Научная статья на тему 'XIII историко-экономические чтения памяти В. Н. Шерстобоева'

XIII историко-экономические чтения памяти В. Н. Шерстобоева Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
43
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «XIII историко-экономические чтения памяти В. Н. Шерстобоева»

XIII Историко-экономические чтения памяти В.Н. Шерстобоева

24-25 марта 2011 г. в стенах Байкальского государственного университета экономики и права прошли XIII историко-экономические чтения, посвященные памяти первого доктора экономических наук, профессора Иркутского финансово-экономического института (ныне — БГУЭП) Вадима Николаевича Шерстобоева. Их участниками стали 100 исследователей, представлявших десятки вузов, академических институтов, государственных архивов и музеев и ряда других организаций Алтая, Бурятии, Хакассии, Алтайского, Забайкальского и Красноярского краев, Иркутской, Новосибирской и Рязанской областей. К началу конференции был опубликован очередной том «Иркутского историко-экономического ежегодника»*.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Ученый секретарь Совета ректоров вузов Иркутской области, профессор М.М. Барский, отметивший в своем выступлении особую актуальность исследований по истории экономики в год 350-летия города Иркутска — на протяжении столетий центра хозяйственной жизни сибирского региона.

По традиции конференция началась с выступлений, посвященных жизни и творчеству В.Н. Шерстобоева. В своем докладе «Еще одна история с географией, или О том, как “исчезла” Илимская пашня» к.э.н., доцент БГУЭП Д.Я. Майдачевский не просто реконструировал историю взаимоотношений провинциального ученого с неформальным лидером сибиреведов тех лет В.И. Шунковым на «фоне эпохи», в контексте так называемой внешней социальности науки. Он взглянул на их многолетнее научное противостояние в свете того серьезного влияния, какое оказывают на содержание научного знания психологические и социальные факторы, регулирующие жизнь профессио нально-го научного сообщества, так называемое «давление профессии». Это только на первый взгляд исследователи жили в «параллель-

* Иркутский историко-экономический ежегодник: 2011. Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2011. 472 с.

ных мирах», при надлежали к не пересекавшимся историческому и экономическому цехам. На деле, предметной области их исследования — аграрной истории Сибири — суждено было стать местом противостояния именно историка и экономиста, противостояния, подтверждающего наблюдение, что научная практика не является исключительно познавательной деятельностью, направленной на решение лишь интеллектуальных вопросов, и независима от других социальных практик.

Несколько неожиданной была тема выступления д.и.н., профессора ИГУ А.А. Иванова «В.Н. Шерстобоев как исследователь истории сибирской ссылки XVII-XVIII вв.». В большей степени вопросами сибирской ссылки занимаются ученые-историки, криминалисты, тюрьмоведы и, казалось бы, В.Н. Шерстобоев, как экономист, вряд ли мог вписаться в их перечень. Однако, в «Илимской пашне» автор отвел несколько параграфов собственно ссылке, и в целом, как отметил докладчик, темой сибирской ссылки, ее роли в освоении громадной территории за Уралом, просто пронизана вся книга. Действительно, в истории края трудно найти сюжет, который был бы так или иначе не связан с уголовной или политической ссылкой — заселение территории, изучение природных ресурсов, строительство дорог и добыча сырья, общественно-политические процессы — везде ссыльные оставили заметный след. В.Н. Шерстобоев видел в ссылке особенную, штрафную, форму освоения и заселения сибирского региона. Он определил нижнюю хронологическую границу ссылки в Илимское воеводство, датируя ее 40-ми гг. XVII в. Следовательно, ссыльные (это «сосланные за действительные преступления и за маловажные провинности») стали поступать в регион практически сразу же после завоевания территории русскими казаками и вольными людьми. Из чего выступающий сделал вывод, что Вадим Николаевич штрафную колонизацию Сибири считал изначально существовавшей практикой государства наряду с вольным заселением.

Автор «Илимской пашни» выделил два периода в ссылке — московский и петербургский, акцентировал внимание на особенностях каждого из них. Подробно объяснил дела, которыми занимались ссыльные, отсидевшие тюремный срок. Обратил внимание на тот факт, что в суровом краю приживались в основ-

ном семейные люди, они пытались пустить свои корни в сибирскую землю. Привел большое количество цифр, фактов, на основе которых докладчик сделал вывод о Шерстобоеве В.Н. как о талантливом специалисте-источниковеде, отлично владевшем материалами документального фонда, исторической хронологией, палеографией, сфрагистикой, архивоведением, разбиравшимся в особенностях и стиле памятников актовой письменности. Такому арсеналу знаний ученого-экономиста может позавидовать даже историк, резюмировал А.А. Иванов.

В своем докладе, посвященном сельскому хозяйству Иркутской области, д.и.н., профессор ИГУ Ю.А. Зуляр попытался дать ответ на вопрос: «Есть ли свет в конце тоннеля?». Автор рассмотрел состояние дел в аграрном секторе региона в первом десятилетии XXI в. и выявил господствующие в нем тенденции. Им, прежде всего, проанализирована динамика сельского населения области, сделан вывод о сокращении его численности на 6,3%. В обозначенный период произошли изменения в структуре сельского населения: доля молодого населения сократилась, а доля нетрудоспособного (по старости) — увеличилась. Кроме того, доля лиц, занятых в сельском хозяйстве, значительно сократилась. Это естественным образом сказалось и на сокращении производства аграрной продукции. Исследователь сообщил, что при общей сложной ситуации в сельскохозяйственной отрасли высокую эффективность и динамизм продемонстрировали фермерские хозяйства. И если площади, занятые посевами сельскохозяйственных культур существенно уменьшились, то прирост производства мяса очевиден. Он был обеспечен исключительно увеличением объемов производства мяса птицы. Положение дел в сельском хозяйстве Иркутской области продемонстрировало наличие позитивных тенденций в деле повышения его эффективности.

«Ссыльные меньшевики об особенностях экономического развития Сибири» — так назвал свой доклад к.и.н., доцент БрГУ В.В. Кудряшов. Исследователь рассказал о просветительской деятельности нескольких наиболее заметных политических ссыльных, об опубликованных ими трудах. По мнению автора, наиболее яркий след в изучении Сибири оставил Н.А. Рожков. Он опубликовал ряд статей по сибирской тематике в газетах и

журналах. Несколько материалов было посвящено аграрной теме. Один из самых острых вопросов российской действительности приобрел актуальность для Сибири в связи с реализацией реформы П.А. Столыпина. Рожков видел недостатки реформы, связанные с переселением крестьян из центральной России в Сибирь, и настаивал, чтобы формы владения землей определялись хозяйственными потребностями и условиями, вне юридического давления со стороны господствующих классов». Кроме того, Н.А. Рожков активно отстаивал и пропагандировал в своих статьях идею «культурного капитализма». Особые надежды он возлагал на реформы сверху; считал необходимым развивать в стране и в Сибири все виды кооперации, совершенствовать трудовое законодательство, расширять права профсоюзов. По словам докладчика, политические ссыльные, оказавшись в Сибири, не только продолжали вести конструктивную борьбу с самодержавием, но и активно изучали сибирский регион.

С докладом «Из истории воспроизводства духовных условий жизни и общения коренных народов Восточной Сибири во второй половине Х1Х-начале XX вв.» выступил д.и.н., профессор Бурятского филиала Московского государственного университета экономики, статистики и информатики Ч.Г. Андреев. Автор обратил внимание на тот факт, что на эволюцию традиционных религиозных воззрений бурят, хакасов и якутов оказала существенное влияние христианская религия. Однако в синкретичной системе верований и культа аборигенов Восточной Сибири доминирующим оставался шаманизм. Говоря об общении коренных народов, докладчик обратил внимание на то, что простое население улуса и деревни взаимодействовало дружелюбно. Настороженным отношение аборигенов было к официальной власти и проникновению в их жизнь бюрократизма. Так же автор отметил значительную роль политических заключенных, находившихся в ссылке и стремившихся распространить среди аборигенов просвещение.

С интереснейшим докладом «О становлении черной металлургии в Иркутской губернии и ее основателе И.А. Бароцци де Эльс» выступил д.ф.-м.н., профессор БГУЭП В.А. Пархомов. Он рассказал, что в 1842 г. в 25 км к юго-западу от Братского острога крестьянином деревни Долоново Герасимом Поповым была най-

дена железная руда. Близость месторождения к Ангаре, обилие лесов, потребности развивающейся золотодобывающей отрасли определили правительственное решение о строительстве здесь Николаевского железоделательного завода. Руководителем строительства был назначен квалифицированный специалист горного и металлургического дела — полковник Корпуса Горных Инженеров И.А. Бароцци де Эльс, имевший итальянские корни. Докладчик подчеркнул, что политика освоения природных богатств и создания новых производств в те времена определялась Министерством финансов, которое, заботясь об экономическом развитии государства, направляло имеющиеся финансовые ресурсы на реализацию новых проектов.

Исследователь привел интересные факты из истории строительства завода, которое началось в 1845 г. Средства на сооружение в размере 137 117 р. были отпущены государственным банком, и поскольку завод возводился на казенные деньги, все основные работы выполнялись ссыльными и каторжанами. Уже чрез два года был получен первый металл, а к 1854 г. производство вышло на полную мощность: было выпущено более 2 тыс. т чугуна. В конце XIX в. государственный Николаевский завод был продан купцу С.К. Трапезникову, а затем перешел в руки семьи Бутиных, которые вложили немало средств в его модернизацию, сделав одним из передовых в России. Однако развитие железнодорожного сообщения и выпуск гораздо более дешевого металла на Урале, а также ряд иных причин привели к закрытию завода. После Гражданской войны попытки возродить производство оказались тщетны: история Николаевского завода закончилась в 1924 г., после признания производства нерентабельным.

«Выходцы из Иркутска в составе красноярского купечества (конец XVШ-XIX вв.)» — так назывался доклад к.и.н., ученого секретаря Института истории СО РАН Е.В. Комлевой. Исследователь рассказала о взаимодействии купцов, живших в сибирских городах. Данная тема еще мало изучена. Е.В. Комлевой удалось отразить в своем докладе наиболее яркие примеры взаимоотношений сибирских купцов. Историк в частности, выяснила, что в состав красноярского купечества вошло немало иркутян. Большинство владельцев солидных капиталов пере-

брались в Енисейскую губернию в разгар золотодобычи. Правда, зачастую выходцы из Иркутска не задерживались надолго в Красноярске и через год-два переезжали в другие города. Одной из семей осевших в Красноярске была семья купца Ларионова, связанная в прошлом с Иркутском. Документы этой семьи сохранились до наших дней и являются ценным источником для изучения хозяйственных, семейных связей купечества двух городов. В заключении своего выступления Е.В. Комлева отметила, что несмотря на свою малочисленность, выходца из среды иркутского купечества и мещанства оставили заметный след в истории Красноярска.

К.и.н., доцент ИГУ В.П. Шахеров сделал доклад на тему «Сибирское предпринимательство и проблемы расширения внешнеэкономических связей со странами Юго-Восточной Азии в конце XVШ-первой половине XIX вв.» Докладчик рассказал, что российско-китайская торговля была взаимовыгодной, но была ограничена и территориально, и хронологически. Она имела черты пограничной меновой торговли и была сосредоточена в одном населенном пункте — Кяхте. Основной промен продолжался с ноября по март. Представители крупного капитала делали попытки расширения торговых связей с азиатскими странами, искали новые рынки сбыта. В их среде возникали различные проекты установления торговых отношений с Китаем, Японией, Кореей, Индией, Филиппинами. Наибольшую активность в реализации планов проникновения на азиатские и тихоокеанские рынки проявляли иркутские предприниматели. Именно они представляли ведущую роль в торговых операциях России и Китая. Заключенный в 1860 г. Пекинский договор, установивший свободную и беспошлинную торговлю на всем протяжении китайской границы, позволил русским купцам беспрепятственно передвигаться с караванами в Пекин и другие китайские города.

Д.и.н., профессор ВСИ МВД РФ В.В. Синиченко и старший преподаватель Гуманитарного института ИрГУПС А.И. Короб-ченко рассказали об особых экономических правах иностранцев на востоке Российской Империи во второй половине XIX-начале XX вв. Докладчики сообщили, что ряд отраслей экономики на Дальнем Востоке страны российское законодательство

регулировало несколько иначе. В частности, особые правила имело каботажное судоходство. Из-за отсутствия достаточного количества российских предпринимателей и судов, российские грузы перевозили иностранцы. Так Приамурскому генерал-губернатору было предоставлено право разрешать в крае, по мере необходимости, иностранный каботаж и облагать таковой особыми сборами до тех пор, пока не разовьется российское судоходство. По мнению авторов, российские региональные власти были заинтересованы в тех денежных поступлениях, которые они получали от иностранного каботажа. Интересно, что кроме каботажа «особые права иностранцев» на Дальнем Востоке Российской Империи касались допуска к горнодобывающей отрасли, на остальной же территории государства эти промыслы для иностранных подданных были запрещены.

В своем выступлении к.э.н., доцент БГУЭП Е.В. Рощуп-кина рассказала участникам конференции об очередной, уже шестой по счету, студенческой олимпиаде, посвященной в 2010 г. 80-летию БГУЭП и 110-й годовщине со дня рождения профессора Вадима Николаевича Шерстобоева. Проведенная в рамках юбилея университета она называлась «Первый доктор экономических наук и профессор БГУЭП: Вадим Николаевич Шерстобоев (1900-1963)». Факты биографии В.Н. Шерстобое-ва, история написания и издания его «Илимской пашни», а также содержание отдельных глав его работы и стали предметом творческого состязания между участниками, каковыми стали студенты первого курса очной формы обучения.

Из предпринятого нами обзора лишь некоторых выступлений видно насколько интересны и разноплановы были доклады, прозвучавшие на конференции. Вызвавшие живой интерес аудитории, они вовлекли в обсуждение поднятых в них вопросов значительное число участников конференции. С полными текстами докладов все интересующиеся историей экономики Сибири и прошедшей конференцией могут познакомиться, посетив страницу «Иркутского историко-экономического ежегодника» на сайте университета

Н.Н. Быкова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.