Научная статья на тему 'Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза'

Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6886
812
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ КАФЕДРЫ / ПОРТАЛ ВУЗА / ВЕБ-САЙТ ВУЗА / ВЕБ 2.0 / АНАЛИЗ ВЕБ-САЙТОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА ВЕБ-САЙТА / UNIVERSITY'S WEB SITES / WEB 2.0 / DEPARTMENT WEB SITE / UNIVERSITY PORTAL / WEBSITE ANALYSIS / INTERNET RESOURCE / STRUCTURE OF WEBSITE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугак Дмитрий Борисович

Рассматривается информационная структура веб-сайта вуза. Определяется роль веб-сайта кафедры, ее функции и информационное наполнение. Анализируется основной состав рубрик веб-сайта кафедры. Обосновывается значение веб-сайта кафедры вуза как ключевого структурного подразделения формирующего портал вуза. Рассматриваются тенденции развития порталов вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The role of the web site in the scientific-educational activity of the University

In the article the information structure of the university's web sites are considered. The general content website's headlines are analyzed. The value of a department's website as an important structural unit forming the university portal is substantiated. The trend of development university's web sites are considered.

Текст научной работы на тему «Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза»

УДК 004.738.5:378

Д. Б. Сугак

Роль веб-сайта в научно-образовательной деятельности вуза

Рассматривается информационная структура веб-сайта вуза. Определяется роль веб-сайта кафедры, ее функции и информационное наполнение. Анализируется основной состав рубрик веб-сайта кафедры. Обосновывается значение веб-сайта кафедры вуза как ключевого структурного подразделения формирующего портал вуза. Рассматриваются тенденции развития порталов вузов.

Ключевые слова: веб-сайт кафедры, портал вуза, веб-сайт вуза, веб 2.0, анализ веб-сайтов, интернет-ресурсы, структура веб-сайта

Dmitriy B. Sugak

The role of the web site in the scientific-educational activity of the University

In the article the information structure of the university's web sites are considered. The general content website's headlines are analyzed. The value of a department's website as an important structural unit forming the university portal is substantiated. The trend of development university's web sites are considered.

Keywords: department web site, university portal, university's web sites, web 2.0, website analysis, Internet resource, structure of website

В последние десятилетия научное сообщество активно осваивает ресурсы глобальной сети Интернет. Электронные представительства есть практически у каждой организации. Научно-исследовательские институты, научнообразовательные учреждения, библиотеки, научно-производственные предприятия и другие организации научной направленности активно позиционируют себя в Глобальной сети. Интернет предоставляет им колоссальные возможности, стирая временные и пространственные границы.

Наиболее ощутимы преимущества использования Интернета в образовательной сфере, особенно в вузах. Теперь стало проще получить самую актуальную и достоверную информацию о любом учебном заведении, не выходя из дома. Абитуриенту нет необходимости покупать дорогостоящие справочники или посещать дни открытых дверей. Студентам предоставлена возможность использовать ресурсы веб-сайта учебного заведения в процессе обучения. «Под официальным веб-сайтом вуза понимается принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внешних и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также представляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию»1.

Однако далеко не все вузы используют потенциал своих веб-сайтов в полную силу. Большинство учебных заведений высшей школы

создает административные интернет-ресурсы, формально представляющие данную организацию в Глобальной сети. Как правило, на страницах веб-сайта вуза публикуются официальные данные и материалы рекламного характера с целью привлечения наибольшего числа абитуриентов. Но рассмотрение вузовского вебсайта только как рекламного инструмента свидетельствует о неэффективном использовании возможностей и перспектив, предоставляемых Глобальной сетью.

Целью данной статьи является определение роли веб-сайта кафедры в научно-образовательной деятельности вуза, реализуемой в Глобальной сети Интернет. Также в анализируется структура и информационное наполнение веб-сайта кафедры и определяется соотношение с информационным наполнением портала вуза.

К важнейшим подразделениям любого вуза, как известно, прежде всего, относятся кафедры и факультеты. В Интернете они могут быть представлены как отдельными сайтами, так и вебстраницами сайтов вузов. При таком построении информационной архитектуры веб-сайт кафедры является ключевым элементом вузовского портала, несущим максимальную информационную нагрузку в образовательном процессе. «Основные отличия портального решения от обычного веб-сайта - это персонифицированный и настраиваемый интерфейс; возможность идентификации пользователей и определение для них политик доступа к тем или иным информационным ресурсам; высокая защищенность информационных ресурсов, размещенных на

портале; возможность интеграции разнородных приложений и предоставление единой точки входа к этим приложениям и т. д.»2.

Говоря об информационной архитектуре вузовских веб-сайтов, можно отметить, что на сегодняшний день наблюдается тенденция выделения на веб-сайте вуза раздела, посвященного деятельности кафедры. Это обусловлено несколькими факторами:

1) экономическая выгода;

2) недостаточное понимание концепции вузовского веб-сайта;

3) простота администрирования;

4) централизованное построение структурных элементов.

Рассмотрим их подробнее.

Прежде всего, вузу экономически выгодно содержать интернет-представительство кафедры не как отдельный веб-сайт, а в качестве подраздела головного веб-сайта. При таком распределении информационных ресурсов не надо тратиться на хостинг и аренду URL-адреса, к тому же нет необходимости закупать новый веб-сайт для отдельного подразделения.

Вторая причина связана с отсутствием у руководства вуза четкого понимания функционального назначения веб-сайтов подразделений. К сожалению, и сегодня большое количество вузов не в полную силу использует возможности своих электронных представительств в Сети. Как следствие, веб-сайты являются либо малоинформативными, предоставляя лишь официальную информацию, либо, наоборот, веб-сайт перегружен информационными блоками. Последствия экономичного размещения информации о подразделениях в качестве разделов веб-сайта вуза приводят и к многократному дублированию информации или к появлению пустых разделов, не содержащих какой-либо информации вообще.

Третья причина связана с административным исполнением. Владельцу портала вуза с разветвленной системой, включающей не только подразделы, но и ссылки на полноценные интернет-ресурсы, представляющие информацию о деятельности вузовских подразделений, будет достаточно сложно контролировать содержание данных веб-сайтов. Это связано, прежде всего, с тем, что при полноценном построении информационной архитектуры структурных подразделений, на вузовском портале будет присутствовать большой объем информации, которую сложно будет просматривать и редактировать небольшому количеству сотрудников.

Четвертая причина фактически вытекает из предыдущей и связана с тем, что руководство вуза пытается перенести в Сеть реально суще-

ствующую централизованную систему вузовской организации, забывая о том, что веб-сайт вуза, хоть и является электронным представительством вуза в Сети, но функционирует по несколько иным правилам и законам, отличным от законов развития и существования организации в реальном мире.

Своевременное обновление информации, размещенной на веб-страницах, будет способствовать поддержанию контента веб-сайта на должном уровне. Централизованное размещение информации имеет определенные сложности и, как правило, приводит к устареванию размещенной информации в связи с отсутствием обновлений. Решение этой проблемы осуществляется различными методами. Один из подходов заключается в том, чтобы предоставить относительную самостоятельность структурным подразделениям, в первую очередь кафедрам, в формировании контента веб-сайта вуза. При этом контроль за наполнением контента происходит как со стороны сотрудников кафедры, так и со стороны редакторского отдела веб-сайта вуза. Необходимость выделения веб-сайта кафедры не является воплощением автономии структурного подразделения, во многом это обоснованный шаг, существенно разгружающий и структурирующий информационную архитектуру веб-сайта вуза.

Кафедра является составным подразделением факультета, который, в свою очередь, является структурным подразделением вуза. Исходя из этого становится очевидной необходимость разграничения не только функций веб-сайтов данных подразделений, но и информации, которая будет на них размещена. Именно с целью исключения дублирования размещаемой информации необходимо четко обрисовать структуру веб-сайта кафедры, которая определит необходимость информационного наполнения подразделов кафедрального веб-сайта. Как и применительно к структуре веб-сайта вуза, невозможно сконструировать общую, универсальную структуру веб-сайта кафедры, однако можно выделить ряд элементов, присущих подавляющему большинству данных интернет-ресурсов.

Специалистами ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» был проведен контент-анализ вебсайтов вузов культуры и искусства. На основе полученных данных авторам исследования удалось выявить процентное соотношение состава рубрик веб-сайтов кафедр данных вузов. Согласно схеме, приведенной в статье3, наибольшее количество информации (25 %) сосредоточенно в разделе «Кадровый состав», далее

следуют раздел «Абитуриенту» (13 %). 11 % от общего контента занимают разделы «Контактная информация» и «Студенту». 10 % занимает раздел «История кафедры», 8 % занимают разделы «Деловые связи» и «Новости», 6 % приходится на разделы «Общие сведения» и «Обратная связь». Наименьшее количество информации сосредоточенно в разделе «Структура кафедры» (2 %).

Как отмечают авторы исследования, набор сведений, составляющих общую характеристику факультетов и кафедр, имеет много общего. Но в то же время у каждого из этих объектов, безусловно, есть своя специфика, которая и должна быть отражена в создаваемых для него сайте или веб-странице4.

Для того чтобы определить структуру вебсайта кафедры, необходимо в первую очередь определиться с целевой аудиторией. В рамках функционирования учебных подразделений выделяются, как правило, следующие целевые группы: абитуриенты, студенты, родители и преподаватели. Одна из самых спорных целевых групп вузовского сайта - это родители. Сегодня данный раздел присутствует на некоторых веб-сайтах вузов или кафедр. Возникает вопрос обоснованности существования данного раздела. Разделение структуры в соответствии с целевой аудиторией производится для логичного размещения информационных блоков с целью сведения к минимуму информационного переполнения веб-сайта. Но не следует забывать о том, что кафедра, как и сам вуз, является учебным заведением, в котором обучаются, преимущественно, студенты, достигшие своего совершеннолетия. Подавляющее большинство учащихся является взрослыми, самостоятельными людьми. Оправданно ли выделять целый раздел, изначально предназначенный для небольшого круга пользователей и не несущий в себе ключевых функциональных элементов? Необходимость выделения такого раздела присуща скорее учебным заведениям, относящимся к системе среднего и средне-специального образования. Что же касается вуза, то вся эта информация без каких либо потерь или дублет-ности может быть размещена в других разделах.

Раздел, содержащий информацию для преподавателей, тоже заслуживает подробного рассмотрения. Создание такого раздела возможно в структуре веб-сайта факультета или веб-сайта вуза, что, прежде всего, связано с необходимостью информирования большого количества персонала соответствующих подразделений. Что же касается кафедры, здесь, как правило, присутствует сравнительно небольшой по численности персонал, который получает информацию лично, в рамках неформальных коммуникаций.

Поэтому существование данного раздела в структуре веб-сайта кафедры тоже представляется нецелесообразным.

Бесспорной остается необходимость включения в структуру веб-сайта кафедры разделов, посвященных студентам и абитуриентам. Это две группы, на которые, прежде всего, ориентирована деятельность учебного заведения. Целью существования любого вуза является набор, обучение и выпуск учащихся. Соответственно эти две категории пользователей являются приоритетными при разработке концепции веб-сайта учебного заведения. Если раздел, посвященный абитуриентам, носит, прежде всего, рекламный характер с целью привлечения максимального числа абитуриентов, то раздел, посвященный студентам, является более практическим.

В разделе для абитуриентов необходимо размещать общую информацию, раскрывающую деятельность кафедры, связанную с ее историей, базами практики, присвоением выпускающей квалификации и другими ключевыми аспектами деятельности подразделения. Данный раздел должен привлечь абитуриента, удержать его на сайте, предоставить максимальный объем информации, связанной с поступлением и обучением в данном вузе.

В разделе для студентов необходимо размещать учебно-методические материалы, необходимые в процессе обучения, здесь могут присутствовать методические пособия по курсам, разрабатываемым кафедрой, публикации преподавателей кафедры, информация организационного характера. Любые данные, необходимые и полезные студентам в учебном процессе, должны найти свое место в этом разделе.

Таким образом, логичнее всего веб-сайт кафедры разделить, в соответствии с целевой аудиторией, на два ключевых раздела: для студентов и абитуриентов. Главная страница должна содержать информацию о кафедре, с указанием ключевых аспектов, раскрывающих особенности ее функционирования. Важно также, чтобы на главной и последующих страницах присутствовала эмблема кафедры с указанием ее полного официального названия и ссылки на веб-сайт вуза и факультета (если таковой имеется). Ссылки на структурные подразделения, особенно на веб-сайт вуза, являются обязательными, если веб-сайт кафедры существует в качестве самостоятельного веб-ресурса, а не входит в разделы головного веб-сайта вуза. Выполнение данного условия способствует формированию единого целостного портала высшего учебного заведения, к тому же наличие гиперссылок облегчает навигацию пользователям. Далее должны следо-

вать общие разделы, раскрывающие отраслевые аспекты деятельности учебного подразделения. В приведенной схеме на веб-сайтах кафедр присутствует новостной раздел, однако функционирование такого раздела на веб-сайте кафедры является малоэффективным. Как показывает практика, пополнение данного раздела на кафедральном уровне происходит весьма редко. Как правило, в рамках деятельности кафедры данный раздел будет пополняться в лучшем случае раз в три месяца. Следовательно, актуальность размещенной информации резко снижается. Поэтому логичнее отнести данный раздел на веб-сайт факультета или вуза.

Обязательным является присутствие на сайте кафедры разделов, посвященных ее истории, преподавательскому составу, контактной информации и карты сайта. Степень наполняемости данных разделов зависит от особенностей самих кафедр. Кроме того, на веб-сайте кафедры необходимо размещать информацию о публикациях сотрудников кафедры (в идеале это должны быть полнотекстовые материалы). Однако в этом случае возникает ряд вопросов, связанных с авторскими правами и доступностью данного материала в Сети. Одним из способов разрешения этого вопроса является установление авторизированного доступа к публикуемым материалам, с целью обеспечения студентов вуза полным учебно-методическим комплексом.

Современные технологии позволяют расширить возможности традиционных вебсервисов и предоставить максимально широкий спектр услуг при работе с контентом веб-сайта кафедры. Наличие просто административного ресурса, позволяющего работать с информацией в одностороннем порядке, снижает эффективность функционирования веб-сайта.

Сегодня в электронной среде активно внедряются и используются технологии веб 2.0, в основе которых лежит интерактивный принцип пополняемости контента в глобальной сети. Как отмечает в своей статье Ниалл Склатер (Niall Sclater), одной из наиболее популярных форм реализации интерактивного наполнения образовательного веб-сайта является технология виртуальной учебной среды (VLE): «Есть два полярных подхода к способам предоставления электронного образования: на одном полюсе находится базирующаяся в учебном заведении VLE, а на другом, управляемая учащимся персональная учебная среда, созданная из множества веб 2.0-сайтов. Однако недавно появилась и третья модель, потенциально способная разрушить обе имеющиеся. Две компании Google и Microsoft начали предлагать сервисы для работников учебных заведений и студентов. Эти

сервисы заменяют или дополняют функции институтских систем, таких как электронная почта, обмен мгновенными сообщениями, составление календарного плана; создание и хранение персональных документов, предоставление к ним общего доступа, создание веб-сайтов. Сервисы «Google Apps для учебных заведений» и «Microsoft Live@edu» включают в себя широкий набор инструментов, которые можно настраивать под потребности пользователя и даже привязать в некоторой мере к бренду учебного заведения. При этом описываемые системы размещаются у внешнего поставщика услуг, в так называемом «вычислительном облаке» или просто „облаке"»5.

Веб-сайт кафедры является идеальной платформой для полноценного использования технологий веб 2.0. Преподаватели в процессе обучения могут задействовать ресурсы веб-сайта для предоставления полнотекстового доступа к учебным материалам. Системы предоставляются бесплатно, при этом владельцы сайта получают дополнительные возможности работы с ресурсом. В частности при установке «Google Apps для учебных заведений», пользователи получают возможность:

- «Gmail: хранилище электронной почты и инструменты для поиска, помогающие учащимся быстро искать нужную информацию и отправлять мгновенные сообщения прямо из своих аккаунтов.

- Календарь Google: учащиеся могут составлять свое расписание и обмениваться календарями и мероприятиями.

- Google Talk: учащиеся могут звонить своим знакомым и отправлять им мгновенные сообщения бесплатно в любое время в любой точке мира.

- Документы Google: совместное использование документов,электронных таблиц и презентаций, совместная работа в пределах группы или всего учебного заведения в режиме реального времени. Кроме того, окончательные версии документов можно публиковать для пользователей со всего мира.

- Сайты Google: совместная работа и централизованное хранение связанных между собой документов, веб-содержания и другой информации на одном сайте.

- Google Видео для учебных заведений: это решение для размещения видеофайлов и организации совместного доступа к ним, позволяющее учебным заведениям и другим организациям использовать видео как эффективное средство внутреннего обмена информацией и совместной работы»6.

Тенденции развития технологий веб 2.0.

оказывают непосредственное воздействие на формирование контента веб-сайтов учебных заведений. Современный вуз не должен формально относиться к своему интернет-представительству в Глобальной сети. Необходимо постоянное динамическое развитие интернет-ресурса. Пользователю не достаточно только обновления имеющихся сведений. Интерактивное взаимодействие при помощи веб-сайта способствует активному участию в учебном процессе не только преподавателей, но и самих студентов.

Портальное решение вузовского веб-сайта выполняет роль более сложной организации входящих в данный веб-сайт структурных единиц, а также предоставляет пользователям дополнительные сервисы. Возможность авто-ризированного входа позволяет завести свой личный кабинет и предоставляет расширенные возможности при работе с ресурсом. Так при формировании раздела, посвященного преподавателям кафедры, можно предоставить зарегистрированным пользователям возможность полнотекстового доступа к ресурсам. Кроме того, развитие веб-технологий позволяет применять различные интерактивные формы взаимодействия: на сайте можно разместить форум или блог. Преподаватели получат возможность самостоятельно формировать контент своего раздела, добавлять необходимые материалы, а также вести переписку с учащимися, оставлять комментарии и совместно работать с не-

обходимыми ресурсами. При таком построении веб-сайт кафедры превращается в социальную мини-сеть научной тематики. При этом возможность задать вопрос не ограничивается часами консультации отдельного преподавателя. Актуальность размещенной информации будет на самом высоком уровне. Такой подход к формированию контента веб-сайта кафедры дает возможность полноценного использования всех преимуществ электронного представительства вуза в Сети и делает вузовский веб-сайт современным конкурентоспособным ресурсом.

Примечания

1 Полтавец А. В. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности // Науч. вестн. Урал. акад. гос. службы: политология, экономика, социология, право. 2010. Вып. № 3 (12). URL: http://vestnik. uapa. ru (дата обращения: 10.03.2012).

2 Ахматова Т. В., Галицкий Н. Л., Шаклеин Т. Л. Sun ONE как платформа для построения надежных и масштабируемых портальных решений // Интернет-порталы: содерж. и технологии. 2004. Вып. 2. С. 432.

3 Там же.

4 Там же.

5 Склатер Н. Электронное образование в облаке // HRM. RU: ведущий портал о кадровом менеджменте. URL: http://hrm. ru (дата обращения: 10.03.2012).

6 Администрирование Google Apps. URL: http:// support. google (дата обращения: 10.03.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.