Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ В.В. РОЗАНОВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ БРЯНСКОЙ МУЖСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ)'

ВЗГЛЯДЫ В.В. РОЗАНОВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ БРЯНСКОЙ МУЖСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
45
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В.В. РОЗАНОВ / ПРОГИМНАЗИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / БРЯНСКАЯ МУЖСКАЯ ПРОГИМНАЗИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабалева Е.Н.

В статье анализируются взгляды В.В. Розанова на систему образования в дореволюционной России, которые во многом сформировались под влиянием его личного педагогического опыта в стенах учебных заведений Орловской губернии, в том числе Брянской мужской прогимназии. На примере анализа деятельности Брянской мужской прогимназии выявляются особенности организации учебного процесса, положение преподавателей и учеников. В работе приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о педагогической деятельности В.В. Розанова в Брянской мужской прогимназии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

V.V. ROZANOV'S VIEWS ON THE EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE BRYANSK MEN'S GYMNASIUM)

The article analyzes V.V. Rozanov’s views on the education system in pre-revolutionary Russia, which were largely formed under the influence of his personal pedagogical experience within the walls of educational institutions of the Oryol province, including the Bryansk men’s gymnasium. The author reveals the example of the analysis of the activities of the Bryansk male gymnasium, the peculiarities of the organization of the educational process, the position of teachers and students. The paper provides data from archival materials that allow us to judge V.V. Rozanov’s pedagogical activity in the Bryansk men’s gymnasium.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ В.В. РОЗАНОВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ БРЯНСКОЙ МУЖСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ)»

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

УДК 94(470.319) «19/...» ХАБАЛЕВА Е.Н.

кандидат исторических наук, старший преподаватель кафедры истории, философии, рекламы и связей с общественностью, Орловский государственный университет экономики и торговли E-mail: katya.e2011@yandex.ru

UDC 94(470.319) «19/...» KHABALEVA E.N.

Candidate of Historical Sciences, Senior Lecturer of the Department of History, Philosophy, Advertising and Public Relations, Oryol State University of Economics and Trade E-mail: katya.e2011@yandex.ru

ВЗГЛЯДЫ В.В. РОЗАНОВА НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ (НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ БРЯНСКОЙ МУЖСКОЙ ПРОГИМНАЗИИ)

V.V. ROZANOV'S VIEWS ON THE EDUCATION SYSTEM IN THE RUSSIAN EMPIRE (ON THE EXAMPLE OF THE WORK OF THE BRYANSK MEN'S GYMNASIUM)

В статье анализируются взгляды В.В. Розанова на систему образования в дореволюционной России, которые во многом сформировались под влиянием его личного педагогического опыта в стенах учебных заведений Орловской губернии, в том числе Брянской мужской прогимназии. На примере анализа деятельности Брянской мужской прогимназии выявляются особенности организации учебного процесса, положение преподавателей и учеников. В работе приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о педагогической деятельности В.В. Розанова в Брянской мужской прогимназии.

Ключевые слова: В.В. Розанов, прогимназии в системе образования в Российской империи, Орловская губерния, Брянская мужская прогимназия.

The article analyzes V.V. Rozanov's views on the education system in pre-revolutionary Russia, which were largely formed under the influence of his personal pedagogical experience within the walls of educational institutions of the Oryol province, including the Bryansk men's gymnasium. The author reveals the example of the analysis of the activities of the Bryansk male gymnasium, the peculiarities of the organization of the educational process, the position of teachers and students. The paper provides data from archival materials that allow us to judge V.V. Rozanov's pedagogical activity in the Bryansk men's gymnasium.

Keywords: V.V. Rozanov, progymnasiums in the educational system in the Russian Empire, Oryol province, Bryansk men's gymnasium.

Василий Васильевич Розанов - выдающийся философ, публицист и литературный критик. Формирование его научных взглядов, в том числе относительно системы образования, связано с работой в учебных заведениях Орловской губернии. Именно этот преподавательский опыт оказал на Розанова ключевое влияние, натолкнул его на осмысление несовершенства всей существующей системы образования в стране. Все свои педагогические наблюдения философ обобщил в труде «Сумерки просвещения», в котором можно проследить не только взгляды автора на злободневные вопросы обучения, но и его личные воспоминания и собственный педагогический опыт.

В.В. Розанов преподавал в прогимназиях и гимназиях Орловской губернии 12 лет, за это время в значительной степени сформировалась его оригинальная философия, мировоззренческая система взглядов на образование, религию, литературу, общественно-политическую жизнь.

«Он поступил на службу в Брянскую мужскую прогимназию в 1882 году и проработал в ней до 1887 года, преподавая историю и географию, а также латинский язык для учеников 1 класса. Помимо

этого Розанов был классным наставником и членом хозяйственного комитета». После 1887 года он продолжил свой педагогический стаж в стенах Елецкой мужской гимназии, в которой преподавал те же предметы до своего отъезда в 1891 году. Переезд из Брянска в Елец был связан с неудачами в семейной жизни [2].

Организация работы в Брянской мужской прогимназии, с которой Розанов познакомился изнутри, натолкнула его на интересные выводы. В 60-70-е гг. XIX века вся система образования Российской империи подвергалась серьезной перестройке, не исключением являлось и гимназическое образование. На этой ступени обучения главными новациями стали разделение курса на классический и реальный, а также появление прогимназий. После введения Устава гимназий и прогимназий 1864 года их деление в зависимости от направленности учебного курса, рассматривалось и властью, и обществом как компромисс. В 1866 году пост министра народного просвещения занял Д.А. Толстой, сменивший своего предшественника А.В. Головина. Именно с именем нового министра были связаны попытки поставить реальное обучение в неравное положение в сравнении с классическим.

© Хабалева Е.Н. © Khabaleva E.N.

Ученые записки Орловского государственного университета. № 2 (91), 2021 г Scientific notes of Orel State University. Vol. 2 - no. 91. 2021

Реальные гимназии были упразднены, а на их месте образовывались реальные училища. При этом доступ в университеты был открыт только для выпускников классических гимназий [6].

«В 70-е гг. XIX века в брянском Земском собрании был поднят вопрос о необходимости открытия в городе среднего учебного заведения». При этом преобладали сторонники реального образования. Последним нравилось, что направленность такого курса была связана с практической деятельностью и удовлетворяла потребности промышленности и торговли. Все доводы о необходимости открытия в г. Брянске реального училища в Министерстве народного просвещения были отвергнуты, последнее настаивало на открытии классической мужской прогимназии. В результате 1 июля 1877 года в Брянске начала работу четырехклассная мужская прогимназия, которая просуществовала до 1889 года и была закрыта в конечном итоге в связи с малым количеством учеников [1].

Среди несовершенств существующей системы образования мыслитель указывал ее оторванность от местных нужд и как следствие бесполезность некоторых типов учебных заведений, в том числе и Брянской мужской прогимназии. Позднее он вспоминал: «Ее вред до того был для всех очевиден, что город в котором она находилась, из года в год ходатайствовал перед министерством о ее закрытии; но всегда получал отказ. Кончилось тем, что жители его перестали просто отдавать детей в нее, отвозя их в соседний город, и прогимназия закрылась за отсутствием учеников ...»

[4].

Подобные невостребованные в обществе учебные заведения, отмечал Розанов, прибегали к разного рода ухищрениям в целях привлечь учеников в свои стены -снижали требования, облегчали курс, уменьшали стоимость, но никакие меры не помогали. «В 1880 году, когда Д.А. Толстой был сменен на посту министра народного просвещения А.А. Сабуровым, брянские земство в очередной раз предприняло безуспешную попытку ходатайствовать о преобразовании мужской прогимназии в реальное училище» [1].

В существующей системе образования Розанов также видел проблему бюрократизации учительской деятельности, чрезмерном ее формализме и оторванности от интересов общества и учеников. Мыслитель приводил следующий довод - человек, получавший очень общее образование, как, например, в классических гимназиях, на протяжении многих лет имел, как правило, весьма отвлеченные интересы. К этому добавлялся тот факт, что многие в процессе обучения переезжали, т.е. рождались в одном городе, обучались в гимназиях в другом, учились в университете в третьем, а поступали на службу в четвертый город. «Он - человек без корней; в сущности - у него нет родины и, следовательно - родного» [4].

Описанная ситуация напрямую затрагивала и самого Розанова, который сменил ни один город за время своей учебы и работы. В целом такая ситуация была ти-

пичной для всей страны в целом, и для Брянской мужской прогимназии в частности.

Низкий уровень преподавания мыслитель связывал с тем, что именно преподавательская деятельность была далеко не главной для преподавателя прогимназии. Помимо этого рядовому сотруднику, каким являлся собственно и Розанов, «приходилось проверять тетради учеников, исполнять обязанности члена хозяйственного комитета, в качестве классного наставника вести учет успеваемости, проступков и наказаний, проверять с инспекцией ученические квартиры, сопровождать учеников в церковь по воскресеньям и в праздничные дни» [2]. Преподаватели тратили на эту работу времени больше, чем собственно на аудиторную работу с учениками. Таким образом, вектор внимания в преподавательской деятельности был смещен в сторону выполнения разного рода формальных правил, а действительно главное направление - собственно преподавание становилось второстепенным.

При этом за такую нагрузку тот же Розанов получал весьма скромное жалование - всего 1410 руб. в год, из них за 12 уроков в неделю истории и географии 750 руб., за 8 уроков в неделю латинского 500 руб. и за должность классного наставника 160 руб. [2].

Одной из причин непопулярности Брянской мужской прогимназии мыслитель также называл плохо поставленный процесс преподавания и неподходящее руководство. С момента открытия инспектором прогимназии был назначен С.Н. Попов, которого Розанов характеризовал как человека совершенно не подготовленного для такой должности. При нем отсутствовала дисциплина, несоблюдение которой он сам и поощрял. Так, по воспоминания Розанова инспектор мог забрать с урока преподавателя математики для игры с ним в шашки. Некоторые сотрудники злостно пропускали занятия и являлись только раз в месяц, когда выплачивали жалование. «В

1883 году после проверки, проведенной окружным инспектором, во главе Брянской прогимназии стал Д.А. Соколов, пробывший на должность недолго до

1884 года. А затем до ее закрытия она возглавлялась И.И. Пенкиным» [1]. Нарушающие дисциплину преподаватели были удалены из прогимназии. Но по справедливому замечанию Розанова никто не компенсировал ученикам тех знаний, которые они не получили за пять лет распущенного управления. К тому же это привело к тому, что ряд способных учеников были отчислены.

Большое влияние на воспитательную политику в гимназиях и прогимназиях оказывало преподавание Закона Божия, который во всей системе начального и среднего образования считался ключевым. В этом вопросе Розанов также отмечал неудачный опыт для Брянской мужской прогимназии. Сам мыслитель признавал, что ему приходилось действовать на основании выпущенных Министерством народного просвещения распоряжений относительно организации религиозного воспитания. Он внушал и насаждал учащимся должное религиозное поведение и отношение

07.00.02 - ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ИСТОРИЯ (ИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ), 07.00.03 - ВСЕОБЩАЯ ИСТОРИЯ (СООТВЕТСТВУЮЩЕГО ПЕРИОДАНИСТОРИЧЕСКИЕ НАУКИ) 07.00.02 - DOMESTIC HISTORY (HISTORICAL SCIENCES), 7.00.03 - GENERAL HISTORY (OF THE CORRESPONDING PERIOD)(HISTORICAL SCIENCES)

друг к другу, старшим и церкви. Но при этом такое приобщение к религии в виде обязательных посещение богослужений по воскресеньям и праздничным дням, пение в церковных хорах, которые стали создаваться после приказа Министерства в 1884 году и начало занятий с обязательных молитв, по мнению Розанова, вряд ли могли способствовать пробуждению истинной веры. И сами преподаватели, и ученики подходили к этому вопросу с формальной точки зрения.

Опыт открытия и работы Брянской мужской прогимназии показал изъяны в существующей системе образования дореволюционной России. Ее непопулярность среди местного населения объяснялась целым рядом факторов. Во-первых, отраслевое ведомство стремилось к централизованной организации системы образования, в связи с чем интересы и запросы местного населения не учитывались, о

чем свидетельствует наглядный пример с Брянской мужской прогимназией. Во-вторых, сам тип учебных заведений в виде прогимназий в силу своей новизны воспринимался населением неоднозначно. Прогимназии стали своего рода полумерой, так как законченного гимназического образования они не давали, поэтому их выпускники, желающие освоить полный курс, должны были продолжать обучение в гимназии. В этой связи обоснованными были предпочтения населения в пользу гимназий с полным курсом в сравнении с прогимназиями.

Размышления Розанова о дореволюционной системе народного просвещения затрагивали злободневные проблемы, с которыми сталкивался практически каждый преподаватель и которые не утратили своей актуальности на сегодняшний день.

Библиографический список

1. Государственный архив Брянской области (ГАБО). Ф. 304. Оп. 1. Д. 112.

2. Государственный архив Липецкой области (ГАЛО). Ф. 119. Оп. 1. Д. 200.

3. Заболотный Н. Ф. Школы, гимназии, лицеи России и Брянской области. Брянск: Брян. обл. тип., 2002. 263 с.

4. РозановВ.В. Сумерки просвещения: Сборник статей по вопросам образования. СПб.: Изд. П. Перцова, 1899. 240 с.

5. Розанов В.В. Афоризмы и наблюдения. М., 2009. 63 с.

6. Рождественский С.В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения: 1802-1902. СПб.: Издание Министерства народного просвещения, 1902. 785 с.

References

1. State Archives of the Bryansk Region (GABO). F. 304. Op. 1.D. 112.

2. State Archives of the Lipetsk Region (GALO). F. 119. Op. 1.D. 200.

3. Zabolotny NF Schools, grammar schools, lyceums of Russia and the Bryansk region. Bryansk: Bryan. region type., 2002.263 p.

4. Rozanov V.V. Twilight of enlightenment: Collection of articles on education. SPb .: Ed. P. Pertsova, 1899.240 p.

5. Rozanov V.V. Aphorisms and Observations. M., 2009.63 p.

6. Rozhdestvensky S.V. Historical overview of the activities of the Ministry of Public Education: 1802-1902. SPb .: Edition of the Ministry of Public Education, 1902.785 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.