В заключение следует сказать, что несмотря на вышеупомянутые недостатки настоящий труд Ф. Кампильи представляет собой колоссальное исследование в области истории Римско-католической церкви. Автору одной из первых удалось провести фундаментальное исследование католического движения «Не-окатехуменальный путь» в контексте II Ватиканского собора и последующих понтификатов Иоанна Павла II, Бенедикта XVI и Франциска. Изучение проанализированных в работе Кампильи теологических, культурных и политических аспектов постсоборного периода истории РКЦ представляется важным для понимания процесса формирования «Неокатехумената» и других католических движений: труд автора представляет серьезный шаг в данном направлении.
Князькин С., диак. (ПСТГУ)
Рецензия на: Курилов В. А. Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР (вторая половина ХХ века) / Отв. ред. Егоров В.А. Спб.: Изд-во РХГА, 2022. 334 с.
В контексте дискуссий о путях развития современного российского религиоведения представляется важным рассмотрение исторического опыта изучения религии ХХ века. С этой задачей поможет справиться недавно вышедшая в издательстве РХГА монография В. Курилова под названием «Советская модель секуляризации: политическое и правовое регулирование свободы совести в СССР ( вторая половина ХХ века). Автор подробным образом исследует специфику процесса секуляризации в советское время. Как отмечается, начиная с середины ХХ века вопросом секуляризации занимается целый ряд советских ученых: Г.М. Лебединец, Ю.А. Левада, Р.А. Лопаткин, В.А. Сапрыкин, А.Г. Твалтвадзе, Д.М. Угринович, И.Н. Яблоков.
Книга делится на три больших раздела: теория религии в советском обществоведении и проблема секуляризации; свобода совести как фактор секуляризации в СССР: политический и пра-
figura del Maligno entre los neocatecumenales // Revista de Humanidades. 2013. V. 20. P. 173-186.
Религиоведческие исследования. 1 (25). 2022. doi:10.23761/rrs2022-25.197-198 197
вовой аспекты; деятельность советских органов государственного управления по отношению к религиозным объединениям.
В первой главе сущность религии рассматривается сквозь призму марксистко-ленинской парадигмы, обсуждаются понятия «товарного фетишизма», социального отчуждения, «вторичного отчуждения» и др. Предлагаются различные трактовки религии, в частности, модель религии как семиотической системы, выдвинутая Ю.А. Левадой, в которой делается акцент на формальной структуре в ущерб содержательному наполнению. Подробно анализируются такие элементы религиозного комплекса, как религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации.
Во второй главе делается акцент на анализе конкретных правовых и законодательных документов, регулирующих свободу совести в СССР во второй половине ХХ века. Автор предлагает экскурс в область законодательного права, регламентирующего отношения государства и церкви, от первых декретов Советской власти о свободе совести до политики КПСС в отношении религии в 1980-1990 гг.
Третья глава посвящена исследованию конкретной деятельности советских органов управления, таких, как органы государственного контроля и Совета по делам религий и др. Она ценна, в первую очередь, богатым фактическим материалом. Рассматриваемые конкретные кейсы создают определенный «эффект присутствия», способствующий формированию целостной картины видения эпохи.
Таким образом, предложенная вниманию книга всебъемлющим образом рассматривает процесс секуляризации в СССР второй половины ХХ века, начиная от истоков формирования концепта советской секуляризации до его позднейшего воплощения в правовых и законодательных актах, а также в последующей деятельности официальных органов власти. Книга может быть интересна широкому кругу лиц, интересующихся проблемой секуляризации и свободе совести в СССР.
До Егито Т. (ПСТГУ)