Научная статья на тему 'Оптимизация портала вуза за счет создания веб-сайтов кафедр'

Оптимизация портала вуза за счет создания веб-сайтов кафедр Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

CC BY
482
96
Поделиться
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ КАФЕДРЫ / ПОРТАЛ ВУЗА / ВЕБ-САЙТ ВУЗА / ВЕБ 2.0 / WEBOMETRICS АНАЛИЗ ВЕБ-САЙТОВ / ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ / СТРУКТУРА ВЕБ-САЙТА / UNIVERSITY’S WEBSITES / WEB 2.0

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Сугак Дмитрий Борисович

В статье рассматривается структура портала вуза. Основной составляющей портала вуза являются веб-сайты структурных подразделений (веб-сайты кафедр). Анализируется информационная структура веб-сайта кафедры. Обосновывается ключевая роль контента при построении веб-сайтов.

Optimization of the portal of the university through the creation of Web sites Department

In the article the structure university`s portal are considered. The main component of the university portal is a website departments (websites chair). The information structure websites chair are considered. The value of a content as an important unit formed university`s portal.

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Оптимизация портала вуза за счет создания веб-сайтов кафедр»

УДК 004.738.5: 378.09

Д. Б. Сугак

Оптимизация портала вуза за счет создания веб-сайтов кафедр

В статье рассматривается структура портала вуза. Основной составляющей портала вуза являются веб-сайты структурных подразделений (веб-сайты кафедр). Анализируется информационная структура веб-сайта кафедры. Обосновывается ключевая роль контента при построении веб-сайтов.

Ключевые слова: веб-сайт кафедры, портал вуза, веб-сайт вуза, веб 2.0, Webometrics анализ веб-сайтов, интернет-ресурсы, структура веб-сайта.

D.B. Sugak

Optimization of the portal of the university through the creation of Web sites Department

In the article the structure university’s portal are considered. The main component of the university portal is a website departments (websites chair). The information structure websites chair are considered. The value of a content as an important unit formed university’s portal.

Keywords: department website, university portal, university's websites, web 2.0, Webometrics website analysis, Internet.

2012-2013 год стал знаковым для системы высшего образования. В начале учебного года министерство образования и науки опубликовало рейтинг эффективности вузов [1]. Система оценки и ранжирования произвела массу споров и вызвала волну негативных эмоций со стороны представителей высшей школы. Однако, несмотря на все дискуссионные моменты, организаторы мониторинга заявляют о том, что данная процедура, по оценке качества вузов, будет ежегодной. Предпосылкой для проведения мониторинга стал Указ Президента Российской Федерации № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [2]. В данном документе сформулировано рад требований, направленных на повышение качества образовательного процесса. Одним из пунктов значится достижение высоких показателей отечественного высшего образования на международной арене: «вхождение к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых университетов согласно мировому рейтингу университетов».

Одним из ведущих мировых рейтингов является рейтинг Webometrics. Данный рейтинг составляется на основе анализа веб-сайтов учебных заведений. По мнению организиторов Webometrics, официальный веб-сайт является неотъемлемой частью вуза и позиционирует учебное заведение в глобальной сети. «Под официальным веб-сайтом вуза понимается принадлежащий вузу веб-сайт, предназначенный для всестороннего и достоверного информирования (от имени руководства) внеш-

них и внутренних посетителей о деятельности вуза, а также предоставляющий посетителям сайта всю необходимую для обеспечения взаимодействия с вузом, его руководством или его подразделениями справочную информацию» [3]. Сегодня веб-сайт не является роскошью, это -средство коммуникации в электронной среде. Веб-сайт учебного заведения предоставляет колоссальный спектр возможностей, как для владельцев ресурса, так и для пользователей сайта. Круглосуточная работа и возможность доступа с разных точек планеты к интернет-представительству вуза - далеко не полный перечень преимуществ, предоставляемых всемирной паутиной. Результаты рейтинга Webometrics, публикуются 2 раза в год на официальном веб-сайте http: //www.webometrics.info/.

Если посмотреть статистику, публикуемую на сайте по отечественным вузам, то абсолютными лидерами будут: Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургский государственный университет. Интернет-представительства данных учебных заведений представляют из себя разветвленную сеть веб-сайтов структурных подразделений вуза, объединенных посредством главного вебсайта университета. Фактически веб-сайты крупнейших российских университетов являются порталами. Портал отличается от обычного вебсайта наличием дополнительных возможностей. Прежде всего, портал имеет более сложную информационную структуру, позволяет пользователю настраивать интерфейс под себя, предоставляет дополнительные сервисы: поиск информации, возможность размещать файлы, авторизи-рованный доступ и т. п. «К базовым компонентам портала относятся службы, непосредственно поддерживающие пользователей портала и обеспечивающие их важнейшими сервисными функциями. Таким образом, сюда относятся пользовательские службы, обеспечивающие администрирование, безопасность (конфиденциальность) пользователя и персонализацию, а также базовые сервисные службы:

- поиск (как контекстный, так и атрибутивный; как по общей массе ресурсов, так и по совокупности модерируемых ресурсов), навигация (каталоги, карта портала, путеводитель по российским образовательным ресурсам и др.),

- событийный сервис (новости образования, анонсы, календарь, образовательные новинки, архивы событий, летописи и др.),

- справочный сервис (традиционные справочные системы, микро- и экспресс- обучение, энциклопедия распределенного портала и др.),

Не можете найти то что вам нужно? Попробуйте наш сервис подбора литературы.

- система специализированных образовательных обзоров (прессы, публикаций, периодических изданий, тематические обзоры и т.п.), электронная мега-библиотека портала.)» [4, с. 17-18].

Портал служит объединяющим элементом и является отправной точкой в процессе навигации по ресурсам вуза, размещенным в сети. Портальное строение вузовского веб-сайта обеспечивает слаженное взаимодействие между составными элементами данного интернет-ресурса, в качестве которых выступают конечные структурные подразделения вуза. В обобщенном виде структуру вузовского портала можно представить как показано на рисунке (где: 1 - портал вуза; 2 - веб-сайт факультета/структурного подразделения; 3 - веб-сайт кафедры/структурного подразделения).

Для оптимизации функционирования вузовского портала необходимо четко распределить структуру интернет-представительств вузовских подразделений. Веб-сайт кафедры является составным подразделением факультета, который, в свою очередь, является структурным подразделением вуза. Исходя из этого, очевидным становится необходимость разграничения информации, которая будет размещена на данных веб-сайтах. Необходимо четко структурировать контент веб-страниц, с целью недопущения дублирования информации в разделах вузовского портала. Необходимо позволить структурным подразделением самостоятельно вести собственные веб-сайты. При таком подходе существенно возрастает роль веб-сайта кафедры, т. к. веб-сайт кафедры является ключевым элементом вузовского портала, несущим максимальную информационную нагрузку в образовательном процессе. Для того чтобы избежать дублирования информации, необходимо четко выстроить структуру веб-сайта кафедры, которая определит необходимость информационного наполнения подразделов кафедрального веб-сайта.

Первое, с чего необходимо начать, это - с определения целевой аудитории. В рамках функционирования учебных подразделений выделяются, как правило, следующие целевые группы: абитуриенты, студенты, родители и преподаватели. Начнем с самой спорной группы - с родителей. Возникает вопрос в обоснованности существования данного раздела. Разделение структуры в соответствии с целевой аудиторией производится для логичного размещения информационных блоков, с целью сведения к минимуму информационного переполнения веб-сайта. Но не следует забывать о том, что кафедра, как и сам вуз, является учебным заведением, в котором обучаются преимущественно студенты, достигшие своего совершеннолетия. Подавляющее большинство учащихся являются взрослыми, самостоятельными людьми. Логично ли отдавать целый раздел,

предназначенный изначально для небольшого круга пользователей, не несущий в себе ключевых функциональных элементов, категории родителей? Скорее всего, необходимость выделения данного раздела присуща учебным заведениям, относящимся к системе среднего и среднеспециального профиля, что же касается вуза, то вся необходимая информация без каких-либо потерь или дублирования может быть размещена в других разделах.

Раздел, направленный на преподавателей, тоже заслуживает подробного рассмотрения. Если говорить о веб-сайтах факультетов или вебсайтах вузов, то здесь, возможно, целесообразно получать информацию посредством данного раздела; связано это, прежде всего, с большим количеством персонала, задействованного в штате вуза или факультета. Что же касается кафедры, здесь, как правило, присутствует сравнительно небольшой по численности персонал, который получает информацию лично, в рамках неформальных коммуникаций. Поэтому существование данного раздела на веб-сайте кафедры тоже представляется нецелесообразным.

Бесспорным остается факт существования в рамках веб-сайта кафедры разделов посвященных учащимся (студентам и аспирантам) и абитуриентам. Это две группы, на которые, прежде всего, ориентирована деятельность учебного заведения. Целью существования любого вуза является набор, обучение и выпуск учащихся. Соответственно, эти две категории пользователей являются приоритетными в рамках функционирования веб-сайта учебного заведения. Если раздел, посвященный абитуриентам, носит, прежде всего, рекламный характер с целью привлечения максимального числа абитуриентов, то раздел, посвященный студентам, реализует, прежде всего, педагогические функции образовательного процесса. В разделе для абитуриентов необходимо размещать общую информацию, раскрывающую деятельность кафедры, связанную с ее историей, базами практики, присвоением выпускающей квалификации и другими ключевыми аспектами деятельности подразделения. Данный раздел должен привлечь абитуриента, удержать его на сайте, предоставить максимальный объем информации, связанной с поступлением и обучением в данном вузе. В разделе для студентов необходимо размещать учебнометодические материалы, необходимые в процессе обучения; здесь могут присутствовать методические пособия по курсам, разрабатываемые кафедрой, работы преподавателей кафедры, списки литературы, вопросы к экзаменам и зачетам и т.п. Любые данные, необходимые и полезные студентам в учебном процессе, должны найти свое место в этом разделе. Главная страница должна содержать информацию о кафедре с указанием ключевых аспектов, раскрывающих особенности ее функционирования. Важно также, чтобы на главной и последующих страницах присутствова-

ла официальная информация с указанием ее полного официального названия и ссылка на веб-сайт вуза и факультета (если таковой имеется).

Ссылки на структурные подразделения являются обязательным условием, если веб-сайт кафедры исполнен в качестве самостоятельного вебресурса, а не входит в разделы головного веб-сайта вуза. Исполнение данного условия способствует формированию единого целостного портала высшего учебного заведения, к тому же наличие данных ссылок облегчает навигацию пользователям. Далее должны следовать общие разделы, раскрывающие отраслевые аспекты деятельности учебного подразделения. Кроме перечисленных разделов, на веб-сайтах кафедр может присутствует новостной раздел. Функционирование данного раздела на веб-сайте кафедры является важным элементом, формирующим контент кафедры, но необходимо понимать, что пополнение данного раздела должно проходить с определенной регулярностью. Как правило, для эффективной деятельности ресурса и подержания актуальности данный раздел необходимо пополнять несколько раз в месяц. Обязательным является присутствие разделов, посвященных истории кафедры, преподавательскому составу; контактная информация и карта сайта. Название данных разделов говорит само за себя, степень наполняемости данных разделов зависит от особенностей самих кафедр учебного заведения. Кроме того, веб-сайт кафедры необходимо снабдить информацией о публикациях сотрудников кафедры, в идеале предполагается размещение полнотекстовых материалов. Однако тут возникает ряд вопросов, связанных с авторскими правами и доступностью данного материала в сети. Одним из способов разрешения дискуссионного вопроса является установление авторизированного доступа к публикуемым материалам с целью обеспечения полным учебно-методическим комплексом студентов вуза.

Примечания

1. Мониторинг деятельности федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования / М-во образования и науки РФ. М., 2012. URL: http: // минобрнауки.рф (дата обращения: 12.03.2013).

2. Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки». URL: http: // www.rg.ru (дата обращения: 12.03.2013).

3. Полтавец А.В. Веб-сайт вуза как эффективный инструмент обеспечения вузовской деятельности // Науч. вестн. Урал. акад. гос. службы: политология, экономика, социология, право. 2010. Вып. № 3 (12). URL: http: // vestnik.uapa.ru (дата обращения: 12.03.2013).

4. Береговой В.И., Иванников А.Д., Тихонов А.Н. Стратегия создания и развития сети образовательных порталов // Интернет-порталы: содерж. и технологии. Вып. 1. / редкол.: А.Н. Тихонов (пред.) и др.; ГНИИ ИТТ Информика. М.: Просвещение, 2003. С. 17-63.