ФИЛОСОФИЯ: ОБЩИЕ ПРОБЛЕМЫ
УДК: 02.41.21, 32
СКВОРЦОВ Л.В. * ВОЗМОЖНА ЛИ РЕАНИМАЦИЯ РУССКОЙ ИДЕИ? (Научная статья). DOI: 10.31249/фЫ1/2021.04.01
Аннотация. Рассматривается изменение отношения к смыслу Русской идеи под воздействием происшедшего в стране неолиберального переворота. Русская идея стала восприниматься как идея всеобщего обогащения с помощью свободы действия рыночных механизмов.
Ваучер и «МММ» - две составляющих, образующих базис новой Русской идеи, реализация которой совпала с развалом Советского Союза как сверхдержавы, - скрытой цели стратегии Запада. Политика неолибералов, следующих требованиям западных установок, игнорировала исходную концептуальную идею, формирующую мировой порядок, в котором Запад утверждает господствующую роль США. Россия оказалась основным препятствием на этом пути.
Раскрытие адекватного толкования неолиберальной политики открыло путь возвращения к аутентичному толкованию Русской идеи как пути самосохранения российской цивилизации, всечеловеческого единения, спасения человечества от реальной угрозы самоуничтожения.
Рассматриваются толкования цивилизационного своеобразия России как «отсталости» и духовной сущности Запада как безусловного свидетельства «прогресса», анализируются позиции «западников» и «славянофилов», позиции Льва Толстого и крити-
* Скворцов Лев Владимирович - доктор философских наук, руководитель Центра гуманитарных научно-информационных исследований Института научной информации по общественным наукам РАН. E-mail: [email protected]
ка этой позиции Максом Вебером. Новое толкование Русской идеи рассматривается в контексте глобальных цивилизационных сдвигов, победы Красной армии в Великой Отечественной войне, превращения Советского Союза в сверхдержаву. Русская идея дает новую жизнь концепции Третьего Рима как центра цивилизацион-ной жизни, обеспечивающей спасение человечества от угрозы самодеструкции.
Рассматриваются различия в обращении к опыту Рима для правильного понимания перспектив современной глобальной ци-вилизационной эволюции.
Переформатизация Русской идеи в идею нового Третьего Рима находится во все более очевидном соответствии с мировыми процессами, обретающими широкие масштабы и разнообразные формы своей практической реализации.
Ключевые слова: Советский Союз; Россия; Русская идея; славянофилы; западники; неолиберальная позиция; глобальная цивилизационная эволюция.
SKVORTSOV L.V. Is it possible to reanimate the Russian idea? (Analytical review).
Annotation. It is the description of change the sense of Russian idea under the influence of neoliberal transformation of Russia.
The Russian idea was understood as all-around everybody will have much wealth because of freedom market relations. Voucher and MMM - are two parts of new Russian idea, realization of which was coincide with destruction of Soviet Union as superpower. It was the aim of western strategy.
Neoliberal policy did not take into account the west conception of world order with the ruling role of united states.
Russia was the main obstacle on this way. The adequate evaluation of neoliberal policy was the true way of understanding real sense of Russian idea as self-defense of Russian civilization, the unity of humanity and escape it from self-destruction. The essay opens the discussion about Russia as simbol of «backword» and west as the simbol of «Progress», and «Slavophiles» and «Westerners», position of Lev Tolstoy moral position and Max Weber's war against Lev Tolstoy.
The new understanding of Russian idea was considered in context of global changes and victories of Red Army in great war with Nazism, becoming soviet union as superpower.
The Russian idea gave the new life to the conception of the Third Rome with the new understanding of perspectives contemporary evolution of civilization.
Keywords: The Soviet Union; Russia; The Russian Idea; Slavophiles; Westerners; neoliberal position; global civilizational evolution.
Для цитирования: Скворцов Л.В. Возможна ли реанимация Русской идеи? (аналитический обзор) // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 3: Философия. - 2021. -№ 4. - С. 7-37. DOI: 10.31249/rphil/2021.04.01
1. Скрытый смысл новой русской идеи
Проблема определения сущности Русской идеи возникала в связи с идейной хаотичностью в обществе в результате цивилиза-ционных последствий перестройки. Распад сверхдержавы, каковой был Советский Союз, потеря важных для страны союзников в системе международных отношений, глубокий экономический кризис, сопровождающийся упадком промышленности и сельского хозяйства, деградация культуры воспринимались массовым сознанием как следствие рождения нового лица России. Авторы перестройки обещали построить новое общество с «человеческим лицом». Однако это новое «человеческое лицо» в качестве нравственного воплощения Русской идеи виделось несколько иначе. Под воздействием неолиберальной обработки массового сознания Русская идея стала восприниматься массами как идея всеобщего обогащения с помощью свободы действия рыночных механизмов и участия народа в механизмах банковских операций и иных финансовых структур. Одновременно произошло «всплытие» на поверхность «человеческого лица» - уголовного элемента, члена организованной преступности, который стал восприниматься в качестве действительного носителя Русской идеи.
Пляшущий на экране телевизора верховный руководитель государства не оставлял каких-либо серьезных перспектив улучшения ситуации для великой цивилизации России, которой волей случая ему пришлось руководить. Реанимация Русской идеи могла
бы пробудить массовое сознание, возродить чувство ответственности за страну. Русская идея должна была не столько прояснить сознание верховного руководителя, затуманенное парами крепкого алкоголя, сколько реанимировать дух народа, обратиться к его совести, ясно дать понять, что дальше так жить нельзя. Обещание всеобщего обогащения оказалось обманом. Передвижения на двух новых «Волгах», которые можно было получить за выданный каждому гражданину ваучер, так и не состоялось. Ваучеры создали огромные очереди по их обмену, но не более того. Реальное обогащение народу обещал Мавроди, предлагая вкладывать наличные в облигации «МММ», что народ и делал, видимо, полагая, что «МММ» - это и есть реализация основной идеи отечественных неолибералов, воспринявших в качестве великой истины главную идею Запада о всеобщей свободе и всеобщем благополучии.
Неолибералы и стали разрабатывать краткие пути, обещавшие эту всеобщую свободу и всеобщее благополучие. Всеобщий обман обрел псевдонаучные формы.
Ваучер и «МММ» - это две составляющих, потенциально образующих реальный базис новой Русской идеи. Этот смысл новой Русской идеи раскрывает скрытую сущность перестройки.
Ход событий по осуществлению перестройки показал, что ее сущность в конечном счете сводится к практическому осуществлению главной идеи Запада, которая превращается в якобы «русскую идею».
Это - скрытый процесс подготовки рождения новой Русской идеи не как концептуальной декларации, а как скрытой политики, которая влечет за собой развал Советского Союза как сверхдержавы, а значит, и осуществление стратегии Запада, направленной на реализацию воли к власти в новой форме, превращающей население России в специфический ресурс, стремящийся к приобщению к западному образу жизни и подчинению себя западной системе, укрепляющей глобальные позиции финансового капитала.
Если утверждение этой фундаментальной идеи было действительным смыслом контрреволюции 1991 года, продуктом перестройки, ее действительным конечным результатом, то ее открытое провозглашение в качестве Русской идеи было бы смысловым падением перестройки, раскрытием ее аморального смысла.
Исторически смысл Русской идеи носил общечеловеческий, мировой характер, соответствующий миссии спасителя человечества Иисуса Христа. Западная идея воли к власти - это идея господства над народами, а не спасения человечества.
Проблема заключалась не только в том, что нравственный смысл перестройки не совпадал с универсалиями морали, и поэтому идея перестройки не могла стать содержанием Русской идеи.
Русская идея в своей новой исходной концепции должна была проявить свою смысловую противоположность перестройке, постулировать естественное образование единства народа, общность его фундаментальных смысловых представлений. Власть олигархов и организованной преступности, ставшей реальностью повседневной жизни общества в девяностые годы, находилась в кричащем противоречии с исходными представлениями о смысле той задачи, которую должна была выполнять Русская идея.
Русская идея в своей исходной реальности - это нечто идеальное. Однако проблема реальности идеального, его субстанциональной специфики не ставилась и не обсуждалась. Поэтому нет ничего странного в том, что могли рассматриваться примитивные материальные формы новой Русской модели, такие как водка и футбол. Футбольная игра - этот материальный процесс, объединяющий интересы, споры, противоборства масс болельщиков, -могла рассматриваться как механизм, решающий своими специфическими средствами задачи единения народных масс и их фанатичных противоборств. Появились и другие, наряду с традиционными, средства искусственного соединения вкусов и интересов людей. Это - вариант соединения масс, о которых писал Достоевский в своей легенде о Великом инквизиторе. В этих соединениях отсутствовала фундаментальная цивилизационная идея, отсутствовала высокая философия.
Но разве в истории русской философской мысли не было тех находок, которые отражали сложные реальности цивилизационной и духовной жизни России? Такие находки были, и они отражали фундаментальные реальности истории страны. Однако цивилиза-ционный курс неолибералов основывался на отречении от цивили-зационной сущности России, на признании приоритета цивилиза-ционной специфики Запада, на подчинении ее «очевидному» преимуществу, освоение которого и привело к распаду Советского государственного строя.
2. Философское толкование константы глобальной власти Запада
Очевидный провал западного варианта Русской идеи кажется странным. В системах цивилизационных отношений заимствование передовых идей и технологий дает, как правило, позитивный результат.
Если первые паровозы и железные дороги были апробированы в Англии, то это не значит, что их внедрение в России приведет к технической катастрофе. Если создание и практическое использование метрополитена было реализовано на Западе, то это не значит, что его применение в России невозможно по соображениям безопасности.
Уникальные достижения западных гениев в изобразительном и музыкальном искусстве, в художественной литературе и философии всегда находили адекватный отклик у российских творцов культуры. Так в чем же дело? Почему переформатизация Русской идеи по западному образцу дала такой деструктивный, если не сказать катастрофический, результат?
Причина заключается в том, что переделывая Русскую идею по западному стандарту геополитики, российские неолибералы вместе с красивой идеологической наживкой заглатывали и спрятанный в ней крючок, на которой и была посажена Россия.
Крючок - это исходная концептуальная идея, формирующая мировой порядок, в котором Запад играет господствующую, постоянно воспроизводящую себя роль. Эта идея, воспроизводящая себя как безусловную истину цивилизационного бытия, есть высшая ценность, ради сохранения которой Запад идет на все. Она определяет духовное становление субъекта, принявшего для себя философскую одежду исключительности, способную быть «выше» совести и общечеловеческих моральных универсалий.
В этой философской почве и произрастали корни нацизма.
Речь идет о сформированном универсальном философском знании, о понятии, которое обрело форму слова. Если вы имеете истину слова как исходную философскую истину сущности сущего, санкционирующую практику нацизма как эстетического совершенствования человечества, то тогда реанимация нацизма неизбежна. Кто открывает эти духовные ворота в адский мир пре-
красного? Открывают эту истину сущности интеллектуалы, образующие узкий слой философских профессионалов, не участвующих в массовых шествиях и митингах. Но они - носители того священного огня, от которого и взрывается массовое самосознание, уверенные в том, что они ведут массы путем истины, которая, возможно, им недоступна, но она есть. И этого достаточно, чтобы в нее поверить.
Что мы имеем на сегодняшний день? Мы имеем реальную глобальную геополитику, попытку создания нового мирового порядка, представляющего из себя пирамиду, которая формирует новую систему неоколониальных отношений. Россия оказалась основным препятствием, находящимся на этом пути. Именно поэтому против нее ведется злобная, ожесточенная информационная и санкционная война. Мы верим в то, что это - не война народов, а война политиков, вообразивших, что они обладают божественной властью демиурга, способного сотворить новый мир и найти для этого мира свое творящее слово.
Разве эта картинка в чем-то не напоминает нам образ того нового порядка, который уже строился в ХХ веке? Какое философское основание лежало под этим миропорядком?
Исходная философская идея этой геополитики была открыта в последней трети XIX в., а ее автор - Фридрих Ницше. Он открыл основной закон западной цивилизации и сформулировал его основное понятие в качестве истины сущности сущего. Мартин Хайдеггер, расшифровывая эту философскую позицию, спрашивает: «Какой же важнейший вопрос задает европейская философия с самого начала своего существования? Это вопрос о сущем, точнее, об архэ1 сущего. Архэ означает начало, подъем, восход чего-либо, например, начало сияния солнца, восход солнца. Но архэ означает вместе с тем и то, что, как поднимающееся и восходящее, царит и господствует всюду - это означает господство, власть; архэ - и восход и господство. Задавая вопрос об архэ сущего, по сути, спрашивают, как оно восходит и являет себя и каким образом эта "явленность сущего" пронизывает каждую вещь, господствует в ней как присутствие»2. Это присутствие нельзя толковать как ма-
1 От архп (греч.) - начало, подъем, восходящее сущего.
2 См.: Хайдеггер М. Лекции и метафизика. - М. : ЯСК, 2014. - С. 144-145.
13
терию. Это - метафизическая реальность, реальность смысла. Таким образом, исходная истина сущего - в метафизике. Это - истина универсального бытия, постоянно воспроизводящая себя в качестве воли к власти. Понятие, формулирующее истину сущности сущего, становится дороже самой жизни. Это внутренняя сущность смысла, утрата которой означает потерю своей души, самого себя. Возвращение самого себя как равного - это то мгновение и мгновенность созидания, которые составляет сущность подлинной, актуальной вечности смысла1. Стремление российских неолибералов наполнить Русскую идею западным содержанием влекло за собой полное подчинение Бытия российского государства западной геополитике.
Если бы дух российского неолиберализма продолжал играть решающую роль в политике, то Россия перестала бы существовать как государственное целое.
В этой ситуации роль Русской идеи сводилась к нахождению «волшебного ключа», способного открыть ту цивилизационную дверь, которая вела к выживанию государственной целостности страны. Эту роль и могла сыграть аутентичность Русской идеи, а точнее - ее носитель. Когда в общественном сознании России стало формироваться адекватное восприятие неолиберального толкования мировой цивилизации как цивилизации западной, которая на наших глазах стала вступать в очевидную стадию глубокого кризиса, напоминающего процесс внутреннего самораспада, возвращение к аутентичному толкованию Русской идеи как соответствующей сущности российской цивилизации становится актуальным, имеющим глубокий смысл. На самом деле, нужно ли брать за образец жизни современный американский вариант, характеризующийся глубокими внутренними противоречиями, кризисом восприятия истории Соединенных Штатов как расистского и рабовладельческого государства, имитирующего свое «идеальное» историческое прошлое в качестве страны свободы и образцового демократического государственного устройства. США в действительности оказались на грани внутриполитической переоценки своего исторического прошлого и поиска новой перспективы.
1 См.: Хайдеггер М. Лекции и метафизика. - М. : ЯСК, 2014. - С. 151.
14
Глубокие противоречия сотрясают и ведущие государства Западной Европы. Имеет ли смысл России включать свою страну в эти процессы самораспада? Или имеет смысл обратиться к себе, к своей внутренней цивилизационной сущности и дать ей правильное толкование применительно к современной стадии ее цивили-зационной эволюции?
Не секрет, что над спецификой цивилизационной сущности России, над Русской идеей размышляли ее лучшие умы. Среди них мы находим имена Достоевского, Соловьева, Бердяева, Булгакова, Франка, Федорова, Карсавина, Лосского, Ильина, Розанова и других. Они давали свое толкование Русской идеи. Центральным смыслом Русской идеи считалась соборность, которая толковалась как дорефлективное состояние жизни, в которой происходит слияние индивидуального и социального. Открытие этой истины Русской идеи является естественным выражением цивилизационного самосохранения русских родов, оказавшихся между татаро-монгольским молотом и наковальней католического Запада.
Соборность - это путь образования народа, слияния племен и социальных их слоев в единую целостность, обеспечивающую выживание Руси как народной целостности. Это было как при свободном состоянии племенной народной массы, так и при крепостном.
3. Русская идея как метафизическое единство человечества
Очевидно, что соборность - это цивилизационное состояние, которое стало подвергаться очевидной эрозии в XIX в. В XX в. этот процесс вылился в три революции, открывшие путь к новому социальному единению народа. Именно этот процесс вызывал самые резкие эмоциональные оценки и самые противоречивые взаимоисключающие толкования. Между тем формирование социально-политического единства советского общества, при всем болезненном характере этого процесса, в своей сущности было практической расшифровкой второй фундаментальной особенности Русской идеи. Речь идет о фундаментальной особенности Русской идеи как идее о всемирной отзывчивости, всечеловеческом единении. Такое понимание Русской идеи нашло свое отражение и в марксистском лозунге «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!».
С течением времени этот лозунг утрачивал свой узкоклассовый характер. К этому особенно отчетливо подталкивал опыт Великой Отечественной войны. Этот опыт со всей очевидностью обнажал необходимость объединения народов, всечеловеческого единства в борьбе с фашистской чумой. Вместе с тем фундаментальную особенность Русской идеи, ее всемирную отзывчивость, всечеловеческое единение можно считать результатом буквального восприятия проповеди Христа своим ученикам, его призыва любить друг друга. В Русской идее эта проповедь обретает универсальный смысл, относящийся к миру, хотя сам Иисус Христос настаивал на том, что он не от мира пришел. Христос видел, что мир погряз в грехе, и он требует своего очищения. В Русской идее присутствует смысл всепрощения во имя того, чтобы человечество обрело свое единство, чтобы пример Русской идеи предопределил глобальную нравственную трансформацию мира, превращение его в братское единство человечества.
Первая мировая война раскрыла траекторию того пути, на который вступил человеческий мир и который был погружен нацизмом в ад Второй мировой войны.
В процессе Великой Отечественной войны Русская идея претерпевает период высокого Возрождения. И вместе с тем - глубокой трансформации, включая в себя требование преодоления Зла.
Смысл Русской идеи стал обретать качественно новое звучание в ситуации, когда научно-технический прогресс привел к созданию водородной бомбы. В ней возникает метафизическое звучание недопущения самодеструкции человечества, образования НИЧТО на месте жизни.
Русская идея как всемирная отзывчивость, как переживание всечеловеческого единения становится реальным сопереживанием, ощущением глобальной взаимозависимости, возникшего реально единства общей судьбы человечества.
Русская идея, как сформулированная в XIX в. идея всемирной отзывчивости, обрела глобальный смысл, смысл духовного спасения человечества от самоуничтожения. Путь к этому смыслу Русской идеи был тернистым. Русская идея как продукт вольного ума несет в себе потенциал метафизического осмысления специфической духовной сущности России. И свободное мышление рождает взаимоисключающие толкования этой сущности, осно-
ванные на понимании радикального отличия России от Запада. Эти взаимоисключающие толкования имеют свою интеллектуальную историю.
Цивилизационное своеобразие России толковалось как «отсталость», требующая радикального преодоления. Духовная сущность Запада толковалась как безусловный знак прогресса. Негативная оценка цивилизационной сущности России, ее принципиального отличия от Запада, высказанная П.Я. Чаадаевым, получила официальную оценку со стороны власти как психическая ненормальность. И это было понятным после победы России над Великой армией Наполеона и триумфального вхождения русской армии в Западную Европу. Ситуация повторится в ХХ в.
А.Х. Бенкендорф в связи с этим писал князю Д.В. Голицыну: «Государю императору угодно было составить для рассмотрения сего дела особую Комиссию, которая постановила заключение свое во все подданнейшем докладе. Его Величество, по рассмотрению оного, Высочайше повелеть соизволил: Чаадаева продолжать считать умалишенным, и как за таковым иметь медико-полицейский надзор»1. «Вот, пожалуй, самая опасная национальная иллюзия России. Не ждать нам надо, а учиться у Запада и перенимать все лучшее, что выработали европейские народы за свою тоже в общем-то нелегкую историю. Только тогда, когда мы выработаем в себе те идеи "долга, справедливости, права, порядка", об отсутствии которых в русской душе так сокрушался Чаадаев, мы наконец перестанем быть в Европе "стрюцкими" (Ф.М. Достоевский), да и у себя на родине перестанем жить как на постое»2.
Это - парадоксальное невидение метафизической сущности Запада, определявшей константу его агрессивного отношения к России, несмотря на то что Россия дважды спасала Запад от той несвободы, которую приносили ей и Наполеон, и Гитлер.
Это - не мимолетная, а устойчивая иллюзия западников XIX в., как и неолибералов XX-XXI вв.
1 См.: Сапов В. Обидчик России. Из истории социально-философской мысли России (статьи и публикации). - М. : РОССПЭН, 2020. - С. 122.
2 Там же. - С. 46.
В XIX в. Запад приходил в Россию в форме Великой армии Наполеона и союзной армии Британии и Франции вместе с Сардинией, когда начал Крымскую войну.
Николай I решил, что Чаадаев тронулся умом. Запад не принял освободительной миссии России и решил «поставить» ее на место. И после этого реального исторического опыта стремиться отказаться от своей «натуры» и стать «европейцем» может только умалишенный русский.
Это - не психиатрическое, а метафизическое сумасшествие. Чаадаев оказался в метафизическом пространстве представлений, в которых Запад представал как сумма цивилизационных истин справедливости, права и порядка. В этом пространстве не было крови сражений, не было гибели городов и смерти ни в чем не повинных людей.
Ссылка на опыт Петра I несостоятельна, поскольку Петр брал в европейских странах то, что усиливало Россию, укрепляло ее суверенитет и ее самосознание, тогда как в позиции отечественных западников речь шла о полном изменении, духовном подчинении, самоперерождении русского народа, его готовности быть слугой западного господина.
В 90-е годы ХХ в. готовность идти в услужение Западу расцвела пышным цветом, так что геополитики Запада даже не ожидали такой очевидной политической глупости и первоначально находились в состоянии психологического шока, подозревая наличие какой-то скрытой политической ловушки. Но ловушки не было, была политическая наивность, граничащая с предательством интересов своей страны.
Зародыш этой наивности был уже у Чаадаева, который, по сути дела, направлял в своем «философическом письме» скрытый упрек императору Николаю в том, что тот отрекается от стратегического курса Петра I. Интеллектуалы западнического разлива не допускают, что представитель высшей власти может делать свои выводы из исторического опыта и приходить к самостоятельным политическим выводам.
Зачисляя Чаадаева в ряды приверженцев либерализма, они не учитывают свидетельств современников Чаадаева, которые отмечают тот факт, что когда стали ходить слухи об освобождении крестьян от крепостной зависимости, он говорил, что намерен за-
переться дома, чтобы заняться сочинением, в котором он докажет необходимость сохранения в России крепостного права1.
Прекрасная мечта о единении с Западом сталкивалась с реальной политикой западных стран, придерживающихся того курса, который определялся исходной философской идеей, обещавшей Западу постоянное воспроизводство его глобального господства.
Идея глобального господства превращается в метафизическую исходную основу ощущения превосходства, дающего право обращаться с русским народом как человеческим материалом второго сорта.
Если в основании геополитики стран Запада лежит метафизическая идея, сохраняющая свою силу для Запада как уникального явления, предназначенного для мирового господства, то всякое добровольное стремление к перевоплощению народа, исключенного из ограниченного круга западных стран, к верности западному духу означает принятие на себя обязательства предать свою родовую сущность, отречься от себя самого и с восторгом обрести подлинную сущность верного слуги Запада: тем самым я приобщаюсь к метафизической реальности превосходства над своими соотечественниками. Это и есть та скрытая ловушка, которую может содержать в себе особенность Русской идеи как идеи всемирной отзывчивости, всечеловеческого единения. Адекватное освоение Русской идеи в ее глобальном смысле требует философской подготовки, овладения смыслом метафизики исходных понятий, определяющих действительное политическое лицо цивилизацион-ного субъекта.
Неопределенность в понимании исходного смысла Русской идеи, ее метафизики стало основанием идейного расщепления интеллектуальной элиты России.
Идейное расщепление интеллектуальной элиты России стало ее постоянной характеристикой.
Либо Россия должна цивилизационно самоотождествиться с Западом, и тогда само собой исчезнет цивилизационный антагонизм в мире и утвердится глобальная тенденция вечного мира.
1 См.: Сапов В. Обидчик России. Из истории социально-философской мысли России (статьи и публикации). - М. : РОССПЭН, 2020. - С. 45.
19
Либо Россия должна твердо следовать принципам своей уникальной духовной сущности, которая возникла вследствие буквального восприятия учения Христа о всеобщей любви как спасения человечества. Это - две взаимоисключающие метафизические установки, определяющие внутреннюю сущность противостояния западников и славянофилов.
С течением исторического времени это противостояние утрачивало свою метафизическую глубину, обретая узкополитический ситуационный характер. Славянофилы стали утверждать патриотический смысл народа как защитника страны от сдачи ее позиций извечным западным противникам, тогда как западники предпочитали игру в поддавки с Западом, стремясь обрести его внешний облик и стать носителем его духовной сущности в переходе на повседневное употребление французского языка и в использовании западных форм бытовой культуры и обучения.
Такого рода культурологическая мимикрия лишь уводила в сторону от правильного понимания глубинных сдвигов в мировой политике, сеяла иллюзии в массовом самосознании.
У Запада была своя стратегия. Запад стремился поставить Россию на колени любыми средствами. Если в ХХ в. этими средствами были «тигры» и «пантеры», юнкерсы и мессершмитты, а также армады вермахта и дивизий СС, то в XXI в. от мечты закидать Россию атомными бомбами, закидать безнаказанно, приходится отказаться. Но можно использовать те возможности, которые открывают путь саморазрушения России изнутри. Убедить в истинности доктрин неолиберализма, утверждающего глобальную власть нового западного гегемона, может доллар. Доллар становится стимулятором государственных переворотов силами оболваненных аборигенов, которых ведут на бойню доморощенные лидеры, обещающие всем блага западного образа жизни и свободу без берегов.
Технология такого разрушения определяется реальностью взаимодействия двух факторов. Это политическая стратегия неолибералов и эффект доллара. Эти факторы обнаруживают свою эффективность во взаимодействии.
В контексте формирования государственных лидеров нового типа, понимающих свою возможную цену на геополитических рынках Запада, форма продажи может быть разнообразной, вплоть
до включения в нее Нобелевской премии. При таких оплатах моральные устои личности начинают «трещать». Чтобы не возникало мысли о примитивности подкупа, вырабатываются идейные формулы оправдания нравственной слабости. Формула звучит так: «Чем больше русский человек становится европейцем, тем в большей степени он становится русским»1. Это кажущееся патриотичным суждение на самом деле имеет в виду превращение русских в идейных рабов. Идейные рабы не способны к сопротивлению, а тем более к великим победам, таким как победа над великой армией Наполеона и победа над объединенными силами европейского фашизма.
4. Русская идея как стратегия цивилизационного восхождения
Духовная метаморфоза, превращающая русского человека в европейца, означает его духовное разоружение перед той исходной философской истиной, которая поднимает Запад над другими народами, превращает систему колониализма в вечное глобальное мироустройство. Под воздействием российских неолибералов была перестроена на западный лад система отечественного образования, установлен своеобразный контроль Запада над публикационной активностью в науке, над установлением научных наград за высшие достижения в различных областях научного и гуманитарного знания.
Возникает самоощущение константного превосходства во все сферах организации жизни. Если для такого самоощущения не существует реальных эмпирических свидетельств, то используются постулаты естественного превосходства. Так, Гитлер объявил немцев высшей расой, арийцами. Доказательству этой мысли были подчинены научные изыскания. При этом «истина» была уже известна, нужно было лишь создать видимость ее научного подтверждения. Когда Красная армия повергла вермахт, Берлин пал, знамя победы было установлено над Рейхстагом - открылась противоположная истина. Получалось, что высшая раса - это не арийцы, а их антиподы - «братья славяне». Нужно отдать должное Гитлеру: следуя логике расистской истины, он признал ее конечный вывод
1 См.: Сапов В. Обидчик России. Из истории социально-философской мысли России (статьи и публикации). - М. : РОССПЭН, 2020. - С. 46.
21
и покончил жизнь самоубийством. Однако стал ли этот исторический факт основанием для провозглашения мирового расового превосходства русских? Таких признаний мы не знаем, и это является явным подтверждением произвольного признания превосходства арийской расы.
Как в контексте событий ХХ в. следует оценивать значение Русской идеи? Можно ли отнести выводы логики расизма к Русской идее?
Если логика расизма была проверена историческим итогом великой победы Красной армии, то тогда нужно признать конечный вывод ее логики. Этот вывод следует из теории расизма: Русская идея - это исходное начало господства над миром, свергающее арийцев с глобального расистского пьедестала.
Естественное отвержение такой концепции сохраняет другую теоретическую возможность, а именно - Русскую идею можно вывести из концепции национализма.
На вопрос, что такое национализм, как известно, давал свой логически построенный ответ Б.А. Кистяковский. Он рассматривал два различных вида национализма: национализм народностей господствующих и национализм угнетенных народностей.
Первый никого не ограничивает в национальных правах и выражается в стремлении подавить всякую другую национальность. Он зиждется на праве сильного и враждебен равенству и свободе.
Второй национализм - угнетенных народностей, протестующих против насилия и произвола, - представляет собой борьбу за отнимаемые права. Его воодушевляет стремление к свободе и ра-венству1. Б.А. Кистяковский обращал внимание на то, что национализм способен к превращениям из одной крайности в другую. «Однако совершенно непонятно, - писал он, - почему при усилении лишь интенсивности национализма, имеющем количественное значение, он меняет и свои качественные особенности, приобретает противоположную окраску»2. Это значит, что национализм не
1 Кистяковский Б.А. Что такое национализм? (Два основных типа национализма) // Сапов В. Обидчик России. Из истории социально-философской мысли России (статьи и публикации). - М. : РОССПЭН, 2020. - С. 444.
2 Там же. С. 445.
имеет устойчивого духовного стержня. В этом состоит принципиальное отличие национализма от Русской идеи.
Русская идея - это реализованная (реализуемая) стратегия цивилизационной эволюции, а значит, комплекс явлений, объединенных единством направленности развития, единством общенародной цели. Особенность Русской идеи состоит в том, что в ней фиксируется позитивный общечеловеческий смысл. Этот смысл образует незыблемое ядро Русской идеи, отражающее ее неразрывную связь с ключевой нравственной идеей христианства, выраженной в миссии Иисуса Христа как Спасителя человечества.
Истина Русской идеи в массовом ее восприятии определяется ее универсальностью, ее нравственным смыслом не только в отношении русских как народности, но и в отношении других народностей, вне зависимости от их культурного своеобразия. Это означает, что для Русской идеи не характерно стремление к господству над другими народами, подавлению любой другой национальности. Стремление к свободе и равенству, утверждение их не только для себя, но и для других народов - это целостная сущность Русской идеи, которая и воспринимается как выражение действительной истины. Эта сущность Русской идеи проявляет себя как чистая истина, как ее образец, которому необходимо следовать в реальной политической практике.
Образец действия Русской идеи - это спасение Болгарии от османского ига в XIX в. и памятники этого спасения - Шипка и Плевна.
Но та же сущность Русской идеи проявляет себя и в XXI в., в той позиции, которую занимает Россия, нейтрализуя военный конфликт между Азербайджаном и Арменией в Нагорном Карабахе.
Не менее показательна и спасительная функция России в Сирии; она сыграла решающую роль в разгроме агрессии бесчеловечных сил современного терроризма.
Так формируется истина - в качестве практического образца благородного политического, цивилизационного поведения, спасительного для народов в современной международной ситуации.
Это не значит, что все русские люди - приверженцы этой истины. В массе русского народа есть свои отклонения нее. Например, сторонники «черной сотни» или различных шовинистических западных течений - англофилы, германофилы и даже
поклонники нацизма. В этой реальной ситуации Русская идея становится тем критерием, который позволяет отличать национального предателя от патриота - в зависимости от той идейной позиции, которую он занимает в реальной жизни.
Отношение к сущности Русской идеи имеет фундаментальное значение для понимания основного смыслового мотива жизненной позиции народа.
Л.Н. Толстой мучался вопросом о смысле жизни и не находил ответа. Между тем он обратил внимание на то, что простого русского крестьянина это не занимает. Значит, он знает смысл жизни. Как такое возможно? - размышлял Л.Н. Толстой.
Это ключевой вопрос, который человек обращает к Русской идее. Ответ на него дает для себя не только человек, следующий курсу обычной жизненной практики. На этот вопрос отвечают и высокие интеллектуалы.
Особенность 90-х годов в России, связанная с появлением во власти государства олигархов и неолиберальной тусовки, состояла в отречении от нравственной сущности Русской идеи. Это отречение коснулось и отношения к русскому человеку. Неолиберальное отношение к нему несет в себе элемент презрения. Неолибералы обращаются к русскому человеку как к «совку», они становятся над ним, и в этом элитном самовозвышении усматривают свое величие, отождествляющее их с европейцем, господствующим над миром.
Русский европеец обладал особым статусом дворянина, графа или князя. Теперь этот статус, как оказалось, можно было приобрести. Таким образом стало можно приобрести особую породу, отличающую избранных от «простого» народа.
Таким образом, речь шла об отречении от народа. Это - та самая проблема, которая мучала Льва Николаевича Толстого.
Л.Н. Толстой понял содержание и цивилизационный смысл Русской идеи, и в конце жизни совершил странный поступок, который сохраняет свою загадочность, а вместе с тем - и загадочность в истолковании сущности Русской идеи.
Эта загадочность объясняется соприкосновением писателя с истиной метафизики человеческого бытия, проблемой человечности, самосохранения человечества. Проблема открылась Льву Толстому в процессе его творчества как человеку, осознающему
свою ответственность за истину своего бытия, как личности, соотносящий себя с реальностью бытия человечества.
Русский помещик, говоривший на иностранном языке, не чувствовал и не понимал этой метафизической ответственности. Когда Л.Н. Толстой понял это, он осознал себя как подобного русского помещика и решил покинуть сферу ложной жизни, т.е. свое родовое имение. Уход из Ясной Поляны завершился его смертью на железнодорожной станции Астапово.
Уход из Ясной Поляны - это открытие истины Русской идеи, ее демонстрация своим персональным поведением. Это исполнение своего нравственного долга перед истиной бытия как перечеркивание смысла родовой жизни того социального класса, к которому принадлежал и сам Лев Николаевич Толстой. Это нравственный подвиг великой личности, открывающей миру ци-вилизационный смысл Русской идеи.
Этот нравственный подвиг Льва Толстого стал предметом различных интерпретаций, смысл которых зависел от той исходной идеи, которой придерживался интерпретатор.
В.И. Ленин охарактеризовал смысловой цивилизационный подвиг Льва Толстого в качестве зеркала русской революции.
Нравственный смысл творчества Л.Н. Толстого вызвал глубокий международный резонанс.
Характерна в этом отношении реакция Макса Вебера на ци-вилизационный смысл бытия и творчества великого мастера. Эта реакция обрела характер идейной войны Макса Вебера против Льва Толстого.
К.Е. Троицкий, анализируя историю вопроса, выделяет пять этапов борьбы Макса Вебера против Льва Толстого1.
Первый этап характеризуется оценкой Толстого как «аполитичного» представителя «панморализма», противостоящего «этике успеха»2.
Второй этап определяется концепцией «акосмической любви».
1 См.: Троицкий К.Е. Пять этапов борьбы Макса Вебера против Льва Толстого // Лев Толстой: литература и философия / сост., отв. ред. Н.А. Касавина, Ю.В. Прокопчук. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2020. - С. 86108.
2 Там же. С. 87.
Третий этап рассматривается на фоне начала Первой мировой войны и связывается с критикой Вебером пацифизма, «политеизма ценностей» и «борьбы богов»1.
Четвертый этап связан с решением проблемы смысла жизни и смерти и толкованием науки в качестве призвания и профессии. Он совпадает с началом Великой Октябрьской революции2.
Пятый, завершающий этап спора с нравственным учением Льва Толстого совпадает с его речью «Политика как призвание и профессия», совпадающей с первыми послевоенными месяцами на фоне революционных событий в Германии3. К.Е. Троицкий ссылается на Фрайбургский доклад Вебера, сделанный в 1895 г., в котором Вебер определил сущность идеи, раскрывающей стратегический курс геополитики Запада, оказавший ключевое воздействие на ее конечную цель: «Не мир и человеческое счастье мы обязаны передать нашим потомкам с первыми послевоенными месяцами на фоне революционных событий в Германии»4; «Не мир и человеческое счастье мы обязаны передать нашим потомкам в путь, а вечную борьбу за сохранение и взращивание нашей национальной породы»5.
Очевидно, что русский европеец с этой точки зрения должен включиться в борьбу за взращивание породы западного европейца, чем, собственно, и занимаются наши неолибералы.
Таким образом, немецкая идея как константа цивилизацион-ного строительства получает свой ориентир - борьбу за чистоту, сохранение и взращивание своей национальной породы. Очевидно, что это та же идея, которая может обретать и всякое иное западное качество - английское, французское, американское. Идеолог Запада определяет фундаментальную цель своей деятельности как составную органическую часть смысла своего цивилизационного бытия, которая очерчивает границы истины цивилизационного мышления сохранением и взращиванием своей национальной по-
1 См.: Троицкий К.Е. Пять этапов борьбы Макса Вебера против Льва Толстого // Лев Толстой: литература и философия / сост., отв. ред. Н.А. Касавина, Ю.В. Прокопчук. - М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив, 2020. - С. 87-88.
2 Там же. С. 88.
3 Там же. С. 88.
4 Там же. С. 88.
5 Там же. С. 88.
роды. Это значит, что все, что не совпадает с интересами сохранения и взращивания национальной породы, не совпадает с истиной и должно в этом случае опровергаться и отвергаться.
Это - исходное в построении толкования глобальной картины цивилизационной реальности, какой ее должен видеть западный мир. Иными словами, ограниченный мир Запада должен восприниматься как мир мироуниверсальной истины, охватывающий и включающий в себя смыслы всех регионов земли.
Это значит, что все регионы земли, находящиеся за пределами цивилизационного региона Запада, должны априори восприниматься как средоточие не-истины цивилизационного бытия, нуждающиеся в оценке с позиций региона «истины», занимающегося сохранением и взращиванием своей породы.
Как с этой позиции толкования универсальной истины должна выглядеть Русская идея?
Очевидно, что с этой позиции Русская идея должна безусловно оцениваться как та безграничная емкость, в которой находится плюрализм не-истин. Но если сводить Русскую идею к образу жизни породы и ее сохранению, то тогда окажется, что в России породой и человеком, несущим в себе свойства породы, является индивид, относящийся к узкому слою аристократии. Аристократии, которая нередко утрачивала «чистоту» русской породы, обретая черты западной породы - немецкой, французской и иной. Так исторически формировался правящий слой, культурно и духовно противостоящий массе и изъясняющийся на французском или каком-либо ином иностранном языке. Это - русские люди, но вполне сознательно культурно отделяющие себя от «простого» народа. Так кого же считать олицетворением и носителем современной Русской идеи? Финансовую олигархию или народ? Очевидно, что это вопрос из отмирающей цивилизации. К такой постановке вопроса толкает привычная инерция мышления. К этому толкает и современная геополитика гегемона, который пытается построить глобальную пирамиду неоколониальных отношений, на вершине которой он размещает, конечно же, США, себя любимого, опирающегося на своих сателлитов.
На самом деле за картиной глобальной пирамиды находится реальная власть глобальной финансовой олигархии. Это - скрытая
от народа власть, которая маскируется демократическими декоративными процедурами.
Разрыв реальной власти с народом - та внутренняя слабость, которая отчетливо проявилась в предвыборной компании в США в 2020 г.
Эта слабость все более отчетливо проявляется и глобально, в попрании гегемоном международного права, а значит, и суверенных прав большинства народов современного мира.
Попытки задержать распад неоколониальной пирамиды, которую выстраивают американские геополитики, применяя вооруженную агрессию и разнообразные санкции, усугубляют нравственную изоляцию американской гегемонии. И это порождает целую серию антироссийских информационных и иных компаний.
Авантюристическая внешняя политика США и стран НАТО, строительство военных баз вокруг России, опасные маневры вооруженных сил около ее границ, выход из договоров, регулирующих гонку вооружений, создают угрозу развязывания новой мировой войны. В этой ситуации рождается своеобразная особенность цивилизационного мышления, попытки найти спасение от угроз будущего в историческом прошлом.
В этом отношении характерны попытки найти совпадения особенностей развития цивилизации Рима и современной Америки. Америка в этом восприятии действительности предстает как мощная империя, не имеющая равных по своей военной мощи.
От смертельных опасностей будущего Америка пытается скрыться в историческом прошлом, используя в этих целях пастиш.
В современной публицистике имеют хождение сравнения Соединенных Штатов с имперским Римом, вступившим в фазу углубляющегося упадка. Сходство очевидно. Однако всплывший на поверхность кризис объясняется внешним заговором, вмешательством во внутренние дела Соединенных Штатов, в процедуры выборов извне.
Во всех грехах Америки и Запада в целом обвиняется Россия. Россия называется главным врагом Соединенных Штатов, и это объясняется не только новейшей военной мощью России. Одна из главных причин нарастающей ненависти - это духовно неодолимая нравственная и идейная позиция России.
Российское концептуальное мышление также может опираться на историческую традицию, т.е. использовать пастиш. Но российское толкование, хотя речь идет также о Риме и его истории, отличается существенным образом от американского мышления, акцентирующего внимание на периоде расцвета Римской империи.
Сегодня на свой лад пытается вдохнуть жизнь в идею имперского Рима американский гегемон. Но вера в реализацию имперского Рима угасает на наших глазах. Возникает вопрос: возможно ли возрождение империи Рима в двадцдать первом веке? Активизация политики империализма в современных условиях приводит к очевидным негативным последствиям. Главное возможное его последствие - это возникновение Третьей мировой войны. Эта угроза и поднимает фатальный вопрос: что может сохраниться на развалинах глобальной цивилизации, если имперский воюющий Рим - это перспективная модель геополитики Соединенных Штатов Америки? Властвующий истеблишмент Соединенных Штатов считает себя вправе диктовать России свои условия «правильного» поведения. Однако в этой позиции просматривается фатальная слабость. За этой позицией должно стоять единство американского общества. Это - готовность погибнуть всем ради мнимой победы в ядерной войне. Но такого единства нет и вряд ли оно возможно.
Такого рода единство, как показывает исторический опыт, возникает на общей основе. Предложение Макса Вебера передать потомкам вечную борьбу за сохранение и взращивание немецкой национальной породы в конечном счете привело к нацистской диктатуре, началу Второй мировой войны и сокрушительному поражению нацистской Германии. Но нацисты сумели соединить народ Германии в общее нацистское образование.
Может ли соединить воедино американцев американский конгресс и президент США? Проблема заключается в том, что у американцев не одна порода, которую нужно взращивать, а как минимум две породы; соединить их воедино вряд ли удастся в современной ситуации Соединенных Штатов.
Раскол нации может иметь длительные, а возможно и катастрофические последствия.
В этой ситуации Россия обретает «второе дыхание». Она анализирует свои возможности идейной консолидации, опираясь на свои исторические традиции, в том числе и на великие идеи, сыгравшие ключевую роль в превращении Московского княжества в мощное имперское образование.
Российская цивилизация опиралась на идеи «Третьего Рима», которая обещала вечную несокрушимую стабильность циви-лизационной эволюции России.
5. Россия - центр глобальной морали, самосохранения
Идея Третьего Рима включала в себя два ключевых смысла -это внутреннее духовное единство народа, стабильность которого обеспечила стабильность нарастания его могущества, и смысловое содержание этого могущества как расширение его культурного прогресса, охватывающего различные стороны гражданской жизни общества.
Рим рухнул, в конечном счете, из-за своего нравственного упадка, духовного падения, ставшего причиной катастрофических внутренних противоречий, вылившихся в военные столкновения различных представителей римской элиты, руководителей военных легионов и политических сил страны.
Идея Третьего Рима предполагала свободу от тех противоречий, которые погубили первый Рим. Но реализовать эту идею российскому обществу до конца так и не удалось. Внутренняя стратегическая ориентация развития государства оказалась разорванной между фундаментальными интересами аристократии и народа.
Но идея Третьего Рима сохраняла свою потенциальную нравственную силу. Стратегическая ориентация на аристократию или на народ в конечном счете влечет за собой самодеструкцию России, такой, как она исторически складывается в своем системообразующем единстве. Константой Русской идеи признавался Третий Рим. Первый Рим пал в силу развившихся внутренних противоречий. Второй Рим, олицетворением которого была Византия, чьим центром был Константинополь, пал под напором внутренних противоречий и внешнего давления османов.
Москва обретала внутреннюю константу вечного Бытия, становясь Третьим Римом, не подверженном самодеструкции в силу специфики ее внутренних свойств. Сущность этих внутренних свойств Москвы можно считать утопией, которая, однако, должна была превратиться в реальность, способную сделать действительностью идею Третьего Рима. Третий Рим обретал цивили-зационную константу, которая становилась следствием взаимного самопожертвования верхних слоев общества и простого народа, их смыслового взаимопроникновения.
Третий Рим, воплощенный в Москве, обретал константу самосохранения, благодаря цивилизационному единству в перманентной борьбе за сохранение свободы Отечества и утверждение его независимости.
Практическим социальным следствием этого цивилизацион-ного свойства считается соборность как выражение массовой согласованности принятия практических форм сотрудничества. Это сотрудничество основывается на признании того, что аристократия составляет военную элиту, жертвующую своей жизнью ради защиты Отечества, а народ ради сохранения свободы Отечества жертвует своей личной свободой. Эта цивилизационная формула позволяла превратить небольшие княжеские образования в великую империю.
Когда аристократия получила свои привилегии от Екатерины II, произошло разрушение спасительной формулы. Аристократия использовала привилегии для гедонистической свободы, наслаждения жизнью, расширения сферы своего влияния, формирования своего обособленного образа жизни. Народ захотел вернуть себе свободу и восстал против аристократии.
Пугачевский бунт стал массовым крестьянским протестом, отрицающим истину цивилизационной константы России. Россия входила в критическую ситуацию своей цивилизационной эволюции. Русская идея выражает себя в поведении людей в критических ситуациях, затрагивающих судьбу страны и народа, человеческих отношений в семье и общественной жизни.
Гениальные литературные описания таких критических ситуаций можно рассматривать как практическую реализацию Русской идеи в критических обстоятельствах жизни страны.
Это форма диагноза цивилизационной болезни России. Эта болезнь, симптомом которой был Пугачевский бунт, излечивалась крайними средствами. Тремя революциями в начале ХХ в. Это -лекарство от самораспада цивилизации. Оно было выработано в ХХ в. Это - новая структура цивилизационных отношений, снявшая проблему классового антагонизма, родившая формулу советского человека как результата социального и национального равноправия, духовного развития личности.
Эта формула воспринималась как реализация всеобщей личной свободы ради соединения всех в трудовой деятельности на благо общей цивилизационной эволюции, сохранения независимости Советского государства. Цивилизационные преобразования первой половины ХХ в. и Великая Отечественная война сформировали новый цемент, сплотивший цивилизационно советский народ, и вдохнули новый кислород в концептуальные основы нового Третьего Рима. Идея нового Третьего Рима оживает как отражение внутренней сущности советского народа, его состояния цементирующей сплоченности перед бесчеловечной сущностью напавшего на страну нацистского зверя.
Великая Отечественная война стала и проверкой и путем укрепления нового сложившегося нравственного облика народа, страны. Произошедшие сдвиги в цивилизационных отношениях, в качестве народа были отмечены И.В. Сталиным на празднованиях в Кремле в честь победы в Великой Отечественной войне. Это -два его известных тоста. Первый тост - «За русский народ!» -И.В. Сталин произнес на приеме в Кремле в честь отличившихся в Великой Отечественной войне генералов. Второй тост - «За простых людей!» - И.В. Сталин произнес на приеме в честь участников Парада Победы 25 июня 1945 г. в Большом Кремлевском дворце. «Я, - сказал он, - поднимаю тост за людей простых, обычных, скромных, "за винтики". Их очень много, это десятки миллионов людей. Это скромные люди. Никто о них не пишет, но они держат нас, как основание держат вершину»1.
Сталин выделил высшие нравственные качества народа, сохранившего верность Советской власти в критической для нее ситуации, высокий патриотизм, невиданную стойкость и героизм в
1 Комсомольская правда. - 2020. - 24.06. - С. 5.
32
сражениях с армадой европейского фашизма. Русская идея включала и оценку государственного руководства, приведшего народ к великой Победе.
Единство великого народа и власти - этот исторический смысл обрела Русская идея.
Единство великого народа и справедливая цивилизационная сущность власти - это и был исторический смысл идеи нового Третьего Рима.
Новый Третий Рим - это условное понятие, но оно выражает реальность, восстанавливающую смысл идеи Третьего Рима как глобального духовного центра мира.
Москва воспринималась как величайшая нравственная сила, не только разгромившая основные военные силы нацизма, но и принесшая дух нравственной истины народам Европы, идею освобождения от колониального порабощения. Красная армия подняла над миром зарю свободы.
Россия объективно превращалась в центр глобального морального авторитета. Сохранить эту роль была способна высокая политика, основанная на высокой цивилизационной теории и свободе от очевидных стратегических промахов в идейном руководстве духовной жизнью общества.
Новый Третий Рим мог восприниматься как совокупность проверенных жизнью истин самосознания и нравственного поведения. Она рождается этнической по форме, но вместе с тем как истина жизни несет в себе универсальное смысловое содержание.
Эта особенность определяет исходное понятие философии жизни, порождающее характер отношений ко всем народностям, интерес к формам и содержанию их жизни с точки зрения соответствия Истине Бытия. Это - селективное отношение с позиций сохранения истины жизни. Результатом самореализации общей интуиции можно считать осуществление идеи «нормального общества», которую развивал Владимир Сергеевич Соловьев. Сущностью «нормального общества» Вл. Соловьев считал полное взаимное проникновение индивидуального и общинного начала, или внутреннее совпадение между сильнейшим развитием личности и полнейшим общественным единством.
Полное взаимное проникновение индивидуального и общественного начал и превратилось в специфическое качество совет-
ского человека независимо от его этнической и национальной принадлежности.
Сущность «нормального общества» в процессе перестройки стала предметом отрицания, предметом желания вернуться в мир социального неравенства и испытания на себе философии радикального гедонизма нового типа, который стал атрибутом западного образа жизни.
В итоге неолиберального переворота Россия стала терять свой суверенитет, свою философию жизни, которую несла идея нового Третьего Рима.
Идея нового Третьего Рима сохраняла сущность цивилиза-ционной константы, открывала возможность нормальной цивилиза-ционной эволюции. Реанимация новой константы цивилизационной эволюции, основанной на открывшихся возможностях справедливости социальных отношений и нравственного совершенства, создавала цивилизационную реальность, в которой сумма индивидуальных голосов звучит как один общий голос, индивидуальные интересы обретают общий содержательный смысл. Он воспринимается как продукт действия общей интуиции, непосредственного видения коллективной истины, которая стоит выше отдельных, частных интересов. Общий прогресс страны превращался в победу каждого человека. Неолиберальный переворот разрушил эту перспективу. Он породил массовую иллюзию быстрого личного обогащения. Улицы городов заполнили толпы ваучероносцев -безумцев, поверивших в «МММ».
Конец ХХ в. для России - это период ее тяжкого греха. Пришедшие к власти перестройщики-неолибералы наложили на Россию - Родину-мать - тяжкий груз предательства союзников по Варшавскому договору. Это отозвалось тяжкими последствиями для тех, кто верно служил в государственных системах социалистических стран. Особенно явственно безнравственность цивили-зационного падения обнаружилась в судьбах государственных служащих Германской Демократической Республики, в том числе и ее руководителя Эриха Хоннекера.
Основные составляющие Русской идеи дали толчок для оживления исследований истории России, ее традиций и освободительных идей. Однако пламя Русской идеи стало затухать под непосредственным воздействием скачка назад, к обществу России
конца XIX в. Страна оказалась на краю цивилизационной пропасти. От этой постаревшей на сто лет России отвернулись, казалось бы, самые надежные ее союзники.
Россия оказалась жертвой предательства тех стран, которые клялись ей в верности, в вечной благодарности за пролитую кровь русских солдат ради спасения и освобождения братьев, оказавшихся на грани физического истребления.
Так, были спасены от полного физического истребления народы Грузии и Болгарии. Они клялись в вечной верности своей спасительнице России. Между тем их новые государственные вожди легко и свободно перешли в стан ее противников.
Чем объясняется в этой ситуации политическое бешенство представителей американского истеблишмента, объявляющего Россию врагом номер один, направляющего против России все нарастающую систему санкций, окружающего страну своими военными базами, рассчитывая на то, что им удается сломить Россию и реализовать свою мечту создать глобальную пирамиду неоколониального управления современным миром, старую Римскую империю?
Новая российская концепция Третьего Рима стоит на пути построения этой глобальной неоколониальной пирамиды.
Крах доктрины глобального неоколониализма становится все более очевидным. Ее внутренние противоречия четко проявились в процессе предвыборной президентской кампании 2020 г. в США. Кандидаты в президенты выступили с взаимоисключающими концепциями внешней и внутренней политики на фоне внутри-расовых противоречий.
Глобальная политика, которую навязывает стране истеблишмент США, находится в очевидном противоречии с процессами укрепления экономических и политических позиций ведущих стран современного мира, с обозначившимися тенденциями развития экономического, цивилизационного сотрудничества, совместного решения обостряющихся глобальных проблем.
Решение этих проблем оказывается возможным в процессе взаимовыгодного сотрудничества, формирования глобального ци-вилизационного взаимодействия в сфере передовых отраслей современного производства, рационального использования мировых энергетических, сырьевых, водных и иных ресурсов, создания единой комфортной инфраструктуры, развития культурных обме-
нов и зарубежного туризма, объединения усилий в борьбе с опасностями современных форм инфекционных и иных массовых заболеваний.
Идея нового Третьего Рима находится во все более очевидном и эффективном соответствии с этими процессами, которые обретают широкие масштабы и разнообразные формы глобальной практической реализации.
Эти процессы активно поддерживаются народами и странами современного мира, что и создает позитивную атмосферу нормальной глобальной цивилизационной эволюции, нейтрализующей волну агрессии американского гегемона и стран НАТО.
Идея нового Третьего Рима обретает глобальный смысл, выходя за национальные границы России. Россия не изменила своей глубинной нравственной сущности, она верна себе. И эта верность -тот живой росток, который дает побеги нравственного возрождения великой цивилизации.
Цивилизационный подъем России, который сбрасывает духовную фальшь неолиберального предательства Отечества, проявляет себя даже в самые трудные времена глобальной пандемии; президент В.В. Путин в заключение своей пресс-конференции 17 декабря 2020 г. предложил на встрече Нового года поднять тост за Россию.
Это - государственный знак рождения новых смыслов Русской идеи.