готовки и аттестации с последующей сдачей квалификационного экзамена на аттестат профессионального бухгалтера. За этот период прошли обучение 1857 человек.
Институт внесен в реестр образовательных учреждений, прошедших согласование в Министерстве имущественных отношений РФ на право ведения образовательных программ в области оценочной деятельности. Обучение проводится по программам «Оценка стоимости недвижимости», «Оценка стоимости машин, оборудования и транспортных средств», «Оценка стоимости интеллектуальной собственности и нематериальных активов», «Оценка стоимости предприятия (бизнеса)». Общее количество слушателей, прошедших переподготовку и повышение квалификации в этой области с 2000 г. по настоящий момент, составляет 920 человек.
С 1992 г. институт сотрудничает с Департаментом ФГСЗН по Санкт-Петербургу и ведет профессиональную подготовку и повышение квалификации специалистов из числа безработных граждан и незанятого населения. Общее число подготовленных специалистов за период с 2000 г. - 511 человек.
Обучение ведется преподавателями 16 кафедр университета. Доля докторов наук и профессоров в общей численности ППС
(90 человек) составляет 30%, кандидатов наук и доцентов - 53,3%.
В учебном процессе применяются 6 электронных учебно-методических пособий, 11 деловых игр, 20 кейсов, 36 компьютерных систем проверки знаний, разработанных преподавателями института.
По заказам правительства Санкт-Петербурга осуществляются научные разработки в области экономики и управления. Так, в 2004 г. выполнены исследования по созданию Межрегионального ресурсного центра переподготовки управленческих кадров, разработана программа развития субконтрактинговых центров на базе малого предпринимательства.
Накопленный ИПК многолетний опыт по реализации учебных программ для реального бизнеса может использоваться для профессиональной переподготовки преподавателей университета, не имеющих базового экономического образования.
В 2005/2007 учебном году предполагается открыть новые, востребованные рынком образовательных услуг, программы: «Мастер делового администрирования », «Экономика и управление на предприятиях нефтегазового комплекса», «Управление объектами недвижимости », «Операции на первичном рынке недвижимости », «Основы управления риэлтерской фирмой ».
В. КОЛОМИНОВ, профессор, директор музея истории
Период конца XIX - начала XX вв. характеризуется бурным развитием торговли и промышленности. Этот прорыв в экономической жизни России связан с именем министра финансов С.Ю. Витте. Самой сильной стороной его личности можно считать прагматизм. В своей деятельности министр финансов руководствовался идей государственного вмешательства в хозяйственную жизнь в интересах развития производительных сил страны. Вместе с тем
Взгляд сквозь столетие
эпоха Витте отмечена значительным подъемом частного предпринимательства: оно получило распространение не только в хозяйственной жизни, но и в системе подготовки для них квалифицированных кадров.
В конце XIX в. по всей России создается сеть коммерческих и счетоводных курсов различного уровня. Ее формированию способствовало «Положение о коммерческих учебных заведениях», утвержденное правительством 15 апреля 1896 г. В сопрово-
дительной записке С.Ю. Витте писал: «Правильная постановка коммерческого образования должна быть признана одной из главных мер для успешного развития нашей внутренней и внешней торговли ». Министр предложил использовать опыт западноевропейских стран, где создание и развитие коммерческого образования было предоставлено общественным организациям и частным лицам. Именно они, по мнению С.Ю. Витте, «знают нужды местной торговли».
В сентябре 1897 г. на имя министра поступило прошение следующего содержания: «Желая способствовать распространению в империи коммерческих знаний, имеем честь покорнейше просить Ваше Превосходительство разрешить учредить в Петербурге... курсы коммерческих знаний, согласно прилагаемому проекту устава...» [1].
Возглавил группу учредителей надворный советник Михаил Владимирович По-бединский. Такова предыстория Санкт-Петербургских Высших коммерческих курсов М.В. Побединского, впоследствии получивших всероссийскую известность. 13 сентября (31 августа по старому стилю) 1906 г. правительство утверждает новый устав курсов, присваивает им статус высшего учебного заведения с правом выдачи выпускникам дипломов о высшем образо-
вании государственного образца. Подобных частных экономических вузов в стране было в то время всего четыре.
Разрабатывая концепцию истории Санкт-Петербургского государственного инженерно- экономического университета, исследователи рассмотрели несколько научных проблем.
Ученые кафедры истории и политологии СПбГИЭУ начали исследование истории университета в середине 90-х гг. XX в. В результате изучения материалов ряда местных и центральных архивов они пришли к заключению: датой создания нашего университета как высшего учебного заведения является 13 сентября (31 августа по старому стилю) 1906 г. Этот вывод был сформулирован на студенческих научных чтениях, посвященных истории деятельности руководителей вуза на всем протяжении его существования. Материалы чтений были изданы [2]. В 2002 г. в ИНЖЭКОНе прошла конференция профессорско-преподавательского состава и студентов, посвященная 150-летию со дня рождения М.В. Побединского, которая подтвердила преемственную связь между созданной им системой учебных заведений иИНЖЭКОНом.
Материалы исследований историков были направлены на экспертное заключение в Санкт-Петербургский институт истории РАН, где получили положительную оценку как по методике исследований, так и по качеству собранных материалов.
К сожалению, деятельность сети учебных заведений, созданной М.В. Победин-ским, не получила достаточного освещения в исторической литературе. Между тем в начале XX в. как отраслевая периодика, так и газетные издания с похвалой отзывались о работе курсов. Корреспондент газеты «Крымский вестник» писал: «Я спросил директора: "Какие права дает заведение?" -"Никаких прав, кроме знаний, - ответил мне М.В. Побединский, - наши свидетельства приобрели доверие в промышленном мире, и получение их является большим правом. Остается теперь прилагать усилия, чтобы поддержать с честью это доверие" ». Газета «Иркутские ведомости » особо подчеркивала, что преподавание в учеб-
М.В. Побединский
ном заведении М.В. Побединского ведется по методикам высших германских коммерческих школ: Кельнской, Франкфуртской и новой Берлинской.
Производственную практику студенты курсов проходили на крупных промышленных предприятиях и в частных промыш-ленно-торговых организациях столицы. Практические занятия проводились в лаборатории при музее.
Учебные заведения М.В. Побединского активно участвовали во всероссийских и международных выставках, посвященных коммерческому образованию в России. В экспозиции демонстрировались оригинальные разработки, получившие похвалу учредителей и прессы. Начиная с1912 г. Высшие коммерческие курсы стали издавать журнал «Коммерческая школа и жизнь» - предшественник «Вестника ИНЖЭКОНа». На страницах журнала увидели свет статьи, написанные видными учеными-экономистами России. Здесь же публиковалась хроника жизни вуза, проводился обзор литературы, освещавшей экономическую жизнь страны.
В учебных заведениях Побединского преподавала плеяда замечательных ученых и общественных деятелей. Председателем учебного комитета являлся профессор М.В. Бернацкий - крупнейший специалист в области финансовых потоков и кредита, министр финансов в последнем составе Вре-
менного правительства. Курс общественной медицины читал профессор А.И. Шингарев - лидер кадетской партии, член Государственной думы, прекрасный оратор и полемист. Он вошел в состав Временного правительства в качестве министра земледелия, а затем занял должность министра финансов. Более 20 лет курс отечественной истории читал академик Е.В. Тарле. Предмет «Биржи и банки» вел член-корреспондент Академии наук М.И. Боголепов.
В начале 1917 г. Высшие коммерческие курсы М.В. Побединского решением министра торговли и промышленности были переименованы в Торгово-промышленный институт М.В. Побединского. С разрушением системы частного предпринимательства в сфере образования Торгово-промышленный институт вместе с другими высшими экономическими учебными заведениями декретом Совнаркома объединяются в Петроградский институт народного хозяйства. Учебное заведение М.В. Побединско-го трансформируется в промышленный цикл (кафедру) административно-финансового отдела вновь созданного вуза.
В конце 1925 г. решением руководства института промышленный цикл преобразуется в промышленное отделение (факультет). Этому способствовал переход на работу в институт профессора А.Б. Ельяше-вича, который одним из первых осознал, что осуществление новой экономической политики потребует перестройки системы подготовки кадров экономистов для промышленности. (А.Б. Ельяшевич оставил заметный след и в политической жизни страны. Он входил в руководящий состав правого крыла партии социал-революционеров. Как представитель партии, набравшей абсолютное большинство голосов в Учредительное собрание, он выступал на его первом и, как оказалось, последнем заседании с докладом по аграрному вопросу. После роспуска партии эсеров отошел от активной политической жизни.)
Как свидетельствуют документы по составу учебного плана и целям, определенным А.Б. Ельяшевичем, работа сначала на цикле, а затем и на промышленном отделении приближалась по типу к работе Гер-
манской академии социальных и коммерческих наук (Франкфурт-на-Майне). Отделение подготовило первых в стране инженеров-экономистов, их выпуск состоялся в 1927 г. Многие из питомцев промышленного отделения стали крупными руководителями в сфере экономики страны.
В июле 1930 г. промышленное отделение выводится из структуры Ленинградского института народного хозяйства и преобразуется сначала в Институт промышленности и труда, а месяцем позже - в Ленинградский инженерно-экономический институт. Была проведена значительная работа по созданию учебных планов и программ, разработке и корректировке учебных и методических пособий. В процессе работы структурировался крепкий профессорско-преподавательский коллектив, тесно связанный с промышленными предприятиями города.
Профессора и преподаватели творчески подходили к своей работе. Мало кто знает, что именно в инженерно-экономическом институте впервые в мире в учебном процессе стали применяться деловые игры (ДИ) и другие активные методы обучения. Главную роль в их разработке сыграла Мария Мироновна Бирштейн. В 1932 г. увидела свет повесть «Многоугольники и круги », написанная студентами вуза П. Капицей и П. Радчиковым. Это было первое в стране
В музее истории университета
описание в художественной форме внутренней жизни вуза на примере ЛИЭИ конца 20-х - начала 30-х годов.
Первым руководителем института стал один из талантливых воспитанников А.Б. Ельяшевича С. А. Смирнов. Через восемь лет на этом посту его сменил питомец промышленного отделения А.П. Подугольников. В начале 50-х годов он исполнял обязанности одного из руководителей Госплана СССР.
В предвоенные годы институт выпустил около двух тысяч инженеров-экономистов для машиностроительной, химической и энергетической промышленности. Это, конечно, не восполняло потребности страны в кадрах, и в вузе разрабатывались планы расширения подготовки специалистов. Однако Великая Отечественная война нарушила нормальную жизнь учебного заведения. Как и все жители города, ИНЖЭКОНов-цы перенесли все ужасы жизни в осажденном Ленинграде. В марте 1942 г. вуз был эвакуирован. В городе добровольно остались лишь А.О. Витошинский и восемь его помощников. Они приняли на себя обязательство сохранить материальные ценности, фундаментальную библиотеку и учебно-методические разработки. Эту задачу они выполнили с честью.
Эвакуированный ИНЖЭКОН должен был продолжить свою работу в Тбилиси. Однако истощенные люди не могли физически вынести дальний путь. Было принято решение временно остановиться в Пятигорске. В августе 1942 г. город был захвачен германскими войсками. Воистину «из огня да в полымя ». В оккупированном Пятигорске в экстремальных условиях руководители вуза Н.А. Клюквин и А.Б. Ельяшевич, проявив мужество, сделали все, чтобы облегчить страдания людей. Однако всех сберечь не удалось: трагически
погибли семь студентов. В январе 1943 г., после освобождения города советскими войсками, инженерно-экономический институт был эвакуирован в Ташкент, где до июля 1944 г. функционировал в составе Политехнического института.
В августе 1944 г. ИНЖЭКОН возвращается в родной город и 4 октября начинает новый 1944/1945 учебный год. Возвращаются из эвакуации преподаватели, с фронтов Великой Отечественной - студенты. Жизнь вуза постепенно входит в нормальное русло. Открываются новые факультеты, специальности. В восстановительный период ИНЖЭКОН оперативно реагирует на потребности народного хозяйства. Сотрудники вуза активно участвуют в газификации Ленинграда, разрабатывают технико-экономическое обоснование строительства газопровода Кохтле - Ярве -Ленинград. ИНЖЭКОН решает проблемы, связанные с восстановлением и развитием энергохозяйства страны. Здесь велика заслуга академика Л.А. Мелентьева - ведущего специалиста энергетического факультета. В послевоенные годы воссоздается научно-исследовательский сектор института. В полную силу работает аспирантура, готовя научные и педагогические кадры для самого вуза и экономики страны в целом.
Выпускники ИНЖЭКОНа 50-60-х годов стали его золотым фондом. Заслуженные деятели науки РФ, профессора В.С. Кабаков, К.Ф. Пузыня, Г.А. Краюхин создали свои научные школы. Они и в год столетия ИНЖЭКОНа продолжают трудиться в стенах родного вуза. Их ученики сохраняют и приумножают славные традиции, сложившиеся за многие десятилетия. В ИНЖЭКОНе трудятся несколько династий ученых. Курсы М.В. Побединского закончили деды профессора К.В. Гулыпенко и доцента А.С. Захарова.
В 60-70-е годы в инженерно-экономическом институте создается замечательная математическая школа. У ее истоков стояли лауреат Нобелевской премии академик Л.В. Канторович и профессор А.Г. Пинскер. Благодаря руководимому ими постоянно действующему семинару профессорско-преподавательского состава изучались ма-
тематические методы планирования экономики. Инициатором внедрения в учебный процесс вычислительной техники стал профессор Ю.М. Порховник, который и сейчас разрабатывает методы использования современных информационных технологий.
1989 год - начало нового этапа в жизни инженерно-экономического института под руководством А.И. Михайлушкина. До прихода в ИНЖЭКОН он не только прошел имеющую богатые традиции ленинградскую школу организаторов молодежного движения, но и состоялся как ученый. За несколько лет до прихода в инженерно-экономический институт он защитил кандидатскую диссертацию. Отмечая научную и организаторскую деятельность А.И. Михайлушкина, коллектив университета неоднократно переизбирал его на должность ректора. Под его началом в вузе произошли существенные преобразования, связанные с перестройкой подготовки кадров в условиях рыночной экономики. В тяжелые для высшей школы 90-е годы ректор сумел сохранить преподавательский корпус, активизировать деятельность аспирантуры, пополнить преподавательский состав молодыми кадрами. В конце 90-х годов А.И. Михайлушкин защитил докторскую диссертацию по проблеме подготовки кадров для экономики страны в новых условиях хозяйствования.
ИНЖЭКОН - уникальное учебное заведение, которое смогло сохранить и приумножить традиции. Фамилия основателя вуза - Побединский. Через столетие она стала для нас метафорой. Провозглашенный ректором университета профессором А.И. Михайлушкиным девиз вуза: «Экономическое образование - на благо России!» - призывает ИНЖЭКОНовцев творить благо, одерживая большие и малые победы в том деле, которому мы служим.
Литература
1. ЦГИА СПб., ф. 383, оп. 1, д.76, л. 140.
2. От счетоводных курсов до университета.
Исторические портреты руководителей Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета: Материалы студ. науч. чтен. / Под общ. ред. В.А. Лимонова. - СПб., 2000.