Научная статья на тему 'Взгляды учёных средневековья о душе человека'

Взгляды учёных средневековья о душе человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
939
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛЬ-КИНДИ / AL-KINDI / АР-РАЗИ / АЛЬ-ФАРАБИ / AL-FARABI / ДУША / SOUL / РАЗУМ / MIND / ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ / PSYCHOPHYSIOLOGY / СУЩНОСТЬ / THE ESSENCE OF COGNITION / ПОЗНАНИЕ / AL-RAZI

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Атамуродова Рохила Каршибоевна, Жуманова Насиба Шербоевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

В данной статье анализируются взгляды Аль-Кинди, Ар-Рази, Аль-Фараби на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Взгляды учёных средневековья о душе человека»

ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА, ИСТОРИЯ _ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ_

Взгляды учёных средневековья о душе человека

12 3

Атамуродова Р. К. , Жуманова Н. Ш. , Алимкулов С. О.

1Атамуродова Рохила Каршибоевна /Atamurodova Rokhila Karshiboyevna - кандидат психологических наук, доцент, преподаватель;

2Жуманова Насиба Шербоевна / Jumanova Nasiba Sherboyevna - преподаватель, кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования;

3Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли /Alimkulov Sirojiddin Olimjon ugli - студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук, Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются взгляды Аль-Кинди, Ар-Рази, Аль-Фараби на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.

Abstract: this article analyzes the views of Al-Kindi, Al-Razi, Al-Farabi on the origin of connection of mind and body, the development of psychological ideas, achievements of the medieval period thinkers.

Ключевые слова: Аль-Кинди, Ар-Рази, Аль-Фараби, душа, разум, психофизиология, сущность, познание.

Keywords: Al-Kindi, Al-Razi, Al-Farabi, soul, mind, psychophysiology, the essence of cognition.

Абу Юсуф Якуб ибн Исхак аль-Кинди, известен как аль-Кинди — (801-873) арабский философ, математик, теоретик музыки, астроном. Родился, по разным данным, в Куфе или в Басре, детство провёл в Басре, работал в Доме мудрости в Багдаде. Родоначальник перипатетических традиций мусульманского Востока, «философ арабов», продолжил аристотелевское учение. Аль-Кинди является автором большого числа трактатов по метафизике, логике, этике, математике, криптографии, астрологии, медицине, метеорологии, оптике, музыке. В Западной Европе был известен под латинизированным именем Alkindus.

Его перу принадлежат 238 сочинений, среди которых психологические трактаты «О разуме», «Рассуждение о душе», «О первой философии», «Книга о пяти сущностях». Значение его творчества для психологической науки состоит не только в постановке кардинальных вопросов, послуживших исходной базой последующих теоретических построений, но и в плодотворных попытках ответа на них, исходя из всеобщих закономерностей развития природы, общества и мышления [1].

В проблеме соотношения природы и души Аль -Кинди придерживался детерминистских взглядов, утверждая, что Бог - лишь отдалённая причина. Душа, по его мнению, делится на две части, а именно: на разум и чувство. Аль-Кинди принадлежит приоритет в создании концепции четырёх видов интеллекта, в соответствии с которой разум выступает в четырёх формах: актуальной (как совокупность универсалий); потенциальной (как способность восприятия универсалий); приобретённой (как нахождение универсалий в душе); проявляющейся (реализация вовне).

В теории познания учёный утверждал, что истина необходимо познаваема; следовательно, и вещи, обладающие бытием, познаваемы. Человеческое познание бывает двух видов. Первый вид познания ближе к нам, но дальше от сущности. Это познание посредством чувств. Другой вид познания ближе к сущности и дальше от нас. Это разумное познание.

Аль-Кинди одним из первых на Востоке призывал к объединению усилий учёных с целью использования плодов исследования своих предшественников и достижения истинных знаний.

Ар-Рази - лат. Разес (864-925). Иранский ученый - энциклопедист, рационалист и вольнодумец, руководил клиникой в Рее, затем в Багдаде. Для его научных изысканий характерны свобода от догматизма, использование эксперимента, практическая направленность проводимых физиологических исследований. В основе его мировоззренческой концепции лежит учение о пяти вечных началах: Творце, душе, материи, пространстве, времени. Материя с её атрибутами, по его мнению, есть равноценное с Богом начало.

В психологических взглядах известного иранского мыслителя и естествоиспытателя, автора «Книги всеобъемлющей» мы находим советы не следовать слепо Гиппократу и Галену, а строить врачебную науку на результатах наблюдений и опытов. Особую роль в своей научной деятельности Ap-Рази отводил решению психофизиологической проблемы. В этой связи он экспериментально обосновывал тесную связь души и тела. В теории познания ученый придерживался подходов материалистического сенсуализма.

Аль-Фараби (870-950). Научное наследие «второго учителя» (после Аристотеля) велико и разнообразно. Из написанных им более ста работ выделяются труды по классификации наук, философии, логике, политике. Ряд трактатов посвящен проблемам психологии: «О душе», «О силе души», «Разум и понятие», «О многом и единственном», «О разуме», «Существо вопросов».

Все явления мира учёный объясняет, исходя из признания естественных закономерностей. Поэтому, решая психофизическую проблему, он пишет, что субстанция души существует отрешенно от материи, но Дарователь форм создаёт её тогда, когда появляется нечто - тело. Первое вместилище души находится в глубине сердца. Душа не может существовать раньше тела, не может переселяться из одного тела в другое. Состояния души могут быть разными [2].

Мыслитель выделяет существенные признаки людей: от всех животных человек отличается особыми свойствами, ибо у него имеется душа, из которой возникают силы, действующие через посредство телесных органов, и, кроме тог о, у него есть такая сила, которая действует без посредства телесного органа; этой силой является разум. Ни одна из этих сил не существует оторвано от материи. К этим силам относится и практический разум - тот, который выводит, какие действия, свойственные людям, должны быть осуществлены. Это положение привело Аль-Фараби к концепции деятельного человеческого разума, согласно которой люди обладают здравым смыслом и используют свой ум для решения нравственных проблем.

Литература

1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

2. Шодиев X Т., Атамуродова Р. К., Алимкулов С. О. Психологические воззрения учёных Средневековья // Аcademy. № 6 (9), 2016. С. 102-103.

3. Мунарова Р. У., Алимкулов С. О. и др. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения // Проблемы педагогики, 2016. № 2 (13). С. 17-19.

4. Алимкулов С. О., Рустамов А. Ш. и др. Современный комплексный подход к воспитанию школьников // European science. № 3 (13), 2016. С. 83-86.

5. Шеранова М. Б., Алимкулов С. О. и др. Психологические аспекты урока // Проблемы современной науки и образования, 2016. № 3 (45). С. 193-195.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.