Научная статья на тему 'Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал'

Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1106
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ОБУЧАЮЩИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ / ПСИХОДИАГНОСТИКА / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ РЕАГИРОВАНИЕ / ЛИЧНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА / A COMPUTER GAME / COMPUTER EDUCATIONAL GAMES FOR PRESCHOOLERS / PSYCHODIAGNOSTICS / EMOTIONAL REACTION / PERSONALITY OF A PRESCHOOLER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Батенова Юлия Валерьевна

Рассматривается специфический вид деятельности дошкольника компьютерная игра (КИ). Анализируются диагностические возможности КИ и предлагается схема наблюдения, с помощью которой можно изучать особенности познавательной сферы дошкольника, эмоционально-волевой и коммуникативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A computer game and its psychodiagnostic potential

This work deals with specific kind of activity of a preschooler the computer game. It analyzes diagnostic potential of the computer game and proposes the scheme of observation by means of which it is possible to study peculiar features of cognitive, emotional volitional and communicative sphere of a preschooler.

Текст научной работы на тему «Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал»

Психодиагностика

УДК 373.2:004.3 ББК Ч411.38

КОМПЬЮТЕРНАЯ ИГРА ДОШКОЛЬНИКА И ЕЕ ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ

Ю.В. Батенова

Рассматривается специфический вид деятельности дошкольника - компьютерная игра (КИ). Анализируются диагностические возможности КИ и предлагается схема наблюдения, с помощью которой можно изучать особенности познавательной сферы дошкольника, эмоционально-волевой и коммуникативной.

Ключевые слова: компьютерная игра, компьютерные обучающие игры для дошкольников, психодиагностика, эмоциональное реагирование, личность дошкольника.

Начиная с дошкольного возраста, дети приобщаются к новому виду деятельности -компьютерной игре. Более того, в последнее время сохраняется тенденция к увеличению времени, проведенному за компьютером, что должно стать объектом пристального внимания как педагогов и психологов, так и родителей. В связи с этим организация игры и развитие игровой деятельности как ведущей в развитии дошкольника сегодня становится сложной и важной проблемой.

В настоящее время исчерпывающая информация о применении компьютерных игр детьми отсутствует. По поводу влияния компьютерных игр на психику ребенка ведутся профессиональные споры как среди специалистов, так и в обществе в целом. Точки зрения не совпадают, так как достаточно выступлений противников участия детей в компьютерных играх и повествующих об угрозе их психическому здоровью, и не меньше работ, отрицающих этот факт.

Между тем, несмотря на то, что в настоящее время вопрос о психологическом воздействии компьютерных игр на игрока не может считаться решенным, следует заметить, что компьютерная игра сама по себе является прекрасным диагностическим инструментом. В своем большинстве компьютерные игры -это виртуальная модель объективной реальности, причем модель интерактивная. Анализируя направленность, динамику игры, характерные действия в той или иной ситуации, можно прогнозировать индивидуальный стиль поведения, переживания и аффективно-

го реагирования в значимых или конфликтных ситуациях реальной жизни индивида. Безусловно, это в первую очередь касается развлекательных (в т.ч. ролевых) игр, тем не менее в полной мере это относится и к обучающим (или, как заявляют производители, развивающим) играм.

В научной психологической литературе существуют убедительные основания использования компьютерных игр для исследования личностных особенностей индивида: схем его поведения в той или иной ситуации (знакомой или незнакомой), динамики его деятельности, эмоций, операционной стороны мышления, потребностей (в т.ч. латентных), мотивов, установок и т. д. [2, 4].

Использование игровой деятельности для выявления индивидуальных свойств личности практикуется уже давно. Мы предлагаем вариант этой процедуры, используя наиболее современные возможности компьютерных технологий на этапе дошкольного детства. Наша цель -показать практическую значимость применения компьютерной игры в психодиагностике.

Изучение рынка компьютерных игровых программ для дошкольников показало, что спектр игр велик. На сегодняшний день раз-работчиками-лидерами являются кампании «Новый диск», «Медиа-Хауз», «Кирилл и Мефодий», «Бука», «1С», «Акелла». Многие из указанных программ активно используются в дошкольных образовательных учреждениях для решения ряда образовательных задач. Так, в предыдущих исследованиях нами были получены данные о благоприятном влиянии

Батенова Ю.В.

Компьютерная игра дошкольника и ее психодиагностический потенциал

компьютерной игры на правописание и формирование математических способностей у детей, на концентрацию внимания, на развитие учебной мотивации, моторных и перцептивных навыков, на формирование конструктивных способностей у ребенка-дошкольника.

Вместе с тем, многие педагоги и психологи отмечают угасание некоторых функций, в частности, речевой функции, когда ребенок, выполняя задание, предпочитает оперировать «мышью» и игнорирует проговаривание. Так, опираясь на теорию поэтапного формирования умственных действий П.Я. Гальперина, мы наблюдаем потерю одного из этапов -«внешнеречевого», на котором важным является использование речи для комментирования выполняемых учебных действий. К каким изменениям и преобразованиям познавательной сферы это приведет, покажут будущие исследования. Кроме того, среди основных трудностей называется утрата навыков совместной работы. Действительно, часто отмечается, что интерпсихические функции, возникающие в диалоге ребенка с компьютером, способствуют видоизменению совместной деятельности, а также могут затормозить и редуцировать нормальное развитие традиционных форм игры, которые обеспечивают полноценное личностное и психическое развитие дошкольника. В индивидуальной игре «нет жесткой необходимости ни в смене позиций, ни в координации своей точки зрения с точками зрения других участников игры. Возможно, что при этом игра не только не выполняет функцию «моральной и познавательной децен-трации», но и, наоборот, фиксирует еще больше личную, единственную точку зрения ребенка на предметы и отношения, фиксирует эгоцентрическую позицию» [5].

Таким образом, эта неоднозначность позволяет сконцентрироваться на тех сферах психики ребенка, которые наиболее активно проявляются в процессе игровой компьютерной деятельности и которые достаточно убедительно демонстрируют положительное/ отрицательное воздействие на психику ребенка.

Здесь следует отметить, что в качестве диагностического средства может выступать как сама игра, так и процесс наблюдения за играющим. В первом случае в условиях формирующего эксперимента сравниваются результаты достижений до и после внедрения игровых компьютерных занятий. Во втором -игра носит характер «провоцирующего инструмента» и, как «лакмусовая бумажка», спо-

собствует проявлению особенностей эмоционально-волевой и познавательной сферы. Подобно психологическим тестам, игры выявляют общую психическую устойчивость ребенка (способность противостоять стрессовой ситуации), способность справляться с успехами и неудачами, особенности мотивации достижения, уровень развития механизмов саморегуляции, а также познавательную направленность ребенка.

В частности, в нашем исследовании была разработана схема наблюдения, включающая следующие параметры [1]:

1. Общие характеристики поведения ребенка во время игры (активность ребенка; заинтересованность в процессе игры; заинтересованность в результате; отношение к выигрышам; отношение к проигрышам).

2. Особенности понимания инструкции, правил игры (сразу схватывает правила игры, задает вопросы; при понимании игры возникают трудности; в ходе игры «открывает» для себя новые правила; описывает, комментирует строение игры; сам придумывает новые правила, которых нет в игре).

3. Внимание и самоконтроль (сосредоточен на выполняемой задаче; отвлекается (как часто); поглощен игрой, ничего больше не замечает вокруг; не может закончить игру, «оторваться от нее»).

4. Особенности работы с информацией (активно запрашивает информацию у взрослого; при обучении заинтересован, пытается логически рассуждать, осмысливать, делать выводы; усваивает способы получения информации, в следующий раз находит информацию самостоятельно).

5. Роль взрослого (выстраивает диалог со взрослым по поводу содержания игры, активно делится впечатлениями; запрашивает помощь при обучении; ищет способ действия сам и запрашивает помощь после многократных самостоятельных попыток; не просит помощи у взрослого; отвергает помощь взрослого; приглашает взрослого поучаствовать в игре; просит взрослого поиграть вместо него).

6. «Общение» (взаимодействие) ребенка с компьютером (ребенок вербально не обращается к компьютеру; ребенок выстраивает «диалог» с компьютером, комментирует ответные действия в игре и пр.).

7. Эмоциональное состояние ребенка во время игры (качественная характеристика эмоционального состояния ребенка во время игры: возбужден, спокоен, умиротворен, рас-

Серия «Психология», выпуск 14

13

Психодиагностика

сержен, происходит ли отреагирование эмоций ребенка и как это проявляется (смех, вскрикивания) и т. д.).

Наблюдение проводилось с использованием как развлекательного, так и образовательного характера. В приведенном исследовании присутствовали дети, которые в равной степени заинтересованы и активны и в тех, и в других видах игр, в равной степени получали удовольствие, оставались уравновешенными и проявляли познавательную активность (при этом следует отметить, что таких детей меньшинство). Разумно предположить, что характер предпочитаемых игр позволяет определить целый ряд индивидуально-психологических особенностей мышления, например, способ принятия решений (с отдаленным финалом или с финалом в коротком отрезке времени), практичность, постановка цели, стремление прогнозировать, логичность/ интуитивность.

Как выяснилось, дети любят наблюдать игру друг друга, а также смотреть, как играют старшие братья и сестры, взрослые. В этом случае можно увидеть элементы совместной игры, что стимулирует последующее общение и в целом способствует его развитию. Подобный результат противостоит распространенному аргументу противников компьютерных игр, утверждающих, что дети-игроки обречены на выключение из социальных связей (если не на одиночество) и на низкий уровень сформированности коммуникативных умений и качеств.

Таким образом, данный подход к изучению личности дошкольника позволяет ис-

пользовать уникальные возможности компьютерной игры в качестве психодиагностического инструмента. При этом сохранить-объективность эксперимента, выявлять корреляционные, причинно-следственные, а иногда и функциональные связи между психогенными воздействиями и особенностями поведения, что, в свою очередь, дает основания для выведения психологических закономерностей и разрабатывать эффективные приемы воздействия на людей с целью оказания им психологической помощи.

Литература

1. К вопросу о развитии познавательной активности у старших дошкольников в процессе компьютерной игры / Н.Ю. Шувалова, А.Е. Войскунский, А.Н. Гусев, Ю.В. Батенова // Психология и школа. - 2008. - № 1. -С. 60-64.

2. Мясников, И.Н. Возможность применения компьютерных игр в качестве проективного метода исследования личности / И.Н. Мясников. - http://flogiston.ru/articles/ netpsy/ projective_games

3. Новоселова, С.Л. Компьютерный мир дошкольника / С.Л. Новоселова, Г.П. Петку. -М., 1997. - 128 с.

4. Обухова, Л.Ф. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий / Л.Ф. Обухова, С.Б. Ткаченко // Психол. наука и образование. 2008. - № 3.- С. 49-60.

5. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах: избр. труды / Д.Б. Эльконин. - М., 1997.

Поступила в редакцию 26 марта 2011 г.

Батенова Юлия Валерьевна. Старший научный сотрудник кафедры психологии, кандидат психол. наук, доцент, Челябинский государственный педагогический университет, г. Челябинск; e-mail: batenova_uv@mail.ru

Julia V. Batenova. Senior Research Fellow Department of Psychology, PhD Psychology, Associate Professor, Chelyabinsk State Pedagogical University; e-mail: batenova_uv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.