Научная статья на тему 'ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ АФИНСКОЙ ТАЛАССОКРАТИИ'

ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ АФИНСКОЙ ТАЛАССОКРАТИИ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
579
115
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИГАРХИЯ / OLIGARCHY / ТИМОКРАТИЯ / ДЕМОКРАТИЯ / DEMOCRACY / "МОРСКАЯ ПАРТИЯ" / "SEA PARTY" / ПЕТНЕКОНТЕЭТИЯ / PENACONITE / ПАНЭЛЛИНИЗМ / PANHELLENISM / TIMOCRACY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Поликарпова Е.В.

В наши дни, когда «европоцентризм» в исторической науке и связанная с ним «эллиномания» подвергаются критическому анализу, история афинской демократии приобрела новую актуальность. В данной статье рассматривается путь Афинского полиса от солоновской тимократии, основанной на имущественном цензе, к исогории (политическому равенству граждан) и демократии. По мнению автора, демократизация государственного устройства Афин тесно связана с обретением ими морского могущества и обусловленного им богатства. После греко-персидских войн лидеры «морской партии» в своем противостоянии с влиятельными олигархическими гетериями нуждались в массовой поддержке моряков, докеров, судостроителей. Поэтому так называемая «корабельная чернь» была не только допущена, но активно привлекалась к участию в политической жизни. Более того, материальная поддержка малоимущих граждан за счет казны положила начало социальному законодательству. При всем том афинская демократия была таковой скорее в принципе, чем на практике. Политические, военные и хозяйственные должности, дававшие реальную власть, концентрировались в руках узкого слоя богатых и влиятельных лиц. Многообещающие тенденции периода «пентеконтаэтии» (479-431 гг. до н.э.) были прерваны Пелопоннесской и последующими междоусобными войнами, вызвавшими агонию всей греческой полисной системы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE RISE AND FALL OF THE ATHENIAN THALASSOCRACY

This article discusses the way the Athenian Polis from colonoscopy timocracy, based on a property qualification, to the story (the political equality of citizens) and democracy.

Текст научной работы на тему «ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ АФИНСКОЙ ТАЛАССОКРАТИИ»

Е.В. Поликарпова * ВЗЛЕТ И ПАДЕНИЕ АФИНСКОЙ ТАЛАССОКРАТИИ

Аннотация. В наши дни, когда «европоцентризм» в исторической науке и связанная с ним «эллиномания» подвергаются критическому анализу, история афинской демократии приобрела новую актуальность.

В данной статье рассматривается путь Афинского полиса от солоновской тимократии, основанной на имущественном цензе, к исогории (политическому равенству граждан) и демократии.

По мнению автора, демократизация государственного устройства Афин тесно связана с обретением ими морского могущества и обусловленного им богатства. После греко-персидских войн лидеры «морской партии» в своем противостоянии с влиятельными олигархическими гетериями нуждались в массовой поддержке моряков, докеров, судостроителей. Поэтому так называемая «корабельная чернь» была не только допущена, но активно привлекалась к участию в политической жизни. Более того, материальная поддержка малоимущих граждан за счет казны положила начало социальному законодательству.

При всем том афинская демократия была таковой скорее в принципе, чем на практике. Политические, военные и хозяйственные должности, дававшие реальную власть, концентрировались в руках узкого слоя богатых и влиятельных лиц.

Многообещающие тенденции периода «пентеконтаэтии» (479-431 гг. до н.э.) были прерваны Пелопоннесской и последующими междоусобными войнами, вызвавшими агонию всей греческой полисной системы.

Ключевые слова: олигархия, тимократия, демократия, «морская партия», петнеконтеэтия, панэллинизм.

«Вследствие междоусобиц множество тяжких бед обрушилось на государства, бед, какие бывают и будут всегда, пока человеческая природа остается тою же».

Фукидид1

л

Путь афинского полиса к талассократии - морской гегемонии - был не простым и не коротким.

Город Афины, основанный ахейцами в первой половине II тысячелетия до н.э. пережил «коллапс бронзового века», вторжение дорийцев с железным оружием, упадок микенской цивилизации и последующие «темные века». В отличие от Микен, Афины выстояли, сохранили независимость и через два-три века начали объединение Аттики.

* Поликарпова Елена Васильевна, доктор юридических наук, профессор кафедры истории государства и права Московского государственного юридического университета имени О.Е.Кутафина (МГЮА).

1 Фукидид. История Пелопоннесской войны. III. 82.

2 Талассократия - от греч. «море» + «власть».

3 „ и

Афины и их басилей Менефтей вскользь упоминаются в «Илиаде» среди участников Троянской войны, датируемой примерно концом ХШ-началом XII вв.

Первоначально население полуострова жило родовыми общинами в укрепленных поселках, название которых сохранились и в дальнейшем -Ахарны, Колофон, Марафон, Фалерон, Элевсин и др.

Их объединение (синойкизм) было приписано почитаемому в Афинах легендарному герою Тезею, сыну сразу двух отцов: земного - царя Эгея, давшего имя Эгейскому морю, и божественного - владыки морей Посейдона.

Однако фактически синойкизм (как и в других регионах) происходил постепенно, на протяжении нескольких столетий, путем консолидации родовых союзов - фратрий и фил - и их объединения в общее протогосударственное, а затем в государственное образование с единым политическим центром. Последним в состав Афинского полиса вошел Элевсин - в VII веке до н.э.

По мере синойкизма потомки родовых старейшин и вождей консолидировались в правящее сословие эвпатридов. Свою наследственную монополию на власть, якобы полученную от Тезея, они использовали для приобретения материальных ценностей, присваивая самые плодородные земли и закабаляя земледельцев (агройков, геоморов). Применялись разные способы - от прямого насилия до грабительских условий ипотеки. Искать справедливости было негде: политическая, военная и судебная власть, сосредоточенная у архонтов и Ареопага, находилась всецело в руках эвпатридов.

Те агройки которые потеряли землю и не хотели работать на крупных землевладельцев, искали другие средства к существованию: в ремесленных мастерских или в портовых районах - в качестве моряков, докеров, судостроителей. Самые сильные, смелые, предприимчивые добивались успеха, становились навклерами (начальниками кораблей) и эмпорами (купцами-путешественниками).

Наряду с олигархией землевладельцев-эвпатридов постепенно формировались новые влиятельные общественные слои, связанные с рыночными отношениями, прежде всего с оптовой морской торговлей. Приобретая экономический и политический вес, они начали оказывать влияние на внутреннюю, а затем и внешнюю политику полиса. Элита Побережья (Паралии) не смирилась с господством землевладельческой знати, но хотела по возможности избежать насильственных мер, дезорганизующих экономику.

В начале VI века до н.э. вся Аттика поднялась против зарвавшихся эвпатридов. Особое негодование вызывала кредитно-финансовая политика правящих кругов. В тот период только правящий класс располагал свободными денежными средствами. Фактический контроль над кредитными отношениями, необходимыми для экономического развития, открыл ему неограниченную возможность злоупотреблений, истощивших терпение демоса. Сложилась классическая революционная ситуация. Не только «низы» не хотели жить по-старому, но и «верхи» потеряли возможность управлять по-старому. Угроза восстания «низов» и раскол в правящих кругах в 594 г.

привел к власти новое правительство во главе с Солоном. По рождению он принадлежал к эвпатридам, но его коммерческие интересы были связаны с Побережьем и морской торговлей.

Первоочередной реформой, призванной снизить общественное напряжение, стало аннулирование существовавших на тот момент долговых обязательств. Эта мера должна была устранить накопившиеся злоупотребления и, возобновив кредитные отношения с чистого листа, оздоровить экономику.

Как известно, реформа Солона не была радикальной. Эвпатриды сохранили присвоенные ранее земли. Они теряли наследственную монополию на власть, но доходы от крупной земельной собственности обеспечили им политическое доминирование.

Тем не менее, сисахфия спасла Аттику от полного раскрестьянивания. Закон о земельном максимуме, упоминаемый в некоторых источниках, хотя и не распространялся на уже существующие имения, должен был ограничить дальнейшую концентрацию землевладения в немногих руках. Впрочем, сведений об его эффективности не сохранилось.

По реформе гражданства большинство крестьян было отнесено к третьему классу (зевгитов). Они получили доступ в учрежденный Солоном Совет 400, в какой-то мере разбавивший всевластие Ареопага и архонтов. Военной обязанностью зевгитов была служба в тяжеловооруженной пехоте. Из них вышли стойкие гоплиты, впоследствии победившие под Марафоном. Низший четвертый класс - безземельные феты - стал поставщиком кадров для флота.

Солон осуждал злоупотребления олигархии, но был противником исогории - равенства политических прав граждан, и тем более народовластия. Он не скрывал этого. Его реформы трансформировали генократию (от «генос» - род) в тимократию (от «тиме» - цена), основанную на имущественном цензе. Они не удовлетворили ни одну из сторон. Утратив популярность, Солон, по его словам, «как волк средь стаи псов вертелся».

После его отставки начался новый этап борьбы. Он сопровождался оформлением социально-политических группировок, именуемых по регинальному признаку Педиэей (Равниной), Паралией (Побережьем) и Диакрией (Нагорьем).

На Равнине располагалось большинство крупных имений; их владельцы, по словам Аристотеля, «стремились к олигархии». Интересы паралиев («людей Побережья») были связаны с мореплаванием, ремеслами и торговлей. Диакрия оставалась самым бедным регионом Аттики. Её жители возделывали неплодородную землю и пасли коз и овец. В Диакрии находилось родовое имение энергичного и обаятельного человека по имени Писистрат. Он был популярен у суровых и мужественных жителей Нагорья. В дальнейшем они помогли ему утвердиться во власти в Афинах. Со своей стороны, он вникал в их нужды и интересы, предоставлял крестьянам дешевый государственный кредит, защищал от судебной волокиты и

злоупотреблений, совершенствовал систему местного самоуправления. Культы Деметры и Диониса - божественных покровителей земледелия -получили статус государственных.

Грамотная экономическая политика Писистрата способствовала успехам сельского хозяйства, ремесла, торговли и общему процветанию Аттики. При этом крестьяне, занятые своими хозяйствами и местными делами своих демов, утрачивали интерес к политике, превращаясь в опору консерватизма.

Что касается мореплавания, то здесь Писистрат стал предшественником Фемистокла и Перикла.

Писистрат был родственником Солона, в прошлом его другом и помощником. Став «тираном», т.е. узурпировав власть, он в целом продолжил его политику. Совет 400 и гелиэя были для него не помехой, а опорой, помогая держать в узде олигархический Ареопаг.

Власть Писистрата не была юридически оформлена - он правил как признанный харизматичный лидер. По словам Аристотеля, его правление сравнивали с мифическим «золотым веком» Кроноса1. В 527 г. до н.э. он умер, передав власть сыновьям Гиппию и Гиппарху. Об управлении Гиппия впоследствии хорошо отзывались Фукидид и Аристотель. Младший брат -Гиппарх, окруженный людьми искусства, занимался украшением и благоустройством Афин.

Однако через несколько лет олигархические кланы совершили государственный переворот. В 514 г. до н.э. был убит Гиппарх, а в 510 г., при поддержке спартанских войск, изгнан Гиппий. Один из организаторов переворота - Клисфен из знатного рода Алкмеонидов щедрыми дарами в Дельфийский храм снискал расположение жрецов, после чего оракул призвал Спарту вмешаться в афинские дела. По словам Геродота, «про Клисфена ходили слухи, что он подкупил Пифию».

После переворота Клисфен и его политический соперник Исагор стали, по выражению Геродота, «спорить из-за власти». Когда спартанский царь Клеомен отдал предпочтение Исагору, Клисфен бежал, а его сторонники были изгнаны.

В 507 г. до н.э. афиняне восстали против спартанского диктата и вынудили Клеомена к капитуляции. Спартанцы ушли, захватив с собой Исагора. Вернувшись, Клисфен приспособился к ситуации и выступил в новой для себя роли. «Когда народ взял в свои руки управление, Клисфен стал вождем и простатом народа», - лаконично пишет Аристотель .

Греческие источники, связав с именем Клисфена ряд важных преобразований, не дают информации о нем лично. Как человек он не

1 «Простой народ он старался ничем не раздражать во время своего правления, но всегда обеспечивал мир и поддерживал спокойствие. Вот почему и говаривали часто, что «тирания Писистрата - это жизнь при Кроне». (Аристотель. Политика. Афинская полития. М. 1997. С.284).

2 Аристотель. Указ. изд. С. 289.

остался в памяти современников и потомков. Неизвестны даже год и обстоятельства его смерти1.

Новая серия реформ завершила процесс вытеснения родо-племенной структуры государственной. Прежние четыре филы, сохранившиеся после синойкизма, не были ликвидированы, но лишились юридического значения. Вновь созданные десять фил - искусственные объединения триттий, взятых из разных мест Аттики - стали своего рода избирательными округами при формировании коллегиальных органов. Так в Совет 500, заменивший солоновский Совет 400, делегировались по 50 человек от каждой филы. «Затем стали избирать по филам стратегов, по одному из от каждой».2 И т.д.

В результате этих изменений влияние эвпатридов было ослаблено, но не исчезло; из фил и фратрий оно перешло в гетерии - политические клубы.

Новые порядки открыли дорогу к власти людям, ранее лишенным к ней доступа. В их числе был Фемистокл, незаконный сын афинянина Неокла, не принадлежавшего к знати. Этот политик и полководец, поднявшийся благодаря своим талантам, стал основателем морского могущества Афин. Развитие судостроения и судоходства, ранее представлявшее лишь коммерческий интерес, стало осмысленной и целенаправленной государственной политикой.

В Аттике на горе Лаврион находились серебряные рудники. Доходы от их разработки поступали в казну. Если после покрытия государственных расходов оставался излишек, он распределялся между гражданами. Предложение Фемистокла направить эти средства на модернизацию флота вызвало недовольство в обществе, разжигаемое его политическими противниками. Но Фемистокл настоял на своем. Созданный под его руководством флот стал сильнейшим в Греции. В Пирее был основан новый порт для боевых кораблей - длинных узких трирем , резавших воду как ножом. Способность трирем на высокой скорости таранить корабли противника доказана в сражении у Саламина в период второй греко-персидской войны.

Причиной греко-персидских войн стала борьба за контроль над торговыми путями Восточного Средиземноморья. Завершивший их «Каллиев мир» 449 г.4 разграничил персидскую и греческую сферы влияния. Эгейское море фактически стало «греческим озером». Греческие города Ионического побережья, в прошлом процветавшие под властью лидийского царя Крёза, а затем попавшие под власть Персии, получили независимость. Вскоре они

1 Восхождение Клисфена к власти - мутная история. По слухам, он, не добившись поддержки спартанцев, пытался обратиться к персам. Якобы его эмиссары преподнесли персидскому царю землю и воду Афин, этим символическим жестом отдавая город под его покровительство. Впоследствии персы не раз вспоминали об этом эпизоде. Впрочем, к Персии обращался не он один. Так, свергнутый Гиппий нашел приют при дворе Дария I.

2 Аристотель. Указ. изд. С.291.

Около 40 метров в длину и 5 в ширину.

4 Заключен в персидском городе Сузы. Назван по имени главы афинской делегации.

вошли в сформированный Афинами Делосский союз (симмахию), так как Спарта отказала им в дальнейшей защите. В качестве «простата Эллады» афинские власти взяли под свое покровительство побережье и острова Эгейского моря.

За годы войны Афины были два раза захвачены, подожжены и разграблены персидскими войсками. Понятно стремление афинян не только восстановить, но и укрепить свой город. Однако строительство новых городских стен вызвало протест спартанского руководства. Фемистокл отправился в Спарту, чтобы обсудить эту проблему, и тянул переговоры до тех пор пока стены не были возведены. Для этого были мобилизованы все жители, обязанные при необходимости разбирать даже свои дома, чтобы получить строительный материал. Впоследствии Перикл, став первым стратегом, продолжил строительство фортификационных сооружений. Так называемые «длинные стены», соединившие Афины с портом Пирей, должны были превратить город в неприступную крепость.

До персидских войн главной отраслью экономики Афин считалось сельское хозяйство. С окончанием войны основой их экономического могущества стал торговый флот, на котором служили тысячи граждан. Пирей превратился в крупнейшую гавань Средиземноморья. Размах коммерческих операций в этот период навел историков XX века на мысль об «античном капитализме»1. При его характеристике стали использоваться термины «банковское дело», «финансирование импортно-экспортных операций» и т.п.

Изменения в экономике были выгодны не всем. Одним они несли процветание, другим убытки. Местные производители не всегда могли конкурировать с товарами, привозимыми со всех концов «ойкумены». Часть населения, недовольная новыми экономическими реалиями, становилась орудием никогда не исчезавшей в Афинах олигархической оппозиции. Оплотом последней стал Ареопаг. Этот орган, якобы учрежденный богиней Афиной, в V веке до н.э. казался анахронизмом. Однако он сохранял ряд важных полномочий.

В 462 г. до н.э. популярный политик Эфиальт, имевший репутацию честного и справедливого человека, начал судебный процесс против нескольких ареопагитов, обвинив их в злоупотреблениях. Вскоре он пал жертвой политического убийства. Убийцы остались неизвестны. Но это лишь подтолкнуло принятие закона об ограничении полномочий Ареопага . Эфиальт навсегда вошел в историю как «простат демоса».

1 Понятие «античный капитализм» впервые использовали Э.Мейер (1855-1930) и М.Вебер (1864-1920). Не отождествляя античный капитализм с новейшим, они признавали наличие капиталистических отношений в античных обществах.

2 За ним сохранилась роль суда по тяжким преступлениям. По преданию он был учрежден Афиной именно в этом качестве - для суда над матереубийцей Орестом.

Среди историков нет общего мнения о реформе 462 г. Одни называют её целью «демократизацию Афин»; другие считают простым «административным усовершенствованием»1.

Политическим преемником Эфиальта стал Перикл - лидер «морской партии». Подобно Фемистоклу, он «решительно настаивал на развитии у государства морской силы»2, видя в ней залог не только безопасности в процветания, но и господства над Элладой. При Перикле Делосская симмахия превратилась в Афинскую архэ - державу.

Расцвет афинской талассократии совпал с укреплением демократических тенденций во внутренней жизни полиса. Связь между морским могуществом Афин и демократизацией государственного строя не раз констатировалась и древнегреческими авторами и последующими историками3. Именно в этот период - в середине V в. до н.э. - в политический лексикон афинян вошел термин «демократия»4.

У коммерсантов и судовладельцев, и у людей, служивших на их кораблях, в портах и на верфях, были общие интересы. Лидеры «морской партии» нуждались в поддержке граждан, презрительно именуемых олигархами «корабельной чернью»5, и стремились привлечь их к участию в политической жизни. Был фактически отменен имущественный ценз, введена небольшая плата за работу на выборных должностях, за участие в эклессии и гелиэе. Более того, материальная помощь малоимущим гражданам за счет казны положила начало социальному законодательству.

При всем том, афинская демократия была таковой скорее в принципе, «по названию», чем на практике. Политические, военные и хозяйственные должности, дававшие реальную власть, концентрировались в руках узкого слоя богатых и влиятельных лиц - нового «нобилитета»6.

Греческие историки назвали период между изгнанием персидских войск из Греции (479 г. до н.э.) и началом Пелопоннесской войны (431 г. до н.э) пентеконтаэтией - «пятидесятилетием». Из этих пятидесяти двадцать лет заслуженно именуют «золотым веком Перикла». Однако блеск его правления мешал разглядеть растущие опасности.

1 Попытку разобраться в этом вопросе предпринял В.Р.Гущин, ст.н.с. НИУ ВШЭ . См. Гущин В.Р. Эфиальт против Ареопага. //Античная цивилизация: политическая структура и правовое регулирование. Доклады международной интернет конференции. Ярославль.

2012. С.21-45. Аристотель. Указ. изд. С.296.

3 См. по этому вопросу: Гущин Р.В. Талассократия, империя и демократия в Афинах. //Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Выпуск 13. СПбГУ.

2013.

4 Rhodes P.J. Democracy and Modern Ideology. London. 2003. P. 19.

5 Точнее «корабельной толпой» - в латинской транскрипции «nautikus ochlos».

6 О «настоящем политическом нобилитете в Афинах» говорил Р.Ю.Виппер, основательно изучивший источники и литературу, разрушившие «легенду школьного и политического классицизма». (Виппер Р.Ю. Лекции по истории Греции. Ростов н/Д. 1995.)

Внутренняя стабильность подрывалась конкуренцией элит - новой «капиталистической» и прежней землевладельческой, оттесненной на второй план и искавшей поддержки у всех невольных. При этом использовались все виды демагогии, судебные преследования, подкуп, клевета и даже убийства, как в случае с Эфиальтом.

Жертвой политических интриг стал Фемистокл. В 471 г. он был обвинен в стремлении к захвату власти и подвергнут остракизму. Не найдя приюта в Греции, он в буквальном смысле бросился к ногам персидского царя. Артаксеркс I не только дал ему убежище, но и доверил управление несколькими городами Малой Азии1.

Перикла тоже пытались обвинить и в растратах, и в превышении полномочий. Но он виртуозно владел искусством личного управления в рамках демократических процедур и твердой рукой вел народ к намеченным целям2. Не в силах подорвать его влияние, «диссиденты» из олигархических гетерий , возложили надежды на Спарту, надеясь повторить прецедент со свержением Гиппия. Не случайно спартанский ультиматум, положивший начало Пелопоннесской войне, включал требование об изгнании Перикла.

Зрело недовольство внутри возглавляемого Афинами «морского союза». Союзники жаловались на финансовые поборы, вмешательство в их внутренние дела и т.д., уподобляя свои отношения с Афинами «договору» всадника с лошадью: «Сначала ты меня повозишь, потом я на тебе поезжу». Прежнее лидийское и даже персидское господство стало казаться им менее обременительным. В результате их союз с Афинами не выдержал испытания Пелопоннесской войной.

Но непосредственной причиной конфликта стали торговые войны Афин с влиятельными членами возглавляемого спартанцами Пелопоннесского союза - Эгиной, Мегарами, Коринфом и др. От их имени Коринф потребовал у Спарты «немедленно совершить вторжение в Аттику», угрожая в противном случае выйти из союза. Впрочем, по мнению Фукидида, «начать войну лакедемоняне решили вовсе не в угоду союзникам и не под влиянием

Сохранилось предание, будто Фемистокл попросил еще и сумму, некогда обещанную персами за его голову, и эти деньги были ему выплачены. Но возможно это просто образец тогдашнего юмора.

С 443 г. до н.э. Перикл ежегодно занимал должность первого стратега, т.е. главнокомандующего. По свидетельству историка Фукидида - младшего современника Перикла, последний «управлял гражданами, не ограничивая их свободы и не столько поддавался настроениям народной массы, сколько сам руководил народом». «По названию это было правление народа, а на деле власть первого гражданина». (Фукидид. История Пелопоннесской войны. II. 65.) По словам Плутарха, Перикл «не менее пятнадцати лет обладал непрерывной единоличной властью, хотя должность стратега дается на один год».

В противовес народу (демосу) они именовали себя «порядочными людьми». А.В.Волков в книге «Спарта со щитом и на щите» сравнивает их с «пятой колонной». (См. Волков А.В. Указ. работа. М. 2005. С.258-206).

их убеждений, а из страха перед растущим могуществом афинян». Афинам был предъявлен заведомо невыполнимый ультиматум. После его отклонения началась война.

Афины и Спарту сравнивали с «двумя быками, тянущими повозку Эллады». Когда, взбесившись, они набросились друг на друга, это стало общегреческой катастрофой. Первоначально военное и финансовое преимущество было у Афин1, но эпидемия чумы, а затем смерть Перикла подорвали его. Великие государственные деятели редки во все времена и во всех странах. Люди, сменившие Перикла у власти, не были достаточно компетентны, а его племянник Алкивиад оказался бессовестным авантюристом.

Долгие годы Пелопоннесская война шла с переменным успехом, то разгораясь, то затухая. По свидетельству Фукидида, участника и историка этих событий, никогда прежде в Элладе не было разорено столько городов, не было стольких изгнаний и убийств.

По мере истощения экономических и военных ресурсов воюющих сторон, решающим фактором войны становились персидское золото. «Персидские стрелки», т.е. монеты с их изображением, оказались очень эффективной военной силой.

Еще в 431 г. на съезде городов Пелопоннесского союза спартанский царь Архидам советовал, готовясь к войне, «привлекать союзниками как эллинов, так и варваров, чтобы получить помощь кораблями и деньгами». Под «варварами» подразумевалась Персидская держава, получавшая тем самым доступ в «греческий мир».

В 405-404 гг. до н.э., построенный на персидские средства спартанский флот уничтожил морские силы Афин, положив конец афинской талассократии. Это стало для Персии реваншем за разгром при Саламине. Позднее афиняне делали попытки восстановить морскую гегемонию, но не достигли цели.

В октябре 404 г. спартанский командующий Лисандр осадил Афины с суши и моря. Защитники города были вынуждены сдать его.

Главные союзники Спарты Коринф и Фивы требовали сравнять Афины с землей, превратить в пастбище для скота. Не решившись на столь радикальную меру, спартанцы ограничились уничтожением городских укреплений. Построенные при Перикле «длинные стены» были разрушены под звуки спартанских военных флейт, остатки афинского флота переданы Спарте. Кроме того Афины должны были выплатить победителям огромную контрибуцию.

Олигархи воспользовались трагедией родного полиса, чтобы прорваться к власти. По приказу Лисандра для управления Аттикой была создана хунта

На это указывал спартанский царь Архидам, «слывший благоразумным и осмотрительным человеком». «На что нам рассчитывать, - говорил он, - Уж не на флот ли? Но здесь мы уступаем афинянам ... Или, быть может, на денежные средства?. Но денег нам и так не хватает, казна пуста». (Фукидид. История Пелопоннесской войны.!. 80.)

из тридцати членов олигархических гетерий, именуемая впоследствии «Тридцаткой». Её руководители начали политику террора. «...Они убивали всех, кто только выдавался по состоянию или ... пользовался уважением. Так делали они, стараясь устранить опасные элементы и желая грабить их имущество»1. Характерно, что «Тридцатка» демонстративно развернула трибуну народного собрания на Пниксе в сторону противоположную от моря.

Однако через год распад олигархической коалиции2 и перемены внешней конъюнктуры изменили ситуацию. Неуправляемость Лисандра вызвала недовольство и его персидских спонсоров, и прежних союзников, и спартанского руководства - царей и эфоров. Последние отозвали Лисандра из Афин и смирились с реставрацией там прежнего государственного строя.

Окончание Пелопоннесской войны принесло в Элладу не мир, а хаотичную и беспощадную борьбу всех со всеми при отсутствии четких и прочных союзов.

Спарта недолго наслаждалась победой. Её недальновидная политика, грубое вмешательство во внутренние дела как побежденных, так и союзников, привели к созданию неожиданных антиспартанских коалиций. Злейшие враги Афин Фивы и Коринф заключили с ними военный союз, поддержанный Персией . Её финансовые вливания позволили афинянам восстановить стены и флот.

Начавшееся в 395 г. противостояние, именуемое Коринфской войной, продолжалось до 387 г., когда персы, не заинтересованные в решающей победе одной из сторон, заставили заключить «Анталкидов» или «царский» мир. По словам Плутарха, «это был не мир, а предательство и поругание Греции». Договор, носивший имя спартанского дипломата Анталкида, но продиктованный персидским царем Артаксерксом II, возвращал под власть Персии все малоазиатские города, утраченные ею в греко-персидских войнах. Он спровоцировал дальнейший рост междоусобий в Греции. В условиях повсеместной коррупции и неразберихи «Персии было нетрудно подкупать греческих политиков, чтобы вовлекать их в войны против других греческих государств»4.

Коринфская, Беотийская и последующие междоусобные войны не привели к устойчивой гегемонии кого-либо из участников и лищь

1 Аристотель. Указ работа. С.306.

Проявившийся в частности в соперничестве её лидеров - Крития и Ферамена. Их противостояние завершилось казнью Ферамена.

3 ц ^

В обмен на финансовую поддержку в Пелононнесской войне Спарта обязалась вернуть Персии портовые города Малой Азии. Однако после победы спартанские власти не торопились платить по счетам. Чтобы наказать Спарту, Артаксеркс II финансировал её противников в Греции. .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4 Вил Дюрант. Жизнь Греции. М. 1997. С.473. Вил Дюрант (Дюрант Уильям Джеймс (1885-1981) - американский историк и философ. Автор 11-томной Истории цивилизации, куда входит цитируемая работа.

окончательно истощили их экономический потенциал, вынуждая просить подаяние у «варваров». Истинным победителем в этих войнах стала Персия. Персидский царь, - констатировал известный ритор Исократ, - «заправляет делами Эллады ... Он определяет исход войн, он назначает условия мира, он распоряжается решительно всем. К нему мы ездим с жалобами друг на друга, как к своему верховному владыке»1.

Впрочем, Беотийская, т.е. фивано-спартанская война 378-362 гг. до н.э. имела одну положительную сторону. Победы фиванских войск во главе с Эпаминондом принесли независимость Мессении и свободу её населению, превращенному спартанцами в илотов.

В годы Беотийской войны Афины, пользуясь ситуацией, пытались возродить свою морскую державу. В 378 г. был организован второй Афинский морской союз; однако противодействие Фив, нехватка финансовых средств и конфликты между союзниками привели к сравнительно быстрому его распаду2.

«Самоубийство» полисной системы породило в греческом обществе идеи о необходимости объединения под чьей-либо сильной властью для совместной войны против персидских «варваров» и овладения богатствами Азии. Эти идеи получили в науке название панэллинизма. Их осуществление взял на себя царь Македонии Филипп II, создавший армию, ориентированную на завоевательные войны.

Сражение у города Херопеи, летом 338 г. до н.э. закончилось победой Филиппа над коалицией защитников полисной независимости во главе с Афинами. Подчинение полисов македонскому царю было официально оформлено зимой 338-337 гг. до н.э. на всегреческом конгрессе в Коринфе. Вместо слабеющей Персии у Греции появился новый хозяин, умело сочетавший силу и подкуп. Его слова: «Осел, нагруженный золотом, возьмет любую крепость», актуальны до сих пор.

После гибели Филиппа II его сын Александр подкрепил дипломатические достижения отца показательным военным разгромом мятежных Фив - одного из древнейших и сильнейших городов Греции. Он предоставил решать судьбу побежденных Фив их давним врагам из числа греческих полисов; «те постановили сжечь город дотла, а его жителей продать в рабство. Надеясь преподать урок другим мятежникам, Александр утвердил этот приговор»3. Средства от продажи новоявленных рабов пошли на покрытие долгов македонской казны.

1 Исократ. Панегирик.//Ораторы Греции. М. 1985. С.54

Фактически он развалился после двухлетней «Союзнической войны» 356-355 гг., а юридически был ликвидирован на Коринфском конгрессе.

о

Вил Дюрант. Указ. работа. С.549.

Позднее Фивы были восстановлены одним из диадохов - Кассандром, женатым на сводной сестре Александра Фессалонике. В её честь он назвал один из основанных им новых городов Фессалоникой, впоследствии превратившейся в Салоники.

Военным гением Александра Македонского «мир Древнего Востока, объединенный в Персидской империи, пал под ударами войск объединенной Эллады». Но Восток «победил своего завоевателя другим оружием», оказывая мощное влияние на Александра, всё больше входившего в роль «наследника Ахеменидов»1. На просторах геополитики он стал воспринимать межгреческие разборки как «мышиную возню»2.

После его смерти в эллинистических монархиях Птоломеев и Селевкидов древневосточные политические структуры, стиль, этикет, а главное организаторские и административные навыки, одержали верх над греческими. Впоследствии они были восприняты императорским Римом.

Сама Греция оказалась слабым звеном нового миропорядка. Вопреки прогнозам панэллинизма, ограбление «Азии» не принесло ей процветания. Глубочайший кризис греческого мира - ненависть полисов к Македонии и друг к другу, и постоянные конфликты в их внутренней жизни -благоприятствовали римскому вторжению на Балканский полуостров в конце III в. до н.э.

Римляне действовали в соответствии с местной поговоркой: «Если коротка львиная шкура, подшей лисью». Римские полководцы именовали себя друзьями Эллады, преподнося её завоевание как освобождение от македонского ига. Однако первые же попытки полисов ослабить «дружеские объятия» римской военщины имели трагические последствия. Непокорные города разрушались, их жители продавались в рабство .

В середине II века до н.э. Греция окончательно утратила независимость. По сравнению с другими полисами, Афины получили сравнительно почетный статус «civitas federate» - города союзника Рима. Но в 88 г. до н.э. они подверглись суровой экзекуции за поддержку антиримского движения, возглавляемого Митридатом VI Евпатором4.

Позднее, в период Империи, греки постепенно адаптировались к новым условиям, отвыкли от агрессивного полисного партикуляризма, и их история надолго переплелась с римской. При этом Афины стали одним из экономических, культурных и туристических центров Pax Romana.

Библиографический список:

1. Аристотель. Политика. Афинская полития. М. 1997.

2. Вся история Древней Греции. Геродот, Фукидид, Ксенофонт. М. Минск. 2010.

1 В кавычках - слова Б.А.Тураева (1868-1920) - создателя российской школы истории Древнего Востока.

(См. Тураев Б.А. История Древнего Востока. Минск. 2002. С.637).

2 Подлинные слова Александра.

3 Такова, например, была судьба Коринфа, разрушенного Суллой, но затем восстановленного мудрым Юлием Цезарем.

4 Митридат Евпатор (132-63 гг. до н.э.). Царь Понта - эллинистического государства в Малой Азии, создатель Черноморской державы. Погиб в Пантикапее (нынешний город Керчь).

3. Белох Юлиус. Греческая история в 2-х томах. М. 2009.

4. Бузескул В.П. История афинской демократии. М. 2003.

5. Гущин Р.В. Талассократия, империя и демократия в Афинах. // Мнемон. Исследования и публикации по истории античного мира. Выпуск 13. СПбГУ. 2013.

6. Дюрант Вил. Жизнь Греции. М. 1997.

7. Зельин К.К. Борьба политических группировок в Аттике в VI веке до н.э. М. 1964.

8. Суриков И.Е. Античная Греции. Политики в контексте эпохи. Година междоусобиц. 2015.

9. Фишер В. Олигархическая партия и гетерии в Афинах //История Греции со времени Пелопоннесской войны. М. 1896.

10. Arnheim M.T.W. Aristocracy in Greek Society. London. 1977.

11. Hignett C.A. History of the Athenian Constitution of the Fifth Centutry. Oxford. 1962.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.