Научная статья на тему 'Психологические воззрения учёных средневековья'

Психологические воззрения учёных средневековья Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
818
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ДУША / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЭВОЛЮЦИЯ / СРЕДНЕВЕКОВЬЯ / ОМАР ХАЙЯМ / ГЯНДЖЕВИ / НИЗАМИ / ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ / ДРЕВНИЙ РИМ / ЭДЕССКАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шодиев Холмат Тиркашивич, Атамуродова Рохила Каршибоевна, Алимкулов Сирожиддин Олимжон Угли

В данной статье анализируются взгляды на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Психологические воззрения учёных средневековья»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

Психологические воззрения учёных Средневековья Шодиев Х. Т.1, Атамуродова Р. К.2, Алимкулов С. О.3

'ШодиевХолмат Тиркашивич /Shodiev Kholmat Tirkashivich — кандидат психологических наук,

доцент, преподаватель;

2Атамуродова Рохила Каршибоевна /Atamurodova Rokhila Karshiboyevna — кандидат психологических наук, доцент,

преподаватель;

кафедра общей педагогики и психологии, факультет дошкольного и начального образования;

3Алимкулов Сирожиддин Олимжон угли / АЬтки^ Sirojiddin Olimjon ugli — студент, кафедра методов преподавания химии, факультет естественных наук,

Джизакский государственный педагогический институт, г. Джизак, Республика Узбекистан

Аннотация: в данной статье анализируются взгляды на происхождение связи души и тела, развитие психологических идей, достижения мыслителей средневекового периода.

Ключевые слова: душа, психологическая эволюция, средневековья, Омар Хайям, Гянджеви, Низами, Древней Греции, Древний Рим, Эдесская школа.

Душа для познающего человечества на протяжении всей его истории представляла интерес во многих отношениях, что закономерно выразилось в многообразии направлений и форм её исследования. В различные эпохи основными источниками последних являлись как религиозные установки, эмпирические данные отражения связи души и тела, так и результаты умозрительных наблюдений человеком за происходящими у себя психическими процессами. Одной из существенных особенностей средневекового периода эволюции психологического знания как раз и является утверждение единства обозначенных источников.

Не менее существенной особенностью эпохи Средневековья выступает восстановление преемственности в развитии психологических идей, нарушенной падением древнегреческой цивилизации. Но следует отметить, что феодальное восстановление имело характерную черту, выразившуюся в клерикальной направленности комментариев античных учений о душе. На то были существенные основания. Именно церковь и особенно монашеское движение исихазма в Европе и её оппонент на Востоке сохранили, прокомментировали и развили достижения мыслителей Древней Греции и Древнего Рима.

Теологическая направленность подавляющего числа «душевных доктрин» послужила причиной формирования в массовом сознании стереотипа в восприятии эпохи Средних веков как периода научной депрессии и деградации, что в корне противоречит результатам и общей значимости вклада учёных этого периода в поступательное развитие человеческой культуры. В этой связи возникает необходимость объективного понимания феодального общества как этапа не столько упадка и регресса, сколько накопления и роста предпосылок к углублению знаний о психическом мире человека [1].

В подтверждение этому достаточно обратиться к именам великих деятелей науки и культуры, выдвинутых эпохой Средневековья. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Омар Хайям, Гянджеви, Низами, Джованни Боккаччо, Уильям Шекспир, Мигель Сервантес, Рафаэль Санти, Леонардо да Винчи и многие другие - ни один не обошёл в своём творческом и научном поиске проблемы человеческой души.

Наконец, именно в Средние века как религии мирового масштаба окончательно оформились и утвердились христианство, ислам, буддизм с присущими им формами душевного самоанализа. Как альтернатива религиозному мировоззрению и его схоластической апологетике начинает развиваться научная деятельность во всех областях знания, зарождается опытная наука о душе.

Значительная роль психологических взглядов в арабской средневековой науке обусловлена целой совокупностью объективных и субъективных предпосылок. Развитие психологических идей, как и всей научной мысли, происходило в восточном мире под влиянием многих социокультурных факторов. В их анализе среди причин арабского «прорыва» психологического знания выделим две группы. Во-первых, это геополитические предпосылки. Образование новой формации - феодализма -на Востоке происходило исторически раньше, чем на Западе. Её государственным воплощением явился Арабский Халифат - мусульманско-феодальная теократия, по своей мощи сравнимая разве что с Великой империей Александра Македонского. Как и в античные времена, огромное государственное образование стимулировало миграцию, развитие экономики, культуры, распространение научных взглядов. Единство государственного арабского языка облегчало переводы античных трудов, популяризацию заложенных в них идей. Географическое положение (от Индийского до

Атлантического океана) позволяло арабам использовать достижения науки не только Азии, но и Европы, Индии, Китая: караваны с книгами стекались в библиотеки халифов со всего мира. Особо следует отметить благоприятное воздействие на развитие арабской культуры гуманистических идей свободы и равенства, изначально заложенных в исламе как официальной государственной религии [2].

Во-вторых, развитие средневековой психологической мысли в арабском мире имело научные предпосылки. Это опора на достаточно богатую почву античной культуры эллинов (учения Демокрита, Гераклита, Аристотеля, Эпикура, Платона и др.). Эдесская школа в Сирии пользовалась в раннем Средневековье не меньшим авторитетом, чем признанные академии в Афинах и Александрии. После их закрытия научные центры перемещаются на Ближний и Средний Восток. В 832 г. в Багдаде открывается Дом мудрости (прообраз Академии наук). Собственные достижения: расцвет системы прикладных наук, в том числе медицины, физики, геометрии, астрономии, математики, алхимии -стимулировали появление выдающихся мыслителей и экспериментаторов. Их усилиями были изобретены порох, магнитная игла, водяные и механические часы, градусное измерение Земли, открыто смещение времени по часовым поясам (лишь спустя пять веков, в 1522 г., участники экспедиции Фергана Магеллана сделали подобное открытие для Европы). Предыдущим эпохам эволюции психологического знания был неведом подобный научный потенциал, на базе которого арабские ученые искали тайны человеческой души. Но и в психологических изысканиях эти мыслители опирались на богатую идеями свою предысторию.

Литература

1. Аткинсон Р. и др. Введение в психологию. Учебник для университетов. Перевод с англ. Под общей редакцией В. Зинченко М.: Тривола, 1999.

2. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3-х кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

3. Мунарова Р. У., Алимкулов С. О. и др. Великие мыслители Средней Азии о воспитании гармоничного и всесторонне развитого поколения // Проблемы педагогики, 2016. № 2 (13). С. 17-19.

Стрессоустойчивость учащихся подросткового возраста Краснова М. А.

Краснова Мария Александровна /Krasnova Ыапуа Aleksandrovna — магистрант, кафедра социальной психологии, Красноярский государственный педагогический университет им. В. Ф. Астафьева, г. Красноярск

Аннотация: в статье анализируются особенности стрессоустойчивости в подростковом возрасте, представлены результаты исследования стрессоустойчивости подростков. Ключевые слова: стрессоустойчивость, подросток, эмоциональная устойчивость.

Стрессовые состояния являются одним из факторов, сопутствующих генезису и становлению личности в подростковом возрасте, который характеризуется количественными и качественными изменениями, гормональным взрывом. Причинами стресса также могут быть активное психофизическое созревание, когнитивный диссонанс, межличностные и внутриличностные конфликты и, как следствие, неврастения, номадизм и промискуитет. Подростковый возраст характеризуется бурным психофизиологическим развитием и перестройкой социальной практики ребенка, что необходимо учитывать при рассмотрении проблемы стрессоустойчивости.

Актуальность проблемы развития стрессоустойчивости школьников подросткового возраста возрастает по разным причинам, среди которых следующие: наличие сложнейших возрастных проблем у подростков (новые отношения со взрослыми и сверстниками, особенности Я-концепции, подростковый пубертат), отсутствие в учебной программе занятий по профилактике стрессовых состояний школьников и формированию стрессоустойчивости как необходимого компонента их здоровья.

Подросток сталкивается с множеством проблем, отрицательное воздействие которых приводит к возникновению стрессового состояния. Также появлению стресса способствуют проблемы дома (семейные конфликты, родительская жестокость и т. д.) [1].

Понятие стрессоустойчивости получило в научной литературе достаточно широкое освещение. Под стрессоустойчивостью различными исследователями понимается как способность к стабильной эмоциональной или психическлй устойчивости (Н. Д. Левитов; П. Б. Зильберман; Я. Рейковский; В. Л. Марищук; В. Г. Норакидзе), как надситуативная (В. А. Петровский) или поисковая активность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.