Научная статья на тему 'Положение прогимназий в системе среднего образования Российской империи во второй половине XIX века (на примере Орловской губернии)'

Положение прогимназий в системе среднего образования Российской империи во второй половине XIX века (на примере Орловской губернии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1561
177
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Научный диалог
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ / ГИМНАЗИИ И ПРОГИМНАЗИИ / ОРЛОВСКАЯ ГУБЕРНИЯ / SECONDARY EDUCATION IN THE RUSSIAN EMPIRE / GYMNASIUMS AND THE PRO-GYMNASIUMS / OREL GOVERNMENT

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хабалева Екатерина Николаевна

В статье рассматривается положение прогимназий в системе образования Российской империи во второй половине XIX века, в том числе на примере Орловской губернии. Анализируется состояние образования в прогимназиях дореволюционной России во второй половине XIX века, особенности организации учебного процесса, содержание курса прогимназий, подведомственных Министерству народного просвещения, а также их материально-техническое обеспечение. Акцентируется внимание на особенностях развития гимназического образования на региональном уровне источниках финансирования, количестве учеников, их социальном составе, наличии учебных пособий и библиотек. Новизна исследования определяется тем, что, помимо общероссийских тенденций развития гимназического образования, автор анализирует состояние этой ступени обучения на примере конкретного региона Орловской губернии. В статье приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о количестве и состоянии прогимназий в Орловской губернии. Отмечается, что прогимназии в Орловской губернии просуществовали недолго и по ряду объективных причин были преобразованы в гимназии. В работе рассматривается эволюция законодательства в сфере среднего образования в Российской империи во второй половине XIX веке. Выделяются основные этапы развития гимназий и прогимназий в стране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Status of Pro-Gymnasiums in System of Education of Russian Empire in Second Half of XIX Century (by Example of Orel Government)

The article discusses the status of pro-gymnasiums in the education system of the Russian Empire in the second half of the XIX century, including the example of the Orel Government. The state of education in pro-gymnasiums of pre-revolutionary Russia in the second half of the XIX century, peculiarities of educational process organization, courses content of pro-gymnasiums under the Ministry of National Education, as well as their logistical support are examined. The attention is focused on the peculiarities of gymnasium education development at the regional level the funding sources, number of pupils, their social background, availability of textbooks and libraries. Novelty of the research is determined by the fact that, in addition to all-Russian tendencies of gymnasium education development, the author analyses the state of that training level on the example of a particular region Orel Government. The article presents the data of archival materials, which allow to suggest about the number and condition of pro-gymnasiums in Orel Government. It is noted that pro-gymnasiums in Orel Government did not last long and because of a number of objective reasons were transformed into gymnasiums. This paper considers the evolution of legislation in the sphere of secondary education in the Russian Empire in the second half of the XIX century. The main stages of development of gymnasiums and pro-gymnasiums in the country are mentioned.

Текст научной работы на тему «Положение прогимназий в системе среднего образования Российской империи во второй половине XIX века (на примере Орловской губернии)»

Хабалева Е. Н. Положение прогимназий в системе среднего образования Российской империи во второй половине XIX века (на примере Орловской губернии) / Е. Н. Хабалева // Научный диалог. — 2016. — № 1 (49). — С. 261—270.

УДК 94(470.319)"18/19":373.574+374.3(091)

Положение прогимназий в системе среднего образования Российской империи во второй половине XIX века (на примере Орловской губернии)

© Хабалева Екатерина Николаевна (2016), аспирант Орловского государственного университета им. И. С. Тургенева, старший преподаватель кафедры истории, философии, рекламы и связей с общественностью, Орловский государственный институт экономики и торговли (Орел, Россия), katya.e2011@yandex.ru.

В статье рассматривается положение прогимназий в системе образования Российской империи во второй половине XIX века, в том числе на примере Орловской губернии. Анализируется состояние образования в прогимназиях дореволюционной России во второй половине XIX века, особенности организации учебного процесса, содержание курса прогимназий, подведомственных Министерству народного просвещения, а также их материально-техническое обеспечение. Акцентируется внимание на особенностях развития гимназического образования на региональном уровне — источниках финансирования, количестве учеников, их социальном составе, наличии учебных пособий и библиотек. Новизна исследования определяется тем, что, помимо общероссийских тенденций развития гимназического образования, автор анализирует состояние этой ступени обучения на примере конкретного региона — Орловской губернии. В статье приводятся данные архивных материалов, которые позволяют судить о количестве и состоянии прогимназий в Орловской губернии. Отмечается, что прогимназии в Орловской губернии просуществовали недолго и по ряду объективных причин были преобразованы в гимназии. В работе рассматривается эволюция законодательства в сфере среднего образования в Российской империи во второй половине XIX веке. Выделяются основные этапы развития гимназий и прогимназий в стране.

Ключевые слова: среднее образование в Российской империи; гимназии и прогимназии; Орловская губерния.

1. Введение

В дореволюционной России существовало три ступени образования — начальное (приходские, уездные училища, последние в дальней-

ш

Журнал включен в Перечень БАК

шем были преобразованы в городские и высшие начальные училища), среднее (гимназии), и высшее (университеты). Подобная трехступенчатая система народного просвещения оформилась в Российской империи в начале XIX века, в годы правления Александра I, и просуществовала без серьезных изменений до революции 1917 года. Среди всех ступеней образования именно гимназическое выделялось особо: с одной стороны, оно давало глубокие знания, необходимые для поступления в университеты, а с другой — на уровне регионов Российской империи именно гимназии являлись главными образовательными центрами в силу ограниченного числа высших учебных заведений (на один учебный округ приходился один университет).

Принципиально важным этапом развития всего среднего образования в Российской империи в XIX веке являлась реформаторская деятельность министров народного просвещения А. В. Головина и графа Д. А. Толстого в годы правления Александра II. Именно 60—70-е годы становятся ключевыми в реформировании всего гимназического образования: принятый 19 ноября 1864 года новый Устав гимназий и прогимназий утвердил главный принцип среднего образования — его всесословность. «В гимназиях и прогимназиях обучаются дети всех состояний, без различия звания и вероисповедания» [Высочайше ..., 19 ноября 1864, с. 172]. В системе гимназического образования оформился дуализм — деление учебных заведений на классические и реальные в зависимости от направленности обучения. Также в числе прочего важным нововведением стало учреждение прогимназий. Прогимназия — это среднее учебное заведение, которое включало в себя четыре низших гимназических класса [Там же]. Такие учебные заведения должны были открываться там, где не было гимназий, а их выпускники могли поступать в следующий гимназический класс.

2. Правовое положение прогимназий

в системе образования России во второй половине XIX века

Положение прогимназий в системе образования Российской империи регулировалось Уставом 1864 года, в соответствии с которым они также, как и гимназии, делились на классические и реальные. Открытие прогимназий с одним или другим курсом находилось в ведении Министерства народного просвещения, оно же выделяло средства на их содержание. Кроме того, в финансовом обеспечении подобных учебных заведений могли принимать участие общества (чаще всего городские), отдельные сословия (преимущественно дворяне) и частные лица. Содержание прогимназий с одним латинским языком обходилось государственному казначейству

в 11 020 рублей, с двумя древними языками — в 11 950 рублей, а реальных — в 11 280 рублей. [Рождественский, 1902, с. 441].

Штат должностных лиц прогимназии включал в себя инспектора, преподавателей, воспитателей, письмоводителя и врача. Инспектор прогимназии утверждался в должности попечителем учебного округа, и в его обязанности входило осуществлять надзор за ходом преподавания и воспитания, а также за материальным благосостоянием учебного заведения. При прогимназиях существовало два главных органа управления — Попечительский и Педагогический советы. Правила приемных, переводных и окончательных испытаний составлялись Попечительским советом на основании мнения Педагогического совета прогимназий. Как правило, в прогимназии принимались дети, умеющие читать и писать по-русски, знающие главные молитвы и арифметические действия сложения и вычитания, а также таблицу умножения [Высочайше ..., 19 ноября 1864, с. 172].

Учебный курс в прогимназиях соответствовал курсу низших четырех классов классических или реальных гимназий. Для прогимназий с классическим курсом он был следующий:

— в первом классе изучали Закон Божий, латинский и русский языки, математику, чистописание, черчение и рисование;

— во втором классе преподавались Закон Божий, латинский, французский и русский языки, математика, география, чистописание, черчение и рисование;

— в третьем классе учебный курс включал следующие предметы: Закон Божий, латинский, греческий, немецкий, французский и русский языки, математику, историю, географию;

— в четвертом классе прогимназии учили те же предметы, что и на третьем году обучения.

Очередные изменения гимназического устава произошли уже в 1871 году и были связаны с реформаторской деятельностью министра народного просвещения графа Д. А. Толстого. Учебный курс в них состоял из тех же предметов, что и по уставу 1864 года, но распределялись они по новому плану с целью максимального сосредоточения внимания учащихся на главных предметах — древних языках и математике. Количество часов по русскому и новым (французскому и немецкому) языкам осталось без изменений. Однако уменьшилось количество уроков по Закону Божьему, истории, естествоведению, чистописанию, рисованию. В соответствии с новым уставом гимназический курс был увеличен. Взамен 7 лет обучения, вводился дополнительно подготовительный класс, а 7 класс был разбит на два года [Высочайше ..., 19 июня 1871, с. 905]. Открытие подгото-

вительного класса объяснялось необходимостью повысить образовательный уровень учащихся, поступающих в гимназии и прогимназии. «Для поступления в первый класс прогимназии надлежит требовать большей и лучшей подготовки, с целью чего при них должен быть учрежден приготовительный класс» [Шмидт, 1878, с. 518].

Увеличение гимназического курса 8 годом обучения должно было сделать его более фундаментальным и основательным, а университеты должны были получать хорошо подготовленных студентов. В сравнении с предшествующим устав 1871 года особенно выдвигал вперед значение воспитательного воздействия гимназий и прогимназий на учащихся.

Реформаторская деятельность графа Толстого способствовала открытию новых средних учебных заведений в стране, о чем свидетельствуют статистические данные. К концу 1866 года мужских средних учебных заведений в России было 96 (92 гимназии и 2 прогимназии); к концу 1876 года число их возросло до 255, а именно: 133 гимназии, 69 прогимназий и 53 реальных училища. В 1866 году всех учащихся было 26 360, а в 1876 году — более 56 000. Общий министерский бюджет составлял в 1865 году 6 467 952 рублей, из которых на долю средних учебных заведений приходилось 2 350 814 рублей; смета министерства на 1878 год была доведена почти до 16 000 000, из которых на средние учебные заведения, содержащиеся за счет правительства, приходилось 6 766 463 рублей [Шмидт, 1878, с. 505].

3. Прогимназии в Орловской губернии во второй половине XIX века

Орловская губерния принадлежала к числу центрально-черноземных губерний европейской части России с преобладающим количеством сельского населения. Она включала в себя 12 уездов: Болховский, Брянский, Дмитровский, Елецкий, Карачевский, Кромской, Ливенский, Малоархангельский, Мценский, Орловский, Севский, Трубчевский [ГАОО, ф. 78, оп. 1, д. 1288, л. 45].

В Орловской губернии прогимназии стали открываться после принятия нового устава 1871 года. Центром развития данной ступени образования в регионе стали западные уезды — Брянский и Карачевский. В этих уездах в 70-е — начале 80-х годов XIX века начали свою работу мужские и женские прогимназии. Карачевская мужская прогимназия была открыта городским обществом в 1879 году в составе четырех классов, а чуть раньше в 1872 году начала работу женская прогимназия [ГАБО, ф. 382, оп. 1, д. 31, л. 8]. В городе Брянске мужская четырехклассная прогимназия в составе двух классов — приготовительного и первого — была открыта в июне 1877 года [ГАБО, ф. 304, оп. 1, д. 112, л. 5]. В каждый последу-

ющий год прогимназия увеличивалась на один класс. Брянская женская прогимназия стала принимать девочек для обучения с 1881 года. Так как в Орловской губернии прогимназии начали создаваться только в 70-е годы XIX века, то есть после проведения реформы 1871 года и упразднения реальных гимназий (последние были преобразованы в училища), то все они давали классическое образование.

Финансирование прогимназий в регионе осуществлялось из разных источников. Так, на основании отчета о состоянии Карачевской женской прогимназии за 1894 год видно, что данное учебное заведение получало средства от государственного казначейства в размере 350 рублей (что составляло 6,8 % общего годового бюджета), из сбора за обучение — 3171 рубль 20 копеек (61,2 %), от городского общества — 1400 рублей (26,9 %), из процентов с пожертвованных капиталов — 243 рубля 99 копеек (4,7 %), остаток за 1893 год составлял 21 рубль 43 копейки (0,4 %). Всего — 5186 рублей 62 копейки [ГАБО, ф. 382, оп. 1, д. 31, л. 6].

Брянская женская прогимназия в 1891 году получала средства на свое содержание от государственного казначейства 200 рублей, из сбора за обучение — 2180 рублей, от городского общества — 2000 рублей, из пожертвованных сумм — 80 рублей; всего — 4460 рублей [ГАБО, ф. 204, оп. 1, д. 36, л. 3об.]. Архивные материалы свидетельствуют, что большую часть годового содержания прогимназии получали от местных обществ и средств, собираемых с учеников за обучение, а вот государственное финансирование составляло незначительную долю годового бюджета подобных учебных заведений на территории Орловской губернии. При этом необходимо отметить, что основная тяжесть финансового содержания губернских гимназий ложилась на государство, о чем свидетельствуют данные годовых отчетов. Местные же общества, в лице земства, Городской Думы, дворянства, крайне редко выделяли средства для нужд средних учебных заведений Орловской губернии. Последние чаще ассигновали деньги на развитие начального образования в регионе. Важным отличием прогимназий и гимназий являлись разные источники содержания: если первые в большей степени финансировались за счет местных средств, то последние получали средства от государства.

Одни из самых существенных вливаний в бюджет прогимназий региона были поступления в счет платы за обучение. В Брянской мужской прогимназии стоимость обучения составляла в приготовительном классе 15 рублей в год, а в гимназических классах — 20 рублей [ГАБО, ф. 204, оп. 1, д. 1, л. 5]. В Карачевской женской прогимназии в основных классах учащиеся вносили по 25 рублей в год, в приготовительных — по 20 рублей [ГАБО, ф. 382, оп. 1,

д. 31, л. 7]. В целом стоимость обучения в женских и мужских прогимназиях Орловской губернии была приблизительно равной и сильно не разнилась от одного учебного заведения к другому. При этом дополнительно взималась плата с гимназистов за обучение новым языкам: французскому или немецкому —12 рублей, двум языкам сразу — 20 рублей.

Открытие прогимназий в регионе сталкивалось с проблемой поиска подходящих зданий, пригодных для размещения и оборудования ученических классов. Ни одна прогимназия Брянского и Карачевского уездов не располагалась в собственном здании. Помещения им выделяли местные земства, как, например, для Брянской мужской прогимназии с годовой платой в 2000 рублей; также они могли располагаться в городских зданиях, как Карачевская женская прогимназия, или же в наемных домах, как было с Брянской женской прогимназией.

Прогимназии являлись новым типом учебных заведений, поэтому поначалу не пользовались большой популярностью у населения, о чем свидетельствуют статистические данные отчетов. Так, в Брянской женской прогимназии в 1881 году, то есть в год открытия, обучалось 47 учениц, а через десять лет в 1891 году 100 девочек. Динамика роста числа учениц в Карачевской женской прогимназии составила со 136 человек в 1894 году до 178 в 1899 году. Постепенно подобные учебные заведения стали завоевывать популярность у населения, прежде всего городского. Социальный состав учащихся прогимназий подтверждает этот вывод. В Карачевской женской прогимназии в 1894 году из 136 человек детей дворян и чиновников было 26 (что в процентном соотношении составляло 19,1 %), духовного звания — 12 (8,9 %), городского сословия — 86 (63,1 %), сельского сословия — 12 (8.9%) [ГАБО, ф. 382, оп. 1, д. 31, л. 17]. Из 100 учениц Брянской женской прогимназии в 1891 году детей дворян и чиновников было 27, духовного сословия — 7, городского сословия — 57, сельского сословия — 9 [ГАБО, ф. 204, оп. 1, д. 36, л. 9об.].

При прогимназиях Карачевского и Брянского уездов Орловской губернии имелись фундаментальные и ученические библиотеки. Они создавались для обеспечения образовательного процесса при учебных заведениях такого типа. Ежегодно библиотеки при прогимназиях пополнялись новыми книгами и пособиями. Так, в Брянской мужской прогимназии в 1879— 1880 учебном году в фундаментальной библиотеке было 59 названий книг в 116 томах, а в ученической — 13 названий в 14 томах. В отчетном году общая сумма расходов на обновление фондов библиотеки составила 507 рублей 35 копеек. При прогимназиях имелись и другие пособия: модели, лексиконы, глобусы, географические карты.

Сравнивая организацию образовательного процесса в гимназиях и прогимназиях, можно было обнаружить определенные отличия, на которые указывалось при реализации реформы среднего образования 1871 года. «В прогимназиях преподавание всех предметов, чтобы остаться верными воспитательному своему характеру, должно строго отличаться от преподавания собственно гимназического. Здесь, по возрасту и развитию учащихся, более всего уместен катихизический способ учения. Постоянная беседа с учениками с образовательной целью, умение вести всю работу преимущественно в классе под своим руководством — вот задачи, к осуществлению которых должен стремиться преподаватель прогимназии» [Шмидт, 1878, с. 459]. Подобные отличия можно было объяснить тем, что в прогимназиях обучались дети младшего возраста, которые еще не были способны к выполнению самостоятельных заданий, поэтому их обучение должно было проходить только в гимназических классах при направляющей роли преподавателя.

4. Выводы

Во второй половине XIX века в системе образования Российской империи появился новый тип учебных заведений — прогимназии, которые охватывали неполное среднее образование. Активно прогимназии в стране стали открываться в 70—80-е годы благодаря реформаторской деятельности министра народного просвещения графа Д. А. Толстого. Не явилась исключением и Орловская губерния. В обозначенный период на территории региона появились первые подобные учебные заведения. Однако большого распространения в Орловской губернии они не получили, о чем свидетельствует их небольшое число, причем на территории только двух уездов из двенадцати. Работа прогимназий в отличие от гимназий с полным курсом отличалась определенными особенностями. Во-первых, источниками финансирования: обеспечение прогимназий осуществлялось в большей степени за счет средств местных бюджетов. Во-вторых, организацией образовательного процесса: на прогимназии в отличие от гимназий возлагалась большая воспитательная функция. В-третьих, социальный состав учащихся свидетельствует о том, что большей популярностью прогимназии пользовались у городского населения.

Действовавшие в Орловской губернии прогимназии просуществовали недолго, они не получили широкого распространения в связи с тем, что давали знания неполного гимназического курса, а потребность в увеличении числа образованных людей в стране возрастала. Стремясь удовлетворить подобные стремления населения губернии, прогимназии стали преобразовываться в гимназии. Так, в августе 1899 года начался процесс преоб-

разования Карачевской женской прогимназии в гимназию, а в 1909 году Карачевская мужская прогимназия стала гимназией.

Источники

1. Высочайше утвержденное Положение об устройстве училищ от 24 января 1803 года // Полное собрание законов российской Империи. — Том 28. — Отд. 1. — № 20.597. — С. 437—442.

2. Высочайше утвержденные изменения и дополнения в устав гимназий и прогимназий Высочайше утвержденный от 19 ноября 1864 года от 19 июня 1971 года // Полное собрание законов российской Империи. — Том 46. — Отд. 1. — № 49744. — С. 903—911.

3. Высочайше утвержденный устав гимназий и прогимназий ведомства Министерства народного просвещения от 19 ноября 1864 года // Полное собрание законов российской Империи. — Том 39. — Отд. 1. — № 41472. — С. 167—179.

4. Государственный архив Брянской области (ГАБО).

Ф. 382. Оп. 1

Ф. 304. Оп. 1

Ф. 204. Оп. 1

5. Государственный архив Орловской области (ГАОО). Ф. 78. Оп. 1.

6. Манифест об учреждении министерств от 8 сентября 1802 года // Полное собрание законов российской Империи. — Том 27. — Отд. 1. - № 20.406. — С. 243—249.

7. Обзор деятельности Министерства народного просвещения и подведомственных ему учреждений в 1862, 1863 и 1864 г. Санкт-Петербург, 1865. — 713 с.

8. Проект Положения о начальных народных училищах от 25 мая 1874 года // Полное собрание законов российской Империи. — Том 49. — Отд. 1. — № 53574. — С. 834—840.

Литература

1. Звягинцев Е. А. Полвека земской деятельности по народному образованию / Е. А. Звягинцев. — 2-е изд. — Москва : [б. и.], 1917. — 88 с.

2. Мансуров П. П. Городские училища по Положению 31 мая 1872 года / сост. учитель Нолинского городского училища П. П. Мансуров. — Вятка : Тип. и хромо-лит. Маишеева, бывш. Куклина и Красовского, 1900. — 39 с.

3. Медынский Е. Н. История педагогики в связи с экономическим развитием общества / Е. Н. Медынский. — Москва : [б. и.], 1929. — Т. 3. — 449 с.

4. Михайлов М. В. Историко-правовые условия зарождения и формирования правовой образовательной политики в дореволюционной России / М. В. Михайлов // Теория и практика общественного развития. — 2011. — № 8. — С. 206—208.

5. Налимов С. А. Акты систематизации узаконений Российской империи в сфере образования (XIX — начало XX вв.) / С. А. Налимов // Вестник Омского университета. Серия «Право». — 2011. — № 4 (29). — С. 175—179.

6. Перцев В. В. Учебный процесс в гимназиях Орловской губернии [Электронный ресурс] / В. В. Перцев // Концепт. — 2015. — № 4. — Режим доступа : http:// cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-protsess-v-gimnaziyah-orlovskoy-gubernii.

7. Рождественский С. В. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. 1802—1902 / С. В. Рождественский. — Санкт-Петербург : Министерство народного просвещения, 1902. — 785 с.

8. Сысоева Е. Н. Правовые аспекты светского образования в Российской империи в XIX веке / Е. Н. Сысоева // Современное общество и право. — 2014. — № 4 (17). — С. 32—36.

9. Фальборк Г. А. Народное образование в России / Г. А. Фальборк, В. И. Чар-нолуский. — Санкт-Петербург : Изд. О. Н. Поповой, 1905. — 401 с.

10. ШмидЕ. К. История средних учебных заведений в России / Е. К. Шмидт. — Санкт-Петербург : [б. и.], 1878. — 684 с.

11. Johnson H. E. William. Russia's Educational Heritage / H. E. William Johnson. — Pittsburgh, Pennsylvania : Carnegie Institute of Technology, 1950. — 351 p.

Status of Pro-Gymnasiums in System of Education of Russian Empire in Second Half of XIX Century (by Example of Orel Government)

© Khabaleva Yekaterina Nikolayevna (2016), post-graduate student, Orel State University named after I. S. Turgenev, senior lecturer, Department of History, Philosophy, Advertising and Public Relations, Orel State Institute of Economics and Trade (Orel, Russia), katya. e2011@yandex.ru.

The article discusses the status of pro-gymnasiums in the education system of the Russian Empire in the second half of the XIX century, including the example of the Orel Government. The state of education in pro-gymnasiums of pre-revolutionary Russia in the second half of the XIX century, peculiarities of educational process organization, courses content of pro-gymnasiums under the Ministry of National Education, as well as their logistical support are examined. The attention is focused on the peculiarities of gymnasium education development at the regional level — the funding sources, number of pupils, their social background, availability of textbooks and libraries. Novelty of the research is determined by the fact that, in addition to all-Russian tendencies of gymnasium education development, the author analyses the state of that training level on the example of a particular region — Orel Government. The article presents the data of archival materials, which allow to suggest about the number and condition of pro-gymnasiums in Orel Government. It is noted that pro-gymnasiums in Orel Government did not last long and because of a number of objective reasons were transformed into gymnasiums. This paper considers the evolution of legislation in the sphere of secondary education in the Russian Empire in the second half of the XIX century. The main stages of development of gymnasiums and pro-gymnasiums in the country are mentioned.

Key words: secondary education in the Russian Empire; gymnasiums and the progymnasiums; Orel government.

References

Falbork, G. A., Charnoluskiy, G. A. 1905. Narodnoye obrazovaniye v Rossii. Sankt-Peterburg: Izd. O. N. Popovoy. 401. (In Russ.).

Johnson, H. E. William. 1950. Russia's Educational Heritage. Pittsburgh, Pennsylvania: Carnegie Institute of Technology. 351.

Mansurov, P. P. 1900. Gorodskiye uchilishcha po Polozheniyu 31 maya 1872 goda.

Vyatka: Tip. i khromolit. Maisheeva, byvsh. Kuklina i Krasovskogo. 39. (In Russ.).

Medynskiy, E. N. 1929. Istoriya pedagogiki v svyazi s ekonomicheskim razvitiyem obshchestva, 3. Moskva: [B. i.]. 449. (In Russ.).

Mikhaylov, M. V. 2011. Istoriko-pravovyye usloviya zarozhdeniya i formirovaniya pravovoy obrazovatelnoy politiki v dorevolyutsionnoy Rossii. Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya, 8: 206—208. (In Russ.).

Nalimov, S. A. 2011. Akty sistematizatsii uzakoneniy Rossiyskoy imperii v sfere obrazovaniya (XIX — nachalo XX vv.). Vestnik Omskogo universiteta. Seriya «Pravo», 4 (29): 175—179. (In Russ.).

Pertsev, V. V. 2015. Uchebnyy protsess v gimnaziyakh Orlovskoy gubernii. In: Kontsept, 4. Available at: http://cyberleninka.ru/article/n/uchebnyy-protsess-v-gimnaziyah-orlovskoy-gubernii. (In Russ.).

Rozhdestvenskiy, S. V. 1902. Istoricheskiy obzor deyatelnosti Ministerstva narodnogo prosveshcheniya. 1802—1902. Sankt-Peterburg: Ministerstvo narodnogo prosveshcheniya. 785. (In Russ.).

Shmid, E. K. 1878. Istoriya srednikh uchebnykh zavedeniy v Rossii. Sankt-Peterburg. 684. (In Russ.).

Sysoeva, E. N. 2014. Pravovyye aspekty svetskogo obrazovaniya v Rossiyskoy imperii v XIX veke. Sovremennoye obshchestvo ipravo, 4 (17): 32—36. (In Russ.).

Zvyagintsev, E. A. 1917. Polveka zemskoy deyatelnosti po narodnomu obrazovaniyu. Moskva. 88. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.