Научная статья на тему 'WALLACH SCOTT J. SEX AND SECULARISM'

WALLACH SCOTT J. SEX AND SECULARISM Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
86
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «WALLACH SCOTT J. SEX AND SECULARISM»

гий. Стоит также отметить, что история «соборного движения» продолжает интересовать современных богословов. Усилия сторонников папского абсолютизма доказать несостоятельность концилиаризма не привели к должному успеху, даже несмотря на провозглашение папского догмата на Первом Ватиканском соборе. Книга Дени, бесспорно, является еще одним напоминанием того, что, несмотря на торжество монархической экклезиологии в Католической церкви, сам католицизм остается более разнообразным в отношении существующих в нем экклезиологических течений, одним из которых и является концилиаризм, чьи идеи в начале XVII в. отстаивал Эдмон Рише — галликанский теолог и синдик Парижского университета.

А. Вахонин (ПСТГУ)

Рецензия на: Wallach Scott J. Sex and Secularism. Princeton University Press, 2018. 240 p.

Джоан Уолак Скотт много лет занималась историей Франции, будучи почётным профессором в Институте повышения квалификации в Принстоне, Нью-Джерси, но особую известность ей принесли работы, связанные с тендерными теориями и с использованием категории гендера в исторических исследованиях1. Кроме тем, связанных с гендером (для религиоведения важна её работа о хиджабе2), сейчас она обращается к теме академических свобод3.

Теоретическую и методологическую приверженность автора можно сразу установить по эпиграфам. Они принадлежат Мишель Перро и Талалу Асаду. Первая - историк Франции, пионер в области женской истории и гендерных исследований в этой стране, ученица Мишеля Фуко, второй - культурный антрополог, критик европейского секуляризма, специалист по исламу, ученик Эдварда Эванса-Притчарда, Эдварда Саида и также Мишеля Фуко4. В эпи-

1 Wallach Scott J. Gender: A Useful Category of Historical Analysis//American Historical Review. 1986. Vol. 91 (5). P. 1053-1075.

2 Eadem. The Politics of the Veil. Princeton University Press, 2007.

3 Eadem. Knowledge, Power, and Academic Freedom, Columbia University Press, 2019. Eadem. On the Judgement of History, Columbia University Press, 2020.

4 См.: Асад Т. Возникновение секулярного. Христианство, ислам, модерность.

186 Религиоведческие исследования. 1 (25). 2022.

doi:10.23761/rrs2022-25.186-190

графах автор вводит ключевые понятия, вынесенные и в заголовок книги - пол и политика. Фокусом интереса автора является место гендера в дискурсе секуляризма. Здесь пересечение тем пола и политики раскрывается как в частном примере, изучаемом Уолак Скотт (исламофобия), так и на теоретическом срезе, важном для всех её исследований - гендерном неравенстве.

В свете новостей о принятии парламентом Франции в июле 2021 года закона «Об укреплении республиканских принципов», в том числе направленном на ограничение распространения исламизма и постулирующего принципиально основополагающую роль светскости для этой страны, оказываются примечательными наблюдения Уолак Скотт, основанные на применении к французскому секуляриз-му дискурсивного подхода. Разбирая этот «исторический триумф просвещения над религией» (р. 1), автор приводит высказывания, например, одной французской правозащитной организации: «все, кто ценит Республику, демократию, права женщин, свободу, секу-ляризм должны быть исламофобами, потому что ислам не может терпеть ценности эмансипации» (р. 2-3). Такое перечисление демонстрирует, как риторика столкновения цивилизаций «делает гендерное равенство синонимичным секуляризму», как указывает автор предисловия к книге Рут О'Брайан, но при этом в реальности секуляризм не гарантирует большее равенство, чем, например, ислам, поскольку секуляризм, по мнению автора, основывается на подчинении женщин. Сформулированная в рецензируемой монографии гипотеза состоит в том, что «североатлантическая модель модерна создала новый порядок субординации женщин, предписывая им женскую семейную сферу, призванную дополнять маскулинные рациональные миры политики и экономики» (р. 3).

Нынешний дискурс секуляризма предполагает, что гендерное равенство входит в число его базовых ценностей. Автор претендует на опровержение этого тезиса, показывая в первой главе роль женщин в религии, во второй главе- в репродуктивной политике, в третьей главе - в политике. Четвертая глава освещает, как противопоставление частного и публичного (которое применимо и к религии, и

М.: Издательство «Новое литературное обозрение», 2020.

к полу) во второй половине ХХ в. утратило свою актуальность, и секуляризм для Запада отчасти утратил свою политическую релевантность. Пятая глава посвящена призывам к «демократии пола» и использовании феминизма в новом дискурсе секуляризма.

Генеалогия секуляризма, проведённая автором книги, приводит к заключению, что гендерное равенство не было ценностью французской революции и всего французского общества после неё, и только в XXI веке, в политическом дискурсе и, в особенности, в противопоставлении «европейского» исламу оказывается таковым (р. 16). Уже в XIX веке оппозиция секулярного и религиозного оформляется в терминах оппозиции мужского и женского: «тендерные отличия оказались вписаны в схематическое описание мира, поделённого на независимые сферы, публичного и частного, мужского и женского» (р. 31). Также автор отслеживает изменения, происходящие с категориями религии и пола: будучи в эпоху модерна вытесненными в сферу частного, во второй половине ХХ века они возвращаются в сферу публичного.

Говоря о современном обществе, Уолак Скотт указывает на несколько проблем, связанных с критикой ислама. Во-первых, распространенное противопоставление «вуали» (veiling) «освобождению» женщин, с её точки зрения, ограничивает весь круг проблем мусульманок необходимостью их раскрепощения, «рекламирования их сексуальной доступности» (р. 158), что в духе консюмеризма отвлекает участников дискуссии от экономического и социального неравенства, характерного для подобной эксплуатации женского тела и в западных обществах. Уоллак Скотт говорит о том, что «люди оказываются субъектами и объектами желания, одновременно по природе потребителями и товарами. Исчезновение отличия публичного и приватного, вступление в публичную сферу ранее личных чувств и практик, связанных с полом, не обязательно политизирует пол .. .идея, что пол как таковой является естественным (и тем самым досоциальным), его деполитизирует» (р. 177).

Во-вторых, противопоставление «западных» и «исламских» женщин даёт ложное ощущение их гомогенности, отвлекая от важных форм неравенства (здесь Джоан Уолак Скотт фактически

воспроизводит аргументацию Сабы Махмуд, американского антрополога религии, изучавшей женское исламистское движение в Египте1) (р. 29).

Наконец, для Уолак Скотт важно подчеркнуть, что секулярная личность для женщин также не является «естественной», а представляет собой «набор телесных практик, усвоенных, отрепетированных и представленных, включающих манеру одеваться (и раздеваться), говорить и взаимодействовать с мужчинами, вести себя на публике (р. 164). Одним из эффектов модерна оказывается формирование этих наборов практик, их распространение и превращение в необходимый элемент для «аккультурации».

Специфика подхода Уолак Скотт — не отрицая существования секуляризма показывать, что это понятие наделялось разными смыслами в разных контекстах и периодах (автор связывает это с подходами и работами Мишеля Фуко). В её книге понятие «се-куляризм» используется как зонтичный термин, объединяющий секуляризацию как исторический процесс, секулярное как нерелигиозное отношение, и секулярность как нерелигиозное состояние (p. 5). Кроме того, принципиально важно, что «секуляризм - это политический дискурс, а не трансцендентный набор принципов и не аккуратная репрезентация истории» (p. 9). Такая деонто-логизация и исследование секуляризма как мифа, безусловно, связана с работами Талала Асада2. Влияние идей Сабы Махмуд подтверждается тезисом Уолак Скотт о «взаимообеспечивающей природе гендера и политики» (p. 25). Есть и другие свидетельства того, что автор в своём исследовании опирается на критическую традицию в религиоведении. Ещё одним ориентиром оказывается Томоко Масудзава, генеалогия понятия мировых религий3 которой

1 См.: Mahmood S. Politics of Piety: The Islamic Revival and the Feminist Subject. Princeton University Press, 2005.

2 Отдельно отметим, что такое широкое и качественно новое исследование секуляризма вписывается в тренд на изучение нерелигии (или иррелигиоз-ности), характерный в первую очередь для британского религиоведения, но приобретающий всё большую популярность. См.: Lee L. Recognizing the Non-Religious: Reimagining the Secular. Oxford University Press, 2015.

3 Masuzawa T. The Invention of World Religions: Or, How European Universalism Was Preserved in the Language of Pluralism. University of Chicago Press, 2005.

в том числе описывает сопряжение секулярного и модерного в европейском историческом воображаемом.

Книга Уолак Скотт оказывается важным элементом современных дискуссий, посвященных таким разным темам как гендер и религия, политика и религия, секуляризация и секуляризм, дискуссии о постсекулярном характере современного мира и десекуляризации, изучению не-религии, ориентализму и исламофобии.

К. Колкунова (РУДН)

Рецензия на: Campigli F. Un cammino a ostacoli. Neocatecumenali e Chiesa di Roma. Firenze University Press, 2018. 216 p.

Рецензируемая работа доктора (Dottorato di Ricerca) исторических наук Франчески Кампильи «Путь препятствий» является публикацией докторского исследования автора в области современной истории Римско-католической церкви1.

Работа посвящена католическому движению «Неокатехуме-нальный путь» («Неокатехуменат»), которое появилось в 1964 г. в трущобах Паломерас-Альтас (Мадрид). Цель «Неокатехуме-нального пути» — катехизировать взрослых, уже крещенных, но невоцерковленных людей, создавая неокатехуменальные общины на приходах РКЦ.

Исследование Кампильи вызывает особый интерес если ь самого автора. С одной стороны она является, согласно ее собственным словам, «дочерью пути», поскольку ее родители принадлежали к данному католическому движению2. Это позволило автору получить доступ ко множеству источников, устных и письменных, в том числе неопубликованных и даже засекреченных.

С другой стороны, Кампильи никогда не была членом общины «Неокатехумената», что позволяет автору выступить в качестве независимого исследователя. Работа выполнена в академическом стиле и явно отличается от ранних исследований «Неокатехуме-

1 См. Campigli F. Il Cammino Neocatechumenale. Genesi di una realta ecclesiale attraverso lo studio delle fonti. Milano: Universita Cattolica del Sacro Cuore, 2017. 249 p.

2 Campigli F. Un cammino a ostacoli. Neocatecumenali e Chiesa di Roma. Firenze University Press, 2018. P. 17.

Религиоведческие исследования. 1 (25). 2022. 190 doi:10.23761/rrs2022-25.190-197

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.