Научная статья на тему 'ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОТОВНОСТИ К БРАЧНО - СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО И ПРОЧНОГО БРАКА'

ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОТОВНОСТИ К БРАЧНО - СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО И ПРОЧНОГО БРАКА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
439
305
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БРАЧНО-СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ГОТОВНОСТЬ / МОТИВАЦИЯ / СОЦИАЛЬНО - ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЗРЕЛОСТЬ / РОЛЬ / ЛЮБОВЬ / MARRIAGE AND FAMILY RELATIONS / READINESS / MOTIVATION / SOCIO-PSYCHOLOGICAL MATURITY / ROLE / LOVE

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ерина Инобат Аъзамкуловна

Статья посвящена теоретическому анализу взглядов, мнений, позиций ведущих отечественных ученых в области брачно-семейных отношений с позиции функционального и личностного подходов, рассматривая: этико - психологическую готовность, как основу гармоничных и прочных брачных отношений. В статье конкретно проанализированы содержательная и структурная стороны готовности к этим отношениям. Обращено внимание на роль полового воспитания, мотивацию и социально - психологическую зрелость партнеров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

VIEWS OF SCIENTISTS ON THE PROBLEM OF READINESS FOR MARRIAGE - FAMILY RELATIONS AS THE BASIS FOR A HARMONIOUS AND DURABLE MARRIAGE

The article is devoted to the theoretical analysis of the views, opinions, positions of leading domestic scientists in the field of marriage and family relations from the standpoint of functional and personal approaches, considering: ethical and psychological readiness as the basis of harmonious and strong marriage relations. The article specifically analyzes the content and structural aspects of readiness for these relations. Attention is paid to the role of sex education, motivation and socio - psychological maturity of partners.

Текст научной работы на тему «ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОТОВНОСТИ К БРАЧНО - СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО И ПРОЧНОГО БРАКА»

2. Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношения / Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 141 / Под ред. А.А. Крылова. -Спб., 1995. - С. 48-59.

3. Попова Д.Е., Косцова М.В. Особенности семейных ценностей студенческой молодежи / Д.Е. Попова, М.В. Косцова // Материалы XX Всероссийской научно-практической конференции «Осознание культуры - залог обновления общества. перспективы развития современного общества». - Севастополь, 2019. - Издательство: Рибест. - С. 214-219.

4. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие / Д.Я. Райгородский. - Самара: Издательский Дом «БАХРАХ», 1998 - 672 с.

5. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология / А.А. Реан, Я.Л. Коломинский. - С.-П.: Питер, - 1999. - 409 с.

6. Тест-анкета «Эмоциональная направленность» (Б.И. Додонов) / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б. Дерманова. - СПб., 2002. - С. 132-134.

Психология

УДК 159.9:316

кандидат психологических наук, доцент Ерина Инобат Аъзамкуловна

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования

«Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Ялта)

ВЗГЛЯДЫ УЧЕНЫХ НА ПРОБЛЕМУ ГОТОВНОСТИ К БРАЧНО - СЕМЕЙНЫМ ОТНОШЕНИЯМ КАК ОСНОВАНИЕ ДЛЯ ГАРМОНИЧНОГО И ПРОЧНОГО БРАКА

Аннотация. Статья посвящена теоретическому анализу взглядов, мнений, позиций ведущих отечественных ученых в области брачно-семейных отношений с позиции функционального и личностного подходов, рассматривая: этико - психологическую готовность, как основу гармоничных и прочных брачных отношений. В статье конкретно проанализированы содержательная и структурная стороны готовности к этим отношениям. Обращено внимание на роль полового воспитания, мотивацию и социально - психологическую зрелость партнеров.

Ключевые слова: брачно-семейные отношения, готовность, мотивация, социально - психологическая зрелость, роль, любовь.

An^tatton. The article is devoted to the theoretical analysis of the views, opinions, positions of leading domestic scientists in the field of marriage and family relations from the standpoint of functional and personal approaches, considering: ethical and psychological readiness as the basis of harmonious and strong marriage relations. The article specifically analyzes the content and structural aspects of readiness for these relations. Attention is paid to the role of sex education, motivation and socio - psychological maturity of partners.

Keywords: marriage and family relations, readiness, motivation, socio-psychological maturity, role, love.

Введение. Одним из главных источников социально-экономического развития общества является семья. От психологического климата каждой семьи зависит состояние всего общества в целом. Изучение структурной и содержательной сторон готовности людей к вступлению в брак предусматривает анализ готовности к брачно-семейным отношениям.

Изложение основного материала статьи. Рассматривая готовность к брачно - семейным отношениям, можно выделить позиции разных исследователей по данной проблеме. Одни из первых исследователей, которые изучали понятие «готовности» были Б.Г. Ананьев, А.В. Крутецкий, Д.Н. Узнадзе, А.А. Ухтомский и др. Д.Н. Узнадзе рассматривает готовность с позиции функционального подхода, и определяет ее как некоторое функциональное состояние, социальную и психологическую установку, которая определяет поведение личности. С позиции личностного подхода, по мнению. В.Н. Дружинина, определяются процессуальные качества, непосредственно значимые для деятельности, и которые выражают направленность на соответствующую деятельность. [9, С. 178] Исследователи В.И. Барский и И.В. Гребенников считают, что основанием для гармоничных и прочных брачных отношений выступает этико- психологическая готовность людей, заключающаяся в следующих факторах:

- сформировавшимся идеале о семьи;

- понимании и принятии в чем заключается брак, что ждут они от брака, зачем они заключили этот союз;

- какие обязанности они берут на себя и по долгу своего социального статуса должны будут выполнять и т.д.

По мнению С.В. Ковалева, первичными признаками готовности к брачно-семейным отношениям выступают:

- деятельное понимание ими общественной значимости своего поведения;

- обязательства супругов друг перед другом;

- ответственность за детей и семью;

- добровольное принятие неминуемых в супружеской жизни забот и ограничения свобод [6, С. 57].

Однако следует не согласится с таким критерием, как ограничение личной свободы в современных

супружеских парах, так как современное развитие общества обуславливает некоторую степень свободы в поведении супругов.

Готовность людей к брачно-семейным отношениям по мнению многих исследователей включает в себя содержательную и структурную сторону.

Так, по мнению А.Н. Сизанова, к структурным элементам готовности молодых людей к брачно -семейным отношениям целесообразно относить:

- социально-моральный элемент, предусматривающий гражданскую зрелость (образование, возраст, профессия, уровень морального сознания), финансовую самостоятельность и состояние здоровья;

- мотивационный элемент, который включает любовь как основной мотив образования семьи, желание к самостоятельности, материальную независимость от родителей, ответственность за семью, обоюдное желание воспитывать детей;

- психологический элемент, предусматривающий сходство целей и взглядов на жизнь, возможность обеспечить необходимый морально-психологический климат, устойчивость чувств, развитые волевые качества личности;

- педагогический элемент, который предусматривает наличие знаний о развитии и воспитании людей, умение передать жизненный опыт ребенку, проектировать быт и досуг, семейный бюджет [11, С. 167].

Согласно взглядам Л.Я. Гозман, структурные компоненты готовности людей к брачно-семейным отношениям включают:

- эмоционально-ценностный компонент, проявляющийся в гуманистической нацеленности личности, в понимании семьи как ценностного социального института, личностное осмысление ценностей брака и семьи, принятие значимости внутрисемейного общения и ценности родительства;

- интеллектуально-познавательный компонент, предусматривающий овладение комплексом знаний о браке и семье, организации рациональной жизнедеятельности семьи;

- действенно-практический компонент, выражающийся через внешне наблюдаемые умения и навыки, которые требуются в супружеской жизни, такие как коммуникативные, гностические, конструктивные, организаторские и др.;

- эмоционально-волевой компонент, предусматривающий организацию оптимальных условий семейной жизни, проявления любви ко всем членам семьи, формирование положительного эмоционального настроя [3, С. 73].

Ряд исследователей Т.В. Андреева, И.Ф. Дементьева, В.Е. Каган, С.В. Ковалев, И.С. Кон, в изучении готовности к браку указывают на важную роль полового воспитания, рассматривая его как процесс освоения личностью качеств, черт и установок, нужных для положительного отношения к человеку. [1, С. 104]

Организация готовности людей к брачно - семейным отношениям по мнению И.В. Дубровиной, должна на ряду с развитием моральности, предусматривать также развитие некоторой системы представлений о себе как о человеке конкретного пола (потребности, ценностные ориентации, мотивы, отношения, формы поведения [4, С. 144].

Кроме психологических составляющих М.Г. Семерикова, в структуре готовности к супружеской жизни выделяет социальные компоненты, в комплексе создающие следующую структуру анализируемой категории - мотивационно - ценностный, ориентационно - смысловой, конкретно- оперативный, деятельностно -волевой и контрольно - оценочные элементы [10, С. 61].

Следовательно, готовность к брачно-семейным отношениям выступает неотъемлемой частью общей системы воспитания подрастающего поколения.

Готовность к брачно - семейным отношениям И.Л. Москвичева, считает одним из факторов, которые определяют стабильность и устойчивость семейной жизни. По мнению автора, готовность людей к брачно -семейным отношениям является системой социальных и индивидуальных отношений, определяющая эмоциональное и психологическое отношение к образу жизни и ценностей брака [7, С. 104].

И.Л. Москвичева и Ю.А. Гаспарян наряду с другими исследователями, определяют готовность к браку как единую категорию, включающую:

- развитие определенного морального комплекса - готовность супругов взять на себя обязанности созданной семейной системы по отношению к партнеру, будущим детям, распределение ролей между супругами;

- готовность к межличностному общению и сотрудничеству, так как семья выступает малой группой, то для ее нормального функционирования необходима согласованность ритмов жизни супругов;

- возможность самопожертвования по отношению к брачному партнеру, включает в себя возможность жертвовать интересами одного супруга во благо другого, на основании качеств и свойств альтруизма любящего человека;

- эмпатийный аспект - значимость данного аспекта состоит в том, что семья по своей сущности обладает психологическим эффектом, отсюда вытекает психологическая функция брака, способствующая формированию способности к сопереживанию, ощущению эмоционального мира партнера;

- высокую эстетическую культуру чувств и поведения личности;

- возможность разрешения конфликтов конструктивным способом, способность самостоятельно регулировать свои эмоции и поведение. Возможность конструктивно разрешать межличностные конфликты, играет важную роль в процессе взаимной адаптации супругов [7, С. 27].

Главным моментом готовности личности для брачно - семейных отношений, по мнению С.В. Ковалева является понимание социальной значимости своего поведения, определенных обязательств перед собой и партнером, а также ответственность за семью и детей, добровольное принятие норм семейной жизни, принятие ответственности и заботы супругов друг о друге. Кроме того, автор указывает на такой значимый показатель психологической готовности к браку и семейной жизни, как наличие модели будущей семьи. В модели проектируется необходимость видеть каждого из супругов самореализовавшимся в будущем, счастливым и любимым, однако любая цель достижима тогда, когда подкреплена реальным планом действий, содержащим кроме желанных целей, также способы их достижений [6, С. 131].

Успешность брачно - семейных отношений Л.Б. Шнейдер связывал с готовностью к ним, а также со стилем жизни человека и с его прототипом. Исследователь указывал на необходимость наличия чувства общности и являться социально адаптированной личностью.

Все способности и наклонности к любви и браку заложены в прототипе, формирующимся в первые годы жизни. Свойственные признаки прототипа, могут указывать на трудности, возникающие в будущей взрослой жизни.

Кроме критериев социальной адаптации, брачно - семейные отношения требуют от супругов чувства любви, способности идентифицировать себя с другим человеком и сопереживать ему [15, С. 206].

Современный исследователь Л.Б. Шнейдер определяет готовность к брачно- семейным отношениям, как систему социально- психологических установок личности, где готовность является интегральной категорией, которая включает целостный комплекс таких аспектов, как:

1) готовность принять на себя новую систему обязанностей по отношению к своему мужу, жене, будущим детям;

2) подготовленность молодых людей к межличностному общению;

3) подготовленность к сложным жизненным ситуациям и взаимопомощи;

4) в связи с психотерапевтической функцией семьи, супруги должны обладать высоким уровнем эмпатии

- способностью к сопереживанию, ощущению эмоционального фона супруга или супруги;

5) высокая моральность и культурность поведения супругов;

6) способность решения проблем и семейных конфликтов конструктивными способами, с целью формирования благополучных межличностных отношений, способность к саморегулированию эмоционального состояния и поведения супругов [15, С. 325].

Таким образом, определение готовности к супружеским отношениям и браку Л.Б. Шнейдера, отражает психологический компонент готовности молодых людей к брачно - семейным отношениям.

По мнению И.В. Гребенникова, готовность людей к семейной жизни - это многофакторное образование, которое формируется под влиянием социального окружения и окружения внутри семьи на микро-, макро- и мега системном уровне, проявляющееся на индивидуальном уровне в виде эмоциональной системы, когнитивных и поведенческих характеристик личности, устанавливающих способность к созданию супружеских отношений. [2, С. 138]

С.Л. Рубинштейн рассматривает психологические предпосылки создания длительных отношений с другим человеком с позиции концепции идентичности. По мнению исследователя, несовершеннолетний человек (от 12 до 18 лет) приобретает «Эго» идентичности, как ощущение внутренней целостности и идентичности, что гарантирует способность оставаться неизменным своим привязанностям и обещаниям, даже в случае, когда возникают неминуемые противоречия в системе ценностей, навык принимать и придерживаться этики и морали [8, С. 619].

На следующей стадии жизни в возрасте от 18 до 25 лет, когда начинается взрослая и самостоятельная жизнь, формируется способность новым межличностным отношениям, где с одной стороны проявляется близость, а с другой стороны - изоляция, обеспечивающая способность любить.

Приобретение идентичности как некоторого уровня личностной зрелости, по мнению С.Л. Рубинштейна, является необходимым условием для прочных брачно-семейных отношений. И наоборот, для брачных отношений является опасным если идентичность личности не достигнута, потому как стремление вступить в брак может быть вызвано необходимостью проверки или нахождения своей личной идентичности в другом человеке или благодаря этому человеку [8, С. 323].

Исследователь Б.Г. Силяева, готовность к брачно-семейным отношениям рассматривает посредством психологических навыков готовности и отношения. Автор определяет психологическую готовность, как систему, устанавливающую позитивное эмоциональное отношение к семейной жизни [12, С. 170].

Психологическую готовность к брачно - семейным отношениям рассматривает посредством понимания социально - психологических признаков семьи и брака как микрообщности, и социально - психологических факторов в развитии и устойчивости брака. Исследователь считает, что с одной стороны, понятия семьи и брака у человека связаны с ожиданием высокого уровня взаимного понимания, тепла, полноты эмоционального контакта, глубины понимания и радости взаимной любви. С другой стороны, институт брака не принуждает к жестокому разделению обязанностей [9, С. 165].

Психологическая готовность к брачно - семейным отношениям, как готовность к представлению и поведению в реальной, а не воображаемой семейной среде, к объективному отношению к друг другу, к выбору партнера, к совместному преодолению кризисов, трудностей конфликтных ситуаций, неминуемо появляющихся в семейной жизни. Основной упор ученый делает на готовности объективно воспринимать реальность и понимание брака [7, С. 3].

При исследовании характерных трудностей, с которыми встречаются пары, Б.Ю. Шапиро указывает на важную роль подготовленности будущих молодоженов к выбору супруга. Наиболее опасным, согласно мнения автора, является не осознание мотивов в выборе партнера, возникающие под воздействием традиций и социально одобряемых стандартов, Б.Ю. Шапиро описывает так называемую «любовную ловушку»: чувство долга (долго общался, родители знают, все согласились, и все довольны, обещал жениться); интимное счастье (на основании утверждения, что брак выступает основой гармоничной сексуальной совместимости); благодарность или жалость и др. [14, С. 73].

Коме того, это могут быть браки «по легкомыслию» (стремление перейти из инфантильной категории ребенка в категорию взрослых семейных людей, уйти из родительского дома) и «стимулированные браки» (часто по причине до брачной беременности). Незнание мотивов снижает ответственность.

Достаточно часто брак не принимается в качестве независимого значения, а как способ удовлетворения других потребностей. Это порождает проблемы на стадии формирования пары.

Поэтому одной из важных мероприятий, по мнению Б.Ю. Шапиро, является работа, нацеленная на понимание мотивов молодых людей к брачно- семейным отношениям [14, С. 75].

Мотивация создания брачно - семейных отношений, по мнению.

С.В. Ковалев, включает как минимум пять причин: духовная близость, любовь, материальный расчет, моральные соображения, психологическая гармония [6, С. 163].

Исследование воздействия семейной удовлетворенности мотивации брачно - семейных отношений доказывает важность первых двух причин. Среди тех, кто создавали брачно - семейные отношения по любви и общности взглядов, максимально счастливы.

Важно единство любви и духовности. Разочарование в брачно - семейных отношениях оказалось наиболее вероятным у тех, кто руководствовался исключительно своими чувствами без требуемой для их сохранения духовной общности с партнером.

Некоторые исследователи считают, что во многих случаях любовь выступает препятствующим фактором в сохранении семьи.

С.В. Ковалев, отмечает, что в первую очередь, в любви не ищут супруга, а ищут любимого человека, забывая при этом, что нужно будет жить не с одним этим прекрасным чувством, а с субъектом его носителем

- конкретной личностью, которая обладает уникальным образом своего «Я», психическим миром, темпераментом, характером и личностными особенностями, отчего слияние двух «Я» не всегда приводит к появлению одного «Мы» [6, С. 154].

По мнению исследователя А. Чернова, когда ожидание любви становится первоочередным мотивом для создания брачно - семейных отношений, а главным смыслом в жизни семьи - это рождение и воспитание детей, с повседневными бытовыми вопросами, это приводит к краху иллюзий и разочарованию, с последующим поиском нового партнера [9, С. 303].

Авторы Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий представляют любовь в брачно - семейных отношениях в описании механизма «эмоциональной идентификации с семьей». По мнению исследователей, эмоциональные отношения симпатии выступают в качестве строительной силы в семейной жизни. Отношения симпатии в какой- той мере нейтрализуют состояние фрустрации, появляющееся в отношениях супругов в семье. Легче проходит адаптация к фрустрирующим особенностям характера одного из супругов [16, С. 412].

Степень эмоциональной близости, является особым качеством семьи, практически невозможно представить любую иную группу, где будут развиты такие качества в той же мере. Описывая, эту сторону взаимоотношений в семье на примере родительской любви, говорят о различных и многочисленных проступках ребенка, при этом любой проступок не вызывает к себе бесстрастного отношения родителей. Так может продолжаться длительное время, на протяжении недели, нескольких месяцев. Складывается впечатление, что потоки возмущения, которые поступают через пробоины корабля доверия, откачивают мощные помпы родительской любви.

Похожее по психологической сути, как указывают Э.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкий, является действие симпатии в отношениях супругов. В этом отношении присутствует эффект «растворения разочарований». Сочувствие провоцирует повышенный интерес к объекту симпатии (например, человек, который любил) [16, С. 310].

Необходимо отметить, что этот доброжелательный интерес, который связан с желанием помочь, вместе радоваться или грустить, порождает взаимное большое чувство, такое как откровенность и, следовательно, способствует повышению сочувствия. В современных условиях брачно - семейные отношения являются добровольными для двух людей, которые даже при наличии финансовой зависимости от родителей, не редко не посвящают их в свои намерения.

Выводы. Итак, отмечая огромную роль готовности к брачно - семейным отношениям людей, можно считать, что стабильность брака зависит от многих факторов, потому как семью создают две личности с присущими им психологическими и физиологическими особенностями. Как отмечает автор, важно быть зрелым в социально - психологическом отношении личностями.

Наличие совокупности факторов, которые обеспечивают зрелость личности в семейных отношениях, входящих в качестве обязательных компонентов в подготовку людей к семейной жизни, должны включать в себя: обладание техники межличностного общения и саморегуляцией, умением психологической поддержки, добродушием и отходчивостью в конфликтных ситуациях, желанием и готовностью к появлению ребенка и совместной заботе о его развитии, умением прощать и т.д.

Таким образом, роль готовности для каждого из супругов, есть точное знание этих ожиданий и желанием их реализовать. Из этого следует, что психологическая готовность людей к брачно - семейным отношениям является одним из основных факторов, которые определяют благополучие и стабильность семьи. Готовность к брачно - семейным отношениям включает комплекс предпосылок, среди которых психологическая готовность, моральная готовность, готовность к межличностному общению и сотрудничеству, наличие эмпатийного комплекса и самопожертвования, умения разрешать конфликты. Анализ подходов к пониманию готовности к браку и семейной жизни, позволяет сделать вывод, что готовность вступать в брак и создавать семью должно быть осознаваемой целью будущих супругов.

Литература:

1. Андреева, Т.В. Психология семьи: учеб. пособие / Т.В. Андреева. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Питер, 2014. - 336 с.

2. Гребенников, И.В. Основы семейной жизни: учеб. пособие / И.В. Гребенников. - М.: Просвещение, 2009. - 158 с.

3. Гозман, Л.Я. Развитие семьи и проблемы психокоррекционной работы / Л.Я Гозман // Медико -психологические аспекты семьи и брака. - Харьков, 1999. - 98 с.

4. Дубровина, И.В. Проблемы психологической подготовки студенческой молодежи к семейной жизни / И.В. Дубровина // Вопросы психологии. - 2015. - № 4. - С. 146-161.

5. Кириленко, М. Вступление в брак: мотивация и прогнозы / М. Кириленко, А. Яценко // Зеркало недели. - 2004. - № 37 (512). - 87 с.

6. Ковалев, С.В. Психология современной семьи: книга для учителя / С.В. Ковалев. - М.: Просвещение, 2008. - 208 с.

7. Москвичева, И.Л. Мотивация вступления в брак и внутрисемейные ценности современной молодежи / И.Л. Москвичева // Молодежь в условиях соц. - эконом. реформ: Материалы междунар. науч. - практ. конф., 26 - 28 сент. 2005. - СПб., 2005. - Вып. 1. - С. 104 -105.

8. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2007. - 720 с.

9. Семейная психотерапия: хрестоматия / Сост. Э.Г. Эйдемиллер, Н.В. Александрова, В. Юстицкий. -СПб.: Речь, 2007. - 400 с.

10. Семерикова, М.Г. Готовность к семейной жизни: структура и содержание / М.Г. Семирикова // Адаптация и воспитание. - 2009. - № 9. - С. 61-67.

11. Сизанов, А.Н. Этика и психология семейной жизни / А.Н. Сизанов. - Минск, 2006. - 176 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Е.Г. Силяева. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2011. - 192 с.

13. Чернов, А. Стратегия брака. «Если бы все женились по любви, то человечество бы вымерло» / А. Чернов // Ведомости. 2012. - № 5 (1045).

14. Шапиро, Б.Ю. От знакомства к браку / Б.Ю. Шапиро. - М.: Медицина, 1990. - 166 с.

15. Шнейдер, Л.Б. Семейная психология: учеб. пособие. - 4-е изд. - М.: Академический проект; Трикста, 2008. - 736 с.

16. Эйдемиллер, Э.Г. Практикум по семейной психотерапии: современные модели и методы: учеб. пособие / Под. ред. Э.Г. Эйдемиллера. - 2-е изд., испр. и доп. - Спб. 6 Речь, 2011. - 425 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.