленной на экономическую и военную победу над Россией, в результате организации очередного общеевропейского экономического и военного геополитического похода против России. Этот геополитический замысел и поставил народы Европы в критическую для их нормальной жизни ситуацию. По мере осознания этой истины в странах Западной Европы начинают формироваться тенденции массовых движений протеста, заключающего в себе смысл интернациональной истины, осозна-

ния нарастающей угрозы глобальной катастрофы Третьей мировой войны. В этой ситуации третья истина кажется совершенно нереальной и невозможной. Между тем она может казаться тривиальной и очевидной, когда принимает форму обмена военнопленными или обмена разведчиками стран, находящихся в состоянии враждебных отношений.

3. Истина морального универсализма

Постижение длительности цивилизационного процесса требует аналитического подхода, фактической фиксации событий, конкретных количественных проявлений процесса. Вместе с тем понимание его сущности связано с проникновением в его внутренний смысл, человеческую специфику, выражающуюся в соответствии или нарушении нравственных норм гуманистического поведения. Аналогичным образом описание точек пирамиды от точки ее вершины до множества точек основания не раскрывает сущности образа пирамиды; его нужно схватывать как единое целое, а не как бесконечное множество точек.

Реализация цели глобального превосходства Запада свидетельствует о коренной переориентации нравственной сущности западной цивилизации, ее элитарного руководящего слоя. Восприятие коренной переориентации нравственной сущности Запада практически означает отречение от морального универсализма христианства. Моральный универсализм христианства, заключенный в проповеди Иисуса Христа его ученикам перед Голгофой, был направлен на спасение человечества, его самосохранение. Идея «золотого миллиарда» нацеливает на отречение от морального универсализма христианства. Становится понятной та нравственная политика, которая нацелена на разрушение естественной сущности семейных отношений как отношений между мужчиной и женщиной, рождения детей и воспитания их в духе морального универсализма, соответствующего самосохранению человечества.

Философия и искусство исторически отстаивали величие истины морального универсализма, но это отстаивание не имело под собой эмпирического доказательного основания. Поэтому это доказательное основание ссылалось на религиозную веру, как истину, которую утверждал для человечества Бог. Явился мыслитель,

который сказал: «Бог мертв». Так родилась «истина» метафизики, которая провозгласила в качестве глобальной «истины» Запада разграбление и ликвидацию великой цивилизации, России, ее морального универсализма.

Реальное наличие нового смысла глобальной цели мирового порядка - это скрытая энтелехия, которая обнаруживает свое содержание в мировых событиях, в раскрытии внутреннего духовного процесса эволюции христианства, получившее свое завершение в ХХ в. в итогах Великой Отечественной войны1. XXI век, как и ХХ, заключал в себе идею глобальной победы. Эту идею заключал в себе гегемон, полагающий себя безусловным обладателем экономического и военного превосходства и одержавшим победу над Советским Союзом в холодной войне. Вместе с тем он, усвоив уроки истории, пришел к выводу, что необходимо подготовить и начать войну с Россией чужими руками.

Эпоха XXI в. несет в себе новую метафизическую идею достижения старой цели межцивилизационного столкновения сверхдержав. Вместе с тем это эпоха, заключающая в себе возможность глобального финиша внутричеловеческого противоборства. Это финиш человеческого идиотизма, потенциальная проверка наличия общечеловеческого разума и господства морального универсализма. Это проверка человечества в ее последней критической стадии.

В XXI в. Запад встал на путь морального самоубийства. Начало освоения этого пути можно обозначить событием осени 1963 г., убийством президента США Джона Кеннеди. Это тот президент, который сохранил свое личное уважение к моральным универсалиям и пошел на компромисс со своим идеологическим противником ради спасения Америки от ядерного Армагеддона. Спас американский народ, но сам был убит. Если требования политической реальности рождают убийство президента государства, то значит, они распространяются и на избравший его народ, а тем более на народы других стран. Это путь тотального убийства.

Духовная атомизация общества - явление естественное. Если следовать теоретической логике Адама Смита, то человек про-

1 Скворцов Л.В. Возможна ли новая формула «личного Бога»? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 147-178.

кладывает свой путь в рай с помощью индивидуального богатства. Кант считал, что феномен универсальной морали, действующей в обществе, - это явление мистическое, не имеющее рационального объяснения. Между тем это явление характерно для народа России. Оно со всей очевидностью проявляется во время нашествия на Русь, на Россию сил, терпящих в конечном счете грандиозное поражение. Почему?

Особенно наглядно это проявилось во время нашествия великой армии Наполеона на Россию в 1812 г. Великая Армия включала в себя не только французские образцовые военные силы, но и силы европейских стран. Казалось бы, победа Наполеона в Европе обещала ему военный триумф и в России. Но дело кончилось появлением российских казаков в Париже. Еще более грандиозным военным событием стало нападение гитлеровской военной армады, считавшейся непобедимой, на Советский Союз в 1941 г. Армада включала в себя не только силы вермахта, но и силы многих европейских стран. Дело кончилось водружением Красного знамени Победы на купол рейхстага. Победил единый Советский народ, обладающий разными национальными, этническими, и гендерны-ми особенностями. Он владел мистикой универсальной морали.

Ненависть и злоба лишают разума. Это бредящее состояние цивилизационного субъекта. Экономические острые проблемы возникли, но не в России, а в Германии и других странах Западной Европы, лишившихся доступа к дешевому русскому газу Феномен бредящего состояния субъекта проявил себя и в подрыве Крымского моста. Террористический субъект Украины полагал, что цель подрыва очевидна - отделить Крым от России и присоединить его к Украине. Очевидно, что такая цель сложилась в бредовом состоянии террориста. Бредовое состояние субъекта создает специфическую глобальную ситуацию, свидетельствующую о том, что цивилизационный субъект находится в психологическом состоянии, лишенном способности принимать разумные решения. Это - бредящее состояние, свидетельством которого становятся народы современного мира.

Главная опасность для современного человечества исходит из ментального состояния американского гегемона, верящего в свою исключительность и совпадение идей, приходящих в голову

в бредящем состоянии, с истинным толкованием современного глобального состояния мира.

Глобальная ситуация складывается таким образом, что идея создания глобального неоколониального мира теряет свою силу и возможность самореализации. Происходит становление многополярного мира, рождаются его влиятельные международные организации, выражающие становление многополярного мира, в котором действуют принципы свободы и равенства государств, действующих и сотрудничающих на основе взаимных интересов.

В чем заключается истина этого мира? Где открывается проблема Бытия как истины сохранения жизни современного человечества? Значит ли это, что сама жизнь преодолевает истину двух целей противостоящих цивилизационных противников? Но если нет истины двух целей, то существует ли третья истина самосохранения человечества? Эта третья истина самосохранения человечества может существовать лишь как следствие глобальной победы самосознания морального универсализма.

В нарастающих на Западе массовых оппозиционных движениях нельзя не видеть духовного влияния России, ее нравственной позиции, на которой видна печать Византийской симфонии. Моральный универсализм Византийской симфонии перерастает в универсальную философскую истину, объединяющую людей с их этническими, национальными и иными различиями, когда в основании этого универсализма истины бытия положена реальная практическая политика гармонизации человеческих отношений, соединения цивилизационной реконструкции производственной и социальной жизни с адаптацией ее к экологической политике, обеспечивающей сохранение и природы и человека. Византийская симфония перерастает в этот цивилизационный универсализм, который можно определить как цивилизационный сингармонизм.

На этом пути становится возможной нравственная переформатизация человечества и окончательное крушение неоколониального самосознания Запада. Самоочищение от идеологии нацизма сводится к смене гегемона в реализации метафизической идеи. Арийцев сменили англосаксы. Дала о себе знать Западная сила духа неоколониализма. Дух неоколониализма имеет свои исторические и философские корни, как дух вечного превосходства и вечной воли к власти.

Возможность образования мира неоколониализма резко сужается. В этой ситуации гегемон, исходя из своих интересов, начинает утверждать систему неоколониальных интересов внутри зоны своего цивилизационного управления. Это относится, прежде всего, к системе экономических отношений.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Мир XXI в. оказался на грани крутого перелома: будет ли это мир нового колониализма или это будет мир сотрудничества равноправных государств, мир подлинного цивилизационного прогресса?

Архэ теряет способность вечного восхождения, а носитель архэ теряет свой заряд, а вместе с ним и способность сохранения сущности своей жизни.

Список литературы

1. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. - Москва : Мысль, 1977. -Т. 3 : Философия духа. - 471 с.

2. Скворцов Л.В. Возможна ли новая формула «личного Бога»? // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. - № 1. - С. 147-178.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.