Список литературы:
1. Алипатов М.В., Орехов В.В., Зезюкина К.А. Графические аспекты дизайна сайта «Три склянки» // Наука и современность. - 2015. - № 37-1. -С. 43-48.
2. Волощенко В.Ю., Ли В.Г., Никипелов М.В. Дизайн сайта «Дизайн. Четверг». Графические аспекты // Наука и современность. - 2015. - № 37-1. -С. 58-64.
3. Маркотт И. Отзывчивый веб-дизайн. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 176 с.
4. Буковецкая О.А. Дизайн текста: шрифт, эффекты, цвет. - М.: ДМК Пресс, 2006. - 278 с.
5. Сидерхолм Д. CSS3 для веб-дизайнеров. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 125 с.
6. Кит Д. HTML5 для веб-дизайнеров. - М.: Манн, Иванов и Фербер. 2013. - 180 с.
7. Function Reference / bloginfo [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://codex.wordpress.org/.
8. Справочник HTML [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://htmlbook.ru.
«WE ARE ON THE SIDE OF THE PEACE»
СПЕЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ В КОНТЕКСТЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДИЗАЙНЕРОВ
© Барвенко В.И.1
Институт радиотехнических систем и управления Южного федерального университета, г. Таганрог
В статье рассматриваются особенности художественно-конструктивного оформления детской тематической книги-игрушки «Горы», как качественного инструмента формирования культуры туризма и визуального средства, активизирующего познавательные формы восприятия окружающего мира у детей дошкольного возраста и их родителей.
Ключевые слова: дизайн, поликультурное образование, коммуникативный дизайн, арт-дизайн, педагогическая антропология.
Миграционные процессы в последнее время приобрели вид переселения народов. Особенно очевидно, что приграничные области России, например, Юго-восток Украины, который граничит с Ростовской областью, где
1 Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
расположен Южный федеральный университет, в течение последних трех лет испытывает реальную нагрузку, принимая в ряды студентов молодых людей, вынужденных, в силу обстоятельств, покидать места своего привычного проживания, переезжая в Таганрог (50 км от украинской границы). Таганрог - портовый город, в котором в определенные исторические периоды проживало до 90 национальностей (сведения 2005 г.) - всегда был многонациональным и поликультурным городом. Важность выстраивания диалогов культур - проецируется властями на всех уровнях, что отмечается жителями и гостями города.
Кафедра Инженерной графики и компьютерного дизайна приняла уже две волны абитуриентов-беженцев с Украины. Адаптировать, социализировать украинских студентов в новой реальности, дать им надежду и уверенность в собственных силах, а российским студентам дать понимание происходящих процессов - в самом начале их образования, стало для кафедры одной из насущных и важных задач. Таким образом, образовательная практика претерпевает обновление реально-существующего процесса «... в основании которого лежит человеческое измерение. Оно заставляет ученых и политиков обосновывать проектирование образовательной деятельности с учетом природы, интересов и ценностей человека» [1].
Графический дизайн, который носит еще название коммуникативный дизайн - специальность, которая включает в себя объемный цикл художественных и информационно-технологических дисциплин, со своим особым языком и инструментарием, направленных на созидание и эстетическое преобразование окружающего пространства. Наиболее адекватно приложение этих изменений традиционно происходит во взаимодействие с разными административными структурами и учреждениями: Управление культуры г. Таганрога, Таганрогский художественный музей, Центральная городская публичная библиотека, Детская библиотека, специализированные учреждения (к примеру, проекты для слабовидящих и слабослышащих детей). Метод лич-ностно-ориентированных проектов, многократно апробированный во время проведения ежегодных фестивалей, выставок и акций, является эффективным и результативным методом в процессе обучения дизайнеров.
В учебном процессе на передний план современного образования дизайнеров выходят тенденции, связанные с широким внедрением информационных технологий, которые «значительно расширяют интеллектуальную деятельность обучающихся»; переход к вариативному, блочно-модульному, контекстному обучению, предполагает высокий уровень развития учебной самостоятельности, самообразования; и взаимодействие педагога и обучаемого приобретает характер сотрудничества» [2]. Таким образом, формируется коммуникативная компетенция в профессиональной подготовке дизайнера.
Выстраивание поликультурного образования в ВУЗе, влияющего на развитие молодого человека, на образ его мышления в рамках развития обще-
ства - очевидная и важная задача. Формирование коммуникативной компетенции дизайнеров и её значимость в процессе поликультурного образования в многонациональном и многокультурном общественном поле - не достаточно исследованы и требуют внимательного изучения. «В конце ХХ-го столетия международная организация ЮНЕСКО определила глобальную концепцию образования, назначение которой - обеспечить в будущем обществе превалирование ценностей и идеалов культуры мира, толерантности, активной межкультурной коммуникации» [3].
Важнейшим условием модернизации современного отечественного образования в начале XXI века становятся «педагогические концепции, основанные на антропологических идеях. Они имеют аксиологические, культурологические, индивидуально-прагматические, социологические, герменевтические и другие антропологические характеристики и вводят в педагогику новые методологические и категориальные средства, пересматривая компоненты педагогического процесса в свете человекообразующей функции (Л.А. Липская, А.П. Огурцов, Е.В. Бондаревская, А.В. Хуторской, А.Н. Джу-ринский, Э.Д. Днепров и др.).
Педагогическая антропология, находясь в системе антропологических наук, открывает для педагогики обширное информационное пространство, центром которого является человек» [4, с. 32]. Педагогическая антропология определяется в Российской педагогической энциклопедии как «... направление в теоретической педагогике и человекознании, возникшее в Западной Европе после 2-й мировой войны» [5, с. 121]. Вместе с тем широко известно, что труд К.Д. Ушинского «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии» был издан в Санкт-Петербурге в 1868-1869 гг. [6]. Ушинский К.Д., основатель научной педагогики в России, писал в своем труде: «Всякое искусство, конечно, может иметь свою теорию, но теория искусства не наука; теория не излагает законов существующих уже явлений и отношений, но предписывает правила для практической деятельности, почерпая основания для этих правил в науке».
Известный российский психолог В.И. Слободчиков в своем труде [7] пишет: «... Экзистенциалисты отождествляли бытие с Da sein^. И тогда получается, что в этих сетях случившегося человек всегда частичен и в какой-то мере феноменален. Он всегда за пределами этой действительности. И удержать его на границе можно только в логике становления-преодоления. Становление, как обнаружение.». В экзистенциальной психологии и психотерапии понятие Dasein определяет бытие человека, причём конкретное (по времени, месту, пространству существования человека) его бытие -«здесь» бытие, которое является моим». Мэй Р. Отмечает, что «понятие бытия расщепляется на два элемента: реальность и ценность как возможность практической реализации - интеллектуальной, исследовательской, мотива-ционной, эмоциональной и т.д.» [8].
Дизайн, оптимальным образом сочетает художественный замысел с технологиями личностно-ориентированного проектирования, решает комплекс задач, связанных с предметно-практической сферой реализации проектов, формирует аксиологический аспект бытия, связанный с природой ценностей, их местом в реальности и структурой ценностного мира, то есть связывает различные ценности между собой, с социальными и культурными факторами и структурой личности [9].
Вхождение нашей страны в мировое образовательное и информационное пространство связано с поиском новых путей и способов формирования личности современного специалиста, способного свободно ориентироваться в поликультурном мире. «Поликультурное образование, являющееся одной из ведущих тенденций современного образования, предполагает: связь образования с культурным и этническим многообразием человечества; воспитание толерантности к иным культурам и системам ценностей; культурную компетентность личности; развитие способностей к межкультурной коммуникации [3].
«WE ARE ON THE SIDE OF THE PEACE» - масштабный проект, инициированный турецкой стороной, участие в котором приняла 41 страна, в том числе и Россия в декабре 2016 года (рис. 1).
Рис. 1. Графическое сопровождение мероприятия, 2015 г.
Это проект, который со временем приобрел еще одно уточняющее слово -«исключительно» - «We are solely on the side of the peace», после того как ВВС Турции сбили российский самолет над территорией Сирии. Выставка-акция стала актуальным призывом к объединению художников и творческих людей из разных стран в движении МИР БЕЗ ВОЙНЫ. «Мы разделяем позицию организаторов выставки-акции - озабоченность нестабильностью мира, переселением народов, ростом гонки вооружений... Своими работами мы хотим сказать: НЕТ ВОЙНЕ! МЫ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО НА СТОРОНЕ МИРА!!!» - выдержка из текста пресс-релиза.
Понимание глобальности и необратимости изменений, происходящих в обществе, ставит перед молодым человеком вопрос о личной сопричастности к проблемам человечества, народов. Обсуждая в коллективе, который состоит из русских и украинских студентов, векторы концептуального развития проекта, выяснилось, что эмоциональная составляющая и острая реакция украинцев, выходцев из Донецкой и Луганской областей и россиян, разного типа.
Рис. 2. Кадры из фильма «Испытание огнем» («Trial by fire»), 2015 г.
Лично пережитые глубокие трагедии, которые связаны с потерей родных людей, родного дома и друзей, потеря ориентиров и стабильности, резко выделили в них желание личного участия в процессе, влияющем на ход истории, феноменально открыв их как субъектов общественного самопознания и самосознания, готовых к немедленному преобразованию социальных установок. События, связанные со сбитым самолетом усилили этот эффект, послужили катализатором: контекст поликультурного образования важен для реализации содержательной части образования дизайнеров.
Социо-культурный проект был реализован студентами двух курсов в рамках учебных дисциплин «Введение в проектную деятельность» (бакалавры) и «Основы дизайна и техническая эстетика» (магистры, специализирующиеся в сфере информационных технологий) в перформантивной форме осенью 2015 года, визуально -образным языком, не требующим перевода, понятного всем. Материал был отснят и смонтирован в два видеофильма «Испытание огнем» и «Всё в наших руках».
Коллективные действия студентов, объединенные значимой идеей, транслировали вовне идею о том, что «Новые территории творческой жизни влияют на существующую культурную ситуацию. Они способны дизайнеру дать понимание того, что Фуко называет «практикой себя»: достоинство жизни, по Фуко, в том, чтобы правильно мыслить, преодолевать социальную и историческую обусловленность, вносить посильный вклад в совместную жизнь людей...» [9].
«Испытание огнем» («Trial by fire», рис. 2) - видео-перформанс студентов-дизайнеров, ассоциативно связан с огнем, уничтожающим всё вокруг. Дизайнеры-первокурсники, среди которых много украинцев, огонь войны понимают прямолинейно и лично. Ребята в короткий промежуток времени, работая за одним столом и чувствуя локоть друг друга, сделали много изображений, связанных с темой «Мир в доме, мир на Земле». Далее в символическом «огне войны» начали сжигать собственноручно нарисованные изображения голубого неба, домашнего очага, играющих детей, голубя -символ мира, цветущих полян и т.д., бумага обугливалась, превращалась в пепел, но сохраняла изображения, это удивительное и завораживающее зрелище было разрушено треснувшим от температуры стеклом.
Но, как выяснилось, случайно осталось единственное изображение, не тронутое пламенем, с надписью «терроризм». Искренне переживая «эту несправедливость», надпись была сожжена, стекло лопнуло прямо в руках, зажмуренные от испуга глаза и звон разлетающихся осколков были зафиксированы на последних кадрах видео-перформанса.
«Всё в наших руках» («All in our hands», рис. 3) - весьма символичное название видео-перформанса. Студенты складывали простые, но нагруженные смыслом символы мира, дома, семьи, любви. Каждый из двадцати человек в общую меняющуюся картину мира, дома, любви, вносил свой вклад и строил из слов «гуманизм», «счастье», «добро», «семья», «вера», «дружба»,
«милосердие», «терпимость» и т.д. Лица ребят, которые можно увидеть в кадрах, говорят об искренности их переживаний и вовлеченности в процесс.
Рис. 3. Кадры из фильма «Всё в наших руках» («All in our hands»)
Также глубоки были переживания, выраженные негативными словами: «ненависть», «обман», «жестокость», «рознь», «злоба», «вражда» и т.д. За-
крывая своими руками слова с негативным смыслом, произнося фразы «нет вражде», «нет ненависти», «нет жестокости» и т.д., дизайнеры переживали ситуацию появления «новых целевых, содержательных, ценностных элементов, то есть формирование нового системного качества» [4, с. 32], связанного с мировоззрением и духовностью.
Видео-перформансы были отосланы организаторам выставки-акции «WE ARE ON THE SIDE OF THE PEACE», они одновременно демонстрировались на выставке в Таганроге и вещались на все страны-участницы в декабре того же года (рис. 4). Студентами также были выполнены графические и живописные работы, плакаты, посвященные теме мира.
Очевидно, что поликультурное образование, является одной из ведущих тенденций современного образования, которая предполагает поиск новых путей и способов воспитания толерантности к иным культурам и системам ценностей; культурную компетентность личности; развитие коммуникативных способностей к межкультурному диалогу у дизайнеров. Встраивание молодого человека в международные масштабные проекты позволяет сформировать личность дизайнера, которая способна не только понять важность «культурного плюрализма», но и реализовать его в понятной визуально-образной форме с помощью технологий, соответствующих компетенциям дизайнера.
<- С J www.yalnizcabari$atarafiz.com/#!philanthropy/c1ojo Э 12?
Рис. 4. Галерея фотографий на сайте организаторов выставки-акции (Турция), 2015-2016
В условиях многонационального российского общества поликультурный компонент образования становится неотъемлемой частью профессиональной культуры дизайнера. Это связано с теми возможностями, которыми поликультурное образование обладает для развития «новой культуры», т.е. потенциального уровня общего образования личности, на котором происходит саморазвитие и становление человека как субъекта культуры». ... А во многих философско-культурологических, психологических и педагогиче-
ских работах «подчеркивается, что контекст как система внешних и внутренних условий деятельности и поведения человека играет важную смыс-лообразующую роль в профессиональном образовании» [3].
Список литературы:
1. Слободчиков В.И. Антропология образования: ее возможность и действительность // Школьные технологии. - 2008. - № 3. - С. 3-8.
2. Калашникова Т.Г., Барвенко В.И. Метод проектов в обучении дизайнеров как технология личностно-ориентированного образования // Наука и современность. - 2015. - № 37-1. - С. 68-72.
3. Ерёмина В.М. Формирование коммуникативной компетенции будущего учителя в контексте поликультурного образования // Выдержки из автореферата диссертации, 2005, 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования.
4. Малякова Н.С. Педагогическая антропология в системе научного знания // Человек и образование. - 2010. - № 4 (25).
5. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. Т. 2. - М.: Большая рос. энцикл., 1999. - 672 с.
6. Ушинский К.Д. Избранные педагогические соч.: в 2 т. - М.: Педагогика, 1974. - Т. 1 - 584 с.; Т. 2. - 440 с.
7. Слободчиков В.И. Парадигмы развития современной психологии и образования // Альманах № 3 «Психологическое образование: контексты развития». - Мн.: Технопринт, 1999. - С. 120.
8. Мэй Р. Открытие Бытия. - М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2004. - С.107.
9. Барвенко В.И., Калашникова Т.Г. Арт-дизайн в контексте обучения графических дизайнеров // Проблемы современной науки. - 2015. - № 20. -С. 29-38.
ДИЗАЙН-КОНЦЕПЦИЯ ГРАФИЧЕСКОГО
КОМПЛЕКСА ТУРИСТИЧЕСКОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ТРАССЫ М-4 «ДОН»
1 2 © Заинчковская М.В. , Аббасов И.Б.
Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог
Работа посвящена разработке туристической инфраструктуры и графического оформления придорожных комплексов трассы М-4 «ДОН».
1 Магистр II курса кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.
2 Заведующий кафедрой Инженерной графики и компьютерного дизайна, доктор технических наук, профессор.