Научная статья на тему 'Взрослые проблемы детской литературы (научно-практический семинар «Детская литература сегодня» УрГПУ, март 2010)'

Взрослые проблемы детской литературы (научно-практический семинар «Детская литература сегодня» УрГПУ, март 2010) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1631
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЕРЕНЦИИ И СЕМИНАРЫ / СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ПОЭТИКА ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / ЖАНРЫ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ / THE MODERN CHILDREN'S LITERATURE / POETICS OF THE CHILDREN'S LITERATURE / GENRES OF THE CHILDREN'S LITERATURE / CONFERENCES AND SEMINARS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Барковская Нина Владимировна

Обзор освещает работу научно-практического семинара «Детская литература сегодня», состоявшегося в Екатеринбурге 26-27 марта 2010 года. Отмечены наиболее крупные проблемные блоки, вокруг которых была сосредоточена работа на семинаре: детская литература в постсоветской реальности (обсуждались вопросы разбалансированности институтов социализации подростков, исчезновение у детей навыка восприятия сложных произведений, трансформации методик составления хрестоматий для школьного чтения и т.д.), поэтика современной литературы для детей (жанры современной детской «масскультуры», новые темы, сюжеты, проблемы детской литературы).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Adult problems of the children's literature

Scientifically-practical seminar «Children's literature today» took place in Ekaterinburg on March, 26-27th, 2010. The largest problem blocks round which work has been concentrated to a seminar arented are the children's literature in a Post-Soviet reality (questions of institutes' debalance of socialization of teenagers, disappearance skill of perception of difficult products, transformations of techniques of drawing up textbooks for school reading etc. were discussed), poetics of the modern literature for children (genres of a modern nursery «massculture», new themes, plots, problems of the children's literature).

Текст научной работы на тему «Взрослые проблемы детской литературы (научно-практический семинар «Детская литература сегодня» УрГПУ, март 2010)»

ОБЗОРЫ И РЕЦЕНЗИИ

ВЗРОСЛЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕТСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

(Научно-практический семинар «Детская литература сегодня» - УрГПУ, март 2010)

26-27 марта 2010 г. в Екатеринбурге состоялся научно-практический семинар «Детская литература сегодня». Организатором семинара выступила кафедра современной русской литературы Уральского государственного педагогического университета, при активной поддержке Уральского государственного университета им. А.М. Г орького и Свердловской областной универсальной научной библиотеки им. В.Г. Белинского. Семинар стал составной частью исследовательского проекта «Современный литературный процесс: тенденции и авторские стратегии» в рамках НФЦП «Научные и научнопедагогические кадры инновационной России» (ГК № 02.740.11.5002). С докладами и сообщениями об актуальных проблемах детской литературы выступили ученые из Москвы и Санкт-Петербурга, их коллеги из Нижнего Тагила, екатеринбургские филологи. В обсуждении докладов участвовали студенты, учителя, библиотекари из различных городов Уральского региона.

Все участники отметили удачное соприсутствие в качестве «героев» семинара всех заинтересованных сторон: юных читателей (в качестве эпиграфа к семинару был показан документальный короткометражный фильм «Mono Лиза» режиссера Яны Конофальской, свои мультимедийные проекты по литературе представили ученики школ №№ 49 и 200 г. Екатеринбурга), литературоведов и авторов (кульминацией семинара стала творческая встреча с известным детским писателем Сергеем Георгиевым). Недостатком семинара следует признать отсутствие специалистов по методике преподавания литературы, что, отчасти, компенсировалось активными выступлениями учителей при обсуждении докладов.

Семинар сыграл роль своеобразного «навигатора» в мире современной детской литературы, и это один из важнейших позитивных итогов. С содержательным докладом о состоянии детской библиографии сегодня, о новых идеях и технологиях в этой сфере выступила Г.П. Г урбич, зав. информационно-библиографическим отделом Свердловской областной библиотеки для детей и юношества. Она представила аннотации библиографических указателей и сайтов (сегодня 102 сайта детских библиотек дают рекомендательные списки для чтения), а также охарактеризовала писательские сайты (напр.,

В. Крапивина) и сетевой ресурс «Лаборатория фантастики». В условиях, когда отсутствуют солидные, объемные библиографические издания, библиотеки берут на себя роль книжного гида, составляя «малую» и «исповедальную» библиографию («Книги твоего формата», «Витаминки для роста» и др.), указатели создают и сами дети («Читай со мной: советы

для тех, кто не любит читать»). В докладах с большей или меньшей степенью подробности характеризовалось творчество целого ряда современных писателей: С. Георгиева, С. Козлова, Е. Клюева, Л. Гора-лик, А. Гиваргизова, О. Раина, О. Лукошина и др. Кроме того, доклад В.В. Химич (д.ф.н., проф. УрГУ), прекрасно раскрытший познавательное и эстетическое значение «морской» темы в творчестве Св. Са-харнова, показал необходимость переиздания ныне забыпых, но таких нужныгх и замечательный книг.

Работа семинара концентрировалась вокруг нескольких проблемный блоков. Первый из них: «Детская литература в постсоветской реальности» - с неизбежностью был насыщен дискуссионными выступлениями (например, рассказ С.Г. Леонтьевой из Санкт-Петербурга о реинтерпретации образов пио-неров-героев в мультфильме «Первый отряд», выполненном в стилистике анимэ). Острую реакцию присутствующих учителей вызвал доклад М.А. Черняк (д.ф.н., проф. РГПУ им. А.И. Герцена) «Школа как диагноз: опыт современной прозы», в котором на обширном материале (А. Варламов «Здравствуй, князь!», А. Иванов «Географ глобус пропил», Л. Георгиевская «Место для шага вперед», О. Лукошин «Ад и возможность разума», Е. Молда-нов «Трудный возраст» и др. повести) был проанализирован кризис жанра школьной повести, отсутствие положительного образа учителя, напоминающего скорее маргинала, ощущение распада связи поколений, когда опыт старших непонятен младшим. Тема была продолжена в докладе М.А. Литовской (д.ф.н., проф. УрГУ) «Время всегда хорошее»: социальная психология для современного подростка». В докладе отмечалась нынешняя разбалансиро-ванность институтов социализации подростков, что приводит к отсутствию у детей четких представлений об этических нормах, трансляция базовых ценностей осуществляется через «легкое чтиво»: детективы, фэнтези, сентиментальная повесть для девочек и проч., в результате происходит подмена сложного упрощенным. Важная проблема современной детской литературы - исчезновение у детей навыка восприятия сложных произведений. А.А. Сенькина (Санкт-Петербург) продемонстрировала трансформацию (не в лучшую сторону) методик составления школьных хрестоматий для чтения. Дискуссию вызвал вопрос о корректности включения в хрестоматию фрагментов, вырванных из произведения, а также вопрос о допустимости включения в хрестоматии текстов современных авторов.

Второй блок докладов был посвящен парадоксам современной детской литературы, излюбленными жанрами которой стали «ужастики» и «смешари-

ки». Анализу подверглись детские триллеры, иронические ужастики, страшные истории - те произведения, которые формируют массовую детскую субкультуру; в качестве примера серьезного исследования природы зла, проблемы нравственного выбора была охарактеризована сказка Л. Горалик «Агата возвращается домой» (в докладе нижнетагильского филолога А.В. Миронова). Два доклада коллег из Санкт-Петербурга и Москвы, К.А. Мас-линского и И.Н. Арзамасцевой, продемонстрировали разные модусы комического в современной детской литературе - тяготение к сатире и пародии в книге Г. Остера «Ненаглядное пособие по математике» и мудрое веселье в книге С. Георгиева «Запахи миндаля».

Доклады второго дня были посвящены вопросам поэтики детской литературы и особенностям ее бытования в культурном контексте. В частности, доклад Ю.В. Несыновой об эволюции сюжета о Золушке в ХХ-ХХ1 вв. показал, что анализировать детскую литературу целесообразно в контексте социологических, психологических, гендерных проблем. Завершали работу семинара доклады, характеризующие поэтику современных драматических (пьесы

С. Козлова), эпических (сказки Е. Клюева) и лирических (стихи А. Гиваргизова) произведений для детей.

При подведении итогов семинара было отмечено, что в современной детской литературе существует ряд кризисных явлений: тенденция к упрощению концептуальной и художественной составляющей произведений, ориентация юных читателей на образцы западной массовой литературы (наподобие «Английских роз» Мадонны), вытеснение книги Интернетом или комиксами (манга), затрудненность диалога взрослых, с их стереотипными представлениями о подростковости, и детей, с их специфическим мировосприятием и вкусами. Вместе с тем, семинар показал, что детская литература сегодня развивается, ищет новые жанры и темы, а принцип «двойного адресата», делающий книгу интересной и ребенку, и взрослому, позволяет, по словам М.А. Литовской, в игровой форме воплощать достаточно сложные интерпретационные модели, с которыми ребенок может подходить к миру, а также формирует зону сотрудничества или даже примирения поколений. По мнению В.В.Химич, смеховая поэтика способствует изживанию детских страхов, преодолению агрессии, а простые истины, сказанные понятным языком, формируют здоровое мироощущение, дают правильные ориентиры.

По материалам семинара готовится сборник научных статей «Детская литература сегодня».

Нина Владимировна Барковская, доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой современной русской литературы УрГПУ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.