Научная статья на тему 'Библиографическая информация на веб-сайте кафедры'

Библиографическая информация на веб-сайте кафедры Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
331
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ОЦИФРОВКА / ПОРТАЛ / САЙТ / ТЕКСТ / ФОРМАТ / ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сугак Дмитрий Борисович

В статье рассматриваются проблемы библиографической информации в связи с развитием информационных тенденций в глобальной сети.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Библиографическая информация на веб-сайте кафедры»

Д. Б. Сугак

Библиографическая информация на веб-сайте кафедры

В статье рассматриваются проблемы библиографической информации в связи с развитием информационных тенденций в глобальной сети.

Ключевые слова: веб-сайт, оцифровка, портал, сайт, текст, формат, электронный документ

На веб-сайтах вузов представлено большое количество информационных материалов научного характера, предназначенных для освоения учебных дисциплин. Современные технологии, в том числе технологии веб 2.0, позволяют размещать полнотекстовые материалы и сопровождать их средствами мультимедиа (аудио, видео, фото и др.).

На первый взгляд, может сложиться впечатление, что библиографическая информация является пережитком прошлого и не нуждается в отражении на страницах образовательных порталов. Однако это не так. Формированию такого мнения во многом способствует посредническая функция библиографической информации: зачем размещать информацию о документе, если можно дать полнотекстовый доступ к документу посредством гиперссылки?

Если говорить о тенденциях развития информационных ресурсов глобальной сети, то здесь, конечно, предпочтение отдается полным текстам и беспрепятственному доступу к ним со стороны пользователей. Однако не всегда целесообразно и не всегда возможно размещать в сети полнотекстовые версии электронных документов.

Во-первых, это связано с законодательными аспектами: отечественные организации особенно остро ощутили такое воздействие с введением в действие IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во-вторых, не всегда имеются оцифрованные версии тех или иных документов, необходимых для изучения в научных или учебных целях. Не все документы прошли процедуру оцифровки, большая часть фондов по-прежнему доступна только в качестве традиционных источников.

В-третьих, полноценная оцифровка текстов и их дальнейшая публикация в сети, с одной стороны, очень ресурсоемкая операция (для ее осуществления необходимы большие затраты времени и финансов, привлечение дополнительных сотрудников и оборудования), а с другой - требующая определенной части виртуального пространства для обеспечения массового доступа. Тут возникает вопрос выбора форматов размещения электронных документов. Обычные текстовые фор-

маты (txt, doc, docx) не занимают много места при их размещении в сети, однако существует ряд других, которые позволяют дополнить обычный текст графиками и иллюстрациями и провести оцифровку документа таким образом, чтобы полученный электронный документ максимально полно воспроизводил оригинальный источник. Такие форматы (pdf, djv) занимают гораздо больше виртуального пространства, требуют установки дополнительного программного обеспечения и представляют определенные сложности при работе с текстом документа (не весь текст можно скопировать, сложно копировать рисунки и графики).

Таким образом, библиотеки вузов, имеющие колоссальные фонды научной и художественной литературы, еще долгое время не смогут полностью представить в сети полнотекстовые версии документов, входящих в состав фонда.

В то же время именно разделы библиотек на вузовских веб-сайтах являются основным поставщиком библиографической информации в сети. Как правило, библиотеки вузов, имеющие свой веб-сайт или раздел на веб-сайте вуза, оперативно информируют пользователей о новых поступлениях, тематических выставках, мероприятиях, проходящих в вузовской библиотеке, и других важных событиях. Кроме того, многие вузовские библиотеки размещают свои электронные каталоги, отражающие состав их фонда. Сегодня веб-технологии позволяют пользователям вузовских библиотек работать с имеющейся информацией, не выходя из дома. Имея доступ в Интернет, пользователь библиотеки получает свои уникальные реквизиты, что дает возможность использовать так называемый виртуальный читальный зал.

К тому же с 31 декабря 2010 г., согласно требованиям нового образовательного стандарта, вузы должны обеспечить учащимся доступ к электронно-библиотечной системе: «...вступают в силу новые федеральные государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования (ФГОС ВПО), предусматривающие обязательное обеспечение учащихся вузов доступом к ЭБС» (пункт 7.17 ФГОС ВПО для бакалавриата, пункт 7.18 ФГОС ВПО для магистратуры).

Приказом Минобрнауки России от 31 мая 2011 г. № 1975 была установлена обязательность стопроцентного обеспечения обучающихся неограниченным индивидуальным доступом к ЭБС:

7. 17. Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями. Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет1.

В данном аспекте библиографическая информация является необходимым источником получения сведений при работе с сетевыми ресурсами и становится необходимым элементом обеспечения работы электронно-библиотечных систем.

Однако веб-сайт библиотеки является не единственным источником библиографической информации, размещаемой на вузовском веб-сайте. В состав портала вуза входит определенное количество веб-сайтов, или разделов, структурных подразделений.

Известно, что «под порталом (сайтом) учебного заведения понимается муль-тисервисный сайт, имеющий тематическую направленность, соответствующую его образовательной деятельности»2. Именно портальное решение исполнения вузовского веб-сайта обеспечит максимально полное отражение составных компонентов вуза в глобальной сети Интернет. Сам термин «портал» перешел в область сайтостроения из архитектуры и обозначает главный, центральный или парадный вход в здание или строение. Быстрое развитие Интернета и рост веб-ресурсов в глобальной сети привели к необходимости тематического объединения родственных веб-сайтов Интернета. Поэтому порталом стали называть веб-сайты, имеющие сложную информационную структуру, предоставляющие своим пользователям дополнительные сервисы (почта, форум, поиск и т. д.). Особенно хорошо это применимо в сфере вузовских веб-сайтов. Учитывая сложную структуру учебных заведений, необходимо максимально полно отразить все составляющие элементы вузовской структуры на страницах электронного представительства вуза в сети Интернет. Если следовать этой концепции, портал вуза (главный сайт) является объединяющим первоочередным элементом, открывающим доступ ко всем подразделениям вуза.

В состав портала вуза должны входить, прежде всего, веб-сайты, или самостоятельные разделы, на головном веб-сайте подразделений, ведущих научную деятельность и формирующих собственные информационные ресурсы. При таком построении в структуру портала вуза могут входить веб-сайты, или разделы, библиотеки, кафедр, факультетов, учебных центров и подразделений, филиалов и других структурных подразделений вуза.

Если рассматривать строение вузовского портала с данной позиции, то ключевую информационную нагрузку будет нести веб-сайт, или раздел, кафедры либо другого конечного подразделения (института, факультета), что зависит от структуры конкретного вуза. Такое разделение при построении вузовского портала позволит составить его оптимальную структуру, избежав дублирования размещенной на нем информации. Именно конечные разделы, входящие в состав вузовского портала, содержат на своих веб-страницах уникальные информационные ресурсы. При таком подходе на веб-сайте (разделе) кафедры должны присутствовать собственные рубрики и подрубрики, формирующие его информационную структуру.

Специалистами ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» был определен типовой состав рубрик веб-сайтов кафедр 3. Согласно данному исследованию, веб-сайт кафедры состоит из следующих рубрик: «Общие сведения»; «История кафедры»; «Кадровый состав»; «Студенту»; «Абитуриенту»; «Структура кафедры»; «Новости»; «Деловые связи»; «Обратная связь». Безусловно, это примерный состав рубрик сайта кафедры, который будет различным для каждого отдельного учебного заведения.

Наибольший интерес, с точки зрения состава рубрик и размещенной на них информации (в том числе и библиографической), представляют разделы «Студенту», «Абитуриенту», «История кафедры» и «Кадровый состав». Именно они будут содержать максимальное количество контента, применимого в учебном процессе.

Однако авторы статьи не указали, в качестве типового состава рубрик, такую важный раздел, как «Публикации кафедры»4. На многих кафедрах данная рубрика присутствует на страницах официального веб-сайта. По своей сути данный раздел является мини-библиотекой, отражающей материалы, опубликованные кафедрой с момента ее основания. Технологии построения веб-ресурсов позволяют наполнить этот раздел полнотекстовыми документами, причем в данном случае практически не возникнет проблем с авторскими правами, так как публиковаться подобные материалы будут с согласия авторов - сотрудников кафедры. На большинстве интернет-ресурсов подобный раздел еще недостаточно разработан. Как правило, кафедры ограничиваются перечислением основных работ, выпущенных сотрудниками в различные периоды, размещая данную информацию в разделе «История кафедры». Полный список публикаций такого рода найти в сети очень сложно. К сожалению, сотрудники вуза пренебрегают формированием контента данного раздела, хотя, при должном отражении необходимой информации, он может использоваться как электронная библиотека кафедры, с возможностью полнотекстового доступа к размещенной информации.

Библиографическую информацию содержат также разделы «Студенту» и «Абитуриенту». На основе анализа веб-сайтов, проведенного сотрудниками Кемеровского государственного университета культуры и искусств5, а также на основе собственного исследования, в ходе которого было проанализировано 27 веб-сайтов вузов культуры и искусств, можно сделать вывод, что раздел, предназначенный для студентов, у большинства вузовских веб-сайтов содержит в себе гораздо меньше полезной информации, чем разделы, предназначенные для поступающих в данный вуз. Иногда в разделах для студентов присутствует информация о материалах, необходимых для изучения учебных дисциплин, в виде списков рекомендованной литературы. Но в подавляющем большинстве на веб-сайтах в данных разделах публикуется только информация, связанная с расписанием, или же официальная информация, относящаяся к организации учебного процесса.

Гораздо лучше обстоит дело с информационным наполнением раздела «Абитуриенту». Во многом это объяснятся рекламной направленностью данной рубрики, нацеленной на привлечение максимального числа поступающих в вуз. Здесь размещены методические пособия для поступающих, информация о вступительных испытаниях и списки рекомендованной литературы для подготовки к ним. Этот раздел на вузовских веб-сайтах является одним из наиболее проработанных.

Важно отметить еще один раздел, в котором должна присутствовать библиографическая информация. Это раздел, отражающий кадровый состав кафедры («Сотрудники кафедры»; «Преподаватели кафедры»; «Профессорско-преподавательский состав»). На официальных веб-сайтах учебных заведений он тоже развит недостаточно. Как правило, при формировании контента для него ограничиваются перечислением сотрудников кафедры, с указанием степеней и званий.

Однако именно данный раздел может служить основой для полноценного освещения научной деятельности кафедры вуза. Современные технологии позволяют эффективно использовать его для отражения максимально полной информации о деятельности сотрудников структурного подразделения. Благодаря использованию CMS (Content Management Software) - системы для управления содержимым веб-сайта сотрудник кафедры получает возможность вести свой собственный сайт (раздел «Персоналии») и самостоятельно формировать содержание данного раздела, публикуя на нем необходимую информацию. При таком подходе к формированию контента на страницах, посвященных сотрудникам кафедры, будут размещены полные списки работ, выполненные тем или иным автором, с возможностью обеспечения полнотекстового доступа к ресурсам, а также списки рекомендованной литературы по тем курсам, которые ведет преподаватель. Использование технологий веб 2.0 позволяет значительно расширить возможности использования данного раздела, увеличив его эффективность. При помощи использования современных платформ для разработки и поддержания контента сайта зарегистрированные пользователи могут оставлять свои вопросы на страничке преподавателя и получать в ответ необходимую информацию в виде комментариев и ссылок на соответствующие материалы.

При таком подходе к формированию контента рубрик веб-сайта кафедры существенно повышается степень актуальности размещенной информации. Веб-сайт становится полноценным информационным ресурсом, а не рекламным инструментом позиционирования вуза в сети Интернет. Присутствие на страницах веб-сайта кафедры библиографической информации способствует эффективному ее использованию в процессе обучения. При полноценном информационном наполнении такого веб-сайта пользователи получают возможность просмотра библиографической информации по изучаемым учебным дисциплинам, более того - при наличии оцифрованной версии документа пользователь может посредством гиперссылок получить доступ к полному его тексту. Оперативное формирование контента веб-

сайта кафедры дает возможность полноценного использования всех преимуществ электронного представительства вуза в сети и делает веб-сайт кафедры современным конкурентоспособным ресурсом.

Примечания

1 Требования ФГОС ВПО и лицензионные нормативы // Электронное периодическое издание «www.knigafund.ru». URL: http://knigafund.ru (дата обращения: 16.12.2013).

2 Вагарина Н. С. и др. Структура и сервисы региональных образовательных порталов и сайтов учебных заведений // Интернет-порталы: содержание и технологии: сб. науч. ст. М., 2004. Вып. 2. С. 164.

3 Позиционирование вуза, факультета, кафедры в современном информационнообразовательном пространстве: системный подход к разработке контента сайту / Кудрина Е. Л. и др. // Кемеровский государственный университет культуры и искусств. URL: http://gpntb.ru (дата обращения: 16.12.2013).

4 Там же.

5 Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.