Экономические науки
209
Список литературы:
1. Бычин В.Б. Нормирование труда: учебник / В.Б. Бычин, С.В. Малинин / Под ред. Ю.Г. Одегова. - М.: Экзамен, 2003. - 320 с.
2. Ивановская Л.В. Управление персоналом. Теория и практика. Организация, нормирование и регламентация труда персонала: учебное пособие / Л.В. Ивановская, Е.А. Митрофанова, В.М. Свистунов. - М.: Проспект, 2015. -432 с.
3. Washington ProFile Measuring Globalization: Economic Reversals, Forward Momentum. Country: South Korea [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://foreignpolicy.com/issue_marapr_2004/countrydetail.php? country= South%20Korea, 9.07.2005.
4. Кречетников К.Г., Панина А.В. Регулирование трудовых отношений в Корее // Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. - 2015. - № 20. - С. 100-105.
5. Кречетников К.Г., Варжин М.Р., Матвеев Д.М. Нормирование труда персонала в России // Социально-экономические науки и гуманитарные исследования. - 2015. - № 8. - С. 4549.
WEB-ПОРТАЛ ДЛЯ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ: СУЩНОСТЬ, НАЗНАЧЕНИЕ, КЛАССИФИКАЦИЯ
© Прохорова А.М.*
Ростовский государственный экономический университет (РИНХ), г. Ростов-на-Дону
В настоящее время Интернет все больше входит во все сферы предоставления услуг. Широкое применение веб-сайтов позволило более быстро создавать содержательные интернет-страницы и предоставлять в Интернете необходимую информацию для заинтересованных потребителей. Веб-сайт обеспечивает хорошую рекламу и продвижение услуг бизнеса, в том числе и в сфере образования как образовательный портал.
Ключевые слова Web-сайт, образовательный портал, информационный ресурс, ВУЗ, конкуренция, образовательные услуги.
Веб-сайт, или просто сайт, - в компьютерной сети объединённая под одним адресом (доменным именем или IP-адресом) совокупность электронных документов (файлов) частного лица или организации. По умолчанию подразумевается, что сайт располагается в сети Интернет. Веб-сайты организаций и предприятий иначе называют интернет-представительством ком-
Старший преподаватель кафедры Информационных систем и прикладной информатики.
210
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
пании. Интернет-представительство выполняет роль информационного центра компании и участвует в сложной системе взаимоотношений компании со своими отделениями и потребителями [1].
Образовательный портал можно считать Веб-представительством ВУЗа. Поэтому все основные задачи Веб-представительства относятся к задачам образовательного веб-портала.
Основными целями создания и размещения Веб-представительства являются следующие [2]:
- увеличение потребительского спроса на услуги компании;
- реклама, продвижение услуг и формирование имиджа компании;
- расширение системы связей с общественностью;
- обеспечение потребителей наиболее полной и насущной информацией о предоставляемых услугах;
- обеспечение информационной поддержки потребителей;
- расширение и увеличение количества потребителей.
Изначально веб-сайты представляли собой совокупность статических
документов. В настоящее время большинству из них свойственна динамичность и интерактивность. Для таких случаев специалисты используют термин веб-приложение - готовый программный комплекс для решения задач веб-сайта. Задачами веб-представительства могут считаться:
1. Привлечение новых клиентов и партнеров;
2. Представление компании / организации в сети Интернет, ее работы и / или услуг, контактной и вспомогательной информации;
3. Широкое представление в сети Интернет каталога товаров, продукции, услуг компании;
4. Организация продаж продукции, товаров и услуг с помощью сайта;
5. Широкое привлечение посетителей целевой группы на сайт;
6. Организация маркетинговых исследований в целевой группе с помощью сайта;
7. Организация рекламной кампании в сети Интернет одного продукта или отдельного бренда.
Веб-приложение входит в состав веб-сайта и является только техническим средством функционирования веб-сайта.
Веб-приложение - клиент-серверное приложение, в котором клиентом выступает браузер, а сервером - веб-сервер [3].
Можно провести классификацию веб-сайтов:
1. По доступности сервисов:
- Открытые - все сервисы полностью доступны для любых посетителей и пользователей.
- Полуоткрытые - для доступа необходимо зарегистрироваться (обычно бесплатно).
Экономические науки
211
- Закрытые - полностью закрытые служебные сайты организаций (в том числе корпоративные сайты), личные сайты частных лиц. Такие сайты доступны для узкого круга людей. Доступ новым людям обычно даётся через т.н. инвайты (приглашения).
2. По природе содержимого:
- Статические - всё содержимое заранее подготавливается. Пользователю выдаются файлы в том виде, в котором они хранятся на сервере.
- Динамические - содержимое генерируется специальными скриптами (Веб-приложения) на основе других данных из любого источника.
3. По физическому расположению:
- Внешние сайты сети Интернет.
- Локальные сайты - доступны только в пределах локальной сети. Это могут быть как корпоративные сайты организаций, так и сайты частных лиц в локальной сети провайдера.
4. По схеме представления информации, её объёму и категории решаемых задач можно выделить следующие типы веб-ресурсов:
1) Интернет-представительства владельцев бизнеса (торговля и услуги, не всегда связанные напрямую с Интернетом):
- Сайт-визитка - содержит самые общие данные о владельце сайта (организация или индивидуальный предприниматель). Вид деятельности, история, прайс-лист, контактные данные, реквизиты, схема проезда. Специалисты размещают своё резюме. То есть подробная визитная карточка.
- Представительский сайт - так иногда называют сайт-визитку с расширенной функциональностью: подробное описание услуг, портфолио, отзывы, форма обратной связи и т.д.
- Корпоративный сайт - содержит полную информацию о компании-владельце, услугах / продукции, событиях в жизни компании. Отличается от сайта-визитки и представительского сайта полнотой представленной информации, зачастую содержит различные функциональные инструменты для работы с контентом (поиск и фильтры, календари событий, фотогалереи, корпоративные блоги, форумы). Может быть интегрирован с внутренними информационными системами компании-владельца (КИС, CRM, бухгалтерскими системами). Может содержать закрытые разделы для тех или иных групп пользователей - сотрудников, дилеров, контрагентов и пр.
- Каталог продукции - в каталоге присутствует подробное описание товаров / услуг, сертификаты, технические и потребительские данные, отзывы экспертов и т.д. На таких сайтах размещается информация о товарах / услугах, которую невозможно поместить в прайс-лист.
- Интернет-магазин - веб-сайт с каталогом продукции, с помощью которого клиент может заказать нужные ему товары. Используются
212
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
различные системы расчётов: от пересылки товаров наложенным платежом или автоматической пересылки счета по факсу до расчётов с помощью пластиковых карт.
- Промо-сайт - сайт о конкретной торговой марке или продукте, на таких сайтах размещается исчерпывающая информация о бренде, различных рекламных акциях (конкурсы, викторины, игры и т.п.).
- Сайт-квест - Интернет-ресурс, на котором организовано соревнование по разгадыванию последовательности взаимосвязанных логических загадок.
2) Информационные ресурсы:
- Тематический сайт - веб-сайт, предоставляющий специфическую узкотематическую информацию о какой-либо теме.
- Тематический портал - это очень большой веб-ресурс, который предоставляет исчерпывающую информацию по определённой тематике. Порталы похожи на тематические сайты, но дополнительно содержат средства взаимодействия с пользователями и позволяют пользователям общаться в рамках портала (форумы, чаты) - это среда существования пользователя.
3) Веб-сервис - услуга созданная для выполнения каких либо задач в рамках сети WORLD WIDE WEB.
4) Комбинированные Веб сервисы (Социальные сети) - например, Facebook, Twitter.
5) Комбинированные Веб сервисы (Специализированные социальные сети) - например, MySpace, Flickr.
В настоящее время все крупные тематические порталы относят образовательные веб-порталы. Веб-портал (от англ. portal «главный вход; ворота») -веб-сайт, предоставляющий пользователю Интернет различные интерактивные сервисы, работающие в рамках одного веб-сайта, такие как почта, поиск, погода, новости, форумы, обсуждения, голосования и т.
Порталы в сфере образования создают в образовательных учреждениях. Различают порталы университетские, образовательные, административные, приложений и др. Университетские порталы содержат наиболее общую информацию о вузе, обеспечивают доступ к информации о кафедрах, специальностях, учебных планах, условиях приема абитуриентов и т.п. Другие порталы образовательных учреждений можно рассматривать как части университетского портала.
Образовательные порталы непосредственно служат целям предоставления образовательных услуг. Они содержат электронные учебные материалы, методические указания, расписания занятий и консультаций и другие данные, относящиеся непосредственно к учебному процессу, и имеют средства доступа к ним. Образовательные порталы подразделяют на горизонтальные и вертикальные. Если горизонтальный портал охватывает материалы по
Экономические науки
213
большому числу предметных областей, то вертикальные порталы относятся к определенному направлению подготовки обучаемых или даже к конкретным дисциплинам.
Университетские порталы относятся к корпоративным порталам, они содержат наиболее общую информацию о вузе, обеспечивают доступ к информации о кафедрах, специальностях, учебных планах, условиях приема абитуриентов и т.п. В состав университетских порталов могут входить также образовательные сайты и порталы.
Таким образом, информационные ресурсы порталов в образовательной сфере представлены не только учебными и учебно-методическими материалами. В информационные ресурсы входят также сведения о структуре и функциях образовательных учреждений, условия предоставления образовательных услуг, базы данных профессорско-преподавательского состава и научных работников, электронные публикации книг, научных статей, авторефератов диссертаций, сведения о научных и методических конференциях и семинарах и др. Например, пользователь созданного образовательного портала может иметь доступ к информации из следующих разделов:
- учебные и учебно-методические материалы;
- описания литературных источников по дисциплинам портала;
- ссылки на информационные ресурсы в Internet;
- базы данных персоналий по профилю портала;
- новости науки и образования, информация о научных конференциях;
- информация об организациях и учреждениях по профилю портала.
Образовательные порталы могут создаваться на базе отдельных существующих программных комплексов и компонентов с разработкой оригинальных компонентов, реализующих специфические портальные функции.
Разработка портала может быть упрощена при использовании специализированных инструментальных систем, например, систем WebSphere Portal Server, Oracle Portal, SharePoint Portal Server, 1С-Битрикс, CleverPath Portal, TYPO3, Xaraya, uCoz, PHP Fusion, Joomla, X-Ware, предлагаемые соответственно компаниями IBM, Oracle, Microsoft, Computer Associates, Стек.
На сегодняшний день главным и наиболее острым вопросом учебных заведений является качество предоставление образовательных услуг. От качества предоставления образовательных услуг зависит конкурентоспособность и востребовательность ВУЗа. ВУЗ должен отвечать всем требованиям к подготовке специалистов, которые диктуют современный рынок труда и ФГОС. Для того чтобы ВУЗ добился качественного предоставления образовательных услуг необходимо, выполнять им следующего ряда функций:
- функция, структурирования информации образовательных ресурсов. То есть необходима функция, которая решает задачи по оптимизации большого объема информационных образовательных ресурсов;
214
ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ И ПРИКЛАДНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
- функция, обеспечивающая маркетинг образовательных услуг, то есть рекламная деятельность, направленная на продвижение образовательных услуг ВУЗа в регионе;
- функция, которая отвечает за обратную связь с работодателями, позволяющая фиксировать предпочтение компаний и организаций относительно иных востребовательных компетенций специалистов;
- функция поддержки трудоустройства выпускников;
- функция, отвечающая за информацию о культурных мероприятиях, бытовых условиях и другой студенческой информации;
- функция, предоставления потребителям полной информации о факультетах, специальностей и дисциплинах ВУЗа;
- функция, оказывающая ресурсную поддержку образовательных услуг;
- система контекстного поиска по базе данных портала;
- структурирование информации;
- система полной навигация;
- индексирование и поиск информации;
- обеспечение своевременного информационного наполнения ресурсов.
Деятельность любого образовательного учреждения - это, в первую очередь, процесс предоставления образовательных услуг. Понятие «качество образовательных услуг» должно составлять совокупность свойств и характеристик образовательного процесса, который придаёт ему способность удовлетворять ожидаемые и неожидаемые образовательные потребности конкретных потребителей.
Создание образовательного веб-портала ВУЗа может облегчить образовательный процесс и поможет сделать предоставление образовательных услуг более эффективнее. Образовательный веб-портал может обеспечивать всеобъемлющую ресурсную информационную поддержку, качественных образовательных услуг, что приводит к повышению конкурентоспособности данного ВУЗа.
Список литературы:
1. Бокарев Т.А. Способы продвижения компании в сети Интернет // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - № 4. - 340 с.
2. Пэтл К., Маккартни М.П., Секреты успеха в электронном бизнесе / Пер. с англ.; под ред. Г.С.Осипова. - СПб.: Питер, - 2008. - 133 с.
3. Технологии продвижения образовательных услуг на рынке. Учебно-методический комплекс. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2007. - 206 с.