Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
УДК 343.97
П.А. Федоров*
Взгляды специалистов на миграционную ситуацию и меры по ее стабилизации в Санкт-Петербурге
В статье приведены результаты проведенного автором в декабре 2012 г. социологического исследования, в ходе которого экспертами дана оценка миграционной ситуации в Санкт-Петербурге и разработаны предложения по методам государственного регулирования миграционных потоков и минимизации незаконной миграции.
Ключевые слова: эксперты, миграционная ситуация, трудовые мигранты, незаконная миграция, прогноз, факторы, причины и условия.
P.A. Feodorov*. Views of experts on the migration situation and measures for its stabilization in St. Petersburg. The article presents the results of sociological research, that was conducted by the author in December 2012. During the research, experts evaluated the migration situation in St. Petersburg, and developed proposals for methods of state regulation of migration flows and minimize illegal immigration.
Keywords: experts, the migration situation, labor migrants, illegal migration, prognosis, factors, causes and conditions.
Возрастание значения сложившейся миграционной ситуации в Санкт-Петербурге как криминогенного фактора обусловило проведение исследования мнения специалистов относительно проблем, связанных с миграцией. Его предметом является совокупность мнений опрошенных относительно ряда значимых факторов, оказывающих влияние на характер миграционной ситуации в Санкт-Петербурге, прогноза ее развития в будущем, а также мер по ее стабилизации.
Объективность, достоверность исследования обеспечивалась подбором экспертов исходя из их опыта (стажа) работы, наличия высшего образования, профессиональной принадлежности и квалификации.
В качестве экспертов привлекались как рядовые практические работники (силовых ведомств, районных администраций) так и их руководители; представители образовательных и научноисследовательских учреждений, темы научных исследований которых связаны с вопросами миграции, представители общественных организаций, в т.ч. национальных диаспор в Санкт-Петербурге.
Необходимо отметить наличие у всех экспертов высшего образования, пять респондентов имеют ученую степень кандидата юридических наук и ученое звание доцента. Часть респондентов являются членами Общественно-консультативного совета при УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
В опросе приняли участие 37 респондентов - представителей органов государственной власти и общественных организаций, задействованных в миграционной сфере, выступивших в качестве экспертов состояния миграционной ситуации в Санкт-Петербурге, из них: 7 - представители Управления Федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 1 -заместитель начальника Управления Федеральной службы безопасности Российской Федерации по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 1 - представитель Управления Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2 - представители Управления Федеральной службы исполнения наказания России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2 - представители Управления на транспорте МВД Российской Федерации по Северо-Западному федеральному округу; 2 - представители Управления организации охраны общественного порядка и взаимодействия с органами исполнительной власти ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 2 - представители Управления организации работы участковых уполномоченных полиции и подразделений по делам несовершеннолетних ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области; 1 - начальник отдела охраны общественного порядка ОМВД по Пушкинскому району Санкт-Петербурга; 1 - участковый уполномоченный полиции 68-го отдела полиции УМВД по Московскому району Санкт-Петербурга; 5 - сотрудники 37-го отдела полиции УМВД по Василеостровскому району Санкт-Петербурга, в т.ч. 2 - заместители начальника отдела, 1 - старший оперуполномоченный группы уголовного розыска и 2 - старшие участковые уполномоченные полиции; 1 - ведущий специалист отдела по вопросам законности, правопорядка и безопасности администрации Василеостровского района Санкт-Петербурга; 3 - начальники отделов по вопросам законности, правопорядка и безопасности администраций Невского, Приморского и Московского районов Санкт-Петербурга; 1 - президент узбекской диаспоры в Северо-Западном федеральном округе; 1 - председатель азербайджанской диаспоры в Санкт-Петербурге; 1 - руководитель
* Федоров Павел Александрович, заместитель начальника научно-исследовательского отдела Санкт-Петербургского университета МВД России, кандидат юридических наук, доцент. Санкт-Петербург, пл. Репина, 1. Тел. (812) 495-23-37.
* Feodorov, Pavel Alexandrovich. The deputy chief of department of the organization of scientific researches of the St.-Petersburg university of the Ministry of Internal Affairs of Russia, the candidate of jurisprudence, the senior lecturer. St.-Petersburg. Repin sq., 1. Ph. (812) 495-23-37.
© Федоров П.А., 2013
таджикской диаспоры в Санкт-Петербурге; 1 - исполнительный директор РОО «Азербайджанская диаспора в Санкт-Петербурге»; 4 - представители Санкт-Петербургского университета МВД России; 1 - ведущий научный сотрудник ФГКУ «Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России» по Северо-Западному федеральному округу.
Стаж работы респондентов, связанный с миграцией, составляет: свыше 10 лет - у 38 % респондентов; от 5 до 10 лет - у 38 % респондентов; менее 5 лет - у 24 % респондентов.
Респондентам предложено ответить на 39 вопросов, изложенных в опросном листе. Первые четыре вопроса направлены на сбор личностных данных о респонденте, его месте работы, должности и продолжительности опыта работы, связанной с миграцией. Указанные сведения приведены выше.
Вопросы с 5-го по 39-й непосредственно затрагивают тему исследования и предполагают как свободные ответы опрашиваемых, так и выбор из предложенных вариантов.
Результаты исследования в обобщенном виде можно представить следующим образом.
Большинство экспертов (23, или 62 % респондентов) охарактеризовали миграционную ситуацию в городе как негативную (напряженную, неблагополучную, сложную, слабо контролируемую. стихийную, критическую).
Эксперты отметили, что в настоящее время миграционные процессы формируются под влиянием внешних факторов (социальных, экономических, политических). Миграционная обстановка определяется ростом экономической инфраструктуры, спросом на рабочую силу, безвизовым въездом для граждан СНГ.
Управляемость миграции в Российской Федерации в целом и в Санкт-Петербурге, в частности, чрезвычайно низка. В регион прибывают из стран СНГ и стран - республик бывшего СССР в основном с целью заработать деньги, при этом для большинства приезжих неважно, является ли их работа легальной (законной) или нет. Ежегодно выделяется порядка 200 000 рабочих квот, в Санкт-Петербурге проживают и трудятся примерно 600-700 тыс. мигрантов.
Ряд экспертов (5) считает, что в таком большом количестве трудовых мигрантов регион не нуждается.
В общем стабильной, удовлетворительной (контролируемой, нейтральной, «не настолько сложной, как ее представляют в СМИ») ситуацию назвали 10 экспертов (27 %).
Некоторые из них отмечают, что легальная миграция оказывает благоприятное влияние на рынок труда в городе, и указывают на добросовестное отношение большинства мигрантов к законодательству РФ.
4 респондента затруднились дать оценку миграционной ситуации в Санкт-Петербурге в настоящее время (11 %).
Контролируемой со стороны уполномоченных органов миграционную ситуацию в Санкт-Петербурге считают 3 эксперта, оценивая, таким образом, работу этих органов в рассматриваемой сфере положительно. Противоположного мнения придерживаются 4 респондента.
Основные черты миграционной ситуации, выделенные экспертами:
1) значительное и постоянно возрастающее число мигрантов (18), в т.ч. нелегальных (14);
2) низкий уровень квалификации и образования мигрантов (7);
3) незнание мигрантами языка и культуры страны и города иммиграции (6);
4) нарушение трудовых прав мигрантов (3);
5) плохо организованная работа органов ФМС (в т.ч. по выдаче разрешений на работу), злоупотребления полномочиями со стороны сотрудников ФМС и ППС ОВД в ходе проверок соблюдения миграционного законодательства (4);
6) слабость миграционного законодательства (4);
7) нежелание мигрантов интегрировать в социум, обусловленное временным характером пребывания в стране и в нашем городе (4);
8) рост количества правонарушений, совершенных мигрантами (14);
9) низкая производительность труда и качества продукции мигрантов (3);
10) использование поддельных документов иностранными гражданами (миграционных карт, разрешений на работу, медицинских справок и паспортов). Наличие организаций, оказывающих услуги по их оформлению (2);
11) социальная напряженность в регионе, обусловленная отношениями между петербуржцами и мигрантами. Рост неприязни к мигрантам у местного населения (13);
12) плохие (антисанитарные) условия проживания мигрантов (3).
Таким образом, среди экспертов преобладает негативная оценка сложившейся в городе миграционной ситуации.
13 экспертов констатируют увеличение в Санкт-Петербурге в последние годы количества мигрантов, в т.ч. незаконных.
Отмечено также, что в городе преобладают иммигранты из стран СНГ, многие из которых работают с нарушением документов, и что отношение граждан РФ к иностранным гражданам с каждым годом ухудшается.
Указывается на рост числа инфекционных заболеваний среди мигрантов и увеличение среди них количества лиц, не знающих русского языка.
Некоторые эксперты указывают на осознание нужности мигрантов городу, на повышение толерантности коренных жителей города по отношению к мигрантам.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Таким образом, большая часть экспертов указывает на неблагоприятные изменения миграционной ситуации в Санкт-Петербурге. Вместе с тем отмечаются и либерализация законодательства, и тенденции к стабилизации ситуации.
В аспекте межнациональных отношений текущий характер миграционной ситуации в Санкт-Петербурге половина экспертов оценивает как «спокойный», другая половина - «напряженный».
Ряд экспертов отметили, что не всегда возможно однозначно оценить влияние различных категорий мигрантов на ситуацию в Санкт-Петербурге, которое может быть одновременно и положительным, и отрицательным.
В частности, влияние приезжих из других регионов один из экспертов оценивает и положительно, и отрицательно, поскольку, с одной стороны, их пребывание сказывается в первую очередь на уровне занятости, заполняя свободные вакансии, не востребованные местным населением, повышая конкуренцию на рынке труда, но также повышает цены на рынке жилья, в т.ч. его аренды. Другой эксперт отмечает как отрицательную сторону то, что «из-за приезжих в городе увеличивается нагрузка на инфраструктуру», как положительную - роль сезонных рабочих.
Большинство респондентов считают, что поселившиеся в городе приезжие из стран дальнего зарубежья в основном никак не влияют на ситуацию в городе (такой ответ избрала половина респондентов).
Иное мнение у экспертов относительно влияния на ситуацию приезжих из стран ближнего зарубежья и СНГ: отрицательно их влияние оценивает большая половина опрошенных против 22 % сторонников положительной оценки.
Влияние приезжих из других регионов России респонденты считают преимущественно положительным (35 %) или несущественным (24 %).
Довольно противоречива позиция экспертов относительно роли трудовых мигрантов, которая оценивается положительно 35 %, в то время как отрицательно ее оценивают 49 %. Такое положение отчасти объясняется и неясной миграционной политикой, когда властями не решено, «нужны нам мигранты или нет», как отмечают сами эксперты.
Анализ ответов экспертов на вопрос «Как бы Вы оценили отношение петербуржцев к трудовым мигрантам?» позволяет выделить три группы ответов:
1) Оценка отношения петербуржцев к трудовым мигрантам как в целом терпимого (позитивного, нормального) дана двумя экспертами.
2) 11 экспертов считают, что жители города демонстрируют равнодушное, настороженное и неоднозначное отношение к трудовым мигрантам (сдержанное, нейтральное, а также пренебрежительное, безразличное, пассивное). В качестве причин такой ситуации респонденты называют неинтегрированность в наше общество и культуру, низкую квалификацию и маргинальный статус ряда мигрантов, трудовую конкуренцию. По мнению экспертов, неоднозначность состоит в том, что жители связывают с мигрантами социальные проблемы и проблемы преступности, одновременно охотно пользуясь их услугами. Большинство горожан понимают, что мигранты выполняют ту работу, которая не востребована местным населением, негативное отношение проявляется в основном со стороны молодежи.
3) 24 респондента оценивают отношение горожан к трудовым мигрантам как отрицательное (недоброжелательное, дискриминационное), в основном мотивируя это низкой степенью интеграции мигрантов в общество.
При определении процента иммигрантов от общего числа населения города получены следующие данные: от 10 до 15 % от общего числа населения города составляют иммигранты - такого мнения придерживаются 14 экспертов; более 15 % - считают 12 респондентов; от 5 до 10 % - полагают
5 специалистов; от 1 до 5 % - считают 4 опрошенных, и менее 1 % - 2 человека.
14, или 39 % всех опрошенных считают, что в Санкт-Петербурге сохраняется потребность в дополнительной рабочей силе и ее можно удовлетворить за счет местных работников (их подготовки или переподготовки) и трудовых мигрантов-граждан России. 13 респондентов (35 %) убеждены, что такую потребность можно удовлетворить за счет местных работников (их подготовки или переподготовки), трудовых мигрантов-граждан России и иностранных. 6 опрошенных считают, что потребности в дополнительной рабочей силе в городе нет, 4 полагают, что она существует, но ее можно удовлетворить за счет местных работников.
Здесь представляется небезосновательной позиция эксперта, считающего, что такой потребности нет: «Отмечу, что такая потребность есть у работодателя, которому выгодно нанять мигранта, часто неквалифицированного, и сэкономить на заработной плате и социальных выплатах. Опросы показывают, что многие работодатели, жалующиеся на нехватку работников, “отфутболивают” местных жителей, т.к. возникает необходимость в соблюдении правил техники безопасности, решении социальных вопросов, обычных правил санитарии».
При определении сфер экономической деятельности, в которых сохраняется потребность в дополнительной рабочей силе, на первом по популярности месте такая сфера экономической деятельности, как строительство (20 респондентов), затем идет сфера ЖКХ (19 респондентов), на сферу обслуживания и клининговых услуг указали 9 экспертов, на потребность в разнорабочих (в различных отраслях) - 6. 5 опрошенных назвали сельское хозяйство как сферу экономической деятельности, в которой сохраняется потребность в дополнительной рабочей силе, 5 - транспорт.
Таким образом, респонденты называли преимущественно те сферы, в которых существует потребность в низкоквалифицированных работниках, очевидно, ориентируясь на трудовых мигрантов.
При этом 4 эксперта отметили потребность в квалифицированных рабочих специальностях и высококвалифицированных специалистах в большинстве сфер экономической деятельности (например, инженеров).
Ряд экспертов отметил низкое качество работы мигрантов.
Большинство экспертов считает, что не существует сфер и сегментов рынка Санкт-Петербурга, которые полностью контролируются иммигрантами. Есть отрасли, в которых работает много иммигрантов и (или) приезжих из других регионов: строительство, ЖКХ, торговля, общественный транспорт, общественное питание (авторынки и продовольственные рынки).
Высказано мнение о контроле иммигрантами в Санкт-Петербурге оптового и розничного рынков плодоовощной продукции, а в криминальной сфере - «наркобизнеса».
Подавляющее большинство - 84 % опрошенных экспертов полагают, что трудовые мигранты способны потеснить на рынке труда местных работников, 11 % респондентов придерживаются противоположного мнения, 5 % затрудняются ответить.
При этом некоторые из респондентов отмечают, что такое утверждение касается только некоторых сфер экономической деятельности.
Экспертами названы доли иностранных работников, привлечённых работодателями без оформления трудового договора на территории города, в диапазоне от 3 до 90 %. Среднее арифметическое значение доли иностранных работников, привлечённых работодателями к работе на территории города без оформления трудового договора, составляет 47 %.
Семь респондентов затруднились дать оценку доли иностранных работников, привлечённых работодателями без оформления трудового договора.
Комментируя свой ответ на этот вопрос, ряд экспертов пояснили, что в большинстве случаев трудовой договор носит формальный характер, подписывается «не глядя» и не соблюдается.
Большинство экспертов (19) придерживаются мнения, что угроза безопасности для местных жителей со стороны иммигрантов исходит от определенных групп. Среди таковых они определяют
- безработных, прежде всего нелегальных мигрантов, а также выходцев из стран Средней Азии и Кавказского региона.
4 опрошенных конкретизируют «исходящую угрозу» - это уличная преступность, прежде всего корыстно-насильственная, рост незаконного оборота наркотиков, хищений, проституция, криминализация сферы услуг, налоговые правонарушения работодателей, нарушение правил торговли, снижение безопасности на пассажирском автотранспорте, в общественном питании, в сфере строительства.
26 экспертов считают, что угроза, исходящая от иммигрантов, заключается «в преступлениях против личности», 15 - «в преступлениях в экономической сфере», 10 - «в деформации сложившейся культуры в городе».
Эксперты определили следующие факторы совершения преступлений иностранными работниками.
Причины: отсутствие средств к существованию - отсутствие постоянной легальной работы/ заработка, низкий доход и нежелание работать, удовлетворение физических потребностей, получение наличных денежных средств.
Условия: плохие условия труда, а также жилищно-бытовые условия, низкая заработная плата (в некоторых случаях вообще не выплачивается), отсутствие или нарушение трудовых соглашений со стороны работодателей, употребление алкогольной продукции и наркотических веществ, наркозависимость, неэффективность профилактической работы органов исполнительной власти и правоохранительных органов, коррупция, приток в регион ранее судимых мигрантов, низкий уровень культуры и образования мигрантов, пренебрежительное отношение к устоям и законам Российской Федерации, существование этнопреступности, чувство безнаказанности (несоблюдение в полной мере принципа «неотвратимости наказания»), латентность правонарушений.
На первом месте по остроте для города стоит проблема нарушения мигрантами принятых в Санкт-Петербурге правил поведения - так считают 75 % экспертов, второе место занимает проблема роста преступности - 64,8 % респондентов, конкуренцию на рынке труда выделили 56,7 % респондентов, и эта проблема заняла третье по значимости место.
Тремя наиболее актуальными проблемами для прибывающих в наш город мигрантов, по мнению экспертов, являются жилищная (67,6 %), знание языка на уровне, достаточном для осуществления своей работы, (46%) и проблема трудоустройства (40,5%).
Основные причины нарушений российского законодательства со стороны иммигрантов эксперты видят в коррупции и в несовершенстве российского законодательства (56,7 % и 51,3 % соответственно). Также эксперты отметили низкий уровень правового сознания у ряда представителей иммигрантов; экономические условия в стране и Санкт-Петербурге, создающие ситуации, порождающие преступления; действия (бездействие) работодателей.
Отношение местного населения своего района проживания к иммигрантам большинство респондентов (23) оценивает как «неприязненное». «Терпимым» его считают 13 экспертов.
Экспертами названы показатели численности незаконных мигрантов на территории города в диапазоне от 5000 до 1500000 человек (5 тыс. - 1 эксперт, 10 тыс. - 2 эксперта, 50 тыс. - 3 эксперта,
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
70 тыс. - 1 эксперт, 100 тыс. - 6 экспертов, 150 тыс. - 1 эксперт, 300 тыс. - 4 эксперта, 350 тыс. - 1 эксперт, 400 тыс. - 1 эксперт, 450 тыс. - 1 эксперт, 500 тыс. - 4 эксперта, 700 тыс. - 2 эксперта, 1 млн.
- 5 экспертов, 1,5 млн. - 2 эксперта).
Среднее арифметическое значение указанных чисел составляет около 435 тыс. человек.
18 респондентов (49 %) считают, что федеральная миграционная политика применительно к району своего проживания «неэффективна», 16 (43 %) экспертов находят ее «эффективной отчасти» и только трое «вполне эффективной» (8 %).
По мнению экспертов, главными проблемами современной федеральной миграционной политики являются отсутствие долгосрочной государственной программы в сфере миграции и учета специфики отдельных регионов (по 48,6 % соответственно). Далее следуют разногласия в реализации миграционной политики между органами федеральной и региональной власти - так считают 43,2 % респондентов, 29,7 % обозначают в качестве проблемы современной федеральной миграционной политики акцент компетентных органов в области реализации миграционной политики на применение исключительно репрессивных мер. В качестве иных проблем современной федеральной миграционной политики названы: несовершенство миграционного законодательства; расхождение миграционной политики с реальной действительностью; неудовлетворительный контроль за использованием работодателем труда мигрантов.
В качестве основных причин существования незаконной миграции в городе экспертами названы следующие:
- прежде всего, экономические и социальные причины - это экономическая составляющая для функционирования мегаполиса, а для мигрантов - наличие работы в Санкт-Петербурге, возможность заработка, в т.ч. неофициального;
- прием юридическими лицами на работу мигрантов, не имеющих разрешения на занятие трудовой деятельностью. Недобросовестность работодателей, юридических и физических лиц, предоставляющим мигрантам, в нарушение установленных правил, работу и жилые помещения (такого мнения придерживаются более половины экспертов);
- в этой связи ряд экспертов также отмечает «неэффективность применения правоприменительных мер в отношении принимающей мигрантов стороны»;
- низкий уровень жизни в странах исхода. Особенности демографической и социальной структуры контингента мигрантов. Особенности конкретной жизненной ситуации, пробудившей к переезду определенную часть мигрантов;
- низкая правовая грамотность и информированность прибывающих в Российскую Федерацию лиц из стран ближнего зарубежья;
- несовершенство российского миграционного законодательства. Неэффективная миграционная политика. Например: «безвизовый въезд», «простой въезд в страну», «легкая доступность переезда» и «сложный процесс депортации незаконных мигрантов», «сложный процесс подготовки документов для выдворения за пределы РФ иностранных граждан, нарушивших правила пребывания в России»;
- сложность процедуры легализации, злоупотребления со стороны сотрудников правоохранительных органов, бюрократия, коммерциализация процесса получения разрешительных документов;
- использование поддельных документов иностранными гражданами (миграционных карт, разрешений на работу, медицинских справок и паспортов);
- коррупция в органах исполнительной власти города и ее нежелание исправлять сложившуюся ситуацию, а также повышать уровень жизни горожан. Отсутствие так называемой «политической воли»;
- отсутствие эффективных механизмов контроля за пребыванием мигрантов. Характерные ответы: «отсутствие единых баз учета мигрантов», «низкое качество контроля со стороны уполномоченных органов», «отсутствие в органах внутренних дел единой базы данных о зарегистрированных в городе иностранных гражданах»; «несогласованность действий контролирующих органов - отсутствие эффективного межведомственного взаимодействия ПС, УФСБ, УФМС и ГУ МВД по Санкт-Петербургу и Ленинградской области»; «неэффективность использования соответствующих законов»;
- неэффективная деятельность УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области. Ограниченное использование возможностей пограничной службы при формировании соответствующих барьеров для незаконных мигрантов.
- недостаточная численность сотрудников Управления федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области.
Респонденты сформулировали следующие меры, направленные на снижение численности незаконных мигрантов:
- совершенствование и ужесточение миграционного законодательства. Выстраивание отношений с мигрантами из ближнего зарубежья по принципу дальнего (визовый режим со странами бывшего СССР, ужесточение визовых правил). Ужесточение порядка пересечения государственной границы и миграционного контроля (такого мнения придерживаются более половины экспертов);
- переориентация миграционной политики - приоритет местного населения перед мигрантами. Совершенствование миграционного законодательства, выработка новых эффективных правил. «В первую очередь необходимы экономические рычаги, позволяющие сделать невыгодным использование дешевого незаконного труда; установление принимающей стороны и повышение уровня ее
ответственности». Увеличение «стоимости» иностранных работников - введение (увеличение) налога на привлечение иностранных работников;
- введение обязательного страхования иностранных работников работодателем;
- введение в практику государственной регистрации трудовых договоров, заключенных с иностранными гражданами;
- ужесточение миграционной политики в отношении работодателей. Усиление контроля за работодателями. Ужесточение санкций в отношении юридических лиц, использующих труд мигрантов с нарушениями установленных правил;
- внедрение системы организованного привлечения трудовых мигрантов;
- более широкое применение мер административного выдворения за пределы России;
- снижение уровня коррупции, как в органах исполнительной власти города, так и в правоохранительных органах;
- усиление контрольных и проверочных мероприятий со стороны УФМС. Проведение совместных профилактических мероприятий на территории города (МВД, ФСБ, ФМС, ФСКН), внеплановых проверок объектов, на которых осуществляют трудовую деятельность мигранты;
- дактилоскопическая регистрация мигрантов;
- законодательное закрепление статуса постов иммиграционного контроля на пунктах пропуска через государственную границу РФ;
- упрощение системы легализации мигрантов и недопущение коммерческих организаций к этой услуге;
- меры социальной поддержки мигрантов, информационно-правовая работа с ними;
- «амнистия» незаконным мигрантам при определенных условиях;
- повышение эффективности работы правоохранительных органов по направлению контроля за соблюдением положений миграционного законодательства;
- увеличение численности сотрудников Управления федеральной миграционной службы России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- разработка и реализация программы по улучшению технической оснащенности пунктов пропуска через государственную границу.
Эксперты предложили следующие меры по стабилизации миграционной ситуации в городе:
- принятие Концепции миграционной политики Санкт-Петербурга;
- определение необходимого и достаточного баланса местного населения и приезжающих с целью получения работы с учетом факторов рыночной экономики;
- меры экономического и социального характера с целью привлечения граждан РФ для работы в различных отраслях городского хозяйства. При реализации программ, финансируемых за счет бюджетных средств, использовать труд жителей Санкт-Петербурга - граждан РФ;
- ориентирование миграционной политики в городе на привлечение квалифицированной рабочей силы; ограничение миграционного потока, регулирование его путем централизованного набора трудовых мигрантов; выдача разрешений на работу в России трудовым мигрантам в рамках выделяемых квот непосредственно на территории иностранного государства, через специализированные центры занятости;
- повышение ответственности (социальной) организаций (работодателей), принимающих иностранную рабочую силу, за социальное устройство работников;
- создание рекрутинговой компании, занимающейся вопросами трудоустройства мигрантов, осуществляющей юридическое сопровождение заключения трудовых договоров, защиту трудовых прав мигрантов; активное использование возможности информационной системы «Биржа труда», созданной на базе ФГУП ФМС России «Паспортно-визовый сервис», для оказания помощи иностранным гражданам, желающим трудоустроиться на территории Санкт-Петербурга и работодателям, ведущим поиск иностранных работников востребованной квалификации;
- содействие в обеспечении социально-бытовых условий пребывания иностранных граждан/ рабочих в городе;
- создание необходимых условий для адаптации мигрантов к порядкам и правилам, установленным в Санкт-Петербурге;
- строительство дополнительного специализированного учреждения для временного содержания иностранных граждан, т.к. имеющегося в Красносельском районе недостаточно;
- реформирование УФМС России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области;
- решение вопроса об оплате услуг переводчиков, присутствие которых обязательно с момента составления протоколов об административных правонарушениях в отношении мигрантов в УМВД и УФМС. В результате того, что в настоящее время услуги переводчиков не оплачиваются данными структурами в связи с отсутствием финансирования, составление протоколов об административных правонарушениях в отношении мигрантов без переводчиков в судах признается незаконным, на основании чего в выдворении мигрантов отказывают;
- проведение комплексных проверок коммерческих организаций, оказывающих мигрантам услуги и уличенных в обмане, подделке документов и т.д.;
- усиление контроля за предприятиями, на которых работают мигранты;
- усиление контроля за регистрацией мигрантов, а также фактическим проживанием иностранных граждан по месту регистрации в городе;
- проведение специальных профилактических антикоррупционных мероприятий.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013
Некоторые эксперты указывали на то, что дополнительные меры возможны при принятии законодательных поправок на федеральном уровне, в противном случае они будут неэффективны: «Проблема давно переросла региональный уровень и не может быть решена без изменения миграционной политики на федеральном уровне».
Предложенные экспертами законодательные инициативы федерального уровня в общем носят несколько разнонаправленный характер - от либерализации до ужесточения законодательного регулирования:
- о выработке миграционной идеи и разработке реальной, адекватной современным реалиям и выполняемой миграционной политики для России. По мнению экспертов, миграционная политика должна быть переориентирована на привлечение высококвалифицированных кадров, на стимулирование труда местного населения;
- о кодификации миграционного законодательства (упорядочение и консолидация миграционного законодательства, конкретизация правового статуса ФМС России);
- о принятии ФЗ «Об иммиграционном контроле»;
- об усилении борьбы с коррупцией;
- об ужесточении порядка въезда для граждан ближнего зарубежья по аналогии с существующим порядком для граждан дальнего зарубежья (введение визового режима);
- о функционировании информационного канала между ФПС, ФМС, ФСБ, МВД РФ; создании единых/взаимосвязанных баз данных по мигрантам и работодателям;
- об ужесточении правил регистрации мигрантов; об обязательном проживании последних по месту регистрации; об исключении возможности их регистрации по почте - упразднении уведомительного характера о пребывании иностранных граждан на территорию РФ;
- о лицензировании фирм, предоставляющих услуги мигрантам;
- о создании лицензируемых агентств по трудоустройству иностранных граждан на территории России. В Совете Федерации РФ планируется обсуждение законопроекта «О кадровых агентствах». Получая через комитеты по труду и занятости населения субъектов Российской Федерации информацию о вакансиях, они могли бы «набирать» рабочих в странах исхода и в дальнейшем на территории региона вместе с работодателем проводить мероприятия по их адаптации;
- о законодательном закреплении механизма амнистии для нелегальных мигрантов «со стажем», с уплатой определенной государственной пошлины (в качестве положительного эффекта от реализации такой инициативы инициатор называет возможность точного миграционного учета, получение государством дохода и декриминализацию общества);
- об упрощении механизма легализации мигрантов;
- об изменении порядка выдачи разрешения на работу - его необходимо выдавать только после получения заключения о медицинском освидетельствовании мигранта; введении медицинского освидетельствования мигрантов независимо от сроков пребывания (т.е. при условии пребывания, в т.ч. до 90 дней и получении патента); об обязательном наличии у мигранта страхового полиса, сведений о проведенных прививках - для решения вопроса о лечении и дальнейшей иммунизации;
- о передаче полномочий по оформлению документов о нежелательности пребывания на региональный уровень и упрощении процедуры административного выдворения мигрантов;
- о наделении начальников территориальных пунктов ФМС правами по рассмотрению административных протоколов по ст. 18.8 КоАП РФ. О расширении полномочий ОВД по составлению протоколов об административных правонарушениях, составы которых предусмотрены в гл. 18 КоАП РФ и принятии решений по ним;
- об ужесточении ответственности за нарушение миграционного законодательства - изменения в соответствующие ст. УК РФ и КоАП РФ в части ужесточения санкций (в т.ч. за несанкционированное привлечение и использование труда иностранных граждан);
- о запрете въезда на территорию РФ мигрантам, имеющим судимость в РФ и совершившим более трех административных правонарушений на территории РФ, сроком на 10 лет с момента вступления в законную силу решения суда по уголовному делу и на 5 лет с момента вынесения постановления по административному правонарушению;
- о внесении изменений и дополнений в Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» в части, касающейся получения информации, в т.ч. из органов наркоконтроля, о наличии либо об отсутствии обязательств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание в РФ;
- о разработке и внесении в Правительство РФ проекта федерального закона о внесении изменений в ст. 322 УК РФ в части установления ответственности за пересечение государственной границы РФ мигрантами, ранее подвергнутыми административному выдворению, депортации за пределы РФ, либо передаче РФ иностранному государству в соответствии с международными договором РФ о редмиссии, в течение пяти лет со дня такого выдворения, депортации либо передачи.
Ряд экспертов обозначили следующие законодательные инициативы, касающиеся темы исследования и, по их мнению, необходимые в Санкт-Петербурге:
- принятие миграционной программы Санкт-Петербурга до 2015 г.;
- создание условий, при которых приоритет при заполнении вакансий в некоторых сферах городского хозяйства, например, в дорожном строительстве, ЖКХ, строительстве жилья,
транспорте, отдавался бы гражданам РФ. Здесь необходимо отметить, что существуют наиболее категоричные мнения некоторых экспертов о запрете использования труда иностранных граждан в вышеобозначенных сферах городского хозяйства. Сюда же можно отнести следующую инициативу: «Выдавать разрешения на трудовую деятельность иностранным гражданам при условии сдачи ими экзаменов по русскому языку»;
- регулирование приема в детские дошкольные и школьные учреждения детей мигрантов, а также оказание бесплатной медицинской помощи мигрантам;
- создание для адаптации мигрантов специальных социальных учреждений, предоставляющих услуги в сфере образования (обучение русскому языку), повышения квалификации и др.;
- ряд экспертов упомянул городскую программу «Толерантность». Однако мнения о ее эффективности разделились.
При оценке дальнейшего развития миграционной ситуации мнение экспертов разделились следующим образом.
6 экспертов (16 %) прогнозируют, что миграционная ситуация останется без изменений, стабильной, 4 из них указывает на сохранение высокого уровня незаконной миграции.
Благоприятный прогноз дают 5 респондентов (14 %), при условии совершенствования законодательной базы и реализации указанных в ответах на предыдущие вопросы мер. Один из респондентов указывает, что «в целом можно надеяться на некоторое сокращение нелегальной миграции, в т.ч. в случае улучшения экономической ситуации в государствах, направляющих рабочую силу».
20 экспертов (54 %) настроены негативно и убеждены, что миграционная ситуация будет ухудшаться из-за пробелов в законодательстве; в связи с ростом миграционных потоков в Санкт-Петербург, особенно их нелегальной составляющей; криминогенность миграции будет повышаться за счет контингента въезжающих, конфликтных ситуаций с местным населением, активизации международных организованных преступных групп. Ожидаются рост преступности и вспышки инфекционных заболеваний. Высокая нацеленность мигрантов на сохранение своих традиций без учета интересов коренного населения будет способствовать росту напряжения в обществе.
6 респондентов (16 %) затруднились ответить на вопрос.
В итоге можно сказать, что среди экспертов преобладает умеренно пессимистичный настрой относительно развития миграционной ситуации в Санкт-Петербурге. Однако практически все респонденты говорят о необходимости принятия срочных мер по улучшению положения в сфере миграции.
Список литературы
1. Берекет, В. М., Клишков, В. Б., Костыря, Е. А. и др. Преступность в Санкт-Петербурге и меры по ее профилактике : научно-практическое пособие / под общ. ред. В.А. Кудина, Л.П. Богданова.
- СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009.
2. Васильева, Е. Г. Методика и техника конкретного социологического исследования : учебнометодическое пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2000.
3. Панкратов, В. В. Методология и методика криминологических исследований. - М., 1972.
4. Криминологический мониторинг состояния преступности в Санкт-Петербурге и прогнозирование ее изменений : научно-практическое пособие / под общ. ред. В.А. Кудина, Л.П. Богданова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2011.
5. Профилактика правонарушений в Санкт-Петербурге : научно-практическое пособие / под общ. ред. В.А. Кудина, Л.П. Богданова. - СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2012.
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России № 2 (58) 2013