Научная статья на тему 'XIV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ : МАТЕРИАЛЫ'

XIV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ : МАТЕРИАЛЫ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
89
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИГРАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗИИ / МОНИТОРИНГ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ / АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / АНТРОПОЛОГИЯ ТУРИЗМА / МУЗЕЙНАЯ АНТРОПОЛОГИЯ / ПРЕПОДАВАНИЕ АНТРОПОЛОГИИ И ЭТНОЛОГИИ / ЦИФРОВАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ : МАТЕРИАЛЫ»

ЖИЗНЬ НАУКИ

XIV КОНГРЕСС АНТРОПОЛОГОВ И ЭТНОЛОГОВ РОССИИ :

сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. -Москва ; Томск : Изд-во Томского государственного ун-та, 2021. -830 с.

Ключевые слова: миграции в пространстве Евразии; мониторинг межэтнических отношений; антропология религии; антропология туризма; музейная антропология; преподавание антропологии и этнологии; цифровая антропология.

Keywords: migrations in Eurasia; monitoring of ethnic relations; the anthropology of religion; the anthropology of tourism; the museum anthropology; teaching of the anthropology and the ethnology; digital anthropology.

Для цитирования: Уварова Т.Б. [Реф.] // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Сер. 5: История. -Москва : ИНИОН. РАН, 2022. - № 1. - С. 149-155. - Реф. кн. : XIV Конгресс антропологов и этнологов России : сб. материалов. Томск, 6-9 июля 2021 г. / отв. ред. И.В. Нам. - Москва ; Томск : Изд-во Томского государственного ун-та, 2021. - 830 с.

XIV Конгресс антропологов и этнологов России (КАЭР) проходил с 6 по 9 июля 2021 г. в онлайн-формате на базе Национального исследовательского Томского государственного университета. Организаторами конгресса выступили Ассоциация антропологов и этнологов России, Институт этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН, Национальный исследовательский Томский государственный университет. В работе конгресса приняли участие более 2000 ученых, представляющих научно-исследовательские учреждения, образовательные центры и общественные организации России и зарубежных стран. По числу участников это был самый представительный профессиональный

форум в истории проведения конгрессов, чему способствовали дистанционный режим участия и эффективное использование интернет-коммуникации организаторами конгресса. Приоритетной для конгресса была тема поиска современной антропологией и этнологией ответов на социальные вызовы.

На пленарном заседании были заслушаны пленарные доклады, тематика которых отражает разнообразие исследовательских интересов: Л.А. Абрамян «Фильмы Сергея Параджанова между этнографическим кино и псевдоэтнографией», Д.М. Бондаренко «"Культура отрицания" и борьба с расизмом: Гражданская война и отмена рабства в культурной памяти в США»; С.В. Васильев, Р.М. Галлеев, С.Б. Боруцкая «Компьютерная томография в палео-антропологических исследованиях»; Б. Грант «Коридорные разговоры сегодня: взгляд из Нью-Йорка»; О.Е. Казьмина «Миграционный кризис и христианская благотворительность: социальное служение и миссионерство американских евангеликов».

Всего на конгрессе были проведены заседания 58 секций, трех симпозиумов и восьми круглых столов, на которых были представлены основные научные направления современной антропологии и этнологии, актуальные проблемы этнокультурного развития России и зарубежного мира. Материалы первых пяти секций составили «миграционный блок», в котором всесторонне характеризуются различные аспекты миграций: как реальные процессы, а также историческая память о них. Представленные доклады освещают такие темы, как миграции в пространстве Евразии; мигранты и принимающие сообщества в городском пространстве; недобровольные переселения и групповая идентичность. Последствия миграций также привлекают внимание исследователей таких тем, как социальные, культурные и языковые проекции миграционных процессов; память мигрантов или миграция памяти: конфликты репрезентаций, риски забвения, стратегии трансформации.

Внимание к проблемам миграционных процессов обусловлено их значимостью для современного мирового развития, о чем свидетельствует и заявленная тема Всемирного конгресса антропологов и этнологов, который будет проходить в 2022 г. в Санкт-Петербурге, - миграции и коммуникации.

В традиционной этнолого-антропологической регионалисти-ке (российские регионы - Поволжье и Приуралье, Северный Кав-

каз, Сибирь, Дальний Восток; зарубежные - Латинская Америка, Центральная Азия) с ее вниманием к этнокультурным особенностям населения очевидный интерес вызывают связанные с современными этносоциальными процессами инновационные явления. В их числе, например, такие, как неотрадиционализм и конструирование новой идентичности в контексте процессов глобализации / глокализации.

Этнографический туризм и музееведение в этом контексте приобретают новые смыслы, что нашло отражение в докладах секций «Национальные и этнографические музеи в постсовременности: смена диспозиции» и «Советское прошлое сегодня: повседневные практики, нарративы, музейные пространства» (секция памяти И.А. Морозова). Докладчиками рассмотрены различные аспекты актуализации советского прошлого в современных общественных и частных пространствах, а также используемые при этом практики, дискурсы и нарративы. Тема советского прошлого занимает все больше места в общественном сознании и культурной жизни как в России, так и за рубежом: в публицистике, в специализированных медиапроектах, в музейных экспозициях. В этом проявляются не только ностальгия или необходимость изживания перенесенных травм, но и потребность в освоении советского наследия, адаптации его отдельных элементов к нынешним реалиям. Советское прошлое рассматривается в двух модусах: как культурно-историческое наследие, в отдельных своих элементах воспроизводящееся в современных повседневных практиках и являющееся объектом исследования, и как символический конструкт, используемый в качестве инструмента для решения актуальных задач.

Дискуссионность подходов и оценок нашла отражение в материалах круглого стола «(Не)настоящее наследие: наследие, которое мы сохраняем, конструируем, практикуем». На круглом столе с участием ряда ведущих российских и зарубежных специалистов предлагается обсуждение современных теорий и практик конструирования и использования культурного наследия - многоуровневого процесса производства смыслов, который также отчасти может быть описан терминами «сохранение», «актуализация», «репрезентация». Этот процесс основан на сложном балансе между множеством стратегий деятельности различных заинтересован-

ных сторон - ученых, политиков, активистов, имеющих разное влияние в различных сферах жизни. На наследие направлена многофункциональная агентность человека как члена этнических, языковых, профессиональных и иных сообществ.

Существенно расширилась тематика антропологического религиоведения, о чем свидетельствуют большое количество секций с далеко не традиционными исследовательскими ракурсами: «Цивилизационная деятельность русского православия в условиях социальных вызовов»; «Роль ислама в этнических процессах у народов Центральной Азии и Кавказа»; «Ислам и территориальность: культурная память, воображаемые пространства, идентичности»; круглый стол «Паломничество как объект и метод исследования в эпоху пандемии»; «Этноконфессиональная идентичность в условиях глобализации»; «Пространственное измерение религии в современном городе»; круглый стол «Мусульманские общества в цифровую эпоху: передача знаний и религиозная практика».

Значительно расширилось тематическое разнообразие докладов в секции «Историографические традиции российской этнологии и антропологии», обязательного историко-научного раздела всех уже состоявшихся общероссийских Конгрессов антропологов и этнологов. Историография этнографии / этнологии представляет собой важную и сложную научную область, о значимости которой сказано достаточно много. Современный уровень развития этой науки характеризуется повышенным интересом к истории академических исследований, изучению широкого круга историографических проблем, воссозданию образов конкретных ученых, общественной и просветительской деятельности. Ведущими темами для дискуссии на секции наряду с источниковедческими и историографическими сюжетами стали процессы институционализации в отечественной и зарубежной этнографии / этнологии, которые принимали различные формы. Начавшись в ХУШ столетии, они интенсивно развивались с середины XIX в. в разных научных обществах, музеях и университетах.

Внимание уделяется и особенностям научных сообществ, сложившихся в процессе деятельности научно-образовательных институций, включая такие привлекательные для исследователей регионы, как Сибирь с ее исторической полиэтничностью. В част-

ности, в докладе Т.Б. Уваровой «Институт народов Севера: шаг в XXI в.» рассматривается деятельность специального образовательного учреждения, созданного в 1930 г. и отчасти заменившего собой административную структуру «Комитет содействия малым народам Севера» (1924) в советском правительстве. Институт, включенный в состав Государственного педагогического университета им. А.А. Герцена, устойчиво сохраняет свои традиции по подготовке кадров педагогов и сотрудников сферы культуры, владеющих языками коренного населения Севера и Сибири, в контексте сменяющихся исторических этапов развития России. Одними из главных достижений советской эпохи стали создание сотрудниками Института письменности для бесписьменных в прошлом малочисленных народов, распространение среди них грамотности на родных языках и обучение русскому языку. Между тем в сообществе педагогов, студентов и выпускников Института народов Севера, многие из которых - горожане уже не в первом поколении, существуют и этносоциальные проблемы, характерные для малочисленных народов Севера.

В секции «Теория и практика этнологической и антропологической экспертизы» 2020 год обозначен как новый этап в развитии современного общества. Пандемия, последствия которой еще неясны, внесла изменения в сложившийся миропорядок, способствовала появлению новых привычек, форм поведения, социальной коммуникации, деятельности. На ее фоне другие угрозы и вызовы человечеству «ушли в тень», но не стали слабее. Такие тренды, как глобализация, динамизация, цифровизация - с одной стороны, и угрозы - экстремизм, терроризм, экологический кризис, растущее социальное неравенство и расслоение - с другой, формируют социокультурную реальность, в которой живет современный человек. Эта реальность и определяющие ее процессы требуют не только комплексного изучения, оценки, но и практических действий, направленных на сохранение человека как вида.

В таких условиях гуманитарное знание приобретает значение экспертного, растет количество работ, позиционируемых авторами в качестве этнологической, антропологической, культурологической экспертизы. Одновременно увеличивается количество регулирующих документов и их проектов в виде, к примеру, распоряжений председателя Правительства РФ, проекта ФЗ об этно-

логической экспертизе и т.д. Одна из главных проблем, возникающих в этих областях, - отсутствие четкой позиции относительно объекта этнологической, антропологической и других видов экспертизы.

На секции обсуждались проблемы, связанные с антропологией субкультур, интернет-сообществ, закрытых групп, антропологией профессий. Предлагается рассмотреть вопросы, связанные с методологией экспертизы, осмыслить, что подразумевается под объектом этнологической и антропологической экспертизы, поделиться опытом проведения экспертизы и проанализировать примеры исследовательских практик.

В каждой из секций в русле главной темы конгресса обсуждались: актуальные проблемы и приоритеты антропологии и этнологии, междисциплинарные связи этих дисциплин, этнологического / антропологического образования и просвещения; феномен идентичности; национальная и языковая политика и мониторинг межэтнических отношений; поле и методы прикладной и неотложной антропологии в условиях социальных кризисов; антропология религии; широкий круг проблем, связанных с исследованием миграций, цифровой антропологии, новых трендов в антропологии туризма и музейной антропологии и ряд иных современных направлений антропологии. Значимое место занимает анализ достижений в области биологической антропологии, кросскультур-ных исследований, этологии.

Резолюция, принятая по итогам работы конгресса, обращена не только к дисциплинарному сообществу, но и к органам федеральной государственной власти РФ, Министерству науки и высшего образования РФ, Министерству просвещения РФ. Федеральному агентству по делам национальностей (ФАДН) предложено во взаимодействии с академическим сообществом осуществить корректировку работы системы мониторинга межэтнических отношений и раннего предупреждения конфликтов, адаптировав ее к особенностям субъектов и муниципалитетов Российской Федерации, придав ей большую оперативность и обеспечив большую корректность и эффективность оценок и рекомендаций.

Органам государственной исполнительной власти и органам местного управления субъектов федерации РФ рекомендуется создать на уровне субъектов и крупных муниципалитетов межведом-

ственные экспертные группы с участием научных работников для мониторинга межэтнических, этноконфессиональных и иных типов социально-культурных отношений на локальном уровне; а в приграничных субъектах РФ создать или актуализировать деятельность миграционных центров в целях адекватного реагирования на события, провоцирующие изменения миграционной ситуации, а также для решения проблем социального обеспечения мигрантов, их адаптации в принимающем сообществе.

Т.Б. Уварова*

* Уварова Татьяна Борисовна - доктор исторических наук, главный научный сотрудник Отдела истории Института научной информации по общественным наукам РАН (ИНИОН РАН), профессор Центра социальной антропологии РГГУ. E-mail: ethn.uvarova.tb@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.