Научная статья на тему 'К вопросу создания и функционирования библиотечных сайтов'

К вопросу создания и функционирования библиотечных сайтов Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1679
207
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ БИБЛИОТЕКИ / ПОИСК ИНФОРМАЦИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЙ РЕСУРС / БИБЛИОТЕЧНЫЙ САЙТ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Федас Л. А.

В статье представлены проблемы создания библиотечных сайтов, как источника профессиональной информации. Дается определение понятия «библиотечный сайт». Раскрыта роль библиотеки и библиотекаря, как информационного эксперта в вопросах поиска профессиональной информации. Поднимаются вопросы информационного наполнения библиотечных сайтов, рассматриваются основные разделы сайтов библиотек небольших организаций на примере странички библиотеки на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Федас Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу создания и функционирования библиотечных сайтов»

Л.А. Федас,

начальник отдела библиотечного работы филиала АО «НЦПК «врлеу» ИПК ПР по Костанайской области»

Heei32i свздер: ктапханалъщ веб-сайт, сщпараттъщ ijôeuici, ацпараттъщ цоры, ктапханалъщ сайт.

Ключевые слова: веб-сайт библиотеки, поиск информации, информационный ресурс, библиотечный сайт.

Keywords: library web site, information retrieval, informative resource, library site.

К ВОПРОСУ СОЗДАНИЯ и

ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ БИБЛИОТЕЧНЫХ САЙТОВ

Ацдатпа

Макал ада кэсюи акпараттык дерекездер ретшде мтапхана сайттарын куру мэселелершщ езектшп керсетшген. «Клтапханальщ сайт» угымына аньщта-ма бершед1. Кэсюи акпараттык пдестфу бары-сында акпараттык сарапшы ретшде кчтапхана мен К1тапханашынын аткаратын рол1 туралы ашылган. ««0рлеу» ОШ1КТШ1КТ1 арттыру улттык орталыгы» акционерлш когамыныц филиалы К^останай облы-сы бойынша педагогикальщ кызметкерлердщ бшк-тшпн арттыру институты» сайтыньщ кчтапхана паракшасы мысалында шагын уйымдардын кчтапхана сайттарыньщ непзп белшдер1 карастырылган, кчтапханалык сайттардьщ акпараттык тольщтыру сурактары осы макалада кетершд1.

Аннотация

В статье представлены проблемы создания библиотечных сайтов, как источника профессиональной информации. Дается определение понятия «библиотечный сайт». Раскрыта роль библиотеки и библиотекаря, как информационного эксперта в вопросах поиска профессиональной информации. сз? Поднимаются вопросы информационного наполне- § ния библиотечных сайтов, рассматриваются основ- т

The article presents the urgency of the issues of

w

ные разделы сайтов библиотек небольших организаций на примере странички библиотеки на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «врлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанай- §

ской области». 2

с

w

Annotation s

tsi

¡IT

creating library sites as a source of professional s

i—(

information. The definition of "library site" is о given. The role of the library and librarian as an

information expert in the search for professional ®

information is disclosed. The issues of information §

content of library sites are raised, the main sections ^

of libraries' websites are reviewed on the example §

of the library page on the website of the branch of ^

the Joint Stock Company " National Training Center §

"Orleu" In-service Teacher Training Institute in §

Kostanay Region ". ^

Современный человек перегружен самой различной информацией. Информация - единственный неубывающий ресурс жизнеобеспечения, объем которой с течением времени только возрастает. Её поток зачастую превышает способность воспринимать и анализировать эту информацию. Но найти «ту самую» бывает порой не так просто. О проблеме поиска нужной информации говорят сегодня на самых разных уровнях, что демонстрирует важность и актуальность этой темы. Так, в Послании Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» говорится о необходимости изменения роли системы образования: «Наша задача - сделать образование центральным звеном новой модели экономического роста. Учебные программы необходимо нацелить на развитие способностей критического мышления и навыков самостоятельного поиска информации» [1].

Развитие глобальной информационной системы Интернет помогает современно-^ му человеку самостоятельно решать многие информационные проблемы. ^ Интернет стал чуть ли не главным инт струментом в информационном обеспечена нии учебной и научно-исследовательской

2 деятельности. Вместе с тем, перед пользо-^ вателем остро встает проблема ориентации ^ (навигации) в информационных массивах О Интернета, представляющих материалы ^ без особой организации по какому-либо § признаку или набору признаков.

и Очень часто сложный, нерелевантный ^ поиск информации приводит к тому, что О пользователь попросту теряет интерес к О теме, или... обращается к компетентному ^ специалисту, информационному экспер-^ ту. Таким информационным экспертом ^ всегда выступал библиотекарь. Именно

3 он по роду своей деятельности перерывал ^ «кучи» книг, чтобы провести библиогра-О фическое разыскание и помочь читателю О предоставить релевантную информацию. § Ничего по большому счету не изменилось,

расширились только возможности поиска. И современный библиотекарь стал для своих пользователей проводником не только в мир книг, но и в мир Интернета. Информационное обслуживание только на основе печатных носителей устарело, и на смену ему пришла новая, электронная информация. Накопленный опыт поиска по книгам удачно перенесся на Сеть. А если искать хорошо и со знанием дела, умением формировать поисковые запросы, строить логические цепочки поиска, то в Сети можно найти практически все. Так что, доверие читателя к библиотеке и к достоверности ее информации остается, несмотря ни на что. Конечно, читатель современной библиотеки все чаще превращается в пользователя. Расширяется круг его информационных запросов и потребностей, ему необходим более широкий спектр информационных услуг «с доставкой на дом». Ему необходим точный, четкий, полнотекстовой ответ на запрос. Эту возможность все чаще стараются предоставлять и библиотечные сайты, которые он - читатель-пользователь отождествляет с самой библиотекой, и потому ждет от него полноценного информационного обслуживания. И библиотека должна и может предоставлять ему такую возможность.

Веб-сайт библиотеки — это представительство себя во внешней среде (Интернете), и еще один библиотечный сервис, аккумулирующий почти все традиционные библиотечные сервисы, но в режиме удаленного доступа. В первую очередь Интернет помогает осуществлять одну из важнейших функций библиотечной работы — поисковую. Но не менее важной сегодня становится и рекламная функция, предоставление сведений о себе, что становится практически невозможным без Интернета. Осуществление этой функции как раз и решают веб-сайты библиотек. По словам заместителя директора по автоматизации ЦГДБ им. А.П.Гайдара H.A. Масловой «Библиотечный сайт — необходимость нашего времени. Сегодня создать свой сайт означает для библиотеки реализовать одну

т

из задач автоматизации — объединить традиционное книжное содержание библиотечной деятельности и высокую степень владения современными программными средствами, телекоммуникационными технологиями... Именно с помощью сайта можно создать образ своей библиотеки как «гостеприимного и богатого ресурсного центра» [2, с.9].

Вопросам развития библиотечных сайтов посвящены работы целого ряда библиотечных деятелей - В.К. Степанова [3,4], Я. Л. Шрайберга [5], Т. Харыбиной[6] и других. Сегодня в библиотечном сообществе проводится целый ряд исследований, в которых анализируются сайты самых различных библиотек, с целью выявления общих и особенных тенденций информационного наполнения библиотечных сайтов. (И.П. Тикунова [7], О.М. Хегай [8])

О.М. Хегай, в статье посвященной Библиотечным сайтам Восточного Казахстана, задается вопросом: почему читатель обращается на библиотечный сайт? [8,с.18]) И определяет следующие моменты, которые можно назвать характерными:

1) Читателю это удобно (доступно). За этим может скрываться не только экономия времени, но и денег.

2) Читатель не нашел другого источника. Любая библиотека располагает своей частью уникальных ресурсов, прежде всего краеведческих.

3) Читатель просто ничего другого не знает. Современная библиотека может настолько прочно утвердиться в местном электронном сообществе, что будет безоговорочным авторитетом в области источников информации.

Известно, что создание первых библиотечных сайтов на постсоветском пространстве «стало массовым явлением в конце 90-х гг. прошлого века» [9]. Появление различных «поддерживающих культуру» программ, грантов открыло доступ библиотек к Интернету и способствовало возникновению первых сайтов библиотек неуверенных, наивных, перегруженных красками и ненужной информацией. Но

любое «начинание» подвергается подобному испытанию, и со временем ведет к совершенствованию и профессиональному росту. Теперь, спустя уже почти 30 лет, можно сказать, прошел первый начальный этап в создании библиотечных сайтов, произошел «естественный отбор» информации на библиотечных сайтах, пришло осознание того, что прежде всего, важна реализация онлайнового поиска, заказа литературы и получения необходимых материалов в электронном виде. Становится выше компьютерная подготовка сотрудников библиотеки, что находит отражение в результатах их работы. Эти результаты демонстрируют интеграцию информационных технологий в сферу библиотечного обслуживания, и сайт приобретает новые, более функциональные черты. Можно сказать, наступил второй этап, вычленивший основные критерии, которым должен соответствовать любой библиотечный сайт.

Библиотечные сайты должны соответствовать определенным критериям. В первую очередь - общеобязательным для любого веб-контента, таким как релевантность, информационная полнота, побуждение к действию, грамотность, правописание, обновляемость. И конечно-же, специфическим, характерным именно для библиотечных ресурсов. Среди специфических критериев называют:

• соответствие миссии, целям и задачам библиотеки;

• информативность и обновляемость ресурса;

• удобная навигация и наличие функции поиска

• доступность и языковая поддержка ресурса;

• быстрота загрузки страниц и представленных ресурсов;

• продуманный дизайн и стиль ресурса;

• хостинг, полнота управления сайтом.

Закономерно, что самыми большими и информационно «богатыми» являются сайты крупных библиотек. Они имеют раз-

К С ер О

го £

« О

м «

О

Он

С

м ^

и м

¡г1

[—I

О ч

о «

о н м

м

и ©

О

и

о -

©

вернутое содержание, включают целый ряд рубрик и разделов, освещающих ресурсы и деятельность библиотеки. Небольшие библиотеки, не имеющие возможности создания самостоятельного сайта, зачастую сегодня объединяют свои усилия и создают коллективный сайт — сайт библиотек системы или района. Такие примеры так же имеются в библиотечной практике. На подобных сайтах интегрирована информация по библиотечному обслуживанию в целом, но, в то же время, каждая библиотека представлена собственным разделом.

Библиотеки небольших организаций, научно-исследовательских институтов, институтов повышения квалификаций оставаясь традиционными библиотеками по библиотечно-информационному и информационно-библиографическому обслуживанию своих сотрудников, комплектуя фонд, согласно профилю организации, проводят сегодня еще и активную политику в области изучения и освоения информационного пространства Интернет, и превращаются в информационный центр, служат навигатором в информационном пространстве. Библиотеки создают поис-§ ковые и навигационные инструменты не « только в собственно-библиотечном инфор-§ мационном пространстве (традиционный Й справочно-библиографический аппарат -® система каталогов, картотек и указателей), 5! но и в информационном пространстве Ин-§ тернета. Для этого создается сайт библио-§ теки или страничка библиотеки на общем „ сайте организации. Структура сайта, его § наполнение определяются комплексом зам дач и целей, стоящих перед библиотекой, з а именно: формирование фонда, согласно О профилю организации, библиотечно-ин-формационное и информационно-библи-н ографическое обслуживание сотрудников ^ с учетом современных информационных

^ технологий и возможностей.

м

§ Сегодня трудно представить эффектив-

Ф но работающую библиотеку, не обеспечи-

^ вающую своим читателям доступ к инфор-

О мационным ресурсам Интернет. Поэтому

3

сайт (страничка) библиотеки - именно тот информационный ресурс и навигационный инструмент, который призван помочь сотруднику найти необходимую информацию с минимальными временными затратами. Следовательно, для решения перечисленных выше задач, в структуру сайта включают следующие обязательные блоки:

- общие сведения о библиотеке - профиль (сфера применения) фондов, количественная характеристика фондов, перечень библиотечных услуг, график работы библиотеки,

- новости,

- ресурсы библиотеки,

- Интернет-ресурсы.

(Новостной раздел деятельности библиотеки включен в общую рубрику новостей института и отдельным контентом в страничке библиотеки не представлен.)

Вопрос об особенностях структуры библиотечных сайтов далек от полного решения и будет решаться по мере их развития и совершенствования. Кроме того, каждая библиотека выделяет для себя те разделы, которые в большей мере соответствует ее направлениям и особенностям работы. В качестве примера организации сайта, позволяющего в существующей ситуации, достаточно полно удовлетворить информационные запросы читателя — сотрудника рассмотрим страничку библиотеки на сайте филиала АО «Национальный центр повышения квалификации «Эрлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области».

Страница, посвященная библиотеке, организована на сайте организации в 2012 г. Сайт регулярно обновляется и совершенствуется. В 2017г претерпела некоторые структурные изменения и страничка библиотеки, и сегодня включает в себя следующие разделы:

• О нас

• Услуги библиотеки

• Информационные ресурсы библиотеки

• Полезные ресурсы

• Из опыта работы.

Особенностью в организации данного

сайта является тот момент, что основными пользователями сайта являются ППС филиала АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», педагогические работники области, а так же библиотекари школьных библиотек, для которых так же на базе «Орлеу» проводятся курсы повышения квалификации. Поэтому на сайте представлена информация, которая может представлять интерес и для тех, и для других. Новостной раздел библиотеки является составной частью общего раздела новостей филиала, поэтому в отдельную рубрику на странице библиотеки не выделен. Заглянем в рубрики сайта:

Раздел «О нас»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Содержит:

• Информацию об отделе

• Задачи деятельности библиотеки

• Состав работников библиотеки

• Направления работы

• Режим работы

Раздел «Услуги библиотеки»

Содержит:

• Информацию об услуге «Электронная доставка документов»

• Информацию об услуге «Виртуальная справочная служба»

Раздел «Информационные ресурсы библиотеки»

Содержит:

• Информацию о фонде библиотеки АО «НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области», его объеме, особенностях формирования и направленности. Отсутствие возможности выставить электронный каталог библиотеки на сайте подвинуло на представление фонда по основным разделам ББК в качестве перечня изданий с 2000 г. по 2016 г. в вор-довском файле, открываемом по гиперссылке.

• Информацию о фонде периодических изданий. Представлен Бюллетень «Периодические издания библиотеки АО

«НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по Костанайской области». А так же ссылку на «Сводный каталог периодических изданий, выписываемых библиотеками города Костаная ", издаваемый ОУНБ им. Л.Н. Толстого .

Раздел «Электронный каталог»

Содержит:

• Информацию об Электронном каталоге библиотеки КФ АО «НЦПК «ОРЛЕУ», истории его формирования, количестве библиографических записей, основных каталогах (базах данных), о режиме доступа к ЭК и основным критериям поиска. Кроме того, представлен буклет «Электронный каталог библиотеки КФ АО «НЦПК «ОРЛЕУ». «Кабис», представляющий собой памятку для самостоятельного поиска для читателей.

• Бюллетень новых поступлений: информация о новых поступлениях в фонд библиотеки за прошедший год.

Раздел «Издания Библиотеки»

Содержит:

• Представлена издательская продукция библиотеки: газета «Орлеу- Костанай дуысы», библиографические обзоры, рекомендательные списки литературы, вир- ^ туальные выставки, методические матери- § алы (информационные и научные статьи « сотрудников библиотеки по различным § направлениям библиотечной работы). ^

• Кроме того, в данном разделе пред- ® ставлены Таблицы УДК, Таблицы ББК, Ал- 5! фавитно-предметный указатель к ББК, ко- § торые необходимы как библиотечным, так § и педагогическим работникам для опреде- „ ления классификационных индексов науч- § ных и учебно-методических работ. м

Раздел «Полезные ресурсы» з

Содержит: о

• Популярные Интернет-ресурсы,

сайты открытых библиотек, общей и ®

м

педагогической направленности, кото- ^

рые могут стать серьезным подспорьем ^

в поиске необходимой информации для ^

педагогических работников. ^

Раздел «Из опыта работы» §

Содержит:

Вестник «öp.fiey»-kst

• Информацию об обобщенном опыте работы школьных библиотек региона.

Конечно, страничка библиотеки на сайте «Эрлеу» находится еще в развитии. Мы стараемся дополнять ее новой информацией, менять структуру для удобства пользователей, стремимся сделать ее более информативной и востребованной. И хотя она представлена довольно лаконично и имеет узкую направленность, уже сегодня можно сказать, что она находит своего пользователя и выступает как активный помощник в поиске информации для сотрудников «Эрлеу» и педагогов области, становятся для них навигатором в Интернет-пространстве.

В завершении хотелось бы сказать, что для небольших библиотек развитие библиотечных сайтов, страниц сегодня - это прогрессирующее явление, постоянно совершенствующееся и обретающее все новые составляющие. Их появление и развитие говорит о постоянном стремлении быть нужными, интересными и привлекательными для своих пользователей, заставляет многое менять в привычной библиотечной öh деятельности и соответствовать времени. § Ведь будущее библиотек — это не толь-« ко владение фондами, но и качественное со обеспечение читателя информацией, а Й библиотечный сайт — новый инструмент ® обслуживания читателей, новые возмож-S ности повышения социальной активности g пользователей, платформа для представле-§ ния себя и своих ресурсов, возможность щ обретения новых партнеров, и наконец, § верная стратегия развития любой библио-w теки. А библиотекари, помогающие искать S или осуществляющие поиск информации О для пользователей, должны знать и разбираться в особенностях поиска в Интернет н среде. Поэтому задача библиотекарей - из-

W

^ учить возможности поиска в конкретной ^ среде и уметь помочь пользователям в по-

S иске необходимой информации.

и

О ЛИТЕРАТУРА

§ 1. Назарбаев, H.A. Третья модерни-

¡§ зация Казахстана: глобальная конкурент-

носпособность: Послание Президента Республики Казахстан Н. Назарбаева народу Казахстана. 31 января 2017 г. [Электронный ресурс] / H.A. Назарбаев // Казахстанская правда: [сайт]. - Астана, 2017.

- Режим доступа: http://www.kazpravda.kz/ articles/view/poslanie-narodu-kazahstana-prezidenta-respubliki-kazahstan-n-a-nazarbaeva.

2. Маслова, H.A. Размышления о сайте детской библиотеки: Откуда это взялось? / [Текст] /H.A. Маслова // Библиотека в школе . -2009. - № 6. - С.9-10.

3. Степанов, В.К. Практические уроки: Интернет для библиотекарей [Текст] /

B.К. Степанов. - М.: Либерия, 1998. - 64 с. — (С компьютером на «ты». Вып.2).

4. Степанов, В.К. Российские библиотечные сайты в Интернет [Текст] / В.К. Степанов // Научные и технические библиотеки. - 2000. - № 3. - С. 17-20.

5. Шрайберг, Я. Л. Современные тенденции развития библиотечно-инфор-мационных технологий [Текст] / Я. Л. Шрайберг // Научные и технические библиотеки. - 2002. - № 1. - С. 25-47.

6. Харыбина, Т. Создание библиотечного веб-сайта [Текст] / Т. Харыбина, Н. Слащева, Ю. Мохначева // Библиополе. — 2005. -№ 1. -С.26-28.

7. Тикунова, И.П. Библиотечные сайты — источник профессиональной информации [Текст] / И.П. Тикунова // Информационный бюллетень Российской библиотечной ассоциации. — 2004. — № 32.

- С. 43-45.

8. Хегай, О.М. Библиотечные сайты Восточного Казахстана [Текст] / О.М. Хегай //Мир библиотеки. - 2004. - № 2. -

C.18-21.

9. Колесникова, О. Г. Библиотеки в виртуальном пространстве [Электронный ресурс] / О. Г. Колесникова // Национальной библиотеке Удмуртской Республики: [сайт]. -Ижевск,2014. [Электронныйрсурс] Режим доступа: http://unatlib.ru/librarians/ methodical-materials/informational-and-analytical-materials/briefs/394-biblioteki-v-virtualnom-prostranstve.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.