Научная статья на тему 'Творчески мотивированная интеграция в мультимедийных проектах'

Творчески мотивированная интеграция в мультимедийных проектах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
198
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИЗАЙН / ТВОРЧЕСТВО / ИНТЕГРАЦИЯ / МУЛЬТИМЕДИА / СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Барвенко В. И., Орехов В. В.

Формирование и реализация творческого потенциала студентов в социально-значимых проектах (международных выставках и фестивалях), проводимых в Таганроге городе с богатой историей и культурой. Практическое применение профессиональных навыков, полученных при изучении художественных и технологических дисциплин в мультимедийных проектах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Творчески мотивированная интеграция в мультимедийных проектах»

25 мм, выпуск за обрез - 4 мм. Была разработана соответствующая модульная сетка, она одинаковая для всех разделов, меняется только цветовое решение.

Основной текст в книге набран гарнитурой Bookman Old Style, для заголовков использовался шрифт Clip. В качестве фирменных цветов были выбраны пастельные тона бежевого и бирюзового цветов. При подготовке макетного экземпляра книги все графические файлы были переведены в цветовую модель CMYK, которая соответствует требованиям цифровой печати.

Выводы

В результате проектирования макета книги получилась совершенно новая кулинарная книга, которая превосходит свои аналоги, как по функциональности, так и в художественном оформлении.

Список литературы:

1. Волкова Л.А. Издательско-полиграфическая техника и технология. -М.: Изд-во МГУП «Мир книг», 1999. - 135 с.

2. Матвеева Р.В., Трубникова Г.Г., Шифрина Д.А. Основы полиграфического производства. - М.: Книга, 1994. - 312 с.

3. Серов С.И. Гармония классической типографики. - М.: ЗАО «Линия График», 2003. - 32 с.

4. Джон Пикок. Издательское дело. Книга от замысла до упаковки. - М.: ЭКОМ, 2002. - 401 с.

5. Аббасов И.Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS6. - М.: ДМК Пресс, 2013. - 238 с.

6. Аббасов И.Б., Гривцов В.В., Моисеева Е.Д. Фирменный стиль кафе «Ангкор бар» // Теорiя та практика дизайну. - К.: 2013. - № 4. - С. 5-11.

7. Ли В.Г., Аббасов И.Б., Горбач Е.Г. Дизайн книги Э. Успенского «Стихи для детей» Мiжвiдомчий науково-техшчний збiрник «Техтчна естетика i дизайн». Випуск 11. - К.: КНУБА, 2012. - С. 96-100.

ТВОРЧЕСКИ МОТИВИРОВАННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ В МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРОЕКТАХ

© Барвенко В.И.*, Орехов В.В.Ф

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

Формирование и реализация творческого потенциала студентов в социально-значимых проектах (международных выставках и фестива-

* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

* Ассистент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

лях), проводимых в Таганроге - городе с богатой историей и культурой. Практическое применение профессиональных навыков, полученных при изучении художественных и технологических дисциплин в мультимедийных проектах.

Ключевые слова дизайн, творчество, интеграция, мультимедиа, социализация.

Дизайн - специальность прикладная. Навыки, получаемые в процессе обучения, необходимы для реализации конкретных видов работ, связанных со специальностью [1]. Студенты овладевают не только грамотой по художественным дисциплинам, но и технологиями, которые позволяют с помощью технических средств и специального программного обеспечения объединять текстовую, графическую, звуковую и видео информацию. Все эти навыки, не формируются одновременно. Время и опыт сопутствуют профессиональному росту, но формирование и реализация творческого потенциала студента, в значительной степени зависит от его культурного багажа и образного мышления.

Предметы художественного цикла [2] (рисунок, живопись, композиция) насыщены наглядными образами. Изображение с натуры, безусловно, развивает чувственно-эмоциональную сторону личности дизайнера, глазомер и точность выражения. Последовательное изучения, умение ставить задачи и находить выразительные практические решения, понимание внутренней сути явлений и умение эмоционально передавать художественными средствами окружающий мир - всё это является необходимыми условиями для художественного творчества, «художественной компетентности» - способности «вычерпывать из художественной ткани ... содержательно-смысловые слои» (по Д.А. Леонтьеву, 1991 г.). Но задача в образовании дизайнера состоит не столько в наборе определенного профессионального инструментария, сколько в умении выходить за пределы решаемой задачи: Т. Манн пишет о способности истинного поэта наполнить внутренним содержанием даже заимствованный сюжет или обыкновенный «кусок живой действительности».

Город Таганрог славен тем, что ежегодно в нем проводятся крупные мероприятия с международным и всероссийским статусом, одним из крупнейших в которых является Международный книжный чеховский фестиваль. Графические дизайнеры, разумеется, привлекаются к оформлению городских площадок, но студенты кафедры ИГ и КД активно привлекаются и к участию в выставочных проектах. Осенью 2014 года впервые в качестве учебного задания студентам было предложено (совместно с Управлением культуры г. Таганрога) сделать мультимедийный проект под общим названием «Три-нео» (нео-Чехов, нео-Левитан, нео-Чайковский) в концепции нового прочтения культурно-исторического наследия трех гениальных соотечественников, связанных узами дружбы и творчества.

Интегрирование полученных художественных знаний в технологическую сферу, связанную с масс-медиа (СМИ), является важным и увлекательным процессом для будущего дизайнера [3].

Сложность визуализации образов, связанных с именем А.П. Чехова и героев его произведений, в ежегодных мероприятиях состоит в стереотипности, «замыленности» восприятия и дизайнерских решений. В этом случае Искусство выступает как мощный мотиватор тренинга эмоциональной и интеллектуальной сферы, помогает преодолеть апатию и безынициативность, формирует активную творческую позицию.

Студентам предлагалось выступить в роли экспертов - раскопать интересный факт из жизни трёх гениев, найти связующие их элементы и на этой основе сделать мультимедийный проект, таким образом, предполагается мотивированная возможность собственного высказывания и самовыражения (самораскрытия и самореализации), то, что мы называем развитием творческого потенциала личности [4]. Потенциал искусства является мощным активатором, мобилизуя творческий потенциал, который проявляется и в самом процессе создания и в конечном результате мультимедийного продукта в основе которого лежат культура и история [5].

В результате работы был получен ряд проектов. Одним из интересных в плане работы над темой стоит выделить проект М. Головченко «В заячьем свете». За основу сюжета анимации взят факт из биографии Чехова и Левитана, когда они, гуляя по тропинке в лесу, обсуждали охоту: Чехов спросил Левитана, сможет ли он охотиться на зайцев, на что Левитан ответил, что нет, что он сам как заяц. Метафорически автор переносит зрителей в дом в лесу, в семейство зайцев, которых лечит заяц-доктор (Чехов), которые пьют чай, общаются, танцуют, рассматривают пейзажи с зайцем-художником (Левитаном), т.е. жизнь такая какая она есть. Линия, выстроенная на фразе - я такой как они, зайцы, - дала интересную и неожиданную для всех зрителей форму, удивила и восхитила своей изысканной простотой и очевидностью (рис. 1). Данная работа выполнена в технике лимитированной классической анимации, все персонажи и фоны отрисованы вручную, с использованием графического планшета.

Пример работы М. Кутыревой интересен с технической точки зрения (рис. 2). В основу видеоролика заложены кадры из художественных фильмов по произведениям А.П. Чехова. В основе проекта нарезка отрывков из полнометражных экранизаций произведений А.П. Чехова. Используя программный пакет для обработки видео и создания постэффектов, был достигнут эффект ручной отрисовки персонажей на бумаге, плавно переходящий в видеопоток.

Кроме вышеперечисленных индивидуальных работ, стоит отметить результат коллективного творческого процесса. В процессе обучения не малую роль играет командная работа, которая развивает коммуникативные навыки работы со сверстниками [6]. Коммутативность студента, а в дальнейшем и специалиста, важное качество которое необходимо для успешной работы.

Рис. 1. Раскадровка анимационного ролика М. Головченко

Проект «Чехов - Чайковский» от коллектива авторов (рис. 3), выполнен в манере, характерной для комиксов. Графически проект решен в двух цветах, вся графика отрисована вручную. Частичная анимация персонажей, переходы от плана к плану и качественная подборка звукового ряда, делает ролик динамически.

Рис. 2. Раскадровка видеоролика М. Кутыревой

Вклад каждого важен, интересен и уникален. Студенты продемонстрировали в первую очередь свой личностный рост - преодолели стереотипы собственного восприятия чеховской темы, преодолели негативные представления о собственных силах и возможностях, смогли показать продуктивность

своей познавательной и творческой деятельности. Возможность показать плоды своего труда широкой аудитории на выставках наполняет душу положительными эмоциями через осознание своего творчества, гордости за свое произведение и за себя как за автора - всё это формирования положительной профессиональной самооценки и позитивного отношения к миру.

Рис. 3. Раскадровка анимационного ролика «Чехов - Чайковский»

Усилия группы студентов-дизайнеров, выраженные в динамичных повествованиях, выполненных с использованием специального программного обеспечения, для проекта «Три-нео», были показаны впервые в проекте «Чехов экспериментальный»^ в юбилейных торжествах А.П. Чехова в январе 2015 года. Зритель завороженно наблюдал, сопереживал и открывал для себя нового Чехова, нового Левитана и нового Чайковского. Изобразительная деятельность, интегрированная в компьютерные технологии, явилась мощным адекватным средством выражения профессиональных способностей студентов, как будущих специалистов.

Мы видим средство сближения людей, которые искренне интересуются и восхищаются жизнью и творчеством Чехова, Левитана, Чайковского, которые любят и гордятся своим городом Таганрогом.

Участие в статусных городских мероприятиях, наравне с другими участниками, в фестивалях и выставках, наверное, самый быстрый способ для дизайнера начать делать что-то осмысленное. Участие студентов в реальных общекультурных проектах, по примеру г. Перми, где «. опыт показал, что культурные изменения могут быть фактором изменений социальных и даже экономических...» [7].

Список литературы:

1. Кузин В.С. Психология живописи. - М.: ИД «Оникс 21 век», 2005.

2. Симблет С. Рисунок. Полное собрание техник. Новый практичный подход к передаче образов в рисунке / Сара Симблет; пер. с англ А. Давыдовой. - М.: АСТ: Астрель, 2006. - 264 с.

3. Симпсон А. Рисунок: смотреть и видеть: пер. с англ. / Айэн Симсон. -М.: АСТ: Астрель, 2005. - 207 с.: ил.

4. Мельникова Е.А. Особенности образного мышления художника-педагога // Журнал «Искусство и образование». - 2010. - № 5 (91). - С. 14-19.

5. Василевская Г.С. Метод ассоциативных связей как средство формирования готовности студентов-педагогов // Журнал «Искусство и образование». - 2010. - № 5 (91). - С. 24-28.

6. Тутолмин А.В. Развитие профессионально-творческой готовности студентов-педагогов // Искусство и образование. - 2010. - № 5 (91). - С. 52-62.

7. Русский дизайн изнутри. Зачем дизайнер нужен городу [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gorod.afisha.ru/archive/design-kagarov/.

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ГРАДООБРАЗОВАНИЯ

И СТИЛЕВОЙ ЭВОЛЮЦИИ ТАГАНРОГА XVII-XXI ВВ. И ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ АРХИТЕКТУРНОГО НАСЛЕДИЯ

© Григорян М.Е.*

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

Статья посвящена исследованию и анализу архитектурно-художественного облика г. Таганрога с момента основания до наших дней. Также рассмотрены проблемы сохранения исторической застройки в условиях современной действительности.

Ключевые слова: Таганрог, архитектура, градостроительство, классицизм, эклектика, «кирпичный стиль», модерн, конструктивизм, объект культурного наследия, историческое поселение.

Таганрог - город с уникальной судьбой, драматической и противоречивой. Его рождение неразрывно связано с событиями русской истории. Сознавая, что отсутствие морских портов мешает развитию государства, Петр I сосредоточил усилия на овладении южными морскими границами. Одним из проявлений этой политики было создание Таганрога.

О том, каким город был задуман в Петровскую эпоху, свидетельствует чертеж австрийского инженера и фортификатора Боргсдорфа, выполненный

* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, кандидат искусствоведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.