Научная статья на тему 'Социальная реклама в работах студентов-дизайнеров'

Социальная реклама в работах студентов-дизайнеров Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
173
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА / КОММУНИКАЦИИ / МУЛЬТИМЕДИА

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Калашникова Т. Г.

В статье описывается процесс создания студентами-дизайнерами в рамках учебного процесса по дисциплине «Мультимедиа» рекламных материалов, имеющих социальную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Социальная реклама в работах студентов-дизайнеров»

4. Земляная Т.Н. Особенности педагогической системы М.Л. Бойчука (по учебным программам мастерской монументальной живописи) // Известия ТТИ ЮФУ - ДонНТУ Материалы Девятого Международного научно-практического семинара «Практика и перспективы развития партнёрства в сфере высшей школы». В 3-х кн. Кн. 2. - Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ 2008. -№ 8. - С. 52-76.

5. Лебедева В. Школа фресковой живописи на Украине в первое десятилетие Советской власти. - С. 359.

6. Роготченко О. Школа М. Бойчука як контркультура соцреалiзму пер-шо1 фази // Мистецтво, ютор1я, сучаснють, теор1я. - ВХ. Студю. Мют № 2. -К., 2005. - С. 226.

7. Седляр В. Жовтень в образотворчому мистещга // Жовтневий зб1рник: Революци року УП: 1917-1924. - К.: Держвидав Украни, 1924. - С. 141-152.

8. Соколюк Л. Михайло Бойчук та його концепщя розвитку укрансько-го мистецтва. (Перша третина XX ст.): Дисертащя на здобуття доктора мис-тецтвознавства. - Харюв, 2004. - 459 с.

9. Tamara Zemlyanaya. M.L. Boichuk and the First School of Design in Ukraine. World Applied Sciences Journal (WASJ), Volume 25, number 8, 11811185, 2013: http://www.idosi.org/wasj/wasj25(8)2013.htm.

СОЦИАЛЬНАЯ РЕКЛАМА В РАБОТАХ СТУДЕНТОВ-ДИЗАЙНЕРОВ

© Калашникова Т.Г.*

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

В статье описывается процесс создания студентами-дизайнерами в рамках учебного процесса по дисциплине «Мультимедиа» рекламных материалов, имеющих социальную направленность.

Ключевые слова социальная реклама, коммуникации, мультимедиа.

В настоящее время реклама является неотъемлемой частью не только и не столько торговли, но и современного культурного процесса, как сфера реализации мировоззренческих, эстетических, эмоциональных, коммуникативных потребностей современного человека. Социальная реклама занимает большее значение в жизни общества, в большинстве случаев она находит положительное отношение у респондентов, побуждая их проанализировать свое отношение к жизни. Николайшвили Г. определяет социальную рекламу

* Доцент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна, кандидат технических наук, доцент.

как «вид коммуникации, ориентированный на привлечение внимания к самым актуальным проблемам общества и его нравственным ценностям, ориентированный на актуализацию проблем общества. Предназначение её -гуманизация общества и формирование его нравственных ценностей. Миссия социальной рекламы - изменение поведенческой модели общества» [1].

В образовательном стандарте указано, что выпускник по направлению подготовки «Дизайн» должен осознавать социальную значимость своей будущей профессии. В рамках дисциплины «Мультимедиа» студентам было предложено создать проекты, имеющие социальную направленность.

Прежде, чем приступить непосредственно к разработке видеороликов, студентами проводилась аналитическая работа. На первом этапе анализировалась существующая на данный момент ситуация, рассматривалась проблема (причины существования проблемы; что требуется изменить в представлении, отношении или поведении целевой аудитории для решения проблемы). В результате была сформулирована цель проекта (какие изменения на уровне представлений, отношения и поведения целевой аудитории планируется достигнуть в результате коммуникации). Обязательным этапом работы команды является детальный анализ целевой аудитории (социально-демографические характеристики, мотивационная сфера) и описание сообщения, которое требуется передать целевой аудитории посредством рекламной коммуникации.

В современной трактовке коммуникация - социально обусловленный процесс передачи информации в условиях межличностного и массового общения по разным каналам при помощи различных коммуникативных средств [2]. Социальная реклама предполагает в качестве результата информационного воздействия изменение объекта (получателя) и его отношения, преследующее цели, заданные отправителем рекламной коммуникации. В качестве примера социальной рекламы рассмотрим студенческие проекты видеоролик «Один день из жизни студента-дизайнера» и проект «Семейные ценности», которые получили положительный отклик фокус-группы и заняли призовые места на студенческой конференции.

Команда студентов первого проекта определила цель: разработать рекламный продукт - видеоролик, создать положительный образ студента-дизайнера для привлечения абитуриентов, соответствующий имиджу кафедры дизайна, творческой и дружеской атмосфере на кафедре.

В рамках второго проекта студентами было решено разработать социальный ролик на тему семьи. Цель данного проекта: обратить внимание людей на ценность семейных отношений. Видеоролик должен побудить зрителя задуматься над тем, сколько внимания он уделяет своим близким.

На этапе планирования и расчета бюджета студентам было необходимо [3, 4]:

- определить рамки мультимедийного проекта;

- распознать и оценить потенциальные препятствия и затруднения, которые могут помешать выполнению мультимедийного проекта;

- идентифицировать средства и приемы устранения возникающих трудностей в управлении проектом;

- рассчитать бюджет и время, а также определить задачи, необходимые для выполнения проекта;

- обсудить, как будет проходить процесс общения с заказчиком проекта (в данном случае - преподаватель) и тестирование проекта фокус-группой.

Командой проекта «Один день из жизни студента-дизайнера» был проведен анализ аналогичных продуктов - рекламных роликов разных учебных заведений. По результатам анализа аналогов, было принято решение сделать упор на активную жизненную позицию студентов кафедры ИГ и КД Инженерно-технологической академии и продвижение бренда ЮФУ Основная идея - продемонстрировать день трех студентов дизайнеров разных типажей. Реклама кафедры проходит сквозным действием через весь сюжет. Необходимо создать яркий, молодежный ролик на две-три минуты. В ролике показывается утро, дорога в университет, процесс обучения и вечер студентов (рис. 1). В проекте показаны реальные работы студентов кафедры ИГ и КД как презентация того, чему и как учат на кафедре дизайна.

Рис. 1. Зарисовки для ролика

В процессе проектирования детализируются цели, определяется бюджет и проводится анализ идеи. Главная цель - продвижение бренда ЮФУ и привлечение внимания абитуриентов к специальности «Дизайн». Основная целевая аудитория - абитуриенты и их родители, так как родители играют важную роль в выборе ВУЗа и специальности. Было решено сделать акцент на эмоциональной стороне, использовать яркие и приятные образы, динамичную музыку и юмор.

Были проведены исследования характеристик целевой аудитории, сформирована стратегия. Молодежь положительно воспринимает развлекательный видеоролик, яркий образ оставляет хорошее впечатление и запоминается. Использовался метод вирусной рекламы - сами того не замечая и передавая друг другу интересное видео ребята запоминают образ, который поможет принять решение в пользу кафедры при выборе специальности.

Готовый видеоролик был продемонстрирован фокус-группе. Фокус-группа оценила ролик положительно: 83 % опрошенных подтвердили, что

ролик вызывает положительные эмоции, понравилась операторская работа, музыкальное оформление, было приятно и интересно смотреть. Остальные 17 % не увидели достаточной информативности. Вследствие чего ролик был доработан, добавлено больше информативности, показано разнообразие интересного и познавательного учебного материала.

Был разработан план охвата максимально широко целевой аудитории [5]. Видеоролик (рис. 2) был опубликован в социальных сетях: Вконтакте, Face-book, а так же на Youtube и на сайте кафедры. Это одна из самых доступных стратегий, которая позволяет обхватить большой сегмент аудитории. Социальные сети на данный момент просматриваются максимально большим количеством пользователей, что позволит быстро распространить ролик и получить максимальный отклик.

Рис. 2. Кадры из ролика «Один день из жизни студента-дизайнера»

Командой проекта «Семейные ценности» был проведен анализ различных роликов, имеющих социальную направленность, рассмотрены состав и особенности целевой аудитории.

Первый этап работы включал следующие фазы:

- определение социальных проблем;

- выявление причин социальных проблем;

- составление социального и психологического портрета адресата;

- выявления ресурсов учащихся;

- определение пути решения социальной проблемы.

В качестве формы подачи материала был выбран черно-белый видео ролик с чередованием фотографий и видео из семейного архива. На фон видеоряда наложен звук: музыкальная композиция классического жанра и женский голос, озвучивающий текст за кадром. Был выбран именно такой способ подачи, т.к. фото и видео материалы из архивов достаточно разнородны по цвету, качеству и звуку, и следовало привести все к одному стилю. Черно-белое цветовое решение также удобно для восприятия и отправляет нас немного назад во времени.

Выбранная творческая стратегия помогает вызвать у представителей целевой аудитории приятные воспоминания из детства путем демонстрации визуального ряда с использованием семейных фотографий и видео из архи-

вов, классической медленная музыка создает лирическое настроение у зрителя, что позволяет ему отвлечься от текущих проблем и подумать о близких людях - о своей семье. Ведь именно поддержка семьи, начиная с рождения, помогает нам на протяжении всей жизни, создает тепло в нашем доме, помогает достичь профессиональных высот. Созданный ролик напоминает людям, что очаг тепла и доброты надо поддерживать, надо дарить свое тепло тем, кто был опорой для нас, и тем, кто следует за нами. Кадры из созданного в рамках данного проекта ролика «Ценность семейных отношений» показаны на рис. 3.

Рис. 3. Кадры из ролика «Ценность семейных отношений»

Параллельно видеоряду в ролике использовалась озвучка. В тексте комментировались жизненные вехи ребенка, подростка, взрослого человека... В конце подводится итог: «Спасибо за самый бесценный подарок - ЖИЗНЬ! Знайте, я так же, как и вы буду всегда рядом, я никогда не оставлю вас, всегда поддержу, помогу. Я очень люблю вас, без вас не было бы меня! Берегите своих родителей и будьте нежнее к ним, внимательнее! Ведь они жили и живут только для вас!»

Проекты выполнены на высоком художественном и технологическом уровне. Идеи и энтузиазм студентов, а также творческая реализация проектов получили достойную оценку. Оба ролика были позитивно восприняты целевой аудиторией (обсуждение на практических занятиях, тестирование с привлечением фокус-группы, защита проектов с участием преподавателей кафедры, участие в студенческой конференции, ролики опубликованы в социальных сетях).

Подводя итоги, хочется отметить, что в последнее время наблюдается интерес к социальной рекламе не только со стороны властных структур, но и обычных граждан. Причем, именно молодежь занимает активную жизненную позицию, определяя место в своей жизни коммерческим вещам и социально значимым явлениям.

Список литературы:

1. Николайшвили Г.Г. Социальная реклама: Теория и практика. - М.: Аспект Пресс, 2008. - 191 с.

2. Шершукова Е.В. Социокультурная сущность рекламной коммуникации // Молодой ученый. - 2010. - № 3. - С. 322-327.

3. Калашникова Т.Г. Информационные технологии в дизайне. - Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ 2014. - 136 с.

4. Тэй В. Самое полное руководство по созданию мультимедийных проектов. - М.: НТ Пресс, 2006. - 476 с.

5. Алексеева Е.Г. Влияние через социальные сети. - М.: Фокус-Медиа, 2010. - 200 с.

ГРАФИЧЕСКОЕ ОФОРМЛЕНИЕ ФЕСТИВАЛЯ КАЗАЧЬЕГО ФОЛЬКЛОРА «НЕТ ВОЛЬНЕЕ ДОНА ТИХОГО!»

© Красновская Н.В.*, Усошина А.А.*

Инженерно-технологическая академия Южного федерального университета, г. Таганрог

Работа посвящена разработке рекламно-графического комплекса для фестиваля казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!». Проведен анализ предшествующих концепций и графических работ по этой теме, создано композиционное решение логотипа. Разработаны основные элементы рекламно-графического комплекса на основе новой графической концепции.

Ключевые слова концепция, рекламно-графический комплекс, логотип, композиция, плакат.

В конце XX в. Россия столкнулась с феноменом возрождения казачества, сохранения и развития традиционной народной культуры, что рассматривается государством как фактор воспитания в общественном сознании бережного отношения к богатому культурному наследию, воспитанию толерантности, уважению к национальной самобытности других этносов, возможности проявления гражданских, патриотических инициатив.

Самыми известными и массовыми фестивалями народного творчества в Ростовской области являются Всероссийский литературно-фольклорный фестиваль «Шолоховская весна», Межрегиональный фестиваль казачьего фольклора «Нет вольнее Дона Тихого!». Фольклорные праздники и другие культурные мероприятия превращаются в вехи духовной жизни потомков донского казачества.

* Старший преподаватель кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

* Студент кафедры Инженерной графики и компьютерного дизайна.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.