Научная статья на тему 'Веб-сайты по психологии как канал трансляции профессиональной информации: результаты анализа сайтов'

Веб-сайты по психологии как канал трансляции профессиональной информации: результаты анализа сайтов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
636
71
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ / ЭЛЕКТРОННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ / КОНТЕНТ САЙТОВ / СТРУКТУРА САЙТОВ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / УДАЛЕННЫЕ ПОЛЬЗОВАТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бернгардт Т.В., Хроколо Ю.В.

Представлены результаты анализа 39 веб-сайтов по психологии по комплексу критериев: тематике, принадлежности, функциональному и целевому назначению, формату, поисковым возможностям, наличию средств пользовательского интерфейса, структуре, времени открытия и датам последнего обновления информации. Состав информационных ресурсов, содержащихся на сайтах, изучен по признаку формы и языка представления информации, а также степени ее свертывания. Обоснована необходимость использования электронных информационных ресурсов в образовательной и профессиональной деятельности для удовлетворения информационных потребностей пользователей всех групп. Предложен перечень сайтов, характеристика которых сочетает в себе наилучшие параметры по выделенным основаниям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Веб-сайты по психологии как канал трансляции профессиональной информации: результаты анализа сайтов»

УДК 139.9:304.738.5

ВЕБ-САЙТЫ ПО ПСИХОЛОГИИ КАК КАНАЛ ТРАНСЛЯЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ: РЕЗУЛЬТАТЫ АН АЛ ИЗА САЙТОВ

Т. В. Бернгарцт. Ю. В. Хроколо Опекай ¿агупапс}пф.икыйуниверситет им. Ф.М. Догтояясхогп, г. Омск, Россия

Аннотация — Представлены результаты апалпза 39 веб сайтов по психологии по комплексу крнтери ск: 1нми1икр, п|1ини.(. 1кжнпгi и, фу нкинпнальжшу и iih.iihkiimv нашачркнн!, фпрм;< I у, ппнгкпкьш кочмиж-псстям. наличию средств пользовательского интерфейса. структуре, времени открытия п датам послед

H«1U uCuUU.lbHIlH инфир.мидии. fuciïu UH(jw|JMIUUUHHbll JKrOpCUB, шлмржшциих МИ сишш. изучен ии

признаку формы и ятыкл представления пнформ.иитп. л также гтрприп ff смртьтлипя. Ойпгноклнл необходимость использования электронных информационных ресурсов в образовательной и профессий н:(.1ьыий денк-лыюст д.in у див. i vi вир« ним иыфирм:шионыых uuipvCuuciей иильшвн lt.itü всех îpyuu. Предложен перечень сайтов, характеристика которых сочетает в себе наилучшие параметры по выделенным основаниям.

Клгочгсыг слоса: психология, электронные информационные ресурсы, контент сайтов, структура сап хив, инфир.чниииыыые ииф^нист, удаленные îtu.ibiuuaiн.ш.

i. Введение

¿1нформаннонныс ресурсы, выступая в качестве продуктов интеллектуальной деятельности оЬпгества. на сс-гоцняшкнн день являются стратегическим источником раззнтя любой страны. Их оттпчнтельнгя черта заключается и том что они предетляттяют гобои иг тот-кко готонын продукт но и служат плллй для генерирования других информационных прояуктс® п оказания информационных услуг.

На состав информационных ресурсов, в том числе по психологии, существенно повлияла информатизация оэшества. которая определила тяиенпкю к созданию электронных информационных ресурсов ^ля современного этапа их развели характерно быстрое увеличение кошпестьа псircccnonneaaix сетевых информационных

рпу1:<41к У KimiphlM MOI у Г 1К1ЛуЧИ1Ь Д(Ч'|уН УДИЛГННЫГ IKUlK-mmurirjih р*-(НМХ ipvilll н-1_учныг 1411 руДНИК И нрак-

тнкуюпше пскхологи. студенты. осучаюшнсся на психологических сиспнальаостях. нспрофсссноналы-любителн Основное назначение сетевых электронных рес>рсов. для использования которых создаются вебсайты - удоягетворекиг информационных пптргЬнос-ГИ ПЙЛКЮКЛТГЛГЯ .ТПОПОЙ И* ЯЫПТГПГрСЧНСЛГННЪГХ групп Поэтому необходима планомерная и выверенная работа по организации н фермнревапзпо котеита веб cairroB, годгржящик гпгкыр :*лг<гррнныс* докумгты, ■ыгьцюьнмг коллекции (Гмчы данных, член ]хжныг (шГштиг-кн). с целью унификации представления ресурсов, их структуризации, обеспечения доступа к ним и 1.д. Лля профессиональной рекомендации пользователям материалов, расположенных на тех или иных веб-сайтах, требуете* нг только анализ и оценка этого сайта по набору огнпмний но и анализ его контента

П Постановка задачи

С целью улучшения ирне.-и<цши иольэшштемей а существукш.'нх ннгернег- ресурш. ии юшинш был произведен анализ вео-сайтоз по ряду критериев

Источниками выдзлення сайтов для анализа послужили: «Обзор психологических ресурсов Интернета» Российской государственной библиотеки 'PI Ь). <с11утевоцптель по ш гт ер нет ресурсам)) научней библиотеки Ом ского государственного технического университета (НБ ОмГТУ) и поисковые системы Yar.dex. Google. В общей сложности выявлено в проанализировано 39 сайтов (приведены данные на конец 2015 г.}. содержащих информационные ресурсы по психологии которые были рачделеиы на четыре группы- 1) электронные оиолнп-текн (ЭБ) университетов, институтов. научно-исследовательских учреждений: ЭБ Института психотерапии и клинической психологии. ЭБ Московского городского психолого-педагогического университетд (МГППУ). Научная педагогическая ЭБ им. К.Д. Упшнското Российской академии образования (НПЭБ им. К.Д. Ушиаского РАО). Виртуальная библиотека Русского гумашггарпого иптерпет уштеренгета (является часгыо структуры Института менеджмента. экономики н инноваций) 2) институциональные репознторнн (ИР) вузов: Уральского федерального университета (УРФУ), Белгородского государственного уннвераггета (БГУ), Новосибирского государственного университета (HTV), Алтайского государственного универгите-а (АлтГУ). Тверского им-удирп KT-HHOIXI уНИКГр« ИТП Л (ТкГУ), Удиу]ПГК[)И> ки-улирп KT-HHOIU уникг^ки I nvi (УдГУ) СиПиргкот фг-дсултьжл и унивсрсиппа (С ФУ). 3) tsnpi\ лльные utii.vu.iui ическне библии i еки «Библиотека licuiüjioi и ясской литературы» ВООКАР. библиотеки проектов <'Флогнстсн: психология нз первых рук». «Психотсра-певт.ру», «Психология жизни», библиотеки сайтов Psychology.ш: Психология на русском языке. «Мир психологии». Psyberia ni: Пролвнщчгя психология для несовершеннолетних. «Интернет-ресурсы для психологах. «Библиотека по ленхологии». «Куб», «Псн-Факгор». библиотеки интернет-порталов «Психологический навигатор», «Детская психология», библиотека психологического форума MyWordm. библиотеки Российского пен-XOJIOI ИЧПШ1Ш OlJIH.cn-IKÜ (РПО) И Инстт1ут ПС'ИХОЛШ ИИ РАН 4) 4. IPk'lJIOHH Klf СО")[i:i НИМ CI.ПНИ IUI lirilXII.KI-

mu. на сайтах «ПОРТАЛУС». PsyOiiliue. Психология и консульи'.рование. Psychology OnLüie.Nd. «А. Я. Пса-холегия». 'профессиональное психологическое сообшестзо». «Кабинет психологических портретов», компании «Психология н бизнес онлайн». Института современных психологических технологий, портала?: «Академическая психология - практике», PsyPress.ru, PsyJoumals.m. проекта Российской информационней сети «Пси холегия» (psy rin).

В качестве основы при изучении веб-с гитов была использована классификация признаков, предложенная Н.и. Колковой [1]. Анализ выявленных веб-сайтов производился с точки зрения их тематики, принадлежности. функционального и пеледот кя значения формата R дополнение к ня-ванньш критериям, мы сочли црттесооо-разным проанализировать сетевые ресурсы по их поисковым возможностям, наличию средств лользозатсльского интерфейса, структуры. времени открытия веб-сайтов и дат последнего обновления нноормаинн. Кроме го-го. состав информационных ресурсов, содержащихся на cairiex, анализировался нами по признаку формы и языка представления информации. а 1акже степени ее свертывания. Полученные в результате исследования данные позволяют сделать следуюлще выводы

ГТТ Pftvльт а ты ИССТТИДОВ АНИЯ

TT о гг.емттже 71% сайтов ЭБ ятигяю~ся мно-пегтр а е левыми Помимо информационных ресурсов геихолгогч-чре<с1й 1гми1иьи (?.5%) кпргнакпгя мгпгринпы гмгжнмх смриглгй мни и им — пгдлпиики ||н;н<ч)||ш* мг, ihiihh;-

Вес l'tufibi PIP (100%) hmcioi мжлоихраиигвий характер. Вир1уальные hcüxojloiичсскжг Сшб.нкмски рачшлиже-нк на £8% отраслевых веб-сайтов и только 12% на многоотраслевых. Электронные собрания статей встречаются на отраслевых (б/%), многоотраслевых (16%) н тематических (Г/%) сайтах. Последние в основном содержат материалы по психодиагностике, осуществляемой с помощью лшггзпстпчесього анализа тексте». Кон кретшнруя тематику информационных ресурсов, расположенных на выявленных сайгах, отмегнм. что среди них преобладают материалы не социальной, общей, детской, семейкой, клинической психологии, психологии личности, психологии управления людьми, персоналом, конфликтологии, психотерапии, психодиагностике.

По признаку пршшднчжнисти 100% сайтов ЭБ и ИР - сашы оргакизалкн (учреждений). Среди tupi.vi-льныл психологических библиотек 31% сайтов созданы и поддерживаю тс я неформальными объединениями (обьеда-ненке авторов статей - психолсгов профессионалов и любителей, дизайнеров и разработчиков ПО): 25% являются персональными сайтами (педагога психолога П. Петрова и психолога, тлена Американской пенхолоппе ской ассоциации - Bina Цеиёва): 13% - сайты оргашгзаций (портал «Детская психология» МГППУ. Библиотека Online Института психологии РАН); 6% - корпоративные сайты («Российское психологическое общество» -сайт профессиональной корпорации психологов России): у 23% сайтов виртуальных библиотек из-за отсутствия данных не ттредстявилось возможным определить их принадлежность

Электронные собрания статей по пскхолсгин представлены на сайгах, разрабатываемых организациями (50% Институт современных психологических технологий н МГППУ). на сайтах неформальных объединений (17% сайг Профессионального психологического сообщества) и на корпоративных сайтах (8% ООО «Компьютерные системы ЛКС»). Не определена принадлежность у 33% сайгсв.

По функционально^ назначению все сайга ЭБ являются информационными к образовательными (содействуют учебной деятельности, самообразованию). Такие же данные выявлены при анализе сайтов IIP и виртуальных психологических библиотек В то же время 38% сайтов виртуальных психологических библиотек позиционируют себя как новостные («Флсгистсн». <Мир психологии». «Библиотека по психологии»), сайты эбще-

HHV («ПгИХОЛО! ИЧГСкИИ НЛКИ1 У1 €>р»>) И /КМ'.утНМГГ («ПсИХО.КИ ИЧ ЖИЧНИ») ПО 31% Чш кисагпи (ПИТОН ЧПГКЦКШ-ных соприний пшгй но психологии, го исг они mk.hh)i: m инфорч'иционными кроме rom, 4?% ич них — ойричо-КЛ1ГЛЬНК1Г (<• ПОРТАJTVC»!, «А Я Пг.ИХОЛО! ИХ»), ^0% — с:ий~1 hl ДЛИ оГ>1 1ГНИЯ (Рчу.Т<1Ш1м1ч 111, Psychology

OnLioc.Nct). по 25% - новостные (PsvPrcss.ru) и досуговые (PsyOnliiie).

Таким образом. все сашы но функилинл-нзному назначению хвоякния комплексными (смешанными). бившая часть - информационно-образовательные, креме того, некоторые из них являются новостными и сайтами для общения. Функции нсвостных сайтов также выполняют виртуальные психологические библиотеки н электронные соЗраиня статей. Сайты ЭБ н И? не предусматривают возможностей комментирования, получения онлайн консультаций, участия в обсуждениях на qopvMax или Ьлогах и т.д.

По целевому (функциональному) назначению всс сайты ЭЬ и Л!1 являются научными. Кроме того, на l'JU% сайтов ЭЬ представлены учебные. справочные (/5%). производственно-практические н научне-популярные (по 25%) нздазшя. Кроме научной литературы на 57% сайтах ИР имеются учебные материалы. Средн виртуальных психологических библиотек 1)4% размешают научные. 81% научно-популярные. 63% учебные, Ь6% справочные. 44% досуговые. 31% производственно-практические. 25% лшсратурно-художсствснные н 1У% оозорнс-аналитические материалы. Из числа проанализированных сайтов, содержащих электронные соорання статей по пепхэлопш. У2% являются научными п паучпо популярны^!. 12% - справочными 33% - обзорно аналитическими, по 25% - лосуговымн и рекламио справочными. по 8% - учеспымн. официальными н пауч иымн пронзводствешю практнческнмн.

На основе изложенных данных можно заключить. что по целевому назначению все сайты являются комплексными. размещающими литературу не одного, а нескольких типов: научную, учебную, научно-популярпую, обзорно аналитическую, справочную. рекламную, досутовую. литературно худолсествеппуто

По признаку формы гродстселония информации состав информационных ресурсов имеет следующий вид: пэ.тнотекстовые документа в форматах pdf. .doc (.doex) представлены на 44% сайтов, тексты, которые можно выделить и копировать в файл на компьютере (нлн ином устройстве} нли читать непосредственно на сайте, содержит 41% сайтов На 23% сайтов полнотекстовые документы можно скачать в таких форматах, как .ш, .itf. .djvu. ,fb2. Электронные учебные пособия, презентационные учебные курсы содержатся на 18% сайтов (ЭБ МГППУ. «Флогистон». НПЭБ им. К Д. Ушинского, Psyberia.ni), зндеоресурсы и аудиоматериалы включают ?1% iViifiOK («Итгрип-ргс yjK-hi дли иихологл», «БнПлишгкн Oiilnir» Инпшута психологии РАН PsyPirss 111)

В Ю ЖГ KJIf.1V 5% ПГИХО.Ш1 ИЧГГКИХ HtG-CHHIOK ИГ ИМГК1Г ДОКуММГШН ||)ГДГ1ННЛГНИМХ НОЛИтТ!К('ГОКММИ фир-млгими («Мир нсихолоши». (ÍHOiiHiiiriia Р;к с ийгкого ik hxojioi ичгеют общгпки) Неыт^рые гиты сочггакгг в себе во i можно: гь скачивания полнотекстовогс ресурса н покупки его е интернет-магазине (шу-shop.ru. colibii.ui. kingi-psy diologia .com). Также сшсшм. но на сайглх ИР часть материалов нредегаылена л с ¿с Со дном доступе для Есех пользователей, но еегь и документ, доступные только после регистрации (при наличии логина и пароля). К ряд-/ документов ЭБ МГППУ для внешних пелыователей доступ ограничен или закрыт полностью. Стоит обратить внимание на незначительное количество мультимедийной продукции в составе информационных ресурсов сайтов, подвергнутых анализу

Но степени свертывания информации на изученных сайтах размешены фактографические ресурсы, содержащие сведения о практикующих психологах, психологически?: организациях, периодических изданиях (базы данных «Журналы по психологии» па сайте «Флогистон». «Образование по психологии» па сайте Psychology OnLine.Net. «Психологические оргашгсащш» па пертале «Детская психология);]: справочные ресурсы, включа ющпе статьи персонального и термшюлогпческого характера («Краткий психологический словарь». «Словарь психолога». «Кто есть кто»}: психологические тесты. Документы на веб-сайтах по психологии представлены в основном книгами (диссертации, монографии, учебники, учебные пособия, производственно-практические руководства. справочники» и статьями (из научных журналов, продолжающихся изданий, сборников материалов конференций) Помимо этого, на большинстве изученных сайтов размещены библиографические материалы, среди которых преобладают ссылки на внешние сайты и ресурсы. Наряду с этим часть сайтов содержит вспомогательные указатели, позволяющие ориентироваться в материалах сайта, например, указатели авторов, указатели произведений, указатели вузов (ЭБ МГППУ, «Мир психологии»); на сайте Профессионального психологического сообщесгаа имеется список фильмов, связанных с отраслью.

Анилич гличок но иричьнку жпккп прк/купакннния иы1м:рum/./л иокл-eui, чш jihiiis 1 R% гий ok пу1К]ша< полные iTKL'lhl ни английском мчыиг (нее ИР) и 3% («дпгкии исих0л01 VX») ижчнинии г1и1гй и/1 мчыкг оригинллл. я тикжг ни английском ччыкг Это кик п[!;-ки in i ублкклмии и:ч /«руогжных научно-i фактических журнилок im; проблемам психологии и образованна Остальные сайты размешают материалы на русском языке, б тоже время есть и переводные ресурсы (статьи за сайте PsyPressji;. аннотации статей из зарубежных периодических изданий на портале «Детская психология», книги зарубежных ученых на всех сайтах).

Но формату сайты ЭЬ, также как н сашы Ш1. но 10ü% являются информационными В то же время 50% сайтов библиотек и 100% сайтов ИР представляют собой такой тип сайтов, как Corporate. Стоит отметить, что только данныг* руг им прогни., и (И[хшнны<( гикюк но.цходмт I Ii V, ()ни1'инис ной |»1'4Н(1К1ЦН1Н-1и форма I а сайтов. Виртуальные психологические библиотеки на 81% явлтюгея информационные н на 19% портачами. Ьолыпннсгос электрогагых собрагшй статей по психологии также 1[аходятся на информационных сайгах (6/%) и 33% на порталах.

Подчгркнгм ню iükoh с[кц]м.11 слкг<1, кик iiopiHJi, чащг нпргчапги среди члгк qioHHhit гсбрлний гтгй данной группе веб-сайтоЕ в большей степени присуще использование дополнительного функционала (возможностей регистрации. коммешироминя. получения сплайн консультации, подпнекн па а:юпсы меропрштш и новости портала через различны? социальные сета), чем сайтам ЗБ н виртуальных психологических библиотек.

Одно из направленна шшею исследования заключалось в изучении поисковом возможностей выявленных сайгсв по психологии. КаЕ показали результаты анализа, наиболее разветвленной и сложной системой лсиска оЬладают сайты ЭЬ и ИР. Все сайты ЭЬ содержат поисковую строку (простой пснск) и карточку расшнрешюго поиска. Кроме того, 100% сайтов ЭБ предоставляют возможность осуществить поиск информации по рубрикам (разделам). 75% - но заглавиям локуменю^ /' фамилиям авторов и но ьидам документов. 25% — по дахе публикации. месту издания. 50% сайгсв включают указатели авторов к произведений (DD N111111 У. ППЭБ им. 1С.Д. Ушипскогс). На сайтах ИР тахже можно осуществлял, простой (86%) и расплгрешпли поиск (5/%), поиск по заглавиям документов / фамилиям авторов (100%). по дате публикации (86%), по рубрикам (разделам) и тема-~ике (57%). по видам документов (43%) Некоторые caft-ы РР предполагают поиск по сериям, библиографическом:/' описанию, спонсору, идентификатору, языку (29%). а также по inme-type (14%) (УдГУ, СФУ) Сайты внртуаль:1ых психолоппеских библиотек также дают возможность пользователям Deem многоаспектны лсиск информационных ресурсов. Так. 69% сайтов включают строку поиска но только 13% имеют возможность рас-пчтренного поиска («Мир психологии» «Детская психология •>) Возможность осуществлять поиск информации по рубрикам предоставляют 57% сайтов, по заглавиям документов / фамилиям авторов — 50% и 31% сайтов соответственно. по видам документов - 38%, по тематике и по названиям издании, d которых опублшювап текст. — 25%, по месту издания и дате публикации - по I 3%, по типу литературы, названию издательства, популярного ни cührt*, (ирыкку и:< 1гкгга — но ii% Chkim. содержа щи г* ллгкгроннмг- гоГфаним ::1И1гй, ртшимглкгг следующими поисковыми возможностями: понскозой строкой (83%). карточкой расширенного поиска (25%). перечнями рубрик (разлелов) (50%), тем (42%), видов документов (33%), наличием дат публикации (25%), списками заглавий документов / фамилий аиторов (17%) награний изданий, содержащих тексты типов литературы (8%). ргй гингом / к(!.1ичп'1 ним I ojkhok иросмспрок. комменгариек (8%) (psvclkllogy OllT.11 г Nrl) Дл* оцгньи поисковых возможностей сайтов по психологии целесообразно проведение исследования с целью изучения эффективности осуществления поиска на базе их ресурсов.

Наличие средств пользовательского интерфейса («Руководство пользователя», «Справка». «Помощь». «Об-р¿11 нал связь» и т.д.) яв.1яе1ся важным критерием. онреде.1я.-он.нм желание ио.1Ьзона1сля сбраикиьсн к сайгу постоянно для работы с ним. В связи с этим перед нами стояла задача изучить выявленные сайты по психологии с позиций дружсстесрности icc пользователь скос о интерфейса. Получены следующие результаты. Только 5% сайтов содержат справочную информацию, предназначенную для разьяснения процедуры поиска и ориентации в представленных информап ценных ресурсах (ЭБ МГПГГУ. НПЭБ им. К.Д. Уши некою). Кнопка «обратной связи» расположена на 82% сайтов. На остальных сайгах (18%] средства дружественного пользователю интерфейса полностью отсутствуют («ПОРТАЛУС». «Кабинет психологических портретов». Psychology.ni, «Пеихотерапевт.ру», MyWord.rv). Элементы помощи пользователю (в основном «Обратная сбязь») в равной мере преде ганлень. на сайгах ЭБ и ИР (по 100%). Преде 1 аиляегся возможным обозначшь существенный недостаток зссх проанализированных 111'. выражающийся в отсутствии «Справки» по поиску в сложноорганизовая-ной структуре расположешш информационных ресурсов. Сайты онртуалыхк библиотек и олекгроипых собра ний статей имеют интуитивно понятный интерфейс и не такую разветвленную структуру, как у ЭБ или ИР, поэтому отсутствие ^Руководств пользователям по поиску на этих сайгах вполне оправдано.

Оцегаса сайта с точки зрешю его структуры также один in немаловажных факторов, далеко не в последшою очередь плилюлщх па удобство работы с инм Анализ структуры сайтов по пенхолопш показал, что всего 28% сайгсв содержат все основные элементы, рекомендуемые A.B. Кудряшевым и П.А. Светашковым: домапшяя (главная) страница, новости сайта, основной контент, организация навигации, логотип, поле поиска, нижний колонтитул|2|

• среди сайтов ЭЬ - ЭЬ ML 1111У и НИЭЬ им. К Д. Удпшского:

• среди виртуальных психологических библиотек — «Библиотека по психологин», «Российское психологическое общество», «Флогистон». «Пси-фактор». «Детская психология >. «Библиотека Online» Института психо-aoi ни РАН.

• среди электронных собраний статей - PsyPre&s.ru. PsyJo-.irnals.ru. Институт современных психологических технологий:

• среди ИР эталогаолх сайтов, полностью удовлетворяющих основным требованиям к их структуре, пе вы явлено. Ни на одном из них нет новостного 6лека, цель которого заключается в информировании пользователей обо чтех дополнениях и изменениях сделанных на сайте у )7% отсутствует информация о самом сайте

Из вышесказанного можно сделать вывод о том. что остальным сайтам неоЗходнмо дорабатывать сзою структуру, добавлять недостающие элементы и сведения. Существенно то. тто сайты по психологии имеют ги повые разделы, присущие другим отраслевым сайтам. Условно их можно разделить на две группы: информационные и сервисные 1С первой группе относятся такие разделы, как: «О проекте / сайге библиотеке». 'Новости». «Ссылки», ^Библиотека / Книги», -¿Публикации / Статьи», «Новинки» и т.д. Ко второй группе - «Госте-клм», «Карги (viй 1 и<>. «Кон1лк1ы». «Rjioi / Форум», «ОСтр» гния скххь» Нгксгojihir ¡мчдслм можно wiprmis только на сайгах по психологии: «Разделы психологии». «Тренинги». «Тесты». «Психологи».

В целях оценки жизнеспособности психологических сайтов памн были определены деты последнего ооиоо лвчия информации. По результатам исследования удалось выяснить, что 50% сайтов ЭБ (ЭБ МГППУ. НПЭБ им. К.Д. Упшнского) обнуляются регулярно и это можно отследить. Даты обновления информации на сайтах ИР не указаны Среди сайтов виртуальных библиотек — 50% былги обновлены в текущем году. 7"»% - в /01 j голу, 6% - в 2008 шду («Мир психологии») и > 25% саншз дат обновления инфирмашш установить ас преломилось возможным («Библиотека психологической литературы» ВООКАГ. Psychology т. «Интернет-ресурсы для психолога», кИснхотеранеот.ру»). Обновление информации регулярно происходит па 50% сайтов электронных собраний статей. 8% сайтов были обновлены в 2015 году («Профессиональное психологическое сообщество»;, столько же в 201С году («Академическая психология - практике»), 33% сайгу не содержат сведений об обнулении

Таксе длл оценки надежности и стабильности сайтоз было выявлено epej.tx их открытия Полученные результаты позволили распределить годы открытия сайтов по трем временным периодам: по 2000 г. 28% сайтоз (из группы виртуальных библиотек и электронных сооразши статей), с 2001 по 2010 гг. - Л1% (сайты всех групп), с 2011 по 2016 гг. - 5% (НПЭБ им. К.Д. Ушниского. виртуальная «Библиотека учебкой и научной литературы» Русского гуманитарного интернет-университета). Не удалось установить время открытия у 26% сайтоз (из группы сайтов РТР и виртуальных библиотек)

Заметим, что среди выявленных сайтоз наиболее оптимально сочетают в себе наличие обновлений и время создания следующие: «Исн-Фокгср». ^Психологический навигатор», «Психологи* жизни». «Детская пснхолопш», «Библиотека Online» Института психологии PAH. PsyJcumaJs.ra. PsyPress n;, «Психология» (psy.rin.iu), Psychology OnLine Net. ЭБ МГППУ.

IV ВЫВОЗЫ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы подвергли анализу отраслевые сайты, рекомендуемые сотрудниками ведущих российских библиотек и занимающие Depxnne строчки d поисковых системах Yandex и Google, оценили их по ряду критериев. Отметим, что рассмотренные сайты ЭБ и ИР содержат наиболее полные коллекции отечественных н зарубежных материалов, как фундаментального характера, так н разрабатываемых ведущими современными научными II I КI )-<•' М и Их prryprhl буду! ыолгзны и]нк шкуюп.им гигцимлистам, научным ри'>1111- ик.-iv и студентам. Сайты виртуальных психологических библиотек и электронных собраний статей больше нацелены на читателей-нспрсфссснонатов. чьи потребности и интересы связаны с решением личных психологических проблем или расширением общего кругозора, стремлением всегда быть в курсе новостей по интересующим их темам. Если говорить о конкретных рекомендациях для пользователей, то позволим себе перечислить следующие сайты гоиетаютпие в себе наилучшие характеристики по выделенные критериям ЭБ ТИI 11 II V ЧПЭЕ им К Д У шине юл о. ИР УдНОЭБ. И? СФУ (ксличесто найденных документов ии запросу «жихшопш» - главный признак, позволивший выделить именно эти ИР среди ряда выявленных, т.к. характеристика ИР по остальным признакам практически идентична}, портах «Детская психология». «Библиотека психологической литературы» (ВООКАР), «Флопютоп->, Psy'oena: 11родвнпутая психология для иесовершешголеппгх. библиотека психологи ческого форума My Word, «Пси-Фактор», «Психологический навигатор:» портал психологических новостей ^syPres«;, портал психологических изданий PsyJonrnals, Psychoogy OnT.ine Net

Представляет» целесообразным продолжение начатою исследования. предполагающею опенку психологических сайгсв но следующим основаниям: эстетика оформления сайта (избыток декоративных элементов затрудняет восприятие информации и paooTv с сайтом в целом), эффективность гипертекстовой и мультимедийной технологий, связь с другими сайтами. Кроме того, сцепка качества контента психологических De6 сайтов играет немаловажную роль при выборе пользователями конкретного сетевого ресурса, поэтому данный аспект

ДОЛЖГН iihllk рлггмспргн 01лглкнп ik: irlkhvi кри1гриим, <ик кичппно IГ кг ГОК (|}1нм[<тноггн. л/ионнчнопь, iijkv-

стота изложения, информативность, порпнонность). семантика (новизна идеи и содержания, соответствие содержания теме, обьем информации), содержание (привлекательность информационногс наполнения, его соответствие целям н задачам сайга, соотвстстзнс формы подачи информации целевой аудитории, V4cr специфики сетевого чтения) и др.. предложенных Н.И. Гендннсй [3]

Необходимо дополнение уже существующего списка сайту по психологии, так как по завершении исследо-клни! и I юдкг*;|с*н и и по июшк н одно vi н:< исчпок жнкою журн-1;ш ли 1гри1уриого кртиьн публицист, ипори-

ка идей, кандидата филологических наук Николая Подосокорского («Грандиозный список электронных бно-лиотск в Интернете») обратил на себя внимание еще ряд сайтов, требующих поаспсктногс изучения и анализа.

список литературы

1. Колкова Н И., Скииор И. Л. Сайты библиотек как объект проектирования // Технолог™ создания электронных информационных ресурсов. М_: Литера. 2013 С. 244—251.

2. Кудряшев А. В.. Светашков П. А Что нужно хорошей веб-странице? // Введение в современные веб-техно логин / ИНТУ1ГГ: Национальный открытый университет URL: http ://www.intiiit iu/'itudies/coiirses/610/466/lecture/20 709 (дата обращения: 27.04.16).

3. Генднна H. И., Колкова Н. И.. Адцохнеа О. И. Официальный веб-сайт: проблемы отражения в открытом информационном пространстве основных функций библиотеки как социального института // Создание официальных сайтов учреждений культуры и образования: теория и практика: сб. науч. тр. / науч. ред. Н. И. Гендина. Н. И. Колкова. СПб., 2015. С. 48-57.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.