Научная статья на тему 'Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза'

Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
3239
434
Поделиться
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ КАФЕДРЫ / ПОРТАЛ ВУЗА / ВЕБ-САЙТ ВУЗА / ВЕБ 2.0 / АНАЛИЗ ВЕБ-САЙТОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА ВЕБ-САЙТА / UNIVERSITY'S WEB SITES / WEB 2.0

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сугак Дмитрий Борисович

Рассматривается информационная структура веб-сайта вуза. Определяется роль веб-сайта кафедры, ее функции и информационное наполнение. Анализируется основной состав рубрик веб-сайта кафедры. Обосновывается значение веб-сайта кафедры вуза как ключевого структурного подразделения формирующего портал вуза. Рассматриваются тенденции развития порталов вузов.

The role of the web site in the scientific-educational activity of the University

In the article the information structure of the university's web sites are considered. The general content website's headlines are analyzed. The value of a department's website as an important structural unit forming the university portal is substantiated. The trend of development university's web sites are considered.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза»

УДК 004.738.5:378

Д. Б. Сугак

Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза

Рассматривается информационная структура веб-сайта вуза. Определяется роль веб-сайта кафедры, ее функции и информационное наполнение. Анализируется основной состав рубрик веб-сайта кафедры. Обосновывается значение веб-сайта кафедры вуза как ключевого структурного подразделения формирующего портал вуза. Рассматриваются тенденции развития порталов вузов.

Ключевые слова: веб-сайт кафедры, портал вуза, веб-сайт вуза, веб 2.0, анализ веб-сайтов, интернет-ресурсы, структура веб-сайта

Dmitriy B. Sugak

The role of the web site in the scientific-educational activity of the University

In the article the information structure of the university's web sites are considered. The general content website's headlines are analyzed. The value of a department's website as an important structural unit forming the university portal is substantiated. The trend of development university's web sites are considered.

Keywords: department web site, university portal, university's web sites, web 2.0, website analysis, Internet resource, structure of website

В последние десятилетия научное сообщество активно осваивает ресурсы глобальной сети Интернет. Электронные представительства есть практически у каждой организации. Научно-исследовательские институты, научнообразовательные учреждения, библиотеки, научно-производственные предприятия и другие организации научной направленности активно позиционируют себя в Глобальной сети. Интернет предоставляет им колоссальные возможности, стирая временные и пространственные границы.

Наиболее ощутимы преимущества использования Интернета в образовательной сфере, особенно в вузах. Теперь стало проще получить самую актуальную и достоверную информацию о любом учебном заведении, не выходя из дома. Абитуриенту нет необходимости покупать дорогостоящие справочники или посещать дни открытых дверей. Студентам предоставлена возможность использовать ресурсы веб-сайта учебного заведения в процессе обучения. «Под официальным веб-сайтом вуза понимается принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию»1.

Однако далеко не все вузы используют потенциал своих веб-сайтов в полную силу. Большинство учебных заведений высшей школы

создает административные интернет-ресурсы, формально представляющие данную организацию в Глобальной сети. Как правило, на страницах веб-сайта вуза публикуются официальные данные и материалы рекламного характера с целью привлечения наибольшего числа абитуриентов. Но рассмотрение вузовского вебсайта только как рекламного инструмента свидетельствует о неэффективном использовании возможностей и перспектив, предоставляемых Глобальной сетью.

Целью данной статьи является определение роли веб-сайта кафедры в научно-образовательной деятельности вуза, реализуемой в Глобальной сети Интернет. Также в анализируется структура и информационное наполнение веб-сайта кафедры и определяется соотношение с информационным наполнением портала вуза.

К важнейшим подразделениям любого вуза, как известно, прежде всего, относятся кафедры и факультеты. В Интернете они могут быть представлены как отдельными сайтами, так и вебстраницами сайтов вузов. При таком построении информационной архитектуры веб-сайт кафедры является ключевым элементом вузовского портала, несущим максимальную информационную нагрузку в образовательном процессе. «Основные отличия портального решения от обычного веб-сайта - это персонифицированный и настраиваемый интерфейс; возможность идентификации пользователей и определение для них политик доступа к тем или иным информационным ресурсам; высокая защищенность информационных ресурсов, размещенных на

портале; возможность интеграции разнородных приложений и предоставление единой точки входа к этим приложениям и т. д.»2.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Говоря об информационной архитектуре вузовских веб-сайтов, можно отметить, что на сегодняшний день наблюдается тенденция выделения на веб-сайте вуза раздела, посвященного деятельности кафедры. Это обусловлено несколькими факторами:

1) экономическая выгода;

2) недостаточное понимание концепции вузовского веб-сайта;

3) простота администрирования;

4) централизованное построение структурных элементов.

Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, вузу экономически выгодно содержать интернет-представительство кафедры не как отдельный веб-сайт, а в качестве подраздела головного веб-сайта. При таком распределении информационных ресурсов не надо тратиться на хостинг и аренду URL-адреса, к тому же нет необходимости закупать новый веб-сайт для отдельного подразделения.

Вторая причина связана с отсутствием у руководства вуза четкого понимания функционального назначения веб-сайтов подразделений. К сожалению, и сегодня большое количество вузов не в полную силу использует возможности своих электронных представительств в Сети. Как следствие, веб-сайты являются либо малоинформативными, предоставляя лишь официальную информацию, либо, наоборот, веб-сайт перегружен информационными блоками. Последствия экономичного размещения информации о подразделениях в качестве разделов веб-сайта вуза приводят и к многократному дублированию информации или к появлению пустых разделов, не содержащих какой-либо информации вообще.

Третья причина связана с административным исполнением. Владельцу портала вуза с разветвленной системой, включающей не только подразделы, но и ссылки на полноценные интернет-ресурсы, представляющие информацию о деятельности вузовских подразделений, будет достаточно сложно контролировать содержание данных веб-сайтов. Это связано, прежде всего, с тем, что при полноценном построении информационной архитектуры структурных подразделений, на вузовском портале будет присутствовать большой объем информации, которую сложно будет просматривать и редактировать небольшому количеству сотрудников.

Четвертая причина фактически вытекает из предыдущей и связана с тем, что руководство вуза пытается перенести в Сеть реально суще-

ствующую централизованную систему вузовской организации, забывая о том, что веб-сайт вуза, хоть и является электронным представительством вуза в Сети, но функционирует по несколько иным правилам и законам, отличным от законов развития и существования организации в реальном мире.

Своевременное обновление информации, размещенной на веб-страницах, будет способствовать поддержанию контента веб-сайта на должном уровне. Централизованное размещение информации имеет определенные сложности и, как правило, приводит к устареванию размещенной информации в связи с отсутствием обновлений. Решение этой проблемы осуществляется различными методами. Один из подходов заключается в том, чтобы предоставить относительную самостоятельность структурным подразделениям, в первую очередь кафедрам, в формировании контента веб-сайта вуза. При этом контроль за наполнением контента происходит как со стороны сотрудников кафедры, так и со стороны редакторского отдела веб-сайта вуза. Необходимость выделения веб-сайта кафедры не является воплощением автономии структурного подразделения, во многом это обоснованный шаг, существенно разгружающий и структурирующий информационную архитектуру веб-сайта вуза.

Кафедра является составным подразделением факультета, который, в свою очередь, является структурным подразделением вуза. Исходя из этого становится очевидной необходимость разграничения не только функций веб-сайтов данных подразделений, но и информации, которая будет на них размещена. Именно с целью исключения дублирования размещаемой информации необходимо четко обрисовать структуру веб-сайта кафедры, которая определит необходимость информационного наполнения подразделов кафедрального веб-сайта. Как и применительно к структуре веб-сайта вуза, невозможно сконструировать общую, универсальную структуру веб-сайта кафедры, однако можно выделить ряд элементов, присущих подавляющему большинству данных интернет-ресурсов.

Специалистами ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» был проведен контент-анализ вебсайтов вузов культуры и искусства. На основе полученных данных авторам исследования удалось выявить процентное соотношение состава рубрик веб-сайтов кафедр данных вузов. Согласно схеме, приведенной в статье3, наибольшее количество информации (25 %) сосредоточенно в разделе «Кадровый состав», далее

следуют раздел «Абитуриенту» (13 %). 11 % от общего контента занимают разделы «Контактная информация» и «Студенту». 10 % занимает раздел «История кафедры», 8 % занимают разделы «Деловые связи» и «Новости», 6 % приходится на разделы «Общие сведения» и «Обратная связь». Наименьшее количество информации сосредоточенно в разделе «Структура кафедры» (2 %).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Как отмечают авторы исследования, набор сведений, составляющих общую характеристику факультетов и кафедр, имеет много общего. Но в то же время у каждого из этих объектов, безусловно, есть своя специфика, которая и должна быть отражена в создаваемых для него сайте или веб-странице4.

Для того чтобы определить структуру вебсайта кафедры, необходимо в первую очередь определиться с целевой аудиторией. В рамках функционирования учебных подразделений выделяются, как правило, следующие целевые группы: абитуриенты, студенты, родители и преподаватели. Одна из самых спорных целевых групп вузовского сайта - это родители. Сегодня данный раздел присутствует на некоторых веб-сайтах вузов или кафедр. Возникает вопрос обоснованности существования данного раздела. Разделение структуры в соответствии с целевой аудиторией производится для логичного размещения информационных блоков с целью сведения к минимуму информационного переполнения веб-сайта. Но не следует забывать о том, что кафедра, как и сам вуз, является учебным заведением, в котором обучаются, преимущественно, студенты, достигшие своего совершеннолетия. Подавляющее большинство учащихся является взрослыми, самостоятельными людьми. Оправданно ли выделять целый раздел, изначально предназначенный для небольшого круга пользователей и не несущий в себе ключевых функциональных элементов? Необходимость выделения такого раздела присуща скорее учебным заведениям, относящимся к системе среднего и средне-специального образования. Что же касается вуза, то вся эта информация без каких либо потерь или дублет-ности может быть размещена в других разделах.

Раздел, содержащий информацию для преподавателей, тоже заслуживает подробного рассмотрения. Создание такого раздела возможно в структуре веб-сайта факультета или веб-сайта вуза, что, прежде всего, связано с необходимостью информирования большого количества персонала соответствующих подразделений. Что же касается кафедры, здесь, как правило, присутствует сравнительно небольшой по численности персонал, который получает информацию лично, в рамках неформальных коммуникаций.

Поэтому существование данного раздела в структуре веб-сайта кафедры тоже представляется нецелесообразным.

Бесспорной остается необходимость включения в структуру веб-сайта кафедры разделов, посвященных студентам и абитуриентам. Это две группы, на которые, прежде всего, ориентирована деятельность учебного заведения. Целью существования любого вуза является набор, обучение и выпуск учащихся. Соответственно эти две категории пользователей являются приоритетными при разработке концепции веб-сайта учебного заведения. Если раздел, посвященный абитуриентам, носит, прежде всего, рекламный характер с целью привлечения максимального числа абитуриентов, то раздел, посвященный студентам, является более практическим.

В разделе для абитуриентов необходимо размещать общую информацию, раскрывающую деятельность кафедры, связанную с ее историей, базами практики, присвоением выпускающей квалификации и другими ключевыми аспектами деятельности подразделения. Данный раздел должен привлечь абитуриента, удержать его на сайте, предоставить максимальный объем информации, связанной с поступлением и обучением в данном вузе.

В разделе для студентов необходимо размещать учебно-методические материалы, необходимые в процессе обучения, здесь могут присутствовать методические пособия по курсам, разрабатываемым кафедрой, публикации преподавателей кафедры, информация организационного характера. Любые данные, необходимые и полезные студентам в учебном процессе, должны найти свое место в этом разделе.

Таким образом, логичнее всего веб-сайт кафедры разделить, в соответствии с целевой аудиторией, на два ключевых раздела: для студентов и абитуриентов. Главная страница должна содержать информацию о кафедре, с указанием ключевых аспектов, раскрывающих особенности ее функционирования. Важно также, чтобы на главной и последующих страницах присутствовала эмблема кафедры с указанием ее полного официального названия и ссылки на веб-сайт вуза и факультета (если таковой имеется). Ссылки на структурные подразделения, особенно на веб-сайт вуза, являются обязательными, если веб-сайт кафедры существует в качестве самостоятельного веб-ресурса, а не входит в разделы головного веб-сайта вуза. Выполнение данного условия способствует формированию единого целостного портала высшего учебного заведения, к тому же наличие гиперссылок облегчает навигацию пользователям. Далее должны следо-

вать общие разделы, раскрывающие отраслевые аспекты деятельности учебного подразделения. В приведенной схеме на веб-сайтах кафедр присутствует новостной раздел, однако функционирование такого раздела на веб-сайте кафедры является малоэффективным. Как показывает практика, пополнение данного раздела на кафедральном уровне происходит весьма редко. Как правило, в рамках деятельности кафедры данный раздел будет пополняться в лучшем случае раз в три месяца. Следовательно, актуальность размещенной информации резко снижается. Поэтому логичнее отнести данный раздел на веб-сайт факультета или вуза.

Обязательным является присутствие на сайте кафедры разделов, посвященных ее истории, преподавательскому составу, контактной информации и карты сайта. Степень наполняемости данных разделов зависит от особенностей самих кафедр. Кроме того, на веб-сайте кафедры необходимо размещать информацию о публикациях сотрудников кафедры (в идеале это должны быть полнотекстовые материалы). Однако в этом случае возникает ряд вопросов, связанных с авторскими правами и доступностью данного материала в Сети. Одним из способов разрешения этого вопроса является установление авторизированного доступа к публикуемым материалам, с целью обеспечения студентов вуза полным учебно-методическим комплексом.

Современные технологии позволяют расширить возможности традиционных вебсервисов и предоставить максимально широкий спектр услуг при работе с контентом веб-сайта кафедры. Наличие просто административного ресурса, позволяющего работать с информацией в одностороннем порядке, снижает эффективность функционирования веб-сайта.

Сегодня в электронной среде активно внедряются и используются технологии веб 2.0, в основе которых лежит интерактивный принцип пополняемости контента в глобальной сети. Как отмечает в своей статье Ниалл Склатер (Niall Sclater), одной из наиболее популярных форм реализации интерактивного наполнения образовательного веб-сайта является технология виртуальной учебной среды (VLE): «Есть два полярных подхода к способам предоставления электронного образования: на одном полюсе находится базирующаяся в учебном заведении VLE, а на другом, управляемая учащимся персональная учебная среда, созданная из множества веб 2.0-сайтов. Однако недавно появилась и третья модель, потенциально способная разрушить обе имеющиеся. Две компании Google и Microsoft начали предлагать сервисы для работников учебных заведений и студентов. Эти

сервисы заменяют или дополняют функции институтских систем, таких как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, составление календарного плана; создание и хранение персональных документов, предоставление к ним общего доступа, создание веб-сайтов. Сервисы «Google Apps для учебных заведений» и «Microsoft Live@edu» включают в себя широкий набор инструментов, которые можно настраивать под потребности пользователя и даже привязать в некоторой мере к бренду учебного заведения. При этом описываемые системы размещаются у внешнего поставщика услуг, в так называемом «вычислительном облаке» или просто „облаке"»5.

Веб-сайт кафедры является идеальной платформой для полноценного использования технологий веб 2.0. Преподаватели в процессе обучения могут задействовать ресурсы веб-сайта для предоставления полнотекстового доступа к учебным материалам. Системы предоставляются бесплатно, при этом владельцы сайта получают дополнительные возможности работы с ресурсом. В частности при установке «Google Apps для учебных заведений», пользователи получают возможность:

- «Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Календарь Google: учащиеся могут составлять свое расписание и обмениваться календарями и мероприятиями.

- Google Talk: учащиеся могут звонить своим знакомым и отправлять им мгновенные сообщения бесплатно в любое время в любой точке мира.

- Документы Google: совместное использование документов,электронных таблиц и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Кроме того, окончательные версии документов можно публиковать для пользователей со всего мира.

- Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.

- Google Видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы»6.

Тенденции развития технологий веб 2.0.

оказывают непосредственное воздействие на формирование контента веб-сайтов учебных заведений. Современный вуз не должен формально относиться к своему интернет-представительству в Глобальной сети. Необходимо постоянное динамическое развитие интернет-ресурса. Пользователю не достаточно только обновления имеющихся сведений. Интерактивное взаимодействие при помощи веб-сайта способствует активному участию в учебном процессе не только преподавателей, но и самих студентов.

Портальное решение вузовского веб-сайта выполняет роль более сложной организации входящих в данный веб-сайт структурных единиц, а также предоставляет пользователям дополнительные сервисы. Возможность авто-ризированного входа позволяет завести свой личный кабинет и предоставляет расширенные возможности при работе с ресурсом. Так при формировании раздела, посвященного преподавателям кафедры, можно предоставить зарегистрированным пользователям возможность полнотекстового доступа к ресурсам. Кроме того, развитие веб-технологий позволяет применять различные интерактивные формы взаимодействия: на сайте можно разместить форум или блог. Преподаватели получат возможность самостоятельно формировать контент своего раздела, добавлять необходимые материалы, а также вести переписку с учащимися, оставлять комментарии и совместно работать с не-

обходимыми ресурсами. При таком построении веб-сайт кафедры превращается в социальную мини-сеть научной тематики. При этом возможность задать вопрос не ограничивается часами консультации отдельного преподавателя. Актуальность размещенной информации будет на самом высоком уровне. Такой подход к формированию контента веб-сайта кафедры дает возможность полноценного использования всех преимуществ электронного представительства вуза в Сети и делает вузовский веб-сайт современным конкурентоспособным ресурсом.

Примечания

1 Полтавец А. В. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности // Науч. вестн. Урал. акад. гос. службы: политология, экономика, социология, право. 2010. Вып. № 3 (12). URL: http://vestnik. uapa. ru (дата обращения: 10.03.2012).

2 Ахматова Т. В., Галицкий Н. Л., Шаклеин Т. Л. Sun ONE как платформа для построения надежных и масштабируемых портальных решений // Интернет-порталы: содерж. и технологии. 2004. Вып. 2. С. 432.

3 Там же.

4 Там же.

5 Склатер Н. Электронное образование в облаке // HRM. RU: ведущий портал о кадровом менеджменте. URL: http://hrm. ru (дата обращения: 10.03.2012).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Администрирование Google Apps. URL: http:// support. google (дата обращения: 10.03.2012).