Научная статья на тему 'Мы сильны нашими корнями'

Мы сильны нашими корнями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мы сильны нашими корнями»

А. МИХАИЛУШКИН, профессор, ректор

Мы сильны нашими корнями

Концы лестницы, ведущей в будущее, упираются в прошлое.

В.Б. Шкловский

Проходят годы, уходят люди, меняются взгляды на роль и значение образования, но остается неизменным призвание нашего вуза - подготовка специалистов высокого уровня для нашей страны, для России.

Предыстория СПбГИЭУ начинается с 1887 г., когда были созданы Частные счетоводные курсы М.В. Побединского - престижное коммерческое заведение, отличавшееся высоким профессионализмом преподавания и практической направленностью в подготовке специалистов. Годом основания нашего университета принято считать 1906-й, когда курсы М.В. Побединского приобрели статус высшего учебного заведения и стали называться Санкт-Петербургскими высшими коммерческими курсами М.В. Побединского. В 1917 г. распоряжением министра торговли и промышленности Временного правительства Высшие коммерческие курсы М.В. Побединского были преобразованы в Торгово-промышленный институт М.В. Побединского, однако Октябрьский переворот 1917 г. и последовавшие за ним катаклизмы привели крезкому сокращению набора студентов. В1918 г. Торгово-промышленный институт был национализирован и передан в ведение Народного комиссариата просвещения, а в 1919/1920 учебном году его самостоятельная деятельность была прекращена. В 1919 г. советское правительство выпустило Декрет о преобразовании петроградских высших учебных заведений. Вместе с Практической восточной академи-

ей, Курсами международного товарообмена Торгово-промышленный институт вошел в состав Ленинградского института народного хозяйства им. Ф. Энгельса (ЛИНХ) в качестве промышленного цикла (кафедры) административно-финансового отдела (факультета). В ЛИНХе была разработана новая учебная программа для обучения студентов на 12 отделениях экономического профиля.

В октябре 1925 г. по предложению группы учащихся перед руководством вуза был поставлен вопрос о создании на базе административно-промышленного цикла нового промышленного отделения. 12 января 1926 г. в ЛИНХе официально было созда-

Периодизация истории Санкт-Петербургского государственного инженерно-экономического университета (Университета ИНЖЭКОН)

Сан кг- П етер бу р г ски е высшие ко н м ер чески е ну р сы М, В. По Мединского (1906 г.)

Торгово-прим ышленныи инсттут М, В. ПоЬединскпт (1917 г.)

Петроградский (Ленинградский) институт народного хозяйства им. Ф. Энгельса (ЛИНХ) (1319 г.)

Промышпенный ЦИКЛ административно-финансового отдела (1919 г.)

< }

Промышленное отделение ЛИ И Ха (1976 г.)

1

Институт промышленности и груда ( июнь 1930 г.)

.

Ленинградский инмсенер н о- э нон см и чески й институг (август 1930 г.)

(в разное время носил имена В. М. Молотова, П. Тольятти)

Санкт-Петерйург ская го суд ар ств е нн ан и ндеенер н о -э >оэ н о м и ческая акад ем ня (1992 г.)

Санкт-Петербургский государственный и нже нер н о -э ки н о м и чески й у ни в ер сит ег рйй г.)

но самостоятельное промышленное отделение, первые лекции начались 25 января 1926 г.

Его выпускники стали первыми инже-нерами-экономистами в нашей стране. В 1930 г. промышленное отделение ЛИНХа было преобразовано в Ленинградский инженерно-экономический институт (ЛИЭИ). К середине 30-х годов ЛИЭИ превратился в своего рода инженерноэкономический комбинат, в котором были представлены все основные звенья подготовки экономических кадров: факультеты дневной, вечерней и заочной форм обучения, экстернат, аспирантура, НИС, курсы повышения квалификации промышленных инструкторов инженерно-экономического профиля, курсы техников, рабфак и заочные курсы. С 30-х гг. до второй половины 80-х гг. ХХ в. вуз развивался в рамках стабильной системы советского высшего образования.

В эпоху коренных преобразований во всех сферах жизни общества ЛИЭИ им.Пальмиро Тольятти был кардинальным образом реформирован. В декабре 1992 г. вуз был переименован в Санкт-Петербургскую государственную инженерно-экономическую академию, а 19 июля 2000 г. получил более высокий статус -Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет (см. рисунок).

Мы трепетно относимся к своей истории. Профессорско-преподавательский состав, администрация и студенты в течение многих лет по крупицам собирают факты об истории родного университета. Восстановлена историческая галерея ректоров университета. Только за последние три года выпущены три монографии, посвященные истории нашего вуза, краткий исторический очерк, сборники: «Бойцы вспоминают», «Поклонимся великим тем годам», «Биографический сборник».

Мы гордимся своей историей!

Последующий день - ученик предыдущего дня. .

Сир Публилий

Черпая силы в наших истоках, мы создали высшее учебное заведение, которое является одним из ведущих экономических вузов страны.

Сегодня здесь осуществляется подготовка специалистов по 6 направлениям (гуманитарные науки, социальные науки, экономика и управление, сфера обслуживания, автоматика и управление, информатика и вычислительная техника) на 10 факультетах по 29 специальностям. На различных формах обучения, включая филиалы, проходят подготовку более 25 тыс. студентов. Их обучение обеспечивают более 1700 преподавателей, из которых 18% являются докторами наук, 60% - кандидатами наук. За последние пять лет в университете защищено 58 докторских и 478 кандидатских диссертаций. За это же время опубликовано 53 наименования учебной, 174 - научной и 168 - методической литературы общим тиражом более 400 тыс. экземпляров.

В 90-е годы ИНЖЭКОН активно включился в процесс модернизации высшего профессионального образования: созданы новые факультеты (туризма и гостиничного хозяйства, предпринимательства и финансов, гуманитарный, права и экономической безопасности), открыты направления бакалаврской и магистерской подготовки, новые специальности, в том числе: «Экономика и управление в образовании», «Экономика и управление в здравоохранении », «Юриспруденция», «Связи с общественностью», «Социология» и др. В настоящее время вуз участвует в программе реализации принципов Болонского процесса.

Университет ведет активную работу по повышению качества образования студентов. Он является головным вузом Учебнометодического объединения по образованию в области производственного менеджмента. У нас действует Центр прогрессив-

ных технологий обучения и Управление по развитию качества образования.

ИНЖЭКОН активно развивает международные связи с 40 университетами из 30 стран мира, на основе договоров осуществляет обмен студентов для включенного обучения в европейских университетах; в его стенах обучаются 450 граждан иностранных государств.

СПбГИЭУ является крупным научным центром, ведущим фундаментальные и прикладные научные исследования по 9 отраслям наук. За последние пять лет объем научно-исследовательских работ был выполнен на сумму более 124 млн. руб., реализовано более 180 проектов научно-исследовательских работ. Важными для г. Санкт-Петербурга и региона проектами стали: «Разработка концепции устойчивого развития жилищного фонда Санкт-Петербурга», «Разработка концепции и программы развития малого предпринимательства в административных районах Санкт-Петербурга», «Разработка профессиональных стандартов для рабочих и служащих приоритетных отраслей экономики Санкт-Петербурга за счет бюджета в 2006 году».

Библиотека университета представляет собой компьютеризированный комплекс. Её фонд насчитывает более 700 тыс. экземпляров. Каталог подписки периодических изданий на 2006 г. составил 198 изданий. За 2005 г. на комплектование библиотечного фонда затрачено 6 млн. руб., в фонд библиотеки получено 53073 экземпляров, в том числе более 30 тыс. книг, около 18 тыс. методических указаний. В учебных корпусах университета работают четыре читальных зала, фонды которых составляют около 150 тыс. экземпляров. В 2004-2005 гг. библиотекой приобретено более 150 наименований электронных изданий: энциклопедия, учебные пособия, нормативно-техническая документация. Полный электронный ресурс библиотеки составляет более 200 000 документов.

Образовательный процесс осуществляется с использованием современных инфор-

мационных технологий. Используется более 1200 компьютеров, объединенных в локальную сеть, связывающую все учебные корпуса и имеющую открытый доступ в Интернет. В каждом учебном корпусе имеются залы видеоконференций, в которых осуществляется дистанционное обучение студентов ряда филиалов.

Университет имеет пять студенческих общежитий, учебную гостиницу на 120 мест, в которой проходят обучение студенты специальности «Туризм и гостиничное хозяйство», четыре студенческие столовые, два спортивных комплекса, два актовых зала. В каждом учебном корпусе и общежитиях выделены площади для организации досуга и проведения воспитательной работы со студентами.

Для любого вуза наличие корпоративной культуры - это показатель статуса. В ИНЖЭКОНе значительное внимание уделяется созданию особой общественной среды, которая сама по себе является воспитывающим фактором. Большое место в этом занимает работа по формированию единого информационного пространства. Создана видеостудия «ИНЖЭКОН», которая производит документальные фильмы о жизни университета, открыт музей истории университета, издаются университетская газета «Марата, 27», журнал «Вестник ИНЖЭКОНа ». Постоянно действуют несколько молодежных организаций.

Созданный механизм воспитательной деятельности помог нам в реализации на практике чрезвычайно трудной программы «Помощь детям Беслана». Наш вуз стал единственным, который добровольно взял на себя с 2004 г. обязательство принять в университетское сообщество детей, пострадавших в результате террористического акта 1-3 сентября 2004 г. В 2004/2005 учебном году в нашей базовой школе обучались 34 школьника 11-го класса средней школы № 1 г. Беслана, большинство из них стали студентами. В конце 2005 г. приехала вторая группа школьников - 27 человек, 25 из них стали студентами университета.

У нас есть собственная символика: эмблема, флаг, гимн.

В 2003 г. Ученым советом утвержден герб и Академический знак выпускника университета. К 100-летию вуза изготовлены юбилейная медаль и юбилейный знак. Прошел первый съезд выпускников, в котором приняли участие более 800 человек начиная с выпуска 1951 г. Летом 2006 г. в честь юбилея ИНЖЭКОНа наши выпускники совершили восхождение на Эльбрус (5642 м). В составе группы были: Мария Алифанова (выпускница 2003 г.), Лучший выпускник университета 2002 г., председатель профкома студентов Андрей Карпунин и Лучший выпускник университета 2006 г. Владимир Сергунин. На высочайшей вершине Кавказа и Европы был поднят наш флаг.

В главном учебном корпусе создана галерея портретов руководителей университета и замечательных деятелей науки, преподававших и преподающих в ИНЖЭКО-Не, Доска почета лучших выпускников университета, доска «Меценаты университета »; ежегодно пополняется галерея портретов почетных докторов университета.

ИНЖЭКОН гордится своими выпускниками и со многими из них поддерживает связь. Среди наших выпускников - председатель правления РАО «ЕЭС России» А.Б. Чубайс, генеральный директор холдинга «Северсталь-групп» А. А. Мордашов, председатель совета директоров ОАО «ЛОМО» А.С. Кобицкий. В целях сохранения преемственной связи поколений создана галерея портретов самых выдающихся выпускников.

Мы гордимся своим университетом!

Чтобы ценить свое настоящее, надо хорошо представлять свое будущее.

Михаил Генин

Мы дорожим нашим будущим, поэтому активно работаем над реформированием университета, основываясь на концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.

Мы понимаем, что перспективы университета определяются степенью интеграции нашего вуза в мировое и европейское образовательное пространство. С этой целью мы успешно реализуем многоступенчатую подготовку по различным направлениям, активно внедряем в практику подготовки включенное обучение, работаем над созданием сопоставимых единиц оценки знаний студентов и трудозатрат на их обучение.

Мы активно формируем и совершенствуем систему качества подготовки наших выпускников. Одним из основных направлений на этом пути является осуществление новой парадигмы, заключающейся в коренном изменении содержания и технологий подготовки студентов.

Мы видим будущее нашего вуза в ин-

теграции образовательной и научной деятельности.

Наш университет сейчас активно сотрудничает в этой области с Минобрнауки и правительством Санкт-Петербурга. Мы и впредь будем активно совершенствовать это направление.

Мы стремимся к установлению деловых отношений с работодателями и органами занятости. Они формируются на базе двусторонних и многосторонних договоров о творческом сотрудничестве.

Мы ставим себе серьезные задачи в деле воспитания наших студентов, в формирова-

нии их корпоративной культуры, стремимся к развитию студенческого самоуправления.

Отмечая 100-летний юбилей, мы строим планы и уверенно смотрим в будущее!

А. ФЕДОРКОВ, профессор, проректор по учебно -методической работе

Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет является важным учебно-методическим центром России. На его базе уже более 15 лет действует Учебно-методическое объединение (УМО) по образованию в области производственного менеджмента, которое объединяет в настоящее время более 600 вузов России и стран СНГ, готовящих специалистов для предприятий в области экономики и управления. В настоящее время за УМО закреплена многоотраслевая специальность 080502 «Экономика и управление

Во главе инженерноэкономического образования России

на предприятии (по отраслям)» и организационно-управленческая подготовка специалистов по техническим специальностям на едином образовательном пространстве нашей страны.

Деятельностью УМО по образованию в области производственного менеджмента руководит ректор ИНЖЭКОНа, доктор экономических наук, профессор Александр Иванович Михайлушкин. Он является председателем совета УМО и его президиума.

Роль УМО как крупнейшего государ-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.