Научная статья на тему 'Взгляды Авиценны о душе и разуме человека'

Взгляды Авиценны о душе и разуме человека Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
4203
317
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
АВИЦЕННА / ДУША / РАЗУМ / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / СУЩНОСТЬ / ПОЗНАНИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Атамуродова Рохила Каршибоевна, Жуманова Насиба Шербоевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

В данной статье анализируются взгляды Авиценны на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Атамуродова Рохила Каршибоевна, Жуманова Насиба Шербоевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляды Авиценны о душе и разуме человека»

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Взгляды Авиценны о душе и разуме человека

12 3

Атамуродова Р. К. , Жуманова Н. Ш. , Алимкулов С. О.

1Атамуродова Рохила Каршибоевна /Atamиго<Иоуа RokhНа КагяЫЬоуеупа - кандидат политических наук, доцент, преподаватель;

2Жуманова Насиба Шербоевна /Лшапоуа МаягЬа БНегЪоуеупа - преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования;

3Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /АНтки 1о\ Sirojiddiп ОИт]оп иgli - преподаватель, Школа № 25, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются взгляды Авиценны на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.

Ключевые слова: Авиценна, душа, разум, психофизиология, сущность, познания.

Ибн Сина - лат. Авиценна (980-1037). Врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист. Его популярность и авторитет выразились в почтительном прозвище «Староста и Глава». Ибн Синой написаны многочисленные труды по разным отраслям знаний: философии, медицине, лингвистике, логике, математике, физике, космологии, химии, этике и т. д. - всего 456 работ на арабском и 23 сочинения на языке фарси.

Философские и естественнонаучные трактаты мыслителя пользовались большой популярностью на Востоке и на Западе в течение ряда столетий. Его «Канон врачебной науки» - медицинская энциклопедия в пяти частях (объемом около 200 п. л.), итог опыта греческих, римских, индийских и азиатских врачей, выдержала только в ХУ-ХУ11 вв. около тридцати латинских изданий в Европе. «Канон» обеспечил научным взглядам Ибн Сины более чем пятисотлетнее лидерство во всех медицинских школах Средневековья.

Несмотря на то, что психологические вопросы разбирались в трактатах по медицине и философии, Авиценна посвятил психологии отдельные труды, среди которых «Поэма о душе», «Брошюра об объяснении дорогой субстанции», «Очерк о человеческих силах и их познаниях», «Подарок раиса (главы философов) правителю», «Брошюра о душе». Его «Книга исцеления» (в 18 томах) в разделе «Физика» содержит своего рода психологическую энциклопедию арабского Средневековья - «Книгу о душе» [1].

В мировоззренческих установках Авиценна явился последовательным сторонником Аристотеля, особенно в использовании медицинских и других естественнонаучных подходов к изучению психики человека. В то же время арабский учёный продолжил линию Сократа в толковании внутреннего мира человека как содержания его психики, а не дубликата или идеи.

Мировоззренческие установки Авиценны отразились в противоречивости его психологических взглядов, проблематика которых очень обширна: от анализа душевных сил человека до решения диад: «жизнь и психика», «душа и тело», «животная и человеческая, душевная жизнь». Учёного интересовали, главным образом, следующие вопросы: какое место занимает душа? В чем состоит её сущность? Вечна ли она? Ответы на эти вопросы давались Авиценной туманно и противоречиво. Тем не менее, им высказаны и экспериментально обоснованы идей сыгравшие значительную роль в эволюции психологической мысли Средневековья. Кроме того, им построена соответствующая времени, довольно стройная система категорий и понятий психологического знания, перешедшая впоследствии в новоевропейскую науку. Следуя Аристотелю, Авиценна даёт определение души человека как первого завершения естественного органического тела в той мере, в

какой оно совершает действия благодаря осмысленному выбору и рассуждению и поскольку воспринимает всеобщее [2, с. 3].

Разум, по мнению ученого, - это активная творческая сила, инструмент познания вселенной. В «Исцелении» чётко выражается мысль о том, что познание состоит в отображении познаваемого предмета познающим субъектом. В предсмертных «Указаниях и наставлениях» Авиценны познание вещи есть отображение её сущности в чувствах и разуме познающего. Познание невозможно без предварительного чувственного опыта: реальность дается только в ощущениях. Почувствовал в душе, по Авиценне, значит, «отобразился». Рассмотрев сущность процесса абстрагирования, он выделил следующие ступени: 1) ощущение (появление образа); 2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновение идей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).

В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение о том, что источником психики человека является мозг. Локализованность душевных сил в мозгу и органах чувств признается учёным как неоспоримый факт: каждой психической функции соответствует участок чувственных нервов или полушарий головного мозга.

Литература

1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3 -х кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

2. Шодиев X Т., Атамуродова Р. К., Алимкулов С. О. Психологические воззрения учёных Средневековья // Аcademy. № 6 (9). Москва, 2016. С. 102-103.

Исследование сформированное™ волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста и влияние подвижных игр

на их развитие Коваль А. Н.

Коваль Анна Николаевна / Koval Anna Nikolaevna - студент, факультет дошкольного и начального образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский университет им. Н. И. Лобачевского, г. Арзамас

Аннотация: в статье анализируется влияние подвижных игр на формирование у дошкольников волевых качеств личности. С дошкольниками проведена диагностика волевых усилий на основе подвижной игры.

Ключевые слова: воля, подвижные игры, личность дошкольника.

Одним из значимых качеств личности является формирование волевых усилий, особенно, это касается ребенка дошкольного возраста, а в последующем - младшего школьника. Волевые качества личности лучше всего формируются в ведущих видах деятельности: игре, общении, труде. Игра - совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [2]. Одну из важных ролей выполняют игры -соревнования с другими детьми или же взрослыми.

Важной задачей дошкольного детства является необходимость создания благоприятных условий для совершенствования волевых черт личности ребенка в играх, требующих проявления настойчивости и воли для достижения поставленных целей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.