Научная статья на тему 'Исследование сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста и влияние подвижных игр на их развитие'

Исследование сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста и влияние подвижных игр на их развитие Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
772
94
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Academy
Ключевые слова
ВОЛЯ / ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ / ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Коваль Анна Николаевна

В статье анализируется влияние подвижных игр на формирование у дошкольников волевых качеств личности. С дошкольниками проведена диагностика волевых усилий на основе подвижной игры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование сформированности волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста и влияние подвижных игр на их развитие»

какой оно совершает действия благодаря осмысленному выбору и рассуждению и поскольку воспринимает всеобщее [2, с. 3].

Разум, по мнению ученого, - это активная творческая сила, инструмент познания вселенной. В «Исцелении» чётко выражается мысль о том, что познание состоит в отображении познаваемого предмета познающим субъектом. В предсмертных «Указаниях и наставлениях» Авиценны познание вещи есть отображение её сущности в чувствах и разуме познающего. Познание невозможно без предварительного чувственного опыта: реальность дается только в ощущениях. Почувствовал в душе, по Авиценне, значит, «отобразился». Рассмотрев сущность процесса абстрагирования, он выделил следующие ступени: 1) ощущение (появление образа); 2) представление (различение образа и материи); 3) воображение (возникновение идей и понятий); 4) всеобщие понятия и категории (высшая форма абстракции).

В решении психофизиологической проблемы Авиценной делается заключение о том, что источником психики человека является мозг. Локализованность душевных сил в мозгу и органах чувств признается учёным как неоспоримый факт: каждой психической функции соответствует участок чувственных нервов или полушарий головного мозга.

Литература

1. Немов Р. С. Психология. Учебник для студентов высших пед. учеб. заведений: в 3 -х кн. М.: Просвещение: ВЛАДОС, 2007.

2. Шодиев X Т., Атамуродова Р. К., Алимкулов С. О. Психологические воззрения учёных Средневековья // Аcademy. № 6 (9). Москва, 2016. С. 102-103.

Исследование сформированное™ волевых качеств у детей старшего дошкольного возраста и влияние подвижных игр

на их развитие Коваль А. Н.

Коваль Анна Николаевна / Koval Anna Nikolaevna - студент, факультет дошкольного и начального образования, Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования Нижегородский университет им. Н. И. Лобачевского, г. Арзамас

Аннотация: в статье анализируется влияние подвижных игр на формирование у дошкольников волевых качеств личности. С дошкольниками проведена диагностика волевых усилий на основе подвижной игры.

Ключевые слова: воля, подвижные игры, личность дошкольника.

Одним из значимых качеств личности является формирование волевых усилий, особенно, это касается ребенка дошкольного возраста, а в последующем - младшего школьника. Волевые качества личности лучше всего формируются в ведущих видах деятельности: игре, общении, труде. Игра - совокупность осмысленных действий, объединенных единством мотива [2]. Одну из важных ролей выполняют игры -соревнования с другими детьми или же взрослыми.

Важной задачей дошкольного детства является необходимость создания благоприятных условий для совершенствования волевых черт личности ребенка в играх, требующих проявления настойчивости и воли для достижения поставленных целей.

Известные психологи: Л. С. Выготский, А. В. Быков, Е. П. Ильин, В. К. Калин, рассматривают понятие «воля» как «форму регуляции действий и различных психических процессов и состояний» [3]. То есть воля - это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности. Она проявляется в преодолении препятствий, возникающих на пути достижения поставленной цели.

Становление волевого действия происходит в дошкольном возрасте. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем, может взять верх над ситуацией, сказать «я хочу» или «я не хочу». Старшие дошкольники могут ставить значимые цели не только для них, но и для окружающих. Конечно же, игровые мотивы остаются значимыми для детей на протяжении всего дошкольного детства, именно поэтому, в дидактической игре знания усваиваются наиболее успешно, а создание воображаемой ситуации облегчает выполнение требований взрослого.

В старшем дошкольном возрасте в игре, познавательные мотивы выходят на первый план. Дошкольники начинают получать удовольствие от решения не только игровой, ну и умственной задачи. К тому же, в этом возрасте, ребенок адекватно начинает относиться к собственным достижениям и достижениям сверстников.

Совершенствование волевой саморегуляции тесным образом связано с общим интеллектуальным развитием. Игре отводится значительная роль в развитии личности, формировании морально - волевых качеств. Правильно организованная игровая деятельность ребенка способствует формированию таких волевых качеств, как ответственности, упорства, настойчивости, решительности, выдержки.

С целью изучения волевых проявлений в процессе игровой деятельности у детей в старшей группе детского сада, была организована диагностическая работа. В исследовании приняли участие 11 человек(100%). Дошкольникам была предложена подвижная игра. Это было сделано в целях создания условий, требующих от ребенка определенных волевых усилий, необходимых для достижения личного успеха. Игра позволяла определить, насколько развиты у детей волевые качества: выдержка, упорство, настойчивость. Игра Э. И. Адашкявичене называлась: «Парное перетягивание» [1]. Дети были разделены на 2 команды и построены лицом друг к другу около намеченной линии. Позади каждой команды было проведено еще по линии. Играющие брались за правые руки, а левые отводили за спину. Игра продолжалась до тех пор, пока та или иная команда не были перетянуты на сторону соперника. В игре оценивался не столько выигрыш одной из команд, сколько настойчивость, стремление к цели и волевые усилия каждого ребенка, а так же умение детей сдерживать свои эмоции в трудных ситуациях (больно сжали руку или слезы от проигрыша). Результаты диагностики проведенной игры, представлены в таблице «Сформированность волевых усилий у детей старшего дошкольного возраста»

ФИО Стремление к цели «+»/отказ Способность сдерживать эмоции в трудных ситуациях Результат

Катя П. + - Очень уверенно шла к победе и хотела выиграть, но когда ее команда проиграла, не сдержалась от слез

Оля Г. + + Прекрасно сформированы волевые навыки, стремление к победе

Ирина В. - - Почти сразу разжала руку и заплакала, обосновывая свой отказ болью от сжимаемой руки

Егор К. + + Прекрасно сформированы волевые навыки, стремление к победе

Андрей О. + + Прекрасно сформированы волевые навыки, стремление к победе

Дима Г. + - Стремился одержать победу и достичь поставленной цели, но после проигрыша полез в драку с победившими

Настя Д. - - Сразу была не заинтересована в участии в командной игре, поэтому подвела команду

Аня Л. - - Обосновала свой проигрыш, ссорой с некоторыми ребятами из команды, что помешало ей сосредоточиться

Кирилл Т. + + Прекрасно сформированы волевые навыки, стремление к победе

Игорь Р. - - Почти сразу сдался и очень рассердился на членов своей команды, обвиняя их в проигрыше

Рома Ш. + - Сформированы волевые навыки, присутствует стремление к победе, но очень рассердился на свою команду за проигрыш

По результатам проведенной игры, можно сделать вывод, что детей, полностью проявивших умение добиваться поставленной цели, сдерживать свои эмоции в трудных ситуациях(36,3%) оказалось столько же, сколько и детей полностью не умеющих делать это(36,3%). Такие дошкольники почти сразу опускали руки, объясняя это разными причинами (боль от сжатия руки, отсутствие интереса к игре, ссора со сверстниками), после этого сильно выходя из себя, проявляя агрессию по отношению к своей команде или команде соперников, у кого-то начиналась слезная истерика. Среди всех детей были и те, кто проявлял усилия, чтобы добиться победы, но после проигрыша своей команды, не сумели сдержать свои эмоции, либо пускаясь в драку, либо слезно плача.

Таким образом, проведенная игра позволяет воспитателю в детском саду обратить внимание на некоторых детей и начать усиленную работу по формированию волевых усилий, так как именно сформированность волевых качеств - важный показатель готовности ребенка к школьному обучению.

Литература

1. Адашкявичене Э. И. Спортивные игры и упражнения в детском саду, 1992.

2. Бычкова С. С. Современные программы по физическому воспитанию детей дошкольного возраста. М.: АРКТИ, 2012.

3. Выготский Л. С. Мышление и речь Л. С. Выготский. М.: Лабиринт, 2010.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.